0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы организации командноштабных учений

Командно-штабные учения в организациях

Методика проведения учений и тренировок

Подготовка к учениям и тренировкам обучаемых, посредников.

Командно-штабные учения (КШУ) являются одной из основных форм совместного обучения и проверки готовности РиКНС, органов управления ГСЧС и ГО организаций.

Основной целью КШУ является совершенствование слаженности и оперативности в работе РиКНС, их навыков в организации выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных планирующими документами по ГСЧС и ГО, включая управление силами и средствами при ведении АСДНР, а также их всестороннее обеспечение.

Сущность КШУ состоит в том, что все обучаемые выполняют свои функциональные обязанности по организации защиты населения, обеспечению устойчивости организации и по управлению имеющимися силами и средствами при проведении АСДНР на фоне конкретной, непрерывно развивающейся тактической обстановки, которая может сложиться в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения ССП.

Учения позволяют руководящему составу ГСЧС и ГО приобрести прочные навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки при угрозе возникновения, предотвращении развития и ликвидации ЧС. При отработке мероприятий ГО военного времени — оценить обстановку и принять решения на ликвидацию последствий в результате применения ССП. Во всех случаях принятие целесообразных решений, постановка задач исполнителям и организация их выполнения являются основой учения.

В организациях КШУ могут быть одноуровневыми и двухуровневыми.

На одноуровневых обучается руководящий состав и органы управления ГСЧ и ГО одной инстанции. На двухуровневых — две, при этом вторую инстанцию представляют командиры формирований, руководители структурных подразделений организации (начальники цехов, комплексов, производств) и некоторые формирования (разведки, связи и др.).

Как правило, наиболее целесообразно проводить двухуровневые учения, которые позволяют их участникам более полно отрабатывать вопросы принятия решений, постановки задач исполнителям и организации их выполнения, а также приобретать навыки в работе с использованием технических средств связи и документов управления.

КШУ в организациях могут проводиться как в виде самостоятельного учебного мероприятия, так и в порядке привлечения организации на учения, проводимые вышестоящими инстанциями (учения города, района).

Учения необходимо проводить, как правило, по комплексным темам, обеспечивающим отработку всего перечня основных мероприятий, предусмотренных планирующими документами ГСЧС и ГО.

При определении темы, учебных целей, учебных вопросов и других исходных данных, а также при решении задач подготовки и выработки методики проведения в основу должны быть положены требования законов Республики Беларусь по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства и организационно-методических указаний на очередной учебный год.

Проведение учения по комплексной теме позволяет привлечь более широкий круг руководящего состава, специалистов ГО и объектового звена ГСЧС к активному решению задач мирного и военного времени, повысить его теоретические знания и практические навыки в проведении предусмотренных планами мероприятий, полнее выявить имеющиеся недостатки и выработать меры по их устранению.

КШУ должны предшествовать лекции, семинары, групповые упражнения с руководящим и командно-начальствующим составом и его самостоятельная подготовка, штабные тренировки органов управления, а также практические и тактико-специальные занятия с привлекаемыми на учения формированиями.

Важным требованием является правильное определение состава участников учения и сроков его проведения. При этом во всех случаях на учения целесообразно привлекать весь руководящий состав ГСЧС и ГО, а также командно-начальствующий состав основных сил ГСЧС и ГО организации. Вместе с тем, при решении этих вопросов надо учитывать характер производственной деятельности организации, график работы производств и рабочих смен, чтобы обеспечить привлечение на учение необходимых сил и средств без ущерба для производства (не допуская послаблений и упрощений).

Для отработки учебных вопросов на КШУ должна создаваться сложная поучительная обстановка, максимально приближенная к реальной мирного времени и очагов поражения — в военное. Она должна побуждать участников учений к активным и инициативным действиям, вынуждать их изыскивать и принимать наиболее целесообразные (оптимальные) решения, осуществлять маневр силами и средствами, в полную меру использовать возможности техники и других средств оснащения для своевременного выполнения поставленных задач, и в первую очередь связанных со спасением людей.

Основы организации командно-штабных учений

1. Основы организации командно-штабных учений

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и время и решении задач гражданской обороны;

достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;

совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

проверка реальности планов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

КШУ классифицируются: по уровню проведения — федеральные, региональные, территориальные и местные; по назначению — плановые, специальные, показные, опытные (исследовательские), проверочные; по методу проведения — на картах, с проведением практических мероприятий; по условиям проведения — совместные и раздельные; по числу привлекаемых органов управления — одностепенными и многостепенными.

На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, областного.

На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, областного, городского и районного.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.

В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений

КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий МЧС России, планами основных мероприятий региональных центров и субъектов Российской Федерации, организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое «уплотнение» аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.

Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Учения организуются и проводятся по принципу «старший начальник обучает своих подчинённых». Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.

При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.

По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.

Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.

Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.

Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.

Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.

Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.

Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.

Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим целенаправленную подготовку и поучительное проведение учения. На нее возлагается: при подготовке учения — разработка исходных материалов учения, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения; в ходе учения — уточнение содержания ранее разработанных учебно-методических документов, анализ решений обучаемых по учебной обстановке, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.

Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.

Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.

Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.

Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.

Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.

Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.

Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.

Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.

На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.

Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.

До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).

В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.

Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.

Командно-штабные учения и штабные тренировки

Основы организации командно-штабных учений

Командно-штабные учения (КШУ), штабные учения (ШУ) на объектах экономики и в организациях с отработкой мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки руководства администрации и специалистов, комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), подразделений ГОЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны и защиты населения, планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории расположения объекта или вблизи него при аварии на других потенциально опасных объектах.

Основными целями проведения учений являются:

— совершенствование практических навыков руководящего состава объекта, постоянно действующих комиссий объекта и сил в решении задач по защите персонала объекта от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

-достижение согласованности в работе органов управления ГО, предупреждения и ликвидации ЧС объекта;

— проверка реальности планов гражданской обороны и защиты населения, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

— проверка эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время и в условиях ЧС природного и техногенного характера;

— исследование различных аспектов проблемы защиты

персонала и территорий от ЧС мирного и военного времени.

В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, выполнения практических мероприятий, определения готовности сил и средств к выполнению задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени на учения могут привлекаться объектовые аварийно-спасательные службы (на тех объектах, на которых они создаются), нештатные аварийно-спасательные формирования и другие подразделения ликвидации ЧС.

По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и исследовательские.

Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населе­ния, планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.

Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.

Исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты персонала объекта, повышения устойчивости функционирования в ЧС мирного и военного времени, приемов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, совершенствования методов управления, связи и оповещения.

В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городском запасном пункте управления объекта и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (для отработки действий при химических и радиационных авариях, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на загородных запасных пунктах управления.

Требования, предъявляемые к организации и проведению учений

Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС города (района, округа), объектов, а также указаниями соответствующих должностных лиц в ходе комплексных проверок и проведения городских, районных и окружных КШУ (ШУ).

Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и практическою опыта их предупреждения и ликвидации.

К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:

-учет реального состояния готовности органов управления ГО, предупреждения и ликвидации ЧС объекта к действиям в ЧС мирного и военного времени;

— создание на учении обстановки, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми категориями обучаемых;

— учет особенностей и степени готовности органов управления и формирований объекта к функционированию в военное время и в ЧС;

— отработка задач, решаемых участниками учения, на основе планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

— исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности, ухудшению условий жизни и работы населения.

Учения организуются и проводятся по принципу: «Старшие начальники обучают своих подчиненных». Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий ГО, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать и

чрезвычайных ситуациях. Практическое проведение мероприятий по защите персонала объекта и территорий дает возможность более полно проверить реальность планирующих документов, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо пронести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Методическая разработка «Командно-штабная тренировка в образовательной организации»
методическая разработка по обж на тему

В методической разработке представлены материалы (образцы документов) по организации и проведении командно-штабной тренировки в образовательной организации. Рассмотрены основные принципы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Командно-штабная тренировка в образовательной организации»

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  • Федеральный закон РФ от 14.02.98 №28-ФЗ «О гражданской обороне»
  • Федеральный закон РФ от 21.12.94 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.03 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
  • Постановление Правительства РФ от 02.11.00 №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»
  • Постановление Правительства РФ от 04.09.03 №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Методические рекомендации по организации и проведению командно-штабных учений (тренировок) от 1.11.2013г. № 2-4-87-35-14

Подготовка КШТ включает в себя:

  • определение исходных данных;
  • разработку документов;
  • подготовку участников тренировки;
  • подготовку мест проведения тренировки;
  • материальное и техническое обеспечение тренировки;
  • контроль и оказание помощи обучаемым;
  • подведение итогов тренировки.
  • Приобретение умений и навыков должностных лиц в выполнении своих обязанностей;
  • Отработка (совершенствование) должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности;
  • Достижение оперативной слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом;
  • Выработка практических навыков в планировании и реализации мероприятий ГО, оперативному реагированию на ЧС.
  • Руководитель (директор, заведующий) организацией.

Руководитель тренировки может исполнять только обязанности руководителя тренировки, возложив выполнение обязанностей по своей штатной должности на одного из своих заместителей или совмещать их.

  • направляет и контролирует работу своих заместителей и помощников;
  • контролирует ход учения;
  • осуществляет контроль и оказывает помощь обучаемым в решении возлагаемых на них задач;
  • изучает содержание, стиль и методы работы обучаемых при отработке наиболее важных, сложных и новых вопросов;
  • подводит с руководством учения итоги отработки наиболее важных вопросов и этапов учения, дает указания и ставит задачи по дальнейшей работе;
  • принимает доклады начальника штаба руководства, своих заместителей, рассматривает наиболее важные документы, отработанные обучаемыми;
  • принимает меры по рациональному использованию выделенных на проведение учений средств по предупреждению аварийных ситуаций и несчастных случаев.
  • организует и контролирует ход отработки учебных вопросов в соответствии с планом проведения учения;
  • направляет и анализирует работу посредников, оказывает им помощь;
  • организует наращивание обстановки на учении;
  • анализирует действия обучаемых;
  • контролирует и оказывает помощь в обеспечении взаимодействия, слаженности работы обучаемых инстанций;
  • изучает материалы докладов, представленных обучаемыми;
  • готовит материалы для разбора учения и организует разработку доклада;
  • организует подведение итогов работы на учении по завершении его этапов.

Для проведения КШТ разрабатываются документы, аналогичные документы командно-штабного учения (КШУ):

  • приказ (распоряжение) о подготовке и проведении КШТ;
  • календарный план подготовки КШТ;
  • замысел КШТ с пояснительной запиской;
  • задание на КШТ;
  • план проведения КШТ;
  • частные планы работы руководителя, заместителей, участников тренировки.
  • отчет о проведения КШТ.

Заведующей ГБДОУ _______________

О подготовке и проведении командно-штабной тренировки.

В соответствии с Планом основных мероприятий_______ (наименование объекта) по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 201___ г. «_____» ______ 201 (дата тренировки) под моим руководством проводится командно-штабная тренировка по отработке действий руководства, сил и средств_____________ (наименование объекта) в ЧС мирного и военного времени «Работа КЧС по организации защиты воспитанников и персонала при возникновении пожара в здании детского сада»

Учебные цели тренировки:

  1. Проверить готовность органов управления, КЧС, сил и средств объекта к действиям в ЧС (возникновение пожара).
  2. Совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС и формирований объекта в управлении проведением мероприятий по защите воспитанников и персонала.
  3. Проверить объектовую систему оповещения об угрозе возникновения ЧС.

В целях обеспечения своевременной подготовки и успешного проведения тренировки приказываю:

  1. Назначить:
  • заместителем руководителя тренировки;
  • начальником штаба руководства.
  1. Штаб руководства сформировать до _____ из числа____
  1. На учение объекта привлечь:
  • КЧС;
  • Руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (перечисляются);
  1. Начальнику штаба руководства организовать подготовку к тренировке в соответствии с планом. Обратить особое внимание на обеспечение взаимодействия указанных в п. 4 инстанций с соответствующими должностными лицами объекта при подготовке к тренировке и во время его проведения.
  2. Руководителю

— подготовить к работе ПУ, привести в готовность средства связи и оповещения;

-уточнить и согласовать документы плана действий и ЧС во всех звеньях и довести их содержание до участников тренировки в части их касающейся;

— с участниками тренировки организовать изучение их функциональных обязанностей, документов плана действий в ЧС, требований руководящих документов, методик расчетов и т.п.;

-до «___» 200 г. обеспечить подготовку докладов по следующим вопросам:_____________________________________ ( перечисляются вопросы);

— во время тренировки подготовить и провести следующие практические мероприятия:_________________________________ (перечисляются мероприятия)

  • принять меры к своевременной подготовке и рациональному использованию материально-технических ресурсов, необходимых для проведения тренировки;
  • организовать на период тренировки работу медицинского пункта, питание участников.
  1. Руководству учением, посредникам, руководству структурных подразделений, привлекаемых на учение, в ходе подготовки и при проведении тренировки принять все необходимые меры по исключению возможности несчастных случаев, аварий, дезорганизации производства и других негативных факторов.
  2. Итоги тренировки обсудить на заседании КЧС _________ объекта до _________.
  3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заведующий ГБДОУ _____________________________

Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно-штабных (штабных) тренировок

Штабные учения представляют собой форму обучения органов управления различных уровней и проводятся с целью их слаживания и подготовки к решению задач по обеспечению управления силами и средствами при решении задач мирного и военного времени.

Продолжительность штабных учений зависит от объема решаемых задач. При этом в ходе каждого этапа учения отрабатываются два-три наиболее важных вопроса, которые слабо усвоены обучаемыми органами управления или требуют дополнительного изучения.

На штабных учениях при отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основной упор делается на выработку обучаемыми предложений в решения, их детальное обоснование необходимыми расчетами, организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения, на обеспечение устойчивого управления силами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Аппарат руководства на штабном учении, кроме руководителя учения, может включать двух-трех заместителей руководителя учения (из числа штатных заместителей) и небольшой по составу штаб руководства. Посредники на штабное учение могут не назначаться. Их обязанности выполняют руководитель учения, его заместители (помощники) и должностные лица штаба руководства.

Штаб руководства на штабных учениях выполняет те же обязанности, что и на КШУ.

Специальные учения проводятся с целью практической отработки комплекса мероприятий, осуществляемых в интересах решения определенной конкретной задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, слаживания органов управления и служб гражданской обороны для проведения специальных мероприятий, а также по обеспечению действий сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Специальные учения могут проводиться как самостоятельные учебные мероприятия, либо в комплексе учебных мероприятий, проводимых на определенных этапах подготовки и проведения командно-штабных учений.

В зависимости от целей, предназначения и состава привлекаемых органов управления, сил и других категорий обучаемых могут проводиться учения: по переводу с мирного на военное время; по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; служб гражданской обороны, по управлению, и др.

Основным и наиболее эффективным методом отработки учебных вопросов и достижения целей учения является проведение практических мероприятий.

В ходе специальных учений, как правило, проводятся исследования по определенным группам мероприятий.

Подготовка и проведение специальных учений организуются применительно к положениям, изложенным для командно-штабных учений. В зависимости от состава участников и вопросов отрабатываемых на специальном учении перечень разрабатываемых документов может быть уточнен руководителем учения.

Исследовательские учения проводятся с целью детального исследования проблемных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; изучения новых форм и методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ; целесообразности использования аварийно-спасательной техники; испытания новых образцов аварийно-спасательного инструмента; исследования новой организационно-штатной структуры и т.д.

К проведению исследовательских учений могут привлекаться заинтересованные в результатах этих учений представители федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подготовка и проведение исследовательских учений осуществляется аналогично командно-штабным учениям, но с учетом их особенностей.

Замысел и порядок проведения учений должны быть подчинены исследовательским целям, а создаваемая на учениях обстановка — обеспечить достижение исследовательских целей учения. Для исследования целесообразно намечать не более двух-трех вопросов, а в отдельных случаях на учении может исследоваться и один важный вопрос.

Основным документом, на основе которого организуются и проводятся исследования, является план исследований. Обычно он разрабатывается, исходя из целей исследования, замысла и плана-календаря проведения учения и утверждается руководителем учения. В плане, как правило, указываются: цели и основные вопросы исследований; состав исследовательского аппарата; порядок организации исследования и обобщения результатов исследований.

На основе плана исследований заместители (помощники) руководителя учения, начальники (руководители) органов управления, сил и служб составляют частные планы исследований, в которых детализируется порядок проведения исследований по своему профилю. Вопросы, подлежащие исследованию посредниками, отражаются в их частных планах. Кроме того, заранее разрабатываются необходимые задания на проведение исследований, формализованные бланки и таблицы и другие документы для сбора статистических данных по исследуемым вопросам. Они должны быть небольшими по объему, удобными для заполнения и последующей обработки.

Исследования по поставленным вопросам должны начинаться в период подготовки учения. На основе имеющегося опыта ранее проведенных учений и теоретических материалов, моделирования развития той или иной чрезвычайной ситуации разрабатываются предварительные выводы по исследуемым проблемам. Для исследования этой работы могут привлекаться учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и др.

В отличие от командно-штабных (штабных) учений в ходе исследовательских учений действия органов управления и сил могут отрабатываться по нескольким вариантам с применением различных способов действий в решении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уточнения и конкретизации некоторых выводов могут повторяться предыдущие эпизоды действия органов управления и сил. В отдельных случаях могут объявляться частные отбои (оперативные паузы) для систематизации полученных фактов, обмена мнениями между участниками, в том числе с привлечением обучаемых, по наиболее сложным исследуемым вопросам.

Основными методами исследования в ходе учения являются: проведение экспериментов; личное наблюдение за работой обучаемых органов управления и сил; изучение разрабатываемых документов; хронометрирование, фото- и киносъемки; метод экспертных оценок; математические методы исследования с использованием электронно-вычислительной техники.

Анализ и обобщение результатов исследований в ходе учения осуществляется на основе представляемых руководителю учения материалов исследования за каждый этап. К концу учения в итоге этой работы должны быть сформулированы выводы по каждому из исследуемых вопросов, которые, как правило, включаются отдельным разделом в доклад руководителя учения на разборе.

После окончания учения проводится более детальный анализ результатов исследований, конкретизация выводов, разработка рекомендаций и предложений. Результаты исследований отражаются в отчете о проведенном учении, который утверждается руководителем учения и представляется в вышестоящий орган управления.

Командно-штабные тренировки проводятся в целях приобретения и совершенствования навыков должностными лицами в выполнении своих функциональных обязанностей и слаживания органов управления. В ходе командно-штабных тренировок могут отрабатываться вопросы по переводу сил в различные режимы функционирования, переводу гражданской обороны с мирного на военное время, принятию решений и постановке задач подчиненным, планированию аварийно-спасательных и других неотложных работ, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления силами в различных условиях обстановки.

Командно-штабные тренировки, как правило, проводятся в один этап с отработкой одного-двух учебных вопросов

В зависимости от учебных целей, поставленных задач и состава обучаемых, командно-штабные тренировки могут быть одностепенными и многостепенными, проводиться в местах дислокации органов управления, а также на пунктах управления.

Штабные тренировки проводятся с целью отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативности и слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработке практических навыков в планировании и реализации мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Штабные тренировки проводятся, как правило, в следующих случаях:

во время проверок состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных подсистем РСЧС с целью определения готовности органов управления к действиям по предназначению;

в порядке подготовки к командно-штабным учениям с целью отработки отдельных вопросов, входящих в замысел командно-штабного учения;

с целью проверки устранения отдельных недостатков в работе органа управления, выявленных в ходе проверки или командно-штабного учения.

В ходе штабных тренировок обучаемые разрабатывают оперативные документы, производят оперативные расчеты, готовят предложения для принятия решений, участвуют в планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Штабные тренировки могут проводиться как на пунктах управления, так и в служебных помещениях (учебных классах), со средствами связи и без них.

Продолжительность командно-штабных (штабных) тренировок зависит от объема решаемых задач, определяется их руководителем и может составлять от нескольких часов до двух суток. В целях приобретения практического опыта часть обучаемых в ходе тренировок может исполнять функциональные обязанности на одну-две ступени выше занимаемой должности.

Для проведения тренировок разрабатываются: замысел на карте (плане города, района) с приложением пояснительной записки; организационные указания по подготовке и проведению тренировки; оперативное задание и карта исходной обстановки; план-календарь проведения тренировки; план наращивания обстановки; частные планы заместителей руководителя тренировки; директивы, приказы; распоряжения по видам обеспечения; табель срочных донесений. Необходимость разработки других документов определяется руководителем тренировки.

Командно-штабные учения (КШУ)

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС. Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной обстановки обучаемые в составе органов управления выполняют комплекс присущих их должностным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

Основными целями КШУ являются:

Совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и решении задач гражданской обороны;

Достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;

Совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

Проверка реальности планов (расчетов) в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий ЯНАО по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в соответствии с организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС и ГО Ямало-Ненецкого автономного округа в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

Подготовка КШУ включает: уяснение исходных данных; принятие решения руководителем учения по основным вопросам подготовки и проведения КШУ и постановку задач органам управления и силам на подготовку и участие в учении; разработку документов по учению и организацию его всестороннего обеспечения; подготовку руководства, штаба руководства и посреднического аппарата; развертывание системы управления руководства учением; подготовку обучаемых органов управления и привлекаемых сил и средств.

Подготовка КШУ начинается заблаговременно с уяснения его руководителем исходных данных.

Такими данными могут быть: требования организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС; задачи, поставленные в приказах МЧС России; требования руководящих документов по оперативной подготовке; тема учения, сроки его проведения, состав привлекаемых органов управления, сил и средств;

уровень подготовки органов управления; выводы из опыта проведенных учений; анализ обстановки в регионе и др.

Разработка документов.

При подготовке командно-штабного учения, кроме замысла учения, разрабатываются следующие документы: организационные, учебно-методические и оперативные.

К основным организационным документам относятся: приказ (указание) о мероприятиях по подготовке и проведению учения; календарный план подготовки учения; организационные указания по подготовке и проведению учения.

Приказ (распоряжение) о мероприятиях по подготовке и проведению учения издается, как правило, за два месяца до начала учения. В нём указываются: тема КШУ; сроки и продолжительность его проведения; состав участников; состав руководства и посреднического аппарата; состав рабочей группы по подготовке КШУ; сроки разработки и утверждения основных документов по подготовке КШУ; сроки и порядок подготовки руководства КШУ, посреднического аппарата и участников учения; задачи должностным лицам и структурным подразделениям по подготовке учения основные вопросы все­стороннего обеспечения участников учения и Приказ (указание) доводится до руководящего состава органов управления, привлекаемых к учению, в части касающейся.

Образец приказа о мероприятиях по подготовке и проведению ученияприложение№1

Календарный план подготовки учения разрабатывается в целях организации работы должностных лиц и органов управления по непосредственной подготовке учения. . В плане отражается перечень организационных мероприятий по подготовке учения, последовательность и сроки разработки основных документов, порядок и сроки подготовки к учению руководства и посредников, а также сроки проведения мероприятий и ответственные за их выполнение. Календарный план подготовки учения может являться одним из приложений к приказу (указанию) о мероприятиях по подготовке и проведению учения или разрабатываться как самостоятельный документ.

Образец календарного плана подготовки ученияприложение№2

Организационные указания разрабатываются в соответствии с замыслом и календарным планом подготовки учения и доводятся до обучаемых в части, их касающейся, не позднее одного месяца до начала учения после принятия решения по основным вопросам подготовки и проведения учения, с тем, чтобы предоставить исполнителям больше времени для целеустремленной и своевременной подготовки к учению. Обычно организационные указания разрабатываются после проведения рекогносцировки районов (мест, объектов) учения.

В организационных указаниях определяются: тема учения и время его проведения; состав руководства учением и привлекаемых органов управления, сил и средств ГО и РСЧС; порядок проведения тактике — специальных учений, если они проводятся в рамках командно-штабного учения; перечень и цели практических мероприятий; задачи по подготовке к учению; порядок обеспечения мер безопасности и другие вопросы, исходя из особенностей региона; форма одежды для участников учения.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 244 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector