0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О кипчаксконесторианском происхождении кряшен

Кряшены — крещёные татары

Кряшены — этноконфессиональная группа, входящая в состав татар уральского, волжского регионов. Другое название — крещеные татары, татарлар. Народность начала формироваться в 16-17 веках в процессе христианизации татар Поволжья. В составе кряшен присутствовали представители разных этнических групп, среди которых можно выделить следующие элементы:

  • чувашский
  • ногайско-кыпчакский
  • мордовский
  • мишарский
  • удмуртский
  • марийский

Все они были поделены на несколько различных этнографических групп кряшен:

  1. казанско-татарские
  2. молькеевские
  3. елабужские
  4. чистопольские
  5. нагайбаки

Последние в 2002 году выделились в отдельную национальность. Официально наука рассматривает кряшен как часть татар. Большинство представителей народности считает себя отдельным народом.

Где живут

Народ населяет территории Татарстана, в небольшом количестве проживают в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях.

Численность

Во время проведения Всесоюзной переписи населения в 1926 году кряшены числились в «Перечне народностей» как «указанный неточно» народ. Всего их было зафиксировано 101 400 человек. Во время переписи 2002 года народ получил статус «субэтническая группа татар». Всероссийская перепись, проведенная в 2010 году, указала, что на территории Российской Федерации проживает 34 822 кряшена, включая нагайбаков — 45 422.

История

В соответствии с традиционной версией, на происхождение кряшен оказали заметное влияние тюркские, финно-угорские компоненты. Решающее влияние на формирование народа как отдельной общности оказал процесс христианизации татарского народа Поволжья, происходящий с середины 16 по 17 век, и христианизация нерусских народов Поволжья в начале 18 века. В итоге было образовано 5 этнографических групп кряшенов, которые имели специфические отличия.

У народа в процессе формирования появились свои говоры татарского языка, из которых выделяют 4 основных:

  1. говор молькеевских кряшен (западный диалект татарского);
  2. говор заказанских кряшен (средний диалект татарского);
  3. говор чистопольских кряшен (средний диалект татарского);
  4. говор кряшен Нижнего Прикамья (средний диалект татарского).

Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, небольшое количество фарсизмов, арабизмов.

В царское время народ использовал алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Разрабатываться он начал с 1862 года, окончательно был сформирован к 1874. В отличие от русского, в нем было 4 дополнительные буквы, которые нужны для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден. В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено до 90-х годов 20 века. На нем начали издавать богослужебные книги, литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование татарского стандартного алфавита. Практически все кряшены являются двуязычными, владеют русским языком.

Религия

После процесса христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли на их родном языке объяснить народу основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате подобной религиозной изолированности, кряшены начали развиваться в этой сфере самостоятельно. Они частично заимствовали исламские обычаи, присутствовали домонотеистические религиозные воззрения. Благодаря переводчику Николаю Ильминскому, жизнь народа стала постепенно приближаться к жизни православных христиан. Он перевел на язык крещеных татар богослужения, Святое Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит, воспитал большое количество представителей кряшенской интеллигенции.

В 1930-х годах 20 века советская власть начала политику укрупнения этносов, объединив кряшен с казанскими татарами. В результате народ лишился автономии, культурные, учебные заведения кряшен начали закрываться. По причине насаждения атеизма, многие лишились возможности исповедовать православие. Сегодня у народа есть священники, церкви.

Молькеевские кряшены помнят о том, что их предки были мусульманского происхождения. В деревнях есть мусульманские кладбища, эти могилы были основным объектом культа. Самая популярная могила Ходжи Хасана, расположенная в селе Хозесаново, могила Мяльки бабая в Молькеево. Вместе с приезжими мусульманами кряшены посещают их во время жертвоприношений, молений, прибегают к помощи мулл.

Национальное кряшенское блюдо — вареники. Готовят их с начинкой из творога, лука, яйца, сахара, соли. В основу рациона входят мучные, крупяные блюда. Из мяса едят баранину, говядину, гусей, уток, кур, готовят студень (койка), православные едят свинину. В пищу употребляют и кровь животных. Из молока готовят различные продукты: сметану, творог (сезмэ, эремчек), масло, кислое молоко (катык), сыр «чыгыт». Широко используют кряшены в своей кухне грибы, капусту, овощи. Из первых блюд распространен бульон с кусочками теста. Основными напитками являются чай, смесь катыка с водой (эйран), пиво (сыра), квас, самогон (кумышка), напитки из меда, в том числе алкогольные.

Внешность

Одежда

Мужчины носили рубаху-косоворотку, которую подпоясывали узорным поясом из шерсти (азяр). Женщины носили вязаный головной убор белого цвета из хлопчатобумажной ткани (ак калфак), замужние надевали убор (суряке), поверх которого повязывали платок. Старшие женщины носили повязку в виде тюрбана, елабужские кряшенки — монетную повязку. Женщины использовали много украшений из монет, перевязь через плечо (девет), браслеты, накосники, шейные украшения (челбыры). Мужчины носили войлочные шляпы серого цвета, летом — русскую фуражку. Зимняя верхняя одежда кряшен — тулуп, шуба, азям. Из обуви носили лапти, суконные чулки, редко носили онучи. Позже в эксплуатации кряшен появились русские сапоги, женские туфли. Всю одежду кряшены шили, украшали сами, редко прибегали к покупке фабричных тканей, которыми в основном, отделывали женские платья.

Жизнь

Основным занятием кряшен издавна было животноводство, пашенное земледелие, выращивали коноплю, лен, из которых изготавливали ткани, одежду.

Жилище

Кряшены строили жилища в один или два этажа, с сенями (ой алды) и избой (ой), трехкамерные избы с печью. Планировка жилища северно-среднерусского типа. У входа ставилась печь, был красный угол «кояш почмак», где размещались иконы, религиозные книги. У передней стены дома располагалось почетное место (тур), спали на нарах (сэке). Особенностью кряшенской избы была лавка, расположенная вдоль боковой стены, полати над дверью. Наличники, углы дома, ворота украшали рельефной резьбой зооморфного, геометрического типа.

Культура

Устное творчество кряшен включает различные жанры, основное место в фольклоре занимают семейные, календарные обрядовые песни. Сохранились архаичные обрядовые напевы к Масленице, Святкам, Троице, Петрову дню, другим праздникам. Формульные напевы календарных песен кряшены исполняют многоголосно. Во время хороводов весенне-летнего периода, которые проводились каждый вечер от Троицы до Петрова дня, пели хороводные песни.

Семейно-обрядовый фольклор включает:

  • свадебные песни, в которые входят песни роднящихся семей, песня на увод невесты из родительского дома, плач невесты, застольные песни;
  • гостевые песни.

Песни кряшенов лирические, протяжные, с припевами. Стиль обрядовых напевов схож с традиционным напевом низовых чувашей, южных удмуртов, восточных мари. Исполняет народ и татарские песни, современные, традиционные. С 2001 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан проводится республиканский праздник традиционной культуры кряшен «Питрау кэн».

Традиции

У кряшен древние обряды сохранились дольше, чем у остальных групп татар. Существовали жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки «Нардуган» проводились подворные обходы ряженых, молодежные игры, гадания. На Масленицу (Май бяйряме) устраивали катание на санях с гор, на второй день Пасхи — обряды общетатарского Сабантуя, угощение кашей (бярмянчек боткасы), подворный сбор крашеных яиц, состязания на майдане (сурян). На Троицу «Тройча», «Тручин», «Япрак бяйряме» или Петров день «Питрау» устраивали поминки, обряды Джиена, гостевания, молодежные игры. С Пасхи до Петрова дня молодежь устраивала хороводы.

Кряшены: тюркские православные скрепы. Как они появились и почему вокруг них идут споры

Обычно считается, что кряшены (ударение на первом слоге) – это православные татары, но сами они категорически против таких оценок. По данным всероссийской переписи 2010 года кряшен в России примерно 34 тысячи, однако некоторые учёные называют цифру 300 тысяч. Кряшены компактно проживают в основном в Татарстане, а также в Башкирии, Удмуртии, Челябинской области и даже в Казахстане. Вокруг них много спорных, дискуссионных моментов, которые имеют не только академическое значение.

Версии о происхождении

«Кряшены» – это, говоря строго научно, конфессионизм, который вобрал в себя свойство и содержание, характерное для этнонима. Иными словами, кряшены – это название народа, полученное на основе религии (православия). У кряшен тюркский язык, несомненны тюркские и финно-угорские корни. С этим всё ясно, а вот дальше ясности меньше. И вот почему.

Есть две диаметрально противоположные версии о происхождении кряшен. Среди самих кряшен популярна следующая версия. Предки кряшен (керечины, кераиты) исповедуют православие ещё со времен Волжской Булгарии (IX-XIII века). Они выходцы из Керии (часть Хунской имерии). Считается, что булгарский князь Бу-Юрган в начале VII столетия принял с частью булгар православие в византийском городе Кряшен (возможно, Корсунь или Херсонес). Этой версии придерживается историк-краевед М. Глухов. По ней получается, что слово «кряшен» не происходит от слова «крещёный». В пользу этой версии говорят регулярные контакты Волжской Булгарии с Византией, однако письменных и археологических подтверждений существованию группы православных в Волжской Булгарии практически нет.

Вторая версия – проще. В период до и особенно после завоевания Казанского ханства (1556) Иваном IV шёл процесс распространения христианства в Урало-Поволжье. Часть местного населения принимала православие, отдалялась от культуры своего народа и формировалась в обособленном в этнографическом и этническом плане. По этой версии получается, что кряшены как народ сформировался в тюркском лоне, но на основе православия. Эта версия представляется более убедительной. По крайней мере, совершенно точно можно говорить, что часть кряшен сформировалась за счёт принятия татарами православия.

Как бы то ни было, решающее влияние на формирование кряшенов сыграли процессы колонизации и христианизации Поволжья (XVI-XVII века). Характерно, что тогда появились «старокрещённые татары», а применительно к XVIII столетию упоминаются и «новокрещённые».

Историческая судьба

Принявшие православие жители Урало-Поволжья замыкались в собственном лоне, утрачивали связи со привычным миром. При этом татарские мурзы, крупные землевладельцы и купцы сближались с русскими даже при сохранении исламского вероисповедания. Именно поэтому феодальная, а позднее буржуазная прослойка среди кряшенских элит практически не сформировалась. А принявшие православие простые сельские общинники, не зная русского языка и сократив общение с мусульманами, вели замкнутый образ жизни, который чем-то напоминает русских староверов. Эту замкнутость очень хорошо передаёт язык кряшен, в котором минимальное количество арабизмов и фарсизмов, зато в обилии присутствуют старотатарские слова.

В кряшенском обществе, как и в других обществах позднего средневековья, преобладало конфессиональное самосознание. Поэтому, даже не зная русского языка, они по мере возможностей придерживались христианских обычаев, но по своим, упрощённым представлениям.

В конце XVIII века, когда государство указом Екатерины II признало ислам официальной религией империи, попытки христианизации резко уменьшились. К этому времени ядро для новой этнической или этнографической общности под названием «кряшены» уже было сформировано.

Что говорят этнографы

В понимании сути кряшенского вопроса помогают этнографические детали. Так, у молькеевских кряшен этнографы фиксируют память об исламском вероисповедании их предков. В ряде деревень имелись мусульманские кладбища, а некоторые могилы были объектом культа.

Кряшены говорят на среднем диалекте татарского, а говор молькеевских кряшен ближе к западному диалекту того же татарского языка. В дореволюционные времена кряшены пользовались алфавитом Ильминского, который отличался от татарского алфавита. Официально он не был утверждён, и считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году был введён новый алфавит («яналиф»), однако в начале 1990-х алфавит Ильминского начал использоваться вновь.

Этнографы констатируют формирование пяти этнографических групп кряшен, каждая из которых имеет свои специфические отличия: казанско-татарская, елабужская, чистопольская, молькеевская, нагайбакская (в 2002 году они выделились в отдельную национальность).

Чётко выраженного самосознания у кряшен в царской России не было. А вот после Февральской революции они заявили о себя как о самостоятельной народности. Лидерами национального движения стали демобилизованные офицеры-фронтовики и учителя.

Современное состояние кряшенского вопроса

При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были отнесены к «неточно обозначенным народностям». По результатам переписи было зафиксировано более 100 тыс. кряшен. Тем не менее, в дальнейшем советская власть предпочитала не обозначать кряшен в качестве самостоятельного народа.

Всплеск национального самосознания произошёл уже в постсоветский период. В октябре 2001 года кряшены приняли декларацию о самоопределении, и вопрос об их этническом статусе перестал быть чисто этнографическим и стал политическим.

Современные кряшены – сплочённый народ с крепкими внутриэтническими связями и развитым национальным самосознанием. Если верить официальным результатам всероссийской переписи 2010 года, численность кряшен – примерно 34 тыс. в России (и ещё 20 тысяч в Казахстане). Однако сами представители кряшенского народа говорят о 250-300 тыс. своих соплеменниках. Лидеры национального движения заявляют также о притеснении кряшен со стороны татар.

Как бы то ни было, необходимо признать: кряшены уже давно являются самобытным народом в составе России, который сформировался на основе православия.

Литература

Истоков Д.М. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

Никитина Г.А. Кряшены Удмуртии: этнокультурный портрет. Вестник Удмуртского университета. 2012. № 5 – 3.

Макаров Г.М. // Материалы научно-практической конференции на тему «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность. Казань, 2001. С.19 – 44.

Севастьянов И.В. Татары-кряшены: православие в «тюркском мире» // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2010. № 6.

Как самостоятельный народ кряшены сохранятся только в лоне православия

О том, как сегодня происходит воцерковление этого народа, какое место православие занимает в его повседневной жизни, национальной культуре и самосознании, что могло стать причиной поджогов, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал настоятель Никольской церкви в деревне Кряш-Серда Пестречинского района Татарстана, редактор интернет-портала «Кряшенская духовная миссия» священник Димитрий Сизов.

— Отец Димитрий, что сегодня представляют собой кряшены как этнос?

— Кряшен в России, по оценкам экспертов, насчитывается 300 тысяч человек, из которых большая часть проживает на территории Татарстана (порядка 250 тысяч человек). Есть места компактного проживания в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области (кряшены-нагайбаки). После переписи 1926 года нашему народу не позволяли во время последующих переписей называть себя кряшенами, разрешая записываться только татарами. Последние две постсоветские переписи позволяли нам себя идентифицировать как кряшен, но была установка записываться только татарами, чтобы не раскалывать, как считают местные националисты в Татарстане, «единую татарскую нацию», и поэтому, если верить переписи 2010 года, нас всего 32 тысячи человек, что вызывает улыбку у всех от недоумения.

Абсолютно неверно, когда нас называют крещеными татарами. Мы, кряшены, приняли православие задолго до взятия Казани Иваном Грозным, православие среди нас распространялось еще в Волжской Булгарии и Золотой Орде, на что указывает множество фактов. И наши предки не были мусульманами. Наша традиционная культура, наш национальный язык не имеют ничего мусульманского: в нем нет арабизмов и персизмов. Показательно, что еще в XIX веке в Казанской губернии встречались кряшены-язычники, что документально зафиксировано. Какие же мы бывшие татары-мусульмане? Мы — кряшены, а не татары. И православие является не просто частью нашей национальной культуры, православие для кряшен — это часть их этнического мировоззрения, это составная часть нашей самоидентификации. И я могу сказать однозначно: как самостоятельный народ, а не какой-то субэтнос, кряшены сохранились и сохранятся только в лоне православия.

— Какое место религия занимала в кряшенском национальном движении?

— До революции огромную роль в деле религиозного просвещения кряшен играл Николай Иванович Ильминский (1822-1891), которого историки называют «апостолом кряшен», поскольку именно им началась подготовка православного духовенства среди кряшен, разработана практика богослужения на церковнокряшенском языке, создана для кряшен письменность, по всему Поволжью заработала национальная система религиозного образования через сеть школ Общества святителя Гурия, а его время и последующие годы вплоть до революции исследователи считают «золотым веком» истории кряшен. Именно в это время сформировалась кряшенская интеллигенция, которая подготавливалась именно в религиозных учебных заведениях. Такие национальные титаны из кряшен, как педагог Василий Тимофей (1836-1895) и поэт Яков Емельянов (1849-1893) были православными священниками.

1917 год, как и для многих народов нашей страны, перечеркнул историческое развитие кряшен в лоне православия. «Система Ильминского», как и его собственное имя, были охаяны. До сих пор выражение «православный миссионер» в Татарстане имеет негативный оттенок, хотя кряшены между словами «миссионер» и «просветитель» ставят знак равенства. Несмотря на некоторое заигрывание с кряшенами в 1920-е годы, поддержку большевиками их национальных чаяний в виде возможности самоопределяться как отдельному народу, что и показала перепись 1926 года, когда кряшенами себя идентифицировали 110 тысяч человек, в дальнейшем началось сворачивание кряшенского национального движения с последующим тотальным гонением на православие. При этом для кряшен это обернулось «слиянием» их с татарами-мусульманами. С этого времени и порой до сегодняшнего дня нас ошибочно причисляют к субэтносу татарского народа, именуют крещеными татарами.

Нашу письменность, созданную Николаем Ильминским и основанную на кириллице, пытались заменить вначале на арабскую под тем предлогом, что мы — часть татарского народа, а затем на латиницу, что пережили все мусульманские народы СССР с конца 1920-х годов, когда стали осуществлять этот проект большевики. Кряшен причислили к мусульманскому народу — татарам, письменность им заменили на татарскую латиницу. Когда в 1939 году татарский язык перевели на кириллицу, это не было возвратом к письменности, созданной Ильминским, это была совершенно другая письменность. Только уже в постсоветское время, когда мы начали печатать наши православные богослужебные книги, мы стали возвращаться к церковнокряшенскому языку и письменности Николая Ивановича.

— Как происходил процесс религиозного возрождения у кряшен в постсоветской России?

— 23 декабря 1989 года в Казани был открыт кряшенский приход. Возглавил его отец Павел Павлов, до сегодняшнего дня возглавляющий его и являющийся благочинным кряшенских приходов Татарстанской митрополии Русской православной церкви. В 1995 году кряшенам передали Тихвинскую церковь, где и располагается кряшенский приход (до этого он находился в Никольком соборе). Постепенно стали открываться приходы в кряшенских населенных пунктах на селе, кряшены стали поступать в Казанскую духовную семинарию, начал формироваться слой кряшенского духовенства. Сегодня в Татарстане служат священниками 20 этнических кряшен, однако только шесть из них ведут службу на церковнокряшенском языке: это приходы в Казани, деревнях Кряш-Серда (Пестречинский район), Мелекес (Тукаевский район), Ляки (Сармановский район), Чура (Кукморский район), Аты (Нижнекамский район).

— А что сегодня представляет собой православная духовная миссия среди кряшен?

— Кряшенская духовная миссия — это неформальный союз этнически кряшенских священников и мирян, а также всех сочувствующих и поддерживающих деятельность по воцерковлению кряшен. Территориально кряшенская духовная миссия ограничена только Татарстаном, хотя кряшенские деревни есть в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области. Огромную роль в нашей работе играет перевод и издание богослужебной литературы. В 2005 году была завершена работа по полному переводу Священного Писания на церковнокряшенский язык. Сами понимаете, что шесть приходов для 250-тысячного кряшенского населения Татарстана, безусловно, мало. К примеру, в Мамадышском районе, в котором больше всего проживает кряшен, нет ни одной церкви, где на постоянной основе служат на церковнокряшенском языке. В результате выходом является только периодические выезды кряшенских священников в села для совершения в них богослужений, что на самом деле не может быть нормальным явлением. Кряшенская общественность в Набережных Челнах и Нижнекамске выступала с идеей строительства кряшенских церквей, однако поддержки это не нашло. Из всех городов Татарстана только в Казани есть свой приход у кряшен.

— Какие трудности Вы видите в работе по воцерковлению кряшен?

— Во-первых, это отсутствие централизации у этой деятельности в ее координации с властями, обычно совершенно индифферентно относящиеся к этому. Во-вторых, работа эта ведется в большинстве своем за счет голого энтузиазма самих кряшенских священников при отсутствии элементарного финансирования (даже на поездки по деревням мы, в массе своей деревенские кряшенские священники, тратим средства своих приходов). И, наконец, в-третьих, это нехватка кадров кряшенского духовенства, отсутствие его целенаправленной подготовки. Например, сейчас в Казанской семинарии учится на заочном отделении один кряшен, который станет в будущем седьмым кряшенским священником. В 2014 году поступит на очное отделение в семинарии на первый курс один кряшен. Можно к этому добавить дефицит религиозной литературы на церковнокряшенском языке для широких масс населения.

Другой для нас проблемой является наметившаяся исламизация некоторых кряшен. Все помнят, как во главе Форума кряшенской молодежи, официальной кряшенской организации, был поставлен кряшен-мусульманин. Мы до сих пор не можем понять, зачем это сделали в Татарстане, но кряшены возмущаются до сих пор этим. Самое страшное — это то, что часть кряшен, принимая ислам, становится радикалами. Например, в 2010 году в Татарстане появились боевики. Во главе их стоял Руслан Спиридонов, кряшен, который был ваххабитом. Сейчас в Казани действует «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», в нашей стране признанная террористической организация. Среди ее видных членов есть кряшен, который ходит по Казани с футболкой «Я хочу жить в халифате». Это совершенно ужасная ситуация, кто-то ведь способствует исламизации кряшен.

— Изучается ли прошлое православной миссии среди кряшен и современное ее положение?

— К счастью, да. Это делают и сами кряшены, и их общественные организации. Например, у нас есть Совет ветеранов кряшенского движения Казани, который регулярно издает книги, его деятели выступают с докладами на научных конференциях. В этом же направлении работает Казанская духовная семинария, ректор которой митрополит Татарстанский и Казанский Анастасий поддерживает изучение православного наследия кряшен и других народов Поволжья. Отдельного упоминания заслуживает Российский институт стратегических исследований, который большое внимание уделяет проведению научных конференций по истории и современному положению кряшен и роли православия в их жизни, бережно изучает и популяризирует опыт Николая Ильминского, разоблачая сохранившиеся стереотипные негативные мифы о нем, столь живучие до сих пор. Кряшены все это видят, благодарят и ценят такую научно-исследовательскую работу.

— Последние события в Татарстане с поджогами церквей, в том числе и в кряшенских деревнях, вызвали волнения среди кряшенской общественности.

— Для всех нас, кряшен, это национальная трагедия. Мы очень переживаем: женщины, дети и старики плачут, люди отчаиваются. Сначала 17 ноября подожгли в кряшенском селе Ленино Новошешминского района Татарстана храм Великомученика Дмитрия Солунского и храм в честь новомучеников и исповедников Российских в Чистополе, затем 29 ноября сожгли храм Рождества пророка Иоанна Предтечи в селе Албай Мамадышского района и храм Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района, причем приходы последних двух храмов из-за отсутствия своего священника я духовно окормлял. 1 ноября в селе Ленино сожгли часовню на роднике. А до этого часовни горели 13 сентября в селе Ивановка Лениногорского района и 14 ноября в селе Соколка Бугульминского района.

Абсолютная уверенность у населения, что это дело рук ваххабитов. Правоохранительные органы в лице республиканской прокуратуры назвали эти поджоги терактом. Эксперты, анализирующие ситуацию в этнорелигиозной сфере Татарстана, фиксируют, что в ряде районов к православным священникам приходят подозрительные агитаторы из числа фундаменталистов и предлагают принять ислам. Священники об этом молчат, потому что боятся быть обвиненными в разжигании религиозной вражды, хотя некоторым из них уже поджигали дома, а наши церкви сжигают.

Я знаю, что очень многим не нравится, что сейчас идет процесс воцерковления кряшен, и не нравится то, что кряшены себя идентифицирует как самостоятельный православный народ, целиком и полностью преданный России. Ведь благодаря православию идет консолидация кряшен, а это кому-то очень не нравится. Если у кряшен будет свой высокостатусный религиозный деятель, то православная миссия среди кряшен только усилится, потянется молодежь в храмы, станет больше православного духовенства из числа кряшен, столь необходимого нам. И это не только мнение кряшенской общественности, в этом убеждены и эксперты из серьезных федеральных аналитических учреждений.

Кряшены свое настоящее и будущее видят только в православии. Секулярная этническая идентичность по всем оценкам уступает место религиозной этнической идентичности: кряшен значит православный. Я сам вижу, как идет процесс воцерковления кряшен, и надеюсь, что это движение снизу будет поддержано не только Церковью, но и светскими властями.

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Кто такие кряшены?

Кряшены носят русские имена и фамилии, но читают «Отче наш» по-татарски. Ну… или почти по-татарски, (на церковно-кряшенском языке). Татарские националы называют их предателями своего народа и изменниками нации. А они говорят, что они никого не предавали. Просто они — другой народ, и у них теперь есть своя историческая миссия.

С IX — Х веков значительная часть булгар ( которых большинство современных татар считает своими предками ), стала исповедовать ислам. Однако население региона постоянно испытывало и влияние христианства, христианской культуры. Наличие в Среднем Поволжье общин тюрок-христиан давно известно историкам. Часто упоминается случай о противостоянии в городе Булгар между представителями большинства мусульманской и меньшинства христианской общин в 1230 году. Активным проповедником христианства среди горожан был тогда некий Авраамий, известный ныне как Святой Священномученик Авраамий Болгарский . Его проповеди приводили к недовольству среди мусульман, которые однажды «расправились с земляком-вероотступником», то есть, попросту убили.
Православные христиане булгарской общины по церковной иерархии подчинялись тогда Владимирской епархии. Ввиду налаженных торговых отношений между Владимиром и Булгаром инцидент замяли. Мощи Авраамия были переданы представителям Владимирской епархии, которого позднее причислили к лику святых. ( И сегодня его мощи в соборе города Владимира ).

После завоевания Казани Иваном Грозным (1552) и присоединения Волго-Камского региона к России, условия изменились. В крае стало активно насаждаться христианство. Делалось это достаточно жестко . И ненависть к землякам, исповедовавшим одну и ту же религию с захватчиками, а также к новокрещеным татарам усиливалась. Самоназвание этноса — кряшены связывается с понятием крещеный, которое происходит из русского языка (Крещёный татарин).

Последствия крещения были такими. Крестившиеся простые сельские общинники, не зная русского языка и резко сократив общение с мусульманами, вели закрытый и крайне замкнутый образ жизни. Они, тем не менее, были постепенно вовлечены в оборот русской бытовой культуры. Однако до середины XIX века о христианских формах письменности на родном языке, о религиозном просвещении тюрок-христиан на татарском языке особой заботы со стороны госу-дарства не проявлялось. Кряшены продолжали пользоваться арабской графикой. По сути, они были вынуждены «откатиться назад» и ограничиться рамками структуры сельской общины, основанной на симбиозе тюркских и финно-угорских традиций.
Возможно поэтому менталитет кряшен до сего времени характеризуется приверженностью к своим древним верованиям, что отмечают многие исследователи их традиционной культуры*.

Тем не менее , до 1926 года на территории современного Татарстана кряшены имели около 100 национальных школ и собственные православные храмы. Позднее, в результате сталинской национальной политики, кряшены были причислены к татарам по «принципу схожести языков». О самобытном этносе было приказано было более не вспоминать.

Сейчас в России насчитывается примерно 300-320 тысяч кряшен. 200 тысяч живут в Татарстане, но не имеют ни своих школ, ни своих храмов. Точнее имеют 4 в Татарстане из которых 1 в Казани… один храм на 50 тысяч человек. В России у кряшен всего 17 храмов, где проводиться служба на церковно-кряшенском языке.

При Тихвинском храме действует воскресная школа, народный хор, проводится работа по переводу на церковно-кряшенский язык книг Священного писания. Богослужение в храме ведётся в основном на церковно-кряшенском языке.

Родился 17 ноября 1957 г. в г. Заинске ТАССР. С 1976 по 1978 гг. проходил службу в рядах Советской армии. В 1978 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1981 г. В том же году поступил в Московскую духовную академию. 21 ноября 1984 г. рукоположен во дьякона Александром, епископом Дмитровским в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры. 12 февраля 1985 г. рукоположен во иерея в том же храме.

С 21 июня 1985 по 1 декабря 1989 являлся настоятелем Свято-Никольского молитвенного дома г. Волжска Марийской АССР. С 1 декабря 1889 по 1993 г. священник Свято-Никольского кафедрального собора г. Казани. С 1 июля 1993 по ноябрь 1995 гг. предстоятель Православного кряшенского объединения при Петропавловском соборе г. Казани. 4 ноября 1995 г. назначен настоятелем Кряшенского прихода г. Казани. С 1997 г. преподаватель Священного Писания Нового Завета в Казанской духовной семинарии. В 2008 г. Святейшим патриархом и всея Руси Алексием II награжден орденом св. Макария III степени за просветительские труды среди кряшен. Является духовником Казанской епархии. Кандидат богословских наук.

Кряшенский язык сегодня используется исключительно в богослужении в православных кряшенских храмах в Татарстане . Развитие и изучение кряшенского языка не поддерживается.

Строительство новых православных церквей сегодня является одной из самых насущных и трудноразрешимых проблем для кряшенского народа. По словам его представителей, руководство республики в ответ на соответствующие просьбы говорит о чрезмерной дороговизне и технической сложности строительства даже небольшого храма по сравнению с возведением здания мечети.

Сегодня в Татарстане насчитывается более тысячи мечетей и около 150 православных храмов, притом что численность мусульман и православных в республике одинакова .

Получается, что генетические корни кряшен роднятся с татарами, а вот вера у кряшен как и у русских православная .

Согласно заявлениям президента Татарстана Минтимера Шаймиева, » Татарстан — это остров стабильности и пример межнационального согласия для всей России «. Однако татары мусульмане призывают кряшен вспомнить свои корни и веру и вернуться в ислам. Сами же кряшены заявляют, что они мусульманами ни когда не были, потому что их этнос появился ещё до ислама и христианство они приняли в то время, когда на земле современного Татарстана ещё исповедовался не ислам, а язычество, а потому христианство они приняли будучи язычниками, а не мусульманами .

Страница

+++ КРЯШЕНЫ= Официальное сообщество +++

Информация

Другое

Действия

2 749 записей Предложить новость

Православная молодежь Казани познакомилась с жизнью кряшенского прихода

7 ноября кряшенский приход города Казани в честь Тихвинской иконы Божией Матери посетила группа активистов православной молодежи во главе с руководителем Показать полностью… молодежного отдела Казанской епархии Артемом Гараниным.

У входа в храм гостей встретил настоятель прихода протоиерей Алексий Колчерин. Священник провел для ребят подробную экскурсию по храму, рассказав об истории церкви, находящейся, как говорили в дореволюционное время, в Забулачной стороне Казани, а ныне являющейся центром кряшенских приходов Татарстанской митрополии. С 1997 году храм передан верующим и ведется его восстановление. Долгие годы приход возглавлял протоиерей Павел Павлов, преставившийся ко Господу 8 августа сего года. Отец Алексий особо отметил что в 2019 году исполняется 150 лет начала богослужений и 30 лет возобновления систематических богослужений на церковно-кряшенском языке.

Гости прихода задали отцу Алексию вопросы об истории христианизации кряшен, организации приходской жизни, ведению богослужений, а также пробовали свои силы в чтении Священного Писания на кряшенском языке.

После посещения храма представители православной молодежи посетили Музей истории кряшен, располагающийся на территории храмового комплекса. Создатель музея кандидат исторических наук Аркадий Фокин рассказал о быте и истории кряшен, назвал имена выдающихся представителей кряшенского народа, познакомил с литературой на родном языке.

В завершении вечере гости посетили Кряшенский культурный центр имени священника Якова Емельянова, где в дружеской атмосфере за чашкой чая познакомились с молодежным крылом Общественной организации кряшен Республики Татарстан.

Выражаем глубокую признательность и благодарность
Учителю Татарского языка и литературы Аланской средней школы Тюлячинского района РТ — Гульсине Рашитовне Киямовой
за активное сотрудничество и предоставленные материалы и фотографии Показать полностью…
директора Аланской школы с 1958 по 1994 гг., Заслуженного учителя школ Татарстана и Отличника просвещения РСФСР, орденоносца — Павла Андреевича Дадукова (1930-2017)

Страница из книги «Тюлячи_Субаш –родные истоки» (Часть 1. Деревня учителей, раздел «Платоновы»)

«…Вспоминаю еще одну интересную историю, которую Павел Андреевич любил рассказывать в кулуарах. Связана она была с его знакомством с философом и деятелем КПСС, академиком АН СССР, главным редактором газеты «Правда» и журнала «Коммунист» В. Г. Афансьевым. Впервые они встретились с ним в начале 80-х, когда Виктор Григорьевич, как кандидат в депутаты Верховного Совета СССР от Сабинского и Пестречинского округа, приехал с группой товарищей из Москвы в наш район.
Одна из встреч с его избирателями состоялась в с. Алан. Коммунист Дадуков, как доверенное лицо кандидата в депутаты, назначенное райкомом партии, был одним из организаторов этого мероприятия. За всеми приготовлениями, колхозное руководство почему-то не озаботилось по поводу того, чтобы после дальней дороги накормить высокопоставленных лиц. И Павел Андреевич пригласил все 16 человек на обед к себе в дом, заблаговременно, через кого-то, предупредив супругу.
Анна Дмитриевна в отведенный ей небольшой промежуток времени, успела приготовить одиннадцать блюд. Встретив и рассадив гостей за столом, она продолжала, как белка в колесе, крутиться возле них, подавая полотенца, меняя тарелки с кушаньями и столовые приборы. За обедом товарищи из Москвы, обкома и райкома КПСС, также как и до этого, общались между собой на русском языке, вели оживленные беседы и нахваливали хозяюшку.
Помогая жене с чаем, Павел Андреевич вдруг заметил, что она забыла положить Виктору Григорьевичу чайную ложечку, и кандидат в депутаты размешивал в чашке сахар столовой ложкой, той, что ел токмач ашы (суп с домашней лапшой). Он нагнулся к жене и тихо, на татарском, сделал ей замечание. И вдруг, также на чистейшем татарском, безо всякого акцента, услышал от главного московского гостя: «Үземнеке үземә ярар! (Ничего, свое своей пойдет!). От удивления все разом замолчали и даже перестали жевать. А Виктор Григорьевич, улыбаясь, сообщил, что он по национальности кряшен из с. Актаныш ТАССР, из семьи зажиточного крестьянина, раскулаченного советскими органами, и что их двое сыновей, его младший брат – генерал- майор танковых войск.
«На улице, — рассказывал П.А. Дадуков своим коллегам, — мы, оставшись, на некоторе время, с Виктором Григорьевичем вдвоем, разговаривали уже, как старые друзья-кряшены. Я расспрашивал его об Америке, откуда он прямиком, даже не заглянув домой, поехал в Татарию. А потом, перед отъездом, прощаясь, он долго благодарил нас с Аней за радушный прием, и просил меня, не стесняясь, обращаться к нему, если вдруг школе понадобиться какая-нибудь помощь. Но я так к нему ни разу и не обратился, — поспешно добавлял Павел Андреевич. – Хотя нужда у меня бывала иногда, конечно, но позволить себе чего-то просить у столь занятого и уважаемого человека я не мог, совесть не позволяла!».
Вот таким скромным был этот прославленный человек, за педагогическую деятельность удостоенный орденами «Трудового Красного Знамени» и «Знак почета», имеющий в наградах медали «За победу в Великой Отечественной войне в 1941-45 гг.» и «Ветеран труда».
В 64 года (1994) Павел Андреевич, наконец-то, вышел на заслуженный отдых, но еще очень долго все беспокоился и переживал за состояние своего «детища». В 2015 г. глава Аланского сельского поселения Хазеев А.Г., поздравляя его с 85-летием, сказал: «Вы, Павел Андреевич, настоящий Учитель: мудрый, терпеливый, отзывчивый. Так хочется сказать о Вас словами Н.А.Некрасова: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» В 2017 г. он ушел из жизни.
Недавно жители и учителя с. Алан выступили с инициативой увековечения памяти П.А. Дадукова и присвоения Аланской средней общеобразовательной школе Тюлячинского муниципального района РТ его имени…»

Страница из книги «Тюлячи_Субаш –родные истоки» (Часть 1. Деревня учителей, раздел «Платоновы»)

«…Вспоминаю еще одну интересную историю, которую Павел Андреевич любил рассказывать в кулуарах. Связана она была с его знакомством с философом и деятелем КПСС, академиком АН СССР, главным редактором газеты «Правда» и журнала «Коммунист» В. Г. Афансьевым. Впервые они встретились с ним в начале 80-х, когда Виктор Григорьевич, как кандидат в депутаты Верховного Совета СССР от Сабинского и Пестречинского округа, приехал с группой товарищей из Москвы в наш район.
Одна из встреч с его избирателями состоялась в с. Алан. Коммунист Дадуков, как доверенное лицо кандидата в депутаты, назначенное райкомом партии, был одним из организаторов этого мероприятия. За всеми приготовлениями, колхозное руководство почему-то не озаботилось по поводу того, чтобы после дальней дороги накормить высокопоставленных лиц. И Павел Андреевич пригласил все 16 человек на обед к себе в дом, заблаговременно, через кого-то, предупредив супругу.
Анна Дмитриевна в отведенный ей небольшой промежуток времени, успела приготовить одиннадцать блюд. Встретив и рассадив гостей за столом, она продолжала, как белка в колесе, крутиться возле них, подавая полотенца, меняя тарелки с кушаньями и столовые приборы. За обедом товарищи из Москвы, обкома и райкома КПСС, также как и до этого, общались между собой на русском языке, вели оживленные беседы и нахваливали хозяюшку.
Помогая жене с чаем, Павел Андреевич вдруг заметил, что она забыла положить Виктору Григорьевичу чайную ложечку, и кандида» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>

Кряшены: тайна происхождения спорных татар

Только русские называют татар татарами. А произошло это из-за того, что когда тюркские народы начали селиться по соседству с русскими, они попросту не стали вникать в особенности их устройства, поэтому прозвали их татарами. А впоследствии так называли все народы, кроме русских и немцев. Раньше даже нахско-дагестанские народы русские называли татарами, хотя сейчас это звучит весьма дико.

Но как бы русские не называли разные народности, они прекрасно понимали, кто они есть. Среди большого количество этносов отличают кряшенов, которых также называют татарлами или крещеными татарами. О их существовании стало известно в 16 веке. Тогда большую часть местного народа крестили, поэтому их решили выделить отдельной группой.

Происхождение кряшенов

Кряшены были подвержены влиянию не только тюркских, но и славянских, и финно-угорских народов. Тогда еще среди кряшен начались разделения, и даже появилась группа, которая заявила, что является отдельной национальностью (нагайбаки).

Но как бы там не решили кряшены, у науки есть своя трактовка. Согласно ее предположениям, она не только не признает нагайбаков как отдельный этнос, но и кряшенов, которых считает обычными татарами, решившими в одном из этапов существования принять другую религию. Сами же представители данного этноса уверены в том, что у них нет схожести с татарами.

Если посмотреть статистику переписи населения, то можно заметить, что на территории России проживает свыше 45 тысяч кряшенов, из которых 10 тысяч являются представителями нагайбак. Еще буквально 100 лет назад их было около ста тысяч. Но ассимиляция наложила свой отпечаток, причем это еще не предел, ведь современная молодежь вовсе не собирается сохранять свою нацию. Современная молодежь больше предпочитает западные правила жизни и заводит смешанные семьи.

Языковые особенности кряшен

В говоре кряшенов и литературном татарском языке есть отличие, в котором видно, что большая часть татар имеет в своей речи больше архаичных черт, в основном напоминающие старотатарское происхождение.

До того, как среди кряшенов начали внедрять христианство, они успели принять ислам. А вот к православию их, скорее всего, принудили. Христианизация народов Поволжья заняла свыше ста лет, но вот современные представители нации уверены, что их предки были мусульманами.

Тогда произошла необычная ситуация. После того как часть татар приняла крещение, оказалось, что нет священников и книг на их родном языке, которые могли бы объяснить значение их новой веры.

Это привело к тому, что кряшены долгое время были изолированы от мусульман и православных русских. Они могли позаимствовать что-то из ислама, имеющее языческие черты. Они вполне могли носить древнетюркское происхождение, и точно так же могли быть позаимствованы у ближайших соседей. На сегодняшний день языковая изоляция отсутствует, при этом кряшены помимо своего родного языка говорят на русском.

Это сейчас, а раньше они жили отдельно ото всех и были чужими. Это было до того времени, пока на них не обратил свое внимание переводчик Николай Ильминский, создавший кряшенский алфавит, затем школы, а после всего этого перевел на язык кряшенов различные церковные книги. За все его заслуги перед народом Ильминского прозвали отцом кряшенской интеллигенции.

Церковь Тихвинской иконы Богородицы — кряшенская церковь в Казани

Все его разработки не были официальными. А до начала Великой Отечественной войны власти отнесли кряшенов к казанским татарам, после автономия была утрачена. Власти на этом не остановились и отделили церковь от государства. И все, что происходило, осуществлялось только на деньги прихожан. В результате большая часть церквей была закрыта.

Возрождение кряшенов

Только в 80-х годах начала восстанавливаться национальность кряшенов. Но вот в нашей современности это практически невозможно. Такие традиционные занятия как земледелие и скотоводство потихоньку забываются.

Некоторые кряшены даже сейчас умудряются совмещать походы в церковь и жертвоприношения духам. Иногда они могут даже к муллам заглянуть. Сказывается многовековая изоляция, научившая кряшенов смотреть одновременно во все стороны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector