0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Описание и виды церковного аналоя

История создания и виды аналойной конструкции.

Введение

Памятники станковой масляной живописи составляют важную часть православной культуры России. Как известно, с XVIII века традиционную в искусстве темперную технику постепенно вытесняет масляная живопись. Она начинает применяться не только в светском искусстве, но и церковном, в том числе и для росписи церковных атрибутов, таких как аналой. Постоянное использование памятника при богослужениях не могло не отразиться на сохранности. Отсюда возникает необходимость сохранить произведения искусства посредством консервации и реставрации памятников.

Цели и задачи работы.

Главной целью работы является изучение особенностей иконографического изображения Евангелиста Луки и видов аналойной конструкции на примере расписного аналоя « Четыре Евангелиста» из г. Городец на Волге Нижегородской области (Предположительная датировка – первая треть XIX века), а также проведение консервационных и реставрационных мероприятий над его частью — произведением станковой масляной живописи «Евангелист Лука».

Уникальностью данной работы является необычная четырехгранная конструкция произведения — аналой. Аналой — (от греч. analogeion — подставка для книг) это высокий столик с наклонной верхней плоскостью, использующийся как подставка для книг, икон и т.п. во время богослужения в православном храме. Также особенностью этой работы является то, что аналой расписной, обтянут холстом с изображением 4 евангелистов на каждой стороне.

Задачами данной работы является:

1) изучить историю и виды аналоев;

2)изучить иконографию и особенности изображения типа «Евангелист Лука»;

3)установить степень сохранности произведения, имеющиеся повреждения;

4) разработать перечень мероприятий по реставрации и консервации, подходящих для данного памятника;

5) провести необходимые исследования на произведении;

6) провести необходимые реставрационные и консервационные мероприятия над произведением и конструкцией аналоя;

7)подвести итоги проведенных мероприятий.

Особенностями работы является необычная конструкция произведения и техника его исполнения, т.к. все четыре стороны сшиты между собой в единое полотно. Еще одной особенностью работы является жесткий кракелюр с приподнятыми краями и хрупкая основа произведения.

Также необходимо учесть в работе дальнейшее использование аналоя в церковных целях и для этого продумать изменение конструкции с целью предотвращения повреждения и разрушения произведения.
Объектом исследования является аналойная конструкция, история происхождения и ее виды; иконографический образ Евангелиста Луки, а также виды разрушения грунта и красочного слоя в станковой масляной живописи.

Предмет исследования – практическое применение реставрационных методик на примере реставрации произведения неизвестного художника « Евангелист Лука», являющийся частью общей композиции аналоя.

При подготовке данной работы использовались материалы и методические рекомендации по реставрации и консервации произведений масляной живописи …

Введение.
Глава 1 .
История и видыаналойной конструкции. Иконография Евангелистов

1.1 История создания и виды аналойной конструкции.

1.2 История и особенности иконографического типа «Евангелисты»

1.3 Иконография изображения и житие Евангелиста Луки

Глава 2. Виды повреждений и разрушений грунта и красочного слоя в станковой масляной живописи.

1.1 Факторы и виды разрушений грунта и красочного слоя масляной живописи.

1.2 Методики консервации и реставрации по устранению повреждений грунта и красочного слоя.

1.3 Методы реставрации жесткого кракелюра.

Глава 3. Паспорт реставрации памятника истории и культуры. Произведение «Евангелист Лука».

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Глава 1. История и виды конструкции. Иконография Евангелистов.

История создания и виды аналойной конструкции.

Аналóй (в переводе с др.-греч. — подставка для книг) — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.

Аналой имеет несколько назначений. Во-первых, аналой стоит напротив каждого алтаря перед иконостасом; на него кладётся праздничная икона, соответствующая тому или иному дню, либо икона, соответствующая посвящению придела. Такой аналой называется проскинитарием. При совершении таинства миропомазания во время богослужения на аналое лежит либо праздничная икона, либо Евангелие. Во-вторых, ещё один аналой расположен на клиросе для чтения чтецом псалмов. Третье назначение аналоя — совершение таинства исповеди, в этом случае аналой покрывается ризой, и на него кладутся крест и Евангелие. Иногда аналой также используется для чтения диаконом Евангелия.

Аналой также может иметь форму многостороннего столба, увенчанного многогранной вращающейся пирамидой. [1]

Впервые термин «аналой» зафиксирован в Евангелии от Фомы, часто встречается в Типиконах и др. литургических книгах. В обиходе православной Церкви наиболее распространены аналои 3 видов:

— проскинитарий или аналой,

Деревянный раскладной 4-ножный аналой с прикрепленной сверху материей для возложения книг в церковном обиходе наиболее употребителен и часто называется — «раскладушка». Во время службы сверху на него кладется покров того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства. Используется он при чтении Евангелия, паримий, и д.р., а также и во время келейной молитвы. Такой аналой не имеет постоянного места в храме и устанавливается в разных его частях по мере надобности.

Массивный деревянный аналой в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют проскинитарием, сверху он также может накрываться покровом. Проскинитарии обычно богато украшены, над ними устроены кивории. В большинстве российских церквей такой аналой с иконой, устанавливается в центре храма. В храмах афонских монастырей проскинитарий с аналойной иконой также постоянно находится в храме, но помещается не в центре, а у юго-восточной колонны. В некоторых храмах проскинитарий устанавливается не в центре храма, а в стороне от его главной оси, ближе к солее.

В церковной практике существуют легкие переносные аналои указанного типа, используемые для чтения Евангелия, для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди и т. п.

Аналой в виде деревянного многостороннего столба часто венчает вращающаяся многогранная пирамида. Используется он в клиросной певчей практике. В русских храмах на клиросах обычно стоят аналоя первых 2 видов или пюпитры.

При совершении службы священником у святого престола часто устанавливают раскладной аналой или аналой в форме пюпитра (на одной тонкой высокой ножке), на который возлагают Служебник.

Аналой поступивший на реставрацию относится к типу проскинитарий, на что указывает нам его четырехгранная конструкция с покатым верхом для возложения евангелия или других богослужебных книг. Он состоит из деревянной конструкции, и обтянут расписным сшитым холстом с изображением на каждой из граней одного из четырех евангелистов в полный рост и символизирующих их существ.

Изображение четырех евангелистов на аналое связано с его практическим предназначением – возложением на него Евангелия.

Описание и виды церковного аналоя

Внутреннее убранство каждого православного храма отличается своей уникальностью. В то же время все они объединены едиными правилами устройства для совершения богослужений. Одним из атрибутов церковной мебели является аналой. Он занимает далеко не первостепенное место в духовной жизни верующих. Однако его роль в совершении богослужений заслуживает отдельного внимания.

Краткое определение

Первые упоминания об аналое как о предмете церковной жизни встречаются в Библии, а также в древних богослужебных книгах. Само слово имеет древнегреческое происхождение и переводится как «подставка для книг».

Церковный аналой — это специальный постамент для богослужебных книг, икон или креста. Имеет четырехугольную форму. Средняя высота такого стола составляет 130-150 сантиметров. Отличительной чертой данного церковного атрибута является покатая столешница, которая делается для облегчения процесса прикладывания верующих к святыням и чтения богослужебной литературы.

Существует несколько видов аналоев, которые используются в ходе литургии. Они могут различаться по размеру, форме и внешнему виду. Несмотря на небольшие отличия, аналои, как правило, взаимозаменяемы.

В центральной части храма устанавливается одна или несколько подставок, которые называются также проскинитариями, что с греческого языка переводится как «поклонение». На них возлагают праздничные или храмовые иконы. Такие предметы часто изготавливают в виде тумб или многогранной колонны. Центральные постаменты отличаются от других видов большими размерами и богатством внешнего вида. Фото церковного аналоя, выполненного в виде проскинитария, представлено ниже.

Во время богослужения часто используются раскладные подставки. В этом случае покатая столешница изготавливается из прочной ткани, а основание – из легких деревянных опор. Такие аналои имеют небольшой вес и в сложенном виде не занимают много места. Их легко перемещать из одной части храма в другую, в зависимости от совершаемых таинств. Поэтому они являются важной составляющей церковного убранства.

Церковный хор для чтения нот и песнопений также пользуется специальной подставкой. Как правило, это небольшая столешница с наклоном, закрепленная на одной опоре. Такие аналои называют клиросными. Как и раскладные, они отличаются легкостью и мобильностью. Кроме хора, их используют священнослужители для удобства чтения богослужебных книг во время совершения литургии. Клиросный аналой может быть также выполнен в виде многогранной пирамиды. Такие подставки используются для удобства пения большим хором.

Использование

Как правило, аналоев в церкви несколько. Самым большим является центральный. Размещается такой постамент перед иконостасом. На нем находится главная икона, которая может меняться в зависимости от праздника или дня памяти святых. Перед центральным аналоем проходят молебны, крещение, венчание, соборование и прочие церковные таинства. Во время некоторых обрядов на центральный постамент возлагается Евангелие.

Аналои с иконами особо почитаемых святых встречаются не только в центральной части, но и в других приделах храма. Такие подставки необходимы для совершения таинства исповеди, во время которой на постамент возлагается крест и Евангелие. Такие атрибуты по необходимости устанавливаются в алтаре.

Рядом с церковными аналоями, которые служат подставками для икон, зачастую стоят подсвечники, куда молящиеся ставят свечи к празднику или святым угодникам. Использовать такие подставки можно не только в церкви, но и при совершении личной молитвы мирянами и монахами.

Изготовление аналоя

Изготавливаются аналои чаще всего из дерева самых разнообразных пород. Такие подставки отличаются красиво выполненной резьбой, небольшим весом и доступной ценой. Также в христианских храмах можно встретить аналои из камня или некоторых металлов, например бронзы. Они отличаются большей устойчивостью и долговечностью, однако имеют более высокую стоимость.

При изготовлении важной деталью является устойчивость, а для переносных подставок — наличие легкости и удобства. Опора не редко выполняется в виде шкафчика. Это является важной практичной деталью, особенно в условиях небольших храмов. Таким образом, постамент выполняет несколько функций одновременно: как подставка и дополнительное место хранения некоторых церковных предметов.

Изготовить церковный аналой своими руками может даже начинающий мастер, выбрав несложную модель. Ею может стать клиросный или переносной постамент, выполненный из легких деревянных опор и прочной ткани.

Украшение аналоя

Церковный аналой может быть украшен разнообразно. Декор выполняется в зависимости от модели позолотой, росписью, тиснением и другими видами внешнего оформления. Деревянные модели отличаются красивой резьбой, выполненной в виде цветов или креста. Покрытие лаком добавляет благородства внешнему виду, а также надолго защищает от внешних воздействий. Столешницы постаментов зачастую покрываются бархатной тканью, замшей, сукном разных благородных цветов.

Чаще всего в храмах во время особых праздников или поста церковный аналой покрывается красивой тканью-ризой в цвет облачения священнослужителей, а также украшается живыми цветами.

Значение

Церковный аналой для православного храма имеет большое значение. Удобство в использовании и различные виды позволяют использовать такие подставки для совершения богослужений и различных церковных таинств. Многообразие форм аналоя делает его практичным атрибутом, а красиво выполненный внешний вид — дополнительное украшение любого православного храма.

Описание и виды церковного аналоя

Внутреннее убранство каждого православного храма отличается своей уникальностью. В то же время все они объединены едиными правилами устройства для совершения богослужений. Одним из атрибутов церковной мебели является аналой. Он занимает далеко не первостепенное место в духовной жизни верующих. Однако его роль в совершении богослужений заслуживает отдельного внимания.

Краткое определение

Первые упоминания об аналое как о предмете церковной жизни встречаются в Библии, а также в древних богослужебных книгах. Само слово имеет древнегреческое происхождение и переводится как «подставка для книг».

Церковный аналой — это специальный постамент для богослужебных книг, икон или креста. Имеет четырехугольную форму. Средняя высота такого стола составляет 130-150 сантиметров. Отличительной чертой данного церковного атрибута является покатая столешница, которая делается для облегчения процесса прикладывания верующих к святыням и чтения богослужебной литературы.

Существует несколько видов аналоев, которые используются в ходе литургии. Они могут различаться по размеру, форме и внешнему виду. Несмотря на небольшие отличия, аналои, как правило, взаимозаменяемы.

В центральной части храма устанавливается одна или несколько подставок, которые называются также проскинитариями, что с греческого языка переводится как «поклонение». На них возлагают праздничные или храмовые иконы. Такие предметы часто изготавливают в виде тумб или многогранной колонны. Центральные постаменты отличаются от других видов большими размерами и богатством внешнего вида. Фото церковного аналоя, выполненного в виде проскинитария, представлено ниже.

Во время богослужения часто используются раскладные подставки. В этом случае покатая столешница изготавливается из прочной ткани, а основание – из легких деревянных опор. Такие аналои имеют небольшой вес и в сложенном виде не занимают много места. Их легко перемещать из одной части храма в другую, в зависимости от совершаемых таинств. Поэтому они являются важной составляющей церковного убранства.

Церковный хор для чтения нот и песнопений также пользуется специальной подставкой. Как правило, это небольшая столешница с наклоном, закрепленная на одной опоре. Такие аналои называют клиросными. Как и раскладные, они отличаются легкостью и мобильностью. Кроме хора, их используют священнослужители для удобства чтения богослужебных книг во время совершения литургии. Клиросный аналой может быть также выполнен в виде многогранной пирамиды. Такие подставки используются для удобства пения большим хором.

Использование

Как правило, аналоев в церкви несколько. Самым большим является центральный. Размещается такой постамент перед иконостасом. На нем находится главная икона, которая может меняться в зависимости от праздника или дня памяти святых. Перед центральным аналоем проходят молебны, крещение, венчание, соборование и прочие церковные таинства. Во время некоторых обрядов на центральный постамент возлагается Евангелие.

Аналои с иконами особо почитаемых святых встречаются не только в центральной части, но и в других приделах храма. Такие подставки необходимы для совершения таинства исповеди, во время которой на постамент возлагается крест и Евангелие. Такие атрибуты по необходимости устанавливаются в алтаре.

Рядом с церковными аналоями, которые служат подставками для икон, зачастую стоят подсвечники, куда молящиеся ставят свечи к празднику или святым угодникам. Использовать такие подставки можно не только в церкви, но и при совершении личной молитвы мирянами и монахами.

Изготовление аналоя

Изготавливаются аналои чаще всего из дерева самых разнообразных пород. Такие подставки отличаются красиво выполненной резьбой, небольшим весом и доступной ценой. Также в христианских храмах можно встретить аналои из камня или некоторых металлов, например бронзы. Они отличаются большей устойчивостью и долговечностью, однако имеют более высокую стоимость.

При изготовлении важной деталью является устойчивость, а для переносных подставок — наличие легкости и удобства. Опора не редко выполняется в виде шкафчика. Это является важной практичной деталью, особенно в условиях небольших храмов. Таким образом, постамент выполняет несколько функций одновременно: как подставка и дополнительное место хранения некоторых церковных предметов.

Изготовить церковный аналой своими руками может даже начинающий мастер, выбрав несложную модель. Ею может стать клиросный или переносной постамент, выполненный из легких деревянных опор и прочной ткани.

Украшение аналоя

Церковный аналой может быть украшен разнообразно. Декор выполняется в зависимости от модели позолотой, росписью, тиснением и другими видами внешнего оформления. Деревянные модели отличаются красивой резьбой, выполненной в виде цветов или креста. Покрытие лаком добавляет благородства внешнему виду, а также надолго защищает от внешних воздействий. Столешницы постаментов зачастую покрываются бархатной тканью, замшей, сукном разных благородных цветов.

Чаще всего в храмах во время особых праздников или поста церковный аналой покрывается красивой тканью-ризой в цвет облачения священнослужителей, а также украшается живыми цветами.

Значение

Церковный аналой для православного храма имеет большое значение. Удобство в использовании и различные виды позволяют использовать такие подставки для совершения богослужений и различных церковных таинств. Многообразие форм аналоя делает его практичным атрибутом, а красиво выполненный внешний вид — дополнительное украшение любого православного храма.

Словарь. Храм

Храм – дом Божий, здание, предназначенное для богослужения: церковь, собор.

Клир (греч. – жребий) – совокупность людей, совершающих богослужение в храме: священник, диакон, чтец, пономарь, звонарь, певчие.

Канонарх — одно из лиц клира. Его обязанностью является предначинание некоторых песнопений. Канонарх должен во всеуслышание провозглашать, что будет петься и на какой глас; затем он провозглашает каждую певческую строку песнопения, которая и повторяется за ним хором. Голос канонарха должен быть сильным, чистым, произношение отчетливым, ясным. Пение с канонархом сохранилось в основном в монастырях.

Клирик – человек, принадлежащий к клиру храма.

Пономарь (гр. — привратник храма) — низший церковнослужитель, помогающий во время богослужения.

Причетник – член причта церкви, церковнослужитель – общее название всех клириков, за исключением диакона и священника. Их обязанность – чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях.

Причт – состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви: как священнослужители (священник и диакон), так и церковнослужители (псаломщики, пономари и другие).

Регент (лат. – управляющий) – руководитель, дирижер церковного хора.

Хор – собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным.

Церковнослужитель – низшая степень клира: иподиакон, чтец, свещеносец, которые, не имея благодати священства, посвящаются на то или иное служение в церкви.

Алтарь (лат. – жертвенник) – восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Отделена от остальной части храма иконостасом. Согласно церковному уставу, в алтарь могут входить только мужчины.

Амвон (греч. – восходить) – центральная часть солеи напротив Царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и других богослужебных целей.

Аналой (греч.) – высокая подставка с наклонным верхом, на которую возлагаются иконы или богослужебные книги.

Апсида (от гр. — свод, арка) – полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ в восточной части храма, где располагается алтарь.

Баптистерий — здание с небольшим бассейном, предназначенное для совершения таинства крещения.

Барабан – венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие.

Водружальный крест — деревянный крест, ставящийся при начале строительства новой церкви в том месте, где будет находиться престол.

Глава – наружная часть купольного перекрытия барабана в форме шлема, луковицы, конуса, обычно завершаемая крестом.

Голосники – небольшие камеры или вделанные в верхние части стен храма глиняные кувшины, открытые внутрь помещения и служащие резонаторами для улучшения звучания голосов.

Горнее место — место за престолом в алтаре, где установлены седалища, на которые садятся архиереи и священники во время чтения Апостола.

Гульбище – наружная терраса вдоль стен храма. С алтарной стороны гульбище не делают.

Деисус (греч. – моление) – икона, с изображенными на ней Спасителем – посредине, Богородицей и Иоанном Предтечей – по сторонам. Помещается во втором ряду иконостаса над Царскими вратами.

Жертвенник – специальный стол для совершения проскомидии, находящийся в алтаре, слева от престола.

Завеса – занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря.

Закомара – полукруглое завершение верхней части стены церковного здания.

Запрестольный образ – икона, помещающаяся на восточной стороне алтаря за престолом и изображающая Спасителя, Божию Матерь или того святого (или событие), которому посвящен храм.

Звонница – сооружение в виде стенки с проемами для подвешивания колоколов, поставленное либо над крыльцом или стеной храма, либо отдельно.

Иконостас – перегородка с иконами, отделяющая алтарь от остальной части храма. Иконы в иконостасе обычно располагаются в несколько рядов. Расположение икон строго определено. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева — икона Богородицы. Справа от Спасителя — храмовая икона, то есть изображение того, в честь кого освящен данный храм или алтарь (если в храме не один придел). Над Царскими вратами обычно находится изображение Тайной вечери, а на самих Царских вратах — иконы четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Второй ряд иконостаса — праздничный: в нем располагаются иконы двунадесятых праздников. Третий ряд называется деисусным (см. Деисус). Четвертый ряд — пророческий, в нем располагаются изображения пророков. Пятый ряд — праотеческий, на нем изображены праотцы Ветхозаветной Церкви: от Адама до Моисея. Иконостас в совокупности икон выражает идею Вселенской Церкви и наглядно показывает, как мы, верующие во Христа, находимся в духовном общении, единении с теми, кто представляет нас пред Богом и с кем мы составляем единую Церковь Христову.

Канун — невысокий стол с подставкой для свечей и с изображением распятия. На канун ставят свечи с молитвой о упокоении родных и близких, перед ним служатся панихиды.

Катапетасма (греч – завеса) – завеса Царских врат.

Клирос – место в храме, предназначенное для хора. Обычно клироса располагаются на обоих концах солеи.

Кокошники – декоративные закомары, иногда с заостренным верхом, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковных зданий.

Колокольня – часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов (см. Звон колокольный).

Купель – сосуд в виде большой чаши, служащий для крещения младенцев.

Купол — самая верхняя часть храма, завершающаяся крестом. Куполов на храме бывает неодинаковое число: один — в честь Единого Главы Церкви — Христа; три — в честь Святой Троицы; пять — в честь Христа и четырех евангелистов; семь — в напоминание о семи таинствах и семи Вселенских Соборах; тринадцать — в честь Христа и двенадцати апостолов.

Лампада (греч. – светильник) – масляный светильник, зажигаемый перед иконами.
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме

Местный ряд – нижний ярус иконостаса, в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат) и Богородицы (слева от Царских врат), а также местная икона (вторая справа от Царских врат), с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. В местный ряд входят северная и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором во время богослужения стоит архиерей.

Паникадило (от гр. — состоящий из многих светильников) – большая люстра, светильник со множеством свечей или лампочек.

Паперть — площадка (крыльцо, лестница) перед входом в храм.

Пилон (от гр. — ворота) — массивный столб, служащий одной из опор купола или свода храма.

Плащаница – погребальное покрывало, полотно. В богослужебной практике – иконописное или вышитое разноцветными нитями изображение тела Иисуса Христа в том виде, в каком оно было снято с креста. В Великую пятницу выносится из алтаря на средину храма для поклонения и оставляется там до пасхальной полунощницы, затем снова вносится в алтарь.

Престол – квадратный стол посредине алтаря, служащий местом совершения таинства евхаристии – священное место, где во время богослужения незримо присутствует Сам Бог. Касаться престола и предметов, находящихся на нем, могут только священнослужители.

Придел – особый алтарь, отдельный от главного, содержащий в себе все, что составляет принадлежность всякого алтаря, то есть престол и жертвенник с принадлежностями и прочее. Подобно главному алтарю, отделяется от других частей храма иконостасом, имеет солею и клиросы. Приделы устраиваются в относительно просторных храмах для того, чтобы можно было совершать две литургии в день, поскольку на одном престоле литургия священнодействуется не более одного раза в день. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.

Притвор – самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Рака – гробница, большой, красиво украшенный ларец, в котором помещаются (часто – вместе с гробом) мощи святого.

Ризница – отдельное помещение в храме, где хранятся облачения (ризы) священнослужителей и церковная утварь.

Семисвечник — подсвечник с семью лампадами; стоит за престолом.

Собор — большой храм, имеющий несколько приделов.

Солея – возвышенная часть пола в храме, перед иконостасом.

Трапезная – общая столовая в монастыре или при храме.

Тябло – горизонтально расположенный деревянный брус, на который устанавливаются иконы в иконостасе.

Фреска – живопись водяными красками по сырой известковой штукатурке. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

Хоругвь – знамя Христово, знамя Церкви. Хоругви введены святым равноапостольным Константином Великим (IV век), который вместо воинских символов стал изображать на знаменах крест.

Хоры – балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора.

Царские врата – главные врата иконостаса, двустворчатые двери. Отворяются в строго определенные моменты богослужения. Проходить через них могут только священнослужители.

Церковь — храм Божий, сооружение для совершения христианских богослужений, имеющее престол.

Часовня – небольшое здание, увенчанное крестом, напоминающее видом своим церковь, но не имеющее престола. В часовне можно служить молебны, панихиды, читать часы (отсюда и название), совершать и другие богослужения, кроме литургии. Часовни сооружаются в ознаменование каких-либо важных событий, а также на кладбищах, у дорог, над водными источниками.

Шатер – покрытие храма или колокольни, имеющее вид высокой многогранной пирамиды.

Облачение – название одежд, в которые облекаются священнослужители во время богослужения.

Епитрахиль (греч. – на шее) – принадлежность священнического облачения: длинная, широкая лента, надеваемая на шею. Концы ее скреплены пуговицами и спускаются на грудь, доходя почти до земли.

Жезл – символ духовной власти. Древнейшие изображения представляют Спасителя в виде Пастыря (Пастуха) с посохом в руке. С жезлом (посохом) изображались и апостолы. В виду преемственности духовной власти жезл от апостолов перешел к их преемникам – епископам. Жезл в руке епископа является символом его пастырского служения.

Звонцы – маленькие колокольцы, закрепленные на архиерейском богослужебном облачении.

Камилавка (греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, изготовлявшийся первоначально из верблюжьей шерсти. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширена.

Клобук — головной убор монахов, представляющий собой камилавку, прикрытую покрывалом, нижняя часть которого спускается на спину. Патриарх и митрополиты носят белые клобуки, остальные монашествующие — черные.

Митра – богато украшенный головной убор с небольшими иконами, который во время богослужения надевают архиереи, архимандриты и награжденные ею священники.

Набедренник – первая награда, даваемая священнику: продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие — Слово Божие. Составляет часть священнического облачения. Располагается под фелонью, на правом бедре, а при наличии палицы — на левом.

Омофор – часть архиерейского облачения, представляющая собой широкую ленту, лежащую на плечах.

Орарь (греч. – стерегу, наблюдаю) – принадлежность диаконского облачения: длинная лента, закрепленная на левом плече.

Палица — ромбовидный плат с лентой, надеваемой через плечо. Носится под фелонью, на бедре, с правой стороны и знаменует собою духовный меч — Слово Божие, которым всегда должен быть вооружен пастырь. Обязательная принадлежность архиерейского облачения, священникам дается как награда.

Панагия (греч. – всесвятая) – небольшая икона Божией Матери, носимая архиереем на груди как знак архиерейского достоинства.

Подризник – богослужебная одежда священников и архиереев (обычно из белого шелка), надеваемая на подрясник во время служения литургии.

Подрясник – длинное, до пят, одеяние монахов и священнослужителей с наглухо застегнутым воротом, длинными узкими рукавами и поясом (в отличие от надеваемой поверх подрясника рясы, имеющей широкие рукава и носимой без пояса).

Поручи – часть богослужебного облачения священнослужителей: манжеты, надеваемые на запястья поверх рукавов подрясника или подризника.

Посох – см. Жезл.

Пояс – часть священнической и архиерейской богослужебной одежды.

Риза, фелонь – парчовое, тканное золотой или серебряной нитью одеяние без рукавов, верхнее богослужебное облачение священника. Ризы – устаревшее общее название священнослужительских облачений.

Ряса – верхнее (небогослужебное) одеяние лиц духовного звания и монахов. Для покроя характерны длинные и очень широкие рукава.

Саккос – верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.

Скуфья – островерхая шапочка, головной убор монахов и священнослужителей.

Стихарь – прямое, длинное облачение с широкими рукавами. Служит верхней богослужебной одеждой диаконов, иподиаконов, а по благословению архиерея – чтецов и пономарей. У архиерея и священника стихарь из тонкой материи и называется подризником, так как другие облачения (ризы) надеваются поверх него.

АНАЛОЙ

[церковнослав. , от греч. ἀναλόγιον, ἀναλογείον], подставка для возложения богослужебных книг или икон. Впервые термин зафиксирован в апокрифическом Евангелии от Фомы (Lampe. Lexicon. P. 111), часто встречается в Типиконах и др. литургических книгах. Определение А. дает словарь «Суда» (X в.): «Аналой — на него полагаются книги». В литургическом обиходе правосл. Церкви наиболее распространены А. 3 видов, по-гречески каждый из них имеет свое название: δισκέλιον (рус. раскладной А.), προσκυνητάριον (рус. проскинитарий или А.), ἀναλογείον (рус. клиросный А.).

Деревянный раскладной 4-ножный А. (δισκέλιον — двухчастный) с прикрепленной сверху материей для возложения книг в церковном обиходе наиболее употребителен и часто называется «разножка», «раскладушка». Во время службы сверху на него кладется специальный покров под цвет богослужебных облачений. Используется он при чтении Евангелия, паримий, часов и проч., а также и во время келейной молитвы. Такой А. не имеет постоянного места в храме и устанавливается в разных его частях по мере надобности.

Массивный деревянный А. в виде тумбы с наклонным верхом для возложения аналойной иконы называют проскинитарием (προσκυνητάριον от προσκύνησις — припадание, поклонение), сверху он также может накрываться покровом. На Афоне и в др. местах проскинитарии богато украшены, над ними устроены кивории. В практике большинства храмов РПЦ такой А. с иконой, постоянно находящийся в храме, устанавливается в центре наоса, однако богослужебный устав предписывает устанавливать его в центре храма только при пении полиелея в дни почитаемых святых (Типикон. Т. 1. С. 25), а также в нек-рых особых случаях (напр., при совершении чина Торжества Православия в Православия неделю). В храмах афонских мон-рей проскинитарий с аналойной иконой также постоянно находится в храме, но помещается не в центре, а у юго-вост. колонны. В нек-рых храмах РПЦ проскинитарий (чаще 2) устанавливается не в центре храма, а в стороне от его главной оси, ближе к солее. В церковной практике существуют легкие переносные А. указанного типа, используемые для чтения Евангелия, для возложения креста и Евангелия при совершении исповеди и т. п.

А. в виде деревянного многостороннего столба (ἀναλογείον) часто венчает вращающаяся многогранная пирамида. Используется он в клиросной певч. практике. В греч. храмах обычно такие А. помещаются на каждом из 2 клиросов, в рус. храмах на клиросах обычно стоят А. первых 2 видов или пюпитры.

При совершении службы священником у св. престола часто устанавливают раскладной А. или А. в форме пюпитра (на одной тонкой высокой ножке), на к-рый возлагают Служебник. За архиерейским богослужением А. не используется, т. к. книгу держит один из иподиаконов.

Лит.: ̓Αναλόγιον // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 265; НКС. Т. 4. С. 75; ῾Αγιορειτικὸν Τυπικὸν τῆς ἐκκλησιαστικῆς ἀκολουθίας. ̓Αθήνα, 19972.

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» . 2014 .

Смотреть что такое «АНАЛОЙ» в других словарях:

аналой — аналой, аналогий, налой Высокий узкий столик с наклонной верхней плоскостью, на которую кладут икону, крест или Евангелие (для чтения стоя). Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Москва. Часть иконостаса Владимирского собора Сретенского монастыря.… … Словарь храмового зодчества

Аналой — в болгарской церкви Аналóй или аналогий (др. греч … Википедия

АНАЛОЙ — высокий стол с наклонной поверхностью, на который кладутся Евангелие (для чтения), крест и иконы (для прикладывания к ним). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. аналой (гр. analogeion) в православной… … Словарь иностранных слов русского языка

аналой — аналогий, столик Словарь русских синонимов. аналой сущ., кол во синонимов: 4 • аналогий (2) • … Словарь синонимов

АНАЛОЙ — (от греч. analogeion подставка для книг) в православных церквах высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест … Большой Энциклопедический словарь

АНАЛОЙ — АНАЛОЙ, аналоя, муж. (от греч. analogion) (церк.). Высокий столик с покатым верхом, на котором в церкви кладут иконы или книги. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АНАЛОЙ — АНАЛОЙ, я, муж. Высокий столик с покатым верхом, на к рый в церкви кладут иконы, книги, крест. | прил. аналойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

аналой — (налой, аналогій) (лат. < грец. місце думи) У православному храмі високий стіл з похилою поверхнею, призначений для ікон, хреста та читання стоячки богослужбових книг … Архітектура і монументальне мистецтво

аналой — (Аналлогий) Возвышенный стол, на который возлагаются церковные книги при чтении, а также иконы небольшого размера по случаю праздника или в честь святых, почитаемых в данное время в соответствии с годовым календарем. Изображают в иконографии… … Словарь иконописца

аналой — я; м. [греч. analoeon подставка для книг]. Церк. Высокий, с наклонной поверхностью столик, на который во время богослужения кладутся церковные книги, иконы и т.п. Ходить вокруг (круг) аналоя; стоять перед аналоем (об обряде венчания). ◁ Аналойный … Энциклопедический словарь

Домашние иконостасы своими руками: фото. Описание и виды церковного аналоя Как сделать складной аналой руками

По просьбе моего дорогого друга и коллеги, В. Ковальджи начинаю живописание жемчужины нашего храма, клиросного аналоя.

Клирос не только слышен, но и виден. Он находится рядом с главными святынями — иконами храма. Поэтому желательно как минимум сократить разницу между богатством иконостаса и убогостью колченогой раскладушки, подаренной (за ненадобностью) щедрым старостой каким-то клирошанам.
Я нашего старосту долбал аккуратно по два раза в неделю, пока он не понял, что сделать нужный мне аналой — это единственное средство избавиться от моего занудства. И сделал (года не прошло, чесслово!).
Наш аналой теперь составляет единый ансамбль с иконостасом. Византийский стиль переходит от южных врат к аналою как единое целое. Та же басма, икона Воскресения, все дела:

А это — наш аналой в профиль (снимок из алтаря):

То, что издалека кажется дугой, на самом деле является двумя рабочими плоскостями — для чтения и для пения. Обратите внимание на боковую стенку. Это — полочка для книги в убранном состоянии. В рабочем состоянии она выглядит иначе:

Приподнимается, под неё подсовывается деревянная подпорка, и вышедший из алтаря чтец читает (сбоку) всё, на что его благословили. Как правило — часы.

А это — наше «рабочее место»:

Сверху — люкарное окошечко с крестом, через которое я отслеживаю всё, что делается на солее (и даже у жертвенника!). Два направленных светильника, которые крепятся на гибких трубочках, с 60-ваттными лампами.
Верхняя часть аналоя — две рабочие плоскости, для пения и для чтения (более пологая). Порожки сделаны из аллюминевых уголков — просто и прочно.
Нижняя часть аналоя — открытые полки с книгами (практика показала, что вековая пыль на них осесть ну никак не успевает). Верхняя полка — для нот и книг еженедельного употребления. Нижняя — для ежегодного (Минеи, Триодь).

Зазор между верхней полкой библиотеки и нижней рабочей плоскостью — очень удобное пространство для обустройства в нём «бардачка» для ручек, карандашей, ластиков, таблеток от горла и головы, камертонов, запасных лампочек, кастетов и прочей мелочи. Как только эта крышка поднимается, внутри замыкается контакт и загорается маленькая диодная лампочка, чего вполне хватает для освещения «бардачка».
Размер рабочих поверхностей таков, чтобы на них свободно умещались книги формата А4. Вот рабочее расположение книг на аналое:

А вот и я, белый и пушистый, позирую на «капитанском мостике». Это потому, что никаких чертежей-мертежей у меня, конечно, не было. Я просто нашему слесарю (это и есть наш староста) показал ладошкой: это — так, а это — эдак. Он рулеткой возле ладошки пожужжал, и всё сделал, как надо. Так что смотрите на меня и прикидывайте своим слесарям, как по вашим ростам это удобно будет:

Будем делать аналой из дерева своими руками.
Аналой относится к церковной мебели и в
переводе означает подставка для книг. Так он
и используется, на аналой размещают молитвенник,
крест, или икону для общего доступа. Высота
столешницы рассчитывается для
стоящего человека.

Мне приходилось делать аналои разного вида, с полками, тумбой,
поворотные, резные, на одной ножке. Этот вариант собирается на четырех
точеных ножках.
Хотя аналой не складывается, но он достаточно легкий и его можно переносить.
В таком виде аналой можно сделать своими руками и для домашнего использования.

Корпус собирается из четырех деталей в виде короба. Крышка устанавливается
под углом, для удобства использования. Здесь угол наклона крышки 32*, наверно
угол может быть в пределах 28-35*.


Этой работе уже несколько лет, будем делать именно этот вариант.

Передняя и задняя стенки прямоугольные, но снизу выпиливается фигурная кромка
по шаблону. Боковины так же с нижней фигурной кромкой, но торцы расположены
на косую, верхний торец под углом 30-32*.

Перепад высоты составляет 270 мм. , этот расчет сделан для корпуса
размером 450/450 мм. . Похожий вариант может быть и более широким,
как на фото внизу.

Размеры деталей:
Боковины высотой 740 мм. , шириной 410 мм. , толщиной 20 мм. две штуки.
Передняя и задняя стенки высотой 470 мм. , шириной 450 мм. , толщиной 20 мм. .
Здесь фасадные стенки шире боковин на две толщины щита. Но можно сделать
и наоборот, боковины шириной 450 мм. , а фасады шириной 410 мм. .

Сверху устанавливается крышка, расчет на картинках для сплошной наклонной
крышки. Но в этом случае крышка ломаная, сверху идет горизонтальная полочка
шириной 80 мм. , а к ней стыкуется столешница. Для установки полки острые
углы боковин обрезаются под 90*, убираем фрагмент 20/30 мм. .
Под полочку, так же на 20 мм. , укорачиваем переднюю фасадную стенку.

Крышка корпуса здесь собирается в виде рамки на шипах. У меня получилась
рамка 510/510 мм. , из планок шириной 60 мм. и толщиной 20 мм. .
Крышка в виде рамки делается с совершенно определенной целью. По внутренним
кромкам обвязки проходится ручным фрезером четверть, в которую вставляется
фанера покрытая материалом.

После выпиливания деталей, нижняя фигурная кромка фрезеруется, профиль
«калевка». Детали корпуса склеиваются и одновременно притягиваются
саморезами. Конечно шляпки необходимо скрыть, простые пластиковые
заглушки здесь не подойдут.

Скрываю саморезы и еврики двумя способами:
Во время сборки сразу рассверливаю входные отверстия саморезов, диаметром
8 мм. или 10 мм. , на глубину 4-5 мм. . Затем высверливаю деревянные
заглушки по этому диаметру, немного на конус и плотно вклеиваю поверх
шляпок саморезов.


Заглушки на саморезы.

Деревянные заглушки можно сделать коронкой, или самодельными сверлами.
Вид у самодельных коронок конечно не гламурный, но работают уже давно.
Взял две старых перки, вырезал центр и заточил усы. Одно сверло сделал
под диаметр 8 мм. , другое под 10 мм. .


Ребра закрыты деревянным уголком.

В другом случае шляпки закрываются деревянным отделочным уголком,
статья . Уголок из бруска сечением 25/25 мм. .
На циркулярке выпиливаем центр так, чтобы внутренние размеры были 18/18 мм.
или 20/20 мм. . Затем уголок отпиливаем по длине и наклеиваем на ребра
корпуса. Правда с уголками чаще делаются большие резные аналои, где
много накладных деталей.

В следующей статье , сборка корпуса на точеных ножках.

Внутреннее убранство каждого православного храма отличается своей уникальностью. В то же время все они объединены едиными правилами устройства для совершения богослужений. Одним из атрибутов церковной мебели является аналой. Он занимает далеко не первостепенное место в духовной жизни верующих. Однако его роль в совершении богослужений заслуживает отдельного внимания.

Краткое определение

Первые упоминания об аналое как о предмете церковной жизни встречаются в Библии, а также в древних богослужебных книгах. Само слово имеет древнегреческое происхождение и переводится как «подставка для книг».

Церковный аналой — это специальный постамент для богослужебных книг, икон или креста. Имеет четырехугольную форму. Средняя высота такого стола составляет 130-150 сантиметров. Отличительной чертой данного церковного атрибута является покатая столешница, которая делается для облегчения процесса прикладывания верующих к святыням и чтения богослужебной литературы.

Существует несколько видов аналоев, которые используются в ходе литургии. Они могут различаться по размеру, форме и внешнему виду. Несмотря на небольшие отличия, аналои, как правило, взаимозаменяемы.

В центральной части храма устанавливается одна или несколько подставок, которые называются также проскинитариями, что с греческого языка переводится как «поклонение». На них возлагают праздничные или храмовые иконы. Такие предметы часто изготавливают в виде тумб или многогранной колонны. Центральные постаменты отличаются от других видов большими размерами и богатством внешнего вида. Фото церковного аналоя, выполненного в виде проскинитария, представлено ниже.

Во время богослужения часто используются раскладные подставки. В этом случае покатая столешница изготавливается из прочной ткани, а основание — из легких деревянных опор. Такие аналои имеют небольшой вес и в сложенном виде не занимают много места. Их легко перемещать из одной части храма в другую, в зависимости от совершаемых таинств. Поэтому они являются важной составляющей церковного убранства.

Церковный хор для чтения нот и песнопений также пользуется специальной подставкой. Как правило, это небольшая столешница с наклоном, закрепленная на одной опоре. Такие аналои называют клиросными. Как и раскладные, они отличаются легкостью и мобильностью. Кроме хора, их используют священнослужители для удобства чтения богослужебных книг во время совершения литургии. Клиросный аналой может быть также выполнен в виде многогранной пирамиды. Такие подставки используются для удобства пения большим хором.

Использование

Как правило, аналоев в церкви несколько. Самым большим является центральный. Размещается такой постамент перед иконостасом. На нем находится главная икона, которая может меняться в зависимости от праздника или дня памяти святых. Перед центральным аналоем проходят молебны, крещение, венчание, соборование и прочие Во время некоторых обрядов на центральный постамент возлагается Евангелие.

Аналои с иконами особо почитаемых святых встречаются не только в центральной части, но и в других приделах храма. Такие подставки необходимы для совершения таинства исповеди, во время которой на постамент возлагается крест и Евангелие. Такие атрибуты по необходимости устанавливаются в алтаре.

Рядом с церковными аналоями, которые служат подставками для икон, зачастую стоят подсвечники, куда молящиеся ставят свечи к празднику или святым угодникам. Использовать такие подставки можно не только в церкви, но и при совершении личной молитвы мирянами и монахами.

Изготовление аналоя

Изготавливаются аналои чаще всего из дерева самых разнообразных пород. Такие подставки отличаются красиво выполненной резьбой, небольшим весом и доступной ценой. Также в христианских храмах можно встретить аналои из камня или некоторых металлов, например бронзы. Они отличаются большей устойчивостью и долговечностью, однако имеют более высокую стоимость.

При изготовлении важной деталью является устойчивость, а для переносных подставок — наличие легкости и удобства. Опора не редко выполняется в виде шкафчика. Это является важной практичной деталью, особенно в условиях небольших храмов. Таким образом, постамент выполняет несколько функций одновременно: как подставка и дополнительное место хранения некоторых церковных предметов.

Изготовить церковный аналой своими руками может даже начинающий мастер, выбрав несложную модель. Ею может стать клиросный или переносной постамент, выполненный из легких и прочной ткани.

Украшение аналоя

Церковный аналой может быть украшен разнообразно. Декор выполняется в зависимости от модели позолотой, росписью, тиснением и другими видами внешнего оформления. Деревянные модели отличаются красивой резьбой, выполненной в виде цветов или креста. Покрытие лаком добавляет благородства внешнему виду, а также надолго защищает от внешних воздействий. Столешницы постаментов зачастую покрываются бархатной тканью, замшей, сукном разных благородных цветов.

Чаще всего в храмах во время особых праздников или поста церковный аналой покрывается красивой тканью-ризой в цвет облачения священнослужителей, а также украшается живыми цветами.

Значение

Церковный аналой для православного храма имеет большое значение. Удобство в использовании и различные виды позволяют использовать такие подставки для совершения богослужений и различных Многообразие форм аналоя делает его практичным атрибутом, а красиво выполненный внешний вид — дополнительное украшение любого православного храма.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector