1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не могу рассказывать истории

6 советов, как рассказывать истории правильно

Кто душа компании? Тот, кто умеет весело и задорно рассказывать истории. Таких любят, таких ценят, таких зовут на вписки, а потом, когда те стареют и обрастают жирком, — на юбилеи в ресторан.

Однако дар этот дан далеко не всем, разве что избранным. Но этим самым избранным очень легко стать, так как есть правила, которые позволят тебе быть первым краснобаем на селе. А если поднатореешь, то можно и в стендап-клуб — шутить перед псевдоинтеллектуальной публикой.

1. Выбери историю, которая важна тебе самому


Проблемы начинаются с самого начала — какую историю выбрать? Всё очень просто: бери ту, что тревожит и будоражит непосредственно тебя. Можно углубиться в дебри собственного прошлого и выудить нечто, что отложило отпечаток на твоем будущем. Скорее всего, история, которая кажется забавной тебе, покажется таковой и твоим друзьям.

2. Раздели на части и грамотно преподнеси каждую

Твое повествование не должно сильно отличаться от литературного рассказа. Так что мысленно разбей свой рассказ на несколько частей. Не забудь указать в начале те подробности, которые необходимы для нормального восприятия повествования. Можно даже начать с пресловутого «Однажды…». Восходящее действие всегда воспринимается гораздо проще.

Заключительная часть рассказа должна быть самой эффектной. Именно концовка дает понять зрителю, почему он был вынужден всё это слушать. Разумеется, эти правила подходят не ко всем историям, но они гарантированно эффективны.

3. Сосредоточься на нужных деталях

Не все любят читать Бальзака, который страстно описывал всё — от загогулины на асфальте до морщин в уголках глаз. Такая насыщенность, быть может, и помогает более подробно представлять рассказ, но только самым стойким личностям. Слушать слишком перенасыщенные информацией байки очень сложно. Поэтому настоятельно рекомендуем сосредоточиться на действительно интересных и сочных моментах.

Цель твоего рассказа — заставить людей испытать те же эмоции, которые испытал ты. Поэтому, если хочешь напичкать свой рассказ яркими деталями, добавь в него своих личных переживаний. Это универсальный материал: людям гораздо интереснее узнать о твоем личном состоянии и отношении, чем про дефекты в гофрированной трубе. Человеку из природного любопытства интересно и полезно наблюдать за поведением других людей, ведь эту модель поведения он может использовать в дальнейшем.

4. Говори правду


Ты не рыбак, не дровосек в глухой деревне, не зэк, не супергерой и даже не путешественник — ты обычный человек. Ты не видел всего того, что мог увидеть Федор Конюхов, но разве это значит, что слушать тебя совершенно неинтересно? Жизнь забавами полна — с каждым может произойти интересная история. Поэтому всегда говори правду — не нужно приукрашивать. Потому как люди, которые начинают выдумывать в истории какие-то детали, чтобы показаться лучше, весь акцент переносят на свою волшебную крутость, отчего у слушателя возникает вопрос: «А о чём история была?» Особенно это смешно, когда все знают, что ты чмырь и трус, а в рассказах — прям Ли Брюс.

На самом деле самые интересные истории те, в которых рассказчик искренен и не скрывает своей уязвимости, глупости, странности. Правда ведь гораздо веселее и интереснее, так что не нужно пытаться украсить ее выдуманными деталями. Когда ты начинаешь сочинять на ходу, это бросается в глаза, как и слаженный искренний рассказ.

5. Практикуйся и работай над мелочами

Везде нужна практика — даже таким простым на первый взгляд вещам. Проговаривай эти истории сам с собой, ставь дыхание, записывай подробности, которые хотел бы донести, ибо такие мелочи напрочь забываются, вылетают из головы. А без них рассказ словно парусник без парусов: какая-то ерунда. Рассказ в стиле «Я пришел в огород, меня избил крот. Было больно. Ну всё» успехом пользоваться не будет.

И что еще самое главное: твоя история должна и в первый, и в сто двадцать первый раз звучать одинаково интересно и бодро, так что будь добр, постарайся. Если тебя просят рассказать ее еще и еще раз, то поздравляем: это успех.

6. Изучи аудиторию и не бойся провала

Не бойся, что твоя история не будет принята или понята. Люди разные, и интересы у всех разные. Это всего лишь история — ни больше ни меньше. Но впредь подметь, на каких моментах люди оживлялись, на каких — смеялись, а на каких — зевали. И самое главное: если возможно — учитывай особенности публики. Если ты точно знаешь, что кто-то не переносит шуток про члены или категорически против юмора из интернета, — это нужно учесть.

Как рассказывать истории, чтобы всем было интересно?

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало – залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант – безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации – распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину – вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность – залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами – продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода, общение с носителями языка.

Сторителлинг — 4 совета про умение рассказывать истории

Завернуть любой самый скучный факт в красивую обертку, сделав из него конфетку, это врожденное умение некоторых талантливых людей. Но немногие знают, что такой навык, как сторителлинг, или умение интересно рассказывать истории, можно в себе развить! Сегодня публикую статью человека, который является профессионалом в этой области. Знакомьтесь, Майкл Марголис, создатель сайта getstoried.com.

БОНУС к статье: Как заводить, поддерживать и монетизировать полезные знакомства – узнайте в бесплатном видеокурсе по деловой коммуникации здесь.

Сторителлинг — как рассказать свою историю

Мой дедушка Арки — самый потрясающий рассказчик в мире.

Он продавал консервированные супы 50 лет подряд. И до сих пор сохранил уникальную способность делать интересной практически любую тему.

Серьезно, ЛЮБУЮ. Красная глина из Джорджии, этикет гольф-клуба, финансовые показатели компании. Стоит ему заговорить, как все, что угодно, превращается во что-то смешное, загадочное и запоминающееся. Эта способность – мечта любого нетворкера.

И я из всего этого не унаследовал ровным счетом ничего.

В этом несчастном ребенке не было ничего от знаменитого балагура в лавке, который легко со всеми ладил.

Годами, если дело касалось нетворкинга, я оставался застенчивым, стеснительным и очень зажатым. Я вел себя как один из этих занудных белых парней, которых так любят высмеивать темнокожие комедианты, изображая «глупых белых людей».

Наконец, научившись применять мои знания о том, как рассказывать истории, к нетворкингу, я смог совершенно изменить «расклад». Я научился расслабляться и в целом подходить к нетворкингу, как игре, тесно связанной с мощным потенциалом рассказывания историй и особенностями человеческих взаимосвязей.

Нетворкинг – абсолютный способ развития вашего бизнеса, при условии, что вы знаете, как рассказать вашу историю так, чтобы она естественным образом коснулась остальных. Потому что мы организуем наш бизнес с людьми, с которыми себя соотносим, идентифицируем, и которым доверяем.

Так что, даже если вы не считаете себя выдающимся рассказчиком, как мой дедушка Арки, есть несколько простых методов, которые могут помочь вам настроиться на такой «балагурский» лад, чтобы устанавливать с другими отношения, необходимые для нетворкинга. Мне потребовалось время на то, чтобы это выяснить. Так как же заставить народ вокруг расслабиться и открыться?

Вот 4 совета относительно использования рассказов в нетворкинге. Попробуйте их, и сами убедитесь, как трудности нетворкинга уйдут, уступив место приятным открытиям в человеческих отношениях и установлению прочных связей.

1. Задавайте более открытые вопросы

Вас самих не раздражает вечное банальное «Как дела?»

Я это искренне ненавижу. Потому что такой вопрос вынуждает людей самоопределяться (и определять собственную ценность) через их работу. Конечно, эта информация вам пригодится в контексте деловых отношений, но почему бы не позволить себе отнестись к этой теме более творчески?

Что можно было бы узнать, если спросить как-нибудь так: «Что в последнее время дает вам силы и энергию?»

Люди ОБОЖАЮТ этот вопрос. Он дает возможность ответить гибко и разнообразно. Внезапно оказывается, что вы не оцениваете их по статусу или влиянию, напротив, вы интересуетесь тем, что помогает им чувствовать себя «живыми». Это отличный вариант, не важно, разговариваете ли вы со стажером или генеральным директором. Вы неизменно будете вознаграждены формированием прочных глубоких связей.

Не стесняйтесь, берите и пользуйтесь!

Вот еще три вопроса, которые могут пригодиться:

— Откуда вы?
— Как вы связаны с компанией/индустрией/хозяином_____?
— Что привело вас сюда (на это мероприятие)?

Цель этих вопросов – постараться найти свое место в истории собеседника. Логично, да?

2. Переключите эмоциональный режим на «любопытство»

Вам не комфортно находиться в одном помещении с незнакомыми людьми? Большинству из нас тоже. Но раз уж вы там оказались, приходится устанавливать с ними связи и отношения, и это как раз подходящий момент. Но вместо того, чтобы идти «на штурм», стиснув зубы, или источать тревогу и неуверенность, попробуйте переключиться. Расслабьтесь. Да, это работа, но она совсем не обязательно должна приносить расстройство и боль.

Постарайтесь перевести ваш эмоциональный «тумблер» в положение «любопытство» — вместо «когда-же-я-смогу-отсюда-сбежать» или «все-должны-меня-заметить». Это словно включить внутреннюю улыбку, — внезапно вы начинаете выглядеть, как потенциальный друг и союзник, и перестаете нести угрозу.

Люди скорее открываются, если вы демонстрируете искренний интерес и любопытство.

Разумеется, важную роль играет язык тела. Перестаньте скрещивать руки, замедлите темп речи, смотрите собеседнику в глаза. Позвольте себе улыбнуться и непринужденно рассмеяться.

Пусть вашей целью станет выяснить, что из себя представляют другие, а не продемонстрировать «отполированные до блеска» грани собственной личности.

Ваши эмоции говорят сами за себя.

3. Фокус на отношениях с настоящим взаимодействием

Я знаю людей, которые, собираясь на встречу нетворкеров, ставят цель установить определенное количество связей и взаимоотношений. Обычно оно довольно большое, например, 10 человек в течение следующего часа (а потом я смогу наконец-то сбежать!). Бррр. Ну кто, скажите, захочет стать просто номером 8 для этого парня? Нееет, контактов именно с ним вы постараетесь избежать любой ценой.

Отойдите от такой «сделочной» позиции. Потому что мы всегда настолько сильны, насколько крепки наши отношения с другими (реальные). Лучше найти несколько человек, которых вы сможете узнать по-настоящему, чем применять метод ковровых бомбардировок – распыляться направо и налево, заставляя людей стремиться вымыть руки после знакомства с вами.

4. Создавайте завораживающую историю из рассказа о работе

В любом разговоре возникает момент, когда вам приходится рассказывать о вашей работе.

Не стоит сводить это к «бла-бла-бла».

Или представляться как «консультант». Идеальный способ убить разговор в зародыше – это сказать: «А я консультант». А кто нет-то? И, если честно, кому какое дело?

Попробуйте слегка иное высказывание, идущее немного дальше (или даже несколько высказываний), построенных по образцу «Кто – Что – Кому».
— Кто вы – учитель, писатель, оратор, предприниматель (чем больше эти слова описывают, тем лучше).
— Что вы делаете – решаете определенную проблему, задачу или вопрос (никого продукт, как таковой, не интересует).
— Для кого вы это делаете – конкретная аудитория (каков ваш сегмент рынка).

И, как только вы продумаете свою схему «Кто – Что – Кому», выберите слова, которые будете использовать для описания себя, ваших решений и вашей области. Звучит ли все это по-человечески или официозно? Чувствует ли себя ваш собеседник отчужденным, или между вами возникает близость? Постарайтесь изменить ваш язык так, чтобы звучать привлекательно, а не как типичный «умник».

БОНУС к статье: Как заводить, поддерживать и монетизировать полезные знакомства – узнайте в бесплатном видеокурсе по деловой коммуникации здесь.

8 способов рассказать историю интересно.

Мономиф (его также можно назвать «путешествие героя») – это история, которая встречается во многих сказках, мифах и религиозных писаниях по всему миру.

В мономифе герой призван оставить свой дом и отправиться в сложное путешествие. Он переезжает из места, которое знает, в пугающую неизвестность. После преодоления серьезных испытаний он возвращается домой с наградой или обретенной мудростью. Многие из современных историй до сих пор следуют этой структуре – от «Короля Льва» до «Звездных войн».

Это традиционное последовательное изложение событий, но оно подчинено законам драматического жанра – в мономифе есть предыстория, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Мономиф поможет вам объяснить, как вы пришли к тем выводам, которыми хотите поделиться, и добавит вашей истории убедительности. Эта техника хорошо подходит для демонстрации преимуществ риска, а также для объяснения, как вы открыли для себя новые знания.

Сила этого приема – не в последовательности изложения, а в контрасте отдельных шагов и драматическом эффекте: на пути героя непременно встречаются неразрешимые загадки и таинственные незнакомцы. Или бабушки, которых нужно перевести через дорогу.

Это история, полная напряжения и драматизма. «Гора» похожа на мономиф, потому что показывает события в хронологической последовательности. Но это все-таки две разных техники, потому что «гора» не всегда предполагает счастливый конец.

Первая часть рассказа служит предпосылкой всей истории, затем идет повествование о решении проблем, а действие возрастает до кульминационного завершения. История немного похожа на ТВ-сериал – каждый эпизод имеет свои точки взлета и падения, которые постепенно приводят к главному финалу в конце сезона.

Эта техника сторителлинга хорошо подходит для рассказа о том, как вы преодолели серию проблем, для медленного нарастания напряжения и получения вывода, который вас удовлетворяет – либо подтверждает, что вы ошиблись, но научились на этих ошибках.

3. Вложенные циклы

Вы «складываете» несколько рассказов слоями друг в друга. Помещаете свою самую важную историю – ядро вашего сообщения – в центр, а остальные истории используете для объяснения главного принципа.

Например, так написан «Декамерон» Боккаччо – история начинается с чумы во Флоренции, но это лишь служит обрамлением другим новеллам, которые рассказывают друг другу сбежавшие от чумы благородные господа и дамы. Рамочную композицию использовали многие писатели. Откройте «Маленькие трагедии» Пушкина – обрамляет трагедии история об итальянском импровизаторе, приехавшем в Петербург.

Как это сделать, если вы не Пушкин? Легко. Например, написать об очередном выезде вашей компании на природу. Подготовка к мероприятию, соревнования, забавные случаи, а между тем — это рассказ о сплоченном коллективе, о ценностях компании. И если вы готовы «раскрывать карты», то в разговорах у костра можно пересказать истории об обслуживании клиентов или случаях на производстве, которые покажут компанию с лучшей стороны.

4. Sparklines (Как было, как могло бы быть)

Графический дизайнер Нэнси Дуарте использует «линии вспышек», чтобы проанализировать известные выступления в своей книге «Resonate».

Она утверждает, что самые лучшие выступления были успешными, потому что показывали контраст нашего мира с идеальным, совершенным миром. Они сравнивают «то, что есть» с «тем, что может быть». В подобных историях автор обращает внимание на проблемы, которые есть в нашем обществе, нашей личной жизни и бизнесе. Автор вызывает у аудитории жажду перемен. Это эмоциональная техника, которая очень хорошо мотивирует слушателей.

Такая техника отлично подходит для побуждения к действию, пробуждения надежд, азарта и поиска приверженцев своих идей. Кроме того, она активно используется в рекламе. Пока в Вилларибо празднуют… помните?

5. In medias res (начать с середины)

Дословно с латинского это выражение переводится как «в середине дела». Начните повествование с центрального эпизода – перед тем, как начать объяснять, как вы сюда попали.

Вы сразу же «бросаете» аудиторию в самую захватывающую часть истории – люди будут заинтригованы и будут очень внимательны, чтобы понять, что же на самом деле происходит.

Но будьте осторожны – не раскрывайте все факты сразу. Старайтесь намекать на что-то странное или неожиданное – что-то, что требует больше пояснений. Давайте вашей аудитории ровно столько информации, чтобы постоянно держать ее на крючке, а потом вернуться назад и восстановить полную картину истории.

Это подходит только для коротких историй, потому что если вы растянете ее надолго, ваша аудитория быстро разочаруется и потеряет интерес.

Техника хороша тем, что захватывает внимание с самого начала и держит в напряжении, а также позволяет сфокусировать внимание людей на поворотном моменте истории.

6. Сходящиеся идеи

Эта техника показывает, как разные мысли сходятся воедино и формируют продукт или идею. Она может быть использована для объяснения, как рождалась идея, или как одна идея стала кульминационным моментом работы нескольких умов.

Техника сходящихся идей похожа на «вложенные циклы», но вместо погружения в основную историю через вспомогательные здесь показывается, как несколько одинаково важных историй дали единственный вывод. Может быть использована для рассказа историй о союзах, имевших мировое значение, – например, партнерстве веб-разработчиков Ларри Пейджа и Сергея Брина.

Ларри и Сергей встретились в Стенфордском университете в 1995 году, но сначала друг другу не понравились. У обоих были отличные идеи, но сотрудничать им было трудно. В конце концов они начали работать вместе над исследовательским проектом. Проектом, который стал известен как Google.

Эта техника хорошо показывает, как формируются партнерские отношения и как люди объединяются для совместной работы. Она также подходит для объяснения того, как пошло развитие в определенный момент истории.

Фальстарт – техника, при которой вы начинаете рассказывать, казалось бы, предсказуемую историю, а потом неожиданно прерываете ее и начинаете снова. Вы увлекаете свою аудиторию ложным чувством безопасности, а затем переворачиваете все с ног на голову.

Этот формат отлично подходит для рассказа о тех моментах, когда вы в чем-то провалились и были вынуждены вернуться к началу и все пересмотреть. «Фальстарт» идеально подходит для разговора о том, какой урок вы извлекли из своего опыта, или о необычном решении проблемы, которое вы придумали. Эта техника отлично помогает захватить внимание: ожидания аудитории разрушаются, это удивляет и заставляет обратить пристальное внимание на ваше сообщение. «Фальстарт» хорошо подходит для демонстрации преимуществ гибкого подхода.

Это объединение большого количества историй вокруг одной центральной концепции. Это полезно, если у вас есть несколько рассказов, не связанных между собой, которые все-таки имеют отношение к одной ситуации.

Вы рассказываете ваши истории одну за другой, прежде чем вернуться к центральному сюжету. Лепестки могут переплетаться, когда одна история переплетается с другой, но каждая из них сама по себе должна быть полным повествованием. Это дает вам возможность сплести богатую палитру доказательств вокруг вашей главной идеи.

Показывая аудитории, как все эти ключевые истории связаны друг с другом, вы позволяете людям почувствовать важность и вес вашего послания. Эта техника позволяет объединять разные сюжеты вокруг центральной идеи и демонстрирует, как взаимосвязаны разные ниточки в одной ситуации.

Как правильно рассказывать истории?

Давайте поговорим с вами о сторителлинге. А точнее о том, как поставить его инструменты на службу вашему бизнесу. И начнем издалека: аж от времен, когда по земле ходили динозавры, а наши предки собирались вокруг огня и рассказывали друг другу первые истории…

Зачем рассказывать истории

У каждой истории всегда есть своя цель, своя задача. Когда появились первые истории, первые наскальные рассказки, какие у них были задачи? Предостеречь – рассказать «сюда не ходи, динозавр, башка упадет!», поделиться эмоциями – что-то поймал, что-то съел, что-то случилось, что-то добыл. Или, наоборот, усыпить, или развлечь. И в этом смысле к сегодняшнему дню задачи историй не сильно изменились.

Когда мы с вами занимаемся сторителлингом в социальных сетях, на сайтах, в СМИ или где-то еще, у нас тоже есть задача. Мы хотим, чтобы наш читатель что-то сделал. Например, захотел с нами разговаривать дальше, заинтересовался и позвонил вам. Или поверил в то, что вы эксперт в той или иной теме и задал вам какой-то вопрос. Или включился в дискуссию и таким образом ваш текст поднялся бы в ленте и набрал бОльшую популярность. Как мы видим, целей и задач может быть множество, и многое зависит от того, для чего вы пишете текст.

Почему истории сложно рассказывать

Когда я предлагаю клиенту рассказать историю о компании, чаще всего он погружается в ступор. Вылезает множество страхов. Показаться банальным. Обнаружить свою некомпетентность. Не донести свою экспертизу.

Говорит участница моего вебинара по сторителлингу «мне кажется, что говоря одно и то же, я уже набила оскомину. Хочется более интересно это делать…»

Нам всем хочется делать лучше, а в итоге —мы не делаем вообще никак. И читатель получает очередной рассказ о «молодой перспективной компании специалистов» вместо интересной истории. Поэтому одна из важных частей работы —это решиться, и все-таки рассказать клиентам вашу историю.

Как справиться с этой сложностью

Вы пишете тексты собой. Нет никакого другого ресурса у вас, чтобы создавать ваши тексты. И, если вы не будете себя поддерживать, если не будете поддерживать в себе вот это горение, вот это удовольствие от писания текста, вот этот кайф, вот это ощущение «я – молодец!», вы не будете их писать, сколько бы методик вы не освоили и сколько бы я тут ни распиналась про то, как делать правильно. Ключевое, что вы должны делать – вы должны правда себя очень-очень обнимать ручками, и поддерживать, и лелеять, и благодарить за то, что вы это делаете.

Как устроено большинство историй

В основе большинства историй лежит путь героя. Про это очень любит рассказывать сценарист Александр Молчанов, у него можно про это почитать. И этот прием организации текста любят использовать все коучи и тренеры, те, кто продает собственную экспертизу. Такое вот «было так-то, стало так-то», было плохо – стало хорошо, было на кухне в пятиэтажке – а стало море, пальмы, собственный бизнес, успех, счастье, белые лошади, принцы, косы до попы.

Но есть нюанс. Вообще не важно, как написаны эти тексты. Вообще не важно, что происходило с людьми там, внутри этих текстов. Важно, что этих текстов стало слишком много. Из-за того, что это стало модным, из-за того, что эти истории «победы над..» рассказало огромное количество людей, они перестали вызывать доверие.

Почему такие истории больше не работают

С ними произошло то, что происходит всегда с чем-то слишком растиражированным. Когда в 1990-е годы кто-то первым пришел в класс в капоре – знаете, были такие мохеровые разноцветные штуки на голову? – это было ужасно круто! Когда в капорах стал ходить весь класс, потом вся параллель, а потом – вся школа – это уже совсем другое.

Когда кто-то первый пришел в куртке-аляске – вот этой двухцветной, с меховым воротником – это было ужасно круто! Но потом это стало мейнстримом, и стало выглядеть скучно. Когда не было джинсов, и когда кто-то приходил в школу в джинсах, или, паче чаяния, в джинсовой юбке, это было ужасно круто, и это привлекало внимание. И с этим человеком хотелось говорить, и к нему хотелось подойти. Но потом отменили форму, и джинс стало дофига. И все стали так ходить. И к человеку в джинсовой юбке уже не хотелось подойти, потому что в нем не было ничего необычного. Не похоже ли это на то, что произошло с историями в интернете?

Вторая проблема сторителлинга

Вторая важная проблема современного сторителлинга, помимо того, что там есть один растиражированный ход, так еще и все эти истории всегда закручены вокруг автора текста.

У них есть один шаблон, по которому они написаны. Кто-то пишет мне «я справилась со своей проблемой, наладила отношения со своим телом, потом там сделала то и это, а теперь я учу вас, как это делать» — вот так почему-то выглядит сторителлинг сегодня. Но этих историй такое количество, что через какое-то время люди не то что перестанут на них реагировать, они будут реагировать на них негативно.

Я отписываюсь от людей, которые рассказывают про то, как они героически прошли какой-то путь. Я разговариваю с другими людьми, и они тоже говорят мне о том же самом: «Слушай, я не могу больше – как, только я читаю, как человек героически достиг, победил, тра-та-та, я уже внутренне жду, что мне сейчас будут что-то продавать. И я не хочу.»


Задание:

  1. Подумайте, какую историю вы могли бы рассказать о своем бизнесе?
  2. Кто будет ее героем? Что с ним произойдет? Чем все закончится?
  3. Напишите эту историю

Хотите стать копирайтером?

Как вы знаете, бывают копирайтеры и копирайтеры.

Кто-то воспринимает эту работу, как хобби и уверен «да что там текстами заработаешь? ну 100 долларов…» Они же, как правило, берутся за все темы подряд, сдают, когда получится и страшно обижаются, когда заказчики не принимают тексты с первого раза.

Кто-то действительно готов посвятить этой профессии свою жизнь. Они долго разговаривают с заказчиком, стараются понять его задачу и найти ей подходящее решение. Именно они неугомонно учатся, придирчиво выбирают нишу, в которой хотят развиваться и, как будто удивляясь, раз в год повышают цены. Просто потому что заказчиков больше, чем можно уместить в график. Они точно знают, с какого раза принимает текст хороший заказчик, что делать с правками и, если надо убедить клиента, не ссылаются на авторитетов.

Какой из этих образов вам симпатичнее? А к какому вы ближе на самом деле? Вы можете стать таким копирайтером, которому подражают и на которого хотят быть похожим.

Что на курсе?

  • работа с реальными заказчиками, которым нужны тексты и продвижение в соцсетях
  • возможность заработать первые деньги еще в процессе учебы
  • база знаний о том, как устроены тексты, которые приносят деньги бизнесу

Хотите разобраться в лендингах, продающих письмах и постах, которые приводят клиентов? Это к нам!

О маркетинге для копирайтеров расскажет эксперт номер 1 по партизанскому маркетингу Александр Левитас, психологические тонкости общения с заказчиками раскроет психолог и колумнист журнала «Сноб» Анна Зарембо, работать со СМИ научит журналист Алина Фаркаш.

Как научиться рассказывать истории

Искусство сторителлинга прочно входит в арсенал умений профессионального менеджера. История является мощным инструментом влияния. Она воскрешает память компании, дает людям образцы поведения в лице корпоративных героев, очерчивает опасную зону («помнится, был у меня подчиненный, которого я уволил за то, что…»). История лечит душу оказавшегося в беде сотрудника, но в то же время может нагонять на него страх («мне рассказывали, что в этой компании бьют на собеседовании»). Можно ли научиться рассказывать истории так, чтобы влиять на людей? Марк Кукушкин, генеральный директор компании «Тренинг-Бутик», считает, что это возможно. Как? Читайте отчет обозревателя HEADHUNTER::Magazine Дмитрия Лисицина о тренинге Марка Кукушкина «Сторителлинг: рассказывание историй как инструмент менеджера и тренера».

Курочка-ряба для топ-менеджеров

Готовясь к походу на тренинг генерального директора компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина , посвященный искусству рассказывания историй, я задавал себе вопрос: почему люди любят рассказывать истории, а главное, какие цели преследуют рассказчики? Пытаясь найти ответ, я перебирал возможные варианты.

Истории обладают целительной силой. Для того чтобы успокоить ребенка, не надо давать ему ни шоколада, ни мармелада, нужно просто рассказать сказку. Для того чтобы отговорить самоубийцу от крайнего шага, бесполезно приводить рациональные доводы, лучше просто напомнить ему случай, где страдания, от которых он хочет убежать, оборачивались бы благодатным созиданием.

Помимо терапевтической, истории несут еще и конъюнктивную функцию: они способны объединять рассказчика и слушателей в совершенно новую общность и поэтому используются во внутреннем брендинге, в частности при осуществлении процедуры ингейджмента. Рассказы повествуют о прошлом, но их возможно применять и при управлении будущим. Например, подготовить сотрудников к изменениям, рассказывая им о том, что в прошлом все было не так, как сейчас.

Ценность историй давно поняли во многих компаниях: там есть собственные сторителлеры, которые рассказывают разные случаи на корпоративных вечеринках. Примером такого рассказчика служит «директор по воображению» Рольф Йенсен, владелец и основатель «Компании мечты» ( Dream Company ) . Однако повествования бывают разными: они способны не только помогать и лечить, но также вредить. Есть немало примеров, когда человек под воздействием нарратива совершал абсолютно не нужные ему поступки.

Получить тайную власть над людьми не так-то просто: далеко не всякая история вызывает желаемую реакцию, ведь даже хороший на первый взгляд сюжет может оказать эффект, совершенно противоположный желаниям рассказчика. И наоборот, банальность, подобная речи Стива Джобса , способна заставить аудиторию сопереживать автору. Другой пример привел сам Кукушкин уже на тренинге. Он рассказал историю о том, как некие люди зарабатывали деньги в Америке, рассказывая сказку о Курочке Рябе. Начали они с кухонь, а закончили стадионами!

Все это было мне известно так же, как и вам. На тренинг Марка Кукушкина я пошел не для того, чтобы послушать рассказ о важности и ценности историй в современном мире, а с конкретной надеждой стать эффективным рассказчиком. Тренинг как способ повышения своей квалификации был выбран мной отнюдь не случайно. Известно, что комната для тренинга – отличное место для рассказывания историй, а последние – это мощный педагогический ресурс. Некоторые тренеры строят почти все свои тренинги на рассказывании историй. Одним из них является Дэвид Шмальтц, подаривший нам образец сторителлерской мысли – книгу «Слепые и слон» .

Не могу сказать, что тренинг сделал меня новым человеком, но кое-какие доселе неведомые навыки удалось приобрести.

Итак, я на тренинге

Выясняется, что моя цель – научиться рассказывать истории – оказывается на фоне намерений других участников довольно скромной. В частности, один из коллег в своем вступительном рассказе признается в том, что ищет секрет физического бессмертия. Я в недоумении, но тренер обнадеживает меня заявлением, что история является мощным инструментом влияния, и участникам нужно научиться владеть им. Инструментальная направленность не покидает тренинг Кукушкина до самого конца, что, не скрою, вызывает у меня положительные эмоции, поскольку инструменты можно демонстрировать, оценивать и работать с ними, чего никак не сделаешь с эмпатией.

На что могут воздействовать истории? Из многих возможных классификаций Марк выбирает триаду «эмоция – вывод – действие». Качественное повествование должно воздействовать целиком на три компонента, но сначала необходимо отработать все по отдельности. Упражнение на вызывание эмоций заставляет меня морщиться. Тренер просит рассказать историю, которая вызвала бы жалость ко мне, да еще и со стороны девушки. Давя негодование и смущаясь, я рассказываю давно стертую непроизвольным одитингом (процедура сайентологов, когда тебя заставляют пересказывать неприятные случаи из собственной жизни до полного к ним отвращения) историю о потерянном паспорте и всех злоключениях, которые выпали на долю нерадивого гражданина. Разжалобить партнера удается только со второго раза. Марк разъясняет мои ошибки: эмоция должна быть акцентирована, выделена, чего я не сделал. А главная причина моей неудачи состоит в неправильном стратегическом подходе. Надо самому себе разрешить рассказывать истории, что для меня тоже было проблемой. Свое собственное повествование я рассказывал как вор, озираясь, как бы кто не подслушал и не отобрал украденное мной чужое имущество.

Таким образом, искусство сторителлинга по Кукушкину начинается с позволения себе рассказывать истории. Разрешение на рассказ – это не просто результат внутреннего диалога, а конкретное действие. Нужно создавать банк историй – своеобразное виртуальное (или даже реальное) хранилище рассказов. Структура банка может быть совершенно разной, например, я разделил свой собственный банк по типам людей, с которыми приходится общаться.

Второе важное правило – разрешение рассказывать чужие истории как свои. Аудитория с гораздо большей охотой перенимает тот опыт, который ей кажется общезначимым. Далеко не всегда личные повести и сделанные из них выводы могут эффективно на нее повлиять.

Третье стратегическое требование – истории должны быть инвентаризированы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что рассказ должен быть переработан под конкретную бизнес-ситуацию и доставаться из банка в нужный момент как туз из рукава. Опытные сторителлеры, по утверждению Марка, могут «показать на своем теле, где какая повесть живет». В качестве такого туза требуется стратегическая эмоциональная история о главном, которая содержала бы сильные эмоциональные метафоры. В подборе сюжета для конкретной ситуации важен не только тип опыта, лежащий в основе рассказа, но и баланс негатива и позитива. Марк настаивает на том, что позитивные повествования воспринимаются лучше, и поэтому их в арсенале сторителлера должно быть больше. Однако никогда нельзя забывать о негативе. Всегда должен быть определенный запас «страшилок», который способен создать имидж интересного рассказчика.

Закончив со стратегией, наш тренер переходит к тому, как правильно рассказывать историю. В качестве инструментария для рассказчика предлагается схема RAFT. Сначала необходимо выбрать роль, которую играет рассказчик (Role). Например, можно играть роль проповедника или эпического рассказчика. Затем необходимо определиться с аудиторией (Audience). Далее – выбрать формат ситуации (Format). Если выбрана роль проповедника, то будет как минимум странно, если рассказчик начнет «травить» анекдоты. И, наконец, важно подобрать тему истории (Topic).

В заключение Кукушкин открывает секреты владения наиболее важным компонентом сторителлинга – составлением самой истории. Хорошую от плохой отличает наличие выстроенного сюжета. Он обязательно должен подчиняться некоторой схеме. Можно использовать совершенно различные матрицы, однако в рассказе обязательно должны присутствовать два элемента: препятствие и его преодоление. Марк Кукушкин считает, что для рассказчика наиболее полезна схема Найджела Уоттса , которая, как мне кажется, заимствована у исследователя волшебных сказок В.Я. Проппа : 1) Статус-кво – знакомство с героем; 2) Поворотный момент – герой утрачивает нечто; 3) Поиск – его реакция на утрату; 4) Сюрприз – необычное обстоятельство, сопровождающее утрату; 5) Точка выбора – дилемма; 6) Кульминация – выбор героя; 7) Перемена – последствия выбора; 8) Развязка – описание нового состояния, к которому пришел герой. Согласно точке зрения Кукушкина, рассказчик должен акцентировать внимание слушателя на разрешении конфликта, сократив до минимума число параллельных линий, поскольку красочные подробности мучений и приключений героя могут затруднить понимание слушателем основной мысли. Подбор содержания для конкретной истории удобно осуществлять с помощью «ментальных карт». Нарисовать такую карту очень просто: необходимо зафиксировать в центре листа бумаги тот смысл, который вы передаете в своей повести, например «главные дела нужно делать сначала», отключиться от всех внешних раздражителей и записывать ассоциации. Особенно важно фиксировать ассоциации на ассоциации – это создает цепочки, которые вполне могут быть положены в основу рассказа.

При подведении итогов многие участники отметили простоту, новизну и практическую пользу ментальных карт. Я скромно ограничился констатацией теплой атмосферы, которая не позволила мне стать безучастным наблюдателем. Однако помимо приятного общения тренинг дал участникам несколько простых инструментов, с помощью которых они могут расширить свои возможности. Это, конечно, не секрет физического бессмертия, но тоже неплохо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector