6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На руси жить хорошо сюжет кратко

Кому на Руси жить хорошо

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Кому на Руси жить хорошо

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

На руси жить хорошо сюжет кратко

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — НЕКРАСОВ Н.А КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев.

  • Жанр: Кому на Руси жить хорошо — поэма
  • Автор: Н.А. Некрасов
  • Язык оригинала: русский
  • Дата написания: 1863-1876
  • Дата первой публикации: 1873-1874

Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства. Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Яким понимает, что крестьянство — великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова.

А все вином кончается.

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения — необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

Другой образ русского крестьянина — это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил.

Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, — отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, — Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу.

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне — это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным. Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”.

Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья. Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня — душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими.В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их.

Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.

В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог — высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога — это надежда на лучшую жизнь.

Итак, Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это — сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — НЕКРАСОВ Н.А КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

«Кому на Руси жить хорошо» — краткое содержание поэмы Николая Алексеевича Некрасова

История создания

Свою великую поэму «Кому на Руси жить хорошо» Николай Некрасов написал в 60-х годах позапрошлого столетия. В ней он в стихотворной форме описал жизнь крестьян после долгожданной отмены крепостного права. Волнения по этому поводу к тому времени еще не стихли, поэтому произведение оказалось злободневным. Люди получили то, о чем много лет мечтали — свободу. Но получили ли они то, чего действительно хотели — счастье?

Автор «Кому на Руси жить хорошо» изначально задумал свое творение как книгу для простого народа, описание крестьянской жизни, изложенное кратко, но концентрированно. Сам же Некрасов счел это произведение вершиной своего творчества. Долгие годы Некрасов собирал материалы, писал книгу в жанре поэмы, тщательно выверял слова и боролся с цензурой.

Пролог в произведении

В прологе главные герои романа — семь временнообязанных крестьян — встречаются на перекрестке дорог и заводят спор о том, кто счастлив на Руси:

Автор формулирует предмет их спора так: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Некрасов, задавая этот краткий вопрос, создал афоризм, который оказывается актуальным и по сей день.

Действие происходит в неизвестной губернии. Автор не уточняет место действия, тем самым говоря от имени всего народа. Проспорив до вечера, крестьяне выпивают водки и решают провести ночь в лесу. Спор не стихает, перерастая в драку.

От шума птенчик пеночки выпадает из гнезда, а один из мужиков, Пахом, ловит его. Держа птенца в руках, Пахом высказывает мысль, что если бы у него было достаточно еды, то он обошел всю Русь да нашел ответ на пресловутый вопрос. Внезапно пеночка за спасение птенчика обещает мужикам указать место, где спрятана скатерть-самобранка. Мужики отправляются в путь.

Встреча с попом

Странники видят повозку попа. Преградив ему путь, крестьяне рассказывают священнику о своем споре. Мужики соглашаются с попом, что под словом счастье они понимают «покой, богатство, честь». Немного подумав, поп честно отвечает им рассказом о том, как ему живется.

Крестьяне вынуждены признать, что упорное служение и сочувствие бедам крестьян не оставляют надежды на покой. Почет ему тоже неведом: острые шутки людей о нем и его семье преследуют его на каждом шагу. А богатство попа напрямую зависит от богатства людей. Мужики признают, что жизнь попа не так уж сладка, и продолжают путь.

Сельская ярмарка

Странники попадают в село Кузьминское, торговое, а потому достаточно богатое. В этом грязном месте есть гостиница, брошенное училище, больница и магазины. Но больше всего в селе питейных заведений.

Старик Вавила пропил деньги, на которые хотел купить внучке обувь. И хотя все вокруг сочувствуют ему, помочь не могут — у самих денег нет. К счастью, именно эта история заканчивается хорошо: башмачки для внучки Вавилы купил случайный добрый человек, Павлуша Веретенников, прозванный «барином». Старообрядка жалуется, что женщины слишком уж разоделись, а это плохая примета. Книготорговец продает глупые книги и портреты важных генералов. К концу дня все вокруг напились. У странников создается впечатление, что «все село шатается» вместе с церковью и колокольней.

Пьяная ночь

Странники отправляются дальше по широкой дороге и слышат обрывки разговоров пьяных сельчан: о взятках, о чиновниках, о хмельной любви. «Барин» Павел Веретенников общается с крестьянами и записывает пословицы и песенки в таблицу. Он говорит, что ему «обидно поглядеть», как умные русские люди напиваются и валятся в канавы. В спор с ним вступают крестьяне, утверждая, что без водки не вынести жизненных тягот и бед.

Один из них, Яким Голый, старик, живший некогда в Петербурге. Он затеял судебную тяжбу с барином, угодил в тюрьму, а после вынужден был стать пахарем. Он покупал для сына лубяные картинки, развесил на стенах своей избы и любовался. А когда случился пожар, Яким бросился в избу и спасать стал в первую очередь любимые картинки, а не деньги, накопленные за всю жизнь. За оплавленные 35 целковых ему предлагают теперь только 11 рублей.

Наши странники слушают истории деревенских мужиков, а затем, оставив Романа за караульного около ведра водки, смешиваются с толпой, чтобы найти в ней счастливого человека.

Есть ли счастливые

Шесть крестьян, гуляя в толпе, предлагают выпить водки тому, кто назовет себя счастливым. Трезвые люди смеются над таким вопросом. А пьяные за водку готовы рассказать, чем они счастливы:

  1. Дьячок говорит, что счастлив, рассыпается благодарностями перед крестьянами за выпивку, которую они подают. Сам тем самым выписывает себе характеристику пьяницы.
  2. Солдат счастлив, что остался жив.
  3. Дворовый человек счастлив тем, что болезнь у него — подагра, как у дворянина.
  4. Белорус счастлив, что может досыта поесть хлеба.
  5. Мужик счастлив, что выжил в схватке с медведем.
  6. Нищие счастливы от подаяния.

Когда ведро водки почти на исходе, кто-то в толпе советует им спросить Ермилу Гирина. Его история удивительна: за долги он был вынужден продавать мельницу, но простые люди принесли деньги и помогли ему выкупить мельницу. А на следующий день он рассчитался с долгами. Доверие крестьян он заслужил тем, что будучи бурмистром, был честен и взяток не брал. Но вряд ли его можно назвать счастливым: во время крестьянского бунта его поймали и посадили в острог.

Помещик и «Последыш»

Продолжая путь, странники встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Он с грустью рассказывает о том, как в былые времена ему хорошо жилось: крестьяне его любили, а он одаривал их подарками. Он вспоминает о роскошной барской жизни: музыканты, охотники, леса, поля и деревни были в его распоряжении. А теперь у него всё отняли, и он должен кормить себя сам. Помещик плачет.

Последышем крестьяне прозвали барина, князя Утятина. Он не смог принять весть об отмене крепостного права и сделал вид, что ничего не изменилось. А его окружение, семья и слуги, подыгрывают ему. Только Агап Петров не смог склониться перед барином, и умер от разрыва сердца. Последыш произносит горячую речь о пользе крепостного права, а затем умирает. Крестьяне деревни Вахлаки радуются, но рано: суд еще не закончился, а до тех пор они не могут получить свои земли.

Следует отметить, что критики современного автору мира и нынешние исследователи творчества Некрасова считают главу «Последыш» самой сильной и талантливо написанной в поэме,

Глава «Крестьянка»

Местные крестьяне зовут счастливицей Матрену Корчагину и странники отправляются к ней, чтобы узнать, почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей. Как видно из оглавления, Матрене посвящена третья часть произведения.

Крестьянка предстает перед ними в образе красивой и трудолюбивой женщины, которая в 38 лет зовет себя старухой. После свадьбы у нее началась обычная крестьянская жизнь, полная печалей. Кажется, что список ее невзгод бесконечен:

  • Муж ее уехал на заработки и оставил ее со своей семьей, где она нелюбима.
  • По недосмотру свиньи сожрали ее маленького сына.
  • За другого ребенка она понесла наказание розгами.
  • Однажды, будучи беременной, она пошла на прием к губернаторше и просила не отправлять ее мужа в армию. И там же в губернаторской приемной родила.

После последнего случая губернаторша помогла ей и оставила мужа в селе, за что Матрену и прозвали счастливицей. Сама Матрена уверена, что среди женщин счастливых не найти.

Пир в селе Вахлачина

У села Вахлачина странники попадают на роскошный пир, который закатили крестьяне в честь смерти Последыша. Семеро мужиков слушают песни крестьян. В веселой песне поется о бесправной жизни крестьян. Барщинная песнь повествует о том, что у крестьян почти не остается времени работать на себя.

Песня про холопа рассказывает историю Якова Верного, который честно служил барину с отнявшимися ногами. Но когда его брат надумал жениться на красавице крестьянке, барин отправил того на службу в армию. Яков не смог простить барина и отомстил: завез его в лес и повесился над ним. В песне о двух великих грешниках поется о том, как бандит Кудеяр раскаялся и решил искупить вину. В качестве епитимьи он несколько лет пытался ножом спилить дуб. Однако дуб упал лишь после того, как Кудеяр в порыве гнева убил жестокого пана Глуховского.

Песня о «крестьянском грехе» — это история о предательстве. После смерти одного адмирала, желавшего дать вольную 8 тысячам своим крестьянам, староста разорвал завещание, прельстившись деньгами. В голодной и соленой песне поется о том, как крестьяне мечтают о еде и соли.

Эпилог в произведении

Сын дьячка, Гриша Добросклонов, умный и неунывающий парень, говорит о том, что хочет посвятить свою жизнь счастью народа, чтобы крестьянам хорошо жилось на Руси. Это самое светлое действующее лицо в произведении. Он поет песню о тяжелой жизни бурлака и сочиняет бравую песню «Русь». Мужики считают, что Гриша — не тот персонаж, что они ищут. Решив, что тот проживет честную и бесславную жизнь, они уходят. А если бы знали, что творится в Гришиной груди, то поняли, что встретили по-настоящему счастливого человека, нашедшего смысл жизни. И в этом состоит идея произведения: счастье возможно при служении людям.

Полезно для читателя

И для тех, кто знакомится с произведением впервые, и тем, кто решил освежить его в памяти, наверняка будет интересно и полезно узнать следующее:

  • Изначально автор планировал написать 8 глав, но успел закончить только 4. Болезнь послужила причиной сокращения поэмы. Некрасов горестно сожалел, что ему не удалось закончить свой труд в том виде, в каком он его задумал. Тем не менее поэма производит впечатление целостного произведения, хотя до сих пор нет единого мнения о том, каким должно было быть примерное расположение ее глав.
  • Несмотря на то что Некрасов четко обозначил, что написанное им является именно поэмой, некоторые исследователи считают, что это скорее большое стихотворение. Это связано с тем, что до нас дошли лишь завершенные куски. Они были составлены учеными, которые после анализа дошедшего материала, сложили их в определенной последовательности. Она, с их точки зрения, смогла отразить наиболее вероятный сюжет. К тому же автор не оставил никакой аннотации к этому произведению.

Можно сделать вывод, что проблемы, поднимаемые в этой повести, актуальны и сегодня: пьянство, положение женщины в обществе, безволие и неустроенность людского рода. Цитата «кому живется весело, вольготно на Руси» стала фразеологизмом. Поэма-эпопея оказала огромное влияние на русскую литературу.

Некрасов – Кому на Руси жить хорошо: краткое содержание

А. И. Куприн в 1910г. написал одну из жемчужин русской литературы — повесть о бескорыстной, но неразделенной любви «Гранатовый браслет». В самом начале своей работы над ним, писатель хотел написать небольшой рассказ, но написанного становилось все больше и работа над произведением продлилась около 3 месяцев. Повесть была напечатана в альманахе «Земля» в 1911г. Далее вы сможете прочесть Александра Куприна: Гранатовый браслет краткое содержание по главам.

Прототипами героев повести были реальные люди и за основу сюжета взят правдивый случай, который Куприн дополнил и немного изменил. В то время в Петербурге писатель тесно общался с семьей Любимовых, которые тогда занимали высокое общественное положение. Матери Любимова писал один мелкий чиновник, который не открывал своего имени, потому что понимал невозможность отношений.

Спустя какое-то время дама перестала читать любовные послания, а поклонник прислал ей подарок — гранатовый браслет. Тогда отец Любимова и ее брат отправились к мелкому чиновнику и попросили его больше не писать ей. С тех пор о нем в семье больше не слышали. Куприн смог из простого рассказа за чаем превратить его в прекрасную любовную повесть, которая станет одним из лучших произведений в русской литературе.

  • Автор: Н.А. Некрасов
  • Год написания: 1877 г
  • Время чтения оригинала: 3 часа
  • Время чтения краткого содержания:

Главные герои

  1. Семь крестьян, отправившихся на поиски самого счастливого человека на Руси:Роман, Демьян, Лука, братьяИван и МитродорГубины, старик Пахом, Пров.

Другие герои

  1. Поп — первый «счастливец», повстречавшийся странникам
  2. ЕрмилаГирин — народный любимец
  3. ГаврилаОболт-Оболдуев — помещик, оставшийся без крестьян после отмены крепостничества
  4. Утятин, он же Последыш — князь
  5. КорчагинаМатренаТимофеевна — крестьянка
  6. ГришаДобросклонов — сын дьячка, семинарист. Тот самый «счастливый человек», которого искали странники

Встреча

Встретились однажды на столбовой дороге семеро простых крестьянских мужиков, из семи соседних деревень. Сошлись мужики и принялись спорить о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Выделили шесть кандидатов на роль «самого счастливого»: помещика, чиновника, попа, купца, боярина, царя.

Выяснять, кто прав, крестьяне стали проверенным методом — криком. Так спорили, что прохожим казалось, будто мужики клад нашли и теперь делят его. Пока ругались, стемнело, наступила ночь. Не опомнились бы спорщики, если б не окрикнула их встречная баба, мол, куда вы на ночь глядя?

Привал

Осознав, что от дома они далеко, а на дворе ночь, мужики решили остановиться на привал. Разожгли костер, достали водки, нашли закуску. Разгорячившись, опять принялись спорить, да так сильно, что и до драки дело дошло.

Крики, усиленные эхом, разбудили лесных жителей: заяц всполошил галок, галки подняли писк, а из гнезда пеночки выпал крохотный птенец. К побоищу стала подтягиваться и другая живность: слетелись филины, приспел ворон, пришла корова, пасшаяся на лугу, подкралась лисица.

Пахом из всего этого безумия выловил птенца, приползшего к костру. Решил мужик, что были бы у него крылья птичьи, он быстро облетел бы всю Русь и выяснил, у кого жизнь лучше.

Остальные не соглашаются — лучше б вместо крыльев, полпуда хлеба и ведро водочки каждому, а вместе с тем, по утрам огурчиков, в обед квасу и вечером чай. И тогда они бы без труда обошли всю Русь-матушку.

Пока мужики рассуждали таким образом, прилетела пеночка, стала просить, чтобы вернули ей птенчика. В качестве выкупа она пообещала дать мужикам все то, о чем они мечтали. Отправила их пичуга на полянку, где под двумя соснами зарыта коробочка с волшебной скатертью-самобранкой.

Пообещала также пеночка, что скатерть и одежду мужикам починит, и прислуживать всячески станет. Только есть одно условие: больше одного ведра водки в день просить нельзя. Отдали ей мужики птенца, а сами пошли искать заветную поляну. Нашли, отрыли коробочку, вынули скатерть и устроили пир, а наевшись и напившись, уснули.

Глава 1. Поп

С утра мужики отправляются в свой поход. По дороге им встречаются явно несчастливые люди: нищие, мастеровые, крестьяне, солдаты. И только под вечер попался мужикам поп. Вот уж кому, а ему, по убеждениям Луки, живется очень хорошо. Стали рассуждать, что же есть счастье.

Пришли вместе с попом к выводу, что счастье — это покой, честь и богатство. Начали расспрашивать его о жизни, но оказалось, что она далеко не идеальна. Беспокойна — в любую погоду, в любое время ему нужно идти туда, где есть больные, умирающие или рождающиеся. И не только физические страдания сопутствуют таким похождениям, болит еще и душа.

Тяжело слушать рыдания, предсмертные хрипы и видеть сиротскую тоску. Настолько тяжело, что кажется неправильным брать подаяние — скромную плату за труды. А без нее — какое же богатство у попа? Да и о почтении говорить нечего. Мужики сами знают все о и сказках балагурных, и о песнях непристойных, главным героем которых становится поп.

Убедившись, что попа никак нельзя называть счастливым человеком, мужики идут дальше.

Глава 2. Сельская ярмарка

По дороге мужики заходят в село Кузьминское, куда на ярмарку собрались жители всех ближайших деревень. Ярмарка эта, как и само село считается богатой. Здесь имеется училище, пусть и закрытое, множество кабаков, грязная гостиница и даже фельдшер.

Вероятность найти среди кузьминских счастливца тает на глазах. Люди все здесь бедные оттого, что много пьянствуют. Вечером странники покидают Кузьминское.

Глава 3. Пьяная ночь

Ночью мужикам встречается Павел Ветренников, осуждающий крестьян за пьянство. Они приходят к мнению, что трезвым на Руси жить нельзя: не выдержишь ни доли мужицкой, ни работы непосильной.

Глава 4. Счастливые

Мужики решают «заманивать» счастливцев на водку. Первым, кто решает поведать историю своей жизни за стакан, оказывается дьячок, счастье которого в выпивке. Затем показывается старуха, радостная оттого, что «сто реп уродилось», а за ней солдат, счастливый, что жив остался.

Наконец, один из нищих рассказывает мужикам историю Ермилы Гирина. Его так любили люди, что когда тому не хватало денег для выкупа мельницы, местные одолжили их без расписки. Честный Ермила через неделю все вернул. Правда, сейчас он в остроге, его туда посадили за бунт.

Глава 5. Помещик

Следующий счастливец — помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он говорит, что раньше, до отмены крепостничества, он был счастливее: всем был владыкой и судьей. Гордился Оболдуев и тем, что крестьяне его любили и уважали. А сейчас помещику, который с детства не учился ничего делать руками, приходится очень тяжело.

Часть 1. Последыш

Мужики продолжают путь и добираются до берега Волги. Там они встречают князя Утятина, все зовут его Последышем. Перед ним разыгрывается целая комедия: свободные нынче крестьяне до сих пор изображают перед ним крепостных.

Дело в том, что после новости об отмене крепостничества, Утятин так разволновался, что слег, пообещав оставить сыновей без наследства, раз они не уберегли «помещичьи идеалы».

Сыновья испугались и пообещали крестьянам за сей спектакль отдать в пользование луга, после смерти Последыша. Он вскоре умирает, а все обещания оказываются обманом — судятся мужики до сих пор.

Часть 2. Крестьянка

Решив, что у всех мужиков судьба тяжелая, странники решают обратиться к бабам. Так они встречают Корчагину Матрену Тимофеевну, рассказывающей свою историю. В родной семье жила она хорошо, но потом вышла замуж и переехала в дом жениха.

Там пришлось терпеть обиды и нападки со стороны свекра и свекрови, защищал только дед Савелий. Первенец ее Демушка погиб от несчастного случая, и хоть потом Матрена родила еще пятерых, забыть его она так и не смогла. Однажды ей пришлось взять вину за своего сына Федота, не уследившего за овцами.

Матрену высекли. Беременной ей пришлось ехать к губернаторше и просить освобождения мужа: его незаконно забрали в армию. В заключение Матрена говорит, что женщина на Руси не может быть счастливой, так как ключи от женского счастья Богом потеряны.

Часть 3. Пир на весь мир

В Вахлачине мужики попадают на огромный пир. Здесь поются песни и рассказываются истории о крепостничестве. Например, про верного слугу Якова, который так любил своего барина, помещика Поливанова, что прощал ему все побои и исполнял все прихоти.

Однажды Поливанов, назло Якову отдал в рекруты его племянника, из-за чего тот стал пить. Вскоре, он возвратился к барину, который к старости оказался парализован. Простить его Яков не сумел, поэтому решил отомстить. Стащил его в лес под сосну и повесился над одной из веток.

После споров о том, кто всех счастливее, заходит спор, кто всех греховнее. Так рассказывается история о двух грешниках: разбойнике Кудеяре, в котором Бог возродил совесть и о старосте, скрывшем от крепостных последнюю волю их хозяина — свободу.

Тоску народную развевает история про Гришу Добросклонова. Сын местного дьячка уже с ранних лет знал, что всю жизнь он посвятит счастью людскому.

С огромной любовью относится он к своей покойной матери, к Вахлачине, ко всей Руси. Именно ему уготована судьба народного заступника.

Странники еще не встретили Гришу, а если б встретили, то смогли бы, наконец, завершить свое путешествие.

Краткое содержание Кому на руси жить хорошо. Н. А. Некрасов

Краткое содержание Кому на руси жить хорошо. Н. А. Некрасов

  • 06.07.2017 06.07.2017
  • idmini
  • ​Краткое содержание произведений

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

С оголись семь мужиков:

Из смежных деревень:

Сошлися — и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

По мнению Романа, — помещику, Демьян уверен, что чиновнику, Лука сказал, что попу. Братья Губины, Иван и Митродор, настаивают на том, что лучше всего живется «купчине толстопузому». «Старик Пахом потужился и молвил, в землю глядючи: вельможному боярину, министру государеву». А Пров убежден, что такая жизнь у царя.

Каждый из них вышел из дому по своим делам, и пора бы вернуться обратно, но затеяли они спор. Наступает вечер, а мужики не перестают спорить. Дурандиха спрашивает, куда они идут на ночь глядя. Пахом замечает, что они от дома «верст тридцать отошли». «Под лесом при дороженьке» разложили костер, выпили, закусили и, продолжая спор «кому жить весело, вольготно на Руси?», подрались. Проснулся от шума лес: выскочил заяц, галчата «подняли противный, резкий писк», у пеночки из гнезда упал «с испугу птенчик крохотный», пеночка ищет его, старая кукушка «проснулась и надумала кому-то куковать», прилетают семь филинов, «приспел» ворон, к костру пришла корова с колокольчиком и мычит, над крестьянами летает сова, лисица «подкралась к мужикам». Никто не может понять, о чем так шумят мужики. У костра Пахом находит птенчика пеночки. Он сетует, что им бы крылышки, они бы облетели «все царство»; Пров замечает, что был бы хлеб, они бы ногами обошли «Русь-матушку»; остальные добавили, что к хлебу хорошо бы водочки, огурчиков, «холодного кваску». Птичка пеночка просит, чтобы мужики освободили птенчика. За это она обещает рассказать, как они смогут найти «скатерть само- бранную», которая «чинить, стирать, просушивать» им будет. Мужики отпускают птенчика. Пеночка предупреждает их:

«Смотрите, чур, одно!

Съестного сколько вынесет

Утроба — то и спрашивай,

А водки можно требовать

В день ровно по ведру.

Коли вы больше спросите,

И раз и два — исполнится

По вашему желанию,

А в третий быть беде!»

Мужики идут дальше по дороге, находят «скатерть самобранную». Они принимают решение, что не вернутся домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Странники видят старые и новые деревни.

Не любо и на старые,

Больней того на новые

Деревни им глядеть.

Ой, избы, избы новые!

Нарядны вы, да строит вас

Не лишняя копеечка,

По дороге мужикам встречаются крестьяне, «мастеровые, нищие, солдаты, ямщики». Жизнь их убогая. Вечером странники встречают попа. Лука успокаивает его: «Мы не грабители».

(Лука — мужик присадистый

С широкой бородищею,

Упрям, речист и глуп.

Лука похож на мельницу:

Одним не птица мельница,

Что, как ни машет крыльями,

Небось не полетит.)

Мужики интересуются: «Сладка ли жизнь поповская?» Поп отвечает:

«В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь…»

Покоя у него нет, так как поповскому сынку грамота достается трудно, а священство поповича и того дороже. Он должен идти к умирающему в любое время суток, в любую погоду, в любую глушь, видеть слезы родственников и слушать предсмертные стоны и хрипы умирающего. Далее поп рассказывает, «каков попу почет». Люди называют попов «породой жеребячьею», боятся встречи с ними, слагают про них «сказки балагурные и песни непристойные и всякую хулу». От людских языков страдают «мать-попадья степенная» и «попова дочь безвинная».

Тем временем небо устилают тучи, «быть сильному дождю».

Поп предлагает крестьянам выслушать, «откудова богачество поповское идет». В былые времена жили помещики, которые «плодилися и множились» и попам «давали жить». Все семейные праздники не обходились без священнослужителей. Теперь «перевелись помещики», а с бедноты взять нечего.

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

И труженицы вечные,

Господь, прибавь им сил!

таруха, мать покойника,

Глянь, тянется с костлявою,

Как звякнут в этой рученьке

Два медных пятака.

Поп уезжает, а мужики набросились на Луку с упреками:

Ну, вот тебе хваленое,

Потом следуют дальше.

Странники сетуют на «мокрую, холодную весну». Запасы кончаются, скотине в поле есть нечего. «Лишь на Николу вешнего» скот вдоволь наелся травы. Проходя деревню, странники замечают, что в ней нет никого. Странники интересуются у мужика, который купает коня в реке, где народ из деревни, и слышат, что все «на ярмонке» в селе Кузьминское. На ярмарке народ торгуется, пьет, гуляет. В Кузьминском есть две церкви, «одна старообрядская, другая православная», училище — дом, «забитый наглухо», изба «с изображеньем фельдшера, пускающего кровь», гостиница, лавки. Странники приходят на площадь, где идет торговля. Кого тут только нет! «Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» Странники любуются товарами. Видят мужика, который пропил деньги и плачет, так как обещал внучке привезти гостинцы. Собравшийся народ жалеет его, но никто ему не помогает: если дать денег, «так сам ни с чем останешься». Павлуша Веретенников, которого звали «барином», купил для внучки мужика ботиночки. Тот даже не поблагодарил его. Крестьяне «так рады, словно каждого он подарил рублем!»

Среди прочего на ярмарке имеется лавочка, торгующая второсортным чтивом, а также портретиками генералов. Автор задается вопросом, наступит ли то время, когда крестьяне поймут, «что розь портрет портретику, что книга книге розь», когда народ «Белинского и Гоголя с базара понесет».

Вот вам бы их портретики

Повесить в ваших горенках,

Их книги прочитать…

В балагане идет представление: «комедия не мудрая, однако и не глупая, хожалому, квартальному не в бровь, а прямо в глаз!» Речь Петрушки, героя комедии, прерывает «слово меткое» из народа. После представления некоторые из зрителей братаются с актерами, подносят им хмельного, выпивают с ними, дают денег. К вечеру странники покидают «бурливое село».

После ярмарки все расходятся по домам, «народ идет и падает». Трезвые странники видят, как пьяный мужик закапывает свою поддевку, говоря при этом, что хоронит матушку. Два крестьянина выясняют отношения, вцелившись друг другу в бороды. С руганью бабы в канаве пытаются определить, у кого дома хуже. Веретенников замечает, что крестьяне «умны», но «пьют до одурения». На что мужик, которого зовут Яким, возражает, что крестьяне заняты работой, лишь изредка позволяя «бедной крестьянской душе» повеселиться, что «на семью пьющую непьющая семья», что, когда кончается работа, «гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!»

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Мужик справляется с любой бедой; когда он трудится, то не думает, что надорвется.

У каждого крестьянина

Душа что туча черная —

Гневна, грозна, — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Веретенников узнает от мужиков историю пахаря Якима Нагого, который «до смерти работает, до полусмерти пьет». Находясь в Питере, он вздумал тягаться с купцом и «угодил в тюрьму», а затем вернулся домой. Он накупил сыну картиночек и, развесив их по стенам, «сам не меньше мальчика любил на них смотреть». За жизнь Яким насобирал «целковых тридцать пять». Но в деревне случился пожар. Яким стал спасать картинки, а деньги сплавились в комок, и скупщики предлагали за него одиннадцать рублей. Спасенные и новые картинки Яким повесил на стенах в новой избе.

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный.

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

По мнению Якима, раз народ пьет — значит, силу чувствует.

Дорогой мужики поют песню, под которую расплакалась «молодушка одна», признавшаяся, что муж у нее ревнивый: напьется и храпит на возу, сторожит ее. Хочет спрыгнуть с воза, но ей это не удается: муж «привстал — и бабу за косу». Мужики грустят о своих женах, а потом разворачивают «скатерть самобранную». Подкрепившись, Роман остается у ведра с водкой, а остальные отправляются «в толпу — искать счастливого».

Раздобыв при помощи скатерти-самобранки ведро водки, странники в праздничную толпу бросают клич, есть ли среди присутствующих те, кто считают себя счастливыми. Тому, кто признается, обещают водки.

Тощий уволенный дьячок спешит поведать о своем счастье, которое заключается в «благодушестве» и вере в Царствие Небесное. Водки ему не дают.

Появляется старуха и хвастается, что у нее на огороде богатый урожай: «реп до тысячи». Но над ней лишь посмеялись.

Приходит «солдат с медалями». Он счастлив тем, что был в двадцати сражениях, а остался жив, был бит палками, но выжил, голодал, но не умер. Странники дают ему водки.

«Каменотес олончанин» повествует о своем счастье: в день наколачивает щебенки «на пять серебром», что свидетельствует о большой силе, которой он обладает.

«Мужик с одышкою, расслабленный, худой» рассказывает о том, что тоже был каменщиком и тоже хвастался своей силой, «Бог и наказал». Подрядчик нахваливал его, а он-то сдуру радовался, за четверых работал. После тоге как каменщик поднял ношу «в четырнадцать пудов» на второй этаж, он зачах и больше работать не смог. Отправился на родину умирать. Дорогой в вагоне разразилась эпидемия, люди умирали, и трупы их выгружали на станциях. Каменщик в бреду видел, что режет петухов, думал, что умрет, но добрался домой. По его мнению, в этом и есть счастье.

Дворовый человек рассказывает: «У князя Переметьева я был любимый раб», его жена была «раба любимая», его дочка училась французскому и другим языкам вместе с барышней и сидела в присутствии госпожи. Он получил «болезнь благородную, какая только водится у первых лиц в империи», — подагру, которую можно получить, если тридцать лет пить разные спиртные напитки. Сам он лизал тарелки, допивал из рюмок напитки. Мужики прогоняют его.

Подходит «крестьянин-белорус» и говорит, что его счастье в хлебушке, что он «с мякиною, с кострикою ячменный хлеб жевал», от которого «схватит животы». Теперь он ест хлеба «досыта у Губонина».

Мужик со свороченной скулой рассказывает, что он с товарищами промышлял охотой на медведей. Медведи заломали троих товарищей, а ему удалось остаться живым. Ему дали водки.

Для нищих счастье в больших подаяниях.

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Крестьянин Федосей советует мужикам расспросить Ермилу Гирина. «Сиротскую держал Ермило мельницу на Унже». Мельницу по суду решают продать. Ермило торгуется с купцом Алтынниковым («купец его копейкою, а тот его рублем!») и выигрывает торг. Подьячие потребовали внести сразу третью часть стоимости мельницы — около тысячи рублей. Столько денег у Гирина не оказалось, а их нужно было внести в течение часа. На торговой площади он рассказал людям обо всем и попросил одолжить ему денег, пообещав, что в следующую пятницу все вернет. Набралось больше, чем нужно было. Таким образом мельница стала его. Деньги он, как и обещал, вернул всем, кто к нему подходил. Никто не спросил лишнего. У него остался один рубль, который он, не найдя владельца, отдал слепцам. Странникам интересно, почему люди поверили Ермиле, и слышат в ответ, что правдою он добился доверия. Ер- мило служил писарем в вотчине князя Юрлова. Отличался справедливостью, был внимателен к каждому. За пять лет о нем многие узнали. Его выгнали. Новый писарь был хапугой и прохвостом. Когда старый князь умер, приехал молодой князь и велел крестьянам избрать бурмистра. Выбрали Ермилу, который все решал по справедливости.

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил…

«Попик седенький» прервал рассказчика, и тому пришлось вспомнить случай, когда Ермило из рекрутчины меньшого брата Митрия «повыгородил», отправив вместо него сына крестьянки Ненилы Власьевны, а после каялся перед народом и просил, чтобы его судили. А перед крестьянкой упал на колени. Сына Ненилы Власьевны вернули, Митрия забрали в рекруты, а на самого Ермилу наложили штраф. После этого Ермило «от должности уволился», взял в аренду мельницу, где «порядок строгий вел».

«Седоволосый поп» говорит, что Ермило сейчас в остроге. Поднялся бунт в имении «помещика Обрубкова, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревня Столбняки», для подавления которого понадобились правительственные войска. Чтобы обойтись без кровопролития, решили обратиться к Ермиле, полагая, что народ его послушает. В этот момент рассказчика прерывают вопли пьяного лакея, обладателя «благородной болезни», которого уличили в воровстве, а потому секут. Странники пытаются узнать о Ермиле, но мужик, который начал рассказывать о бунте, уход я, обещает, что расскажет в другой раз.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×