5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотивация что это виды как мотивировать себя

Мотивация: что это такое? Виды, принцип работы, этапы мотивации

Мотивация – это комплекс внутренних и внешних процессов, побуждающих к действию. Другими словами, замотивированный человек – это тот, кто готов действовать. Чтобы замотивировать себя, надо разобраться в механизмах работы мотивации, выявить этапы, виды. Эта информация поможет, наконец, покончить с прокрастинацией, начать применять в жизни, ежедневно стимулируя мозг к новым свершениям.

Содержание

Как работает мотивация

Для получения мотивационного заряда, требуется вникнуть в работу мотивационного процесса.

Многочисленные исследования этого явления сообщают, что мотивация начинается с потребности. Когда человеку чего-то не хватает, он начинает искать способы это получить. Иметь потребность в чем-либо, значит, ощущать недостаток. Потребности бывают двух типов:

  1. Врожденные потребности, первичные. Иначе их называют нуждой (в еде, воде, сне).
  2. Приобретенные потребности, вторичные. Носят индивидуальный характер, обусловлены социальной средой. Потребность в популярности, любви, уважении, признании и др.

Если мы в чем-то нуждаемся, возникает дискомфорт, чувство неполноценности, желание это заполучить. Когда стресс от недостатка желаемого достигает апогея, человек начинает действовать, чтобы удовлетворить нужды.

Но потребности зачастую недостаточно, чтобы получить заряд регулярной мотивации. Еще требуется:

  • сильное желание изменить жизнь = чувство, что так не может продолжаться;
  • материальные ресурсы для изменения жизни;
  • готовность развиваться, встречаться с трудностями.

Когда потребности и перечисленные факторы сложатся воедино, у человека появится мотивация, непреодолимое желание действовать.

Можно подытожить, что мотивационный процесс состоит из:

  • осознание неудовлетворенных нужд и потребностей;
  • постановка целей для их удовлетворения, самореализации;
  • выявление действий, требующихся для достижения целей.

Так зарождается мотивация и продолжает жить в мозгу, если человек четко осознает: зачем и почему встает ежедневно с кровати и действует. Главное, не обманываться и работать над тем, чего действительно не хватает, иначе мотивация быстро исчезнет.

Этапы

Если подробнее рассмотреть этапы мотивации, то их получится шесть:

  1. Возникновение потребности, осознание недостатка.
  2. Поиск путей удовлетворения потребностей.
  3. Формирование целей и задач.
  4. Начало пути, первые шаги к реализации целей.
  5. Награда за деятельность, первые результаты, мотивирующие продолжать действовать.
  6. Удовлетворение желаемой потребности, потеря стрессового стимула от недостатка чего-либо.

Когда одна потребность теряет актуальность, у человека в запасе есть еще десяток таких же, потому что мы ненасытны и стремимся к лучшему. Человеческое желание всего и сразу является двигателем прогресса. Жаждать лучшего и больше для себя – и есть движущая сила мотивации.

У мотивации есть несколько видов, смотря с какой стороны рассматривать это явление.

Если изучать источники появления, то мотивация может быть:

  • внешней, то есть полученной извне и обусловленной обстоятельствами;
  • внутренней, то есть заряд исходит от самого человека, еще называют «порывом души».

По длительности действия это явление различается на:

  • регулярную, устойчивую мотивацию, она не нуждается в ежедневной подпитке;
  • нестабильную, неустойчивую мотивация, такая требует постоянной дополнительной стимуляции из-за слабого желания действовать.

Мотивация может охватывать разное количество людей, в зависимости от целей:

  • личная мотивация необходима для индивидуального роста и обычно стимулируется самим человеком;
  • групповая мотивация нужна для слаженной работы коллектива, будь он рабочим или спортивным.

Побуждать к действиям возможно двумя способами:

  • положительной мотивацией :стремиться к чему-либо из-за позитивных стимулов (новый опыт, эмоции, награды);
  • отрицательной мотивацией: желанием избежать отрицательных явлений (наказания, штрафов, увольнения, сокращения доходов).

Это были обобщенные виды мотивационных процессов, но есть конкретные сферы деятельности, являющиеся движущими силами человека к достижению целей. Они называются мотивами и вызваны различными причинами, эмоциями.

  1. Желание быть похожим на успешного человека. Сильный мотив для достижения целей, человек начинает ассоциировать себя с известной личностью, оказывающей влияние. Идентификация движет человеком, чтобы стать похожим на объект для подражания. Это эффективный способ двигаться к целям, но стоит различать истинные желания и надуманные из-за связи.
  2. Хорошо движет людьми страх. Заставив сотрудников бояться, начальство зачастую мотивирует их делать работу быстрее и лучше, пугая сокращением или увольнением. Чтобы страх был постоянным, мотивация не пропадала, необходимо создать ощущение неизбежности наказания и его суровости.
  3. Власть – одна из сильнейших движущих сил. Желание контролировать себя, жизнь, других людей, иметь влияние на окружающих отлично мотивирует к достижению целей. Главное, не стать тираном.
  4. Порыв к общественному одобрению и стремление примкнуть к определённой социальной группе стимулирует человека на новые свершения. Ведь все мы хотим ощущать связь с единомышленниками, быть принятыми в обществе и боимся осуждения со стороны важных для нас людей. Это помогает быть лучше и постоянно развиваться, соответствуя социальным ожиданиям. Главное не забывать, что собственное счастье важнее одобрения со стороны.
  5. Движение вверх по карьерной лестнице испокон веков мотивирует множество людей. Всем мы хотим, чтобы наши старания окупались и ценились, мы хотим постоянного роста и новых задач, чтобы было интереснее жить. Находиться всю жизнь на одном месте и выполнять одни и те же задачи – скучно и вводит в депрессию, поэтому карьерное продвижение является одним из сильнейших стимулов к действиям.
  6. Саморазвитие тоже мощный жизненный двигатель. Стоять на месте или деградировать для такого развитого существа, как человек, не свойственно, а даже противоестественно. Жажда узнать что-то новое, сделать важное открытие, стать лучше в моральном, интеллектуальном или физическом плане – движущие силы миллионов, а то и миллиардов человек во все мире.

Все эти мотивы характерны для любого человека в той или иной мере и применяются учителями, руководителями, нами и государством, хоть мы этого можем и не замечать.

Как постоянно себя мотивировать?

Каждый из нас мечтает просыпаться, вставать, как герой кинофильмов, с улыбкой и зарядом бодрости.

Но в реальности, оказывается, сложнее постоянно мотивировать себя на новые достижения.

Чтобы дойти до цели, надо идти. Оноре де Бальзак

Чтобы не терять заряд, следует помнить эти несколько правил:

  1. Многие заблуждаются, думая, что мотивация приходит до начала действий. Все наоборот, сначала потребность, желание, действие, а потом уже ударный заряд мотивации. Занимаясь тем, что действительно необходимо, вы почувствуете желание продолжать, особенно, после первых наград в виде результатов вашей деятельности.
  2. Если мотивация отсутствует, начинайте действовать, она догонит в процессе. Это как с аппетитом, приходящим во время еды.
  3. Если ваша цель кажется слишком масштабной и тяжелой, разбейте ее на небольшие задачи, требующие не так много времени и усилий. Психологически будет легче их воспринимать и пропадет страх неудачи.
  4. Создайте комфортные условия для деятельности: приберитесь, замените отвлекающие элементы интерьера, избавьтесь от раздражающих факторов.
  5. Окружите себя правильными людьми. Это не должны быть сборище нытиков и неудачников, тянущих на дно. Найдите новых друзей, воодушевленных, интересных, чьи успехи и мысли будут вдохновлять, мотивировать.
  6. Не забывайте давать себе отдыхать, заниматься увлекательным хобби, гулять, ходить в кино и просто получать удовольствие. Не надо 24/7 работать, важно соблюдать баланс.
  7. Читайте мотивирующую литературу и смотрите фильмы, вдохновляющие на свершения. Как говорится, приятное с полезным.
  8. Не опускайте руки при неудачах, научитесь видеть в этом новый опыт и возможности.
  9. Лучше всего запишите свои цели и задачи на бумагу и повесьте на видное место, чтобы не забывать про них. А также допишите: зачем вам это надо и напоминайте себе каждый день.
  10. Подводите промежуточные итоги, оценивайте свои результаты и хвалите себя.
  11. Не стоит ругать строго за ошибки и неудачи, потому что идеальных людей не бывает, а ошибки учат нас, так что они важны и даже нужны.
  12. Регулярно занимайтесь спортом, он улучшает интеллектуальную деятельность и повышает продуктивность.
  13. Можете устроить с друзьями мини-соревнование по достижению целей, кто быстрее или кто больше, но не забывайте, что главное счастье и внутренний комфорт, а не победа.
  14. Не нагружайте себя огромными списками дел. Лучше выполнять 2-3 важных дел ежедневно, это позволит успевать и не переутомляться.
  15. Не откладывайте, установите дедлайн.

Просто живите в удовольствие и размеренно двигайтесь вперед, не стоит перегружать себя и делать то, что на самом деле не нужно.

Мотивирующие книги и фильмы

Чтобы получить заряд мотивации, когда ничего не хочется, сядьте посмотреть вдохновляющий фильм или прочитать книгу про тех, у кого получилось.

Топ-5 мотивирующих фильмов:

  1. «Всегда говори ДА» — показывает зрителю, иногда надо просто согласиться и не закрываться от возможностей. Отличный каст актеров, искрометный юмор помогут весело провести время и воодушевиться.
  2. «Пока не сыграл в ящик» — все мы смертны и именно поэтому жизнь такая ценная. Фильм вдохновляет не дожидаться чуда, а жить так, как хочешь уже сейчас.
  3. «Миллионер из трущоб» — как понятно из названия, фильм про парня, поднявшего из нищеты. Мотивирует, трогает, вдохновляет.
  4. «Все или ничего» — спорт та самая область, где без мотивации не справиться и не стать чемпионом. Про это и повествует комедия, раскрывающая человеческую силу волю и стремление к победе.
  5. «Достучаться до небес» — культовая кинокартина, возглавляющая многие рейтинги. Милый, добрый, веселый и одновременно грустный фильм, вдохновляющий не дожидаться переломного момента, а просто действовать.

Кто не любит смотреть фильмы и предпочитает классический вид потребления информации, подборка Топ-5 мотивирующих книг:

  1. «Жизнь без границ» от автора Ника Вуйчича, потерявшего конечности, но не силу духа. Ник делится советами: как не отчаиваться, идти вперед, если обстоятельства против вас.
  2. Барбара Шер, авторка книги «Мечтать не вредно», учит читателей не стесняться своих порывов и желаний. Чтобы исполнять свои мечты, надо мечтать правильно и Барбара научит как.
  3. Зачастую начать действовать нам мешает страх и неуверенность в себе, чтобы их побороть следует прочесть книгу «Как победить страх» от Ольги Соломатиной. Зарубежная литература не всегда западает в сердце, потому что там другой менталитет и реалии, Ольга же отечественная журналистка, описывающие именно нашу жизнь и проблемы.
  4. Мэг Джей в своей книге «Важные годы» расскажет, почему не стоит откладывать свои мечты в дальний ящик и как не потерять важные годы впустую.
  5. «Полный вперед» — произведение Говарда Шульца, повествующее читателям об известном успешном кофейном бизнесе Starbucks. Автор делится эффективными способами ведения бизнеса и жизни.

Когда вас одолевает прокрастинация, просто возьмитесь за эти подборки и заряд гарантирован.

Где нужна мотивация

Мотивация требуется человеку для успешной работы и достижений в любой сфере.

Она нужна маленьким и крупным корпорациям, руководители зачастую нанимают коучей, чтобы те мотивировали коллектив на достижение общих и персональных целей.

Преподаватели разными способами стимулируют детей на получение знаний, что в школах, что в университетах.

В общем, мотивация нужна повсеместно: в детских садах, школах, университетах, на работе, в спорте и в личной жизни.

Советы

Не откладывайте самоанализ на потом, прямо сейчас после прочтения статьи возьмите ручку, листок бумаги и запишите:

  1. потребности;
  2. цели и задачи;
  3. желаемый конечный результат;
  4. сроки выполнения;
  5. причину действовать.

Повесьте перед глазами и не откладывайте желания, действуйте и идите к цели, ежедневно приближаясь упорством и трудом.

Вывод

Чтобы достичь желаемого, необходима мотивация, то есть движущие силы. А для этого надо разобраться в себе, своих потребностях, поставить цели и подобрать подходящие стимулы.

Успех — сумма небольших усилий, повторяющихся изо дня в день. Роберт Кольер.

Но вывод один: чтобы чего-то достичь, надо не ждать вдохновения, а действовать, остальное само придет.

А как вы мотивируете себя? Какие способы вам помогают? Делитесь в комментариях и не забудьте оценить статью.

Мотивация: 5 видов и 15 принципов, 7 цитат, 9 способов воодушевления персонала (включая нематериальные), 4 мотивационных фильма + 5 вариантов мотивировать себя для похудения

В повседневной жизни, как и в работе, огромное значение имеет мотивация, которая представляет собой психофизиологический процесс, управляющий поведением индивидуума. Это система внутренних и внешних мотивов, побуждающих человека к действию и стимулирующих его энергию и желание для достижения конкретной цели. Мотивированный человек – это тот, кто движется вперед и знает, чего хочет. Побуждение возникает в результате различных факторов, таких как ценность вознаграждения, потребность и стремление. Люди с высокой мотивацией, как правило, намного быстрее достигают поставленных целей и хорошо справляются со своей работой, поэтому в бизнесе важно смотивировать коллектив.

Мотивация бывает положительной, отрицательной, устойчивой и неустойчивой. Первая основана на положительных стимулах, а вторая на отрицательных. Устойчивая не нуждается в дополнительном подкреплении и базируется на повседневных нуждах человека.

Мотивация это

Простыми словами, мотивация – это полная готовность к действию. По мнению Андерса Эрикссона, от того, насколько хорошо смотивирован человек, напрямую зависит его успех, которого добиваются целеустремленные люди. Существует несколько видов мотивации, среди которых следует выделить:

  1. Стимул включает в себя материальные и нематериальные вознаграждения. Многие люди при достижении руководствуются осознанием того, что в конце они будут вознаграждены.
  2. Страх возникает на фоне опасения наказания или наступления неблагоприятных для человека последствий. Такой вид мотивации нередко используют в образовании и в различных профессиональных сферах для регулирования поведения персонала.
  3. Достижение – это стремление к профессионализму, решению задач и реализации целей. Для получения желаемого результата люди повышают свои знания, навыки и приобретают новые умения.
  4. Саморазвитие – это необходимость в самосовершенствовании, которая должна возникать у каждого социально задействованного человека.
  5. Власть нередко принимает форму стремления к управлению окружающими и своей собственной жизнью.

Мотивация используется в разных сферах человеческой деятельности, например, в психологии, менеджменте и экономике. Это процесс, состоящий из таких этапов:

  1. Возникает потребность в чем-либо (успех, получение повышения по службе, власть и так далее).
  2. Человек определяет способы удовлетворения потребностей и желаний.
  3. Устанавливаются цели и пути их достижения.
  4. Начинается само действие.
  5. Получение вознаграждения. Для дальнейшей мотивации требуется результативность, без которой человек начинается бездействовать.

Воодушевление персонала

Воодушевление (мотивация) персонала – это наиболее эффективный метод повышения производительности труда на производстве или предприятии. Воодушевленный сотрудник – это настоящая находка для любого работодателя. К его характерным особенностям относят:

  • желание работать сверх нормы;
  • любовь к своей работе;
  • организованность;
  • повышение квалификации;
  • четкое выполнение профессиональных обязанностей.

Руководителю следует действовать таким образом, чтобы сплотить коллектив, привлечь внимание сотрудников и побудить их к определенной деятельности. Мотивированный сотрудник с улыбкой на лице ходит на работу и получает от нее удовольствие. Также важно постоянно поддерживать боевой дух каждого сотрудника. Для этого существуют разные методы:

  • материальные способы мотивации (вознаграждение, процент от продаж, повышение заработной платы, введение системы штрафов и так далее);
  • неденежные вознаграждения (путевка в санаторий, бесплатные услуги компании, в которой работает человек, заграничные командировки и прочее);
  • нематериальные методы мотивации, например, возможность карьерного роста, словесная похвала за успехи на работе, участие в принятии стратегических решений.

Как замотивироваться на успех

Каждый человек хочет добиться успеха на работе, в личной жизни и в других сферах. Успех – это достижение целей, для чего нужна правильная мотивация. Она имеет огромную силу, поэтому замотивированный на успех человек способен «свернуть горы». Мотивировать себя следует каждый день. Для этого нужно:

  1. Четко поставить цель.
  2. Не рассказывать всем подряд о своих планах.
  3. Разбить цель на несколько подцелей и выбрать пути их достижения.
  4. Окружить себя людьми со схожими жизненными приоритетами и целями.
  5. Трезво оценить планы.
  6. Читать много полезных и «умных» книг о мотивации и саморазвитии.
  7. Настроить себя на позитив и успех.
  8. Избавиться от страхов.
  9. Морально подготовиться к трудностям.

Следует помнить о том, что чем амбициознее ваша цель, тем сложнее ее будет достичь, поэтому нужно настроиться на плодотворную и длительную работу. То, что вы делаете сегодня, может принести результат завтра и даже через несколько дней, поэтому запаситесь терпением.

Мотивирующие цитаты

Читая цитаты, афоризмы и выражения знаменитых писателей, психологов, актеров, социологов, предпринимателей, бизнесменов, философов и других умных людей, можно повысить уровень IQ, узнать много нового и полезного, а также смотивировать себя на успех. Добиться славы и признания помогут мотивирующие цитаты, укрепляющие боевой дух и придающие уверенности в своих силах. К таким цитатам относят:

  1. Не стоит бояться жизни, ведь она прекрасна.
  2. Для решения проблемы нужно изменить мышление.
  3. Не проблемы должны толкать вас в спину, а вперед вести мечты.
  4. Никогда не сдавайтесь и не отчаивайтесь, так как терпение – это последний ключ к успеху.
  5. Окружай себя людьми, которые будут тянуть не вниз, а вверх.
  6. Делать дела нужно с теми людьми, которые разделяют ваши цели и импонируют вам.
  7. Всегда выбирайте сложный путь – на нём вы не встретите конкурентов.

Эти и другие цитаты способны воодушевить и найти выход из сложных ситуаций.

Как мотивировать себя для похудения

О похудении мечтает множество людей, но не каждый может легко сбросить лишние килограммы, взять себя в руки и ограничить в пище. Отказаться от любых продуктов питания очень сложно, но если правильно себя смотивировать на похудение, то можно добиться необходимого результата. Существует множество способов мотивации:

  • можно повесить на холодильник фотографию, где вы худее и стройнее;
  • перенять опыт своего знакомого, которому удалось похудеть;
  • вдохновиться чужими историями успеха;
  • найти правильную психологическую установку;
  • четко понять, для чего вам нужно похудеть (для того чтобы влезть в старое платье, вернуть любимого человека, привести себя в порядок после родов, подготовиться к поездке на море или избавиться от проблем со здоровьем, которые возникли на фоне лишнего веса);
  • записаться на занятия в фитнес-центр или тренажерный зал;
  • вести ежедневный отчет;
  • корректировать питание и нагрузку.

По мнению психологов, для похудения важно научиться отличать физиологический голод от эмоционального. Для этого питаться нужно осознанно. Также для достижения успеха нужно практиковать визуализацию, то есть представлять себя похудевшим и стройным. В ходе многочисленных исследований удалось доказать, что избавиться от лишнего веса можно на любой системе питания. Главное правильно рассчитать калорийность пищи. Для похудения расходовать калорий нужно больше, чем потреблять.

Вдохновение для жизни

Если вам кажется, что жизнь стала скучной и лишенной смысла, то следует искать причину в себе. Вроде бы все в порядке дома и на работе, но не покидает ощущение внутренней пустоты. Это состояние души, при котором не хватает вдохновения. Чтобы его найти нужно:

  • найти дело по душе;
  • окружить себя положительно настроенными людьми;
  • заняться саморазвитием;
  • чаще бывать на свежем воздухе;
  • заняться спортом;
  • начать медитировать.

Также можно влюбиться, причем необязательно в нового партнера. Для людей, состоящих в браке, важно отыскать в своем супруге положительные черты и вспомнить приятные моменты из совместной жизни. Основой вдохновения является доминирующий очаг возбуждения, возникающий в коре головного мозга. Он должен подавлять другие активные центры. Очаги возбуждения возникают в результате различных раздражителей, мыслей и чувств. Состояние вдохновения должно быть устойчивым, чего сложно добиться легко возбудимым и эмоциональным людям.

Нематериальная мотивация

Нематериальная мотивация сотрудников позволяет добиться поставленных целей и повысить производительность труда. В данном случае работник получает не денежную, а эмоциональную выгоду. Это может быть душевная гармония, устранение комплексов, признание собственных достоинств и прочее. Существует множество способов нематериальной мотивации, среди которых следует выделить:

  • планерки, собрания и совещания позволяют людям быть в курсе происходящих событий и принимать активное участие в жизни предприятия;
  • обучающие курсы и стажировки мотивируют людей на повышение профессионального уровня и придают уверенности в собственных силах;
  • право выбора. Для этого нужно советоваться с работниками, спрашивать их мнение и давать возможность высказываться;
  • проведение корпоративов и поощрительных мероприятий. Этими способами нематериальной мотивации можно сплотить сотрудников, укрепить корпоративный дух и создать доверительную атмосферу в коллективе;
  • словесная похвала перед коллективом не только мотивирует, но и воодушевляет;
  • соревнования и конкурсы стимулируют сотрудников на демонстрацию своих профессиональных способностей. Например, можно устроить конкурс на лучшего менеджера или самого опрятного работника.

Мотивационные фильмы

Художественные фильмы – это настоящее произведение киноискусства, которое поучает, вдохновляет и мотивирует. После просмотра некоторых фильмов возникает желание становиться лучше, успешнее и целеустремленнее. В список мотивирующих фильмов, основанных на реальных событиях, попали такие кинокартины:

  1. «Большие глаза». Этот фильм рассказывает об американской художнице Маргарет Кин, которая получила известность и всемирную славу благодаря картинам детей и женщин с увеличенными глазами.
  2. «1+1». Эта потрясающая кинокартина повествует о двух абсолютно разных людях. С одной стороны парализованный миллионер Филипп Поццо ди Борго, а с другой – обычный парень, которого наняли присматривать за инвалидом. Несмотря на трагичность этой истории, фильм получился комедийным.
  3. «На глубине 6 футов». Фильм посвящается молодому олимпийскому чемпиону по хоккею Эрику Лемарку, который отправился в горы кататься на сноуборде и по страшному стечению обстоятельств остался посреди заснеженной трассы. В сложных природных условиях молодой парень пробыл несколько дней и все-таки выжил, но лишился нижних конечностей.
  4. «Сёрфер души» – это биографический фильм о смелой и целеустремленной серфингистке Бетани Хэмилтон, которая в возрасте 13 лет осталась без левой руки, когда на нее напала акула. Несмотря на это, девушка не бросила любимого занятия и выступала на соревнованиях.

Эта далеко не все фильмы, которые заставляют действовать и преодолевать препятствия на своем жизненном пути.

Где найти мотивацию и как мотивировать себя: эффективные методы и подводные камни

Здравствуйте, друзья! Чтобы ввести в свою жизнь действенные способы личной мотивации, задумайтесь, как вы это делаете сейчас. Поскольку не всегда можно увидеть себя со стороны, представьте, что нужно мотивировать другого человека. Как вы станете это делать, чтобы ему захотелось выполнить требуемое?

Такой прием позволит вычленить вашу идею мотивации, а затем откорректировать ее или заменить на правильную.

Основы успешной мотивации

Существуют критерии, с учетом которых вы сможете сформировать качественное побуждение к действию, какого бы рода мотивация вам ни требовалась – на работу, к развитию, к спорту.

Правдивость

Для мотивации на успех вам в первую очередь пригодится правдивость, поэтому культивируйте в себе это качество при любом удобном случае.

Отсутствие правдивости лишает человека трезвого понимания вещей, что сказывается и на мотивации. Наверняка вам встречались советы психологов: в своей душе важно отличать желаемое от того, что лишь хочется хотеть. Заблуждаясь насчет того, что вами движет, вы либо устремитесь, куда вам не нужно, либо не сможете мотивировать себя.

Универсальность цели

Страх напрасных усилий тормозит движение вперед. Поэтому, чтобы замотивировать себя на достижение цели, ответьте: какую ценность для вашего развития представляет процесс ее достижения?

Приоритет процесса

Слишком сильное желание получить или достичь зачастую только мешает это сделать. В этом случае человек не способен “отпустить” свое хотение и полностью сосредоточиться на происходящем.

Поэтому учитесь концентрироваться на процессе – пусть он всегда будет на первом месте, а результаты на втором. Это укрепит мотивацию, а также убережет вас от опасной привычки убегать из “здесь и сейчас”.

Стремление быть, а не выглядеть счастливым

Всегда, желая замотивировать себя, вы делаете выбор, к чему стремиться: выглядеть соответственно вашей цели или быть таким на самом деле. Неважно, заметно это для окружающих или нет.

Помните, что в результате ложной мотивации вы получите нечто, похожее на пластмассовый торт: выглядит красиво, но съесть невозможно.

Эффективные методы самомотивации

Давайте посмотрим, какие конкретно приемы дадут вам понимание, как мотивировать себя.

Индивидуальный подход

Мы все уникальны. И у каждого из нас свое восприятие мира в целом и конкретных обстоятельств в частности. Ориентируйтесь на свои возможности и пределы. В первую очередь учитывайте собственное видение ситуации.

Правило Парето

20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий – лишь 20 % результата. Правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата.

Как это правило можете использовать вы, чтобы мотивировать себя?

Если ваша цель – самосовершенствование, направьте 80 % своих ресурсов на работу над 20 % проблемных мест вашего характера. Всему прочему посвятите оставшиеся 20 % своего внимания и времени.

Если вам нужна мотивация на достижение, приготовьтесь получить 80 % результата благодаря 20 % ваших самых сильных сторон.

Вдохновение

Эффективный метод самомотивации на каждый день – это творческий подход.

Чтобы его использовать, исключите насилие над собой. Понаблюдайте за своими реакциями: что вызывает у вас энтузиазм и естественное желание что-то делать?

Я не имею в виду главную цель вашей жизни. Речь может идти даже о мытье посуды – вопрос в том, как вы это делаете. Например:

  • вы должны быть достаточно отдохнувшим;
  • вам необходимо трудиться в своем темпе;
  • надо полностью сосредоточиться на каком-то одном деле, отказавшись от многозадачности и т. д.

Конечно, в какие-то моменты вам придется действовать и без вдохновляющих условий. Зато в остальное время вполне можно позаботиться о себе и больше не беспокоиться о том, как найти мотивацию.

Осознанное приложение усилия

Откуда брать мотивацию, когда делать ну совсем ничего не хочется? Позаботьтесь об этом заранее. Чаще всего подобные трудности возникают закономерно: в определенное время, в конкретной ситуации или в отношении того или иного дела.

Осознавайте, куда вы расходуете свое усилие. Есть то, что получается у вас как бы само собой: достаточно встать на нужную колею. С другими же вещами все не так просто, а делать их тоже нужно.

Правильно дозируйте усилие. Не стоит прыгать выше головы – это сведет всю мотивацию на нет. Найдите точку приложения и “размер” текущего усилия, остальное пусть пока останется как есть.

Создание ритма

Монотонные повторяющиеся действия создают энергетическую структуру, которая буквально проталкивает вас вперед. Она подобна потоку: двигаясь в нем, вы будто плывете по течению, которое несет и мощно мотивирует вас.

Только следите за актуальностью того, что делаете по привычке или велению закрепившегося ритма. Не позволяйте ему навязывать вам свою волю.

Непривязанность

Оставайтесь открытыми к ходу развития событий и вашему влиянию на него. Каждый момент – это новая точка отсчета.

Избавившись от ожиданий , вы перестанете стремиться подчинить происходящее своей воле. А значит, сэкономите энергию и усилите свою мотивацию: если вы априори готовы к разным вариантам, страх разочарования над вами не довлеет.

Подводные камни, мешающие замотивировать себя

Рассмотрим основные демотиваторы и то, как с ними можно справиться.

С не вовремя посещающим желанием ничего не делать сталкиваются все люди. Однако не стоит путать это состояние с элементарной усталостью. А вот если вы отдохнули, выспавшись или сменив деятельность, а мотивации все равно не прибавилось, попробуйте следующее лекарство от лени.

Найдите в происходящем смысл для себя. Например:

  • если нужно сделать что-то рутинное, можно потренировать свою сосредоточенность и осознанность;
  • если действие как-то связано с пользой окружающим, направьте внимание на процесс отдавания – удовлетворение от того, что вы способны что-то вносить в этот мир станет отличным подспорьем в борьбе с ленью;
  • если же в деле присутствует элемент творчества, просто отдайтесь ему сполна. Тогда в следующий раз вам не захочется лениться и смотреть сериал – драйв-то не тот.

Самокопание

Привычка к саморефлексии и психоанализу может стать преградой для самомотивации, т. к. копать можно долго, разное раскапывая и пытаясь перестроить. Настолько долго, что целой жизни не хватит.

Поэтому, если находите резонным, изучайте содержимое своего ума. Но не позволяйте этому процессу заполонить вашу жизнь и обездвижить вас.

Жадность

Это качество мешает, когда становится жалко своих усилий, времени, совершенных ошибок. “Лучше уж не делать ничего, чем терпеть такое расточительство”, – рассуждает жадина.

Отказаться от такой логики – это не значит стать безрассудным. Это значит принять: нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц. И действовать, после того как выбор сделан, решительно и смело несмотря ни на что.

Депрессия

Проблемы с мотивацией могут говорить о депрессии. В некоторых случаях здесь не обойтись без помощи специалиста.

Вы можете помочь себе и сами. Соблюдайте режим дня. Ложитесь спать до 23:00, а лучше до 22:00 (не смотрите телевизор перед сном!), и вставайте в 6, а лучше чуть раньше и сразу же отправляйтесь под прохладный душ (с головой, можно через шапочку). 60 – 70 % депрессии пройдут сами собой!

А еще используйте в пищу продукты, которые усиливают жизнерадостность и оптимизм – это банан, манго, финики, инжир и т. д. (ешьте их с 6 до 8 утра или хотя бы в первой половине дня), гранат (можно кушать с 10 до 19 часов).

Принцип “Все равно” – ключ к мотивации для жизни

Где взять мотивацию каждый решает для себя сам. Часто это зависит от видов деятельности, к которым требуется себя побудить.

В заключение предлагаю вам мини-тест, который поможет выявить основополагающую мотивацию в жизни. Для меня он стал настоящим открытием!

Определите свои отношения со словосочетанием “все равно”. Они бывают двух видов:

  1. Все равно ничего не получится. Зачем тогда стараться? Все равно уже не так вышло, как надо, есть ли смысл продолжать? Все равно.
  2. Несправедливости не существует. Если так случилось, значит, так надо. Я все равно сделаю все от меня зависящее наилучшим образом и дойду до конца.

Каждый день мы принимаем решение, как мотивировать себя. Успехов вам в этом важном деле!

Друзья, а какие секреты самомотивации используете вы? Поделитесь в комментариях!

Важность мотивации: 10 способов повышения мотивации и её роль в учебном процессе

Важность мотивации: мотивация – это двигатель, который управляет нашим миром. Мы часто говорим о том, что нашим детям или студентам не хватает мотивации в учёбе. Им каждый раз стоит труда начать заниматься, нам приходится стоять у них над душой, чтобы заставить их делать уроки, мы боремся каждый день, чтобы они чему-то научились! Тем не менее, они с легкостью запоминают имена 300 различных покемонов. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Андреа Гарсия Сердан расскажет вам о том, что такое мотивация, в чём состоит её суть и значение в учебном процессе, и поделится 10 советами, которые позволяют повысить мотивацию учащихся.

Что такое мотивация?

Мотивация – это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.

Мотивация очень важна, потому что она заставляет нас активно искать ресурсы, чтобы обеспечить наше выживание. Мы мотивированы, чтобы искать пищу и есть, либо найти сексуального партнера. Это примеры базовых мотивов или потребностей, которые являются врождёнными и проявляются вне зависимости от культуры.

Но мы также можем быть мотивированы, чтобы заниматься любимым хобби, увлечением и учиться новому. Это второстепенные мотивы , которые зависят от нашей культуры и менталитета.

Это естественно, что мы не обладаем мотивацией, которая внушает нам желание изучать всё. Вполне возможно, что программа школы / колледжа / университета не особенно нас мотивирует. При этом нам не терпится изучить образ жизни дельфинов, приготовить новый кулинарный рецепт или заменить колесо в автомобиле.

У вас или вашего ребёнка есть трудности с чтением? Проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии прямо сейчас с помощью нейропсихологического теста CogniFit на дислексию !

Вероятно, мотивация в обучении возникает на основе нашего собственного интереса к предмету, или потому что это знание нам для чего-то необходимо (для нашей работы или собственно выживания, к такому виду мотивов можно отнести пример с автомобилем).

В связи с этим мы можем выделить два типа мотивации : внутренняя и внешняя мотивация. В настоящее время считается, это больше, чем два различных типа мотивации, это две противоположности внутри одного континуума, и редко они проявляются в крайних формах, как «чисто внутренняя» или «чисто внешняя» мотивация.

  • Внутренняя мотивация наблюдается, когда люди испытывают внутреннее желание что-то сделать, потому что считают это важным, или это доставляет им удовольствие. Студенты с таким типом мотивации будут больше заинтересованы в выполнении задач, которые содержат проблему, требующую решения, чем в получении какого-либо стимула или вознаграждения. Внутренняя мотивация снижается по мере того, как дети становятся старше и теряют интерес к учёбе. Чтобы повысить этот вид мотивации учащихся, следует делать абстрактный материал более конкретным и включать его в контекст.
  • Внешняя мотивация появляется, когда студент хочет выполнить задачу под воздействием внешних факторов, таких как награды или наказания. Тем не менее, было обнаружено, что наказания приносят больше вреда, чем пользы, а награды и поощрения могут формировать опасную зависимость. Поэтому, лучше всего действовать, постепенно уменьшая награды и ориентируясь на развитие внутренней мотивации учащихся.

Важность мотивации в учебном процессе

Мотивация представляет собой импульс, который заставляет нас действовать и достигать поставленных целей.

Мотивация играет ключевую роль в нашем обучении. Согласно результатам исследования , мотивация имеет большее влияние на нашу производительность в математике, чем наш уровень IQ.

В частности, исследователи обнаружили, что уровень интеллекта был тесно связан с показателями успеваемости учащихся по математике, но только на начальном этапе развития конкуренции в этой области. Высокая мотивация и навыки учащихся стали наиболее значимыми факторами, которые определили успешное развитие высших математических навыков. Студенты с хорошими данными успеваемости были внутренне мотивированы и способны использовать такие навыки, как объяснение, синтез, поиск связей с ранее полученными знаниями. Они избегали запоминания путем заучивания и демонстрировали более заметный прогресс в области усвоения математики, в отличие от тех, кто не чувствовал внутреннюю мотивацию. В противоположность этому, уровень интеллекта студентов не связан с их достижениями в области математики.

Почему так важно поддерживать у детей мотивацию к учебе?

  • Мотивация увеличивает усилия и настойчивость в выполнении задач;
  • Наша мотивация дает «зелёный свет» инициативности;
  • Мотивация улучшает когнитивные способности;
  • И, наконец, мотивация повышает общую производительность.

Как можно выяснить, обладают ли достаточной мотивацией наши дети или студенты?

По мнению Родригеса Монео ( Rodríguez Moneo ), поведение людей может служить индикатором для измерения их мотивации. Это довольно надёжный показатель, который преподаватели могут использовать, чтобы оценить мотивацию студентов и воздействовать на неё.

  • Выбор или предпочтение одного вида дятельности другому. Если я предпочитаю смотреть телевизор вместо того, чтобы делать уроки, мой выбор отражает уровень моей мотивации.
  • Латентность , то есть время, которое требуется для формирования ответной реакции с момента постановки задачи (появления стимула). Чем дольше мы откладываем начало выполнения работы, которую требуется сделать, тем меньше будет наша мотивация для выполнения этой задачи.
  • Приложенные усилия. Чем больше физических и когнитивных ресурсов было задействовано для решения задачи, тем выше будет уровень мотивации.
  • Настойчивость при выполнении задачи. Уровень мотивации будет прямо пропорционален затраченному времени, от начала до окончания выполнения задачи. Чем раньше мы сдаёмся и бросаем выполнение задачи или делаем её некачественно, тем ниже будет наша мотивация.
  • Показатели выражения эмоций . Наши действия часто сопровождаются эмоциональными выражениями, которые указывают на удовольствие или неудовольствие, получаемое от этой деятельности. Проявление внимания к эмоциям наших студентов дает нам много информации об их мотивации.

Как повысить мотивацию школьников к учебе?

1. Отношение непосредственно влияет на мотивацию

Исследования показали, что взаимодействие между учителем и учеником является более важным для процесса обучения, чем структурные факторы, такие, как учебные материалы или размер аудитории. Эта связь между учеником и учителем важна не только в ранние школьные годы, но и позже, когда проблемы с мотивацией становятся более заметными.

Согласно исследованию, проведенному в Университете Восточной Финляндии , созданная учителем позитивная и тёплая атмосфера на занятиях повышает мотивацию ребенка к учёбе.

Внимание к детям со стороны учителя не только защищает образ, который имеют дети по отношению к самим себе, как ученики (речь идёт о поддержке самоидентификации учащихся), но и помогает избежать социальной изоляции со стороны их сверстников.

2. Цените приложенные ими усилия

Гораздо важнее оценить приложенные усилия, чем конечный продукт. Если вы будете больше ценить результаты, дети будут сосредоточены лишь на достижении результата, забывая о том, что высокие результаты достигаются благодаря приложенным усилиям. Кроме того, часто результат может зависеть и от других факторов, например, от удачи или случайности.

Как стимулировать мотивацию? Сконцентрируйтесь на процессе обучения детей, поощряя их прикладывать усилия. Награждайте тех, кто упорно работал: «Вы очень сосредоточены, это показывает, что вам интересна эта задача», или «Вы упорно трудитесь, так вы сможете многому научиться».

3. Поощряйте вовлечение детей в учебный процесс

Если дети чувствуют, что они полезны, и несут ответственность, они будут гораздо более мотивированы.

Как стимулировать мотивацию? Дайте ученикам обязанности, найдите время для весёлых моментов в классе. Пусть каждый почувствует свою ответственность за одну из привычных школьных задач: поддерживать порядок в классе, стереть с доски или раздать всем материалы для урока… Когда они работают в группе, проследите за тем, чтобы каждый участник знал свою область ответственности и был вовлечённым в учебный процесс.

4. Используйте стимулы

Как было сказано ранее, очень важно поощрять и вознаграждать приложенные усилия, тем не менее дети нуждаются в ощутимых наградах за хороший результат. Дети, как правило, не осознают, какие преимущества в долгосрочной перспективе им даёт хорошая успеваемость и полученные знания, они предпочитают получать вознаграждение незамедлительно. Стимулы мотивируют их работать и стремиться к достижению поставленной цели.

Как стимулировать мотивацию? Придумайте свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений детей. Это могут быть особые привилегии или маленькие пустячки, которые приносят детям радость (например, наклейки). Однако, избегайте слишком частого поощрения, потому что в этом случае награды теряют свою ценность. В идеале следует установить конкретные интервалы времени между вознаграждениями в зависимости от возраста учащихся. По мере того, как дети становятся взрослее, они приобретают способность визуализировать цели в более долгосрочной перспективе. Если вы работаете с детьми начальной школы, используйте метод вознаграждений один раз в день, этого будет достаточно. Для детей старшего возраста – не более одного раза в неделю.
Оптимальным вариантом будет постепенное сокращение количества материальных вознаграждений и их замена на социальные: похвала, улыбки, слова ободрения. Потому что, как мы говорили ранее, у детей существует опасность формирования зависимости от вознаграждений.

5. Дело в разнообразии

Дети быстро начинают скучать, когда они не получают адекватную стимуляцию на уроках. И это стало особенно заметно сейчас, в нашем технологическом мире, когда дети привыкают к массивной стимуляции при помощи планшетов и телефонов. Как известно, многие родители используют технологические новшества, чтобы успокоить детей. Поэтому на занятиях попытайтесь избегать однообразия и рутины, не отказывайтесь от современных образовательных технологий.

Как стимулировать мотивацию? Используйте творческий подход. Находите инновационные способы подачи учебного материала. На уроках находите время для игр и дискуссий, это позволит вам сделать занятия более динамичными и вовлечь учеников в образовательный процесс. Пассивное обучение, в котором дети лишь получают информацию, но не принимают активного участия, помимо того, что неэффективно, также разрушает их мотивацию. Кроме того, рекомендуется использовать различные источники обучающей информации и наглядные материалы, такие как рисунки, фотографии, короткие видео или фильмы и т.д.

6. Объясните «Для чего мне всё это нужно?»

Часто мы теряем мотивацию, когда не знаем, какую пользу могут принести получаемые знания в «реальном» мире. Поэтому так важно подчеркивать практическое значение нового материала для учащихся.

Как стимулировать мотивацию? Вы можете в начале каждой темы выделить особый раздел для объяснения практической пользы и сферы применения этих знаний. Если вы преподаете алгебру, уделите некоторое время изучению областей использования этих знаний в профессиональной области, например, в сфере инженерного дела. Если вы сможете донести до учащихся, что те же самые знания используют реальные люди в своей работе, это увеличит ценность вашего предмета в их глазах и мотивацию к учёбе.

7. Не стоит их недооценивать

Когда учитель недооценивает детей и имеет привычку навешивать им ярлыки («медлительный», «ленивый», «глупый»), это только разрушает их мотивацию. Это заставляет их почувствовать, что они ни на что не способны, и нет средства, которое поможет им улучшить успеваемость.

Как стимулировать мотивацию? Избегайте негативных оценок и установок. Вместо этого, стимулируйте их сильные стороны, способности и достоинства. Поощряйте образ мыслей с ориентацией на рост и развитие. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой. Укрепляйте их уверенность в себе. Узнайте о том, как правильно хвалить детей .

8. Используйте CogniFit, ведущую программу в области нейрообразования

Нейрообучение базируется на новом видении процесса обучения, которое основано на знаниях о мозге и направлено на анализ и улучшение качества процессов обучения. CogniFit является ведущей платформой для нейрообразования. Эта программа представляет собой профессиональный инструмент, разработанный специалистами по детской нейропсихологии.

Технология CogniFit основана на пластичности головного мозга . Эта программа очень проста в использовании. Она состоит из различных клинических игр, в которые можно играть с помощью компьютера, и позволяет преподавателям, не специализирующимся в педагогической психологии, анализировать процесс обучения и развить потенциал каждого ученика.

Как стимулировать мотивацию? CogniFit определяет с научной объективностью сильные и слабые когнитивные стороны учащихся, и демонстрирует связь полученных результатов с их уровнем успеваемости, поведением и мотивацией, что позволяет выработать персонализированные стратегии обучения.

9. Помогите им преодолеть тревожность

Многим детям трудно сохранить мотивацию к учёбе, потому что они имеют высокий уровень тревожности, страх неудачи и не достижения желаемых результатов.

Как стимулировать мотивацию? Поделитесь с ними спокойствием, научите их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать. Если уровень тревожности у детей очень высок, вы можете попробовать применять техники упражнений на расслабление в классе.

10. Научите их мотивировать себя самостоятельно

Уметь мотивировать детей – это важно для учителя, но не менее важно научить их находить свою собственную мотивацию и управлять ею.

Как стимулировать мотивацию? Помогите ученикам находить причины, по которым для них могут быть полезны получаемые знания. Возможно, с новыми знаниями они смогут лучше понимать окружающую среду? Либо эти знания пригодятся им, когда они поступят в университет? Применимы ли знания в нашей повседневной жизни?

Как себя мотивировать: 5 подходов, проверенных временем

От пирамиды потребностей до гедонистической теории мотивации — человечество придумало множество способов побуждать себя к достижению целей.

Преподаватель и писатель. Делится вдохновляющими историями в своей группе в соцсети «ВКонтакте».

Что такое мотивация? Если просто, это побуждение к действию. К сожалению, пока никто не нашёл для человека однозначно лучшую мотивацию, такую, которая могла бы побудить к действиям каждого.

С точки зрения науки мотивацией заинтересовались в 50-х годах прошлого века, в эпоху развития постиндустриального общества. Тогда были сформулированы все классические теории мотивации. Их целью было стимулировать человека для эффективной работы.

Сегодня идеи тех лет стали использовать не только в корпоративных, но и в личных целях. Я хочу рассказать об этих классических теориях и о том, как они могут помочь вам в повседневной жизни.

Итак, как же учёные объясняли нашу мотивацию?

Мотивация — это потребности, и у всех они одинаковые

Самой старой и известной теорией мотивации является теория потребностей Маслоу. Американский психолог-гуманист начал с того, что выделил пять групп потребностей, которые есть у каждого человека:

  1. Физиологические потребности.
  2. Потребность в безопасности.
  3. Потребность в социализации.
  4. Потребность в уважении.
  5. Потребность в самовыражении.

Маслоу говорил, что мотивация человека зависит от удовлетворения этих потребностей (причём в строгом порядке). Другими словами, пока вы не ощущаете полной безопасности, общение будет вам неинтересно. Или, пока вы не достигли успеха в отношениях с людьми, вы не будете требовать от них уважения.

У этой теории есть ряд недостатков. Например, Маслоу утверждал, что желание двигаться к высшей потребности — самовыражению — есть абсолютно у всех. То есть вы не можете однажды просто остановиться на уровне социализации и наслаждаться тем, что имеете. Вам обязательно захочется творчества и славы.
Согласитесь, идея, что каждый человек желает непрерывно развиваться, звучит утопично (не зря Маслоу был основоположником гуманистической психологии). Тем не менее многие учёные развивали эту теорию, меняя пирамиду потребностей и уточняя детали.

Так, например, психолог Клейтон Альдерфер создал свою теорию потребностей, добавив две важные особенности. Во-первых, он объединил все потребности в три группы:

  1. Потребности существования.
  2. Потребности связи.
  3. Потребности роста.

Во-вторых, Альдерфер первым сказал, что мы не будем двигаться к более сложным потребностям, если их достижение выглядит слишком трудным. Мне кажется, это больше похоже на наше реальное отношение к целям.

Как этим пользоваться?

Если у вас есть цель, вам следует:

  • определить, к какой категории потребностей она относится;
  • максимально удовлетворить потребности на всех предыдущих ступенях.

Если Маслоу был прав, таким путём вы достигнете успеха.

Мотивация — это потребности, и у всех они разные

Американский психолог Дэвид Макклелланд развил теорию Маслоу по-другому. Во-первых, он согласился, что все потребности заложены в нас от рождения, но вот удовлетворяем мы их в разном порядке. Жизненный опыт учит нас тому, какие потребности важнее, а какие можно отодвинуть на второй план. Поэтому одному важнее отношения, другому — слава, а третьему — безопасность и уединение.

Во-вторых, потребностей, которые могут руководить действиями человека, в теории Макклелланда всего три:

  1. Потребности достижения — желание быть самостоятельным и нести ответственность за свой выбор.
  2. Потребности соучастия — желание быть любимым или быть частью группы.
  3. Потребности власти — желание оказывать влияние на окружающих людей.

Теория Макклелланда ближе современному человеку, потому что учитывает многообразие жизненного опыта каждого из нас.

Как этим пользоваться?

В отличие от теории Маслоу, тут придётся потратить время на самоанализ. Для начала определите, какой из трёх потребностей вы руководствуетесь чаще.

Например, вы занимаетесь спортом, потому что хотите получить за это какую-то награду (достижение)? Или потому, что в вашем окружение все спортивные (соучастие)? Или же вы хотите доказать свою силу и стать привлекательнее (власть)?

После этого для развития новых привычек или, наоборот, избавления от старых, вы должны руководствоваться этой потребностью.

Например, вы хотите бросить курить. По Макклелланду у вас три варианта:

  1. Создать для себя привлекательную награду за поддержание здорового образа жизни (достижение).
  2. Найти людей с похожим опытом и спросить у них совета или бросать вредную привычку вместе с кем-то (соучастие).
  3. Превратить всё в спор, чтобы доказать свою силу воли (власть).

Решите, какой подход для вас наиболее привлекателен, и действуйте.

Мотивация — это ожидания

Канадский психолог Виктор Врум согласился, что у людей есть похожие потребности, но утверждал, что удовлетворяют они их разными способами. Кто-то решает похудеть с помощью велотренажёра, а кто-то покупает «чудесные» таблетки. Чтобы разбогатеть, кто-то будет усердно работать, а кто-то попробует сыграть на ставках. От чего тогда зависит выбор способа? От ожиданий!

По теории Врума наша мотивация к действиям зависит от:

  • ожидания, что результат достижим («Могу ли я встать с дивана?»);
  • ожидания, что за результат мы получим награду («Я получу бутерброд, если встану с дивана?»);
  • ожидания, что награда будет ценной («Нужен ли мне этот бутерброд?»).

Если ответ на все три вопроса положительный, человек будет действовать.

Теория Врума популярна до сих пор, потому что даёт удобные критерии: цель должна быть достижимой и гарантировать результат, который будет для нас по-настоящему ценным.

Как этим пользоваться?

Выберите цель, которую хотите достичь, и оцените её по критериям Врума.

  1. Вы уверены, что сможете достичь цели? Вы продумали, как это сделать? Вы знаете, с какими проблемами и трудностями встретитесь в процессе?
  2. Вы уверены, что эти усилия приведут к результату? Как вы можете себе это доказать?
  3. Результат, который вы можете получить, действительно ценен для вас? Будет ли он ценен в будущем? Через год? Пять лет?

Подробные ответы на эти вопросы и станут основой вашей мотивации для достижения цели. Или докажут, что эта цель вам не нужна.

Мотивация — это среда

Моя любимая теория мотивации. Социальный психолог Фредерик Герцберг принимал утверждение Маслоу о том, что у каждого человека есть врождённые потребности, и утверждение Макклелланда, что важность этих потребностей определяется личным опытом человека. Вопрос, которым задался Герцберг, был в следующем: почему многие люди понимают свои потребности, но не хотят добиваться поставленных целей?

Фредерик Герцберг утверждал, что можно знать потребности конкретных людей, но всё равно неэффективно их мотивировать, если для этого нет подходящей среды. То, что формирует эту среду, он назвал «гигиеническими факторами». В корпоративной мотивации к этим факторам он отнёс:

  • условия труда;
  • отношения с коллективом;
  • заработную плату;
  • административную политику компании.

Если говорить о повседневных целях, то важными останутся только два фактора: условия работы над целью и люди, которые нас окружают.

Наша среда постоянно посылает нам сигналы о том, чтобы мы придерживались определённой привычки или, наоборот, отказывались от неё. Другими словами, бросить курить сложнее рядом с людьми, которые дымят как паровоз, а начать тренироваться проще в окружении спортсменов.

Как этим пользоваться?

Если вы точно знаете, чего хотите, сформируйте среду, которая поможет вам достичь желаемого. Ответьте на две группы вопросов:

  1. Что будет постоянно напоминать мне о цели? Что в моём окружении мешает её достижению? Как я могу это исправить?
  2. Кто сможет помочь мне достичь желаемого? Мне нужна команда поддержки? Тренер, наставник, советчик? Как окружающие люди влияют на мои результаты?

Окружающая среда показывает, насколько мы способны проявить свой потенциал. Если работать с этой средой, улучшать её, раскроются и наши возможности.

Мотивация — это удовольствие

Не столько полноценная теория, сколько синтез идей психологии и философии. Неофициально эту теорию называют гедонистической, а наибольшее влияние на неё оказал психиатр Карл Юнг.

Юнг обозначил простую схему: наше поведение определяется эмоцией, которая следует за действием. Если действие приносит нам удовольствие, мы повторяем его, если нет, бросаем.

По сути, гедонистическую теорию мотивации можно противопоставить теории ожиданий. Врум предлагает создать ожидание того, что действия принесут положительный результат, и проверить их. Юнг же всё упрощает: не строй ожидай, проверь на практике. И если процесс тебе понравится, продолжай.

Нравится заниматься спортом? Занимайтесь! Перестала нравиться работа? Выберите другую!

Согласен, звучит несколько инфантильно, но в конечном итоге человек посвящает своё время только тому, что ему нравится, и находится в окружении людей, которые приносят ему радость. Мне кажется, для счастья этого вполне достаточно.

Как этим пользоваться?

Проверяйте все свои желания на практике и смотрите, приносят ли они удовольствие. Если вы хотите научиться играть на гитаре, но оказывается, что бренчание по струнам или изучение аккордов приносят только страдание, беритесь за что-то другое.

На первых порах это будет похоже на метания от одного к другому, но в конечном итоге вы остановитесь на том, что будет приносить долгосрочное удовольствие.

Пока никто не дал универсального ответа, как мы можем мотивировать себя. Я привёл популярные теории, которые были проверены временем и в разных формах используются в менеджменте, спорте и психологии.
Всё, что вам осталось, — проверить их на практике и понять, какая подходит именно вам.

Личная мотивация, или Как договориться с собой

Когда я только начал изучать тему личной мотивации, то была очень удивлена форматом большинства статей. Везде речь велась о «личной мотивации сотрудников». Можно подумать, вне работы себя не нужно и не «можно» мотивировать.

Мотивация нужна нам постоянно. Без нее мы будем просто овощами у телевизора, безынициативными и скучными личностями.

Может, я немного и утрирую, но смысл все равно тот.

Именно из-за недостатка информации и великой необходимости постоянно договариваться с собой на различные дела, подвиги, свершения, действия и родилась эта статья.

Зачем нужна личная мотивация?

Что такое «мотивация»?

Мотивация – это психофизиологический процесс, управляющий действиями и поведением любого человека. Это побуждение к действию, активности, стремление к удовлетворению собственных потребностей.

  • внешней и внутренней
  • положительной и отрицательной
  • устойчивой и неустойчивой
  • индивидуальной и групповой

Любой из видов мотивации может быть адаптирован для личного применения, то есть для осуществления движения индивида к поставленной цели или мечте.

Хотите выучить иностранный? Заработать кучу денег? Научиться вязать/шить/готовить? Поехать в кругосветное путешествие?

Любая цель достижима при наличии правильной мотивации, грамотного планирования и постоянного движения. Замотивировать себя достаточно просто. Нужно найти действенные рычаги воздействия – желательно не один, а несколько. И аккуратно ими управлять с периодической сменой точек воздействия.

Итак, как можно самостоятельно на себя влиять.

Варианты личной внутренней мотивации

Внутренняя личная мотивация – наиболее действенный, но и самый сложный вариант, который подходит для сильных личностей.

И тут речь не идет об инстинктивной мотивации на уровне: опасность-беги, голод-ешь. Нет, сейчас мы говорим о действиях, побуждающих нас подниматься на вершину пирамиды Маслоу, то есть двигаться вперед к успеху, счастью, здоровью.

Итак, что может создать сильную внутреннюю мотивацию:

  • Страх. Собственно, страх был и есть самым сильным мотиватором. Это страх нищеты, голода, неудачи. Страх выглядеть хуже, беднее, толще кого-то из окружения.

Страх болезней заставляет заниматься нас спортом и следить за питанием. Страх неудач грамотно планировать и следовать к целям. Но чтобы страх стал мощным мотиватором, он должен быть очень сильным. Так что этого не желаю никому.

  • Желания, мечты. Этот мотиватор чем-то схож с предыдущим, но он имеет позитивную компоненту. Наши желания, сформированные в детстве, юношестве или же во взрослом состоянии отлично стимулируют двигаться вперед и искать пути достижения целей. Мечта жить в собственном доме. Работа на берегу океана. Путешествия с комфортом нон-стоп. Все это реально и достижимо.

В качестве только внутренних мотиваторов может выступать потребность личностного роста, необходимость быть нужным, стремление к реализации творческих планов, самоутверждение. Вариантов масса. Все, что идет изнутри – мотивация внутренняя.

Но, увы, сильной она бывает очень редко.

Поэтому ищем другие пути. Внешние или смешанные способы воздействия.

Внешняя и внутренняя мотивация для реализации личных проектов

Вот в этом блоке можно легко найти способ грамотно замотивировать себя почти на что угодно. Чтобы было удобнее ориентироваться, разделим мотивацию на положительную и отрицательную.

  • Положительная – стремление к получению удовольствия
  • Отрицательная – желание избавиться от неприятного

Итак, как себя замотивировать? Как договориться с самым любимым человеком (собой) на спорт, ранние подъемы, изучение иностранного, развитие проектов, повышение заработка – любые действия, которые нужно делать, но немного лень или не хочется.

ТОП-6 личных мотиваторов:

  1. Финансовый спор. Если у вас есть коллега или друг с аналогичными проблемами самоубеждения, то спор – ваш лучший выбор. Договариваетесь на объем совершаемых каждой стороной дел, отчетности и штрафах.

Пример такого варианта личной мотивации. Вы стремитесь к талии в 60 см, подруга хочет похудеть до 55 кг. Берете период в полгода/три месяца. Заявляете штрафные санкции – они тоже могут отличаться у каждой стороны. И начинается движение к цели. Кто НЕ достиг, платит штраф выигравшей стороне. Сумма штрафа должна быть подъемной, реальной и такой, чтобы было жалко отдавать.

Подобный вариант подходит практически для любых дел, главное – найти компаньона!

  1. Личные штрафы. Этот мотиватор может быть как денежным, так и любым иным. Спортивным, например. Суть – начисление штрафа за невыполнение. Штраф выбирается самостоятельно. Он должен быть реальным, но неприятным, сложным для выполенения или затратным.

Если это финансовый штраф, то его стоит назначать суммой не критической, но достаточно большой. Если спортнагрузка, то на грани физических возможностей. Далее все просто: невыполнение поставленной задачи = штраф.

Планировал встать в 5 утра и не встал = штраф.

Собирался писать одну статью в день и не написал = штраф.

Ставил планку 10 обзвонов клиентов в день и не сделал = штраф.

Мотивация отлично справляется с решением и личных, и профессиональных задач. Легко адаптируется практически под любые цели. Главное, чтобы они были не абстрактными, а конкретными.

  1. Награды. Очень хороший личный мотиватор, который подходит абсолютно всем. Работает по принципу противоположному штрафам. Самое важное в данном виде личной мотивации не ошибиться с видом поощрения. Он может быть абсолютно любой:
  • Вечерняя ванна с пеной
  • Бутылка пива
  • Бокал вина
  • Отличная книжка
  • Любимый сериал
  • Прогулка в одиночестве
  • Кофе в любимом кафе
  • Роллы
  • Пицца
  • Занятия в тренажерном зале
  • Социальные сети
  • Игры с детьми
  • Поход в гости
  • Выезд на природу

Но есть один важный… Нет, не так…

Любая награда должна находить своего героя. Если поощрение запланировано, но не выдано при выполнении задания, то данный метод работать перестает!

  1. Азарт. Еще один способ личной мотивации, подходящий для эмоциональных людей. Также включает в себя элемент спора – с коллегой, другом или даже с собой. И в состоянии азарта, эмоций, конкуренции начинают выполняться запланированные дела.

Лучше всего данный мотиватор работает для реализации новых дел, идей, проектов. Но может подойти и для любого иного занятия.

Главное, сменить мотивацию до того, как азарт закончится, «перегорит».

  1. Видение цели. Любой путь можно пройти, если видеть пункт назначения. Мотиватор отлично подходит для людей аналитического склада ума, которые не могут двигаться вперед без плана, четкой структуры и понимания, куда они идут.

Для формирования нужной личной мотивации подойдет долговременное планирование: на 15, 10 и 5 лет. Потом на год и помесячно.

  1. Мотивирующая среда. С одной стороны это внешний мотиватор, но с другой… Когда человек попадает в сообщество или группу, где все ориентированы на движение к цели, он тоже начинает туда двигаться. Шаг за шагом. Иногда медленно, порой быстро. С откатами и остановками. Но двигаться.

Среда, окружение – лучший мотивирующий организм, который может привести к цели любого!

Список мотиваторов можно продолжать бесконечно. А что мотивирует Вас? Пишем в комментариях мнения, советы, рекомендации или просто свой опыт!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector