0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оброк в средние века

Феодальные повинности крестьян в Средневековье

В средние века жизнь простых малоимущих крестьян полностью зависела от двух факторов: господина и матушки-природы. Феодал обкладывал налогами (феодальными повинностями), а природа со своей стороны тоже иногда не жаловала: засухи, слишком морозные зимы или дождливые лета сводили на нет все попытки крестьянина выбраться из нищеты и прозябания.

Что такое феодальная повинность?

Повинности крестьян заключались в соблюдении нескольких пунктов договора, при заключении которого феодал обязывался предоставить крестьянину и его семье землю для проживания и засева поля, а также защищать его землю и поместье от нападений врагов. При этом такой вид соглашения не был рабовладельческим: в любой момент семья крестьянина могла перейти к другому феодалу в услужение, но земли, которые ему выделялись, конечно же, отбирали.

  • Барщина.
  • Денежный оброк в пользу феодала.
  • Церковная десятина.
  • Другие условия местного характера.

Барщина

Эта феодальная повинность заключалась в принудительной обязанности работать на поле господина 2-3 дня в неделю. Посев и жатва зерновых, покос сена, строительство и ремонт зданий, уход за скотом и многие другие виды работ были тяжелым ярмом на шее крестьянина.

Церковная десятина

Эта феодальная повинность была самой гнетущей: от нее невозможно было избавиться выкупом или снизить процент выплаты, каждая семья обязана была выплачивать церкви десять процентов своей прибыли со всех видов деятельности. Неудивительно, что церковные деятели средневековья утопали в роскоши.

Оброк

Материальная плата своему господину была еще одной феодальной повинностью за право пользоваться его землей и защитой. Оброк был нескольких видов:

— Денежный: определенная сумма денег ежегодно выплачивалась в казну местного господина. Деньги крестьяне получали от продажи своих товаров на ярмарках, которые устраивались раз в несколько месяцев. Также ремесленники получали оплату за свои труды, которой и платили оброк господину.

— Продуктовый: оплата проводилась продуктами животноводства и птицеводства — мясо, яйца, молоко и изготавливаемые сыры, мед и вино, овощи и фрукты. Часто за неимением большего выплачивали зерном из собранного урожая.

— Различные смешанные формы оплаты: живностью, предметами ремесла — тканью, пряжей и посудой, добытыми шкурками пушных животных или выделанной кожей

После выплаты всех налогов и обязательств у простого крестьянина оставалось совсем мало для своих нужд, но при этом каждый старался работать как можно лучше и качественнее, поэтому у ответственных семей медленно, но стабильно шло улучшение материального положения, и некоторым даже удавалось выкупить землю и освободить себя от основных повинностей.

Некоторые виды других обязательств

Были и другие повинности, которые были не менее тяжелыми:

  • Право первой ночи – самое оскорбительное обязательство, которое сохранялось вплоть до времен Наполеона Бонапарта. В отдельных случаях была возможность откупиться от этого права довольно большой суммой денег. В отдельных областях практиковалось «разрешение на брак», по которому требовалось получить от господина (иногда за плату) разрешение жениться на определенной женщине.
  • Право мертвой руки – если умирал глава семейства, на которого была оформлена земля, она возвращалась феодалу. Но часто использовались выплаты оброка, если семья после потери главного кормильца могла продолжать ее обрабатывать
  • Воинская повинность – в военное время мужчина в подневольной семье обязан был вставать на защиту страны, местной области или идти в крестовый поход.

В разных странах и в разные времена феодальные повинности были обусловлены местными обычаями, верованиями и условиями жизни: где-то они были более лояльны, в других местах, наоборот, граничили с рабством, нарушая все права человека, что впоследствии вызвало бунты, революции и отмену феодального права.

Оброк в средние века

Повинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая церкви — церковная десятина.

Особенности обязанностей сервов.

Свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой — несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов ) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца.

Несмотря на обилие повинностей, средневековые крестьяне, в отличие от рабов эпохи древнего мира или русских крепостных XVI-XIX вв., имели и определенные права. Западноевропейский крестьянин не был исключен из системы права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог отказать ему в пользовании земельным наделом, на котором трудились поколения его предков. Жизнь, здоровье и личное имущество крестьянина охранялись законом. Сеньор не мог казнить крестьянина, продать или обменять его без земли и отдельно от семьи и даже произвольно увеличивать крестьянские повинности. С развитием централизации в крупнейших европейских странах, начиная с XII-XIV вв., судебное решение сеньора лично свободные крестьяне могли обжаловать в королевском суде.

Крестьяне | Численность крестьян и их роль в обществе

Крестьяне составляли около 90% всего населения средневековой Европы. Общественное положение крестьян, как и представителей других сословий, наследуется: сыну крестьянина также подобает стать крестьянином, как сыну рыцаря — рыцарем или же, скажем, аббатом. Крестьяне занимали неоднозначное положение среди средневековых сословий. С одной стороны, это низшее, третье сословие. Рыцари презирали крестьян, смеялись над невежественными мужиками. Но, с другой стороны, крестьяне — необходимая часть общества. Если в античном Риме к физическому труду относились с презрением, считали его недостойным свободного человека, то в средневековье тот, кто занят физическим трудом, — уважаемый член общества, и его дело весьма похвально. По мнению средневековых мудрецов, каждое сословие необходимо остальным: и если духовенство заботится о душах, рыцарство защищает страну, то крестьяне кормят всех остальных, и в этом их огромная заслуга перед всем обществом. Церковные писатели даже утверждали, что у крестьян больше всего шансов попасть в рай: ведь они, выполняя Божьи заветы, добывают хлеб насущный в поте лица своего. Средневековые философы сравнивали общество с человеческим организмом: душа человека — это молящиеся, руки — это воюющие, а ноги — это работающие. как нельзя себе представить, чтобы ноги ссорились с руками, так и в обществе все сословия должны выполнять свой долг и оказывать друг другу поддержку.

На большей площади Европы крестьянский дом строился из дерева, но на юге, где этого материала не хватало, чаще из камня. Деревянные дома крылись соломой, которая годилась в голодные зимы на корм скоту. Открытый очаг медленно уступал место печи. Маленькие окошки закрывались деревянными ставнями, затягивались пузырём или кожей. Стекло использовалось лишь в церквях, у сеньоров и городских богачей. Вместо дымохода часто зияла дыра в потолке, и

когда топили, дым заполнял помещение. В студёную пору нередко и семья крестьянина, и его скот жили рядом — в одной избушке.

Женились в деревнях обычно рано: брачным возрастом для девушек считалось часто 12 лет, для юношей 14 — 15 лет. Детей рождалось много, но даже в состоятельных семьях далеко не все доживали до совершеннолетия.

Неурожаи и голод — постоянные спутники Средневековья. Поэтому питание средневекового крестьянина никогда не было обильным. Обычной была двухразовая трапеза — утром и вечером. Повседневной пищей большинства населения был хлеб, каши, варёные овощи, зерновые и овощные похлёбки, приправленные травами, с луком и чесноком. На юге Европы в еду добавляли оливковое масло, на севере — говяжий или свиной жир, сливочное масло было известно, но употреблялось весьма редко. Мяса в народе ели мало, говядина была совсем редкой, свинина употреблялась чаще, а в горных районах — баранина. Почти везде, но только по праздникам ели кур, уток, гусей. Употребляли довольно много рыбы, потому что 166 дней в году приходилось на посты, когда есть мясо было запрещено. Из сладостей был известен только мёд, сахар появился с Востока в XVIII веке, но был чрезвычайно дорог и считался не только редчайшим лакомством, но и лекарством.

В средневековой Европе много пили, на юге — вино, на севере — до XII века брагу, позднее, после того, как открыли применение растени. хмель — пиво. Следует отменить, что обильное употребление алкоголя объяснялось не только приверженностью к пьянству, но и необходимостью: обычная вода, которую не кипятили, ибо о болезнетворных микробах не было известно, вызывала желудочные заболевания. Спирт стал известен около 1000 года, но применялся только в медицине.

Постоянное недоедание компенсировалось сверхобильным угощением на праздниках, причём характер еды практически не менялся, готовили то же самое, что и каждый день (может быть, только давали больше мяса), но в больших количествах.

До XII — XIII вв. одежда была удивительно однообразной. Слабо различались по виду и покрою одеяния простолюдинов и знати, даже, в определенной мере, мужские и женские, исключая, разумеется, качество тканей и наличием украшений. И мужчины, и женщины носили длинные, до колен, рубахи (такая рубаха называлась камиза), короткие штаны — брэ. Поверх камизы надевалась другая рубаха из более плотной ткани, спускавшаяся несколько ниже пояса — блио. В XII — XIII вв. распространяются длинные чулки — шоссы. У мужчин рукава блио были длиннее и шире, чем у женщин. Верхней одеждой являлся плащ — простой кусок ткани, накидывавшийся на плечи, или пенула — плащ с капюшоном. На ногах и мужчины, и женщины носили остроконечные полусапожки, любопытно, что они не разделялись на левые и правые.

В XII в. намечаются перемены в одежде. Появляются также различия в одежде знати, горожан и крестьян, что свидетельствует об обособлении сословий. Разграничение обозначается прежде всего цветом. Простонародье должно было носить одежды неярких цветов — серого, чёрного, коричневого. Женское блио доходит до пола и нижняя часть его, от бёдер, делается из другой ткани, т.е. появляется нечто вроде юбки. Эти юбки у крестьянок , в отличие от знати, особенно длинными никогда не были.

На протяжении всего средневековья одежда крестьян оставалась домотканой.

В XIII в. на смену блио приходит обтягивающая шерстяная верхняя одежда — котта. С распространением земных ценностей появляется интерес к красоте тела, и новая одежда подчёркивает фигуру, особенно женщин. Тогда же, в XIII в. распространяются кружева, в том числе и в крестьянской среде.

Среди крестьян были распространены сельскохозяйственные орудия труда. Это, прежде всего, соха и плуг. Соха чаще использовалась на легких почвах лесной полосы, где развитая корневая система не позволяла глубоко переворачивать землю. Плуг с железным лемехом, напротив, использовался на тяжелых почвах с относительно гладким рельефом. Кроме того, в крестьянском хозяйстве использовались различного вида бороны, серпы для жатвы зерна и цепы для его обмолотки. Эти орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всей средневековой эпохи, поскольку знатные сеньоры стремились получать доходы от крестьянских хозяйств с минимальными затратами, а у крестьян просто не было денег для их совершенствования.

Крестьянство в средние века

Крестьяне, жившие в феодах, были свободными лишь номинально. На практике феодалы закрепощали их, запрещая оставлять обрабатываемые ими наделы и перебираться либо к другому феодалу, либо в города, где существовала возможность заняться ремеслом либо торговлей. Уже в IX веке в феодах выделялось две категории зависимых земледельцев – сервы и вилланы. Сервы находились почти что на положении рабов. В юридическом плане серв полностью зависел от воли господина. На женитьбу он должен был получить особое разрешение. Передать свое имущество по наследству он также не имел права. Наследник крестьянина-серва, его сын или зять, должен был «выкупать» имущество отца у феодала за установленную плату. Помимо обычных налогов, которыми облагались все земледельцы, сервы платили господину подушный налог. Впрочем, назвать средневекового серва рабом было бы неверно. Ведь он мог иметь семью, личное имущество, орудия труда, скот.

Виллан ненамного отличался от серва. С юридической точки зрения, он обладал всеми правами свободного человека. Вилланы не платили подушного налога, их личное имущество никак не зависело от феодала. Барщина и прочие обязанности, которым вилланы подвергались наравне с сервами, были для них все же не столь обременительны. Но, как и серв, виллан был крепостным крестьянином. Земля ему не принадлежала, уйти с нее он не имел права, и личные свободы его оказывались на деле минимальными.

Барщина представляла собой довольно обширный круг хозяйственных обязанностей. Каждый крестьянин в общине получал для обработки участок земли, принадлежавшей местному феодалу (светскому или церковному). Эту землю крестьянин обязан был вспахать, засеять, собрать урожай и полностью привезти его владельцу земли. Иногда барщина была строго регламентирована по времени: три дня в неделю крестьянин работал на земле феодала, три дня – на собственном участке. Воскресенье считалось праздничным днем, запретным для работ. Запрет этот был одним из самых суровых – кое-где работа в воскресенье наказывалась самой страшной для средневекового человека карой – лишением личной свободы. Виллан, работавший в воскресенье, переходил в число сервов.

Земельная барщина у церковных крестьян была более разнообразной, чем у тех, кто принадлежал светским феодалам. Церковные хозяйства были богаче большинства феодов – крестьяне должны были заботиться и о лугах, и о садах, и о виноградниках.

Помимо земельной барщины, крестьянин нес и ряд иных хозяйственных повинностей. Он обязан был регулярно предоставлять для хозяйственных нужд феодала лошадь (или сам выезжать на транспортные работы со своей упряжкой). Эта повинность, вппрочем, была ограниченной: феодал не мог заставить крестьянина возить грузы на слишком большие расстояния. Этот принцип четко оговаривался в законах (в частности, в «правдах» франкского государства в различные периоды). Строительная повинность, хотя и входила в число барщинных повинностей, стояла особняком – за ее исполнение феодал обязан был выплачивать крестьянам определенное вознаграждение. Крестьяне, исполняющие строительную повинность, занимались постройкой хозяйственных сооружений во владениях феодала – амбаров, хлевов, изгородей.

Помимо барщины, крестьяне обязаны были платить феродалу натуральный оброк – определенную часть всего урожая, собранного с их собственных участков. В отношении церковных крестьян это была десятая часть – знаменитая в Средние века церковная десятина, которую платили церкви все без исключения. Светские феодалы могли изменять свою долю, получаемую в качестве оброка, но сам оброк оставался неизменной частью жизни сельскохозяйственной общины вплоть до конца Раннего Средневековья. Только ближе к XI – XII вв. феодалы стали понемногу отказываться от продуктового оброка в пользу денежных выплат. А с конца XII века денежная рента заместила оброк почти во всей Западной Европе, за исключением Германии, дольше других стран сохранявшей феодальное хозяйство в чистом виде.

Наряду с барщинными работами и оброком, крестьяне-общинники должны были ежегодно приносить феодалу установленную плату – чинш за использование его пастбищ для выпаса общинного скота. Упоминание этого чинша в текстах раннесредневековых документов наглядно свидетельствует, что уже в VIII – IX веках община свободных земледельцев практически прекратила свое существование, лишившись главной опоры – разнообразных земельных владений. За общинниками оставались только полосы пахотной земли – условно находящиеся во владении крестьян, фактически и формально принадлежавшие феодалу, на чьей земле располагалась община.

Примерно с VII – VIII века закрепощение крестьян было оформлено многочисленными законами. Поначалу в этом особенно усердствовала церковь, стремившаяся упрочить свое положение основного землевладельца в государстве. Если свободный общинник, задолжав церкви, не успевал выплатить долг до оговоренного срока, у него сперва отбирали часть скотины и увеличивали повинности. Нередко крестьянин, чтобы отработать положенное, бывал вынужден выйти в поле в воскресный день. А это уже считалось грехом и каралось «в соответствии с законом». Первым наказанием за воскресную работу было наказание телесное, вообще-то не применявшееся к свободным людям. За второй подобный проступок у крестьянина отбирали треть его имущества, а после третьего раза церковь, чью землю он обрабатывал, имела право перевести его в разряд сервов.

Окончательное закрепощение феодальных крестьян произошло лишь в X – XI веках. Первыми это сделали французские короли. Ряд указов повелевал всем свободным общинам перейти под покровительство кого-либо из крупных феодалов вместе со всем имуществом и земельными угодьями. Французское крепостничество было едва ли не самым тяжелым во всей Западной Европе в Средние века. Французские вилланы и сервы были, пожалуй, самой презираемой частью населения страны. В многочисленных произведениях светской литературы на французском языке, появившейся в XI – XII веках, крестьяне жестоко высмеиваются. Авторы поэм и рыцарских романов призывают не давать спуску «этим проходимцам», только и думающим, как бы обмануть благородного человека.

Отношение средневековой знати к крестьянам превосходно иллюстрирует небольшое произведение на латинском языке, пародирующее распространенные в Средние века латинские грамматики – «Склонение крестьянское». Вот как, по мнению неизвестного поэта, следует употреблять слово «виллан» в разных падежах:
Имен. падеж ед. числа — Этот виллан
Родит. — Этой деревенщины
Дат. — Этому дьяволу
Винит. — Этого вора
Звательный — О, разбойник!
Творит. — Этим грабителем
Имен. множ. — Эти проклятые
Родит. — Этих презренных
Дат. — Этим лжецам
Винит. — Этих негодяев
Зват. — О, подлейшие!
Творит. — Этими нечестивцами

Строго говоря, крепостничество слабо прижилось только в Италии, самой экономически развитой стране Средневековья. Там господствовали свободные городские коммуны, королевская и императорская власть зачастую оставалсь номинальной, и итальянские феодалы имели в своей стране гораздо меньше прав, чем французские или германские. Так что в Италии отношения в сельском хозяйстве складывались преимущественно между городом и деревней, а не между феодалом и деревней. Города, особенно крупные промышленные центры (Флоренция, Болонья, Лукка, Пиза) выкупали у феодалов всех крестьян и даровали им свободу. Выкупленные из крепостной зависимости деревни-контадо попадали в зависимость от городской коммуны — зависимость не менее тяжелую, но не столь обременительную в плане личной свободы крестьян.

Интересные сведения:

  • Барщина – форма феодальной ренты – даровой принудительный труд крестьянина в хозяйстве феодала. Распространилась с VIII – IX вв.
  • Оброк – продовольственные или денежные платежи, выплачиваемые крестьянином феодалу в счет земельной ренты.
  • Чинш (от лат. census – ценз) – денежный и продуктовый оброк с феодально-зависимых крестьян. Для наследственных владельцев чинш был фиксированным.

Как жили крестьяне в Средние века? Орудия труда и быт средневековых крестьян

Средневековая Европа сильно отличалась от современной цивилизации: территория ее была покрыта лесами и болотами, а люди поселялись на пространствах, где смогли вырубить деревья, осушить топи и заняться земледелием. Как жили крестьяне в Средние века, чем питались и занимались?

Средневековье и эпоха феодализма

История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.

Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.

В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.

Зависимость крестьян от феодалов

Богатый сеньор получал во владение все окружающие замок земли, на которых располагались деревни с крестьянами. Практически все, чем занимались крестьяне в Средние века, облагалось налогом. Бедные люди, возделывая землю свою и его, платили сеньору не только дань, но также за использование разных приспособлений для обработки урожая: печи, мельницы, пресса для давки винограда. Налог они отдавали натуральными продуктами: зерном, медом, вином.

Все крестьяне находились в сильной зависимости от своего феодала, практически они работали на него рабским трудом, питаясь тем, что оставалось после выращивания урожая, большую часть из которого отдавалась своему господину и церкви.

Между вассалами периодически происходили войны, во время которых крестьяне просили о защите своего хозяина, за что они вынуждены были отдавать ему свой надел, а в будущем становились полностью зависимыми от него.

Деление крестьян на группы

Чтобы понять, как жили крестьяне в Средние века, нужно разобраться во взаимоотношениях между феодалом и бедными жителями, которые проживали в деревнях на прилегающих к замку территориях, обрабатывали земельные участки.

В Западной Европе к началу XII века свободных крестьян почти не оставалось, однако отсутствие их свободы было разным. Население, которое жило в деревнях при феодале, делилось на три группы в зависимости от того, чем владели крестьяне в Средние века:

  • колоны — обладали личной свободой, но также и поземельной зависимостью от хозяина вотчины, они не могли без разрешения покинуть свой надел, который получили в наследство;
  • сервы — считались почти рабами, хотя они и были наделены некоторым куском земли и закреплены на ней, но назывались зависимыми крестьянами, а по сути, были самыми бесправными;
  • литы — занимали промежуточное положение, они находились под патронатом землевладельца и держали свой надел, которые получали и могли передать в наследство.

У всех крестьян были повинности от своего феодала, к которым относилась работа в поле, уплата оброка (чаще всего, урожаем).

Самыми свободными были крестьяне в Скандинавии, в Средние века они могли обрабатывать собственную землю, выплачивая затем часть продукции своему феодалу. А во Франции, Италии, Германии, Англии земельно зависимые крестьяне считались официально свободными, однако брали землю для обработки у феодала, отдавая ему часть урожая в виде налога.

Прекарий

Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.

Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.

Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.

Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.

Роль церкви в жизни крестьян

Еще одним крупным землевладельцем являлась церковь, получавшая наделы для монастырей, на которых также были крестьянские поселения. Она выполняла значимую роль в закрепощении и лишении крестьян их земельных участков, четко регулировала всю их жизнь.

Судьба крестьян в Средние века в Европе складывалась однообразно: они многие годы жили в своей деревне, ежедневно выполняя трудовую повинность на земле, заботясь о своей семье и доме. Ведение натурального хозяйства было единственным способом выживания в таких тяжелых условиях, оно давало им минимальную возможность заработать.

В каждой деревне обязательно располагалась церковь, которая была центром всего поселения и жизни людей. Первый раз каждый попадал сюда во время крестин, затем часто посещал ее на протяжении всей своей тяжелой жизни, а заканчивал земной путь тоже здесь, ведь перед погребением его отпевали.

Церковь считалась главным общественным зданием, а ее священник — официальным духовным отцом, к которому обращались на исповеди, а также по любому жизненному вопросу.

Дети в семье рождались почти каждый год, это событие считалось праздником, ведь прибавлялось число работников, а значит, и достаток. Однако детская смертность была высокой: некоторые не доживали и до года, умирая от болезней во время эпидемий. Девушки выходили замуж в Средние века уже в 13-14 лет, но чаще всего за мужчин из своей общины.

Жилище крестьянина

В средневековой деревне обычно было 20-25 дворов. Каждая семья, кроме работ в поле и на земельной делянке, занималась своим ремеслом. В селе был гончар, кузнец, плотник. Это облегчало жизнь в общине, позволяя обеспечивать людям в деревне себя все необходимым. Существовала возможность наладить и швейное производство, чтобы самым шить одежду. Для этого крестьяне выращивали лен и коноплю, а затем отбеливали их с помощью древесной золы и раскладывали на солнце, после чего ткани выгорали и выбеливались. С детства всех девочек обучали шитью, искусству прядения, приготовления еды, вязанию.

Крестьянский дом — это небольшое сооружение из глины и дерева, сверху накрытое соломенной крышей. Более бедные жили вообще в землянках или шалашах. Жилище крестьян в Средние века либо не имело окон вообще, либо очень маленькие и без стекол. В зимнее время его затыкали тряпками, чтобы не пускать холодный воздух. Внутри все было в копоти, так как очаг располагался посередине жилища, дым и копоть осаждались на все окружающие предметы.

Внутри хижины было грязно, темно и сыро, из мебели — только деревянный стол и скамейки. Кровать была одна, где спали всей семьей: чаще всего это был соломенный тюфяк, лежащий прямо на земляном полу.

Быт и работа крестьян

Быт крестьян в Средние века был бедным: орудия труда самые простые, утварь и посуда из дерева, вся семья ютилась в маленькой комнатке. Домашних животных летом держали на улице, а зимой часто загоняли прямо в дом. Освещение состояло из маленькой лучины, ведь свечи были очень дорогими. В тусклом свете по вечерам мужчины занимались ремонтом и мастерили что-то из инвентаря, а женщины — ткали, пряли и шили одежду.

В обычные дни крестьяне в любое время года занимались работой в поле, заготовкой сена и дров. На плечах женщин был уход за домашним скотом и приготовление еды, что занимало большую часть дня. Также много сил уходило на изготовление пряжи и домотканого полотна, оно шло на шитье одежды для всей семьи. Подросшим детям также находилось полезное занятие: девочки собирали грибы и ягоды в лесу, мальчики пасли скот и птицу.

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Орудия труда

Орудия и предметы труда, как правило, зависели от ремесла крестьянина. Многие из них дошли из древних времен, но так и остались каменными: жернова для изготовления муки из зерна, гончарные круги, колеса на молотилках, грузила на ткацких станках.

Орудия труда крестьян в Средние века в поле были примитивными. Самые бедные боронили землю бревном, другие — бороной. Позже появились косы и вилы, сделанные из железа, а также лопаты, топоры и грабли. С IX века на полях стали применять тяжелые колесные плуги, на легких почвах использовали соху. Для уборки урожая предназначались серпы и цепи для обмолота.

Все орудия труда в Средневековье оставались неизменными многие столетия, ведь у крестьян не было денег для приобретения новых, а их феодалы были не заинтересованы в усовершенствовании условий труда, их волновало только получение большого урожая с минимальными затратами.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Конец эпохи Средневековья и рабской жизни крестьян

По мере роста экономики и появления производства к концу эпохи Средневековья произошел промышленный переворот, многие жители деревень стали переезжать в города. Среди бедного населения и представителей других сословий начали преобладать гуманистические взгляды, которые считали личную свободу для каждого человека важной целью.

По мере отказа от феодальной системы пришла эпоха, названная Новым временем, в которой уже не было места устаревшим взаимоотношениям между крестьянами и их сеньорами.

Оброк и барщина с крестьян

Барщина и оброк — виды политической и экономической зависимости крестьян от феодалов, существовавшие на Руси с самых ранних времен формирования государства и во время расцвета феодализма.

Основное отличие оброка от барщины заключается в том, что оброк — это уплата налога деньгами или товарами, а барщина — это уплата налога собственным трудом на землях феодала.

С развитием на Руси феодализма установились довольно тесные отношения между владельцами земли (феодалами) и людьми, которые на этой земле проживали (крестьянами). Те, кто не мог купить собственную землю, вынужден был работать на земле, которая принадлежала феодалу, и, следовательно, за эту землю необходимо было как-то платить. Схожая ситуация складывалась у князей с захваченными ими племенами и общинами, которые вынуждены были выплачивать дань в государственную казну за право дальше проживать на собственных землях. Попавшие в зависимость от своего хозяина (феодала или князя) люди должны были постоянно предоставлять определенный откуп, налог. Дань взималась изначально в виде товаров или продуктов, которые шли на барский стол или продавались на рынке, а затем и в денежной форме.

С развитием государственности налог приобрел другую форму — барщина, то есть отработка, физический труд в пользу хозяина вместо уплаты денежной или продовольственной дани. Сначала барщина была сокращена до трех дней (указ 1797 г.), чтобы феодалы не могли использовать крестьян в качестве бесплатной рабочей силы, а уже только потом отменена.

Оброк

У этого понятия существует несколько определений. Впервые этот термин упоминается в связи с взиманием налогов еще в самый ранний период Древней Руси. Под оброком тогда понималась практически любая дань, взимаемая князьями с подчиненных им людей в виде денег, продуктов или товаров. Позднее под оброком стали понимать вид повинности крестьян перед феодалами, заключающийся в выплате дани помещику продуктами или деньгами. Денежный оброк сохранялся на Руси до 1863 г., а продуктовый был отменен реформой 1861 г.

Понятие «оброк» древние понимали так же, как сегодня мы воспринимаем слово «аренда», то есть срочное или бессрочное право пользования имуществом, которое вытекает из договора найма. Поскольку крестьяне во времена рассвета феодализма считались фактически вещью, собственностью феодала, было нормальным отдать кому-нибудь «в аренду», то есть в оброк, целые деревни вместе с живущими там людьми.

Начиная с 16-го в. «оброк» употребляется в значении государственной подати, которую уплачивали в государственную казну владельцы земель. Оброк также выплачивали крестьяне своему землевладельцу за то, что он давал им право жить и работать на его земле, а также выращивать овощи и кормиться. Уплачивался оброк деньгами или товаром, можно было также отрабатывать оброк трудом. Позднее из этой традиции начала формироваться барщина.

Барщина

Барщина — это труд крепостного крестьянина в пользу феодала на его земле в счет уплаты аренды участка, на котором крестьянин работает, чтобы прокормить свою семью.

Широкое распространение барщина получила в 16-м в. и просуществовала вплоть до 19-го в., а на некоторых территориях и до 20-го в. — как одна из форм отработанной системы после отмены крепостного права.

Барщина пришла на смену оброку. Крестьяне, которые получали определенные наделы от феодала и могли там жить и выращивать себе овощи для пропитания, не всегда были способны отдать феодалу оброк товаром или деньгами, иначе им самим было бы нечем прокормиться. В связи с этим все чаще феодалы разрешали своим крепостным отрабатывать оброк трудом.

У барщины было несколько основных принципов. Во-первых, барщина взималась исключительно физическим трудом, а не товаром. Труд этот мог быть самым разнообразным: работа на земле, рыболовство, охота и многое другое. Во-вторых, барщина была обязательной, от нее не освобождался никто, и она служила своеобразной формой выплаты ренты за землю. В-третьих, это был абсолютно бесплатный труд в пользу феодала: крестьянин мог работать на земле своего хозяина несколько недель, но не получить за это ничего.

Барщина, в отличие от оброка, оказалась более живучей системой и просуществовала достаточно долго. Зачастую эти два вида повинности совмещались.

Конец барщины и оброка

Барщина и оброк на Руси, хотя с ними пытались активно бороться и считали их пережитком феодализма, просуществовали достаточно долго, вплоть до 19-го в. Этому способствовало экономическое состояние страны: феодализм не позволял экономике регионов развиваться нужным образом, у крестьян не было денег, поэтому они вынуждены были находиться в зависимости от более богатых людей, выплачивая тем ренту либо товаром, либо работой. Несмотря на отмену крепостного права, понадобилось несколько десятков лет, чтобы окончательно разрушить феодальную систему и перестроить экономику.

Определение, история возникновения и размер барщины

Одним из самых важных этапов в истории Европы и России является период барщины. Это своего рода трудовая повинность, которая выполняется за предоставленные земли феодалами. В западной Европе подобная обязанность распространялась на малое господское хозяйство, причём выполнялись самые разные работы. В России был распространен полевой труд.

Определение и история возникновения барщины

На рубеже XVI—XVIII века барщина в России и западной Европе являлась главным элементом в сельскохозяйственном производстве. Крестьян прикрепляли за землями и заставляли выполнять определённую работу за долги или предоставления земель. С предоставленных земель феодалами, крестьяне могли забирать только малую долю выращенного урожая, а остальное доставалось хозяевам. Сроки барщины исчислялись днями, месяцами или годами. В некоторых случаях доходило до того, что люди выполняли принудительную работу в течение нескольких десятков лет или всю жизнь. Крепостные занимались не только сельским хозяйством, но и выполняли такие работы, как:

  • строительство;
  • плотничество;
  • хозяйство по дому.

Первое упоминание об использовании барщины в сельскохозяйственном производстве зафиксировано в «Русской правде». Распространилась трудовая повинность, быстро особенно задев европейскую часть России. В отличие от Европы принудительная работа для крестьян продержалась до XIX века и фактически была отменена в 1917 году.

Барщина — это трудовая повинность в отличие от оброка, который представляет собой оплату в денежном эквиваленте, хотя обе эти системы можно отнести к налогу. Феодалы использовали так называемые законодательные санкции, которые позволяли устанавливать определённые взаимоотношения между сторонами и использовать крестьян для работы на своих землях.

В полной мере барщина не считалась принудительной работой, поскольку этот труд даровой. Крестьянин получал вознаграждение за обработку земель или выполнения других работ, но сам не имел права претендовать или требовать оплату своего труда.

Использование барщины в работе

Барщинная работа в XV—XVIII веке выполнялась в пользу феодала в западной Европе и боярина в России. Произошло это название с староверхнегерманского языка где «fro» означает господин. Это чётко характеризует такой вид работы, который имеет отличительные признаки от обязательного труда. В первом случае крестьянин трудится только для бояр или феодалов, которые относятся к верхнему сословию. Это своего рода рабство, ведь размеры барщины часто устанавливали на несколько десятков лет. Обязательные работы в пользу страны или общины носили определённую цель, в виде постройки плотины, проведения дороги или других государственных работ. Такая государственная повинность относилась к разряду — натуральных.

Введение барщиной повинности тесно связано с возникновение и отменой крепостного права. Фактически это основной элемент этой системы, при которой трудовая деятельность на землях землевладельцев носило повинность для крепостных.

Такой вид труда во времена крепостного права следует выделить в отдельную категорию, ведь барщина значительно отличается от свободной работы и имеет различия с рабством.

Свободный труд — это своего рода трудовое соглашение на выполнение срочных работ, которые будут оплачены суммой денег, урожаем или другим способом, оговорённым между двумя сторонами. При использовании барщины крепостной получал лишь малую долю от своих работ и только по усмотрению боярина. То есть землевладелец мог наградить крепостного, хотя чаще всего последним доставались лишь «крошки» для выживания.

Барщина от рабства отличается незначительно и всё-таки здесь есть разница. Если человек попадал в рабство, то он оказывался, полностью подчинён хозяину. Рабов приравнивали к вещам и давали им владеть личными вещами или имущественными правом. Кроме того, результат работы раба всецело становился собственностью господина. Барщина подразумевает обязательный труд, но не лишает крепостных личных вещей и свободного времени. После работы они могли пойти домой и заняться любыми делами.

Суть крепостного права и барщины

Крепостная зависимость развилась на территории России быстро и широко. Вначале были достигнуты соглашения между боярами и крепостными. Последние трудились на благо господина, но при этом получали своё личное время. За это время они успевали использовать земли господина с его разрешения и тем самым зарабатывали себе на жизнь. Такой способ заработка был невелик, и хватало, только чтобы прокормиться.

В дальнейшем барщинная повинность и крепостное право, как форма правления изменилась в законодательном плане. Боярам и феодалам в западной Европе выпал шанс не только иметь крепостных, но и охватывать их родственные связи. То есть если у крепостных рождались дети, которые впоследствии были обязаны служить господину. Кроме, семейной трудовой повинности бояре имели права передавать из рук в руки крепостных. Крестьяне часто становились подарком, в высоких слоях общества.

Крепостное право давало возможность использовать крепостных не только как трудовую единицу, но в некоторых случаях и как воинов. Объясняется это просто. Каждый из чинов высокого сословия имел своё знамя, которое указывало на знатность рода. Крепостные находились во владении бояр, а значит, обязаны были быть под знаменем. В случае мелких конфликтных ситуаций господа использовали крепостных как воинов, выдавая только мелкую утварь в качестве оружия. Подобные исторические «игры» среди высшего сословия встречались нечасто, но в истории они упоминаются.

Упоминание о барщине в древней цивилизации

Барщина и оброк — это сравнительно старая система, которая была заимствована Европой и Россией из более ранних времён.

Барщина упоминалась в писаниях из таких государств, как:

Перечисленные выше страны в древние времена являлись титанами мира, но введение барщины привело к распаду. Например, в древнем Риме изначально использовалось хлебопашество, которое привело к процветанию этого государства, но свободный труд в итоге был заменён барщиной. Сделано это было слишком рано и поспешно. Разница между результатами при работе свободных людей и обязанных была колоссальная. Процветающая великая империя стала неуклонно катиться вниз, и поэтому было решено, вновь использовать свободный труд, но при этом ввести оброк.

Примерно такой же сценарий, произошёл и в Греции, где было развито не только сельское хозяйство и политический уровень. В Греции все люди хорошо разбирались в политике, свободе и своих правах, ведь не зря демократия начала своё становление именно в этом государстве. Введение барщины не только снизило уровень сельского хозяйства, но и породило волнения со стороны населения, поэтому подобную систему на манер Рима заменили оброком.

Из других источников следует, что барщины в Римской империи вовсе не было. При захвате римских провинций германскими племенами Тацит, упоминая о крепостном состоянии, говорил:

« Рабы имеются у германцев в другом положении, чем наши, меж которыми распределяются отдельные домашние службы. У каждого своё хозяйство, усадьба. Господин лишь налагает на них, как на колонов (ut colono) известный оброк одеждой, хлебом, скотом — в этом все рабство»

Это говорит о том, что в Римской империи, скорее всего, изначально использовался оброк, а барщина распространялась не везде, а лишь у мелких хозяев с согласия крепостных, которые хотели использовать земли для пропитания.

Независимо от выбора источника следует, что барщина и оброк не были привнесены в Римскую империю со стороны германцев. Эта форма правления изначально там развивалась, а после завоевания римских провинций не была отменена. Германцы относились к жителям Рима более почтительно, из-за чего многие римские жители переселялись в уже завоёванные селения.

Отмена крепостного права и барщины

16 февраля 1861 года по указу Александра II крепостное право было отменено, но лишь частично. Из особенностей этой реформы следует выделить такие элементы, как:

  • люди перестали считаться крепостными и получили право иметь личные земли;
  • каждый бывший крепостной имел право выкупить или получить четверть земли от надела бесплатно;
  • закрепление имущества в личную собственность.

Такая форма правления была встречена критикой со стороны бояр, но в последующем реформа была принята. Крестьяне только вначале радовались новой реформе, но впоследствии появились значительные изъяны. В первую очередь, многие крестьяне остались без земли для собственного пропитания. Выкупить землю можно было, заработав, оставаясь у господина срочно-обязанным работником, но для этого требовался не один год. Часто отпадал и вариант получения бесплатной четверти земли от надела, так как многие бояре выдавали территорию с плохой почвой. На заболоченных местах, с высоким содержанием глины в почве вырастить можно лишь небольшое количество культур.

Такой раздел привёл к значительному ухудшению в сфере сельского хозяйства. В то время как господа лишились своих крепостных, крестьяне не могли получить землю и трудом заработать себе пропитание. Только через несколько десятков лет, после многочисленных поправок в этой форме правления барщинная повинность была полностью искоренена.

Заключение

Введение барщинной повинности, как формы правления в России и западной Европе, имеет огромное значение для истории развитий целых государств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector