0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли научиться эмпатии

Можно ли научиться эмпатии?

Каждый из нас остро нуждается в том, чтобы нас замечали, понимали и поддерживали. Но при этом мы живем в таком ритме, что не успеваем даже просто быть внимательными друг к другу. Как развить в себе интерес к окружающим и умение распознавать их эмоции? Свои способы предлагает философ Роман Кржнарич.

В романе «Убить пересмешника» Харпер Ли есть одна очень сильная фраза: «Нельзя по-настоящему понять человека, пока не станешь на его точку зрения… Надо влезть в его шкуру и походить в ней». И мы вообще-то это умеем. Нейропсихологи утверждают, что 98% людей обладают врожденными навыками эмпатии – могут представлять себя на месте других и смотреть на мир чужими глазами. Сложность, однако, состоит в том, что в повседневной жизни большинство из нас задействуют этот эмпатический аппарат не в полную силу.

Эмоциональная глухота?

Вы можете с утра, спеша на работу, спокойно пробежать мимо старушки, мучающейся с тележкой у ступенек подземного перехода, или, зайдя на новостной сайт, со скучающим видом пролистать сообщение о смертоносном цунами в Индонезии. Такой эмпатический провал может случиться и в отношениях с близкими — например, когда вы кричите в раздражении на шестилетнего ребенка или злитесь, что жена попросила вас помыть посуду, забывая, что на ней и так лежит большинство домашних обязанностей. Однако (хорошие новости!) практически каждый может научиться эмпатии; это не намного сложнее, чем научиться водить машину или варить суп.

Дэниэл Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»

Искусству понимать чувства других людей и управлять своими эмоциями можно научиться. Как? Об этом — книга американского психолога Дэниела Гоулмана.

Для начала неплохо бы оценить свою способность к эмпатии. Нейропсихолог Саймон Барон-Коэн (Simon Baron-Cohen) разработал тест «Чтение эмоций по выражению лица». Участнику исследования показывают 36 фотографий глаз, и к каждой прилагается список из четырех эмоциональных состояний. Выбрать нужно наиболее подходящее состояние. Средний результат теста – 26/36. Это означает, что большинство из нас при должном усилии на удивление хорошо, хотя и не идеально, понимают чужие эмоции. Однако нет предела совершенству: есть ряд техник, которые позволяют развить способность к эмпатии.

Активно слушать

«Ключевым для успешной коммуникации является наше стопроцентное присутствие в здесь-и-сейчас, следствием которого является способность понять, что именно происходит в душе собеседника», – пишет Маршалл Розенберг (Marshall Rosenberg), психолог и автор идеи «ненасильственного общения 1 . Внимательно слушая собеседника (будь то друг, у которого только обнаружили рак, или муж, раздраженный вашим ненормированным рабочим днем), мы тем самым даем ему понять, что видим его проблему и принимаем его точку зрения.

Дайте человеку договорить, после чего воздержитесь от порыва немедленно начать отвечать: повторите про себя (а иногда и вслух) все то, что вы только что услышали. Так вы дадите понять собеседнику, что вы его услышали. Именно эта техника общения и называется радикальным (а также активным и эмпатическим) слушанием.

Активное слушание великолепно работает при разрешении конфликтных ситуаций: Маршалл Розенберг показал, что при конфликте типа «работодатель-работник», если каждый из участников дискуссии буквально повторяет то, что ему только было сказано, до того, как высказаться самому, разрешение конфликтов происходит вдвое быстрее.

Искать человека

Следующий шаг, нацеленный на обострение эмпатии, берет свое начало в буддистских практиках: проведите день, думая о каждом человеке, который приложил руку к вашей повседневности. Машинист поезда, которым вы едете на работу; рабочий, положивший плитку, по которой вы идете от метро до офиса; маленький филиппинец, в рабских условиях пришивавший пуговицы к вашей рубашке; плантатор Цейлона, вырастивший чай, который вы сейчас завариваете – ваша жизнь неразрывно связана с жизнями других, неизвестных вам людей. Проведите день, спрашивая себя, как они живут, о чем мечтают, к чему стремятся. У Брехта есть поэма «Вопросы читающего рабочего», которая начинается в совершенно эмпатическом духе: «Кто воздвиг семивратные Фивы? В книгах названы имена повелителей. Разве повелители обтесывали камни и сдвигали скалы?» 2

Когда я жил в Оксфорде, каждый день, идя на работу, я проходил мимо бездомного, который сидел на углу улицы у магазина, и совершенно его не замечал. Как-то раз я остановился и заговорил с ним. Оказалось, что что он закончил Оксфордский университет, защитив там диссертацию по философии. Мы подружились, дружба наша покоилась на двух общих интересах: к этике Аристотеля и к пицце с пеперони. Из этой истории я понял, что общение с незнакомцами раскрывает наш эмпатический потенциал. Мы можем не просто узнавать новых потрясающих людей, мы можем преодолевать барьеры предрассудков и стереотипов: расовых, религиозных, социальных.

Открыться непривычному

Нам надо вернуть себе то любопытство ко всему на свете, которые было у всех нас, пока мы были детьми, и которое так успешно истребляет в нас современная жизнь. Здесь, однако, важно не впасть в другую крайность. Общаясь с людьми, помните, что ваша задача — не допрашивать, а расспрашивать, поэтому будьте доброжелательны и ненавязчивы, не превращайтесь в следователя.

Такие виды общения будут представлены в первом в мире Музее Эмпатии, который откроется в Лондоне в этом году, а потом отправится в путешествие по всему миру. А в Библиотеке Эмпатии вы найдете каталог людей, в котором можно выбрать для пары часов общения гомосексуального отца-одиночку, китайского каллиграфа, алеута-погонщика — людей, с которыми вы могли никогда не повстречаться в своей жизни.

Эмпатия – ключевой момент здоровых человеческих взаимоотношений. Как сказал Дэниэл Гоулман (Daniel Goleman), придумавший термин «эмоциональный интеллект»: «Без эмпатии все мы глухи». И, раз уж эмпатией может овладеть каждый, попробуйте и вы – и отправьтесь в знакомый вам мир, полный незнакомого и непривычного.

Роман Кржнарич (Roman Krznaric) – британский философ, социальный мыслитель и писатель. Его главные темы – искусство жить и перемены в обществе. Автор нескольких популярных книг, в том числе об эмпатии («Empathy: Why It Matters, And How To Get It», Rider, 2015). Основатель первого в мире Музея эмпатии и цифровой Библиотеки эмпатии. Консультирует общественные организации по вопросам развития эмпатии. Один из основателей и преподавателей «Школы жизни» Алена до Боттона. Его сайт romankrznaric.com .

Эмпатия: как сочувствовать, не разрушая себя

Чуть ли не ежедневно если не СМИ, то соцсети сообщают нам о чьем-то горе. Сложно абстрагироваться от этой информации. Но вроде бы нужно, чтобы продолжать жить?

Можно ли встать на место другого человека?

«Я бы на твоем месте…» За этими словами часто следует добрый совет. Но всегда ли хороша такая позиция в диалоге? Пояснения в четырех актах.

Что такое осознанность и как ее развить? 5 простых упражнений

Что скрывается за модным словом «осознанность»? И как она может сделать лучше нашу жизнь? О том, зачем нам быть чувствительными к себе и какие бывают техники работы над собой, рассказывают авторы онлайн-курса «Марафон взаимной осознанности».

Эмпатия: к кому идти за сочувствием?

В неприятной, трудной или драматической ситуации мы ждем от окружающих помощи и сочувствия. И прежде всего от тех, кому знакомы подобные испытания. Но, как ни странно, именно такие люди в меньшей степени готовы разделить наши переживания.

Как развить эмпатию: советы специалистов

  • 7 Октября, 2018
  • Психология личности
  • Валентина Буравлева

Эмпатия – это уникальная способность человека чувствовать настроения и эмоции окружающих. Это также и способность ставить себя на место другого, умение сочувствовать и сопереживать. Предрасположенность к эмпатии – это скорее личностное, а не психологическое свойство. Уже не первый год эта тема активно обсуждается, ей посвящены миллионы книг и научных трактатов. Изучению данного феномена уделяли внимание многие знаменитые психологи. Фрейд говорил, что эмпатия дает возможность не только субъективно ощущать и осознавать эмоции собеседника, но также и переживать их как свои собственные.

Особенности чувства

Перед тем как узнать о том, как развить эмпатию, полезно ознакомиться с особенностями этого феномена. Сразу же стоит отметить, что с эмпатическими способностями человек не рождается. Хоть такое и случается, но крайне редко. Обычно, эмпатией человек овладевает наряду с другими навыками и способностями, пропорционально полученному жизненному опыту. Чаще всего эмпатия проявляется как сочувствие, сопереживание, а также влечение к особи, с которой возникла данная психоэмоциональная связь.

Уровни

Эмпатия не является статичной чертой характера. Она подвержена влиянию внешних факторов. Человек может в совершенстве владеть эмпатией, но лишиться этой способности либо частично, либо полностью в стрессовой, агрессивной, непонятной обстановке. Всего этих уровней насчитывается пять:

  • Люди из этой группы вообще не осознают своих способностей к эмпатии. Они способны сопереживать, ощущать настроения окружающих, но им кажется, что в данный момент они переживают свои собственные эмоции.
  • Человек осознает свою способность к эмпатии, но пока знает, как ей пользоваться.
  • Люди этой группы четко и ясно осознают свои способности, и если собеседник кажется им подходящим, активно пользуется этими приемами.
  • Эти люди обладают достаточно развитым чувством эмпатии и с легкостью манипулируют окружающими.
  • В последнюю группу входят асы эмпатии, которых в мире не так много. Они полностью контролируют свои эмпатические способности, и пользуются ими в совершенстве.

Также сама по себе эмпатия тоже бывает нескольких видов:

  • Эмоциональная (использует моторные реакции собеседника).
  • Когнитивная (понимание собеседника, затрагивающее в больше степени интеллектуальные процессы).
  • Предикативная (дает возможность предугадать реакции и действия собеседника).

Каждому человеку очень важно владеть эмпатией хотя бы до некоторой степени. А для людей, чья профессия связана с человеческим фактором, эмпатия просто незаменима.

Методы развития: активное слушание

Сейчас множество людей готово многим пожертвовать, чтобы заполучить такие способности. По словам психологов, это вполне выполнимая задача, и для этого существуют специальные игровые упражнения. Как развивать эмпатию при помощи данных техник? Ими необходимо пользоваться как можно чаще в реальной жизни. Одной из таких методик является активное слушание – задавание вопросов собеседнику так, чтобы помочь ему более полно раскрыть тему. Также оно предполагает выражение своих впечатлений по этому поводу. Как развить эмпатию, используя технику активного слушания? Главные принципы данной методики таковы:

  • Наличие пауз в разговоре. Когда собеседник закончил говорить, следует выдержать небольшую паузу. Она позволяет подумать над сказанным как слушателю, так и говорящему. Для желающих стать более эмпатичными такая пауза позволит лучше вникнуть в послание говорящего.
  • Пересказ. Произнесенное собеседником необходимо повторить вкратце и своими словами. Важно, чтобы пересказ был кратким. Это позволяет понять собеседнику, что он был понят правильным образом, что описанные им проблемы были услышан.
  • Уточнение. Иногда человек описывает не все детали описываемых им событий. Так как развить эмпатию означает примерить на себя роль собеседника полностью, то в некоторых случаях без уточняющих вопросов не обойтись.
  • Сообщение о том, что информация воспринята. Необходимо донести до собеседника тот факт, что его эмоциональное состояние услышано и понято. Например: «Я понимаю, как тебе грустно. Хочется, чтобы кто-нибудь пожалел и разделил твои переживания».

Упражнение «Убежище»

Так как развить эмпатию тем людям, которые слишком восприимчивы к отрицательным переживаниям окружающих будет очень сложно, данная техника может оказаться крайне полезной. Если человек не позаботился о собственном психологическом благополучии, то понять другого ему будет тяжело. Ведь сострадать окружающим в тот момент, когда самого переполняют противоречивые переживания, непросто. Техника поможет тем, кто желает научиться проявлять эмпатию даже в самых непростых ситуациях – например, когда поставлена цель научиться сострадать недоброжелательно настроенному визави.

Упражнение состоит в том, чтобы во время конфликта или непонимания мысленно перенестись в «место полного покоя и комфорта» (убежище). Это может быть личный остров, замок где-нибудь в параллельной вселенной. Главное, чтобы там ощущалась полная безопасность. Это упражнение помогает в значительной мере понизить эмоциональное напряжение.

Комплименты

Как развить эмпатию при помощи данного способа? Даже если кажется, что от природы у человека нет таланта делать другим комплименты, в действительности научиться этому искусству не так и сложно. Основной момент заключается в том, чтобы научиться находить позитивные качества в других людях. При этом комплимент необходимо делать от всего сердца – иными словами, говорить лишь о тех качествах или внешних признаках, которые действительно вызывают восхищение.

Во многих тренингах данным приемом пользуются довольно часто. И это не просто лесть. Умение находить и высказывать положительные качества в окружающих позволит значительно повысить уровень эмпатических способностей. Ведь развитие эмпатии предполагает умение видеть в людях хорошее. Когда же человек сознательно тренируется говорить окружающим приятные слова, тем самым он помогает не только им ощутить себя более ценными.

Он начинает видеть людей с их лучшей стороны, и таким образом становится гораздо легче «примерить» на себя их роль, вжиться в те чувства и эмоции, которые переполняют собеседника в момент общения.

Самоанализ

Умение анализировать собственное поведение, реакции и действия может помочь лучше понять окружающих. Для этого можно воспользоваться дневником или просто тщательно, не отвлекаясь, анализировать себя в спокойной обстановке. Обычно люди с сильно развитой эмпатией хорошо являются не только от природы хорошими психологами, разбирающимися в людях. Они и самих себя знают очень глубоко. Именно это позволяет им сопереживать окружающим, так как ничто человеческое не может оказаться для них чуждым.

Методика «Обезьяна и зеркало»

Психологами было разработано немало техник, которые будут интересны каждому интересующемуся тем, как развивать эмпатию. Упражнения эти нередко требуют наличия партнера – человека, вместе с которым они будут выполняться.

Методика под названием «Обезьяна и зеркало» делается следующим образом:

  • Распределяются роли. Один из участников тандема должен быть «Зеркалом», а другой – «Обезьяной».
  • Когда «Обезьяна» оказывается перед зеркалом, она начинает вести себя достаточно вольно: демонстрировать различные эмоции и переживания, гримасничать, двигаться.
  • «Зеркало» должно воспроизвести ее мимику и движения как можно точнее.
  • По прошествии нескольких минут можно поменяться ролями.
  • Затем проводится итог. Для этого необходимо разобрать, какие трудности могли возникнуть в процессе выполнения техники, насколько точно получалось распознать переживания партнера и воспроизвести их.

Методика «Схожести и различия»

Как развить эмпатию у взрослого при помощи данной техники? Как и в предыдущем упражнении, здесь потребуется помощь партнера. Методика состоит из двух этапов. На первом из них оба партнера говорят по очереди друг другу предложение, начинающееся с фразы: «Ты похож на меня, у тебя…». Сначала говорит один человек, затем второй и так далее. При этом каждый стремится подстроиться под манеру партнера – произносить слова тем же тембром голоса, интонацией.

На втором этапе выполнения, который начинается приблизительно через 7 минут после начала первого, партнеры говорят друг другу фразу: «Я очень отличаюсь от тебя, я…».

После завершения работы над техникой партнеры могут обсудить, какие чувства возникали у них на протяжении выполнения задания; какие эмоции сопровождали первый этап, какие – второй.

Сыграть роль другого человека

Эмпатию вполне можно развить и в том случае, когда человек представляет себя на месте другого. Его можно проводить как в группе, так и в одиночестве. Для этого нужно составить список всех своих знакомых и родственников, а затем по очереди примерять на себя роль каждого, отвечая на вопросы.

  1. Как ваше имя?
  2. Сколько вам лет?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Когда в последний раз вы были в отпуске?
  5. Что вам больше всего нравится?
  6. Что вызывает грусть?
  7. Что приводит в состояние восторга?
  8. В каких обстоятельствах у вас возникает ощущение ностальгии?
  9. Какие у вас есть страхи?
  10. На что и на кого вы обычно возлагаете свои надежды?

Как развить эмпатию у ребенка?

Родители могут научить своих чад эмпатии собственным примером. Это возможно, когда мать или отец проявляется участие и чуткость по отношению к ребенку, к его эмоциональному состоянию. К примеру, если мать говорит расстроенному ребенку: «Что ты распустил сопли, ничего же страшного не произошло», — тем самым она дает ему понять, что чувства человека не важны. Вырастая, такой ребенок очень мало задумывается о том, что ощущают окружающие. Он сам становится черствым.

Если же родитель говорит своему раздосадованному чаду: «Я понимаю, ты очень расстроен из-за потери своей любимой игрушки» — это позволяет раз за разом развивать и усиливать эмпатию. Также подобное сопереживание формирует у малыша уверенность в себе, высокую самооценку. Если же родительское сострадание отсутствует, то ребенок со временем учится подавлять в себе негативные эмоции. Это приводит к невротическим расстройствам или же психосоматическим болезням.

С возрастом шансы на развитие эмпатии у человека становятся все меньше, так как собственный опыт может мешать адекватно оценить незнакомое поведение. Еще раз следует упомянуть, что способности к эмпатии, какой бы сильной она ни была, можно лишиться мгновенно, почувствовав сильный страх. Страх полностью разрушает эмпатию, на корню блокирует возможность сострадать. Поэтому, если человек хочет сохранить и развить свои эмпатические способности, ему стоит держаться подальше от споров, выяснений отношений, драк и ссор.

12 лучших упражнений для развития способности эмпатии

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Человек – социальное существо, и обладает не только привычным для нас интеллектом, то есть айкью, но и эмоциональным. Помимо прочего, они между собой тесно связаны, то есть, осознавая свои чувства, человек лучше распознаёт чужие, соответственно, ему проще потом понимать, что происходит вокруг, предвосхищать события, а это сказывается как раз на интеллектуальном развитии. Так что развитие эмпатии крайне важно для каждой личности, которая находится в социуме и, тем более, желает быть успешной.

Способы

1. Эгоизм

Чтобы стать эмпатичным, необходимо учиться выходить за границы собственного эгоизма, и замечать других людей, их потребности, переживания. Это можно сделать, понаблюдав, как они себя ведут в какой-то ситуации. А также предположив, что на самом деле с ними происходит, зачем они что-то делают, чего хотят добиться этим, и какая при этом присутствует мимика, жесты и позы.

И сделать это легко, просто по дороге на работу присмотревшись к попутчикам, или к тем, кто составляет компанию в очереди. Пофантазируйте, куда они направляются, кто их может ждать или для кого потребовалось покупать медикаменты в аптеке. Такая игра, помимо того, что развлечёт вас, но и поможет развить как творческое образное мышление, но и эмоциональный интеллект.

2. Слышать

Никакие методы обучения эмпатии не помогут, пока вы не научитесь, не просто слушать своего собеседника, но и слышать его. На первый взгляд может показаться, что нет ничего проще, но на самом деле это непростая задача. Важно ведь не просто воспринимать поступающую информацию, но и обрабатывать её, давать обратную реакцию, то есть делиться своими чувствами в ответ на рассказанную историю, мыслями и идеями, собственным опытом и прочее.

Но, ни в коем случае не обесценивать слова того, кто делится с вами чем-то, утверждая, что он беспокоится из-за ерунды, или, ещё хуже, перебивать его. Такими действиями вы не только покажете, что не стоит вам открываться, но и не испытаете искреннего сопереживания, сопричастности к чужой жизненной истории.

Задавая какие-то вопросы для прояснения, спросите, прежде всего, себя, зачем вам это нужно? Чтобы удовлетворить своё любопытство, получить ценный материал, который пригодится в дальнейшем, или потребность всё-таки понять, что происходит с вашим собеседником, чтобы помочь ему хотя бы освободиться от накопившихся эмоций? Посмотрите статью «Что такое активное слушание и какие существуют техники для его развития?» .

3. Записи

Заведите себе блокнот, в который выпишите все существующие эмоции. После чего, каждый день выбирайте одну из них, и пробуйте указать, в какие моменты вы её ощущаете. Например, «Я испытываю грусть, когда вижу, как вянут цветы», «Я счастлив, слыша смех своего ребёнка», «Я злюсь, когда меня не понимают» и так далее. Желательно составлять не менее 10-15 пунктов.

Так вы получите не только знания о своей личности и характере, но и вам будет проще понимать окружающих людей. По силе эффекта эти действия будут как полноценный тренинг личностного развития, главное, чтобы вы добросовестно выполняли работу.

4. Невербалика

Обязательно изучите теорию невербалики, чтобы успешно получалось применять знания на практике, а не создавать далёкие от реальности образы и фантазии о другом неизвестном человеке. Существует масса книг, посвящённых этой теме, рекомендую для начала ознакомиться со статьёй , где вы сможете выбрать наиболее интересную литературу.

5. Не осуждайте и не критикуйте

У каждого человека своя собственная жизненная история, и утверждать, что вы наверняка поступили бы иначе – неправильно. Вы не находились в условиях, в которых рос этот человек, вы не знаете, какой опыт построения отношений он перенимал у родителей, если они у него были.

Вы не знаете, с чем ему пришлось столкнуться, прежде чем он стал таким, какой сейчас. Какие у него внутренние ресурсы, стиль мышления и особенности характера. Поэтому очень важно учиться терпимости к другому человеку, только так можно развить свой эмоциональный интеллект.

6. Игры

Самые лучшие упражнения – это игры, так как вы будете обучаться, и развиваться совершенно незаметно для себя, то есть, не применяя силу воли. Плюс ко всему – они захватывают, увлекают и сближают с окружающими, поэтому и считаются социальными.

Попробуйте поискать, вдруг в вашем городе организовывают периодически вечера за игрой в покер, «Мафию» или «Монополию», «Крысиные бега», «Иммаджинариум» и прочее. В крайнем случае, можно купить необходимые атрибуты и пригласить друзей. Наблюдая за сменой и проявлением эмоций других людей, вы лучше научитесь их понимать и чувствовать.

7. Игра с друзьями

Попросите кого-то из друзей или членов семьи составить вам компанию в таком интересном упражнении, как рассказ увлекательной истории. Но средства коммуникации должны быть сугубо невербальными, передача информации только с помощью мимики, жестов, поз и просто движений. Для начала распределите, кто из вас будет слушатель, а кто рассказчик.

Задача рассказчика в принципе, ясна. Слушателю же придётся внимательно наблюдать за своим собеседником, а по окончанию поделиться тем, что он понял, что чувствовал, о чём была история. После чего поменяться ролями. Попробуйте прислушаться к себе, что было сложнее делать, передавать или понимать? Так вы сможете обнаружить свои, так сказать, слабые места, над которыми придётся потрудиться.

8. Фильмы

Коротайте свободное время за просмотром фильмов, желательно, основанных на реальных событиях, драмах и даже мелодрамах. Также полезны психологические триллеры, которые будут сподвигать на размышления о том, что происходит, и в чём суть картины.

Рекомендую начать с тех, которые указаны в этой статье . Кстати, существуют такие психологические группы, где после совместного просмотра фильма происходит обсуждение, попытка проиграть роли, чтобы понять, что испытывал главный герой. Поищите, возможно, неподалёку от вас проводят подобные встречи.

9. В компании

Для этого задания вам потребуется компания, и чем больше, тем лучше. Один человек выходит из комнаты, а возвращаясь, он должен распознать, кто с какими эмоциями смотрит на него. Остальным участникам следует пытаться передавать чувства только с помощью взгляда, не используя мимику и жесты.

Например, взгляд, полный ярости, или любви, нежности, страха, отвращения, тревоги и прочее. После чего выходит следующий человек, остальные договариваются о передаваемых эмоциях, и так по кругу.

10. На чужом месте

Считается, что, для того, чтобы понять другого человека, следует поставить себя на его место. И это действительно так, хоть и кажется непростым заданием. Представьте своего знакомого, или, допустим, коллегу, который вас всё время злит и раздражает своим поведением.

Закройте глаза и подумайте, что вы – это он, назовите себя его именем и попробуйте пофантазировать, отвечая на вопросы о его жизни, которые помогут понять, почему он так себя ведёт, как к вам относится и чего вообще добивается.

Вы можете задавать те, которые волнуют непосредственно вас, я же хочу привести простые примеры вопросов, чтобы было понятнее:

  • Что меня пугает?
  • Что я больше всего люблю?
  • Есть ли у меня близкие люди, которым я могу доверять?
  • Чего мне хочется от жизни?
  • К чему я стремлюсь?
  • На кого я могу опереться?

11. Актер

Займитесь актёрским мастерством, именно так вы повысите все уровни своего социального интеллекта. Вживаясь в роль, вы существенно увеличите диапазон эмоциональных реакций, а значит, вам станет проще осознавать себя, приспосабливаться к окружающему миру и, конечно же, понимать других людей.

Если нет времени посещать театральные кружки, ничего страшного, просто репетируйте перед зеркалом, читайте вслух с выражением и соответствующей мимикой и жестами стихотворения, прозу и даже газеты.

12. Пример

Подумайте, кто из ваших знакомых, по вашему мнению, обладает достаточно высоким уровнем эмпатии. Постарайтесь понаблюдать за тем, что говорит этот человек, в какие моменты, как он выглядит при этом и подобное. Пробуйте анализировать его поведение, присваивать себе понравившиеся нюансы, то есть откладывать в свою копилку накопленных знаний.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Напоследок хочу рекомендовать статью «9 практических советов для постоянной работы над собой» , она поможет вам действовать и развиваться добиваясь поставленных целей. Берегите себя и близких!

Как развитить в себе эмпатию

По своей природе мы эгоисты. Почти все. В случае с поколением миллениалов Я-ориентированность мировосприятия стала фактически нормой. Добавьте сюда замену реального общения перепиской в соцсетях и прогнозы писателей-фаталистов, утверждающих, что люди разучились понимать друг друга, уже не покажутся художественной выдумкой. Превращает ли это нас в интровертов – вопрос риторический и по форме, и по содержанию. Несомненно другое – при виде переживаний, эмоций, страданий другого человека мы, как правило, смущаемся и не знаем что делать, хотя и хотим как-то помочь. В таких ситуациях наше сознание обращается к эмпатии – способности понимать и соответствующим образом реагировать на эмоциональные состояния окружающих. У каждого они развиты по-разному, так что если вам случалось корить себя за «чёрствость», вы не знали, как поступить в деликатной ситуации, где другой человек откровенно выказывал свои чувства – эта статья о том, как развить эмпатию, будет для вас интересной.

Значение эмпатии

Эмпатия – понимание эмоционального состояния и чувств другого человека путём сопереживания. Это может быть экспансивный отклик на переживания близкого или совершенно незнакомого человека, достигающий или даже превышающий по силе исходное чувство. Так бывает, когда, например, вы случайно узнаёте, что нравитесь кому-то, и после этого начинаете испытывать симпатию в ответ.

Способность к эмпатии не зависит от интеллектуальных усилий. Другими словами, это значит, что «заставить» себя сочувствовать (или переживать любое другое состояние) при всём желании мы не можем. В наших силах изобразить его внешние проявления, постараться подобрать фразы, которые используют в таких случаях, но заставить себя ощутить такую же эмоцию усилием воли невозможно. Данный факт не делает из человека бессердечного робота, ведь некоторые учёные уверены, что мы изначально рождаемся с генетически обусловленной склонностью к эмпатии. В процессе жизни (социальные условия, традиции общества, пережитые события) она либо усиливается, либо слабеет. И, что гораздо важнее, её можно постараться развить, хоть это и нелегко.

Зачем развивать эмпатию? У данного явления ведь есть и отрицательные стороны. Человек, склонный переживать за других, менее защищён от негативного влияния стрессовых ситуаций, подвержен тревоге. Это действительно так. Но есть категории людей, которым в силу профессиональных обязанностей быть эмпатами просто необходимо. И речь не только о психологах и психотерапевтах, а и о педагогах, менеджерах по продажам и продавцах, HR-менеджерах и кадровиках, артистах кино и театра – всех, чья работа связана с людьми.

Поэтому вопрос, как сделать, чтобы чувства не поглотили людей, склонных к переживанию, с головой, – предмет отдельного разговора. Но эмпатия нужна по ряду причин. Во-первых, открытые и эмоциональные люди легче заводят новые знакомства, обрастают нужными контактами. Они лучше понимают потребности других людей, их скрытые мотивы, и на основе этого способны добиваться своего. Они успешнее применяют НЛП и другие техники для достижения своих целей (вплоть до манипулирования).

Во-вторых, эмпаты гораздо реже конфликтуют с людьми, ведь умеют понимать их чувства и страхи. Они могут предвидеть проблемные ситуации заранее и предупреждать их. Такие люди легче справляются с возражениями и негативом. И, в-третьих, эмпаты способны строить коммуникацию эффективно, мотивировать и убеждать других в своей правоте, быть лидерами и хорошими друзьями.

Развитие эмпатии

Если в вышеперечисленном списке профессий, которые связаны с эмпатическими способностями, есть ваша, или вы просто хотите лучше понимать других людей вокруг, эти несколько рекомендаций, возможно, будут полезными:

  1. Учитесь слушать. Это, пожалуй, одно из главных требований – не просто проявлять соучастие, а слышать партнёра. Слова, как известно, имеют силу, и зачастую способствуют не только лучшему пониманию сути доносимой информации, но и могут разбудить эмоции.
  2. Наблюдайте за людьми вокруг. Ожидая автобус, стоя в пробке, не доставайте мобильный или планшет, а посмотрите на людей вокруг вас, представьте себе, кем бы они могли быть, что они чувствуют и думают в данный момент, живут в вашем городе или откуда-то приехали, счастливы ли, был у них хороший день или не очень.
  3. Когда это возможно (поездка, очередь), проведите время за разговором с незнакомым человеком. Будьте любопытными – это способствует развитию эмпатии, ведь мы ведём диалог с людьми, которые находятся вне нашего привычного социального круга и, с высокой долей вероятности, имеют другие взгляды и интересы.
  4. Старайтесь ставить себя на место другого. Ещё один универсальный совет, так как данный навык помогает не только лучше понять людей, но и научиться смотреть на проблему под разными углами. Возьмите для просмотра психологический фильм, где перед главным героем стоит сложный выбор, либо где он вынужден действовать в быстро меняющихся условиях, и представьте, как бы вы поступили в сложившейся ситуации. Это будет отличная тренировка.
  5. Научитесь определять свои собственные чувства. Сложно понять то, чего сам никогда не испытывал, и никакие рекомендации и упражнения здесь не заменят опыт реальных ощущений. Поэтому развивайте свою эмоциональную память, запоминайте состояния и чувства – это поможет лучше понимать других.

Отзывы и комментарии

Насколько вы эмпат? Считаете это своим преимуществом или недостатком и как способность к переживанию влияет на вашу жизнь? Присоединяйтесь к обсуждению ниже, а также комментируйте материал в наших группах в социальных сетях.

«А если это была бы твоя дочь?»: Можно ли развить эмпатию

Слово «эмпатия» кажется интуитивно понятным: чаще всего под ней подразумевают сочувствие, умение войти в положение собеседника. Однако эмпатия — это не только выражение заботы, но и умение пропустить через себя чувства другого человека.

Английское слово «empathy» появилось в начале XX века как прямой перевод немецкого «Einfühlung», буквально «вчувствование». Тогда оно подразумевало приписывание собственных чувств объекту или окружающему миру. К середине прошлого века смысл термина пересмотрели: психолог Розалинда Даймонд Картрайт и социолог Леонард Коттрелл провели серию экспериментов, после чего отделили эмпатию, то есть точное определение чужих чувств и эмоций, от проекции собственных эмоций и чувств на других. В 1955 году издание Reader’s Digest закрепило новое употребление, определив эмпатию как «способность оценить чувства другого человека, не вовлекаясь эмоционально настолько, чтобы это влияло на наши суждения».

Милые панды и зеркальные нейроны

Некоторые исследователи выделяют два типа эмпатии. Первый — «эмоциональный» — подразумевает чувства, которые возникают у нас в ответ на эмоции окружающих. Сюда относят, например, напряжение, которое появляется, когда мы ощущаем чужой страх или беспокойство. Второй вид эмпатии называют «когнитивным» — под ним подразумевают умение определять и понимать эмоции другого. В случае «когнитивной» эмпатии человек рационально пытается понять, что думает и чувствует, скажем, собеседник, представить ход его мыслей, но остаётся эмоционально невовлечён.

«Определённо, эмпатия включает в себя целый комплекс навыков, — отмечает психолог-психотерапевт Наталья Сафонова. — Это и способность замечать мимические и телесные изменения в поведении другого человека, и умение соотносить чужой опыт с собственным, и навык распознавать свои эмоции, и умение выдерживать накал происходящего, и даже способность принять собственное бессилие, когда другой переживает сложные чувства…»

Исследования показывают, что эмпатия может быть отчасти обусловлена биологически и эволюционно. В начале девяностых учёные выяснили, что когда мы наблюдаем за действиями других, у нас активируются зоны в коре головного мозга, отвечающие за выполнение этих действий — происходит это благодаря зеркальным нейронам. Однако критики теории, объясняющей эмпатию нейронными связями, считают, что просто представлять, как мы делаем что-то, для эмпатии недостаточно. Как бы то ни было, вопрос, почему мы испытываем эмпатию и можно ли её развить, занимает многих.

Учёным также удалось выделить несколько факторов, которыми, по их мнению, может объясняться эмпатия. «Возможно, в первую очередь эмпатию провоцирует миловидность: младенческие черты, такие как большие глаза, большая голова, но маленькая нижняя треть лица, — говорит психолог Гарвардского университета Стивен Пинкер. — Предприниматели, сфера деятельности которых связана с эмпатией, конечно, давно это поняли. Поэтому благотворительные организации так часто используют фотографии детей, а организации по охране природы — снимки панд. Детей, которых считают более милыми, с большей вероятностью усыновят, а подсудимые с детскими лицами получают меньшие сроки наказания». Данные других исследований говорят, что богатство делает нас менее восприимчивыми к чужим эмоциям: например, одно из них показало, что водители дорогих машин чаще подрезают других автомобилистов. Некоторые исследования показали связь между чтением «качественной» художественной литературы и развитием эмпатии.

Толпа и отдельные жизни

На обывательском уровне кажется, что способность к эмпатии у всех проявляется по-разному, — и учёные с этим согласны. Нейропсихолог Саймон Барон-Коэн разработал специальный тест: проходящий его смотрит на тридцать шесть пар глаз и должен решить, какое из четырёх слов точнее всего описывает эмоции человека в каждом случае; в среднем участникам удавалось определить верно только двадцать шесть случаев. В медицинском колледже Сидни Киммел (ранее известном как медицинский колледж Джефферсона) даже разработали шкалу для измерения эмпатии. По мнению профессора психиатрии Мохаммедрезы Ходжата, способности к ней можно развить: «Эмпатия — когнитивная способность, а не черта характера».

Вы и сами наверняка замечали, что все мы регулярно используем эту способность не полностью — например, сочувствуем далеко не всем героям печальных событий, о которых читаем в новостях, или спокойно воспринимаем новость о трагедии в далёкой стране. В последнем случае в силу вступает эффект, который называют «психическим онемением», или «психическим ступором»: по мере того, как растёт количество жертв какого-то события (даже если оно просто увеличивается с одной до двух), уровень нашей эмпатии снижается.

«Противоположная сторона этого процесса — то, что мы назвали бы эффектом единичности: мы очень ценим отдельную жизнь одного человека, — говорит психолог Орегонского университета Пол Слович. — Мы всё время это видим: ребёнку нужна операция, его родители не могут оплатить её, в газете появляется заметка. За этим часто следует волна поддержки и пожертвований. Нас действительно очень волнует то, что происходит с конкретными людьми. Но мы не распространяем это отношение на большую группу людей, даже когда могли бы так сделать».

В этом свойстве нашей психики можно найти и способ посочувствовать большому количеству пострадавших при трагических событиях — просто нужно сместить фокус с толпы на конкретного человека. Правда, эффект может быть коротким. Пол Слович рассказывает об исследовании, которое он с коллегами проводил в связи со знаменитой фотографией тела сирийского мальчика-беженца на пляже. По его словам, благодаря снимку интерес к проблемам беженцев резко поднялся (статистика о сотнях тысяч погибших волновала всех меньше), пожертвования многократно увеличились, но продлилось это всего около месяца — а потом интерес к теме вернулся на обычный уровень. Слович считает, что личные истории могут помогать бороться с масштабными проблемами, если вовремя предложить людям направить энергию в действие.

Есть и приёмы, которые могут помочь каждому из нас лучше понимать других, не только когда речь заходит о кризисах и катастрофах. Например, в США существуют программы для развития эмпатии у врачей — их разрабатывают в некоторых колледжах как часть необязательной программы. Часто на таких курсах врачей учат следить за собой и не перебивать пациентов, распознавать их эмоции по выражению лица и языку тела. Бывают и более конкретные рекомендации, например контролировать собственную интонацию и смотреть в глаза собеседнику.

Другой подход, который советуют освоить тем, кто хочет развить эмпатию, — так называемое активное слушание. Это набор техник, который помогает научиться внимательнее относиться к тому, что говорит другой человек, слышать его и не додумывать смысл его слов. Существуют даже наборы соответствующих упражнений: например, перефразировать, что вам только что сказал другой человек, чтобы убедиться, что вы его правильно поняли, задавать дополнительные вопросы, чтобы человек рассказал больше и уточнил мысль, внимательно слушать, а не готовить контраргументы, пока говорит собеседник, и так далее. Специалисты также советуют развивать в себе интерес к другим людям, даже незнакомым — это помогает лучше понимать тех, кто нам неблизок, и по-иному посмотреть на мир.

Уязвимость и нейроразнообразие

«На самом деле невозможно научиться эмпатии в теории, — отмечает гештальт-психотерапевт Дарья Приходько. — Во-первых, потому что мы никогда не можем влезть в шкуру другого и почувствовать то, что чувствует он, во всех красках. А во-вторых, мы часто путаем эмпатию и деятельное участие в жизни другого человека». По её словам, во время разговора о трудностях, которые происходят в жизни другого (увольнение, ссора с близкими, тяжёлая болезнь), переживая, мы можем начать ответ с совета («А ты не пробовал (-а)…?») или предложить увидеть во всём хорошее («Зато…»). «Так вот, это не эмпатия, — отмечает Дарья Приходько. — Да, вы выслушали партнёра, да, вы правильно уловили суть того, что вам рассказали, и даже знаете, как поступили бы вы в такой ситуации, поэтому хотите помочь решением. Но эмпатия состоит в другом. Она в том, чтобы побыть в тех чувствах, о которых говорит человек, и не пытаться ничего поменять в истории, которую рассказывают».

По словам психотерапевта, в такой ситуации может быть очень некомфортно: сталкиваться с болью другого человека тяжело, поэтому мы пытаемся скрыться за советами и «конструктивным» взглядом на вещи. Но вместо этого продуктивнее тоже побыть уязвимым: «Мне тоже бывает страшно при смене работы», «Я чувствую себя потерянным, когда я болею или кто-то из моих близких. Я чувствую беспомощность. И мне жаль, что тебе так сложно». «Так вы действительно оказываетесь с собеседником на одной волне, — отмечает Приходько. — Вы принимаете его таким, какой он есть в данную минуту, и при этом по-настоящему остаётесь рядом. И тогда вы действительно разделяете между собой тяжёлые чувства».

Зачастую, когда речь идёт об эмпатии по отношению к кому-то непохожему, предлагают мысленно подставить на его место близкого человека. Например, в случае насилия над женщинами мужчинам предлагают представить на месте пострадавшей дочь, сестру или мать. Проблема лишь в том, что сложно оценить, насколько в этом случае включается именно эмпатия: сделав упражнение выше, человек не пытается понять, что чувствует другой, а просто испытывает жалость за счёт тех, кто ему дорог.

Психолог-психотерапевт Наталья Сафонова, однако, отмечает, что эмпатия может сработать, если мы соотнесём собственные переживания с эмоциями другого человека. «Вспомнив, каково было мне, я могу испытать сопереживание (не стоит путать „эмпатию“ и „идентификацию“ — первая подразумевает, что я различаю свой собственный опыт и опыт другого человека), — говорит эксперт. — При этом эмпатия допускает, что у меня может не быть схожего опыта: например, у меня нет детей, и я понимаю, что это уникальный опыт, но при этом я вполне могу переживать эмпатию, потому что хорошо знаю, каково это — любить кого-то, беспокоиться о ком-то, испытывать нежность или бессильную злость».

При этом Наталья Сафонова отмечает и то, что концепт эмпатии часто связывают с идеями нейронормативности, с представлением о «среднем» уровне эмпатии, когда человек распознаёт свои и чужие чувства, но не слишком сильно погружается в сопереживание. По её мнению, эта идея может негативно влиять на тех, кто не вписывается в статистическую «норму», а «правильного» и «неправильного» способа чувствовать не существует: уровень чувствительности человека определяется не только психологическими, но и биологическими особенностями. «Эмпатия — не единственный кит, на котором держатся гуманизм и толерантность, и нейроразнообразие — это нормально».

10 упражнений для развития эмпатии

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую. », за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.
  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector