10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение давления насыщенных паров

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОЦЕНИВАЮЩИХ ИСПАРЯЕМОСТЬ ГОРЮЧЕГО

Испаряемость горючего обусловливает эффективность процессов смесеобразования и сгорания в двигателях, величину потерь при хранении и транспортировке, возможность образования паровых пробок в системе питания двигателя, пожаро- и взрывоопасность нефтепродуктов. Скорость испарения топлива зависит от его свойств и условий протекания процесса. Испаряемость горючего характеризует давление насыщенных паров, коэффициент диффузии, теплота испарения, теплоемкость и теплопроводность.

Определение давления насыщенных паров

Основным показателем испаряемости углеводородного горючего является давление насыщенных паров (ДНИ) или упругость паров — это давление, которое оказывают пары на стенки сосуда при испарении топлива в замкнутом пространстве. Оно характеризует испаряемость бензиновых фракций и пусковые качества топлива. ДНП зависит от химического и фракционного составов топлива. Как правило, чем больше в топливе содержится легкокипящих углеводородов, тем выше упругость паров. ДНП возрастает также при повышении температуры. Использование топлива с высокой упругостью паров приводит к повышенному образованию паровых пробок в системе питания, снижению наполнения цилиндров, падению мощности. В летних сортах бензинов ДНП не должно быть больше 80 кПа.

Зимние сорта бензинов для облегчения пуска двигателя в холодное время года имеют большее давление 80—100 кПа. Кроме того, ДНП характеризует физическую стабильность бензина.

Давление насыщенных паров горючего определяют разными способами: в металлическом сосуде, с помощью барометрической трубки, путем сравнения с давлением эталонной жидкости и рядом других методов.

Этот показатель определяют путем непосредственного измерения давления над жидкостью при определенной температуре или по температуре кипения при данном давлении. В первом случае в сосуде устанавливается равновесие между паром и жидкостью, которое фиксируют по величине равновесного давления соответствующим прибором для измерения давления. Во втором случае перегоняют установленный объем горючего при атмосферном давлении и фиксируют зависимость между количеством перегоняемого продукта и температурой, т.е. определяют фракционный состав. Давление насыщенных паров также можно устанавливать, в частности, и методом барометрической трубки, и сравнительным методом. Часто определяют давление паров (ГОСТ 1756-83), выдерживая испытуемый бензин в течение 20 мин в герметичном резервуаре при 38 °С. По истечении заданного времени измеряют давление паров топлива.

При определении ДНП в металлическом приборе в показания прибора определения давления необходимо вносить поправку, так как эти показания соответствуют суммарному давлению насыщенных паров горючего, воздуха и водяных паров при температуре испытания. Измерения в барометрической трубке дают значения истинного ДНП горючего, так как в этом приборе устанавливается равновесие между жидкой и паровой фазой, содержащей только пары горючею. Преимущества сравнительного метода — его малая чувствительность к колебаниям температуры в процессе измерения.

Определение давления насыщенных паров в металлической бомбе. Прибор (рис. 27.1) состоит из металлической бомбы 1, водяной бани 2 и ртутного манометра 8. Цилиндрическая бомба имеет две камеры: для горючего 10 и воздушную большего объема. Между камерами помещают резиновую прокладку, и они соединяются с помощью резьбового соединения. Воздушная камера имеет штуцер, который резиновой трубкой 6 через газовый кран 5 подсоединен к ртутному манометру. Водяная баня служит для создания и поддержания стандартной температуры; она имеет электронагреватель 1, мешалку 7 и термометр 4.

Для получения точных результатов при определении давления насыщенных паров очень важно правильно отобрать и сохранить пробу испытуемого горючего с тем, чтобы потери легких фракций были минимальными. Для отбора проб применяют специальный пробоотборник 9, который после заполнения хранится в ванне со льдом или в холодильнике.

Рис. 27.1. Прибор для определения давления насыщенных паров в металлической бомбе:

  • 1 металлическая бомба; 2 — водяная баня; 3 — электроподогреватель;
  • 4 — термометр; 5 — газовый кран; 6 — резиновая трубка; 7 — мешалка;
  • 8 ртутный манометр; 9 — пробоотборник;10 —камера для горючего

Определение давления насыщенных паров методом барометрической трубки. Прибор состоит из U-образной трубки 1, термостатиру- юшего сосуда 2, мешалки 3, термометра 4, ртутного манометра 8, буферной емкости 5 и вакуум-насоса (рис. 27.2). На горловине буферной емкости установлен тройник с трехходовым краном 7. Переключая трехходовой кран, можно соединить вакуум-насос с буферной емкостью, U-образной трубкой и ртутным манометром или соединить с атмосферой. Все части прибора соединены между собой резиновыми трубками 6.

Рис. 27.2. Прибор для определения давления насыщенных паров методом барометрической трубки:

  • 1 — U-образная трубка; 2 — термостатирующий сосуд; 3 — мешалка;4— термометр; 5 — буферная емкость; 6 — резиновые трубки;
  • 7 — трехходовой кран;8 —ртутный манометр

Заполняют U-образную трубку испытуемым горючим таким образом, чтобы оно полностью заполнило колено с капилляром до середины изгиба трубки. Заполненную трубку погружают в термоста- тирующий сосуд, резиновой трубкой соединяют с буферной емкостью и выдерживают при температуре испытания. На короткое время буферную емкость сообщают с атмосферой, включают вакуум- насос. Под действием вакуума и давления паров горючего жидкость опускается в капилляре и поднимается в колене с расширением. В момент выравнивания уровней в обоих коленах трубки записывают показания ртутного манометра.

Давление насыщенных паров горючего ps в Па вычисляют по формуле:

где рь — барометрическое давление, мм рт. ст.; ри — показания ртутного манометра, мм рт. ст.

Рекомендуется производить определение: для бензинов — при 20, 40 и 60 °С, для реактивных топлив — при 60, 80, 100 °С, для дизельных топлив — при 100, 120, 140 °С.

Определение давления насыщенных паров горючего сравнительным методом. Прибор для измерения давления насыщенных паров и определения зависимости его от температуры методом сравнения с эталонами (рис. 27.3) состоит из двух колб 3, термостатирующего устройства 1 и ртутного U-образного манометра 8.

Рис. 27.3. Прибор для определения давления насыщенных паров сравнительным методом:

  • 1 — термостатирующее устройство;2— мешалка;3— коническая колба;
  • 4 — проходной кран; 5 — нагреватель; 6 — термометр;
  • 7 — резиновые трубки;8 —U-образный манометр

Стеклянные колбы закрываются притертыми пробками с кранами 4, которые с помощью резиновых трубок 7 соединены с манометром.

Термостатирующее устройство представляет собой стеклянный цилиндрический сосуд, заполненный водой, в котором размещаются колбы, мешалка 2, нагреватель 5 и термометр 6.

Для отбора и сохранения пробы горючего используют пробоотборник. Испытуемое горючее заливают в одну из колб, в другую колбу помещают такое же количество эталонной жидкости — для бензинов бензол или изооктан. Колбы плотно закрывают пробками с кранами, помещают в термостат с заданной температурой и выдерживают в течение 5 мин.

В дальнейшем нагревают воду в термостате и фиксируют перепад давления на манометре через заданные интервалы температуры. Значение давления насыщенного пара горючего высчитывают как алгебраическую сумму давления насыщенного пара эталонной жидкости при данной температуре и показания манометра. Значение давления насыщенных паров эталонных жидкостей приводятся в справочной литературе. Для бензола эта зависимость показана на рис. 27.4.

Рис. 27.4. Зависимость давления насыщенных паров бензола от температуры

По полученной зависимости ps = f(T) строят график в координатах Ig ps и /T и определяют значения коэффициентов в эмпирической формуле:

где Л — отрезок, отсекаемый на оси ординат (при условии T= 0); В — тангенс угла наклона прямой к оси абсцисс.

ХИМИЯ НЕФТИ

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Определение давления насыщенных паров

Нефть и нефтепродукты характеризуются определенным давлением насыщенных паров, или упругостью нефтяных паров. Давление насыщенных паров является нормируемым показателем для авиационных и автомобильных бензинов, косвенно характеризующим испаряемость топлива, его пусковые качества, склонность к образованию паровых пробок в системе питания двигателя.

Для жидкостей неоднородного состава, таких, как бензины, давление насыщенных паров при данной температуре является сложной функцией состава бензина и зависит от объема пространства, в котором находится паровая фаза. Поэтому для получения сравнимых результатов практические определения необходимо проводить при стандартной температуре и постоянном соотношении паровой и жидкой фаз. С учетом изложенного выше давлением насыщенных паров топлив называют давление паровой фазы топлива, находящейся в динамическом равновесии с жидкой фазой, измеренное при стандартной температуре и определенном соотношении объемов паровой и жидкой фаз. Температура, при которой давление насыщенных паров становится равным давлению в системе, называется температурой кипения вещества. Давление насыщенных паров резко увеличивается с повышением температуры. При одной и той же температуре большим давлением насыщенных паров характеризуются более легкие нефтепродукты.

В настоящее время существует несколько способов определения ДНП веществ, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Статический метод.
  2. Динамический метод.
  3. Метод насыщения движущегося газа.
  4. Метод изучения изотерм.
  5. Метод эффузии Кнудсена.
  6. Хроматографический метод.

Статический метод

На основе прямого статического метода создан ряд эксперименальных установок для исследования ДНП нефтепродуктов.

В нефтепереработке вследствие своей простоты широкое применение получил стандартный метод с использованием бомбы Рейда (ГОСТ 1756-2000). Бомба состоит из двух камер: топливной 1 и воздушной 2 с соотношением объемов соответственно 1:4, соединенных с помощью резьбы. Давление, создаваемое парами испытуемого топлива, фиксируется манометром 3, прикрепленным к верхней части воздушной камеры. Испытание проводят при температуре 38,8°С и давлении 0,1 МПа, обеспечиваемой специальной термостатированной баней.

Давление насыщенных паров испытуемой жидкости определяют по формуле:

Определение давления паров в бомбе Рейда дает приближенные результаты, служащие только для сравнительной оценки качества моторных топлив.

К достоинствам прибора относится простота конструкции и экспериментирования, к недостаткам — постоянное соотношение жидкой и паровой фаз и грубость метода (погрешность определения ДНП бензинов достигает 15-20%).

Расхождения между дайными, полученными с помощью бомбы Рейда и методом НАТИ, составляют 10-20 %.

Динамический метод

Метод насыщения движущегося газа

Метод изучения изотерм

Метод изучения изотерм даёт наиболее точные, по сравнению с другими способами, результаты, особенно при высоких температурах. Этот способ заключается в исследовании зависимости между давлением и объёмом насыщенного пара при постоянной температуре. В точке насыщения изотерма должна иметь излом, превращаясь в прямую. Считается, что этот метод пригоден для измерения ДНП чистых веществ и непригоден для многокомпонентных, у которых температура кипения — величина неопределённая. Поэтому он не получил распространения при измерении ДНП нефтепродуктов.

Метод эффузии Кнудсена

Метод эффузии Кнудсена применим в основном для измерения очень низких давлений (до 100 Па). Этот метод даёт возможность находить скорость эффузии пара по количеству конденсата при условии полной конденсации эффундирующего вещества. Установки, основанные на этом методе, имеют следующие недостатки: они являются установками однократного измерения и требуют разгерметизации после каждого измерения, что при наличии легкоокисляющихся и нестойких веществ нередко приводит к химическому превращению исследуемого вещества и искажению результатов измерений. Создана экспериментальная установка, лишенная указанных недостатков, но сложность конструкции позволяет применить её только в специально оснащенных лабораториях. Этот метод применяется в основном для измерения ДНП твёрдых веществ.

Метод эффузии Кнудсена

Однако, при анализе таких сложных смесей углеводородов, как нефтепродукты, возникают трудности не только при разделении углеводородов, относящихся к различным классам, но и при идентификации отдельных компонентов этих смесей.

Пересчет давления насыщенных паров

В технологических расчетах часто приходится производить пересчет температур с одного давления на другое или давления при изменении температуры. Для этого имеется множество формул. Наибольшее применение получила формула Ашворта:

Уточненная В. П. Антонченковым формула Ашворта имеет вид:

Для пересчета температуры и давления удобно также пользоваться графическими методами.

Наиболее распространенным графиком является график Кокса, который построен следующим образом. Ось абсцисс представляет собой логарифмическую шкалу, на которой отложены величины логарифма давления (lgP), однако для удобства пользования на шкалу нанесены соответствующие им значения Р. На оси ординат отложены значения температуры. Под углом 30° к оси абсцисс проведена прямая, обозначенная индексом «Н20», которая характеризует зависимость давления насыщенных паров воды от температуры. При построении графика из ряда точек на оси абсцисс восстанавливают перпендикуляры до пересечения с прямой Н20 и полученные точки переносят на ось ординат. На оси ординат получается шкала, построенная по температурам кипения воды, соответствующим различным давлениям ее насыщенных паров. Затем для нескольких хорошо изученных углеводородов берут ряд точек с заранее известными температурами кипения и соответствующими им значениями давления насыщенных паров.

Оказалось, что для алканов нормального строения графики, построенные по этим координатам, представляют собой прямые линии, которые все сходятся в одной точке (полюсе). В дальнейшем достаточно взять любую точку с координатами температура — давление насыщенных паров углеводорода и соединить с полюсом, чтобы получить зависимость давления насыщенных паров от температуры для этого углеводорода.

Несмотря на то что график построен для индивидуальных алканов нормального строения, им широко пользуются в технологических расчетах применительно к узким нефтяным фракциям, откладывая на оси ординат среднюю температуру кипения этой фракции.

Кроме графика Кокса для пересчета давления насыщенных паров углеводородов и их смесей в зависимости от температуры используется также график Максвелла.

Для пересчета температур кипения нефтепродуктов с глубокого вакуума на атмосферное давление используется номограмма UOP, по которой, соединив две известные величины на соответствующих шкалах графика прямой линией, получают на пересечении с третьей шкалой искомую величину Р или t. Номограммой UOP в основном пользуются в лабораторной практике.

Давление насыщенных паров смесей и растворов в отличие от индивидуальных углеводородов зависит не только от температуры, но и от состава жидкой и паровой фаз. Для растворов и смесей, подчиняющихся законам Рауля и Дальтона, общее давление насыщенных паров смеси может быть вычислено по формулам:

В области высоких давлений, как известно, реальные газы не подчиняются законам Рауля и Дальтона. В таких случаях найденное расчетными или графическими методами давление насыщенных паров уточняется с помощью критических параметров, фактора сжимаемости и фугитивности.

Методическое указание к лабораторному практикуму » Определение давления насыщенных паров нефтепродуктов»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ

Пар, находящийся в равновесии с жидкостью, является насыщенным. В состоянии насыщенные пары обладают наибольшим давлением при данной температуре. Для индивидуальных жидких веществ давление насыщенного пара является физической константой, зависящей только от свойств данной жидкости и температуры. Для жидкостей неоднородного состава, таки как, например бензин, давление насыщенных паров при данной температуре является сложной функцией состава бензина и зависит от объема пространства, в котором находится паровая фаза. Поэтому для получения сравнимых результатов практических определений необходимо поддерживать определенное соотношение паровой и жидкой фаз постоянным, т.е. проводить определение в стандартном аппарате

Давление насыщенных паров-важная характеристика нефтей и нефтепродуктов, характеризует испаряемость и зависит от их фракционного состава. Оно свидетельствует о наличии в них растворенных газов и низкокипящих фракций, склонности к испарению, безопасности транспортировки, хранение и применение. Чем больше в топливе содержится легкокипящих углеводородов, тем выше давление насыщенных паров. Давление насыщенных паров возрастает при повышении температуры нагрева нефтепродукта.

Давление насыщенных товарных авиационных и автомобильных бензинов является техническим показателем качества этих топлив-нижний предел характеризует наличие пусковых фракций, а верхний позволяет судить о физической стабильности данного топлива и возможности возникновения паровых пробок. Чем выше давление насыщенных паров бензина, тем большее количество паровой фазы содержится в топливно-воздушной с

Давление насыщенных паров измеряется в кПа (Па) и мм.рт.ст. (1мм.рт.ст=133,3 Па=0,133кПа)

У летних сортов автомобильных бензинов давление насыщенных паров недолжно быть выше 66,6 кПа. Зимние сорта для облегчения пуска двигателя в холодное время года имеют большее давление насыщенных паров 66,3-99,3 кПа. Для авиационных бензинов образование паровых пробок наиболее опасно, давление насыщенных паров для надежного пуска должно быть в пределах 29,3-47,9 кПа.

Показатели качества «давление насыщенных паров» и «фракционный состав» тесно связаны между собой: чем ниже температура начала кипения и температура выкипания 10 % бензина, чем выше давление насыщенных паров этого бензина и наоборот.

Определение давления насыщенных паров моторных топлив проводится в герметичной стандартной металлической бомбе Рейда путем замера давления по манометру при 38ᵒС

ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ПРИБОРА

Прибор для определения давления насыщенных паров состоит из металлической бомбы, манометра и водяной бани (рис 1). Металлическая бомба имеет топливную и воздушную камеры, которые соединяются между собой. На верху воздушной камеры находится манометр.

Рисунок 1 «Аппарат для определения давления насыщенных паров»

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1.Разберите металлическую бомбу, отделив воздушную камеру от топливной

2. Заполните топливную камеру испытуемым нефтепродуктом до верхнего края

3.Соедините топливную камеру с воздушной. Собранный аппарат опрокиньте, чтобы находящееся в топливной камере проба стекла в воздушную камеру, и сильно встряхните в направлении, параллельном продольной оси прибора, повторяя эту операцию несколько раз.

4. Погрузите бомбу в водяную баню так, чтобы воздушная камера находилась в воде ,а манометр-выше уровня воды . При погружении не должно быть утечки испытуемого топлива.

5 Через 5 минут отметьте давление по показанию манометра. Выньте аппарат из бани, встряхните сильно несколько раз и снова вставьте в баню. Повторяйте эти операции каждые 2 минуты до тех пор, пока показания манометра перестанут изменятся. Отметьте «нескорректированное давление насыщенных паров» испытуемого нефтепродукта (Рнм )

6. Определите поправку к «нескорректированному» давлению насыщенных паров на изменения воздуха и насыщенных паров воды в воздушной камере, вызванное различием между исходной температурой воздуха и водяной бани по таблице 1

Определите «исправленное» давление насыщенных паров нефтепродукта –Р, вычтя определённую поправку (ω P ) из «нескорректированного» давления насыщенных паров (Рнс), если температура окружающего воздуха ниже 37,8 ᵒС, или прибавив, если эта температура выше 37,8 ᵒС.

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Определение давления насыщенных паров

Для определения давления насыщенных паров в лабораторных условиях существует два метода по ГОСТ 1756—52 и ГОСТ 6668—53. [c.23]

Явление понижения давления насыщенного пара над раствором вытекает из принципа Ле Шателье. Представим себе равновесие между жидкостью, например, водой и ее паром. Это равновесие, которому отвечает определенное давление насыщенного пара, можно выразить уравнением [c.227]

Для определения давления насыщенных паров углеводородов могут быть использованы номограммы, показанные на рис. 3.1 и 3.2 [126]. По ним можно определять также температуры кипения углеводородов при разных давлениях. [c.99]

Приведем еще уравнение для определения давления насыщенных паров углеводородов разных классов и групп [35], обеспечивающее высокую точность расчета при средней относительной ошибке 4,5% в широком интервале температур и давлений вплоть до критических условий [c.42]

Определение давлений насыщенных паров псевдокомпонентов нефтяных фракций. Как было показано в главе I, давления [c.108]

Несмотря на обилие накопленных данных, в лабораторной практике нередко еще возникает необходимость в самостоятельном определении давления насыщенных паров. В таких случаях целесообразно проводить собственные исследования однако можно также воспользоваться различными методами расчета, описанными в разд. 4.4.2. [c.54]

Давление насыщенных паров определяют в бомбе Рейда по ГОСТ 1756—52. Для моторных нефтяных топлив, представляющих собой смеси различных углеводородов, давление насыщенного пара Рз зависит от их фракционного состава, а также от соотношения объемов жидкой и паровой У фаз, что связано с фракционированием топлива в процессе испарения. Чем меньше объем паровой фазы, тем больше Рв- В бомбе Рейда определяют Р при У 1Ут, равном 4, и 311 К (38 °С). Для определения давления насыщенных паров углеводородных топлив при других температурах может быть использована эмпирическая формула [127] [c.99]

Определение давления насыщенных паров по ГОСТ 6668—53 (метод Валявского—Бударова) производится в специальном приборе (рис. 9). [c.24]

Согласно определению, давление насыщенных паров азеотроП ной смеси должно быть больше либо меньше давления паров чистых компонентов системы в их точках кипения. Поэтому кривая зависимости Р — I для азеотропа всегда должна проходить либо выше, либо ниже кривых давления чистых компонентов смеси. [c.323]

Аппарат для определения давления насыщенных паров бензина (рис. 127) состоит из металлической цилиндрической воздушной камеры 1 и металлической цилиндрической бензиновой камеры 2, соединяемых на резьбе, манометра 3, ввинчиваемого в муфту на верхнем конце воздушной камеры. [c.74]

По мере роста темпов дизелизации автомобильного парка топливо широкого фракционного состава будет находить все большее применение. Для оценки его испаряемости, возможно, потребуется использовать методы определения давления насыщенных паров (такие методы разработаны для реактивных топлив) и соотношения пар-жидкость при различных температурах (метод описан в гл. 2). [c.84]

Рнс. И. Аппарат для определения давления насыщенных паров нефтепродуктов [c.50]

РИС. 5. Прибор для определения давления насыщенных паров моторных топлив (бомба Рейда) [c.28]

Определение проводят на сильфонном приборе, разработанном А. А. Соловьевым и Б. А. Маловым, предназначенном для определения давления насыщенных паров реактивных топлив при температурах от 20 до 200 °С и атмосферном давлении [88]. Сущность метода заключается в следующем. Испытуемый образец топлива, помещенный в рабочую полость герметической ячейки, нагревают, и при нагревании топлива в результате повышения давления его насыщенных паров происходит сжатие сильфона. Повышение давления в рабочей полости ячейки через сильфон и дегазированное вакуумное масло, полностью заполняющее измерительную полость ячейки, воспринимается измерительным прибором-вакуумметром. [c.123]

Весьма существенное влияние на получаемые результаты имеет соотношение фаз при определении давления насыщенных паров. [c.40]

А. С. Ирисов [17] показал применимость уравнения Клаузиуса—Клайперона для бензинов, не содержащих низкокипящих компонентов и имеющих малое давление насыщенных паров. Определение давления насыщенных паров проводилось им при соотношении паровой и жидкой фаз 4 1. Полученные результаты (рис. 72) свидетельствуют о том, что и для бензинов с высокими значениями [c.187]

Установка Вебера для определения давления насыщенных паров [c.56]

В дополнение к изложенному ниже рассмотрено еще несколько статических методов определения давления насыщенных паров, в соответствии с которыми [c.58]

Изучение равиовесия между жидкостью и паром системы ells — СН3ОИ (и. тругих систем) при 40 С (и при других температурах) на основании определения давления насыщенного пара от температуры и расчет этого равновесия при помощи уравиения Дюгема—Маргулеса, [c.466]

Прибор Рейда состоит из двух стальных камер, соединенных на резьбе. Верхняя камера по объему в 4 раза больше нижней и имеет штуцер для соединения с манометром (на рисунке не показан). Метод определения давления насыщенных паров в бомбе по ГОСТ 1756-52 соответствует зарубежным методам А8ТМО 323 (США) и 1Р 69 (Великобритания). [c.27]

РИС. 6. Прибор Валявского — Бударова для определения давления насыщенных паров моторных топлив [c.28]

Все другие методы определения давления насыщенных паров топлив (способ Сорреля — НАТИ, в бомбе Келшбелла, способ понижения ртути в стеклянной трубке и т. д.) не получили широкого распространения ввиду малой точности или громоздкости аппаратуры [11]. [c.40]

В последние годы в зарубежной практике используется микрометод определения давления насыщенных паров бензинов, разработанный фирмой Эссо (соотношение фаз 4 1), и метод фирмы Дже-нерал моторе (соотношение фаз 25 1). [c.40]

Определение давления насыщенных паров (метод ЦИАМ— КИИ ГА) Давление насыщенных паров, кПа при 100°С при 150°С — — -ь 40 [c.206]

Определение давления насыщенных паров реактивных топлив. Определение проводят по методу ЦИАМ—КИИ ГА при температурах до 300°С и давлениях до 2,5 МПа на автомати- [c.211]

В табл. 63 приведены характеристики некоторых наиболее часто применяемых изотопов различных элементов. Большое и разнообразное применение метод меченых атомов нашел при химических исследованиях. С помощью этого метода изучают взаимодействие катализаторов с реагирующими веществами, строение молекул, механизм химических реакций, взаимодействие между раствором и осадком, диффузию в твердых телах, различные процессы, протекающие в растительных и животных оргаиизмах. На основе применения радиоактивных изотопов Ан. Н. Несмеяновым были разработаны новые методы определения давления насыщенного пара чистых веществ и парциальных давлений пара растворов, дающие возможность определять столь малые значения их, как 10 —10 мм рт. ст. и даже ниже. В настоящее время, бла- Смотреть страницы где упоминается термин Определение давления насыщенных паров: [c.25] [c.62] [c.111] [c.29] [c.368] [c.490] Смотреть главы в:

Определение давления насыщенных паров

Определение давления насыщенных паров

Значение давления насыщенных паров для характеристики пусковых свойств бензина и возможности образования паровых

пробок в системе подачи топлива.

Максимальная концентрация паров топлива в воздухе, при которой устанавливается состояние динамического равновесия, характеризует собой давление насыщенных паров данного топлива. Чем выше давление насыщенных паров топлива, тем большее количество его испаряется, прежде чем концентрация молекул в паровой фазе достигнет состояния динамического равновесия.

Давление насыщенных паров зависит от температуры и от соотношения паровой и жидкой фаз и уменьшается с уменьшением температуры и увеличением отношения паровой фазы к жидкой.

Давление насыщенных паров при отрицательных температурах имеет важное значение для определения пусковых свойств бензинов. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше легких фракций требуется для запуска двигателя. Однако чрезмерное содержание низкокипящих фракций в составе бензинов может вызвать неполадки в работе прогретого двигателя, связанные с образованием паровых пробок в системе топливоподачи. Причиной образования паровых пробок в автомобильном двигателе является интенсивное испарение топлива вследствие его перегрева. В условиях жаркого климата это явление может иметь массовый характер. Образование паровых пробок зависит от испаряемости бензина, температуры и конструкции двигателя. Чем выше давление насыщенных паров бензина, ниже температуры начала кипения и перегонки 10 % и больше объем фракции, выкипающей при температуре до 70 °С, тем больше его склонность к образованию паровых пробок.

Определение давления насыщенных паров методом Рейда

(ГОСТ 1756— 52)

Этот метод заключается в регистрации по манометру давления насыщенных паров бензина, помещенного в специальную бомбу и нагретого в водяной бане до 38°С. Соотношение объемов жидкой и паровой фаз в бомбе Рейда равно 1:4.

Методика проведения анализа:

1. Жидкостную камеру Бомбы наполнили бензином и подсоединили к воздушной камере.

2. Аппарат (Бомбу) погрузили в водяную баню с температурой 38°С на 5 минут и периодически встряхивали до достижения постоянного давления, которое показывает манометр, соединенный с аппаратом.

3. Показание манометра записали как «неисправленное давление насыщенных паров».

Аппаратура

Бомба для определения давления пара

1 — присоединительный внутренний диаметр 13 мм;

2 — вентиляционное отверстие;

3 — присоединительный внутренний диаметр 5 мм;

4 — присоединительный внешний диаметр 13 мм;

Охлаждающая водяная баня

1 — выпускной клапан;

3 — вентиль продувки;

4 — медная трубка длиной 7,6 м, наружным диаметром 9,5 мм;

5 — выпускной клапан;

6 — вентиль продувки

Испытание на медной пластине (по ГОСТ 6321- 69)

Испытание на медной пластине является весьма чувствительной качественной пробой на присутствие активных сернистых соединений.

Методика проведения анализа:

1. Отшлифованную пластину меди промывают спиртом и высушивают на фильтровальной бумаге.

2. Бензин наливают в пробирку примерно до половины её высоты и туда же щипцами опускают медную пластинку.

3. Пробирку закрывают корковой пробкой и помещают в водяную баню, нагретую до 50°С.

4. Через три часа пластинку вынули.

Определение плотности ареометром

(по ГОСТ 3900-85)

Идея измерения плотности ареометром заключается в том, чтобы зафиксировать уровень нефтепродукта на его шкале ареометра при различной глубине погружения ареометра в жидкость. Величина погружаемости ареометра обратно пропорциональна плотности измеряемой жидкости, т.е. чем ниже плотность жидкости, тем больше погрузится в нее ареометр.

Методика проведения анализа:

1. В стеклянный цилиндр осторожно наливают испытуемый нефтепродукт в таком количестве, чтобы при погружении в него ареометра уровень жидкости не поднялся выше края цилиндра.

2. Ареометр берут за верхний конец и опускают в нефть.

3. После того как ареометр установится, производят отсчёт показания плотности по верхнему краю мениска.

Результаты

Определение давления насыщенных паров

Значение давления насыщенных паров для характеристики пусковых свойств бензина и возможности образования паровых

пробок в системе подачи топлива.

Максимальная концентрация паров топлива в воздухе, при которой устанавливается состояние динамического равновесия, характеризует собой давление насыщенных паров данного топлива. Чем выше давление насыщенных паров топлива, тем большее количество его испаряется, прежде чем концентрация молекул в паровой фазе достигнет состояния динамического равновесия.

Давление насыщенных паров зависит от температуры и от соотношения паровой и жидкой фаз и уменьшается с уменьшением температуры и увеличением отношения паровой фазы к жидкой.

Давление насыщенных паров при отрицательных температурах имеет важное значение для определения пусковых свойств бензинов. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше легких фракций требуется для запуска двигателя. Однако чрезмерное содержание низкокипящих фракций в составе бензинов может вызвать неполадки в работе прогретого двигателя, связанные с образованием паровых пробок в системе топливоподачи. Причиной образования паровых пробок в автомобильном двигателе является интенсивное испарение топлива вследствие его перегрева. В условиях жаркого климата это явление может иметь массовый характер. Образование паровых пробок зависит от испаряемости бензина, температуры и конструкции двигателя. Чем выше давление насыщенных паров бензина, ниже температуры начала кипения и перегонки 10 % и больше объем фракции, выкипающей при температуре до 70 °С, тем больше его склонность к образованию паровых пробок.

Определение давления насыщенных паров методом Рейда

(ГОСТ 1756— 52)

Этот метод заключается в регистрации по манометру давления насыщенных паров бензина, помещенного в специальную бомбу и нагретого в водяной бане до 38°С. Соотношение объемов жидкой и паровой фаз в бомбе Рейда равно 1:4.

Методика проведения анализа:

1. Жидкостную камеру Бомбы наполнили бензином и подсоединили к воздушной камере.

2. Аппарат (Бомбу) погрузили в водяную баню с температурой 38°С на 5 минут и периодически встряхивали до достижения постоянного давления, которое показывает манометр, соединенный с аппаратом.

3. Показание манометра записали как «неисправленное давление насыщенных паров».

Аппаратура

Бомба для определения давления пара

1 — присоединительный внутренний диаметр 13 мм;

2 — вентиляционное отверстие;

3 — присоединительный внутренний диаметр 5 мм;

4 — присоединительный внешний диаметр 13 мм;

Охлаждающая водяная баня

1 — выпускной клапан;

3 — вентиль продувки;

4 — медная трубка длиной 7,6 м, наружным диаметром 9,5 мм;

5 — выпускной клапан;

6 — вентиль продувки

Испытание на медной пластине (по ГОСТ 6321- 69)

Испытание на медной пластине является весьма чувствительной качественной пробой на присутствие активных сернистых соединений.

Методика проведения анализа:

1. Отшлифованную пластину меди промывают спиртом и высушивают на фильтровальной бумаге.

2. Бензин наливают в пробирку примерно до половины её высоты и туда же щипцами опускают медную пластинку.

3. Пробирку закрывают корковой пробкой и помещают в водяную баню, нагретую до 50°С.

4. Через три часа пластинку вынули.

Определение плотности ареометром

(по ГОСТ 3900-85)

Идея измерения плотности ареометром заключается в том, чтобы зафиксировать уровень нефтепродукта на его шкале ареометра при различной глубине погружения ареометра в жидкость. Величина погружаемости ареометра обратно пропорциональна плотности измеряемой жидкости, т.е. чем ниже плотность жидкости, тем больше погрузится в нее ареометр.

Методика проведения анализа:

1. В стеклянный цилиндр осторожно наливают испытуемый нефтепродукт в таком количестве, чтобы при погружении в него ареометра уровень жидкости не поднялся выше края цилиндра.

2. Ареометр берут за верхний конец и опускают в нефть.

3. После того как ареометр установится, производят отсчёт показания плотности по верхнему краю мениска.

Результаты

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Определение давления насыщенных паров

Для определения давления насыщенных паров в лабораторных условиях существует два метода по ГОСТ 1756—52 и ГОСТ 6668—53. [c.23]

Явление понижения давления насыщенного пара над раствором вытекает из принципа Ле Шателье. Представим себе равновесие между жидкостью, например, водой и ее паром. Это равновесие, которому отвечает определенное давление насыщенного пара, можно выразить уравнением [c.227]

Для определения давления насыщенных паров углеводородов могут быть использованы номограммы, показанные на рис. 3.1 и 3.2 [126]. По ним можно определять также температуры кипения углеводородов при разных давлениях. [c.99]

Приведем еще уравнение для определения давления насыщенных паров углеводородов разных классов и групп [35], обеспечивающее высокую точность расчета при средней относительной ошибке 4,5% в широком интервале температур и давлений вплоть до критических условий [c.42]

Определение давлений насыщенных паров псевдокомпонентов нефтяных фракций. Как было показано в главе I, давления [c.108]

Несмотря на обилие накопленных данных, в лабораторной практике нередко еще возникает необходимость в самостоятельном определении давления насыщенных паров. В таких случаях целесообразно проводить собственные исследования однако можно также воспользоваться различными методами расчета, описанными в разд. 4.4.2. [c.54]

Давление насыщенных паров определяют в бомбе Рейда по ГОСТ 1756—52. Для моторных нефтяных топлив, представляющих собой смеси различных углеводородов, давление насыщенного пара Рз зависит от их фракционного состава, а также от соотношения объемов жидкой и паровой У фаз, что связано с фракционированием топлива в процессе испарения. Чем меньше объем паровой фазы, тем больше Рв- В бомбе Рейда определяют Р при У 1Ут, равном 4, и 311 К (38 °С). Для определения давления насыщенных паров углеводородных топлив при других температурах может быть использована эмпирическая формула [127] [c.99]

Определение давления насыщенных паров по ГОСТ 6668—53 (метод Валявского—Бударова) производится в специальном приборе (рис. 9). [c.24]

Согласно определению, давление насыщенных паров азеотроП ной смеси должно быть больше либо меньше давления паров чистых компонентов системы в их точках кипения. Поэтому кривая зависимости Р — I для азеотропа всегда должна проходить либо выше, либо ниже кривых давления чистых компонентов смеси. [c.323]

Аппарат для определения давления насыщенных паров бензина (рис. 127) состоит из металлической цилиндрической воздушной камеры 1 и металлической цилиндрической бензиновой камеры 2, соединяемых на резьбе, манометра 3, ввинчиваемого в муфту на верхнем конце воздушной камеры. [c.74]

По мере роста темпов дизелизации автомобильного парка топливо широкого фракционного состава будет находить все большее применение. Для оценки его испаряемости, возможно, потребуется использовать методы определения давления насыщенных паров (такие методы разработаны для реактивных топлив) и соотношения пар-жидкость при различных температурах (метод описан в гл. 2). [c.84]

Рнс. И. Аппарат для определения давления насыщенных паров нефтепродуктов [c.50]

РИС. 5. Прибор для определения давления насыщенных паров моторных топлив (бомба Рейда) [c.28]

Определение проводят на сильфонном приборе, разработанном А. А. Соловьевым и Б. А. Маловым, предназначенном для определения давления насыщенных паров реактивных топлив при температурах от 20 до 200 °С и атмосферном давлении [88]. Сущность метода заключается в следующем. Испытуемый образец топлива, помещенный в рабочую полость герметической ячейки, нагревают, и при нагревании топлива в результате повышения давления его насыщенных паров происходит сжатие сильфона. Повышение давления в рабочей полости ячейки через сильфон и дегазированное вакуумное масло, полностью заполняющее измерительную полость ячейки, воспринимается измерительным прибором-вакуумметром. [c.123]

Весьма существенное влияние на получаемые результаты имеет соотношение фаз при определении давления насыщенных паров. [c.40]

А. С. Ирисов [17] показал применимость уравнения Клаузиуса—Клайперона для бензинов, не содержащих низкокипящих компонентов и имеющих малое давление насыщенных паров. Определение давления насыщенных паров проводилось им при соотношении паровой и жидкой фаз 4 1. Полученные результаты (рис. 72) свидетельствуют о том, что и для бензинов с высокими значениями [c.187]

Установка Вебера для определения давления насыщенных паров [c.56]

В дополнение к изложенному ниже рассмотрено еще несколько статических методов определения давления насыщенных паров, в соответствии с которыми [c.58]

Изучение равиовесия между жидкостью и паром системы ells — СН3ОИ (и. тругих систем) при 40 С (и при других температурах) на основании определения давления насыщенного пара от температуры и расчет этого равновесия при помощи уравиения Дюгема—Маргулеса, [c.466]

Прибор Рейда состоит из двух стальных камер, соединенных на резьбе. Верхняя камера по объему в 4 раза больше нижней и имеет штуцер для соединения с манометром (на рисунке не показан). Метод определения давления насыщенных паров в бомбе по ГОСТ 1756-52 соответствует зарубежным методам А8ТМО 323 (США) и 1Р 69 (Великобритания). [c.27]

РИС. 6. Прибор Валявского — Бударова для определения давления насыщенных паров моторных топлив [c.28]

Все другие методы определения давления насыщенных паров топлив (способ Сорреля — НАТИ, в бомбе Келшбелла, способ понижения ртути в стеклянной трубке и т. д.) не получили широкого распространения ввиду малой точности или громоздкости аппаратуры [11]. [c.40]

В последние годы в зарубежной практике используется микрометод определения давления насыщенных паров бензинов, разработанный фирмой Эссо (соотношение фаз 4 1), и метод фирмы Дже-нерал моторе (соотношение фаз 25 1). [c.40]

Определение давления насыщенных паров (метод ЦИАМ— КИИ ГА) Давление насыщенных паров, кПа при 100°С при 150°С — — -ь 40 [c.206]

Определение давления насыщенных паров реактивных топлив. Определение проводят по методу ЦИАМ—КИИ ГА при температурах до 300°С и давлениях до 2,5 МПа на автомати- [c.211]

В табл. 63 приведены характеристики некоторых наиболее часто применяемых изотопов различных элементов. Большое и разнообразное применение метод меченых атомов нашел при химических исследованиях. С помощью этого метода изучают взаимодействие катализаторов с реагирующими веществами, строение молекул, механизм химических реакций, взаимодействие между раствором и осадком, диффузию в твердых телах, различные процессы, протекающие в растительных и животных оргаиизмах. На основе применения радиоактивных изотопов Ан. Н. Несмеяновым были разработаны новые методы определения давления насыщенного пара чистых веществ и парциальных давлений пара растворов, дающие возможность определять столь малые значения их, как 10 —10 мм рт. ст. и даже ниже. В настоящее время, бла- Смотреть страницы где упоминается термин Определение давления насыщенных паров: [c.25] [c.62] [c.111] [c.29] [c.368] [c.490] Смотреть главы в:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector