1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мпгу бывший мгпи им

Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) — крупное учебное и научное учреждение, включающее 18 факультетов и 7 филиалов в других городах России.

Содержание

История МПГУ

История Московского педагогического государственного университета начинается с 1872 года, когда были основаны Московские высшие женские курсы (МВЖК), существовавшие до 1918 года (с перерывом на 1888 — 1900 гг.). В 1918 году МВЖК были преобразованы во II Московский государственный университет (II МГУ). В 1930 году II МГУ был разделен на три самостоятельных вуза, в числе которых был Московский государственный педагогический институт, ставший правопреемником университета. В 1990 году МГПИ получил статус университета и современное название.

В 1932 — 1938 годах институт носил имя А.С. Бубнова, в 1941 — 1997 годах — имя В.И. Ленина.

Курсы Герье (1872 – 1888)

Первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой. Основаны профессором Московского университета В.И. Герье. Открытие курсов состоялось 1 ноября 1872 года. Программа обучения первоначально была двухлетней, с 1876/77 учебного года стала трехлетней. Специализация почти не была предусмотрена, преобладали историко-филологические дисциплины. Никаких формальных прав окончание курсов Герье не давало.

Курсы работали в помещении I Московской мужской гимназии (1872 — 1873), затем в помещении Музея Политехнической выставки на Пречистенке (1873 — 1877) и в здании, специально выстроенном для Политехничского музея (1877 — 1888).

Число слушательниц на курсах было по тем временам довольно высоким: к середине 80-х годов оно превышало 200 человек.

В 1886 году Министерством народного просвещения был воспрещен прием на курсы, в 1888 году они закрылись.

Среди преподавателей курсов в разное время были: В.И. Герье, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин и В.О. Ключевский (история); Н.И. Стороженко, Н.С. Тихонравов, А.Н. Веселовский и В.Ф. Миллер (история языков и литературы); В.С. Соловьёв и Л.М. Лопатин (история философии); Ф.И. Буслаев и К.М. Быковский (история искусств); Ф.А. Бредихин (астрономия); А.Г. Столетов (физика) и многие другие.

«Общедоступные чтения» и «коллективные уроки» (1888 – 1900)

С 1886 года (когда был прекращен прием на курсы Герье) в Политехническом музее началось чтение «общедоступных лекций» для женщин, организованное систематически по отдельным циклам. В основном лекции читали те же профессора, что работали перед тем на курсах и проходили они в тех же помещениях. «Общедоступные лекции» продолжались до 1892 года, когда они были закрыты правительством.

С того же 1886 года существовали «коллективные уроки», организованные Московским обществом воспитательниц и учительниц, отличавшиеся уклоном в сторону естественных наук. В 1892 году большая часть преподавателей и слушательниц «общедоступных чтений» влилась в «коллективные уроки», проводившиеся до 1900 года, когда были вновь открыты Московские высшие женские курсы.

Среди преподавателей «чтений» и «уроков» в разное время были: В.И. Герье (философия истории); П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, В.О. Ключевский и А.А. Кизеветтер (история); А.А. Мануйлов (политэкономия); А.Н. Веселовский (история литературы); Л.М. Лопатин и П.И. Новгородцев (философия); В.К. Цераский (астрономия); а также И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и многие другие.

Московские высшие женские курсы (1900 — 1918)

II Московский государственный университет (1918 — 1930)

16 октября 1918 года по решению Народного Комиссариата Просвещения Курсы были преобразованы во второй Московский государственный университет в составе трех факультетов: историко-филологического, физико-математического и медицинского. В 1921 во 2-м Московском государственном университете был организован педагогический факультет, в будущем определивший лицо университета.

Московский государственный педагогический институт им. А.С. Бубнова (1930 — 1941)

В 1930 году на основе 2-го Московского Университета было создано три самостоятельных института:

  • 2-й Московский государственный медицинский институт (ныне Российский государственный медицинский университет);
  • Московский государственный институт тонкой химической технологии (ныне Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова);
  • Московский Государственный Педагогический Институт на базе педагогического факультета.

МГПИ им. В.И. Ленина в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945)

В годы войны МГПИ продолжал обучение и научную работу, которая прерывалась лишь на короткий срок с 17 октября по 17 ноября 1941, во время осадного положения в столице. Из-за войны были пересмотрены учебные планы и программы, с переходом на сокращенное 3-летнее обучение. Многие студенты и преподаватели, аспиранты МГПИ ушли на фронт. Четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза: А. Ф. Акимова, В. Л. Белик, Д. Ф. Жмуровский, Н. Ф. Рубцов. В 1944 году при МГПИ были открыты Высшие педагогические курсы, тогда же институт получил право защиты диссертаций на факультетах. В годы войны к МГПИ были присоединены Московский дефектологический институт (на его основе в МГПИ создан дефектологический факультет) и МГПИ имени К. Либкнехта. Московский художественный учительский институт и Московский учительский институт иностранных языков стали факультетами Городского педагогического института (с 1946 года — МГПИ им. В. П. Потемкина).

Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (1945 — 1960)

Крупнейший педвуз страны (1960 — 1990)

В 1960 году с МГПИ объединен Московский Городской Педагогический Институт им. В. П. Потёмкина под общим именем Московский Государственный Педагогический Институт им. В. И. Ленина.

В 50-60-е годы МГПИ им. Ленина получил и неофициальное название — Поющий Институт. Выпускниками МГПИ явились такие известные барды как Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Юрий Ряшенцев и другие.

Московский педагогический государственный университет (после 1990)

1 августа 1990 г. Московскому государственному педагогическому институту возвращен статус университета, получившему новое название МПГУ.

МПГУ, бывший МГПИ им. Ленина: история, адрес. Московский педагогический государственный университет

Московский Государственный педагогический институт является продолжением знаменитых высших женских курсов Герье, которые впервые открыли возможность прекрасному полу получать образование и стали своеобразным началом феминистского движения в России.

Открытие МВЖК

Инициатором создания частных женских курсов был историк и видный общественный деятель Владимир Герье. Идею поддержал министр образования граф Толстой. Открытие учреждения состоялось в здании Первой мужской гимназии на Волхонке в ноябре 1872 года. Московские высшие женские курсы стали первым учебным заведением, открытым для особ женского пола из любого сословия. До этого времени дамам приходилось обращаться в зарубежные институты и университеты, где такая возможность была уже давно.

В 19 веке и ранее считалось, что образование вредит женщинам, как следствие дамы не могли принимать участие во многих сферах жизни. Противников изменения ситуации в пользу образования было весьма много, что не помешало курсам Гернье просуществовать в первоначальном периоде шестнадцать лет. Изначально планировалось, что обучение будет длиться 2 года, позднее срок увеличился до 3 лет.

Первый период

Выбранным направлением образования стали гуманитарные науки. Основными предметами, читавшимися на курсах, были всемирная и русская история, литература, история искусств. С 1879 года количество предметов увеличилось, в программу были введены сокращенные курсы по математике, физике, астрономии и гигиене.

Образование осуществлялось на коммерческой основе, стоимость одного года обучения была оценена в 30 рублей за весь курс предметов. Те, кто желал большего, платили по 10 рублей в год за каждый отдельный предмет. Эту же сумму выплачивали и вольноопределяющиеся дамы, желавшие самостоятельно выстраивать учебный процесс.

Запрос в обществе на создание таких курсов был велик — уже в первый год после открытия количество слушательниц составило 70 особ, а к 1885 году выросло до 256 человек, что для того времени было почти рекордом. Невзирая на огромную востребованность, прием на МВЖК был прекращен в 1886 году, а через два года курсы вовсе закрыли.

Второе открытие

Второй раз МВЖК, будущий педагогический институт, были открыты через десять лет, но уже по инициативе государства. Министерство образования частично финансировало создание и функционирование учебного учреждения. С 1900 года длительность учебного процесса была увеличена до 4 лет. Для обучения были доступны два отделения – физико-математическое и историко-филологическое. В 1906 году для женщин стало доступным медицинское образование, для чего был открыт медицинский факультет.

Директором новых курсов в 1905 году был назначен В. Гернье, после его отъезда за границу директором выбрали профессора В. И. Вернадского, но одновременно с этим он получил пост директора Московского университета, в связи с чем не смог уделять внимание МЖВК. Последовали новые выборы, и в результате возглавлять женские курсы стал С. А. Чаплыгин.

Свой дом для курсов

В 1905 году городская управа Москвы озаботилась строительством отдельного здания учебного корпуса женских курсов. Для благих целей выделили участок на Девичьем поле. Летом 1907 года строительство было начато. Автором проекта выступил С. У. Соловьев. Через год были открыты корпуса первых отделений – анатомического театра и физико-химического факультета. В 1913 году открылся аудиторный корпус, ныне главный корпус МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина).

Учебное учреждение постоянно развивалось, фонды пополнялись пособиями, так в 1913 году для МЖВК была приобретена зоологическая коллекция А. Ф. Котса, впоследствии выросшая до Дарвиновского музея (ул. Вавилова). С 1915 года Московские высшие женские курсы начали выдавать дипломы по итогам выпускных экзаменов. Количество учащихся в 1916 году достигло 8300 человек, большее количество студентов училось только в МГУ. Таким образом, в послереволюционный 1918 год Высшие женские курсы в Москве стали крупнейшим учебным заведением высшей школы Российской империи.

После революции

В сентябре 1918 года МЖВК получили новый статус и название, став Вторым Московским Государственным университетом. В 1921 году во Втором МГУ был открыт педагогический факультет, ставший определяющим в дальнейшем развитии вуза. В 1930 году образование получило современное направление и соответствующее название – Педагогический институт.

На заре деятельности в подготовке педагогических кадров институт носил имя наркома просвещения. Он назывался МГПИ им. Бубнова, а впоследствии вуз носил имя Ленина (до 1997 года). В памяти многих поколений до сих пор живо название – «Ленинский пединститут».

Обучение в МГПИ им. Ленина во все времена было не только престижным, но и качественным. Здесь преподавали светила науки Отто Шмидт (математик, астроном, географ), Н. Баранский (основатель экономической географии в Советском Союзе), Лев Выгодский (выдающийся психолог), Игорь Тамм (физик, лауреат Нобелевской премии) и многие другие.

Военное время

В период войны МГПИ им. Ленина практически не прекращал учебный процесс,. Остановка произошла осенью 1941 года, когда в Москве объявили осадное положение. Срок обучения был сокращен, все учебные планы старались уложить в три года. Многие выпускники сразу уходили на фронт, также в боевых действиях принимали участие преподаватели, аспиранты и научные сотрудники. Четыре педагога получили звание Героев Советского Союза.

В последний год Великой Отечественной войны Педагогический институт получил право на научную деятельность и защиту диссертаций, также были открыты Высшие педагогические курсы. За годы войны к МПГУ были присоединены два Московских вуза – дефектологический институт и индустриально-педагогический имени К. Либкнехта, а много позже, в 1960 году, произошло слияние с Московским городским пединститутом им. В. П. Потемкина.

Современность

МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) подготовил плеяду выдающихся специалистов. Педагоги вуза написали учебники для средней и высшей школы, по которым осваивали знания несколько поколений школьников и студентов. За выдающиеся заслуги в подготовке педагогических кадров и в связи со 100-летним юбилеем в 1972 году университет был удостоен ордена Ленина.

Основной задачей вуза является подготовка учителей для средней школы, но сотрудники многих кафедр ведут научно-исследовательскую работу, имеющую практическое применение в реальном секторе промышленности. Так нашли реализацию исследования кафедры геологии в разведке полезных ископаемых, кафедра химии внесла вклад в производство красителей и многие другие работы.

Многие выпускники работают в профессии на ключевых постах в школах, университетах, институтах. Достижения бывших студентов МГПИ им. Ленина разнообразны. Есть среди них директора школ, чиновники государственного уровня, писатели, режиссеры и общественные деятели. В августе 1990 года Московский Государственный педагогический институт имени В. И. Ленина был преобразован в университет. Он стал первым учебным заведением такого уровня с педагогической направленностью образования.

С 2009 года МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) включен в свод ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Образование

На современном этапе МПГУ – один из крупнейших вузов России. Здесь ежегодно обучаются более 26 тысяч студентов. В структуру университета входит 12 корпусов, более 50 учебно-научных центров, лицей довузовской подготовки, 11 институтов и 4 факультета, студенты проживают в семи общежитиях МГПИ.

  • Географии.
  • Дошкольной педагогики и психологии.
  • Педагогики и психологии.
  • Математический.
  • Искусств.
  • Журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
  • Физкультуры, спорта и здоровья.
  • Биологии и химии.
  • Истории и политики.
  • Филологии.
  • Детства.
  • Физики, технологии и информсистем.
  • Социально-гуманитарного образования.
  • «Высшая школа образования».
  • Иностранных языков.
  • Кафедры ЮНЕСКО.

Дни открытых дверей

Все вузы в течение учебного года приглашают будущих абитуриентов к знакомству, не исключение и МПГУ. День открытых дверей в педагогическом университете – это событие для всех институтов и факультетов вуза. К мероприятию готовятся заранее, формируют программу, в которую часто входят традиционные мероприятия:

  • Выступление академика А. Л. Семенова (ректор МГПУ).
  • Содержательные встречи с директорами учебных подразделений, где можно задать все интересующие вопросы, получить развернутые ответы по поводу поступления в тот или иной институт, программам обучения и прочем.
  • Мастер-классы.
  • Воркауты.
  • В финале насыщенного дня – студенческий концерт.

В ходе мероприятия абитуриенты знакомятся со студентами разных курсов, узнают условия учебы, особенности жизни в университете. В учреждении учебный процесс гармонично сочетается с активной социальной, культурной жизнью. Студенты принимают участие в конференциях, слетах, имеют возможность пройти стажировку в иностранных вузах или продолжить учебу за рубежом.

Кроме общеуниверситетского Дня открытых дверей, каждый институт проводит собственное мероприятие, куда приглашает всех заинтересованных старшеклассников, выпускников колледжей и учреждений среднего профессионального обучения.

Адреса

МГПУ располагает филиалами:

  • Балабановский — Калужская область, город Балабаново, ул. имени Гагарина, 20.
  • Анапский — город Анапа (Краснодарский край, улица Астраханская, 88.
  • Шадринский — Архангельская область, город Шадринск, улица Архангельского, 58/1.
  • Покровский – Владимирская область, город Покров, проспект Спортивный, 2-Г.
  • Дербентский – г. Дербент (республика Дагестан), улица Буйнакского, 18.
  • Сергиево-Посадский – город Сергиев Посад (Московская область), улица Разина, 1-А.
  • Ставропольский – город Ставрополь, улица Доваторцев, строение 66Г.
  • Егорьевский – город Егорьевск (Московская обл.), улица им. С. Перовской, 101-А (корпус № 1); проспект им. Ленина, 14 (корпус № 2).

Главный университетский корпус находится в Москве (бывший МГПИ им. Ленина). Адрес – улица Малая Пироговская, 1/1.

МПГУ, бывший МГПИ им. Ленина: исторические факты, адрес. Московский педагогический государственный университет

Московский Государственный педагогический институт является продолжением знаменитых высших женских курсов Герье, которые впервые открыли возможность прекрасному полу получать образование и стали своеобразным началом феминистского движения в России.

Открытие МВЖК

Инициатором создания частных женских курсов был историк и видный общественный деятель Владимир Герье. Идею поддержал министр образования граф Толстой. Открытие учреждения состоялось в здании Первой мужской гимназии на Волхонке в ноябре 1872 года. Московские высшие женские курсы стали первым учебным заведением, открытым для особ женского пола из любого сословия. До этого времени дамам приходилось обращаться в зарубежные институты и университеты, где такая возможность была уже давно.

Первый период

Выбранным направлением образования стали гуманитарные науки. Основными предметами, читавшимися на курсах, были всемирная и русская история, литература, история искусств. С 1879 года количество предметов увеличилось, в программу были введены сокращенные курсы по математике, физике, астрономии и гигиене.

Образование осуществлялось на коммерческой основе, стоимость одного года обучения была оценена в 30 рублей за весь курс предметов. Те, кто желал большего, платили по 10 рублей в год за каждый отдельный предмет. Эту же сумму выплачивали и вольноопределяющиеся дамы, желавшие самостоятельно выстраивать учебный процесс.

Запрос в обществе на создание таких курсов был велик — уже в первый год после открытия количество слушательниц составило 70 особ, а к 1885 году выросло до 256 человек, что для того времени было почти рекордом. Невзирая на огромную востребованность, прием на МВЖК был прекращен в 1886 году, а через два года курсы вовсе закрыли.

Второе открытие

Второй раз МВЖК, будущий педагогический институт, были открыты через десять лет, но уже по инициативе государства. Министерство образования частично финансировало создание и функционирование учебного учреждения. С 1900 года длительность учебного процесса была увеличена до 4 лет. Для обучения были доступны два отделения – физико-математическое и историко-филологическое. В 1906 году для женщин стало доступным медицинское образование, для чего был открыт медицинский факультет.

Директором новых курсов в 1905 году был назначен В. Гернье, после его отъезда за границу директором выбрали профессора В. И. Вернадского, но одновременно с этим он получил пост директора Московского университета, в связи с чем не смог уделять внимание МЖВК. Последовали новые выборы, и в результате возглавлять женские курсы стал С. А. Чаплыгин.

Свой дом для курсов

В 1905 году городская управа Москвы озаботилась строительством отдельного здания учебного корпуса женских курсов. Для благих целей выделили участок на Девичьем поле. Летом 1907 года строительство было начато. Автором проекта выступил С. У. Соловьев. Через год были открыты корпуса первых отделений – анатомического театра и физико-химического факультета. В 1913 году открылся аудиторный корпус, ныне главный корпус МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина).

Учебное учреждение постоянно развивалось, фонды пополнялись пособиями, так в 1913 году для МЖВК была приобретена зоологическая коллекция А. Ф. Котса, впоследствии выросшая до Дарвиновского музея (ул. Вавилова). С 1915 года Московские высшие женские курсы начали выдавать дипломы по итогам выпускных экзаменов. Количество учащихся в 1916 году достигло 8300 человек, большее количество студентов училось только в МГУ. Таким образом, в послереволюционный 1918 год Высшие женские курсы в Москве стали крупнейшим учебным заведением высшей школы Российской империи.

После революции

В сентябре 1918 года МЖВК получили новый статус и название, став Вторым Московским Государственным университетом. В 1921 году во Втором МГУ был открыт педагогический факультет, ставший определяющим в дальнейшем развитии вуза. В 1930 году образование получило современное направление и соответствующее название – Педагогический институт.

На заре деятельности в подготовке педагогических кадров институт носил имя наркома просвещения. Он назывался МГПИ им. Бубнова, а впоследствии вуз носил имя Ленина (до 1997 года). В памяти многих поколений до сих пор живо название – «Ленинский пединститут».

Обучение в МГПИ им. Ленина во все времена было не только престижным, но и качественным. Здесь преподавали светила науки Отто Шмидт (математик, астроном, географ), Н. Баранский (основатель экономической географии в Советском Союзе), Лев Выгодский (выдающийся психолог), Игорь Тамм (физик, лауреат Нобелевской премии) и многие другие.

Военное время

В период войны МГПИ им. Ленина практически не прекращал учебный процесс,. Остановка произошла осенью 1941 года, когда в Москве объявили осадное положение. Срок обучения был сокращен, все учебные планы старались уложить в три года. Многие выпускники сразу уходили на фронт, также в боевых действиях принимали участие преподаватели, аспиранты и научные сотрудники. Четыре педагога получили звание Героев Советского Союза.

В последний год Великой Отечественной войны Педагогический институт получил право на научную деятельность и защиту диссертаций, также были открыты Высшие педагогические курсы. За годы войны к МПГУ были присоединены два Московских вуза – дефектологический институт и индустриально-педагогический имени К. Либкнехта, а много позже, в 1960 году, произошло слияние с Московским городским пединститутом им. В. П. Потемкина.

Современность

МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) подготовил плеяду выдающихся специалистов. Педагоги вуза написали учебники для средней и высшей школы, по которым осваивали знания несколько поколений школьников и студентов. За выдающиеся заслуги в подготовке педагогических кадров и в связи со 100-летним юбилеем в 1972 году университет был удостоен ордена Ленина.

Основной задачей вуза является подготовка учителей для средней школы, но сотрудники многих кафедр ведут научно-исследовательскую работу, имеющую практическое применение в реальном секторе промышленности. Так нашли реализацию исследования кафедры геологии в разведке полезных ископаемых, кафедра химии внесла вклад в производство красителей и многие другие работы.

Многие выпускники работают в профессии на ключевых постах в школах, университетах, институтах. Достижения бывших студентов МГПИ им. Ленина разнообразны. Есть среди них директора школ, чиновники государственного уровня, писатели, режиссеры и общественные деятели. В августе 1990 года Московский Государственный педагогический институт имени В. И. Ленина был преобразован в университет. Он стал первым учебным заведением такого уровня с педагогической направленностью образования.

С 2009 года МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) включен в свод ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Образование

На современном этапе МПГУ – один из крупнейших вузов России. Здесь ежегодно обучаются более 26 тысяч студентов. В структуру университета входит 12 корпусов, более 50 учебно-научных центров, лицей довузовской подготовки, 11 институтов и 4 факультета, студенты проживают в семи общежитиях МГПИ.

  • Географии.
  • Дошкольной педагогики и психологии.
  • Педагогики и психологии.
  • Математический.
  • Искусств.
  • Журналистики, коммуникаций и медиаобразования.
  • Физкультуры, спорта и здоровья.
  • Биологии и химии.
  • Истории и политики.
  • Филологии.
  • Детства.
  • Физики, технологии и информсистем.
  • Социально-гуманитарного образования.
  • «Высшая школа образования».
  • Иностранных языков.
  • Кафедры ЮНЕСКО.

Дни открытых дверей

Все вузы в течение учебного года приглашают будущих абитуриентов к знакомству, не исключение и МПГУ. День открытых дверей в педагогическом университете – это событие для всех институтов и факультетов вуза. К мероприятию готовятся заранее, формируют программу, в которую часто входят традиционные мероприятия:

  • Выступление академика А. Л. Семенова (ректор МГПУ).
  • Содержательные встречи с директорами учебных подразделений, где можно задать все интересующие вопросы, получить развернутые ответы по поводу поступления в тот или иной институт, программам обучения и прочем.
  • Мастер-классы.
  • Воркауты.
  • В финале насыщенного дня – студенческий концерт.

В ходе мероприятия абитуриенты знакомятся со студентами разных курсов, узнают условия учебы, особенности жизни в университете. В учреждении учебный процесс гармонично сочетается с активной социальной, культурной жизнью. Студенты принимают участие в конференциях, слетах, имеют возможность пройти стажировку в иностранных вузах или продолжить учебу за рубежом.

Кроме общеуниверситетского Дня открытых дверей, каждый институт проводит собственное мероприятие, куда приглашает всех заинтересованных старшеклассников, выпускников колледжей и учреждений среднего профессионального обучения.

Адреса

МГПУ располагает филиалами:

  • Балабановский — Калужская область, город Балабаново, ул. имени Гагарина, 20.
  • Анапский — город Анапа (Краснодарский край, улица Астраханская, 88.
  • Шадринский — Архангельская область, город Шадринск, улица Архангельского, 58/1.
  • Покровский – Владимирская область, город Покров, проспект Спортивный, 2-Г.
  • Дербентский – г. Дербент (республика Дагестан), улица Буйнакского, 18.
  • Сергиево-Посадский – город Сергиев Посад (Московская область), улица Разина, 1-А.
  • Ставропольский – город Ставрополь, улица Доваторцев, строение 66Г.
  • Егорьевский – город Егорьевск (Московская обл.), улица им. С. Перовской, 101-А (корпус № 1); проспект им. Ленина, 14 (корпус № 2).

Главный университетский корпус находится в Москве (бывший МГПИ им. Ленина). Адрес – улица Малая Пироговская, 1/1.

Московский педагогический государственный университет

Географический факультет

place129626, г. Москва, ул. Кибальчича, д. 16

География (05.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (44.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль «География и Иностранный язык». Иностранный язык на выбор — Французский/испанский

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Институт детства

place119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 88

Педагогическое образование (44.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Специальное (дефектологическое) образование (44.03.03 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Начальное образование и Специальная педагогика (инклюзивное образование)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Начальное образование и Иностранный язык (английский)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Начальное образование и Дополнительное образование (художественное творчество)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Начальное образование

Факультет дошкольной педагогики и психологии

place105005, г. Москва, Госпитальный вал, д. 4

Психолого-педагогическое образование (44.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Практическая психология в дошкольном образовании и консультативной работе с семьей

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+Творческое испытание (основы инструментального или вокального исполнительства). Суммарный проходной балл = 205 Профиль: Дошкольное образование и Музыка

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+Профильная подготовка (общая физическая подготовка). Суммарный проходной балл = 220. Профиль Дошкольное образование и Физическая культура

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Дошкольное образование и Иностранный язык (английский)

Институт истории и политики

place119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 88

Политология (41.03.04 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Политическая аналитика

и политические технологии

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: История и обществознание

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: История и Иностранный язык

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: История и Право

История (46.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Институт математики и информатики

place107140, г. Москва, ул. Краснопрудная, д. 14

Математика (01.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Преподавание математики и информатики

Прикладная информатика (09.03.03 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Математика и компьютерные науки

Факультет педагогики и психологии

place127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6

Психология (37.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Социальная психология развития

Психолого-педагогическое образование (44.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Психология и социальная педагогика

Психолого-педагогическое образование (44.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Сопровождение учащихся с различными образовательными потребностями

Психолого-педагогическое образование (44.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Практическая возрастная психология

Институт социально-гуманитарного образования

place119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 88

Менеджмент (38.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Менеджмент (38.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Управление международными финансами

Государственное и муниципальное управление (38.03.04 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Социология (39.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Юриспруденция (40.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Обществознание и Основы

религиозных культур и светской этики

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Экономика и Право

Институт Высшая школа образования

place109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 18, корп. 4

Психолого-педагогическое образование (44.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Институт физики, технологии и информационных систем

place119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 29/7, стр. 1

Физика (03.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Программа на английском языке

Информационные системы и технологии (09.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Физика и второй профиль

по выбору (Информатика/Иностранный язык (английский))

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Технология и второй профиль по выбору (Информатика /Дополнительное образование)

Институт физической культуры, спорта и здоровья

place119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 88

Педагогическое образование (44.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+Профильная подготовка (общая физическая подготовка). Суммарный проходной балл = 211

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Профильная подготовка (общая физическая подготовка). суммарный проходной балл = 226. Профиль: Физическая культура и Дополнительное образование (спортивная подготовка)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+Профильная подготовка (общая

физическая подготовка). Суммарный проходной балл = 210

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+Профильная подготовка (общая

физическая подготовка). Суммарный проходной балл = 209 Профиль: Физическая культура и Дополнительное образование (адаптивное физическое

Институт филологии

place119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Филология (45.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: Прикладная филология

Теология (48.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

и просветительская деятельность

Институт биологии и химии

place129164, г. Москва, ул. Кибальчича, д. 6, корп. 2

Биология (06.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Институт изящных искусств

place109052, г. Москва, Рязанский проспект, д. 9

Педагогическое образование (44.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Профильная подготовка (музыкальное исполнительство, теория музыки и сольфеджио). Суммарный проходной балл = 225 Профиль: Дополнительное образование (в области эстрадно-джазового искусства)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Творческий экзамен (рисунок, живопись). Суммарный проходной балл = 220 Профиль: Изобразительное искусство

и Дополнительное образование

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Профильная подготовка (музыкальное исполнительство, теория

музыки и сольфеджио). Суммарный проходной балл = 213 Профиль: Музыка и Дополнительное

образование (в области музыкального искусства)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+Творческий экзамен (рисунок, живопись). Профиль: Изобразительное искусство и Иностранный язык (английский)

Дизайн (54.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Творческий экзамен (графическая и шрифтовая композиции). Суммарный проходной балл = 235

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (54.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Творческий экзамен (декоративная композиция, рисунок). Суммарный проходной балл = 258

Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования

place109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18

Реклама и связи с общественностью (42.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Журналистика (42.03.02 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

+ Творческое испытание (сочинение)

Педагогическое образование (с двуми профилями подготовки) (44.03.05 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Профиль: МХК и Дополнительное

Институт иностранных языков

place119571, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 88

Педагогическое образование (44.03.01 – очная, бакалавриат, аккредитовано)

Вузы Москвы: МПГУ (МГПИ, МГГУ)

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

Московский педагогический государственный университет начал свою историю как Московские высшие женские курсы в 1872 году. Это было одно из первых в России учебных заведений, где женщины могли получить высшее образование. Однако уже в первой трети ХХ века курсы были переименованы во 2-й Московский государственный университет, и состав студентов стал смешанным. На базе педагогического факультета университета и был образован Московский государственный педагогический институт.

Сегодня МПГУ – большой полидисциплинарный вуз, в котором обучается более 26 тыс. студентов. В состав Университета входят 10 Институтов и 15 факультетов по всем направлениям — от физического до музыкального. Студенты могут получить образование по более 170 профилей подготовки в бакалавриате, более 160 магистерским программам.

Поступить в МПГУ относительно несложно, всё зависит от выбранного факультета. Для успешного зачисления на основную массу факультетов абитуриентам достаточно набрать необходимое количество баллов по ЕГЭ по трём определённым предметам. Информация о проходном балле вывешивается на официальном сайте и в приёмных комиссиях не позднее 20 июня. Но для некоторых факультетов надо сдать дополнительные творческие или профильные экзамены. Например, на факультет физической культуры обязательно сдаются нормативы по общей физической подготовке, а на факультет иностранных языков — профильный экзамен по языку.

В 2012 г. заявки на обучение в МПГУ подали более 16 тыс. абитуриентов. Средний конкурс по вузу составил 10 человек на место. Проходной балл зависит от выбранного факультета. Например, для зачисления на факультет дошкольного образования нужно было набрать 126 баллов, 291 балл — на факультет лингвистики (с профилирующим английским языком) и 336 на факультет журналистики.

На базе МПГУ действуют различные подготовительные курсы к сдаче ЕГЭ. На очных курсах обучение проходит вечером, продолжительность можно выбрать самостоятельно — от 4 до 8 месяцев. Занятия проходят один раз в неделю по каждому предмету. Также действуют краткосрочные курсы, которые начинаются 1 апреля. Кроме этого, можно посещать очно-заочные подготовительные занятия по воскресеньям. Есть возможность подготовиться к сдаче дополнительных профильных экзаменов по английскому языку и обществознанию.
Для учеников 9 классов действуют курсы подготовки к сдаче ГИА длительностью 6 месяцев, занятия проходят по выходным дням.

Для иногородних студентов на время обучения предоставляется комната в общежитии, стоимость проживания — примерно 700 руб. за год. Всего у МПГУ 6 общежитий. У каждого факультета существует своя квота на количество комнат, при распределении которых предпочтение отдаётся льготным категориям граждан.

Своей военной кафедры в МПГУ нет, но на время обучения предоставляется отсрочка от армии.

Учебный процесс в МПГУ, как и в любом другом вузе, — это, в первую очередь, самостоятельная и интересная работа. Превосходная и одна из старейших вузовских библиотек университета располагает огромным собранием книг, которое регулярно пополняется новыми изданиями.
Наиболее сильными факультетами считаются естественно-научные — биохимический и математический. Они оснащены современными лабораториями, что позволяет студентам вести научно-исследовательскую деятельность. Научный комплекс МПГУ представлен 13 учебно-научными центрами и 8 научно-образовательными центрами, научно-исследовательскими институтами и лабораториями.

В МПГУ большое внимание уделяется дополнительному образованию студентов. Существует специальный факультет дополнительного педагогического образования, где можно изучить основы дизайна, живописи, компьютерной графики и других интересных дисциплин. Обучение на факультете платное.

МПГУ — это дружная и крепкая семья. Какой бы факультет вы ни выбрали, учиться будет интересно. Ежегодно сюда мечтают попасть тысячи школьников, которые впоследствии сами станут учителями и преподавателями и, возможно, смогут претендовать на звание «Учитель года».

Московский педагогический государственный университет

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) расположен в районе Хамовники

Это – одно из старейших учебных заведений страны. Он ведёт свою историю от Московские высшие женские курсы (МВЖК)

Названия в разные годы:

  • 1872-1918 — Московские высшие женские курсы (МВЖК) (с перерывом в 1888—1900 гг.).
  • 1918-1930 — 2-й Московский государственный университет (2-й МГУ).
  • 1930-1932 — Московский государственный педагогический институт
  • 1932-1938 — Московский государственный педагогический институт им. А. С. Бубнова
  • 1938-1941 — Московский государственный педагогический институт
  • 1941-1990 — Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина
  • 1990 -1997 — Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина
  • с 1997 г. — Московский педагогический государственный университет

Из истории:

  • Он был основан в 1872 году как Московские высшие женские курсы (МВЖК) членом Государственного совета, профессором истории В.И. Герье. МВЖК стали первым учебным заведением в России, предоставившим женщинам возможность получить высшее образование. Создателям вуза удалось решить вопрос, определивший развитие не только образования, но и всего российского общества в последующие годы. В России женщинам любого сословия был открыт доступ к высшему образованию на родине, тогда как ранее лишь девушки из привилегированных слоев общества, да и то немногие, поступали в зарубежные университеты.
  • Среди педагогических вузов МПГУ уникален и по уровню и широте научных исследований, и наряду с немногими классическими университетами России он относится и к научной элите. Для нас важно, что и будущие ученые-исследователи, обучающиеся в Университете, и будущие учителя имеют возможность для включения в научную работу.
  • Прочный фундамент знаний по истории и литературоведению обеспечивали студентам МВЖК профессора В.И. Герье, С.Ф. Фортунатов, П.Г. Виноградов, М.С. Корелин, М.М. Богословский, М.Н. Розанов. Бессменным преподавателем истории России был В.О. Ключевский – звезда русской исторической науки, профессор Московской духовной академии. Здесь работали историки М.К. Любавский, Ю.В. Готье, И.В. Цветаев – основатель Музея изящных искусств в Москве, философы Л.М. Лопатин, П.И. Новгородцев и С.Н. Трубецкой.
  • Современные представления о будущем цивилизации, единстве человека и природы, будущем науки мы связываем с именем профессора МВЖК В.И. Вернадского (он – создатель минералогического музея МВЖК). В МВЖК работали: Н.К. Кольцов – выдающийся генетик с мировым именем; Д.Н. Анучин – географ, антрополог, этнолог и археолог, основатель российской научной географической школы; М.А. Мензбир – автор классических исследований по географии животного мира, впервые систематизировавший орнитологическую фауну России; М.Н. Шатерников – основоположник физиологии питания, знаменитый своими исследованиями процесса обмена веществ.
  • Физику преподавал курсисткам МВЖК А.Г. Столетов – выдающийся русский физик и электротехник, один из организаторов физической науки в Москве. Курс астрономии читал Ф.А. Бредихин, возглавивший знаменитую Пулковскую обсерваторию. Долгое время на курсах работал П.К. Штернберг, основатель астрономического института, названного впоследствии его именем. В обсерватории МВЖК начал свою работу будущий академик А.А. Михайлов, создавший звездный атлас, который студенты используют на занятиях и сегодня.
  • В 1900 году на МВЖК была основана кафедра химии. Ее возглавил А.Н. Реформатский – специалист в области синтеза спиртов, автор знаменитого учебника по неорганической химии, бывший в течение нескольких десятилетий основным для высших учебных заведений России и переиздававшийся двадцать шесть раз. На курсах преподавал Н.Д. Зелинский – один из крупнейших исследователей углеводородов, разработавший методологию изучения состава и способов преобразования нефти, изобретатель угольного противогаза, благодаря которому в годы первой мировой войны были спасены тысячи жизней русских солдат.
  • В 1905–1918 годах курсами руководил математик и механик С.А. Чаплыгин, один из основоположников современной гидроаэродинамики, впоследствии – академик АН СССР. Математик Б.К. Млодзеевский, занимавшийся проблемами дифференциальной и алгебраической геометрии и математического анализа, стал одним из наиболее активных организаторов работы физико-математического факультета МВЖК. Его ученица О.Н. Цубербиллер, автор популярнейших «Задач и упражнений по аналитической геометрии», 15 лет проработала на МВЖК.
  • В 1918 году МВЖК были преобразованы во Второй Московский государственный университет (2-ой МГУ). В 1930 году вуз стал Московским государственным педагогическим институтом (МГПИ)
  • В 20–30-е годы в нашем Университете работали всемирно известный покоритель Арктики, разработчик гипотезы образования тел Солнечной системы из газово-пылевого облака, автор трудов по высшей алгебре (теории групп) О.Ю. Шмидт и известные математики А.Я. Хинчин, один из основателей советской школы теории чисел и теории вероятностей, член-корреспондент АН СССР и В.Ф. Каган, создавший школу дифференциальной геометрии. Во Втором МГУ преподавали три будущих академика – один из основателей отечественной астрофизики, автор многочисленных трудов по физике звезд В.Г. Фесенков; основоположник научной школы по спектроскопии и спектральному анализу, первооткрыватель селективного рассеивания света Г.С. Ландсберг; будущий лауреат Нобелевской премии и Государственных премий СССР, академик АН СССР, автор трудов по ядерной физике, теории излучения, теории твердого тела и по проблемам управляемого термоядерного синтеза И.Е. Тамм. В этом ряду выдающихся ученых и ректор Университета С.С. Наметкин – академик АН СССР, химик-органик, один из разработчиков методов каталитической переработки нефти. Многие годы кафедрой зоологии заведовал выдающийся советский зоолог, основатель московской школы териологов (науки о млекопитающих), автор трудов по географии животных, один из родоначальников отечественного экологического движения и экологической науки С.И. Огнев. География во Втором МГУ была представлена основоположником экономической географии в Советском Союзе Н.Н. Баранским и известным ученым в области физической географии и геоморфологии Б.Ф. Добрыниным.
  • В 1941–1945 годах МГПИ – единственный из расположенных в Москве вузов, продолжавший учебные занятия, готовящий учителей в годы войны. Тематика научных исследований многих преподавателей в 1950–1960-е годы была неразрывно связана с решением прикладных задач. Кафедра общей химии под руководством лауреата Государственной премии СССР, профессора С.А. Балезина оказывала помощь промышленным предприятиям в борьбе с коррозией металла. Впервые в нашей стране были изучены и внедрены в промышленность ингибиторы атмосферной коррозии, что принесло народному хозяйству страны миллионы рублей экономии. Заведующая кафедрой геологии профессор В.А. Варсонофьева, один из авторов многотомного фундаментального труда «Геология СССР», принимала участие в разведке полезных ископаемых на Урале.
  • В 60–80-е годы широкое признание производственников получила действовавшая на базе химического факультета лаборатория химии красителей и теории цветности во главе с профессором В.А. Измаильским – одним из основателей отечественной анилинокрасочной промышленности. Здесь же под руководством члена-корреспондента РАН, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Э.Е. Нифантьева проводилось изучение физиологически активных фосфорорганических соединений.
  • Открытие, сделанное в лаборатории, которой руководил лауреата Государственной премии СССР Э.В. Шпольский, расширило возможности спектроскопии сложных молекул и получило название «спектральный эффект Шпольского».
  • Математик, академик АН СССР, лауреат Ленинской премии П.С. Новиков, автор классических результатов по математической логике, теории алгоритмов и дескриптивной теории множеств решил вместе со своим учеником, выпускником МГПИ, ныне академиком РАН С.И. Адяном знаменитую проблему Бернсайда о периодических группах.
  • Многие годы в институте преподавал А.Ф. Лосев – лауреат Государственной премии СССР, филолог и философ с мировым именем, создавший своеобразный авторский сплав идей русской религиозной философии начала XX столетия с идеями Шеллинга, Гегеля, Гуссерля.
  • В МГПИ были организованы первые в стране методические кафедры, которые возглавили крупные ученые-педагоги, хорошо знающие специфику работы высшей и средней школы. Началась работа по созданию серии учебников и учебных пособий для школ и вузов, которая продолжается по настоящее время.
  • МГПУ всегда был центром общественной и культурной жизни. Этому содействовало и центральное расположение, и архитектура его Главного корпуса, построенного в 1912 году, и его аудиторий.
  • В 2004 году университет стал первым и единственным педагогическим вузом России, аккредитованным как научная организация.
  • За выдающийся вклад в подготовку высококвалифицированных педагогических кадров и развитие научных исследований университет награжден двумя орденами – Орденом Ленина и Орденом Трудового красного знамени.

Известные сотрудники и выпускники за всё время существования:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×