0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности современной российской элиты

Особенности политической элиты современной России

Понятие политической элиты

Политическая элита представляет собой верхние, руководящие слои населения, представители которых принимают важнейшие, судьбоносные решения для общества. Так, политическая элита может быть представлена президентом, премьер-министром, губернаторами, руководителями муниципальных образований и так далее.

Не следует забывать также о наличии различных ветвей власти, необходимо сказать о законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответственно лица, занимающие руководящие должности в органах, представляющих данные ветви власти, также является своеобразной политической элитой, так как принимают важные решения в различных сферах.

Высшая политическая элита включает в свой состав ведущих политических руководителей, а также лиц, которые занимают высшие руководящие должности в различных структурах. Например, сюда относится председатель Верховного Суда РФ. Если говорить о численности данной категории, можно отметить видео ограниченность, однако решения данной категории населения оказывают значительное влияние на все общество в целом, затрагивая миллионы судеб, принимая судьбоносное решение для всего государства.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Представительство в политической элите

Представительство в сфере высшей элиты определяется репутацией лица, его финансами или положением в структуре власти.

Имеет место также формирование так называемой средней политической элиты, которая формируется из большого количества выборных должностных лиц. Это представители Государственной Думы, Совета Федерации, мэры различных городов и так далее. Если говорить о численном массиве данных граждан, они составляют не более 5% от всего населения. При этом они обладают одним из самых высоких показателей в сфере доходов, профессионального статуса и образования.

Нередко намечается тенденция, когда представители средней элиты недовольны своим материальным положением или статусом в обществе и стремятся к высшей профессиональной элите. Кроме того, в современных условиях возрастает роль таких категорий граждан, как:

  • государственные служащие;
  • менеджеры;
  • учёные;
  • администраторы.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В частности, они оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, подготовку и принятие различных политических решений. Однако данная тенденция сдерживается тоталитарным и авторитарным и проявлениями политики. Это связано с тем, что элита стремится удержать власть в своих руках. Поэтому процесс формирования стабильного демократического общества весьма труден, долог и достаточно сложен. Однако только такой тип правления общества способен иметь прямую связь с народом, обладать высшей степенью взаимодействия с различными слоями населения, а также находить наиболее компромиссное решение по возникающим общественным проблемам.

Таким образом, элита представлена в своем составе высшими государственными служащими и чиновниками, которые занимают руководящие позиции в государственных органах, департаментах, иных структурах, имеющих связь с государственным управлением. Их задача заключается в подготовке различных политических решений, контроле над их исполнением, а также законотворческой инициативе при необходимости.

Особенности политической элиты в России

Политическая элита в России складывалась длительное время, имеет достаточно продолжительную историю развития, свои традиции и использование опыта предшественников. Однако в настоящее время существует потребность в поиске нового пути развития политических отношений.

В настоящее время государственную власть в России можно охарактеризовать следующими признаками:

  • она неделима и не освещаема;
  • она полностью автономна;
  • также полностью не подконтрольна обществу;
  • традиционная Российская власть связана с собственностью, а именно вопросами обладания и распоряжения ею.

Не только в России, но и в других государствах имеются общие черты, которые определяют особенности развития элиты в сфере политики. Так, на сегодняшний день усиливается роль исполнительной власти, повышается значимость неформальных связей и процедур, ускоряется циркуляция элит, повышается их мобильность. При этом развитии элит является неравномерным. Если говорить о правящей элите, то здесь можно выделить небольшую сплоченную группу, которая стоит на самом верху пирамида власти. Сюда можно отнести примерно 20-30 человек, данная группа является самой сплоченной и труднодоступной для исследования политологов.

Однако на сегодняшний момент можно выделить такую проблему развития политической системы, как реализацию власти. В частности, можно выделить одну интересную российскую особенность развития политической системы, а именно противостояния, а нередко и силовые конфликты и спал мы исполнительной и законодательной власти.

Очевидно, что если одна ветка власти будет уничтожена, это будет означать крах другой, что приведет к поражению действующего режима. Понятно, что полной гармонии между этими ветвями власти не может существовать, однако правовое закрепление правового статуса каждой ветви власти позволит избежать серьезных конфликтов в данной сфере.

На сегодняшний день политическую элиту России характеризует также идейная и нравственная слабость и стремление любой ценой удержаться на плаву. При этом власть характеризуется отсутствием каких-либо идеологических ориентиров и системы нравственных ценностей, нет долговременных программы реформ общественных отношений и весьма проблематично регулирование общественных институтов. Развитие политической элиты является весьма противоречивым. Кроме того, российская элита характеризуется неоднородностью. Это позиция касается не только ценностных ориентиров, но и отношения к реформам, которые проводятся в государстве. Неоднородность проявляется в виде позиции, выражаемой по отношению к данным реформам. Таким образом, современный политический режим нуждается в совершенствовании.

Рисунок 1. Современнная политическая элита РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Современная российская элита: генезис, основные группы, проблемы и перспективы

Современная социология делит элиту на три группы, которые пересекаются между собой. политическая элита – это прежде всего правящая элита в обществе и та часть оппозиционного слоя, которая предъявляет претензии на властные функции. Поле действия политической элиты – борьба за власть.

Бизнес-элита – это тоже элита, но не всегда претендующая на власть. Хотя в данной сфере существует экономическая власть, которая заставляет людей действовать в определенном направлении, не прибегая к открытому использованию политического ресурса. В этом и состоит притягательность экономической элиты, один из мотивов ее деятельности.

И, наконец, интеллектуальная элита. Пожалуй, на данном этапе будет лучше, если мы разделим понятия элиты интеллектуальной и элиты культурной. По сфере своей деятельности – политика, экономика, культура – здесь выступают такие группы субъектного характера, которые в предлагаемых условиях, при участии масс в преобразовании общества, конструируют это общество определенным образом и обеспечивают баланс общественных отношений и их воспроизводство. Можно дать следующее определение интеллектуальной элиты: это та часть общества, которая производит рациональность во всех иных областях деятельности.

Группы интеллектуальной элиты:

Первая группа – интеллектуалы, которые осмысливают и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события и процессы, происходящие в обществе. В эту группу входят ученые, журналисты, политики и другие профессионалы.

Вторую группу составляют ученые, которые своими исследованиями и разработками способствуют научно-техническому прогрессу страны, поддержанию мирового престижа России, особенно в области инновационных технологий. Они вносят реальный вклад в развитие промышленности и экономики страны.

В третью группу входят профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это – инженеры, управленцы разного уровня и профиля, гражданского, военного масштаба, предприятия, города, губернии и т. д. И именно от их интеллектуального уровня зависит успех разного рода инициатив в локальных сферах и на отдельных участках социальной экономической жизни нашей страны.

К четвертой группе я отношу деятелей системы образования, педагогов, которые сами составляют интеллектуальный потенциал страны и выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения. Своей деятельностью они не только передают соответствующие знания, но и ищут отвечающие современным требованиям способы мышления.

Причины снижения интеллектуального потенциала России: финансовая необеспеченность науки и, как следствие, миграция ученых; неоптимальное сочетание учеными педагогической и научной деятельности; архаичная или неэффективная организация науки по множеству позиций и направлений; отсутствие стратегического подхода к приоритетности научно-технических проблем и направлений. И, наконец, самой главной причиной является падение престижа интеллектуалов. Есть и внутренние личностные и психологические причины: неудовлетворенность своим профессиональным социальным положением, незащищенность и др.

Население состоит из двух слоев: нижний слой, непричастный к элите; высший слой — элита, делящаяся на правящую и не правящую. В основе социального разделения лежит неустранимая неравномерность распределения богатств. Борьба за передел богатства и власти, даже когда в ней участвуют массы, приводит лишь к смене одного правящего меньшинства другим.

Элита общества — это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои общества, участвовать в формировании тенденций развития общества, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании своего собственного положения.

Акцентируем внимание на политической элите.

Во-первых, сюда относится правящая элита, выполняющая государственные функции в органах законодательной и исполнительной власти различного уровня.

Во-вторых, политическая элита включает и лидеров политических партий и движений, общественных организаций, которые не участвуют в исполнении государственных обязанностей непосредственно, но оказывают существенное воздействие на принятие политических решений.

В третьих, к политической элите, несомненно, относятся руководители значимых в обществе средств массовой информации, крупные предприниматели и банкиры, известные ученые в области общественных наук.

В-четвертых, непросто определить границы элиты в целом и отдельных ее групп. Одни и те же индивиды могут быть отнесены одновременно к различным элитам, например, бизнесмены, причастные к экономической и государственной деятельности, или же — только к экономической, но влияющие на политические решения высшего государственного руководства.

В правящей элите можно выделить следующие основные функциональные группы: правительство, парламент, региональная бизнес-элита.

Элита — сложное образование; отдельные группы элиты (элит) могут находиться в более или менее острых и даже антагонистических конфликтах. Основные источники таких конфликтов: конкуренция за статус, за допуск к власти, противоречия и конфликты внеэлитных социальных групп, интересы которых представляет та или иная группа элиты (та или иная элита).

Существуют два типа внутриэлитных связей: доминирования (господства) и координации (согласования), которые могут действовать одновременно.

Особенности современной российской элиты

Современная российская элита начала складываться при М. Горбачеве. При Б. Ельцине, считает О. Крыштановская, революционный период трансформации элиты закончился, начался этап цементирования новой элиты. Чем же элита времен экономических и социальных перемен отличается от предыдущей элиты?

По данным О. Крыштановской, «ельцинская» элита во многом отличалась от «брежневской» и даже «горбачевской». Прежде всего, произошло «омоложение» элиты: правительственная и региональная элита «помолодела» почти на 10 лет. Доля сельчан в окружении Ельцина упала почти в 5 раз, в целом в элите за последние 10 лет – в 2,5 раза. Ельцинская элита оказалась самой образованной по сравнению с предыдущими советскими элитами. Процент лиц, имеющих высшее образование, в целом по элите составлял 94%, а в таких субэлитных группах, как партийная элита, правительство и высшее руководство – 100% (тогда как в брежневской элите в целом – 88,85, в горбачевской – 84,1%). Президентская команда на две трети состояла из докторов наук. Можно сказать, что Ельцин приближал к себе молодых, блестяще образованных московских политологов, экономистов, юристов. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.

Изменился не только уровень, но и характер образования. Брежневская элита была технократической. При Горбачеве процент технократов снизился за счет роста доли лиц, имеющих высшее политическое или партийное образование. При Ельцине резкое снижение удельного веса технократов сопровождалось ростом доли гуманитариев в элите, особенно экономического и юридического профиля.

И наконец, ельцинская элита являлась наименее связанной со старой номенклатурой по происхождению. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов (пятой Государственной Думы), четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% были свободны от прежней номенклатуры. При этом высшие эшелоны номенклатуры не были основной базой для старта в нынешнее руководство. Лишь треть лидеров партий и четверть членов президентского окружения занимали высокие посты в прежних структурах власти. Основным плацдармом движения наверх были второй и третий ранги номенклатуры.

Источники пополнения у разных субэлитных групп были различными. Региональная и президентская субэлиты формировались за счет чиновников советских аппаратов. Бизнес-элита черпала свои кадры преимущественно из комсомола. Правительство воспроизводилось из кадров хозяйственников, дипломатов и «силовиков».

Налицо, казалось бы, существенное обновление элиты. Но это обновление происходило на фоне еще более глубокого процесса – преемственности элит.

Преемственность рассматривается элитологами как закономерность формирования новой элиты. Она находит проявление в двух основных тенденциях. Первую можно сформулировать так: при любых, даже самых радикальных политических изменениях старая элита не уходит полностью со сцены, а включается в новую в качестве ее части. Причин тому великое множество. Это и нехватка в рядах элиты профессионалов, владеющих информацией и практическим знанием, необходимыми для управления страной. Это и наличие «перебежчиков», предусмотрительно покинувших старую элиту еще до ее поражения. Это и невозможность быстрой смены старых кадров на всех, в том числе и ключевых постах. Наконец, это и общая слабость новой элиты на первых порах, толкающая ее к компромиссу с наиболее прагматическими и гибкими предшественниками.

Вторая тенденция – преемственность в виде заимствования у старой элиты ценностей, норм, идей, обычаев, традиций. Она может происходить вполне открыто, когда, например, речь идет об уважении к общенациональным ценностям и историческим святыням. Но заимствование чаще происходит «контрабандным» путем, негласно и даже вопреки публичным декларациям о полном разрыве с «проклятым прошлым». В этом случае меняются символика, обряды, ритуалы, лозунги – внешне элита предстает в новых одеждах. Однако ее идеология – не что иное, как более или менее перелицованные и модернизированные воззрения прошлых времен.

Причин у этого явления опять-таки много, в том числе и действие первой тенденции: заимствование происходит не только путем перенимания новыми властями взглядов и традиций предшественников, но и путем включения их носителей в новую правящую верхушку. Тем не менее можно выделить из множества причин две наиболее существенные для посттоталитарной эпохи. Прежде всего это интеллектуальная, идейная, нравственная слабость новой элиты. Она пришла к власти без собственного идейного багажа, поэтому хватается за все, что попадается под руку. А привлекательней всего, как ни парадоксально, выглядит испытанный арсенал старой элиты. Вполне возможно, что здесь срабатывает и элементарный психологический механизм подражания: наблюдая в течение многих лет процесс правления этой элиты, бессознательно усваивая образцы ее действий, поведения, риторики, ее идеи, новые политики, придя к власти, также бессознательно воспроизводят их.

Другая причина заключается в том, что сама логика власти, потребность в ее удержании, стабилизации вынуждает использовать такие политические и идеологические средства, которые до прихода новой элиты к власти отвергались по моральным и другим соображениям. Положение правящей, связанные с этим обязанности и ответственность быстро заставляют отказаться от приподнято романтических представлений о процессе осуществления власти.

Наиболее ярко преемственность старой и новой элит проявляется в сфере распределения власти. Так, О. Крыштановская полагает, что в советский период правящая элита была монолитной, а в ходе перестройки разделилась на два отряда: политическую и экономическую элиту. Фактически произошло перераспределение власти внутри бывшей партийно-государственной номенклатуры. Одна ее часть перешла из партийных органов в советские, а в ходе формирования новых структур исполнительной власти (администрация Президента и правительства, региональная администрация) – в органы новой администрации. Другая часть партийно-государственной номенклатуры обменяла свою власть в экономике на собственность, приватизировав ключевые инфраструктурные сферы экономики (финансы, распределение, внешнеэкономические связи) и наиболее рентабельные предприятия. Министр стал держателем контрольного пакета акций в концерне, начальник управления Министерства финансов – президентом коммерческого банка, руководящий работник Госснаба – главным управляющим биржи.

В этот процесс перераспределения власти и разделения собственности втягивалась и новая элита, рекрутированная при Горбачеве и Ельцине. Именно приток в элиту тех, кто вчера был далек от рычагов власти или занимал малопрестижные этажи власти и бюрократической пирамиды, а также заметный приток интеллигенции в политику создали иллюзию серьезного обновления элиты.

Нынешний период в развитии российской элиты может быть назван, по мнению О. Крыштановской, этапом цементирования новой элиты. Его характерными особенностями являются придание элите все более «закрытого» характера, смещение центра власти от законодательных органов к исполнительным, концентрация власти в экономике за счет создания мощных горизонтальных структур типа финансово-промышленных групп, объединяющих многопрофильные концерны, свои банки, биржи, страховые общества, торговые дома, инвестиционные и пенсионные фонды и т. д.

При этом имеет значение разновременность формирования различных элитных групп общества. Наиболее быстро процесс оформления и осознания своих специфических групповых интересов идет среди представителей промышленных и финансовых элит, а также в среде административной элиты, в свою очередь подразделяющейся на центральную и региональную. Другие элитные группы (интеллектуальная элита в сфере науки, культуры, средств массовой коммуникации, общественных движений и т. п.) гораздо медленнее проходят этап реструктуризации и самоопределения.

Выделяют шесть основных субэлитных групп новой элиты: высшее руководство, партийная элита, парламентская элита, правительство, региональная элита, бизнес-элита. Отношения внутри этих групп, а также между ними сложны и подвижны. Сегодня можно говорить о следующих видах взаимоотношений элит: 1) федеральная – региональная, этническая элиты; 2) внутри региональной элиты (законодательная — исполнительная власть, региональное руководство – местное руководство); 3) элита – контрэлита; 4) политическая – хозяйственная элита; 5) борьба внутри правящей элиты.

Таким образом, элита представляет собой социальную группу, занимающую особое (руководящее) положение в социальных институтах общества. Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений. В то же время правящая элита, как и элита в целом, неоднородна: между ее различными группами постоянно идет борьба за преобладание. Современная российская элита сформировалась в значительной мере на основе прежней партийно-государственной номенклатуры. Логично предположить, что дальнейшая трансформация российской элиты будет связана не столько с возможным приходом к власти современных контрэлит, сколько с реальным перераспределением собственности.

Особенности современной российской элиты

Процессы последних лет — развал партийно-государственной системы, приватизация госпредприятий, кадровое обновление управленческих структур и легитимность формирования законодательно-представительных и исполнительных органов российской государственности наложили, естественно, особый отпечаток на характер политической элиты, ее стиль деятельности, пути рекрутирования.

Одной из важных особенностей правящей элиты является социальный состав и ее динамика.

Существенным отличием элиты путинского призыва является омоложение правящего слоя, причем, средний возраст высшего руководства выше представителей региональной элиты.

С прежней номенклатурой меньше связаны элита бизнеса, а также депутатский корпус федерального парламента.

Одно из характерных проявлений таких связей в среде современной политической элиты — клановость и землячество.

Неудивительно, что именно клиститарные отношения при всех институциональных потрясениях стали социальной матрицей, которая воспроизводится в самых различных сферах общественной жизни. С началом перестройки, которая ускорила нарастание системного кризиса, именно частные «номенклатурщики», а не «номенклатура» (как целое образование тотальной общности) — стали получателями деятельностных привилегий, т.е. получили право делать то, ЧТО другим еще запрещается, и извлекать из этого прибыль.[7]

Остановимся на некоторых особенностях клановости, присущей российской политической элите.

Клановость порождает местничество, т.е. стремление соблюдать только свои узкоместные интересы (в ущерб общему делу). Другая сторона клановости — отсутствие целенаправленной государственной деятельности властных структур, невозможность реализации перспективных программ, т.к. с уходом должностных лиц меняется и их команда. Правительство как набор самостоятельных игроков не способно генерировать прогнозируемую экономическую политику — оно нуждается в обновлении. Особый интерес представляет предпринимательский слой, не только начинающий входить в российскую политическую элиту, но и влияющий на поведение элиты и расстановку политических сил.[8]

С началом реформ повсеместно расцвело предпринимательство администраций, органы государственной власти и местного самоуправления создавали товарные и финансовые объединения — распорядителями таких фондов, как правило, назначались заместители главы соответствующей администрации; чиновники в новых рыночных условиях стали осваивать оптовый бартер, учреждали биржи и торговые дома, акционерные общества и совместные предприятия.

Многие представители элиты прямо связаны с сомнительной или незаконной деятельностью. По мнению директора ФБР, в нынешней России особенно криминальная активность отличается в сфере финансовых спекуляций, манипулировании банковской системой, в незаконных мошеннических операциях с государственной собственностью.[9]

По мнению конгрессменов, многие представители правящей политической элиты, ответственные за принятие экономических и политических решений, напрямую вовлечены в незаконный бизнес.

Один из коней коррупции посттоталитарной бюрократии — «спецкормушки» российских чиновников, т.е. глубоко эшелонированная система привилегий и льгот.

Доход нашего чиновника, в отличие от западного, у которого доход, как правило, ограничен должностным окладом и потому легко контролируем, отличается принципиально. Мы имеет всевозможные надбавки к должностному окладу, выслуги, премии, отпускные пособия с оплатой проезда до места отдыха и обратно, дотированные квартиры, дачи, столовые, поликлиники и т.д., что в принципе не поддается простому учету. Размытость доходов российского чиновника размывает его правовое сознание, затягивая в коррупцию. А есть еще «торговля» лицензиями, таможенными и налоговыми льготами. Спецкормушка увеличивает доход чиновника неопределенным образом. Слабость законодательной власти в России обуславливает то, что защитить собственника от чиновника может только сам чиновник. Препятствует свободному предпринимательству и реально существующая «разрешительная» система вместо регистрационной, непомерные налоги, вся фискальная по своей сути политика государства.

Идеологическая раздробленность нашей политической элиты, неумение, а возможно, и отсутствие единого стремления к консолидации, одна из основных ее особенностей.[10]

Ныне в России наличествует широкий спектр оппозиционных Президенту и правительству объединений. Некогда целостная (но не монолитная) номенклатура все более разделяется на конкурирующие, а порой и открыто конфликтующие центры власти: легислатуры — администрации; бюрократия — директорам промышленных предприятий; банкиры. К этим расходящимся ветвям постноменклатурной элиты нужно добавить выросший предпринимательский слой, а также организованную преступность, являющуюся, как выше доказано, не отдельным локализованным центром, а разветвленным паразитарным образованием, пронизывающим управленческие и экономические структуры.

Однако, несмотря на означенный «развод» различных нынешних фракций бывшей номенклатуры, они остаются пока связанными, причем не только общим происхождением, личными отношениями, но и институционально.

Специалисты делают вывод, что, начиная со второй половины 90-х гг., обозначилась тенденция к обособлению элиты от общества и стремление к самозамыканию. Определенным показателем этого является факт:

· борьба между главами регионов и городов за снятие ограничений на повторное занятие одних и тех же постов;

· вхождение 1/3 депутатского корпуса нынешней Государственной Думы в ее составы;

· крепнущие связи политической и экономической элиты и ее фактическое слияние на местном уровне [2].

Таким образом, особенностями правящей элиты России являются:

· усиление роли исполнительной власти,

· повышение значимости неофициальных связей,

· обострение внутриэлитного соперничества,

· расширение теневой зоны,

· монополизация власти узким кругом лиц,

· идейная, нравственная слабость,

· стремление любой ценой удержаться у власти,

· крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты,

· обособление от общества.

На основе изложенного можно выделить следующие пути рекрутирования российской политической элиты. Во-первых, возврат бывших партийных руководителей высшего звена на высокие государственные должности. Во-вторых, преобразование бывшей советской номенклатуры в современную номенклатуру, называемую «демократической» (с сохранением и воспроизводством номенклатурных связей). В-третьих, привлечение в органы власти специалистов-интеллектуалов. В-четвертых, выдвижение в правящую элиту новых политиков на основе новой легитимности (путем выборов) [8].

Эксперты по возрождению государственности в России выделяют главные качества представителей настоящей элиты:

1) быть творческой свободы;

2) особый тип поведения: повышенные планки чувства долга и чести, жертвенность, аскетический образ жизни;

3) ключевой долг — служение Отечеству;

4) осознание России как уникальной культуры и цивилизации, ощущение неразрывной связи с предками, их ценностями, победами и достижениями; понимание русской государственности как исторического шедевра;

5) подчеркнутость корпоративно-сословной принадлежности к Отечеству;

6) неприятие культа материальных благ, охлократической модели «нормальной» человеческой жизни;

7) способность к выработке единодушия с соотечественниками, в том числе представителями других вер и культурных традиций.

Особенности современной российской элиты

Процессы последних лет — развал партийно-государственной системы, приватизация госпредприятий, кадровое обновление управленческих структур и легитимность формирования законодательно-представительных и исполнительных органов российской государственности наложили, естественно, особый отпечаток на характер политической элиты, ее стиль деятельности, пути рекрутирования.

Одной из важных особенностей правящей элиты является социальный состав и ее динамика.

Существенным отличием элиты путинского призыва является омоложение правящего слоя, причем, средний возраст высшего руководства выше представителей региональной элиты.

С прежней номенклатурой меньше связаны элита бизнеса, а также депутатский корпус федерального парламента.

Одно из характерных проявлений таких связей в среде современной политической элиты — клановость и землячество.

Неудивительно, что именно клиститарные отношения при всех институциональных потрясениях стали социальной матрицей, которая воспроизводится в самых различных сферах общественной жизни. С началом перестройки, которая ускорила нарастание системного кризиса, именно частные «номенклатурщики», а не «номенклатура» (как целое образование тотальной общности) — стали получателями деятельностных привилегий, т.е. получили право делать то, ЧТО другим еще запрещается, и извлекать из этого прибыль.

Остановимся на некоторых особенностях клановости, присущей российской политической элите.

Клановость порождает местничество, т.е. стремление соблюдать только свои узкоместные интересы (в ущерб общему делу). Другая сторона клановости — отсутствие целенаправленной государственной деятельности властных структур, невозможность реализации перспективных программ, т.к. с уходом должностных лиц меняется и их команда. Правительство как набор самостоятельных игроков не способно генерировать прогнозируемую экономическую политику — оно нуждается в обновлении. Особый интерес представляет предпринимательский слой, не только начинающий входить в российскую политическую элиту, но и влияющий на поведение элиты и расстановку политических сл.

С началом реформ повсеместно расцвело предпринимательство администраций, органы государственной власти и местного самоуправления создавали товарные и финансовые объединения — распорядителями таких фондов, как правило, назначались заместители главы соответствующей администрации; чиновники в новых рыночных условиях стали осваивать оптовый бартер, учреждали биржи и торговые дома, акционерные общества и совместные предприятия.

Многие представители элиты прямо связаны с сомнительной или незаконной деятельностью. По мнению директора ФБР, в нынешней России особенно криминальная активность отличается в сфере финансовых спекуляций, манипулировании банковской системой, в незаконных мошеннических операциях с государственной собственностью.

По мнению конгрессменов, многие представители правящей политической элиты, ответственные за принятие экономических и политических решений, напрямую вовлечены в незаконный бизнес.

Один из коней коррупции посттоталитарной бюрократии — «спецкормушки» российских чиновников, т.е. глубоко эшелонированная система привилегий и льгот.

Доход нашего чиновника, в отличие от западного, у которого доход, как правило, ограничен должностным окладом и потому легко контролируем, отличается принципиально. Мы имеет всевозможные надбавки к должностному окладу, выслуги, премии, отпускные пособия с оплатой проезда до места отдыха и обратно, дотированные квартиры, дачи, столовые, поликлиники и т.д., что в принципе не поддается простому учету. Размытость доходов российского чиновника размывает его правовое сознание, затягивая в коррупцию. А есть еще «торговля» лицензиями, таможенными и налоговыми льготами. Спецкормушка увеличивает доход чиновника неопределенным образом. Слабость законодательной власти в России обуславливает то, что защитить собственника от чиновника может только сам чиновник. Препятствует свободному предпринимательству и реально существующая «разрешительная» система вместо регистрационной, непомерные налоги, вся фискальная по своей сути политика государства.

Идеологическая раздробленность нашей политической элиты, неумение, а возможно, и отсутствие единого стремления к консолидации, одна из основных ее особенностей.

Ныне в России наличествует широкий спектр оппозиционных Президенту и правительству объединений. Некогда целостная (но не монолитная) номенклатура все более разделяется на конкурирующие, а порой и открыто конфликтующие центры власти: легислатуры — администрации; бюрократия — директорам промышленных предприятий; банкиры. К этим расходящимся ветвям постноменклатурной элиты нужно добавить выросший предпринимательский слой, а также организованную преступность, являющуюся, как выше доказано, не отдельным локализованным центром, а разветвленным паразитарным образованием, пронизывающим управленческие и экономические структуры.

Однако, несмотря на означенный «развод» различных нынешних фракций бывшей номенклатуры, они остаются пока связанными, причем не только общим происхождением, личными отношениями, но и институционально.

Особенности современной российской элиты

Современная российская элита начала складываться при М. Горбачеве. При Б.Ельцине, считает О. Крыштановская, революционный период трансформации элиты закончился, начался этап цементирования новой элиты. Рассмотрим, чем же элита времен экономических и социальных перемен отличается от предыдущей элиты.

По данным О. Крыштановской, «ельцинская» элита во многом отличалась от «брежневской» и даже «горбачевской». Прежде всего, произошло «омоложение» элиты: правительственная и региональная элита «помолодела» почти на 10 лет. Доля сельчан в окружении Ельцина упала почти в 5 раз, в целом в элите за последние 10 лет — в 2,5 раза. Ельцинская элита оказалась самой образованной по сравнению с предыдущими советскими элитами.

Президентская команда на две трети состояла из докторов наук. Можно сказать, что Ельцин приближал к себе молодых, блестяще образованных московских политологов, экономистов, юристов. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.

Изменился не только уровень, но и характер образования. Брежневская элита была технократической. При Горбачеве процент технократов снизился за счет роста доли лиц, имеющих высшее политическое или партийное образование. При Ельцине резкое снижение удельного веса технократов сопровождалось ростом доли гуманитариев в элите, особенно экономического и юридического профиля.

И наконец, ельцинская элита являлась наименее связанной со старой номенклатурой по происхождению. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов (пятой Государственной Думы), четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% были свободны от прежней номенклатуры. При этом высшие эшелоны номенклатуры не были основной базой для старта в нынешнее руководство. Лишь треть лидеров партий и четверть членов президентского окружения занимали высокие посты в прежних структурах власти.

Налицо, казалось бы, существенное обновление элиты. Но это обновление происходило на фоне еще более глубокого процесса — преемственности элит.

Преемственность рассматривается элитологами как закономерность формирования новой элиты.

Наиболее ярко преемственность старой и новой элит проявляется в сфере распределения власти. Так, О. Крыштановская полагает, что в советский период правящая элита была монолитной, а в ходе перестройки разделилась на два отряда: политическую и экономическую элиту. Фактически произошло перераспределение власти внутри бывшей партийно-государственной номенклатуры. Одна ее часть перешла из партийных органов в советские, а в ходе формирования новых структур исполнительной власти (администрация Президента и правительства, региональная администрация) — в органы новой администрации. Другая часть партийно-государственной номенклатуры обменяла свою власть в экономике на собственность, приватизировав ключевые инфраструктурные сферы экономики (финансы, распределение, внешнеэкономические связи) и наиболее рентабельные предприятия.

В этот процесс перераспределения власти и разделения собственности втягивалась и новая элита, рекрутированная при Горбачеве и Ельцине. Именно приток в элиту тех, кто вчера был далек от рычагов власти или занимал малопрестижные этажи власти и бюрократической пирамиды, а также заметный приток интеллигенции в политику создали иллюзию серьезного обновления элиты.

Нынешний период в развитии российской элиты может быть назван, по мнению О. Крыштановской, этапом цементирования новой элиты. Его характерными особенностями являются придание элите все более «закрытого» характера, смещение центра власти от законодательных органов к исполнительным, концентрация власти в экономике за счет создания мощных горизонтальных структур типа финансово-промышленных групп, объединяющих многопрофильные концерны, свои банки, биржи, страховые общества, торговые дома, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.

Выделяют шесть основных субэлитных групп новой элиты: высшее руководство, партийная элита, парламентская элита, правительство, региональная элита, бизнес-элита. Отношения внутри этих групп, а также между ними сложны и подвижны. Сегодня можно говорить о следующих видах взаимоотношений элит:

  • 1) федеральная — региональная, этническая элиты;
  • 2) внутри региональной элиты (законодательная — исполнительная власть, региональное руководство — местное руководство);
  • 3) элита — контрэлита;
  • 4) политическая — хозяйственная элита;
  • 5) борьба внутри правящей элиты.

Таким образом, элита представляет собой социальную группу, занимающую особое (руководящее) положение в социальных институтах общества. Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector