0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Международное общество сознания кришны исккон

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ (ИСККОН)

«Международное общество сознания Кришны» (англ. аббревиатура — ISKCONInternational Society for Krishna Consciousness), объединившее последователей кришнаизма (вайшнавизма), зарегистрировано в 1966 г. Бхактиведантой Свами (1896-1977). Фактически МОСК стал миссионерским преемником сампрадаи Брахма-Мадхва-Гаудия, одной из четырех сампрадай, т.е. ученических преемственностей, по которым испокон веков передается ведическое знание (существуют еще Шри-сампрадая, Кумара-сампрадая и Рудра-сампрадая). Все эти ветви индуизма называют вайшнавскими, так как в их основе лежит поклонение Высшей божественной личности Вишну (Кришне).

Школу вайшнавизма под названием Гаудия (от древнего названия Бенгалии), к которой принадлежал Шрила Прабхупада, основал в Бенгалии 500 лет назад Шри Чайтанья (1486-1524). Эта преемственность связана со школой Мадхвы (1281-1360), а также с еще более древней школой Шри-вайшнавов Рамануджи (1017-1137).

Начиная с 70-х гг. XX в. благодаря деятельности А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которому фактически впервые в истории удалось принести и широко распространить древнюю науку бхакти-йоги (любви к Богу) в странах Запада, вайшнавизм переживает возрождение как в самой Индии, так и за ее пределами. Ачарью-основателя Общества сознания Кришны Бхактиведанту Свами Прабхупаду почитают в Индии как святого. Его именем названы улицы крупных городов и различных учреждений, а в 2015 году в Калькутте по случаю празднования 50-летия ИСККОН была установлена уникальная скульптурная композиция, состоящая из двух частей и символизирующая отъезд Прабхупады на судне «Джаладута» в Америку в 1965 году. Памятник состоит из двух частей – вторую часть диптиха установят в Бостоне на пирсе Содружества, месте, где Шрила Прабхупада впервые ступил на землю Америки.

ИСККОН в РОССИИ

Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) — самая крупная российская индуистская организация, объединяющая (по данным Минюста на 1 января 2016 г.) 79 зарегистрированных общин и свыше 400 малых духовных групп в более чем 120 городах страны общей численностью не менее 30 тыс. последователей и не менее 150 тыс. интересующихся этой философией и культурой. Количество активных последователей достигает 11 тыс. человек.

Развитие традиции сознания Кришны в России началось в 1971 г. после приезда в Москву Бхактиведанты Свами Прабхупады.

СУТЬ ВЕРОУЧЕНИЯ

Суть вероучения вайшнавов в том, что все мы — вечные души, рождающиеся в различных материальных телах, потому что забыли о своей высшей духовной природе. Целью же человеческой жизни является пробуждение в себе любви к Богу и обращение к преданному служению Ему.

ИСККОН В ЦИФРАХ

Современный ИСККОН насчитывает:

— 602 духовных центра по всему миру

— 65 сельскозяйтственных ферм и экопоселений

— 54 образовательных учреждения, включая начальные школы, средние школы и высшие учебные заведения

— 110 вегетарианских ресторанов

— 75 тысяч последователей, имеющих духовное посвящение (принявших обеты)

— 7 миллионов последователей, посещающих храмы и духовные центры

— 2 тысяч малых (домашних) групп духовного общения (бхактиврикш), включающих около 30 тысяч последователей

— 516 миллионов изданных и распространенных духовных книг

— 3 миллиарда розданных по всему миру порций прасада (освященной вегетарианской еды)

— 1 миллион 200 тысяч ежедневных порций прасада для детей в рамках программ «Полдник» и «Аннамрита» благотворительного фонда ИСККОН по раздаче бесплатной еды

— 1 тысяча уличных харинам каждую неделю

— 6 тысяч вайшнавских фестивалей, таких, как Кришна Джанмаштами, Рамнавами, Ратхаятра и др. в храмах и духовных центрах ИСККОН

— 210 тысяч километров падаятр (пеших и других передвижных групп санкиртаны (проповеди), побывавших в 52 тысячах городов, поселков и деревень в 110 странах мира.

7 ЦЕЛЕЙ ИСККОН

Регистрируя Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада определил его цели и задачи следующим образом:

1. Систематически распространять в массах духовное знание и обучать людей методам духовной практики для восстановления нарушенного равновесия в системе ценностей общества, обеспечения подлинного единства всех людей и установления мира во всем мире.

2. Проповедовать философию сознания Кришны, изложенную в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

3. Сблизить членов общества друг с другом и приблизить их к Кришне — изначальному Высшему существу, и, тем самым, дать возможность членам общества и всем людям осознать, что каждая душа является неотъемлемой частицей Бога (Кришны).

4. Распространять и поощрять движение санкиртаны — совместное воспевание святого имени Господа, следуя указаниям Господа Шри Чайтаньи Махапрабху.

5. Построить для членов общества и всех людей город в одном из святых мест, где проходили трансцендентные игры Кришны, Верховной Личности Бога.

6. Объединить членов общества в единую семью и научить их более простому и естественному образу жизни.

7. Для достижения вышеупомянутых целей издавать и распространять периодические издания, журналы и книги.

Группа

ISKCON

Информация

Описание: Самоосознание — это серьезная работа. Преданные знают это, поэтому одно из их качеств — серьезность и отсутствие склонности к легкомыслию. Сознающий Кришну человек интересуется только верным служением Кришне, и никаких посторонних мыслей у него нет. Показать полностью… Его разум постоянно занят поиском наилучших способов исполнения любовного трансцендентного служения Кришне, поэтому у него нет времени бездельничать. Праздный ум — мастерская дьявола. Это очень верное замечание. Мы должны всегда помнить, что майя и Кришна идут рука об руку, как идут рука об руку свет и тень. Если человек не стоит на солнце, на свету, он, тем самым, пребывает в тени. Поэтому мы не должны быть беспечными, но должны двигать свое дело серьезно и искренне, тогда можно не сомневаться в том, что желаемый результат будет достигнут.

(ПШП Джагадише, 17 ноября 1970)

В связи с законом регулирующим миссионерскую деятельность, мы вынуждены отметить, что данная группа создана частными лицами от своего имени и существует исключительно для общения и информирования последователей гаудия-вайшнавизма в традиции ИСККОН (ISKCON) Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и не преследует целей вовлечения иных лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данной традиции в состав каких бы то ни было религиозных объединений.

Другое

Действия

5 877 записей Показать все записи

Полное счастье — это значит полная свобода. Пока мы не полностью счастливы, мы прикованы цепью, мы в ловушке и мы не свободны. Только будучи абсолютно счастливыми, мы на самом деле свободны. Таким образом только в сознании Показать полностью… Кришны мы можем быть по-настоящему свободными, потому что нигде больше мы не можем быть абсолютно счастливыми.

Так здорово осознавать, что преданное служение выполняется добровольно. Это делается по свободной воле, и никто не принуждается на этом пути. Служение может быть нашей жизнью, но это наш выбор, ведь Кришна не принуждает нас. Он даёт нам выбор — просто служить или нет — по нашему собственному желанию. Но в преданном служении мы добровольно берём на себя ответственность, и эта ответственность свяжет нас. Но в то же время мы можем отказаться от всего этого в любой момент. Это потому, что мы не подписываем никаких контрактов, мы не обязаны, мы можем уйти в любое время, когда захотим. Кто может остановить нас? Но так или иначе, мы берём на себя обязательства перед Кришной, потому что мы сами желаем этого, потому что мы хотим это делать. Потому что мы знаем, что Кришна достоин.

(Е.С. Кадамба Канана Свами, 8 апреля 2019 года, Амритсар, Индия, Шримад Бхагаватам, 1.6.37)

Движение Господа Чайтаньи принимает всех людей, но это не оправдание тому, чтобы оставаться такими, какие мы есть. Мы приносим все эти негативные вещи с собой, в нашей ручной клади. Это точно так же, Показать полностью… как когда вы летите на Ryanair («крупнейшая бюджетная авиакомпания в Европе» — прим. переводчика), вы надеваете пальто с большими карманами и заполняете все возможные карманы вещами, потому что вы не собираетесь позволить им содрать с вас ваши деньги за этот лишний маленький килограмм. Ни за что! Есть преданные, у которых есть специальные жилеты со специальными карманами; как жилет на сорок килограмм. Так или иначе, такое случается, но в какой-то момент мы говорим: «А действительно ли нам нужно столько багажа?»

Если вы постоянный путешественник и каждый раз, когда у вас есть лишние килограммы, вы вынуждены обманывать! Вы кладёте свой чемодан на весы, чтобы его взвесили, и в то же время вы держите конец чемодана немного навесу, приподняв его ногой, и так экономите пять килограмм, вот так запросто, а если ты сильный, — а то ещё и больше. При посадке в самолёт используется так много трюков, когда мы хотим взять с собой дополнительный багаж.

И это то, что мы делаем здесь в этом движении, в нашей духовной жизни — мы просто привносим этот лишний багаж, который несёт столько ненужного веса. Таким образом в нашем движении много этого балласта. Я знаю людей, которые прекрасно говорят: «Харибол! Джайя! Нектар! Блаженство, прабху!». И которые могут предложить цветы в нужный момент, но они не повторяют шестнадцать кругов. Это балласт, мёртвый вес, и такого рода общество делает наше движение тяжёлым. Когда мы живём в обществе, где есть много людей, которые не очень активно занимаются духовной деятельностью, тогда это создает обузу и отягощает всё общество в целом.

(Е.С. Кадамба Канана Свами, 17 января 2012 года, Радхадеш, Бельгия, Шримад Бхагаватам, 5.18.9)

«Вибха̄варӣ Ш́еш̣а» Ш́рӣлы Бхактивинода Т̣ха̄кура

вибха̄варӣ ш́еш̣а, а̄лока-правеш́а,
нидра̄ чха̄д̣и’ ут̣хо джӣва
боло хари хари, мукунда мура̄ри, Показать полностью…
ра̄ма кр̣ш̣н̣а хайагрӣва

(1) Ночь подходит к концу и наступает рассвет. Пробудись же, душа, сейчас не время спать! Воспевай святые имена Господа Хари, дарующего освобождение, врага демона Муры, Высшего Наслаждающегося, Всепривлекающего; Того, Кто явился как воплощение с головой лошади, Хаягривы!

нр̣сим̇ха ва̄мана, ш́рӣ-мадхусӯдана,
браджендра-нандана ш́йа̄ма
путана̄-гха̄тана, каит̣абха-ш́а̄тана,
джайа да̄ш́аратхи-ра̄ма

(2) Господь Хари воплотился как получеловек-полулев, Нрисимха. Он явился как карлик-брахман по имени Упендра, сразивший демона Мадху. Он — возлюбленный сын царя Враджи Нанды Махараджа, а Его тело тёмного цвета. Он поверг ведьму Путану и уничтожил демона Кайтабху! Слава Господу Хари, явившемуся как Господь Рама, сын царя Дашаратхи!

джаш́ода̄ дула̄ла, говинда-гопа̄ла,
вр̣нда̄вана пурандара
гопӣ-прийа-джана, ра̄дхика̄-раман̣а,
бхувана-сундара-бара

(3) Он — любимый сын матери Яшоды. Он доставляет радость коровам, земле и духовным чувствам. Он — защитник коров. Он — Повелитель леса Вриндавана, возлюбленный гопи и Радхики, Он — самый прекрасный во всем творении!

ра̄ва̄н̣а̄нтакара, ма̄кхона-таскара,
гопӣ-джана-вастра-ха̄рӣ
враджера ра̄кха̄ла, гопа-вр̣нда-па̄ла,
читта-ха̄рӣ бам̇ш́ӣ-дха̄рӣ

(4) В облике Рамачандры Он победил царя Равану. Когда Он явился как Кришна, то воровал масло у старших гопи и похищал одежды юных гопи, когда те купались в Ямуне. Он — пастушок Враджи и защитник пастушков. Он похищает сердца и не расстаётся с флейтой!

джогӣндра-бандана, ш́рӣ-нанда-нандана,
браджа-джана-бхайа-ха̄рӣ
навӣна нӣрада, рӯпа манохара,
мохана-бам̇ш́ӣ-биха̄рӣ

(5) Господу Кришне, сыну Нанды, поклоняются лучшие из йогов. Он уносит все страхи жителей Враджи! Цвет Его очаровательного тела схож с цветом грозовой тучи. Прогуливаясь и играя на Своей флейте, Он необычайно привлекателен!

джаш́ода̄-нандана, кам̇са-нисӯдана,
никун̃джа-ра̄са-вила̄сӣ
кадамба-ка̄нана, ра̄са-пара̄йана,
вр̣нда-випина-нива̄сӣ

(6) Он — сын Яшоды и победитель царя Камсы! Он кружится в танце раса в рощах Враджи. Увлечённый этим танцем под сенью деревьев кадамба, Кришна развлекается в лесу Вриндавана.

а̄нанда-вардхана, према-никетана,
пхула-ш́ара-джоджака ка̄ма
гопа̄н̇ган̣а̄ган̣а, читта-винодана,
самаста-гун̣а-ган̣а-дха̄ма

(7) Он дарует счастье Своим преданным. Кришна — неиссякаемый источник любви и трансцендентный Купидон, направляющий Свои цветочные стрелы в сердца гопи, чтобы разжечь их жажду любви! Он — отрада сердец гопи и обитель всех удивительных качеств!

джа̄муна-джӣвана, кели-пара̄йана,
ма̄наса-чандра-чакора
на̄ма-суддха̄-раса, га̄о кр̣ш̣н̣а-джаш́а,
ра̄кхо вачана мана мора

(8) Господь Кришна — сама жизнь реки Ямуны! Он всегда поглощён любовными играми. Он словно сияющая луна для гопи, которые, подобно птицам чакора, живут благодаря лунному свету! Мой ум, прислушайся к этим словам и прославляй Шри Кришну, воспевая Его святые имена, исполненные нектарной сладости!

Бхаджан «Вибха̄варӣ Ш́еш̣а» поют во Вриндаване в Кришна-Баларама Мандире во время Мангала Арати. Ниже прикреплён аудиофайл этого бхаджана в исполнении Е.С. Кадамба Кананы Свами.

Международное общество сознания Кришны

Международное общество сознания Кришны

Сектантское движение в индуизме, базирующееся на учении о Кришне как верховном божестве. Основано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году.

В мире существует множество религиозных течений восточной ориентации. Новоявленные пророки и гуру широко используют термины и положения древних индийских верований для объяснения своих идей и привлечения адептов. При этом они могут достаточно вольно обращаться с индуизмом и ведической традицией. Ведь как бы американцы, немцы, русские ни восхищались древней мудростью, облаченной в экзотические одежды, ничего они в ней, как правило, не понимают.

Именно потому многим нашим соотечественникам Кришна, давно пребывающий у всех на слуху, кажется теперь едва ли не главнейшим божеством индуизма, хотя это и не так.

Основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада, урожденный Абхай Чаран Де, родился в Калькутте в 1896 году. Он изучал английский язык, экономику и философию в местном университете и некоторое время был достаточно успешным бизнесменом. В 1922 году Прабхупада встречает своего духовного учителя Бхактисиддханту Сарасвати Госвами, довольно известного гуру, учение которого находилось в русле кришнаитского течения в индуизме. Надо сказать, что в Индии, в отличие от других стран, где подобные учителя, как правило, подвергаются проклятиям со стороны официальной церкви, такие отделившиеся гуру не объявляются «еретиками» и обычно не преследуются.

Якобы по поручению своего учителя Прабхупада начинает нести свет учения иноземцам. Он пишет комментарий к «Бхагавадгите» (входящей в шестую часть книги «Махабхарата» – индийского аналога Библии), представляющей собой наставления бога Кришны, которые тот давал одному из главных героев эпоса, и в 1944 году начинает издавать журнал «Обратно к Богу» на английском языке. Через несколько лет Шрила Прабхупада, по индуистской традиции, отходит от семьи, чтобы уделять больше времени духовной жизни, а еще через некоторое время принимает «саньясу» – «отречение» и начинает работать над многотомным переводом «Шримад Бхагаватам» – древних религиозных стихов – на английский язык.

В 1966 году Прабхупада, неся «свет» людям Запада, основывает Международное общество сознания Кришны (MOCK) в Нью-Йорке.

Для того чтобы понять, что же такое кришнаитство, необходимо разобраться, что собой представляет индуизм вообще. Характерными чертами индуизма являются многобожие, вера в переселение душ и карму, и базируется он, в первую очередь, на древних религиозных текстах – «ведах». Главными почитаемыми богами в этой религии являются Брахма – создатель, Шива – разрушитель и Вишну – хранитель. Индуизм достаточно веротерпим, порицает убийство живых существ, содержит принцип ненасилия.

Учение о Кришне развил в XVI веке гуру Чайтанья Махапрабху. Кришна – восьмое воплощение (аватар) бога Вишну, в котором тот побеждает демонического сына Касну. В мифологии Кришна представлен в двух основных образах: с одной стороны, это мудрый царь – воин, с другой – любвеобильный юноша, проказник-пастушок. В «Бхагавадгите» Кришна, играя роль возничего, объясняет воину и другу Арджуне принципы любви к Богу и открывает многие тайны бытия.

Череда последователей передавала учение о Господе Кришне до XX века. Одним из последних учеников был Сарасвати. А Прабхупада утверждал, что он наследник своего гуру. (По заслуживающей доверия версии Сарасвати перед смертью назначил 12 преемников, но нашего героя среди них не было.)

Зерна учения Прабхупады пали в благодатную почву, поскольку свою работу в США он начинал в среде хиппи и именно тогда, когда в шестидесятых повальное увлечение LSD – мощнейшим психоделическим веществом-галлюциногеном – способствовало разговорам об «иных мирах», «высших реальностях». Движение кришнаитов имело огромный успех. Однако когда индийский гуру начал деликатно проповедовать своим ученикам пользу медитации (естественным путем измененное состояние сознания, достигаемое с помощью долгих, часто многолетних духовных практик) и бесполезность видений, вызванных искусственно, к чему добавились довольно суровые требования классического индуизма – вегетарианство, половая сдержанность и т. д., – большая часть последователей отсеялась. Тем не менее, до самой смерти Прабхупада продолжал совершать вояжи по всему миру, а в 1980-е годы количество продолжателей его дела только в США приблизилось к 20 тысячам.

Для решения спорных вопросов, а также контроля за чистотой духовных принципов в организации был создан коллегиальный орган управления – Всемирный Совет, в который вошли лучшие ученики Шрилы Прабхупады. Отдельные организации Международного общества обладают довольно широкой автономией.

Решения Всемирный Совет принимает путем голосования. Духовное руководство осуществляют учителя (гуру). Будущий ученик сам может выбрать из них того, кто, по его мнению, будет ему лучшим духовным наставником.

Можно говорить, что члены Общества сознания Кришны более склонны к единобожию, чем традиционные индуисты. Для них Кришна – это всё и вся. Они с удовольствием рассказывают о подробностях его жизни на земле, но обязательно поясняют эти события как проявление того или иного свойства Бога: то ли его безграничные возможности, то ли мудрость, то ли озорство и веселость. Как бы ни странно это звучало для традиционных христиан, но именно последние качества занимают одно из лидирующих мест в образе Кришны. Сектанты говорят, что Кришна – это «Бог на отдыхе», в неофициальной, так сказать, обстановке. Соответственно, с этой личностью Господа намного проще иметь дело.

Главный элемент кришнаитства – бескорыстная любовь и служение Господу Кришне. Первое и основное требование – верить в Кришну и любить его. Эта практика носит название «бхакти». Бхакти позволяет человеку постичь Кришну и тем самым освободиться от пут материального мира. Необходимо, в частности, слушать и петь хвалу Господу, посвящать ему все свои земные заботы и саму жизнь, размышлять над божественным поведением и делами Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Даже повседневное принятие пищи у кришнаитов – особая церемония, поскольку каждое приготовленное блюдо должно быть сначала предложено Богу Кришне (потому и соответственно подготовлено), а уж затем съедено самими сектантами.

Другой немаловажный обряд – санкиртан. Одетые в традиционные индийские (независимо от национальности сектанта) одежды, мужчины и женщины громко поют и танцуют (причем танцы мужчин переходят в буйные пляски), освобождаясь таким образом от подавленных желаний и эмоций.

Важное место в учении занимает положение об иллюзорности всего материального мира (учение о «майе» – иллюзии). Истина же кроется в мире духовном, а узнать о нем можно, только обратившись к авторитетным источникам, т. е. к индийским книгам, автором или переводчиком которых был сам основатель МОСК.

Кришнаиты, как и все индуисты, верят в то, что в этой жизни нет ничего особо ценного (за исключением шанса навсегда от нее освободиться и веры в Бога, разумеется), что человек, запутавшись в призрачном мире желаний и страстей, переживает цепь материальных перевоплощений, спасение от которых (и, соответственно, от страданий, им сопутствующим) является главной целью любого живого существа. Верят в то, что наша планета относится к так называемым «средним мирам», в которые попадают души либо из-за каких-то собственных промахов – «падшие сверху», – либо за хорошие поступки – «поднявшиеся снизу»; что путь в духовный мир лежит только через перевоплощение на планете, подобной Земле (единственно, чем и ценно человеческое рождение). Потому сектанты, отказываясь от секса, чтобы не потакать собственной похоти – очередной иллюзии, созданной майей, – не отказываются от воспроизведения на свет потомства (исключительно в браке), ибо таким образом Бог дает шанс другим сущностям освободиться.

В практике поклонения Кришне (в отличие от христианства) не принято что-либо просить у Бога, поскольку человек в любом случае получит то и только то, что сам себе уготовил собственными поступками и поведением в прошлых жизнях. Молитва кришнаита – это восхваление Всевышнего, и главная молитва (мантра) члена секты звучит следующим образом: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Объектами поклонения выступают всевозможные фигурки, статуэтки, рисунки с изображением Господа Кришны: считается, что Бог находится абсолютно во всех существах и предметах, соответственно, отчего бы ему не быть в скульптурной форме, его же изображающей? Статуэтка или изображение Кришны обязательно присутствует в доме каждого кришнаита; они относятся к ней, как к главному члену семьи: «кормят», купают (причем вода, или молоко, обычно использующееся с этой целью, считается священным напитком сектанта), укладывают «спать» вечером и «будят» по утрам. Вместе с этим кришнаиты учатся любить божество родительской любовью, то есть бескорыстно и самопожертвенно.

В индуизме вообще и в MOCK в частности необычайно важной является роль учителя. Верность гуру и беспрекословное ему подчинение – одна из главных составляющих успешного служения.

Полное понимание вероучения может получить только тот, кто вступит в ашрам (храм-монастырь), где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают с внешним миром, получают новые духовные имена. Мужчины бреют головы, оставляя сзади небольшую косичку. На переносицу специальным составом наносится особый защитный знак – тилак – в форме буквы «у»; на шею надеваются бусы, изготовленные из древесины священного растения туласи, что тоже носит защитную функцию (но теперь уже на случай смерти).

Финансируется организация кришнаитов за счет пожертвований членов общины и частных лиц, продажи книг, другой литературы, видеокассет.

Сегодня MOCK представляет собой мировую конфедерацию, состоящую из сотен храмов, десятков сельхозобщин, школ (гурукул) и ресторанов традиционной кухни в 70 странах мира.

Несмотря на то что кришнаиты часто говорят о древних ведических традициях, традиционные индуисты с ними каких-либо отношений не поддерживают, а в храмы не пускают.

Международное общество сознания Кришны — International Society for Krishna Consciousness

  • 850 храмов и центров по всему миру

Международное общество сознания Кришны ( МОСК ), известный в просторечии как движение Харе Кришна или кришнаитов , является Гаудия вайшнав индус религиозная организация. МОСК была основана в 1966 году в Нью — Йорке по А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады , известным своим последователям как Гуру и духовным учителем. Его основные убеждения , как говорят, основаны на некоторых индуистских писаниях , в частности Бхагавадгиты и Бхагавата Пуране , и традиции гаудия — вайшнавизма , которая имела приверженцев в Индии , начиная с конца 15 — го века и американских и европейских новообращенных с начала 1900 — х годов в Северной Америка. В Западной Вирджинии, в дворец Прабхупады золота в настоящее время является святыней для основателя, который умер в 1977 году.

Движение было предметом споров. Она помечена сект многих антикультовых организаций, но Нью-Йорк Верховного суд штат рассматривает его как «добросовестную религию». МОСК также столкнулся с многочисленными обвинениями в жестоком обращении с детьми, что ее лидеры признали.

Организация была создана для распространения практики бхакти — йоги , в котором этот привлеченный ( бхакт ) посвящают свои мысли и действия , ведущие к приятным Кришне , их Верховному Господу . Его наиболее быстрое разложение в членстве в 2007 было в Индии , и особенно после распада Советского Союза, в России, Украина и остальной части бывшего Советского выровненных государств Восточной Европы и Центральной Азии.

содержание

История и вера

Преданные ИСККОН следуют ученической линии Гаудия вайшнавов Бхагавата и являются крупнейшим филиалом Гаудия вайшнавизма . Вайшнавизма «поклонение означает Вишну », и Гауда относится к области , где эта конкретная ветвь вайшнавизма возникла в Гауда регионе Западной Бенгалии . Гаудия вайшнавизма имел последователей в Индии, особенно в Западной Бенгалии и Odisha , за последние пятьсот лет. Бхактиведанта Свами диссеминированный Гаудия вайшнавы теологию в западном мире через обширные сочинения и переводы, в том числе Бхагавадгитов , Шримад Бхагаватов ( Бхагават Пурана ), Чайтаньи Чаритамритов и других писаний. Эти работы теперь доступны в более чем семидесяти языках и служить писаниями МОСКА.

Кришна описывается как источник всех аватар Бога. Таким образом , преданные ИСККОН поклоняются Кришне как высшая форма Бога, сваям бхагаваном , и часто называют его «Верховной Личности Бога» в письменной форме, которая была фраза придуман Прабхупады в его книгах на эту тему. Для преданных, Радха представляет божественную женскую коллегу Кришна, оригинальную духовную потенцию и воплощение божественной любви. Индивидуальная душа является вечной личной идентичности , которая в конечном счете не сольются в любой бесформенный свет или аннулированию как предложено монистической ( Адвайта ) школ индуизма . Прабхупад наиболее часто предлагает Санатан-дхарму и Варнашрам дхарму как более точных названия для религиозной системы , которая принимает ведическую власть. Это монотеистическая традиция , которая имеет свои корни в теистической Веданте традиции.

Проповедь деятельность

МОСК выступает за проповедь. Пользователи пытаются распространить сознание Кришны, в первую очередь петь мантру Харе Кришна в общественных местах и продавать книги , написанные основателем. Оба эти мероприятия известны в движении как Санкиртаны . Проповедь Street является одним из наиболее заметных деятельности движения. МОСК уличные евангелисты иногда приглашают представитель общественности к воспитательной деятельности, например, еда с сопровождающим разговором.

Исследование , проведенное Э. Берк Rochford младший в Университете Калифорнии обнаружили , что существует четыре типа контакта между теми , кто в МОСК и потенциальных членов. Те индивидуально мотивировано контакт, контакт сделанный с членами в общественных местах, контакт сделал через личные связи и контакты с сочувствующими движения , которые сильно стимулировать людей присоединиться. Согласно учению Чайтаньи Махапрабху , один не должен быть рожден в индуистской семье принять практику. Есть МОСК сообщество по всему миру со школами, ресторанами и фермами. В общем, средства , собранные МОСК, рассматриваются в качестве коммунальной собственности и используется для поддержки сообщества в целом и содействовать миссии проповеди. Многие храмы также есть программы (например , Пища для жизни ) , чтобы обеспечить питание для нуждающихся. Кроме того, МОСК недавно привел научное исследование Кришны в восточной части научного сообщества как Krishnology .

Министерство образования МОСК регулирует образовательную деятельность в ИСККОН и контролирует работу первичных, вторичных, третичных и семинарских школ и центров образования. Министерство образования также осуществляет контроль за образованием религиозного и шастр исследования, разработанного и контролируемому британской вайшнав профессиональной подготовки и образования организации.

Бхактиведанта институт

Институт Бхактиведанты (BI) является научно — исследовательский филиал Международного Общества Сознания Кришны. Основанная в 1976 году Бхактиведанта Свами и Бхактисварупа Дамодара Свами , он стремится продвигать изучение природы и происхождения жизни, используя ведические понимание сознания, самости, и о происхождении Вселенной. Девиз института, в санскрите , является «атхато Брахма джиджнаса» , что переводится как «Человек должен вникнуть в Высшем.» Под директорством Бхактисварупа Дамодара Свами, БИ организовал четыре международных конференций и сотни дискуссий и переговоров и опубликовал более тридцати книг. В настоящее время существует целый ряд отраслей BI, с одной из главных ветвей в Мумбаи . Ravi Гоматам является директором BI в Беркли и Мумбаи. Директор BI в Калькутте является Vrajapati Дас.

Пища для жизни

МОСК основал проект под названием Пища для жизни, который он также спонсорский в прошлом. Целью проекта является распространение вегетарианских блюд. Международная штаб — квартира известный как еда для жизни Global, созданная Полом Родни Тернер и Мукунда Госвами , координирует проект. Пища для жизни в настоящее время активна в более чем шестидесяти странах и обслуживает до 2 миллионов бесплатных обедов каждого дня.

Международное общество сознания кришны исккон

«Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН, от англ. аббревиатуры — ISKCON — International Society for Krishna Consciousness), объединившее последователей кришнаизма (вайшнавизма), зарегистрировано в 1966 г. в Нью-Йорке А.Ч. Бхактиведантой Свами (1896-1977).

На территории Российской Федерации данная религиозная организация своих филиалов не имеет и свою деятельность не осуществляет. Ее центр находится в городе Маяпур (Зап. Бенгалия, Индия).

Фактически ИСККОН стал миссионерским преемником сампрадаи Брахма-Мадхва-Гаудия, одной из четырех сампрадай, т.е., ученических преемственностей, по которым испокон веков передается ведическое знание (существуют еще Шри-сампрадайя, Кумара-сампрадайя и Рудра-сампрадайя). Все эти ветви индуизма называют вайшнавскими, так как в их основе лежит поклонение Высшей божественной личности Вишну (Кришне).

Школу вайшнавизма под названием Гаудия (от древнего названия Бенгалии), к которой принадлежал Прабхупада, основал в Бенгалии 500 лет назад Шри Чайтанья (1486-1524). Эта преемственность связана со школой Мадхвы (1281-1360), а также с еще более древней школой Шри-вайшнавов Рамануджи (1017-1137).

Начиная с 70-х гг. XX в. вайшнавизм переживает возрождение как в самой Индии, так и за ее пределами, прежде всего в Европе, Америке, Австралии, Африке.

Суть вероучения вайшнавов в том, что все мы — вечные души, рождающиеся в различных материальных телах, потому что забыли о своей высшей духовной природе. Целью же человеческой жизни является пробуждение в себе любви к Богу и обращение к преданному служению Ему (бхакти). В XVI в. эта философия бхакти пережила свой ренессанс. Усилиями знаменитого индийского религиозного реформатора Шри Чайтаньи, боровшегося против кастовых предрассудков, авторитет вайшнавов не только возродился, но и распространился практически по всей Индии.

В нынешний век эффективнейшим методом духовной практики считается воспевание имен Бога — индивидуальное или совместное: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». Смысл этой мантры-молитвы в том, что верующий обращается к Богу с просьбой о служении Ему.

Вайшнавы (кришнаиты) не едят ни мяса, ни рыбы, ни яиц; проповедуют отказ от любых одурманивающих веществ, даже таких «безобидных», как алкоголь или табак; отказ от азартных игр и от половой жизни вне брака. Идеальной жизненной платформой этой индуистской традиции считаются такие ведические принципы, как чистота, аскетизм, милосердие и правдивость.

Лично Бхактиведантой Свами Прабхупадой был создан коллегиальный орган управления — Всемирный Руководящий Совет (ВРС), в который вошли его лучшие ученики. ВС выполняет функции консультативного комитета по решению спорных вопросов, а также по контролю за чистотой. Он насчитывает более 40 членов, каждый из которых отвечает за поддержание высокого духовного стандарта ИСККОН в определенном географическом регионе или же за определенную сферу деятельности (образование, проведение богослужений и т.д.). Решения ВРС принимаются путем голосования. Духовно движение ИСККОН ведут более 50 духовных учителей (гуру). Будущий ученик может выбрать из них того, кто, по его мнению, будет ему лучшим духовным наставником. Авторитет духовного учителя не абсолютен — ему самому следует поступать в соответствии с принципами священных писаний. Духовный учитель не считается ни Богом, ни мессией, а только слугой Бога. Если поведение или наставления духовного учителя идут вразрез с наставлениями писаний, то ученику следует отказаться от такого учителя. Такой порядок исключает возможность использования духовного авторитета в корыстных целях.

ИСККОН состоит из постоянных последователей (монахов, служителей и т.д.) и прихожан. Часть последователей проживает в храмах, и, как правило, это молодые люди, которые получают там духовное образование. Большинство из них после завершения своего образования создают семьи. Некоторые остаются в храмовой общине, чтобы служить в качестве проповедников и священников.

Сегодня в мире насчитывается свыше 600 храмов ИСККОН, а также не поддающееся учету большое количество намахатт, т.е. небольших, домашних центров, где регулярно собираются люди. Уникальность системы управления в том, что все храмы полностью автономны и вольны принимать решения, исходя из собственных соображений, если это, разумеется, не противоречит принципам традиции. Подобная автономность распространяется также и на российские общины.

В канун празднования 50-летия духовной организации Общество сознания Кришны опубликована статистика этого всемирного духовного движения. Так, современный ИСККОН насчитывает:

— 602 духовных центра по всему миру

— 65 сельскозяйственных ферм и экопоселений

— 54 образовательных учреждения, включая начальные школы, средние школы и высшие учебные заведения

— 110 вегетарианских ресторанов

— 75 тысяч последователей, имеющих духовное посвящение (принявших обеты)

— 7 миллионов последователей, посещающих храмы и духовные центры

— 2 тысяч малых (домашних) групп духовного общения (бхакти-врикш), включающих около 30 тысяч последователей

— 516 миллионов изданных и распространенных духовных книг

— 3 миллиарда розданных по всему миру порций прасада (освященной вегетарианской еды)

— 1 миллион 200 тысяч ежедневных порций прасада для детей в рамках программ «Полдник» и «Аннамрита» благотворительного фонда ИСККОН по раздаче бесплатной еды

— 1 тысяча уличных харинам каждую неделю

— 6 тысяч вайшнавских фестивалей, таких, как Кришна Джанмаштами, Рамнавами, Ратхаятра и др., в храмах и духовных центрах ИСККОН

— 210 тысяч километров падаятр (пеших и других передвижных групп санкиртаны (проповеди), побывавших в 52 тысячах городов, поселков и деревень в 110 странах мира.

Международное общество сознания кришны исккон

Основателем «Международного общества сознания Кришны» является индиец Абхей Саран Де (1896–1977), которого члены этого общества величают «Его божественная милость Абхей Саран Бхактиведанта Свами Прабхупада».

Прабхупада изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был процветающим бизнесменом. В 1954 г. он бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул свами.

В 1965 г. Прабхупада приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение секты, существовавшей в Индии с концa XV в. Основу этого учения составляет вера в Бога Кришну и беззаветное служение ему для установления с ним «прочного любовного союза». До самой своей смерти Прабхупада совершал вояжи по всему свету, неся «весть о Кришне». Его влияние быстро росло, и ныне только в США насчитывается около 20 тыс. «полных членов» и десятки тысяч постоянных прихожан, многочисленные организации в других странах, прежде всего во Франции, Англии, Германии. В каждом ашраме кришнаитов водружена статуя гуру в человеческий рост, отлитая из телесного цвета пластика. Целую империю оставил Прабхупада своим преемникам, разделившим между собой сферы влияния.

Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896 — 1977) — основатель Международного общества сознания Кришны

Что же привлекает людей, в основном молодых, в ашрамы кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал высшей «духовности», стремление к истине и чистоте. Немалую роль сыграли также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты для европейцев необычно: женщины носят сари, а мужчины – дхоти.

Главный закон жизни человека, учил Прабхупада, – духовное совершенствование, самореализация собственного «я», слияние с чистым божественным миром. А для этого нужно обрести «сознание Кришны» – почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром. Тогда он достигает особого состояния, когда «воспринимает свое „я“ чистым разумом, наслаждается собой и находит в этом радость».

Высшего блаженства могут достичь «только те существа, учит Прабхупада, – которые в материальной жизни с любовью служат личности божества…». Только они «будут подняты в антиматериальный мир, когда покинут материальное тело». Тем самым они получат бессмертие. Поскольку же большинство людей живет в темноте и невежестве, во власти низменных, животных чувств, долг последователей Кришны состоит в том, чтобы приобщить их к «божественному сознанию».

Но вероучение «Движения Харе Кришна» можно усвоить, лишь вступив в ашрам – «ворота в духовное небо», где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, «духовные» имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы «у».

Международное общество сознания Кришны на Украине

Едят в ашраме вегетарианскую пищу два раза в день. Существует специальная процедура ее приготовления, т. к. трапеза рассматривается в качестве особого ритуала «очищения» и обретения духовности. Употребление табака, алкоголя и возбуждающих средств запрещено.

Ашрам просыпается рано, где-то около половины четвертого утра. Едва встав, кришнаиты принимают душ, чтобы «очиститься от ночи», и начинается торжественный ритуал пробуждения богов. Затем в течение трех часов проводятся совместные культовые мероприятия: ритуальные пение и танцы, групповые декламации мантр, изучение санскритских текстов и комментариев к ним. Через пять часов после подъема – завтрак. Потом – работа вплоть до часу дня. Работают или на полях, принадлежащих секте, или в городе; занимаются попрошайничеством. В 13.00–обед, затем продолжение работы. В 18.30 еще раз душ и еда, состоящая из фруктов и молочных продуктов, а затем снова общие культовые мероприятия до 21.30 и сон.

Продажа литературы и привлечение в секту новых адептов

Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или нения мантр. Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру, которая является лучшим средством для достижения «царства бога», не менее 1728 раз (16 «кругов»). Исполнив мантру, верующий перебирает однучетку ожерелья. Так что «круг» – это 108 мантр. Мантра – это древняя ведическая формула, состоящая из 16 сочетаний слов «Харе», «Кришна» и «Рама». Считается, что ее произношение освобождает человека от чувств материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны.

Многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, когда он легко поддается воздействию «духовного учителя», послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине.

Тяжелее всего участь женщин. В «Движении Харе Кришна» женщины рассматриваются как существа «низшего сорта». Считается, что воплощение души в женское тело – это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а поэтому ее участь – поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: «Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью, духовностью». Один из его последователей вторит: «Женщиам труднее контролировать свои порывы, и часто их просто необходимо выдать замуж». Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа: помощь в приготовлении пищи, уборка помещения, украшение алтаря и т. п. Им запрещено смотреть мужчине в глаза, а лишь на его ноги; они едят либо отдельно, либо только после того, как мужчины кончили свою трапезу. «Работа и тумаки» – так охарактеризовал жестокую судьбу женщин в секте один германский адепт Кришны. Когда организм женщины истощается и психика ее доходит до критической точки, сектанты избавляются от своей недавней подруги, в лучшем случае отправляют ее назад в семью, к родителям. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна» (D’Eaubonne Fr. S… comme sectes, p.94-95).

Женщины у кришнаитов рассматриваются как существа «низшего сорта»

Как учат кришнаиты, погрязший в пороке и насилии мир переделать невозможно, остается только найти убежище в духовности и обожать Кришну, терпеливо дожидаясь смерти. Поэтому его поклонников ничто Материальное, не говоря уже о деньгах, не интересует. Сам же основатель этой мистической секты, несмотря на проповедуемые им заветы бедности и аскетизма, стал богатым человеком, не считавшим нужным следовать предписаниям, обязательным для его последователей.

В 1966 г. были созданы первые храмы Кришны в Нью-Йорке и Сан-Франциско, в 1967 г. – в Бостоне и канадском городе Монреале. В те же годы они возникают в европейских городах, в частности в Гамбурге.

Бюро «Международного общества сознания Кришны» расположилось в Париже. В Мезон-Альфоре обосновалась штаб-квартира парфюмерной компании «Духовный полет», основанной кришнаитами. Принадлежала сектантам и студия грамзаписи, тиражировавшая «духовную музыку» и послания гуру. Открытая в обход действующего во Франции налогового законодательства, она работала подпольно вплоть до мая 1984 г., когда полиции удалось обнаружить и закрыть ее. До 20 миллионов долларов приносит «Движению Харе Кришна» продажа кришнаитской литературы: книг и переводов Прабхупады, журнала «Назад к божественности», выходящего 500-тысячным тиражом. Немалые суммы поступают в казну «Международного общества сознания Кришны» от богатых меценатов. Но основную прибыль приносит попрошайничество. В этом немалая роль отводится санкиртану.

В Индии санкиртан является частью индуистского культа. Это яркое, торжественное шествие по улицам, объединяющее людей, освобождающее их от подавленных желаний и эмоций. Кришнаиты стали использовать санкиртан для привлечения в секту новых членов.

Красочное шествие последователей Кришны, под звон цимбал поющих и пританцовывающих на ходу, одетых в белые, розовые, желтые экзотические одежды, невольно привлекают к себе внимание. С другой стороны, усилия заставить кого-либо купить по явно завышенной цене сочинение Прабхупады или другую религиозную литературу, а тем более выклянчить деньги, требуют предельного нервного напряжения, т.к. кришнаитам приходится сталкиваться с враждебностью прохожих. И санкиртан для них является средством психологической разгрузки, дает возможность отождествить вымогательство со служением «всемирно-исторической миссии» – «распространением сознания Кришны».

Санкиртан — торжественное шествие по улицам, привлекающее внимание прохожих.

Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг. Обычно устанавливается суточная норма. Кришнаиты часто выходят на «работу» в джинсах, майках, свитерах. Они не поют мантры на углах улиц, а идут на выставки, ярмарки, массовые распродажи – туда, где большое скопление народа. Они продают кришнаитскую литературу, пластинки, видеокасеты. И, конечно, занимаются попрошайничеством. Для выполнения этой деликатной миссии, возложенной на них гуру, сектанты нередко прикрываются официальными благотворительными кампаниями, объявленными представительными международными или национальными организациями (например, объявленный ООН Международный год ребенка).

Добывание денег у кришнаитов поставлено на «научную» основу. На компакткассетах даже специально размножены наставления на «санскрите». Вкратце звучат они так: «Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности – „карми“ (т. е. не кришнаиты) с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха – на них будут куплены мясо, табак, развлечения… Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если „карми“ становятся все глупее и омерзительнее… Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего заставить „карми“ получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами Вы должны подчинить „карми“ вашей воле…»

Последователей нового культа, одетых в восточные наряды, долгими часами поющих, танцующих, играющих на индийских музыкальных инструментах, можно встретить во многих больших городах США. Бритоголовые парни в халатах и молодые женщины в сари, с матерчатыми сумками, висящими на шее, под монотонные напевы, повторяя: «Хайр Кришна, Хайр Кришна, Кришна, Кришна», доводят себя до изнеможения. Они надеются таким путем избавить душу от влияния тела – источника зла – и познать Бога.

«Союз Кришны» управляется советом, большинство в котором принадлежит американцам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector