71 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образы детей в рассказе и

Образы детей в рассказах А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:11, реферат

Файлы: 1 файл

История русской литературы.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования

«Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова»

Кафедра Продюсерство кино и телевидения

по дисциплине «История русской литературы»

Тема: (Образы детей в рассказах А.П.Чехова. )

Выполнил: студент 1 курса факультета продюсерства и экономики

(ф. и. о., ученая степень, звание)

Образы детей в рассказах А.П.Чехова («Спать хочется», «Ванька», «Детвора», «Степь», «Мальчики», «Беглец», «Гриша», «Кухарка женится», «Устрицы»).

  1. Детская тема в творчестве А.П. Чехова………………………. 5
    1. «Очарование детства» в рассказах А.П.Чехова………………..5
    2. Нерадостный мир в рассказах А.П. Чехова…………………. 10

Список использованной литературы…………………………………18

Рассказы Чехова о детях – это соприкосновение детей с миром взрослых. Писатель, много размышлял о детях и их проблемах, они стали для него «больным вопросом». Дети для А. П. Чехова — особые люди. Чехова нельзя назвать детским писателем, но литература для детей привлекала его, как привлекало его само детство, и притягивал внутренний мир детей. Произведения Чехова о детях начинают появляться во второй половине 1880-х гг., когда Чехов расстаются с амплуа юмориста и становится драматическим художником.

В 80-е годы XIX века А.П.Чехов создал более двадцати рассказов, главными персонажами которых являются дети. В них мы встречаем маленьких героев, начинающих осваивать сложный мир человеческих отношений, страдающих из-за жестокого отношения к ним взрослых.

Чехов часто изображает детей существами страждущими или угнетенными и подневольными. В своих рассказах он описывал то, что хорошо знал и наблюдал. Чеховские дети-герои вызывают у читателя грусть, боль и тоску.

«В детстве у меня не было детства», — говорил писатель. Своих братьев и себя он называл «маленькими каторжниками», имея в виду работу в лавке, родительские наказания, деспотизм отца. Но такая жизнь не омрачила его души, напротив, возбудила жажду любви к жизни и людям.

Рассказы Чехова о детях можно разделить на два аспекта: 1) как своими глазами воспринимает мир ребенок и 2) восприятие детского мира взрослыми. Чехов строит свои рассказы на столкновении детского сознания с миром взрослых, чужим и непонятным. В одних произведениях оба мира как бы пересекаются. События изображены таким образом, что их видят и взрослый, и ребенок. В других произведениях мир изображен так, что маленький человек находится целиком в его восприятии.

Чехов знаток детской психологии и поведения. Его произведения поражают наблюдательностью, фантазией, даром перевоплощения, умением смотреть на мир глазами своих героев. Каждый ребенок для Чехова личность со своими интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, им непонятен, чужд и страшен.

Маленькие герои Чехова живут рядом с ним: они любознательные и не очень, добрые и завистливые, из благополучных семей и сироты, веселые или уже по-взрослому серьезные. Они – разные.

Рассказы Чехова о детях строятся обычно как сценки; в них преобладают прямая речь, лаконичные, экспрессивные диалоги.

  1. Детская тема в творчестве А.П. Чехова
    1. «Очарование детства» в рассказах А.П.Чехова

Интерес Чехова к миру детства связан с поиском тех необходимых качеств для ребенка, которые помогут ему вырасти личностью. Чехова тревожила современная педагогическая практика, он считал бездушным и формальным отношение большинства взрослых к детям. По его мнению, «особое племя» детей никогда не будет понято миром взрослых в полной мере.

Знаток детской психологии, Чехов обладал способностью воспроизводить мысли и ощущения даже самых маленьких детей. Так, в рассказе «Гриша» внешних событий практически нет, зато есть удивительно точное описание первых открытий мира малышом двух лет и восьми месяцев от роду. Чехов сообщает точный возраст ребенка потому, что каждый месяц в раннем детстве значительно влияет на развитие личности. Взрослые в рассказе заботятся о физическом состоянии малыша: няня и мама кормят, одевают, укладывают спать. Личность его еще не сформирована, скорее, речь идет об общих чертах раннего детства. Привыкший жить в «четырехугольном мире» детской комнаты, малыш все меряет по своему мизерному жизненному опыту — мама для него «похожа на куклу», а кошка — «на папину шубу» 1 , солнце — на лампаду, иными словами, ему больше знаком «не неживой, предметный мир. Первая в его жизни прогулка переворачивает все прежние представления, открывая перед Гришей мир огромный, до сих пор неведомый. В этом мире «солнце режет глаза», — «столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать»; в нем действуют непонятные законы, единственный ориентир в которых — уроки грубой няньки. Гриша тепло одет, ему жарко на «разгулявшемся апрельском солнце», но няня не замечает этого. Большая часть короткого рассказа посвящена тому, что нянька заходит в гости к нужным ей людям, а Грише она приказывает подождать, и ребенку становится невыносимо душно и плохо. Чтобы он не мешал, ему даже дают отхлебнуть из рюмки и смеются реакции кашляющего малыша.

Переполненный впечатлениями от увиденного на прогулке, Гриша не может заснуть, плачет и пытается поделиться увиденным с мамой, но не умеет объясниться, «говорит. не столько языком, сколько лицом и руками», «показывает, как светит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка».

Мама же и впрямь «похожая на куклу», не понимает малыша и не особо задумывается над причиной его переживаний. «Вероятно, покушал лишнее. », — решает она и, вместо того, чтобы разделить с сыном «впечатления новой, только что изведанной жизни», поит ребенка, на всякий случай, касторкой 2 .

Рассказ «Гриша» чем-то напоминает «Каштанку», во всяком случае, принцип тот же: мир, увиденный глазами совсем маленького мальчика. Попытка почувствовать за человека, еще не очень умеющего говорить, вообразить, каким ему представляются мама, кошка, печка, толпа. Показательно, что, кроме писателя, маленького Гришу понять никто не пытается.

В рассказе «Кухарка женится» такой же Гриша, но уже «семилетний карапузик», с удивлением наблюдает за событиями взрослой жизни. Кухарка краснеет, волнуется, всхлипывает, и есть отчего: к ней на кухню привели страшного, огромного извозчика и хотят, чтобы она «на нем женилась». Мальчик не понимает, зачем нужно жениться, но чувствует, что это «ужасно совестно», — над Пелагеей все посмеиваются и дразнят ее извозчиком. Мы так и не узнаем, нравится ли кухарке ее жених или она идет за него, потому что так надо. Но когда наутро после свадьбы извозчик заходит на кухню и, «взглянув сурово на Пелагею», просит барыню за ней «поглядывать», понимаем: жизнь новобрачной предстоит несладкая. Чувствует это и маленький Гриша: чтобы приласкать, утешить «жертву человеческого насилия», он выбирает в кладовой самое большое яблоко и, сунув его в руку Пелагее, опрометью убегает.

Этюды по детской психологии. Забавные сценки о том, как дети чувствуют себя в мире взрослых — не понимают мира взрослых.

В чудесной стране, полной приключений и настоящей жизни, мысленно обитают подростки-гимназисты из рассказа «Мальчики». Естественно их стремление к всему яркому и необычному, желание уехать далеко из ласкового, но очень уж обыкновенного дома. Мальчики полностью погружены в свои планы бегства, вполне всерьез рассчитывают добывать слоновую кость и золото, сражаться и побеждать, для них романтика дальних странствий предметней и значимей того, что вокруг. Но эти мечты, мальчишеские фантазии, жажда настоящей жизни, совершенно непонятны довольным собой и своим существованием родителям, кажутся им непростительным легкомыслием, воспринимаются и расцениваются ими как чудаческие. В конце концов благоразумие и привычка к налаженной жизни берет верх в Володичке, и он совершает тихое предательство Чечевицына — Монтигомо Ястребиный Коготь.

Происходящее в «Мальчиках», как и в рассказах «Гриша», Кухарка женится», внешне не выглядит конфликтным. Непонимание взрослыми детей здесь едва обозначено и упоминается параллельно основному действию.

Так, в «Мальчиках» писателя больше занимает вопрос, почему его герои — друзья и потенциальные соратники, — на деле оказались столь различными. Почему один легко отказался от того, чему другой остался верен? И кто же прав из этих мальчиков: Володя, оценивший любовь близких и верность семейным традициям выше своей мечты о заокеанской экзотике, или все же Чечевицын, не избалованный любовью, но страстно желающий изменить «пресную», обыденную жизнь к лучшему? Важен для писателя и другой вопрос: почему вроде бы благополучные дети, у которых есть дом и семья, рвутся куда-то в даль, пытаясь в корне перестроить свою жизнь? 3 Ответ на него легко найти в других рассказах Чехова, где конфликт старших с младшими более явственен и очевиден.

Один из самых добрых рассказов о детях — «Детвора». Он несет в себе интонацию уютного домашнего вечера: родители ушли в гости, дети играют в лото. Шесть неповторимых детских портретов составляют суть произведения, в котором, кроме игры, ничего не происходит. Но именно за игровым столом раскрываются настоящие характеры и темпераменты, проектируется будущая личность. Девятилетний Гриша играет «из финансовых соображений». Сестра его Аня — из самолюбия. Шестилетняя кудрявая Сонечка, «с цветом лица, который бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры». Умильное ее личико выражает радость, кто бы ни выиграл, она хохочет и хлопает в ладоши. Самый маленький Алеша пучит глаза на карты, но пропускает числа. В игре он любит недоразумения и «разборки». «Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек». Пятый партнер — кухаркин сын Андрей — болезненный, вялый и на вид безучастный игрок. В игру не берут старшего брата Васю, так как он не разменял рубль на копейки.

Во время игры дети смотрят, как Андрей двигает ушами, обсуждают звон в церкви, дерутся, уличая другого в мошенничестве, и тут же мирятся, смешно выкрикивают числа: семь — кочерга, одиннадцать — палочки, девяносто — дедушка и т.д. Играют бойко, выигрывают и проигрывают: по разному, в зависимости от характеров: « У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча». — «Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — У меня партия! Проверяйте, если хотите» 4 . Уронивший монету Гриша всех заставляет ее искать, за это время успела уснуть Соня. Ее ведут всей гypьбою на мамину постель, и через пять минут вся компания засыпает на широкой хозяйской кровати. «Спокойной ночи!» — заканчивает милую картину Чехов 5 .

Образы детей в рассказе и. с

Описание образов детей выполнено с присущим Тургеневу мастерством, в описаниях ощущается симпатия автора к представителям простого русского народа, в том числе это просматривается и в повести «Бежин луг».

По рассказу охотник не смог найти путь домой, и постепенно вышел к костру, у которого сидели дети, отправленные на выпас лошадей. Пятеро мальчуганов были отправлены в «ночное», рассказчик сказался спящим, и смог изучить детей, и их настоящие характеры.

Описание мальчиков

Среди парней старше всех был Федя, он выглядел лучше одетым, и скорее всего, был из зажиточной семьи. Парень старался подчеркнуть то, что он старше, и считал, что ему не место на пастбище. По утверждению Феди он просто собрался с ребятами, чтобы развлечься.

Павлуша — более младший мальчик, ему на два года меньше, чем Феде. Его внешность лишена привлекательных черт, он выглядит обычно и просто, при этом ему присуща рассудительность не по годам. Федя не доверяет рассказам, и не верит в слухи и приметы, парень смелый, но при этом верит в судьбу.

Илюша является ровесником Павла, он был невзрачен и серьезен. Мальчик мог вызвать интерес своими историями, и знал их множество, в свои годы он уже работал физически, участвуя в производстве бумаги. Именно эта ответственность делала его серьезным.

Костя выглядел щуплым и болезненным, на его лице живыми выглядели только глаза, других приметных черт не было. Его пугали рассказы о приведениях и русалках. Паренек любит слушать рассказы, и задает вопросы по теме рассказов, поскольку хочет их продолжения.

Ваня — самый младший из всех, он вел себя неприметно и тихо, его впечатляла природа, и в том числе небеса, усыпанные звездами. Его тоненький голосок сообщил о красоте звездочек друзьям. Мальчик скромен, стеснителен, чуток к проблемам других, и уже умеет рассуждать как взрослые.

Образы героев

Тургенев в своих произведениях толкал к борьбе с рабством, они дополнялись красотами нашей природы. В данном рассказе он показал детскую психологию, и то, как дети видят мир. Ребят собрало желание погреться у костра и помочь родителям, все они имеют свои особенности характера. Их различия в социальном статусе и складе характеров не мешают им дружить и ценить свои отношения. Все они выглядят гармонично и составляют единую компанию, каждый из пареньков выполняет свою роль. Они с удовольствием сидят у костра, делясь своими историями.

Раскрытие образов героев

Тургенев описывает внешность каждого из ребят, тонкости их характера, раскрывая каждого персонажа. Каждый из ребят описан с любовью автора, все они юные, но несут немалую ответственность, и рассуждают как взрослые. Даже самый маленький мальчик предпочитает отдать гостинец сестренке, а Павел трудится как взрослый. Писатель раскрывает духовный мир мальчиков, и показывает, какими должны быть люди. Парни олицетворяют пример отношения к жизни, и людям в целом, они преданные, дружные, уважают друг друга и взрослых. Благодаря детской точке зрения Тургенев показал красоту и одаренность русского народа, а также его тяжелое положение в жизни.

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

образовательные : показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные : воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока : презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

Знакомство с биографией писателя.

Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля.

Работа в группах

— Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью ) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Образы детей в рассказе и

А.П. Чехов – великий русский классик, горячо любивший детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Писатель проявил большое внимание к детскому чтению, не выделяя для себя отдельно «детской» темы, и вслед за Л.Н. Толстым, СТ. Аксаковым и другими ввёл ребёнка в крут своих персонажей. Наиболее активно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется» и другие (часть их вошла в сборник «Детвора», 1889). Этот ряд его рассказов прочно вошёл в круг детского чтения. Чехов глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком»). Писатель хорошо знал детскую психологию и тонко её раскрывал в рассказах «Гриша», «Событие», «Дома», «Детвора» и др. Рассказы А. П. Чехова о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. Темы, поднятые Чеховым в рассказах для детей и о детях, актуальны до сих пор, так как человек способен распознавать различные формы, звуки, запахи, вкусы, но не всегда способен понять внутренний мир ребёнка. На этой почве вырастает конфликт между детьми и родителями, что обусловливает актуальность темы нашего исследования. Объектом нашего исследования является изображение детей в творчестве А.П. Чехова. Предмет исследования – средства и приёмы изображения детей в творчестве А.П. Чехова. В основе метода исследования лежит анализ чеховских рассказов. Цель работы – показать разнообразие детских образов в рассказах Чехова, а также выявить гуманистическую позицию писателя, выступающего в защиту детства. Задачи, вытекающие из поставленной цели: — характеризовать А.П. Чехова как мастера произведений для детей и о детях; — определить место чеховских рассказов о детях в русской детской литературе; — рассмотреть мир детства в произведениях А.П. Чехова; — проанализировать, каким образом А.П. Чехов изображает детей в своём творчестве. Материалом исследования послужили рассказы и повести А.П. Чехова, главными героями которых являются дети. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике школьного и вузовского преподавания. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Во введении определяется актуальность исследования, ставятся цель и задачи. Основная часть состоит из двух глав, в первой главе (теоретической) рассматриваются вопросы детской литературы и детского чтения в творческой мастерской А.П. Чехова; во второй главе (исследовательской) мы анализируем образы детей, представленные в рассказах А.П. Чехова «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется». В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы. Список используемой литературы включает 30 источников. Гипотеза состоит в том, что правильный подбор литературы для детского чтения, учёт психолого-педагогических особенностей детей является одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения.

Мир ребёнка, необыкновенный, неожиданный, ясный – целая область эстетических и этических интересов А.П. Чехова. Для него это особенный мир, ребята у него – особенные люди. Автора не привлекала собственно детская, однако его очень тревожила сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, ещё не испорченный воздействием социальной среды. В детском сознании он выискивал неискушённый, гармоничный взгляд на жизнь в её целостном единстве. Детская тема давала выход его эмоциональному стремлению понять, как соотносится мир взрослых с миром детей. Немалая часть произведений Чехова о детях приходится на вторую половину 1880-х гг. – время его расставания с амплуа юмориста и развитию как крупного, драматически мыслящего художника. Чехов предстаёт как знатоки ценитель детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение глядеть на несправедливый мир глазами персонажей-детей. Писатель передаёт свежесть детского взора, острую способность созидать красоту (ведь в том числе и тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими). Каждый малыш в представлении Чехова – это личность с собственными определёнными чертами, интересами, привычками, способностями, талантами Одна из основных мыслей произведений А.П. Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребёнок имеет вполне определённые черты характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность. Но при всем при этом они ещё далеки от жизни взрослых, они не имеют опыта, затянувшихся душевных ран, неминуемо возникающих с возрастом, пока человек «обтёсывается» об острые углы жизни. Они живут в своём бесхитростном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия, искренности. Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребёнку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда гармонию детского мира с его наивными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Невзирая на то, что А.П. Чехов специально для детей ничего не создавал, ряд его рассказов крепко вошёл в круг детского чтения и подготовил юных читателей к знакомству с творчеством известного художника слова. Одной из отличительных черт Чехова является то, что его, писателя тонкой психологии, чрезвычайно интересовало сознание элементарное: его тешила эта примечательная игра, когда сложное отражается в простом. Он чувствовал, что отношение к миру складывается у человека, пока ещё не сознательно, с детства, с этого начального этапа духовной биографии всякой личности. Детство… Счастливая пора, когда все видится в добром свете. Глаза ребёнка, на жизненное утро лишь раскрылись, всему удивляются и доверяют, изучают пространство сначала вокруг себя. И Чехов нежно и любовно берет за руку удивляющееся дитя, Егорушку или Гришу, и идёт с ним по жизни. Он заглядывает в маленькое сердце своего оригинального попутчика, художественно рисует, как представляет последний себе новую и свежую для него действительность. У Чехова мы наблюдаем не только ребёнка таким, как он нам кажется, но и самих себя, как мы кажемся ребёнку. Многие взрослые теперь даже представить себе не могут: кругом — все известное, примелькавшееся, а когда-то все краски предметов были свежи, все было новое, все было первое. И как взрослые от этого далеки! Тем крупнее, следовательно, эстетическая заслуга писателя, который сумел вернуть взрослых к этой исчезнувшей поре, к «милому, дорогому, незабвенному детству. И нужно очень быть внимательным в душе, чтобы вспомнить и понять удивление мальчика Паши, который в больнице из ответов своей матери на расспросы фельдшера впервые «узнал, что зовут его не Пашкой, а Павлом Галактионовым, что ему уже семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи». Это первое, это начало пленительно. Когда художник извлекает его из-под обильного слоя накопленных за жизнь впечатлений, тогда новым светом загорается все поблёкшее и вырисовывается очаровательный детский образ. Дети у Чехова не приторные, не подслащённые – они так естественны в наивности своего разговора, в смене интересов, блещущей неожиданными вопросами. У него и «злые мальчики», например, тот «благородный человек», который за рубль согласился не выдавать чужой тайны. В уста детей Чехов вкладывает слова комически-серьёзные или с щемящим откликом детского несчастья. Образы детей у него повинуются течению собственных мыслей, своему внутреннему мирку и образуют этим замечательный контраст с усилиями воспитателей. Детская радость и детское горе одинаково нашли себе у него мягкие и нежные краски, например, в «Степи» воспроизведена едва ли не вся гамма детских ощущений. Эти маленькие существа образуют своё отдельное государство, они живут как бы в особой нравственной части света. Взрослые на них уже не похожи, они возвысились над детьми своей опытной душой, своим взрослым умом, оттого и отношение к детям подёрнуто лёгкой дымкой юмора. Однако именно дети – прошлое взрослых, и в детях растёт наше будущее. Взрослые были детьми, дети станут взрослыми. Маленькие человечки одновременно близки взрослым людям, и так далеко от них. Именно на этой игре близкого и далёкого, сходного и чужого и создаёт Чехов свои рассказы. Можно сказать, что Чехов в своих «детских» рассказах не только раскрыл образ ребёнка, но и показал его особый мир, который требует бережного отношения со стороны взрослых людей, потому что именно в детстве формируется судьба человека.

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗАХ Ч. ДИККЕНСА И СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗАХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х I Х ВЕКА

Данная статья – попытка обозначить некоторые параллели в обрисовке образов детей и мотивов, с ними связанных, в жанре рождественского рассказа. Для анализа были выбраны три произведения Ч.Диккенса – «Рождественская песнь в прозе», «Сверчок за очагом» и «Рождественская елка», а также сборник «Святочные рассказы» русских писателей ХIХ века. Обращение к образам детей, которые, с одной стороны, считаются хрестоматийными в творчестве Ч.Диккенса, а с другой – являются обязательной составляющей жанра рождественского рассказа, это еще и дань уважения Великому «Неподражаемому» в его юбилейный год.

Праздник Рождества – один из самых почитаемых в христианском мире. Он имеет свои давние и глубокие традиции, как в Англии, так и в России. С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа. Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих символах идей праздника, соотносящихся, прежде всего с евангельскими текстами и духовной сферой человеческой жизни. С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли Святочными) издавна были окружены мистическим, таинственным ореолом. В этом проявляется древняя языческая традиция. Считалось, что в эти дни могут произойти самые невероятные, фантастические события. Именно в это время нечистая сила проявляет особую активность, а потому и встреча с представителями этой силы никого не может удивить.

Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения родных и близких в эти холодные декабрьские дни, общечеловеческой идеей сострадания и любви. Под Рождество обычно вся семья собирается дома, у родного очага, прощаются прошлые ошибки и обиды. Именно в это время семья объединяется в едином стремлении к счастью и вере в чудо.

Подобная смысловая неоднозначность восприятия Рождества нашла отражение в произведениях Чарльза Диккенса. Так, нельзя с полным правом говорить о христианском звучании романов и даже Рождественских рассказов писателя. Религиозный смысл и евангельские образы Рождества в творчестве Диккенса уступают место обыденности, «поэтизации действительности» [Скуратовская, Матвеева 1972: 39]. Часто в понимании Рождества писатель следует старым английским традициям. И, как пишет в своей книге Г.К.Честертон, «идеал семейного уюта принадлежит англичанам, он принадлежит Рождеству, более того, он принадлежит Диккенсу» [Chesterton 1942:118].

Рождественские рассказы (Christmas stories) Ч. Диккенса, который правомерно считается основоположником этого жанра в западноевропейской литературе, дали толчок к возникновению и развитию святочного рассказа в России. Начиная с середины 1840-х годов, в журналах «Современник», «Нива», «Родина», «Огонек» и др. (по примеру диккенсовских «Домашнего чтения» и «Круглого Года») формируется традиция публиковать к Рождеству Святочные рассказы, адресованные детям и молодежи. Учитывая подобную целевую установку этого жанра на русской почве, следует особо подчеркнуть интерес отечественных писателей к теме детства и образам детей.

О детских образах в творчестве Ч.Диккенса уже достаточно сказано в отечественном и зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит и многие другие, навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением Диккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А.Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс – писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой» [Цвейг 1990: 260].

Обращаясь к рождественским рассказам Диккенса разных лет, можно отчетливо выделить две темы. Первая – это, естественно, тема Рождества, вторая – тема Детства. Развивающиеся самостоятельно, исходя из внутренней убежденности и мировосприятия самого автора, эти темы пересекаются и отчасти подпитывают друг друга. Обе темы проходят через все творчество Ч.Диккенса и находят свое воплощение в образах чудаков и детей. Как верно заметила М.П.Тугушева, «детство для Диккенса всегда было не только возрастом, но и очень важным элементом полноценной человечности. Так он считал, что в хорошем и незаурядном человеке всегда сохраняется нечто от «детства», и воплощал это «детское» качество в своих лучших и любимейших героях…» [Тугушева 1979: 204].

Образы детей, которые мы находим в Рождественских рассказах Диккенса, во многом продолжают уже укоренившуюся в творчестве писателя реалистическую традицию в изображении детей, а с другой стороны, именно эти образы привносят новое звучание, оригинальные идеи и мотивы, к анализу которых мы хотели бы обратиться. Именно мотивы, связанные с образами детей, как нам кажется, свидетельствуют об общности Рождественских и Святочных рассказов.

Первый мотив, имеющий христианскую основу – это мотив «божественного дитя» — младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. Спасение можно трактовать не только в буквальном смысле слова, как идею Мессии, но и с точки зрения простых человеческих чувств и отношений. У Диккенса в «Сверчке за очагом» (1845) роль «божественного ребенка» исполняет сын Крошки и Джона Пирибингла – «Блаженный юный Пирибингл» [Диккенс 1959: 242]. Автор вслед за молодой мамой восхищается младенцем, его здоровым видом, спокойным характером и примерным поведением. Но главная отличительная черта этого образа и связанного с ним мотива заключается в следующем. Именно этот ребенок, ну и еще сверчок, воплощают собой идею счастливого домашнего очага. Без ребеночка юной Крошке раньше было скучно, одиноко, а подчас страшно. И хотя роль юного Пирибингла – это «роль без слов», но именно этот ребенок становится главным объединяющим центром семьи, основой ее веселья, счастья и любви.

Мотив «божественного дитя» явно прослеживается в рассказе Н.П. Вагнера «Христова детка» (1888). Подкидыш, найденный и спасенный, этот младенец в канун Рождества символизирует идею любви и милосердия. Но, если у Диккенса образ ребенка рисуется реалистично, обыденно, то в русском святочном рассказе в трактовке подобного образа четко просматривается христианская направленность. Здесь и ясли, в которые кладут младенца, так похожие на ясли, где лежал Иисус и сама история подкидыша – «Бог дал маленькую Христову детку» [Вагнер 1991:93], а также те эпитеты «Христова детка», «Христов херувимчик», которые сопровождают образ ребенка [Вагнер 1991:93].

Всем детям, независимо от национальности и социальной принадлежности, свойственна вера в чудо. Чудо, волшебство так же естественно для маленького человека, как солнце, ветер, день и ночь. Поэтому второй мотив, который связывает образы детей у Диккенса и у русских писателей, это мотив «рождественского чуда». А когда же еще происходить чуду, если не на Рождество! Однако необходимо отметить «специфику» подобных чудес в рассматриваемом жанре. Она заключается в том, что «…рождественское чудо вовсе не является чем-то сверхъестественным – оно приходит в виде обычной жизненной удачи, просто человеческого счастья – неожиданного спасения, вовремя и обязательно в рождественский вечер пришедшей помощи, выздоровления, примирения, возвращения долго отсутствующего члена семьи и т.д. и т.п.» [Душечкина 1991: 211].

Так, «рождественское чудо» подарило Малютке Тиму («Рождественская песнь в прозе») заботливого дядюшку Скруджа, да и просто жизнь. В рассказе А.И.Куприна «Тапер» (1900) рассказывается о чудесной встрече, происходящей в рождественский вечер, которая счастливо меняет жизнь Юрия Азагарова. А в рассказе А.Бачмановой «Рождественская ночь» (1885) используется мотив чудесной находки на Рождество. Главный герой – бедный мальчик Степушка, рано оставшийся без отца, вынужден помогать матери, думать о хлебе насущном – учиться ремеслу «ложки долбить» [Бачманова 1991:65]. А когда братишка заболел, да корова пала, совсем стало невмоготу бедному Степе. Но тут судьба буквально подбросила ему подарок – барский кошелек с деньгами. Это «чудо» коренным образом изменила жизнь Степана и его семьи.

Третий мотив, который связывает образы детей в английском и русском жанре рождественского, святочного рассказа, это мотив «нравственного перерождения». По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей. Вспомним, какое потрясение переживает Скрудж, когда видит мальчика и девочку рядом с Духом Нынешних Святок («Рождественская песнь в прозе»). «Тощие, мертвенно-бледные, в лохмотьях, они глядели исподлобья, как волчата… Имя мальчика – Невежество. Имя девочки – Нищета» [Диккенс 1959:74]. Так, используя аллегорию в обрисовке детских образов, автор пытается воздействовать не только на Скруджа, но и на всех разумных людей. «Ради меня, во имя мое, помоги этому маленькому страдальцу!» [Диккенс 1962:507] – этот крик отчаяния звучит со страниц произведений Диккенса, он звучит в каждом образе ребенка, им созданном. Писатель был глубоко убежден в том, что «сердце, в котором действительно не найдется любви и сочувствия к этим маленьким созданиям, — такое сердце вообще недоступно облагораживающему воздействию беззащитной невинности, а значит, являет собою нечто противоестественное и опасное» [Диккенс 1962:501]. Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима («Рождественская песнь в прозе»).

Русские святочные рассказы, целью которых было воспитание юношества, показывают, как по ряду причин, меняются сами дети, как они становятся мудрее, благороднее и, наверное, взрослее. Так, в рассказе М.В.Волконской «Солидный подарок» (1897) девочка Долли в рождественский вечер получила от своей семьи настоящий «подарок» — умение ценить и любить тех, кто рядом, независимо от возраста и социальной принадлежности. А в уже упоминавшемся нами рассказе «Рождественская ночь» показано нравственное взросление Степушки, который за одну ночь осознал, что такое чужие деньги и чем они хуже своих, заработанных собственным трудом.

Существует еще один аспект, связанный с мотивом «нравственного перерождения». Не только образы детей способны повлиять на моральный климат в обществе, но и взрослые, вставшие на позицию ребенка, посмотревшие на мир его глазами, способны изменить что-то в себе и в своем окружении. Подобный прием мы находим в рассказе Ч.Диккенса «Рождественская елка» (1850) и Святочном рассказе неизвестного русского автора «Сон» (1902). Образ ребенка дан в этих произведениях опосредованно, через воспоминания, эмоции и ощущения взрослого человека, вернувшегося в Детство. Это утопически-идеальный мир, мир Доброты, Красоты, Милосердия и Чуда, мир Сказки, которая сосуществует с реальной действительностью, а главная ее (сказки – М.Ш. ) цель – сделать эту действительность чуточку лучше. Поэтому так искренно и трогательно звучат слова Диккенса, обращенные к Рождественской елке: «Если где-то внизу в твоей непроглядной чаще для меня упрятана старость, о пусть мне будет дано уже седому возносить к этому образу детское сердце, детское доверие и упование» [Диккенс 1960: 410].

В заключении хотелось бы отметить, что трактовка образов детей в жанре рождественского, святочного рассказа не ограничивается только несколькими указанными здесь мотивами. Создав в своем творчестве неповторимый мир Детства, соединив его в жанре рождественского рассказа с философией Рождества, Диккенс привнес в этот жанр новые образы, сказочные мотивы и поэтику сказки. Тем самым автор установил новые рамки и правила жанровой «специфики», которая была успешно воспринята и получила достойное воплощение в святочных рассказах русских писателей ХIХ века.

Список литературы

1. Бачманова А. Рождественская ночь//Святочные рассказы. М.: Рудомино, 1991.С.65-80.

2. Вагнер Н.П. Христова детка// Святочные рассказы. М.: Рудомино, 1991.С.83-95.

3. Волконская М.В. Солидный подарок// Святочные рассказы. М.:Рудомино, 1991.С.118-134.

4. Диккенс Ч. Рождественская песнь в прозе// Собр.соч.: В 30 т. Т.12. М.: Художественная литература. 1959. С.5-101.

5. Диккенс Ч. Сверчок за очагом// Собр. соч.: В 30 т. Т.12. М.:Художественная литература, 1959. С.193-295.

6. Диккенс Ч. Рождественская елка// Собрание сочинений в 30 т. М.:Художественная литература, т.19, 1960.С.393-412.

7. Диккенс Ч.Речь в защиту больницы для детей.9 февраля 1858 года.// Собрание сочинений в 30 т. М.:Художественная литература, т.28, 1962.С.501-508.

8. Душечкина Е.В.Зимних праздников блестящие тревоги.//Святочные рассказы. М.:Рудомино,1991.С.203-213.

9. Куприн А.И.Тапер.// Святочные рассказы. М.: Рудомино,1991.С.134-146.

10.Скуратовская Л.И., Матвеева И.С. Из истории английской детской литературы. Днепропетровск: ДГУ,1972.

11.Тугушева М.П.Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М.:Детская литература,1979.

12.Цвейг А.Диккенс//Тайна Чарльза Диккенса. М.:Книжная палата, 1990.С.243-263.

Дети в русской литературе

Образ ребенка занимает одно из важных мест в русской литературе. Многие литературоведы в разные времена изучали образы детей в русской литературе. Подобные исследования проводили и в других областях, например, в изобразительном искусстве, религии. И. С. Кон выделял следующие детские образы в русской культуре:

  • детство-противопоставляется взрослой жизни
  • ребенок – объект воспитания, девство – период формирования личности, то есть подготовки к взрослой жизни
  • дети как ценность сама по себе, дети обладают уникальными характеристиками, которые теряются по мере взросления
  • «бедные, обездоленный дети, жертвы взрослой тирании»
  • детальные разнообразные образы детей

Но именно в литературе детский образ нашел свое непохожее на остальные сферы отражение. Образ детей прослеживается в русской литературе следующих направлений:

Образ детей в литературе классицизма

В литературе классицизма образы детей еще не занимали центрального места. Для классицизма важно идеальное взрослое поведение, а детское поведение — это «невзрослое» поведение, соответственно оно не является идеальным. В это время набирает силу светская культура. В этот период помимо просветительской литературы для детей начинают появляться художественные произведения. Эта литература ставит перед собой цель олицетворить в своих произведениях «детское я». Но следует еще раз отметить, что детский образ является не идеальным и противопоставляется взрослому.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Образ детей в литературе эпохи просвещения

В это время происходит зарождение нового детского образа в литературе, интерес к личности ребенка развивается во многих областях. Общество начинает осознавать, что детство — это человеческая ценность. В основном детская тема носит поучительный характер. Писатели того периода начинают ориентировать свои произведения не только на взрослое аристократическое общество, но и на детей, так как дети глубже других воспринимают информацию, и подвержены большему благоприятному воздействию. В произведениях все больше уделяется внимания детским годам главного героя, так как они являются тем временем, когда происходит формирование личности. Но детство все еще не рассматривается как самостоятельный жизненный этап, детство по мнению писателей того времени всего ишь подготовка к настоящей жизни.

По мнению писателей, того времени книги помогают заложить в ребенке положительные качества, которые будут необходимы ему во взрослой жизни, именно поэтому книги пишутся на доступном для детей языке.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Образ детей в литературных произведениях эпохи романтизма

Только в эпоху романтизма детство начинает восприниматься не как подготовительная фаза к взрослой жизни, а как особый мир, который демонстрирует свою привлекательность взрослым. В эпоху романтизма в литературе взгляд на детство меняется коренным образом. Ранее считалось, что детство — это недоразвитая степень взрослости, в эпоху романтизма считается что детство — это непосредственность и чистота, а взрослый человек теряя эту детскую наивность, становится ущербным и обделённым.

Детский образ в литературных произведениях периода романтизма предстает как идеальный, невинный образ, совершенно далекий от образа реального ребенка. Образ ребенка в романтизме близок природе, он является девственным, не искушенным. По мнению писателей того времени детство представляет собой самую счастливую, безмятежную пору. Но в то же время сам ребенок как психологический объект ни каким образом не освещался. Образ детей находит место не только в детской литературе, но и во взрослой: идет противопоставление ущербным взрослым идеальных детей.

Образ детей в произведениях 19 века

В первой половине 19 века в литературе был представлен образ ребенка с национальными чертами, черты сословия были стерты. Русское детство было представлено эпизодами из деревенской жизни, традиционными детскими забавами. Писатели того времени обращают внимание на то, что детский возраст сам по себе является ценностью, изображают богатство души маленького ребенка. Ключевой линией в произведениях о детях этого периода является та грань, которая проходит между детским миром мечтаний и сложным миром реальности и ответственности за свои поступки.

Во второй половине 19 века детский образ наполняется реалистичными чертами, но в то же время не теряет своей идеальности. В конце 19 века в произведениях о детях появляется линия обездоленных детей. Цель писателей того времени обратить внимание на тяжелое положение детей, которые вынуждены существовать в мире, где правят взрослые, целью которых является только власть и нажива.

Тема тяжелого детства наполняет произведения многих известных писателей того времени. Еще одна линия, которая проходит в произведениях о детях того времени, – это идея психологического состояния детей в богатых семьях. В своих произведениях писатели стараются показать, как отношения со взрослыми, обстановка вокруг оказывают влияние на психологический мир ребенка.

Образ детей в произволениях конца 19 — начала 20 века

В это время тема детства преобладает в русской литературе. Некоторые писатели пытались разгадать загадку будущего основываясь на том, какие предпосылки для этого закладываются в детстве. В это время тему детской проблематики затрагивают такие авторы как М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн и др. Писатели повествуют о том, как в жизненных реалиях закаляется характер ребенка или наоборот, как умирает детская душа, в этих суровых обстоятельствах.

В начале 20 века актуальной становится тема осиротевших детей, связано это с началом Первой мировой воны.

В 30-х годах 20 века литературные тенденции претерпевают изменения. Писатели больше не имеют возможности описывать в своих произведениях психологические образы. Авторам ничего не остается как изображать ребенка в образе маленького взрослого. Ребенок становится во всем похож на взрослого героя, пропадают уникальные детские черты, характеристики, сюжет сводится к действиям.

Образ детей в литературе периода Второй мировой войны и после нее

Неизгладимым образом великая отечественная война повлияла на все сферы жизни людей. Литература не стала исключением. В это время писатели используют в своих произведениях образ ребенка, лишенного войной детства. Образы детей в произведениях того времени крайне символичны: дети — это жизнь, война – смерть. Позже начинает появлятся образ ребенка — мстителя. Дети в произведения выступают тружениками, помощниками взрослым.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Интересный анализ рассказа, образа крестьянских детей.

Просмотр содержимого документа
«Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».»

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока: презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

— Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

Знакомство с биографией писателя.

Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля.

Работа в группах

— Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

-Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

— Сколько ребят вышли в ночное?

-Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

— Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

— Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

— Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились . Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

История , рассказанная героем

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

— Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

— Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

— А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

— А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

— В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

-Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте

-Скажите, что общего у всех детей?

— Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

— В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector