3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы конспектирования учимся конспектировать с умом

6 способов конспектирования

Выберете удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Метод Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Биология.
  • Химия.
  • География.

Как использовать

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальных линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорд» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Этот метод схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен

  • При изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей.
  • Для сопоставления нескольких понятий.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.

Как использовать

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.

Метод нумерации

Суть заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • Геометрия.
  • Физика.

Как использовать

  • Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
  • Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
  • Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
  • Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен

  • При рассмотрении тем с одинаковыми критериями.
  • При конспектировании большого количества фактов.
  • Чтобы свести несколько элементов в одну систему.
  • Чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Биология.
  • География.

Как использовать

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Ученица «Домашней школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро и при этом структурировать информацию.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Химия.
  • Биология.
  • География.
  • Геометрия.
  • Физика.
  • Информатика.

Как использовать

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть; круг — прочитать в учебнике; знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Карта мыслей на первый взгляд кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее. Ведь во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и тем самым запоминаете.

Когда полезен

  • Для разбора больших сложных тем.
  • Для анализа литературных произведений.
  • При написании эссе.
  • В подготовке докладов.

Предметы

  • История.
  • Обществознание.
  • Литература.
  • Русский язык.
  • Английский язык.
  • Биология.
  • География.

Как использовать

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию, и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям, в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс всё эти элементы можно передвигать.

Методы конспектирования: учимся конспектировать с умом

Образец

Быстро и эффективно записать конспект со слов преподавателя, чтобы потом понять свои же закорючки и подготовиться к экзамену — непосильная задача для многих студентов. Перед сессией многие ксерокопируют и переписывают чужие труды вместо того, чтобы научиться самим правильно конспектировать.

В нашей статье мы расскажем о методах и приемах скоростного конспектирования, которые пригодятся не только в университете, но и в дальнейшей жизни.

Метод конспектирования Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук в середине прошлого века задался вопросом: как создать эффективную методику конспектирования лекций? И создал почти гениальный способ. Суть его заключается в том, чтобы вести записи на определенным образом размеченной бумаге. В итоге информация разложена по полочкам, главные идеи бросаются в глаза, и никакой путаницы в километровых записях не возникает.

Метод Корнелла прост как все гениальное

Корнелльский профессор предлагал не механическое перенесение слов лектора в тетрадь, а фиксирование главных тезисов темы с последующей самостоятельной доработкой текста.

Без собственных выводов и анализа содержания лекции корнелльский метод конспектирования не имеет смысла.

Как происходит работа над конспектом?

Работа делится на 3 этапа:

  • записываем важные моменты лекции;
  • делаем краткие пометки и замечания, возникающие по ходу лекции;
  • подводим итоги и проводим анализ — делаем собственные выводы по теме.

Образец 1

Помните, что каждую новую тему необходимо начинать с новой страницы, иначе запутаетесь и все ваши труды окажутся напрасными.

Метод Билла Гейтса

Билл Гейтс — создатель компании Microsoft, миллиардер и бывший самый богатый человек в мире (сейчас его место занимает владелец сервиса Amazon) разработал собственный метод скоростного конспектирования.

В 2003 году предприниматель Роб Ховард во время переговоров с Биллом Гейтсом обратил внимание на то, что, несмотря на свои миллиарды и возможность пользоваться новейшими гаджетами, Билл делал записи от руки.

Позже он поинтересовался, каким образом Билл организует свои записи. Оказалось, что тот делит лист блокнота на 4 блока и записывает в каждый связанные между собой данные.

Например, одна часть всегда занята вопросами, которые возникают по ходу переговоров или интервью. Вторая — основными мыслями, третья — краткими пометками и замечаниями, и, наконец, четвертая — примерами.

Напоминает метод Корнелла? Некоторые специалисты придерживаются мнения, что способ Билла Гейтса — не что иное, как переработанная методика Корнелльского профессора. Может, оно и так, но зато как удобно.

Главное — правильно распределить информацию

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт или mind mapping — популярная техника записи, суть которой заключается в том, что основной текст конспекта размещается в середине листа.

Проще говоря, вы пишете основную мысль или понятие в середине страницы, заключаете его в кружок или рамку (как вам удобнее) и начинаете с помощью стрелок, которые расходятся в разные стороны, записывать ключевые идеи и слова, связанные с основным понятием.

Если вы любитель мозговых штурмов и готовы научиться виртуозно менять цвета ручек (а они вам пригодятся, чтобы делать стрелки более заметными), то этот метод для вас.

Метод «стрелочек»

Метод предложений

Метод предложений очень схож со стандартным методом стенограммы. Суть его заключается в том, что вы пытаетесь записать все, что говорит преподаватель. Главное отличие от метода стенограммы — каждое предложение записывается с новой строчки и нумеруется по порядку.

Нумерация помогает не запутаться во время чтения конспекта и отсылает от одного предложения к другому с помощью одной маленькой пометки (например, «см. №69») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелках, которые перечеркивают пол страницы и вдобавок половину записей.

Ну а если осваивать эти методы конспектирования вам не хочется или не под силу, то студенческий сервис всегда готов прийти на помощь. Курсовые, дипломные, рефераты, контрольные и другие учебные работы — напишем все, что вы не законспектировали.

Моя вторая память: 5 необычных техник конспектирования

Катя Статкус

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Корнелла

Профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал свой знаменитый метод конспектирования в середине прошлого века. Чтобы воспользоваться им, вначале придется сделать соответствующую разметку на листе А4. Нужно провести две горизонтальные линии: одну вверху, чтобы отчертить место для заголовка и даты, а другую — внизу, чтобы под ней можно было записать пять-шесть предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице. В оставшейся средней части листа нужно провести еще одну длинную вертикальную линию, разделяющую его на две неравные колонки, — та, что слева, должна быть значительно уже той, что справа (рекомендуется делать ее шириной чуть больше шести сантиметров). По ходу прослушивания лекции или чтения учебника, делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы оставалась возможность в них еще что-то дописать. После лекции заполните левую колонку — выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле — в нескольких предложениях сформулировав суть своих записей на этой странице.

Этот метод конспектирования очень популярен в Америке, и в некоторых учебных заведениях его даже пытаются сделать обязательным. Он стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то , нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College» или посмотреть вот этот видеотьюториал.

Метод Билла Гейтса

В 2003 году молодой предприниматель Роб Ховард познакомился с Биллом Гейтсом и, явно находясь под большим впечатлением от этой встречи, написал о ней пост в свой блог. Пожалуй, больше всего читателей Ховарда поразило то, что во время переговоров Билл Гейтс (на минуточку, один из самых обеспеченных людей в мире) делал пометки сам, от руки, а не в ноутбуке. Ховард немного описывает и метод, которым Гейтс структурировал материал. Лист его блокнота был размечен на квадраты, в каждом из которых он записывал связанный определенной тематикой блок. Например, один из квадратов в нижней части листа был отведен на вопросы, которые появлялись у Гейтса по ходу переговоров. Некоторые блогеры считают, что квадраты Гейтса — это переработанный традиционный метод Корнелла, и призывают читателей подогнать эту систему под собственные нужды, а не просто стремиться скопировать стиль создателя «Майкрософта».

Метод ментальных карт (mind-mapping)

Mind-mapping — это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В кружочке или в рамочке прямо по центру страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать в новых кружочках ключевые слова и идеи, с ним связанные. Если вы собираетесь использовать этот метод, лучше запастись ручками как минимум трех разных цветов, чтобы делать более заметными разные ответвления. Главным популяризатором этой техники был Тони Бьюзан — английский психолог и телеведущий, который активно использовал метод ментальных карт в середине 1970-х годов в своей телепередаче «Use Your Brain». Сегодня к этому методу часто прибегают любители мозговых штурмов.

Метод предложений

Тем, кто пока не готов пробовать новые нелинейные методы конспектирования, можно посоветовать так называемый метод предложений. Он очень похож на стандартный метод стенограммы — когда вы просто пытаетесь зафиксировать на листе все, что говорит лектор. Отличие заключается лишь в том, что каждое предложение здесь нужно записывать с новой строчки и нумеровать его по порядку. Нумерация поможет легко сделать отсылку от одного предложения к другому с помощью всего лишь одной маленькой пометки (например, «см. №67») — больше не нужно разбираться в запутанных стрелочках, перечеркивающих половину записей.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования. В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.

Подробнее об этом методе можно прочитать в книге Скотта Янга «Learn More, Study Less».

Скоростное конспектирование

Скоростное конспектирование – весьма ценное умение, которое позволяет сжато и понятно фиксировать информацию. Особенно важно быстрое конспектирование лекций для студентов, которым приходится в оперативном режиме записывать все, что говорит преподаватель. Также этот навык будет полезен журналистам, секретарям и всем остальным, кто по роду занятия вынужден коротко фиксировать значительные объемы информации. В данной статье мы подробно изучим, как быстро конспектировать. Вы сможете убедиться, насколько полезным может быть этот навык, а также узнаете, как можно улучшить качество и скорость ведения конспектов.

Для студента правильное конспектирование лекций – отличная возможность в будущем восстановить в памяти определенный материал и подготовиться к экзамену. Это прекрасный способ упорядочивания полученных знаний в голове. Разумеется, недостаточно для эффективного обучения наличие всего лишь хорошего конспекта. Чтобы достигать в учебе достойных результатов, необходима и работа на занятиях, и собственные размышления, и анализ научных источников (в усвоении и запоминании информации при чтении текста поможет техника SQ3R). Однако конспект является своего рода базисом, который необходим для самостоятельного обучения. Качественное и быстрое конспектирование дает возможность полноценно воспроизводить полученную информацию. Вот почему каждый студент должен овладеть этим важным навыком.

Прослушивание и фиксирование в тетради лекции – достаточно сложная часть обучения в вузе. Внимательное восприятие и записывание материала являет собой достаточно интенсивную мозговую деятельность. Проблема в том, что внимание человека отличается неустойчивостью. Для максимальной сосредоточенности нужны некоторые волевые усилия. Вот почему не будет лишним время от времени проверять себя в этом отношении в процессе прослушивания материала. Правильное конспектирование способно развить ваш ум , внимательность , а также закрепить знания в голове.

Одним из основных принципов, которые нужно принять для того, чтобы понять, как конспектировать лекции, является осознание того, что конспект — это результат фиксирования только основной наиболее важной информации. При этом все лишнее не записывается. Нет смысла фиксировать в блокноте или тетради связные слова или комментарии автора. Без них целостность информации не будет утеряна, но при этом вы сэкономите время. Более того, их вы сможете восстановить в памяти, если зафиксируете на бумаге ключевые слова.

Также очень важно научиться продуктивно работать со своими записями. Это необходимо для эффективного обучения чему бы то ни было.

Стоит понимать, что каждый человек подает информацию по-своему. Соответственно и способы конспектирования будут разными. Среди возможных вариантов подачи информации можно выделить следующие:

  • Лектор предоставляет материал так, будто читает учебник;
  • Лектор много рассказывает по теме, при этом дает записать основные моменты. Такие преподаватели сегодня на вес золота;
  • Лектор заставляет записывать готовый конспект. При этом обучающиеся фиксируют все дословно. Такой способ подачи информации – один из самых непродуктивных.

Во всех случаях не стоит опускаться до примитивного записывания текста, который вы не пропускаете через себя. Нужно понимать то, о чем идет речь, даже если преподаватель далек от идеала.

Основные рекомендации по созданию конспекта

Так как правильно конспектировать сложнее, чем может показаться, имеет смысл воспользоваться следующими советами, чтобы улучшить эффективность обучения:

  • Записывать информацию необходимо в соответствии с пунктами плана лекции, разбивая весь текст на логические блоки. Стоит использовать нумерацию, чтобы четко понимать последовательность изложения. Не будет лишним предусматривать в конспекте красную строку;
  • Сокращайте ключевые термины до заглавной буквы, предварительно выделив их еще на этапе написания заголовка. К примеру, фраза «нематериальные ресурсы в структуре активов» может быть записана как «НР в структуре А». Если какие-то обозначения совпадают, имеет смысл пометить их кружком или любым другим опознавательным знаком;
  • Стержневые понятия, которые используются при изучении какой-то дисциплины достаточно часто, можно заменять специальными сокращениями, которые будут актуальны в пределах конкретного конспекта. Если думаете, что забудете обозначения, то не стоит лениться записать их в конце тетради;
  • Сокращение длинных распространенных слов позволяет ускорить процесс конспектирования. К примеру, слово «государство» можно заменить сокращенным «гос-во» и т.п.
  • Быстрое конспектирование не обходится без использования ваших собственных значков важности. Придумайте их сами или возьмите на вооружение следующие:
    • «!» — важно;
    • «?» — под вопросом;
    • «У» — смотреть учебник;
    • «ZB» — например;
    • «R» — перепроверить.
  • Обозначения основных понятий имеет смысл записывать отдельным абзацем, при этом выделяя его любым способом. Подчеркивание цветным маркером облегчает процесс запоминания;
  • Скоростное конспектирование требует использования математических обозначений. Очевидно, что писать «+» вместо «плюс» и «∑» вместо «сумма» в разы продуктивнее;
  • Не стоит пренебрегать общепринятыми аббревиатурами. Заменять термин типа «система управления базами данных» на «СУБД» является обязательным;
  • Так как быстро конспектировать не всегда получается, можете время от времени пропускать гласные буквы. Будьте уверены, что точно поймете смысл слов при таком способе фиксирования информации;
  • Если вы владеете английским или любым другим языком, то можете заменять длинные слова на более короткие иностранные.
  • Периодизации и классификации лучше записывать в виде диаграмм и схем;

Таким образом, теперь вы знаете основные правила конспектирования. Эти навыки помогут сделать ваши записи более понятными, а время на фиксацию информации сократить в разы.

Эти умения могут использоваться не только в вузе, но и при посещении курсов дополнительного профессионального образования , семинаров, тренингов и разного рода конференций. Зная, как правильно конспектировать, вы сможете легко освоить большой объем информации, сделав ее сжатой, простой и понятной.

В качестве заключения нужно добавить, что правила конспектирования не ограничиваются вышеперечисленными. Вы можете находить все более продуктивные методы фиксирования информации сами. Запомните, конспект являет собой сжатую запись письменного или устного текста, которая создается с целью последующего личного использования. По этой причине одинаковых конспектов у разных людей быть не может. Не стоит полностью перенимать чьи то методы, надо создавать свой уникальный.

Статья: «Методика обучения конспектированию»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Методика обучения конспектированию.

Работа по формированию умения конспектировать включает несколько основных моментов .

Сообщение теоретических сведений о конспектировании, о конспекте как особом виде текста.

Беседа о значении конспекта (конспект помогает накапливать и систематизировать знания, осмысливать услышанное и прочитанное);

Как вообще вы относитесь к конспектированию?

Что такое конспект?

Конспект – это особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике (исходном тексте). Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной информации. Письменная фиксация этой информации избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к самому источнику.

Конспект вторичен по отношению к первоисточнику, это самостоятельный вторичный текст. Как всякий текст он обладает его определенными признаками – содержательной, смысловой и структурной. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с коммуникативной установкой пишущего. В конспекте можно выделить определенные структурно-смысловые части, но выбор и порядок этих частей произволен, не всегда совпадает с тем, что есть в исходном тексте.

Какие бывают конспекты?

По объему ( по степени сжатия ):

фиксируются доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративный материал

По количеству перерабатываемых источников – монографические (составленные по одному источнику), свободные, обзорные (по нескольким источникам на одну тему).

По степени эквивалентности первоисточника:

интегральный – предает все основные положения и важные смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника. Такой конспект эквивалентен источнику.

селективный включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основные положения первоисточника. Этот конспект носит индивидуальный характер.

Что такое конспектирование?

Это специальная переработка информации, ее «свертывание»; конспектирование включает в себя моменты: аудирование (слушание); чтение и письмо.

В зависимости от способа предъявления информации различаются: конспектирование на основе чтения и конспектирование устной речи.

Основные этапы процесса конспектирования (усвоение способов отбора, переформулировки и фиксации информации):

определение основных мыслей;

выявление опорных слов;

умение мысль выразить своими словами, сжато;

конспектирование по плану;

определение разных типов конспекта.

Конспектирование зависит от скорости письма. Можно использовать сокращение слов.

сокращенное слово должно легко восстанавливаться (гос-во, уч-ся, сущ., прил.);

словарный состав источника, как правило, превышает словарный запас конспектирующего. «Новые» слова лучше записывать полностью, чтобы они быстрее и легче вошли в словарный запас конспектирующего;

целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры;

разумно использовать общепринятые знаки:

можно применять индивидуальные сокращения, которые могут понятны лишь самому автору;

очень важно использовать подчеркивание, выделение цветом, обратить внимание на абзацы; особое расположение материала.

Эффективная техника конспектирования. Метод Корнелла

Этот метод разработал преподаватель Корнелльского университета (Cornell University, США), профессор Волтер Паук (Walter Pauk).

Преподаватель предложил своим ученикам методику быстрой записи лекции на бумагу. Американским студентам новшество пришлось по душе, и метод Корнелла (так назвали предложение Паука) стали применять учащиеся и других стран.

На лекциях в школе и университете ученики всегда стараются успеть за преподавателем и отобразить всю лекцию на бумаге. Однако запись под диктовку не имеет никакого отношения к конспектированию лекций.

Профессор Паук в своей методике предлагает фиксировать главные тезисы темы с последующей самостоятельной доработкой текста. Этот метод подходит не только для конспектирования лекций, а также для встреч и совещаний, для планирования недели и подготовки к выступлениям.

Работа над материалом проходит в три этапа:

  • Запись важных моментов лекции.
  • Краткие пометки, замечания, возникающие по ходу предмета.
  • Итог — домашний анализ пройденного, выраженный несколькими фразами.

Подготовка

Для организации заметок по методу Корнелла подойдёт любой блокнот. На листе нарисуйте жирную горизонтальную линию на 5 см выше нижнего края. Затем добавьте жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 см от левого края. В итоге получится лист, разделённый на три секции:

  • Правая — для заметок.
  • Левая — для основных мыслей и вопросов.
  • Нижняя часть — резюме.

Можно разлиновать блокнот/тетрадь самостоятельно, скачать уже готовые листы в интернете или купить в канцелярском магазине записные книжки для заметок по методу Корнелла.

Мктод Корнела для лекций

Основные идеи лектора заносите в правую колонку. Буквально записывать слова не нужно, достаточно выделить ключевой момент. Главное правило метода Корнелла: меньше — лучше. Рекомендуется использовать личную система сокращений. Оставляйте пробелы после предложений. Позже заполните их своими фразами.

В левой колонке в течение урока вставляйте возможные вопросы по теме: «Почему это произошло? Когда случилось?».

Дома вернитесь к своим заметкам, заполните пробелы в основной колонке и запишите личные выводы в резюме. Без этой доработки метод Корнелла становится бесполезным, обращая ваш труд в обычное конспектирование. Если вы сможете написать резюме, значит, материал вы усвоили. Используйте диаграммы и таблицы. Наглядные картинки упрощают понимание материала.

Не стоит стараться записывать лекцию на одном листе, разделите её на логические части. Если не получилось перенести новый кусок на следующую страницу, отчеркните его жирной линией. Резюмировать можно лекцию целиком или её отдельные главы.
По заметкам, сделанным при помощи метода Корнелла, легко готовиться к экзаменам.Попробуйте устроить себе тест: закрыть правую половину листа с заметками и объяснить каждый тезис лекции из левой графы.

Метод Корнелла на встречах и собраниях

Правая графа — записи, сделанные по ходу встречи или разговора.

Левая графа — основные идеи встречи, которые вы записываете уже после, анализируя свои записи.

Ваши записи почти наверняка будут сумбурными. Это ведь не лекция. Собеседник может сбиваться, перескакивать с темы на тему, терять мысль.

Возможно, встреча даже покажется вам бесполезной, пока вы не проанализируете её и не выделите основные тезисы.

Резюме — итог встречи.

Метод Корнелла для подготовки к выступлениям

Левая графа («Основные мысли») — тезисы выступления.
Правая графа («Заметки») — раскрытие тезисов (кратко). Пометьте моменты, о которых
обязательно надо упомянуть.
Резюме — главная мысль доклада.
Расписывая вручную тезисы, вы ещё раз их обдумаете, запомните. А перед выступлением сможете за несколько минут повторить доклад.

Метод Корнелла для планирования недели

Левая графа — планы на неделю.
Правая графа — разбивка планов на мелкие дела.
Резюме — главная цель недели.

Этот метод конспектирования стимулирует студентов перечитывать свои конспекты, дополнять их и перерабатывать. Но, если студент не возвращается к своим записям, какой-то особой пользы от подобного оформления материала, в общем-то, нет.

Подробнее о методе Корнелла можно почитать в книге его создателя Вальтера Паука «How to Study in College».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×