3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общество как сложная динамическая система

Общество как сложная динамичная система

Понятие об обществе

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

В узком смысле:

первобытное, рабовладельческое общество (исторический этап развития человечества);

французское общество, английское общество (страна, государство);

дворянское общество, высшее общество (круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов);

— спортивное общество, общество защиты природы (объединение людей с какой-либо целью).

В широком смысле обществом называют человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов; общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Таким образом, в этом определении выделяются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связь между людьми. Далее эти два аспекта конкретизируются и углубляются.

Общество как сложная динамичная система

Второй аспект понятия «общество» (способы взаимодействия людей и формы их объединения) можно уяснить, используя такую философскую категорию, как динамичная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Системой принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о сложной динамичной системе.

Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы.

Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:

экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения);

социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий);

политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями);

духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).

Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа:

1) (в широком смысле) — весь мир в многообразии его форм.

2) ( в узком смысле) — совокупность естественных условий существования человеческого общества( среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни)

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей,-«второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связанна.

Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействия на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В тоже самое время сама природа испытывает на себе силы общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.

На первых порах противоречия между обществом и природой выступало как их различие, т.к. человек создавали примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уж не было. По мере совершенствования орудия труда воздействия общества на природу становилось все сильнее. Однако, человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологии и т.д.. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняет специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключаются основы единства мира.

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить следующим образом.

Культура — (от лат. Обработка)

1) в широком смысле — совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

2) в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности

3) в общем — это творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности.

Различают материальную и духовную культуру

Материальная — связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

Духовная — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться в материальных носителях: книгах, картинах, орудия труда и т.д. а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.

В основе культуры лежит творческая деятельность человека, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются имения, развиваются творческие способности и т.д. И все эти приобретаемые человеком свойства и качества тоже становятся элементами культуры.

Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры.

Культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубока человечность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВА

Сферы (области) жизни общества — взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества:

1) экономическая ( ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)

2) социальная ( состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)

3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование)

4) духовная ( охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явления духовной культуры).

Все 4 сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (общественных) отношениях, что в свою очередь ведет к кризису в политической сфере.

ВАЖНЕЙЩИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.

Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия «общество», можно сказать, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

— эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

— революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Общество как сложная динамическая система

Группа Historiчка Обязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!

Дорогие друзья , поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

История России

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле обществоэто обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Общество как сложная динамическая система

Содержание

  1. Черты общества
  2. Социальные институты
  3. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Черты общества

Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты:

  • сложный, многоуровневый характер

В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые – семья, так и большие – класс, нация.

Общественные подсистемы – это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.

  • наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)

Например, экономическая сфера – это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.

  • основной элемент – человек

Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.

  • постоянные изменения, преобразования

Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.

  • порядок

Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество – это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.

Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.

Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля – особенность общества.

Социальные институты

Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.

Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний – институт образования и науки.

Примеры социальных институтов:

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию, мы выяснили, что общество как сложная динамическая система находится в постоянном развитии. Потребности человека привели к появлению определенных видов деятельности. Для их упорядочения появились социальные институты, объединяющие многих людей.

Тема 4. Общество как сложная динамичная система

1. Понятие об обществе как системном образовании.

Общество – это основная категория социологии. Существуют основные отличительные признаки между обществом и природой. Признаки общества:

1) Социальность. Она выражает общественную сущность жизни людей. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире. Это особый вид человеческих отношений, который реализуется в семейных, политических, религиозных и т. д. отношениях (вспомните феномен Маугли).

2) Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. При социальном взаимодействии мы понимаем такие виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общества; взаимодействие психическое и совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии образуют социальную группу. Общество образуется тогда, когда есть как минимум взаимодействие между двумя индивидуами.

3) Территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Она накладывает отпечаток на события, на ней происходящие. Пример: на севере так и не сложились рабовладельческие отношения.

4). Существование общества, его функционирование и развитие в социальном пространстве (современное индийское общество существенно отличается от английского или белорусского) и социальном времени (иная эпоха — иное общество: сравнить общество в разные временные отрезки: средневековье и современное общество).

5) Высокий уровень самоорганизации и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Уровень саморегуляции достаточный для средневекового общества, оказался бы недостаточным для современного общества.

6) Наличие в обществе специальных органов для саморегуляции — социальных институтов. Это устойчивая, организованная форма деятельности социальных групп, направленная на социальное взаимодействие, обеспечивающее в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейший из этих институтов — государство.

7) Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами.

8) Наличие в обществе социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы, оно обладает сложной структурой. В любом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличием или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов, культуры, принадлежности к территории, религии и т.д., которые в совокупности и составляют его социальную структуру.

Подобным признакам соответствуют и современные страны, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются своя территория, название, культура, история, управление.

Общество как единая система состоит из подсистем:

1) социальная подсистема охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах — широком и узком.

В широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Это — магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы — от богатых и средних до бедных.

В узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование). Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть — как правило, беднейшие слои.

2) экономическая подсистема включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К экономической сфере относят природные ресурсы, фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, деньги и инвестиции, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей — в пище, жилье, досуге. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения (дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей, либо выступают таковы лишь частично), которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все мы являемся потребителями товаров и услуг, созданных первыми. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли.

3) политическая подсистема — это президент и аппарат президента, правительство и парламент, его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства — обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер. Основной вопрос политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий — выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

4) духовная подсистема (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины.

Все подсистемы связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица и даже может вырасти преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной.

Общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.

«Общество как сложная динамичная система (социальное взаимодействие и основные институты общества)». 10-й класс

Класс: 10

Цели:

  1. Формировать знания обучающихся о социальном взимодействи, социальных институтах и их роли в обществе.
  2. Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать, работать в группе, умение преподносить материал.
  3. Воспитывать стремление реализовать свои возможностии и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: ноутбук, презентация, видеопроектор, экран, рабочие листы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний обучающихся.

Вид урока: изучение нового материала.

Методы и формы обучения: словесные (объяснение), наглядные, практические (задания), фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.

Цели урока реализуются следующим образом:

Развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие самостоятельности учащихся способствует через групповую работу, работу с текстом, выполнение заданий с пропусками слов.

Пробуждается интерес, любовь к предмету. Считаю, что эффективнее это получается тогда, когда используются игровые моменты, потому что игра для ребёнка естественная потребность. Во время игры дети действуют свободно, не боятся ошибки. Участие в игре снижает психологическое напряжение, испытываемое ребёнком в процессе учебной деятельности. С этой целью учащимся предложена игра “Эстафета”, которая также используется в качестве физкультминутки.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в пограмме Microsoft PowerPoint, что позволяет, во-первых, сэкономить время, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счёт предлагаемых словесных, наглядных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Соблюдаются структурные компоненты урока:

  1. Организационный момент, характеризирующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. Устный опрос (повторение теоретического материала);
  3. Изучение нового материала (самостоятельная работа в группах);
  4. Закрепление изученного материала (решение практических заданий);
  5. Дано домашнее задание;
  6. Итоги урока подведены учащимися.

Приём подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке, поскольку на настоящий момент данными умениями владеют не все учащиеся класса.

Учебная работа на уроке разнообразна: групповая работа, работа с дидактическим материалом, индивидуальная работа. Чередуются различные виды деятельности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Чем же мы с вами сегодня будем заниматься? Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: почему общество сложная динамичная система? Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное об обществе.

2. Постановка целей

Тема нашего урока «Общество как сложная динамичная система» (слайд 1). Используя эти слова помощники (ПОВТОРИМ, ИЗУЧИМ, УЗНАЕМ, ПРОВЕРИМ) (слайд 2) сейчас мы с вами попытаемся сформулировать цели нашего урока. (ответы детей)

(Повторим тему «Общество», изучим общество как динамичную систему, проверим знания по теме «Общество»)

Сейчас выполним первое наше задание.

Задание:

Что такое общество? (слайд 3)

(Общество в узком значении это:

  • этап исторического развития человечества(тип социальной системы);
  • страна, государство,(отдельный социальный организм);
  • Объединение людей по интересам и целям;
  • Группа людей, объединённых происхождением, положением, ценностями.

Общество (в широком значении ) – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.)

3. Формирование новых знаний

Учитель: Общество – это не просто то, что мы определили, а это система – сложная и динамичная. (слайд 4)

Система – это целое, составленное из частей совокупность.

Что значит динамичная система? (ответы детей)

Вывод: Динамичная система– система допускающая различные изменения, развитие, возникновение новых, отмирание старых частей и связей между ними.

Учитель: Общество как сложная динаическая система включает в себя элементы и подсистемы, с чем предстоит познакомиться нашим группам и рассказать об этом нам.

2. Работа в группах. (Приложение 1)

1 группа– изучает особенности социальной системы и вносит данные в таблицу

Характерные черты общества как системы.

Общество как сложная динамическая система.

Автор: к.пед.н., доцент Антон Степанович Галицкий

Раздел 1. Обществознание. Общество. Человек – 18 часов.

Тема 1. Обществознание как совокупность знаний об обществе – 2 часа.

Общее определение понятия общества. Сущность общества. Характеристика общественных отношений. Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики. Основные социальные феномены жизни человека: общение, познание, труд. Общество как сложная динамическая система.

Общее определение понятия общества.

В широком смысле обществоэто обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Сущность обществасостоит в том, что в процессе своей жизнедеятельности каждый человек взаимодействует с другими людьми. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Характеристика общественных отношений.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на три большие группы:

1. межличностные (социально-психологические), под которыми понимают отношения между отдельными индивидуумами. При этом индивидуумы, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидуумами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидуумами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

2. материальные (социально-экономические), которые возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него. Они подразделяются на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

3. духовные (или идеальные), которые формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их значимыми для них ценностями. Они подразделяются на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Основные социальные феномены жизнедеятельности человека:

1. Общение (в основном задействованы эмоции, приятно/неприятно, хочу);

2. Познание (в основном задействован интеллект, истинно/ложно, могу);

3. Труд (в основном задействована воля, надо/не надо, должен).

Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики.

1. Сознание и самосознание. 2. Слово (2-я сигнальная система). 3. Религия.

Общество как сложная динамическая система.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют три:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социально-политическая, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом, проявляющихся в таких феноменах, как политика, государство, право, их соотношение и функционирование;

3) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все три сферы общественной жизни не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реального, целостного, динамично развивающегося общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

В свою очередь общество как система «встроено» в надсистему «биосфера-геосфера-гидросфера-атмосфера». Все вместе они образуют метасистему «ноосфера».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector