0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение детей порядковому счету

Как научить ребёнка считать: счёт порядковый и количественный

Как научить ребёнка считать? Это не так сложно, как многим думается. Главное — поймать момент, когда кроха начнёт проявлять интерес к основам математики, и тогда уж действовать целенаправленно и планомерно. При этом, безусловно, важно учить счёту правильно, осознавая, чем порядковый счёт отличается от количественного. У вас имеются пробелы в этом вопросе? Не страшно, когда с вами «Эврика»!

Порядковый и количественный счёт: 5 отличий

Отличие 1: Цели

  • Количественный счёт применяется, когда нужно посчитать предметы. Т.е. определить, сколько их всего.
  • Счёт порядковый используется, чтобы узнать место предмета, его номер в упорядоченном множестве.

Итак, количественный счёт используем, чтобы определить общее количество элементов в множестве, порядковый — чтобы найти место конкретного элемента.

Отличие 2: Числительные

Для порядкового счёта нам нужны числительные порядковые, а для количественного, соответственно, — количественные. Напомним:

  • один, два, три и т.д. — количественные числительные (указывают на количество предметов);
  • первый, второй, третий и т.д. — порядковые числительные (указывают на порядок предмета в последовательности).

Отличие 3: Вопросы

Этот критерий, определяющий различие между порядковым и количественным счётом, очень легко и удобно использовать на практике.

Если можно задать вопрос «сколько», то счёт у нас количественный, т.е. мы хотим узнать «сколько всего»:

  • Сколько лапок у котёнка?
  • Сколько бубликов в пакете?
  • Сколько звёзд на небосклоне?

Когда мы хотим определить место предмета, то задаём вопрос «который» или «какой по счёту». Чтобы ответить на такой вопрос, нужно использовать порядковый счёт.

  • На каком этаже мы живём?
  • На каком автобусе мы отправимся в гости в бабушке?
  • Какую конфетку ты уже кушаешь?

Отличие 4: Направление

Если мы хотим определить количество, то неважно, в каком направлении будут пересчитаны предметы. Наша задача — определить, сколько их всего.

Чтобы узнать порядковый номер предмета, нужно считать по порядку, в указанном направлении. А если направление счёта поменять, результат может оказаться совершенно другим.

Рассмотрим картинку, чтобы усвоить:

  • ВТОРОЙ слева квадратик — красного цвета,
  • ВТОРОЙ справа — голубого.

Поменяли направление — изменился результат. Но количество квадратов осталось прежним.

Отличие 5: Значение

  • При количественном счёте числительное обозначает всю совокупность предметов.
  • При порядковом счёте числительное используется для обозначения места конкретного предмета и, соответственно, только к этому предмету и относится.

Игры для закрепления навыков порядкового и количественного счёта

Игра 1: Кто в домике

Для проведения игрового занятия вам понадобится одна небольшая игрушка и 5 совершенно одинаковых по размеру и цвету коробочек, в которые эту игрушку можно усадить, как в домик.

Коробочки можно смастерить с малышом на занятиях творчеством. А можно заменить их чем-то подходящим — например, пластиковой посудой или даже листами цветной бумаги. Кстати, в последнем случае мы получаем ещё больше пользы от игры: тренируем воображение крохи, предложив ему представить, что этот простой лист — великолепной красоты домик, в котором живёт его любимая игрушка.

Наша задача: показать юному счетоводу, что собой представляет порядковый счёт, для чего он нужен и как им пользоваться.

  • Сколько у нас домиков? Давай посчитаем. Один, два, три, четыре, пять! Всего 5 домиков!
  • Домики одинаковые или разные? Они совершенно одинаковые.
  • В одном домике спряталась твоя игрушка. Ты можешь, не показывая пальчиком, сказать мне, где игрушка?
  • Чтобы правильно сказать, в каком домике есть постоялец, надо узнать место этого домика. Давай посчитаем: первый домик, второй, третий, четвёртый, пятый.

Называя коробочки порядковым числительным, не забывайте сопровождать счёт указанием на соответствующий «домик».

Правильно назвав, в каком домике игрушка, пусть малыш пересадит её во второй, четвёртый домик. Снова и снова задавайте ему вопросы:

  • Сколько у нас домиков?
  • Сколько у нас игрушек прячется?
  • В каком домике игрушка?

Игра 2. Цветные фишки

Для этого занятия вам нужно подготовить 5 одинаковых предметов, которые будут отличаться только цветом. Что можно использовать? Да что угодно:

  • прищепки;
  • детали конструктора или мозаики;
  • машинки из набора;
  • детская посудка;
  • флажки;
  • вырезанные из плотного картона кружочки — фишки.

Чтобы игра не надоедала, меняйте подручный материал. Главное — отрабатывать порядковый и количественный счёт.

Для начала расставьте предметы в линию. А теперь начинаем:

  • Какая по счёту синяя фишка?
  • На третьей позиции стоит фишка какого цвета?
  • Поменяй местами синюю и красную фишку. Какие позиции они стали занимать в нашем ряду?
  • Собери фишки в коробочку, а теперь выкладывай их так: первая — зелёная, вторая — красная, третья — синяя…

Меняйте задания, чтобы малыш хорошо освоился с понятием порядкового счёта. Не забывайте периодически напоминать, СКОЛЬКО всего фишек участвует в игре.

Чтобы не путаться с позициями, можно использовать карточки с цифрами, озвучив, что каждая цифра указывает номер фишки, её место в ряду. Как кресла в театре, как дома на улице или квартиры в доме…

Игра 3. Подарок для Незнайки

Приготовьте 5 одинаковых цветков. Их можно нарисовать на бумаге, выполнить в технике оригами, сделать аппликацией — неважно. Важно, чтобы возле цветка помещался маленький квадратик — подарок для Незнайки.

Цель этой игры — наглядно продемонстрировать, что при порядковом счёте важно, как считать.

  • Бабушка прислала Незнайке телеграмму, в которой написала, что спрятала для него подарок на полянке под третьим цветком. Но человечек никак не может отыскать его.

Покажите, как «считает» цветы Незнайка, нарочно называя места неправильно, начиная счёт не с той стороны или считая не по порядку.

Малыш должен усвоить, что порядковый счёт должен однозначно указывать на предмет. Меняя направление счёта, мы получаем другую позицию, другой предмет, мы не находим подарок.

Поиграйте с цветочками, пересчитывая их справа налево, потом слева направо. А теперь посчитаем, сколько всего цветочков. Если уберём один, какой цветок исчез? А сколько их осталось на поляне? А если между третьим и четвёртым посадим ещё один цветочек, что изменится? Какой цветок теперь на пятом месте? А крайний справа цветок на каком месте?

Советы «Эврики»:

  1. Детям младше четырёх лет вы можете рассказывать о том, что счёт нам помогает узнавать количество предметов и находить место этих предметов. Но ждать правильного применения порядковых и количественных числительных в раннем дошкольном возрасте не стоит.
  2. Если ребёнок ошибается, называя при счёте неверное числительное, мягко поправляйте его каждый раз, когда это не будет отвлекать от других развивающих задач вашего занятия с дошкольником.
  3. Напоминайте ребёнку, что счёт «один, два, три» используем, когда хотим узнать, СКОЛЬКО предметов. Когда ищем, КАКОЙ по счёту, то считаем «первый, второй, третий».
  4. Используйте приведённые описания игр в качестве образца, смело меняя условия, главных персонажей и дидактические материалы. Фантазируйте, наслаждаясь педагогическим творчеством и полезным взаимодействием с любимым дошколёнком.

Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Конспект открытого занятия «Обучение порядковому счёту в пределах 7» (старшая группа)

Елена Сорокина
Конспект открытого занятия «Обучение порядковому счёту в пределах 7» (старшая группа)

Федеральное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка»

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «Обучение порядковому счёту в пределах7»

(старшая группа)

• учить детей порядковому счёту в пределах 7,

• учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» и правильно отвечать на них,

• закреплять умение считать в пределах 10,

• совершенствовать умение воспроизводить количество движений по образцу, развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве,

• развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь,

• воспитывать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Методы и приёмы: словесный метод (рассказ-сопровождение занятия, приём эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент, игровой приём (игра, физкультминутка, наглядный метод (колпачки, графические карточки, наглядно-практический метод (раздаточный материал).

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: цветные колпачки, шарик, карточки с геометрическими фигурами, мяч, карточки-схемы движений.

Раздаточный материал: карточки с 2 свободными полосками, подносы с картинками сказочных героев (по штук на каждого ребёнка).

Предварительная работа: Проведение дидактических игр математического содержания, индивидуальная работа по ФЭМП, разучивание физкультминуток.

Ход занятия

Дети с воспитателем заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Топни-Хлопни»

Проводится Д/И «Топни-Хлопни»

Воспитатель: Молодцы! Все выполнили задание правильно. Предлагаю вам поиграть в следующую игру «Передай число».

Проводится Д/И «Передай следующее число»

Работа с демонстрационным материалом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на своем столе красивую коробку.

Воспитатель показывает детям коробку.

Воспитатель: сейчас мы откроем её и посмотрим что там.

Воспитатель достаёт из коробки колпачки и маленький шарик.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: это колпачки и шарик.

Воспитатель: правильно, это колпачки клоуна и шарик.

Воспитатель: Ребята, что нам нужно сделать, чтобы узнать сколько у нас колпачков?

Дети: Чтобы узнать сколько у нас колпачков, их нужно посчитать.

Воспитатель: правильно. Посчитайте колпачки.

Дети: Один колпачок, два колпачка…семь колпачков.

Воспитатель: молодцы! Что мы сделали?

Дети: мы посчитали колпачки.

Воспитатель: что мы узнали?

Дети: м узнали сколько у нас колпачков.

Воспитатель: Правильно, мы посчитали колпачки, и теперь мы знаем сколько их. Когда хотят узнать сколько предметов, их считают так, как считали вы: один, два, три,четыре…Считая так, находят ответ на вопросы «сколько?», «сколько всего колпачков?». Все колпачки одинаковые. Но под одним из них спрятан шарик. Его можно легко найти, если знать, на котором месте колпачок с шариком. Когда надо узнать место предмета среди других, тоже считают, но по-другому. Послушайте и посмотрите, как считают, когда узнают, на котором месте предмет.

Воспитатель считает слева направо: первый, второй, третий….

Воспитатель: на котором по счёту месте стоит последний колпачок?

Дети: последний колпачок стоит на 7 месте.

Дети хором и индивидуально пересчитывают колпачки.

Воспитатель: Ребята, в каком направлении мы с вами считаем колпачки?

Дети: мы считаем колпачки слева направо.

Воспитатель: Закройте глаза, я спрячу шарик в другое место. Теперь откройте их. Шарик под шестым колпачком слева. Ваня, найди шестой колпачок слева.

Воспитатель 2-3 раза меняет место, куда прячет шарик. Дети пользуясь порядковым счетом, находят его.

Работа с раздаточным материалом.

На детских столах подносы с картинками сказочных героев.

Воспитатель: Ребята, на верхнюю полоску карточки выложите героев сказок в таком порядке. На первое место поставьте медведя,на второе место поставьте лису, на третье место поставьте зайца, на четвёртое место поставьте волка, на пятое место поставьте колобка, на шестое место поставьте мышку, на седьмое место поставьте лягушку.

Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу, предложенного воспитателем.

Воспитатель: Ребята, на котором по счёту месте стоит лиса?

Даша: лиса стоит на 2 месте.

Воспитатель: Ребята, на котором по счёту месте стоит волк?

Костик: волк стоит на 4 месте.

Воспитатель: Ребята, на котором по счёту месте стоит мышка?

Платон: мышка стоит на 6 месте.

Воспитатель: Ребята, на котором по счёту месте стоит медведь?

Виталина: медведь стоит на 1 месте.

На арену клоун вышел, кто из вас о нем не слышал?

Поклонился, улыбнулся, потянулся, повернулся,

Он присел, потом привстал, головою покачал.

Мы захлопали в ладоши, значит клоун был хороший!

(дети выполняют движения, повторяя за воспитателем)

Воспитатель: Ребята, волк и лиса решили поменяться местами. Поменяйте их, пожалуйста.

Воспитатель: на котором по счёту месте оказался волк?

Рома: волк стоит на 2 месте.

Воспитатель: Ребята, а теперь поменяйте местами зайчика и колобка. На котором по счёту месте оказался колобок?

Настя: колобок стоит на 3 месте.

Воспитатель: Ребята, а теперь поменяться местами решили лягушка и мышка. Поменяйте их, пожалуйста. На котором по счёту месте стоит лягушка?

Ваня: лягушка стоит на 6 месте.

Воспитатель: молодцы, ребята!

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый человечек».

Игра проводится на ковре. Дети стоят свободно.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: считали колпачки, искали шарик под колпачками.

Воспитатель: чему мы сегодня учились?

Дети: мы учились считать по порядку.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня занимались, выполняли все задания, играли. Вы были очень внимательны.

Обучение счёту в пределах 10. Математическая дидактическая игра «Веселые жирафы» для детей 5–7 лет Математическая дидактическая игра «Весёлые жирафы» Обучение счёту в пределах 10. Для детей 5-7 лет Цель: совершенствовать навыки счёта.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Счет в пределах 10. Ориентировка на листе бумаги» Задачи: — закреплять умение считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); — совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги;.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Геометрические фигуры и счет в пределах 10» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе Подготовила: воспитатель, Еремина Е. В. Цель: Формировать у детей элементарные математические.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ. Счет в пределах 10» I. Программное содержание: Обучающие задачи: Закреплять знания числового ряда, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе. Счет в пределах 4. Геометрические фигуры Конспект открытого занятия по математике в средней группе МДОУ д/с № 51 р. п. Сенной Саратовской области Вольского района Провел.

Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники (старшая группа) Конспект открытого занятия по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Апрель» с помощью мнемотехники. Тема: Заучивание стихотворения С.

Конспект открытого занятия старшая группа «Путешествие в страну безопасности» Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;.

Конспект открытого занятия по нетрадиционным техникам рисования «Путешествие в страну Рисовандию» старшая группа Цель: развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами. Задачи: -формировать умения.

Конспект открытого занятия «Отчего, почему, зачем» по теме «Осень» (старшая группа) Тема: «Отчего, почему, зачем». Образовательная область: «Речевое развитие». Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие»,.

Занятие по ФЭМП с использованием ИКТ «Путешествие по сказке. Порядковый счет в пределах 5» (старшая группа) Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ «Путешествие по сказке» Старшая группа.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Консультация для воспитателей на тему:
«Обучение детей количественному и порядковому счету»

  1. Счет предметов.
  2. Понятия количественные и порядковые числа.
  3. Методика ознакомления с порядковым и количественным значением числа в детском саду.
  4. Примеры заданий.

Как часто мы задаем ребёнку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все это посчитать, нужно знать цифры.

А вы не задумывались, откуда пришли числа? Первобытные люди, так же как и современные дети не знали счета. Детей теперь учат, а первобытных людей некому было учить. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой он полностью зависел, он научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение один – много. Частые наблюдения множества, состоящие из пары предметов (глаза, уши, руки, ноги, крылья) привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, когда видел пару уток, он сравнивал их с парой глаз. А если видел больше, то говорил «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а потом 4, 5.

Числа были придуманы людьми для счета, а также для фиксирования результатов измерения величин.

Добывая добычу, обменивая её на предметы своего труда, древние люди показывали нужное число на пальцах. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Например, в Китае и Японии предметы домашнего обихода считают не дюжинами, а пятерками и десятками.

После того как понятия числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами науки «математика» и появилась возможность изучать числа и действий с ними. Наука изучающая числа и действия с ними, получила название «арифметика» (в переводе с греческого число).

Каждое множество равномощно только одному числу. Поскольку число означает количественную характеристику, его называю количественным.

При количественном счете результат не зависит от того, в каком порядке пересчитывались элементы. Важно только не пропустить элементы при счете и не пересчитывать один и тот же элемент дважды. Количественный счет отвечает на вопрос: «Сколько?»

При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу множества определенного номера. В этом случаи натуральное число обозначает свой порядковый номер некоторого элемента и называется – порядковым.

При порядковом счете результат зависит от того, при какой последовательности пересчитывались элементы. Порядковый счет отвечает на вопрос: «Который по счету?»

Счет – это процесс нумерации элементов множества. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

— первому отмеченному предмету ставится в соответствии число 1;

— на каждом следующем шаге, выбирается предмет ещё не отмеченный ранее;

— ему ставится в соответствии число, следующее за последующим из уже названных.

В основу заложен принцип, что каждое последующие число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

После того, как ребёнок научился считать, то есть знание счета подразумевает знание слов числительных, названия их порядка при счете, понимания смысла процесса нумерации предметов нужно ввести активное использование приема пересчета каких-либо конкретных предметов. Это ему позволит соотносить название числа с определенным предметом или группой предметов, и определения общего количества предметов. Понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

Большая нагрузка при освоении счета приходится на механическую память, а не мыслительную операцию. Для того чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

При формировании операции счета полезно такое задание. Посчитать круги на фланелеграфе так, чтобы красный круг был первым, а теперь так, чтобы красный был вторым, последним. При этом упражнении процесс нумерации не затрагивается и поэтому ребёнком не осмысливается. Дети незнакомые с приведённой выше формой упражнения обычно спрашивают: «С какой стороны считать?» — и ещё пытаются расположить предметы в ряд будучи убеждены, что считать можно только считать можно только в таком положении, и причем только слева на права. Это показывает, что процесс счета у ребенка сформирован только в механическом виде и им не понят, не осмыслен.

В средней группе детского сада детей учили вести счет в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит дальнейшей основой для развития деятельности счета. Большое внимание уделяется навыкам счета; детей, учат вести счет предметов, слева на право, указывая на предмет по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде числе, именовать итог счета. Если кто-то не понимает итогового значения последнего названого при счете числа, то ему предлагается обвести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест, помогает ребёнку соотнести последнее числительное со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми пяти лет он как правило уже не нужен. Детям теперь нужно сосчитать предметы на расстоянии, молча, т.е. про себя. В старшей группе начинает развиваться память на числа. При обучении пятилетних детей количеству детей учат видеть, независимость числа предметов от их пространственных свойств. Предметы могут быть разные по цвету, по форме, но количество остаётся прежним. Детям старшей группы показывают разные приёмы счета. Убеждают, что начинать можно с любого предмета, и вести его в любом направлении, главное не пропускать предметы при счете и не считать один предмет дважды.

Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения числа и их количественный состав.

В старшей группе детей учат пользоваться порядковыми числительными. Пятилетние дети пользуются числительными, но еще употребляют их не уверенно и часто не верно. Поэтому необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Когда хотят узнать, сколько предметов их считают: один, два, три, четыре, считая так, находят ответ на вопрос сколько? Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы: который? какой по счету? считают: первый, второй, третий, и т.д.

Дети часто путают вопросы который? и какой? Последний требует выделения качественных св-в. предметов: цвета, размера и др. Чередования вопросов: сколько? который? какой по счету? какой? Позволяет раскрыть их значение.

Детям уже не раз показывали. Что для ответа на вопрос сколько? Не имеет значения, в каком порядке считать предметы. Теперь они узнают, что для определения порядкового места предметов среди других направление счета имеет существенное значение. Педагог демонстрирует это, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях. Он выясняет, например, что среди 7 флажков синий – на пятом месте, если вести счет слева на право, а если считать справа налево, то он на 3 месте.

Дети пробуют определить место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях. Делают вывод, что, определяя на котором по счету месте предмет, надо указать направление счета (третий, пятый справа, и.д.).

В качестве счетного материала используют однородные предметы, отличающие цветом и размером, например разноцветные флажки и кружки, елочки разной высоты и т.д., а позднее – совокупности предметов разного вида, например, игрушки (персонажи сказки «Теремок», «Репка»). В порядковом счете детей упражняют на бессюжетном материале, например, на моделях геометрических фигур, полосок разных размеров и т.п. Тренируясь в порядковом счете, они определяют место предмета среди других, находят предмет, занимающий определенное порядковое место (Какой предмет на первом месте, на третьем, пятом месте?), располагают предметы в указанном порядке.

Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют порядковые числительные количественными. Педагог прислушивается к тому, как дети ведут счет, указывает на ошибки. Особенно эффективны так называемые комбинированные упражнения, в которых порядковый счет сочетается с сопоставлением двух и более совокупностей предметов, группировкой геометрических фигур, упорядочиванием предме6тов по размеру.

Обучение порядковому счету, является основной задачей 3-4 занятия, в дальнейшем навыки порядкового счета закрепляются в ходе работы над новым материалом.

М.Монтессори предлагает выполнять методические упражнения, пользуясь в качестве дидактического материала одною из систем брусков.

В какой ни будь день, когда ребенок разложит палочки. Можно предложить пересчитать красные палочки, сини палочки, начать нумерацию от красной палочки или от синей палочки. Эти упражнения позволяют давать порядковое название каждой палочки: палочка номер первый, второй и. т. д.

Умение соотносить число, его название и знак является важным мыслительным действием. Психологи с давних пор вводят этот параметр в определения степени развития мышления человека.

Для закрепления понятия количества по программе Монтессори предлагается детям следующие упражнение:

«Стаканчики с фасолью»

На подносе стоят 10 прозрачных стаканчиков и плошка с крупной фасолью. На каждом стаканчике написана цифра. На последнем стаканчики написано 10. Ребенок раскладывает в стаканчик такое число фасоли, какое написано на стаканчике. Если он выполнит работу правильно, то ни одной фасоли на подносе не останется.

В одном отделении лежат 55 маленьких матрешек, а другом гладкие квадратные дощечки с написанными на них крупным шрифтом цифры. Ребенок раскладывает дощечки и на них ставит матрешки, количество должно соответствовать написанным цифрам.

В младшей группе можно провести следующее упражнение:

Цель: учить соотносить слово с числительным, числительное с количественным составом множеств.

Используем коробку с большими пуговицами, педагог играет с детьми в «Оладушки».

Читает текст потешки, раздавая детям, играющим по пуговице, называя детей по имени.

Один — Машеньке и т.д.

Затем пуговицы возвращаются в коробку (Съели оладушки), при этом их можно считать. В другом варианте этого упражнения ребенку дают столько пуговиц, сколько он попросит.

Ване? (сколько Ване?)

Для отработки порядкового счета можно использовать иллюстрацию из произведения К.Чуковского «Тараканище»:

А за ним комарики

На воздушном шарике.

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Прочитав это произведение, следует показать иллюстрацию.

Необходимо убедиться в том, что ребенок хорошо ориентируется в порядковых отношения, которые в устной речи надо выделять интонацией.

  • Сколько персонажей ехало?
  • Кто ехал первым?
  • Кто ехал четвертым?
  • Кто ехал за зайчиками, каким по счету?
  • Кто ехал между раками и львами?
  1. А.В. Белошистая. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.
  2. В. Волина. Праздник числа.
  3. В.В.Зайцев. Математика для дошкольников.
  4. Л.С. Метлина. Математика в детском саду.
  5. Е. Хилтунен. Считаю сам.

Тема: Обучение детей порядковому счёту в разных возрастных группах

Цель:учить детей находить место предмета среди других.

1. Отличие порядкового счёта от количественного

Порядковый счёт отличается от количественного следующими пунктами:

2. Используемый материал для изучения порядковых числительных.

Для изучения порядковых числительных используется следующий материал:

  • Сюжетный, однородный, отмеченный каким-то признаком (карандаши, мячики);
  • Сюжетный, разнородный, объединённый одним каким-то родовым понятием (фрукты, овощи, одежда, обувь, цветы);
  • Бессюжетный, разнородный материал (геометрические фигуры – по одной фигуре разного типа – треугольник, круг, квадрат);
  • Бессюжетный, однородный, отличающийся цветом или размером (треугольники разного цвета).

3. Обучение детей порядковому счёту в средней группе

Обучение порядковому счёту начинается со средней группы. Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать и узнавать количество предметов. Предлагает 2-3 детям пересчитать и назвать итог. Поясняет, что иногда нужно узнать какое место занимает предмет. В этом случае тоже считают, но по-другому: первый, второй, третий, четвёртый, пятый…

Обычно дети хорошо запоминают порядковые числительные, но не понимают значение порядкового счёта. И чаще всего при нахождении места предмета или порядкового номера дети считают до конца.

В этом случае воспитатель должен произвести показ и спросить о том, почему она остановилась у красного карандаша и не стала считать дальше.

Для того, чтобы поупражнять детей в определении места предмета или в нахождении порядкового номера, можно предметы поменять местами 2-3 раза или заменить одни предметы другими (игрушки, флажки и т.д.).

В средней группе при нахождении порядкового номера дети считают слева – направо, так же как и при количественном счёте. Если ребёнок ошибся, предлагается посчитать с другой стороны.

Для закрепления знаний о порядковом счёте в средней группе можно предложить следующие игровые задания:

«Зажги свет в окошке». Для этого предлагается одноэтажный домик, где есть от 5 до 10 окошек с прорезями и дополнительно карточки жёлтого цвета. В начале использования этих игр воспитатель даёт задание, где предметы располагаются по порядку. Например, в первом зажечь свет, затем во втором окошке… Затем предметы могут располагаться в любом порядке, например, сначала свет зажёгся в 6 окошке, затем во 2-ом, в 7-ом…

«Кто где живёт?» (вставляются карточки с изображением животных). В начале обучения дети расселяют соседей по порядку, затем в любом порядке.

4. Обучение детей порядковому счёту в старшей группе

Здесь дети считают по порядку в пределах 10 и более уже в начале учебного года. Важно показать детям, что порядковые числительные зависят (изменяются) от направления счёта.

Для этого выкладываем в один ряд чётное количество предметов (в пределах 10). Уточняем, изменится ли количество предметов от направления счёта, затем спрашиваем, изменится ли место предмета, если мы будем считать в разных направлениях. Ответы могут быть различными. Проверяем практическим путём, предлагаем найти какой по счёту зелёный мячик. Начнём считать с левой стороны. Затем узнаем, какой он будет по счёту, изменились ли цифры, т.е. изменилось ли порядковое число от направления в счёте. Аналогично предлагаем определить место ещё 2-3 предметов при счёте в разных направлениях.

Убеждаются в этом дети с помощью игровой ситуации. Например: к детям в гости пришли Филя и Степашка. Они отвернулись друг от друга, сердитые. Воспитатель уточняет, почему они так недовольны и рассказывает детям историю. Филя пригласил Степашку в гости и сказал: «Постучи мне в 4-е окошко. Я тебя увижу и открою». Степашка постучал, окно ему открыл медведь и зарычал. Степашка испугался, убежал и с тех пор с Филей не разговаривает. Выясняем, что случилось. Наверное, посчитал не с той стороны. Филя не сообщил, с какой стороны считать. Так помирили двух друзей.

В старшей группе для изучения порядковых числительных можно давать следующие задания:

· Учим детей находить предмет, занимающий определённое порядковое место:

— какой мяч находится на 5-ом месте при счёте справа

— какой мяч находится на 3-ем месте при счёте слева

· Учим детей находить место среди других:

— на каком месте находится огурец при счёте слева

— какое место занимает огурец при счёте справа

— где находится огурец при счёте слева

-какой номер у белого мяча

· Учим детей раскладывать предметы в указанном порядке:

— первым положить синий квадрат, вторым — жёлтый

Во всех этих заданиях можно использовать предлоги: между, за, после, до, перед.

Воспитатель может договориться с детьми о том, что если она не будет называть направление счёта, то значит считать нужно, как и раньше, с левой стороны.

Для закрепления знаний в старшей группе используются игры с те же названием: «Кто где живёт», «Зажги свет в окошке». Но домик должен быть многоэтажным. Даём задание узнать, кто живёт на 3-ем этаже в 5-ом окошке справа. Дети могут отыскать окна разными способами. Наиболее рациональный способ: сначала отыскать сторону для счёта, затем – этаж, затем – окна. Этажи считают снизу – вверх.

5. Обучение детей порядковому счёту в подготовительной группе

Используются те же упражнения, что и в старшей, но дополняются двумя новыми:

1. Берутся 2 множества (жучки и листочки) и раскладываются в один ряд в беспорядке. Детям предлагается назвать номера жучков при счёте слева направо. Детям это сложно, поэтому предлагается номер жучков называть вслух, а номер листочков про себя (шёпотом). Если ошибка повториться неоднократно, то с ребёнком занимаются индивидуально. Аналогично называются номера листочков, как при счёте слева направо, так и при счёте справа.

2. Упражнения, связанные с зарисовкой фигур в тетради.

Дети зарисовывают геометрические фигуры в тетради (например: 8 прямоугольников). Предлагаем заштриховать 1-ый, 4-ый, 7-ой слева волнистой линией, 2-ой, 6-ой, 9-ый справа – галочками… После выполнения предлагается образец для проверки выполненного задания.

В подготовительной группе полезно вспомнить, где используется порядковый счёт как в д/саду, так и в обычной жизни (физкультурное, музыкальное занятие, сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (кукла слева, справа), «Театр» (стулья нумеруются, детям раздаются билеты); в свободной деятельности – номера квартир, домов, троллейбусов).

Для того чтобы дети хорошо понимали и отличали разные виды счёта полезно чередовать вопросы, связанные с разными видами счёта. Примеры (по картинке):

Сколько лягушек в болоте?

На каком месте при счёте слева находится жёлтый мяч?

Сколько разных единиц в числе 6?

Назовите номер автобуса при счёте справа?

На сколько число 6 больше 5?

Какого цвета шарики? (вопросы на любое качество предметов).

Как получить число 8, если есть число 7?

Какой номер у предмета, который находится между … и …?

Так постепенно, отвечая на данные вопросы, дети начинают понимать их смысл и употреблять их в речи.

Методика обучения детей количественному и порядковому счёту (средний и старший дошкольный возраст)

Свой ответ я хотела бы построить по следующему плану:

1. Своеобразие методики работы в средней и старшей группах.

2. Содержание и методика работы по обучению детей количественному в среднем и старшем дошкольном возрасте.

3. Содержание и методика работы по обучению детей порядковому счёту в среднем и старшем дошкольном возрасте.

В средней группе занятия по развитию математических представлений проводятся один раз в неделю, до 20 минут. Основными методами и приёмами работы с детьми на занятиях являются такие как:

словесные, с выделением математических терминов;

В качестве наглядного материала в большинстве случаев должны выступать геометрические фигуры.

В старшей группе занятия длятся 25 – 30 минут. Большинство заданий дети выполняют по словесному указанию воспитателя, так как это способствует формированию у них произвольной памяти и внимания.

В средней группе обучение детей количественному и порядковому счёту происходит в пределах 5, в старшей – в пределах 10.

Счёт – это действие, при котором устанавливается взаимное соответствие между предметом и числом.

На современном этапе счётная деятельность показывается дошкольникам по системе Анны Михайловны Леушиной, по которой счётная деятельность даётся в два этапа:

1. детей знакомят с правилами счёта:

— все числа называются по порядку;

— каждое число называется только один раз;

— каждое число относится только к одному предмету;

— последнее число является итоговым, только оно называется при счёте, как обозначение всей группы предметов.

Особенности восприятия числа детьми

1. дети вместо числа ОДИН произносят существительное РАЗ. Следует обязательно исправлять ошибку. Поставить одну игрушку и спросить «Сколько?»

2. дети не понимают, что каждое числа относится только к одному предмету: они называют числа с одной скоростью, а указывают на предметы – с другой. Необходимо при счёте обязательно указывать рукой на каждый предмет.

3. дети не отличают процесс счёта от итогового числа, поэтому при счёте обязателен круговой жест.

4. дети не умеют согласовывать числительные с существительными. Для занятия надо подбирать предметы женского, среднего и мужского рода.

5. Название предмета при счёте даётся только после слова ВСЕГО, так как дети должны понять, какие бы предметы они не считали, числа всегда произносятся одинаково, и тем самым мы показываем, что счёт окончен.

С детьми в средней группе проводится специальное занятие на понимание правил счёта. На доску вывешиваются один круг и один квадрат. Воспитатель задаёт детям вопрос: «Сколько кругов? Сколько квадратов?» Затем воспитатель добавляет ещё один квадрат и спрашивает:

-Больше ли стало квадратов?

-Надо посчитать. А когда мы считаем, то мы говорим ОДИН, ДВА, всего ДВА квадрата.

-Как сделать, чтобы кругов тоже стало два?

Воспитатель добавляет ещё один круг, после чего круги вновь пересчитываются.

После того, как группа пересчитана, воспитатель добавляет ещё один квадрат и вновь пересчитывает.

В старшем дошкольном возрасте процесс обучения детей количественному счёту строиться по такому же алгоритмы, и протекает совместно с показом образования чисел второго пятка, так как дети должны сосчитать, сколько было предметов, сколько добавили, насколько стало больше (меньше).

Порядковый счёт –это определение места предмета среди других.

Вопросами для порядкового счёта являются такие как: КОТОРЫЙ, НА КОТОРОМУ ПО СЧЁТУ МЕСТЕ?

В качестве материала на занятии должны быть предметы одного вида, но отличающиеся по каким либо признакам; либо объединённые по родовому назначению (для первых занятий) и разные предметы.

Задачи порядкового счёта:

1. учить детей определять место предмета среди других (который по счёту?)

2. учить детей называть предмет, занимающий определённое порядковое место (какой предмет стоит на третьем месте?)

3. дети должны уметь раскладывать предметы по указанию воспитателя.

При обучении детей порядковому счёту в средней группе на доску вывешиваются три круга разного цвета. Сначала воспитатель считает их вместе с детьми. А потом говорит:

-первый синий, за ним красный, за красным зелёный.

Затем он спрашивает у детей о том, какой по счёту синий кружок и говорит, что считать надо так:

-Первый, второй, третий.

Затем он задаёт детям вопросы на определении места круга, и меняет их местами. Детям можно дать задание такого рода: сделай так, чтобы красный кружок был третьим по счёту.

В дальнейшем в средней группе порядковый счёт показывается на пяти предметах. Вопросы к детям остаются теми же.

Усложнения: назови предмет, который на третьем месте; разложите по порядку предметы, как сейчас я вам скажу.

В старшей группе обучение детей порядковому счету даётся на 10 предметах. Вопросы того же характера, что и в средней группе.

Дети в этом возрасте должны понимать, что от направления счёта меняется место каждого предмета в ряду. Для этого обязательно должно указываться направление счёта: справа налево, слева направо.

В дальнейшем порядковый счёт закрепляется в рисунках – заданиях: разложи, раскрась.

Таким образом, можно сказать о том, что работа по данному направлению достаточна сложна, и чтобы дети всё усвоили мало только тех знаний, которые есть у воспитателя, он должен их так преподнести детям, чтобы им было интересно.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Консультация для воспитателей на тему:
«Обучение детей количественному и порядковому счету»

  1. Счет предметов.
  2. Понятия количественные и порядковые числа.
  3. Методика ознакомления с порядковым и количественным значением числа в детском саду.
  4. Примеры заданий.

Как часто мы задаем ребёнку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все это посчитать, нужно знать цифры.

А вы не задумывались, откуда пришли числа? Первобытные люди, так же как и современные дети не знали счета. Детей теперь учат, а первобытных людей некому было учить. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой он полностью зависел, он научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение один – много. Частые наблюдения множества, состоящие из пары предметов (глаза, уши, руки, ноги, крылья) привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, когда видел пару уток, он сравнивал их с парой глаз. А если видел больше, то говорил «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а потом 4, 5.

Числа были придуманы людьми для счета, а также для фиксирования результатов измерения величин.

Добывая добычу, обменивая её на предметы своего труда, древние люди показывали нужное число на пальцах. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Например, в Китае и Японии предметы домашнего обихода считают не дюжинами, а пятерками и десятками.

После того как понятия числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами науки «математика» и появилась возможность изучать числа и действий с ними. Наука изучающая числа и действия с ними, получила название «арифметика» (в переводе с греческого число).

Каждое множество равномощно только одному числу. Поскольку число означает количественную характеристику, его называю количественным.

При количественном счете результат не зависит от того, в каком порядке пересчитывались элементы. Важно только не пропустить элементы при счете и не пересчитывать один и тот же элемент дважды. Количественный счет отвечает на вопрос: «Сколько?»

При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу множества определенного номера. В этом случаи натуральное число обозначает свой порядковый номер некоторого элемента и называется – порядковым.

При порядковом счете результат зависит от того, при какой последовательности пересчитывались элементы. Порядковый счет отвечает на вопрос: «Который по счету?»

Счет – это процесс нумерации элементов множества. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

— первому отмеченному предмету ставится в соответствии число 1;

— на каждом следующем шаге, выбирается предмет ещё не отмеченный ранее;

— ему ставится в соответствии число, следующее за последующим из уже названных.

В основу заложен принцип, что каждое последующие число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

После того, как ребёнок научился считать, то есть знание счета подразумевает знание слов числительных, названия их порядка при счете, понимания смысла процесса нумерации предметов нужно ввести активное использование приема пересчета каких-либо конкретных предметов. Это ему позволит соотносить название числа с определенным предметом или группой предметов, и определения общего количества предметов. Понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

Большая нагрузка при освоении счета приходится на механическую память, а не мыслительную операцию. Для того чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

При формировании операции счета полезно такое задание. Посчитать круги на фланелеграфе так, чтобы красный круг был первым, а теперь так, чтобы красный был вторым, последним. При этом упражнении процесс нумерации не затрагивается и поэтому ребёнком не осмысливается. Дети незнакомые с приведённой выше формой упражнения обычно спрашивают: «С какой стороны считать?» — и ещё пытаются расположить предметы в ряд будучи убеждены, что считать можно только считать можно только в таком положении, и причем только слева на права. Это показывает, что процесс счета у ребенка сформирован только в механическом виде и им не понят, не осмыслен.

В средней группе детского сада детей учили вести счет в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит дальнейшей основой для развития деятельности счета. Большое внимание уделяется навыкам счета; детей, учат вести счет предметов, слева на право, указывая на предмет по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде числе, именовать итог счета. Если кто-то не понимает итогового значения последнего названого при счете числа, то ему предлагается обвести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест, помогает ребёнку соотнести последнее числительное со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми пяти лет он как правило уже не нужен. Детям теперь нужно сосчитать предметы на расстоянии, молча, т.е. про себя. В старшей группе начинает развиваться память на числа. При обучении пятилетних детей количеству детей учат видеть, независимость числа предметов от их пространственных свойств. Предметы могут быть разные по цвету, по форме, но количество остаётся прежним. Детям старшей группы показывают разные приёмы счета. Убеждают, что начинать можно с любого предмета, и вести его в любом направлении, главное не пропускать предметы при счете и не считать один предмет дважды.

Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения числа и их количественный состав.

В старшей группе детей учат пользоваться порядковыми числительными. Пятилетние дети пользуются числительными, но еще употребляют их не уверенно и часто не верно. Поэтому необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Когда хотят узнать, сколько предметов их считают: один, два, три, четыре, считая так, находят ответ на вопрос сколько? Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы: который? какой по счету? считают: первый, второй, третий, и т.д.

Дети часто путают вопросы который? и какой? Последний требует выделения качественных св-в. предметов: цвета, размера и др. Чередования вопросов: сколько? который? какой по счету? какой? Позволяет раскрыть их значение.

Детям уже не раз показывали. Что для ответа на вопрос сколько? Не имеет значения, в каком порядке считать предметы. Теперь они узнают, что для определения порядкового места предметов среди других направление счета имеет существенное значение. Педагог демонстрирует это, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях. Он выясняет, например, что среди 7 флажков синий – на пятом месте, если вести счет слева на право, а если считать справа налево, то он на 3 месте.

Дети пробуют определить место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях. Делают вывод, что, определяя на котором по счету месте предмет, надо указать направление счета (третий, пятый справа, и.д.).

В качестве счетного материала используют однородные предметы, отличающие цветом и размером, например разноцветные флажки и кружки, елочки разной высоты и т.д., а позднее – совокупности предметов разного вида, например, игрушки (персонажи сказки «Теремок», «Репка»). В порядковом счете детей упражняют на бессюжетном материале, например, на моделях геометрических фигур, полосок разных размеров и т.п. Тренируясь в порядковом счете, они определяют место предмета среди других, находят предмет, занимающий определенное порядковое место (Какой предмет на первом месте, на третьем, пятом месте?), располагают предметы в указанном порядке.

Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют порядковые числительные количественными. Педагог прислушивается к тому, как дети ведут счет, указывает на ошибки. Особенно эффективны так называемые комбинированные упражнения, в которых порядковый счет сочетается с сопоставлением двух и более совокупностей предметов, группировкой геометрических фигур, упорядочиванием предме6тов по размеру.

Обучение порядковому счету, является основной задачей 3-4 занятия, в дальнейшем навыки порядкового счета закрепляются в ходе работы над новым материалом.

М.Монтессори предлагает выполнять методические упражнения, пользуясь в качестве дидактического материала одною из систем брусков.

В какой ни будь день, когда ребенок разложит палочки. Можно предложить пересчитать красные палочки, сини палочки, начать нумерацию от красной палочки или от синей палочки. Эти упражнения позволяют давать порядковое название каждой палочки: палочка номер первый, второй и. т. д.

Умение соотносить число, его название и знак является важным мыслительным действием. Психологи с давних пор вводят этот параметр в определения степени развития мышления человека.

Для закрепления понятия количества по программе Монтессори предлагается детям следующие упражнение:

«Стаканчики с фасолью»

На подносе стоят 10 прозрачных стаканчиков и плошка с крупной фасолью. На каждом стаканчике написана цифра. На последнем стаканчики написано 10. Ребенок раскладывает в стаканчик такое число фасоли, какое написано на стаканчике. Если он выполнит работу правильно, то ни одной фасоли на подносе не останется.

В одном отделении лежат 55 маленьких матрешек, а другом гладкие квадратные дощечки с написанными на них крупным шрифтом цифры. Ребенок раскладывает дощечки и на них ставит матрешки, количество должно соответствовать написанным цифрам.

В младшей группе можно провести следующее упражнение:

Цель: учить соотносить слово с числительным, числительное с количественным составом множеств.

Используем коробку с большими пуговицами, педагог играет с детьми в «Оладушки».

Читает текст потешки, раздавая детям, играющим по пуговице, называя детей по имени.

Один — Машеньке и т.д.

Затем пуговицы возвращаются в коробку (Съели оладушки), при этом их можно считать. В другом варианте этого упражнения ребенку дают столько пуговиц, сколько он попросит.

Ване? (сколько Ване?)

Для отработки порядкового счета можно использовать иллюстрацию из произведения К.Чуковского «Тараканище»:

А за ним комарики

На воздушном шарике.

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Прочитав это произведение, следует показать иллюстрацию.

Необходимо убедиться в том, что ребенок хорошо ориентируется в порядковых отношения, которые в устной речи надо выделять интонацией.

  • Сколько персонажей ехало?
  • Кто ехал первым?
  • Кто ехал четвертым?
  • Кто ехал за зайчиками, каким по счету?
  • Кто ехал между раками и львами?
  1. А.В. Белошистая. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.
  2. В. Волина. Праздник числа.
  3. В.В.Зайцев. Математика для дошкольников.
  4. Л.С. Метлина. Математика в детском саду.
  5. Е. Хилтунен. Считаю сам.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector