0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отклоняющееся поведение и его типы

11. Отклоняющееся поведение и его типы

Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведение — социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются: пьянство; наркомания; преступность; проституция; само­убийство; гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигма­тизации (от гр. stig­ma — угол, пятно)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оцейкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми.

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются де-классированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквен-тного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

Отклоняющееся поведение и его типы

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм.
Девиантное (от лат. deviatio – отклонение), отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
На одном полюсе девиантного поведения находятся лица, проявляющие максимально неодобряемое поведение: террористы, предатели, преступники. На другом – лица с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, учёные, писатели, художники. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.
Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, т.е. не являются противоправными.
Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название –делинквентное (буквально преступное) поведение. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны.
Делинквентное поведение – антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Формы девиантного (неодобряемого) поведения: уголовная преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройство, самоубийства.
Виды отклонений.
Культурные и психические отклонения.
Часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями. Однако обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
Индивидуальное отклонение: отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
Групповое отклонение: конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответ-ствии с нормами собственной субкультуры).
Первичное отклонение – отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.
Вторичное отклонение – отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.
Типы девиантного поведения (Роберт Мертон).
Главной причиной девиаций Мертон считал разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами их осуществлениями.
1) Конформность: соответствие культурным целям и средствам.
Конформизм – это единственный тип недевиантного поведения, поскольку поддерживает и цели деятельности, и средства их достижения.
2) Инновация: согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.
Инновация (от англ. innovation) – нововведение.
3) Ритуализм: отрицание целей данной культуры, но принятие и использование традиционных, одобряемых обществом средств их достижения.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый) – разновидность обычая или традиции; исторически сложившаяся или специально установленная норма поведения, в которой форма исполнения действий строго канонизирована и имеет лишь символическое значение.
4) Ретретизм (от англ. retreat – отступление, отход; уединённое место, убежище), бегство от действительности: отрицание и целей, и социально одобряемых средств их достижения.
5) Мятеж, бунт – форма поведения, не только отрицающая, но и стремящаяся заменить старые цели и средства, способ действий, который предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств.
Причины девиантного поведения.
Причины культурно осуждаемых отклонений.
1) Биологические объяснения (теории физических типов):
Определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм; люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
Первыми, кто предложил искать признаки, связанные с преступным поведением, в особенностях внешности человека, явились сторонники физиогномики. 2) Психологические объяснения.
Зигмунд Фрейд предполагал, что любые поступки людей – это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. Когда контролирующий волевой фактор не способен подавить природный инстинкт – возникает конфликт, выливающийся в преступление.
По мнению Конрада Лоренца источником агрессии является инстинкт борьбы за выживание. У человека, в отличие от всех других живых существ, широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. На заре человеческой истории это было не столь опасно. Однако появление средств массового уничтожения ставит под угрозу выживание человека как вида.
3) Социологические объяснения.
Теории конфликта.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс существование преступности связывали с социальным неравенством капиталистического общества. С целью достижения равенства члены определённых групп населения становятся преступниками прежде всего с целью получения материальной выгоды.

Теории социальной аномии.
В начале XX века динамика преступности противоречила как теориям механистического социального детерминизма (преступность росла быстрее роста населения), так и классовым теориям конфликта (по мере сглаживания классовых противоречий преступность не только не исчезала, но даже и не уменьшалась). В нормальных условиях человек ощущает ограничения, накладываемое обществом и подчиняется его коллективному авторитету, его требования не превышают некоего социально-приемлемого уровня. Однако в случае, когда в обществе отсутствуют устоявшиеся пределы стремлений для отдельных его членов, как это бывает при различных общественных потрясениях, до прихода общества в равновесие ни один его член не знает точно, какие потребности окажутся чрезмерными, а какие нет. Это состояние Дюркгейм называет социальной аномией.
Аномия: 1) психическое состояние человека, когда для него ничто не свято и не обязательно (индивидуальная аномия); 2) нарушения в ценностно-нормативной системе общества (отсутствие или неэффективность, противоречивость правовых и нравственных норм), всеобщая апатия, разочарованность, рост преступности, массовое стремление к нетрудовому образу жизни (массовая аномия); 3) стремление к реализации политических целей путем попрания правовых и нравственных норм (политическая аномия); 4) конфликт норм в культуре (аномия культуры).
Дюркгейм приходит к выводу, что преступность – это нормальное общественное явление. Её существование необходимо для того, чтобы общество не останавливалось в своём развитии, преступность подготавливает почву для общественного прогресса, а ненормальной является лишь чрезмерная или слишком низкая преступность. Дюркгейм полагал, что даже если у общества каким-то образом получится перевоспитать или уничтожить существующих преступников (воров, убийц, насильников и т. д.), общество будет вынуждено сделать преступными другие деяния, которые раньше таковыми не считались. Это объясняется тем, что преступник представляет собой отрицательную ролевую модель поведения, необходимую для формирования человека как полноценного члена общества.
4) Культурологические объяснения.

Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

Отклоняющееся поведение и его типы

Социальный контроль направлен на предотвращение различных отклонений в поведении человека. Но в любом обществе есть индивиды или группы, нарушающие установленные в нём морально — этические, правовые и иные нормы.

Отклоняющимся (девиантным) называется поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным в обществе социальным нормам.

Девиантное поведение бывает негативным и позитивным. Первое противоречит социально одобряемым образцам поведения, вызывает негативную оценку окружающих и наносит кому или чему – либо ущерб (примеры: употребление наркотиков, воровство, хулиганство). А позитивное отклонение связано со значительным превосходством поведения человека от массового среднего уровня (примеры: деятельность учёных, художников, героический поступок). Среди форм негативной девиации различаются делинквентное и аддиктивное поведение. Поведение, нарушающее нормы права и законов, называется делинквентным. Любые правонарушения (проступки и преступления) являются делинквентными формами поведения и влекут юридическую ответственность. Аддиктивное поведение – это стремление уйти от реальности путём изменения своего психического сознания под воздействием алкогольных, наркотических и психотропных веществ. Другой формой аддиктивного поведения является постоянная фиксация на определённом виде деятельности с целью поддержания желаемых эмоций, к примеру, азартные или компьютерные игры, длительное прослушивание музыки. Девиация может быть индивидуальной или групповой.

Выделяют две стадии девиации:

первичная – начальное действие правонарушения, которое может быть не замеченным окружающими. Например, парковка автомобиля на запрещённом месте. Большинство окружающих смотрят на это «сквозь пальцы», а нарушитель не относит себя к девиантам.

вторичная – публичное принятие девиантной идентичности, когда правонарушитель открыто признаётся таковым окружающими. Допустим, незаконный парковщик был пойман сотрудниками ДПС и привлечён к административному наказанию. После такого обвинения, окружающие навесили на него ярлык злостного нарушителя правил дорожного движения.

Причины отклоняющегося поведения

Биологическая предрасположенность. Автором идеи «прирождённого преступника» является Чезаре Ломброзо. Он считал, что преступник – это особый природный тип, причём для разных преступников (убийц, маньяков, воров) характерны свои биологические аномалии. Данная идея отвергается большинством современных учёных, но биологические предпосылки, такие как нервно — психические заболевания, могут стать причиной девиации.

Психологическая предрасположенность. В чертах характера некоторых людей присутствует чрезмерная агрессивность и враждебность, которые могут привести к несдержанным поступкам.

Особенности процесса социализации человека, его воспитание и образование. Нехватка семейной любви, заботы и внимания в детстве взращивает в человеке жестокость, хладнокровие и может стать причиной правонарушения.

Протестное настроение. Например, нежелание подростка жить по нормам «предков».

Аномия общества – болезненное состояние общества, при котором происходит распад существующих ценностей, переставших соответствовать новым идеалам людей. Аномичное состояние влечёт суицидальное настроение, апатию, разочарование.

Девиация противоположна конформизму – согласию человека с мнением большинства и подчинению своего поведения принятым в обществе нормам.
Дополнительные материалы к уроку :
Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Отклоняющееся поведение и его виды»
Интеллект-карта по обществознанию №45

‍ Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно здесь или здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

Девиация может быть как позитивной (не соответствующая образ­цам социального поведения в смысле улучшения их; приводит к поло­жительным для общества последствиям), так и негативной (нарушает требования социальных норм, приводит к негативных социальным по­следствиям).

Наиболее негативные, имеющие самые тяжкие для общества по­следствия формы девиантного поведения — это формы депинквентного (буквально — преступного) поведения.

Негативное девиантное поведение подразделяется на деструктив­ный и асоциальный типы.

Деструктивное поведение — отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, нарко­мания и др.).

Асоциальное поведение — поведение, наносящее вред дру­гим людям.

Девиантное поведение может быть индивидуальным, коллективным и массовым.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведе­ние конформное (от латинского слова conformis — подобный, сходный).

Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям.

Основная задача норматив­ного регулирования и социального контроля — воспроизводство в обще­стве конформного типа поведения.

3.12. Социальная роль

Социальная роль — образец поведения, признанный правильным и целесообразным для людей, обладающих определенным статусом в дан­ном обществе.

Роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Общество ожидает от человека с определенным статусом поведения, закрепленного социальной ролью.

Социальная роль может быть закреплена за человеком как фор­мально (например, в законодательном акте), так носить и неформаль­ный характер. Каждый человек обладает набором социальных ролей, который соответствует его набору его социальных статусов. Совокуп­ность ролей индивида называется ролевой системой, ролевым набором. В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответ­ствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт.

1. Межролевой: возникает, если индивид стремится выполнять несо­вместимые роли (например, женщина-мать и женщина-карьеристка)

2. Внутриролевой: возникает, если в рамках одной роли следует по­ступить нетипично (например, любящий родитель, наказывающий на­шалившего ребёнка)

3. Личностно-ролевой: возникает в случае психологической несо­вместимости личности с выбранной ролью (например, застенчивый человек, читающий лекции)

Выделяют основные (базисные) социальные роли:

роль члена се­мьи.

Совокупность ролей, которые играет конкретный индивид, называют ролевым набором.

На выполнение той или иной социальной роли откладывает отпеча­ток личность человека. Чем выше статус личности, тем ролевые пред­писания более жёсткие.

3.13. Социализация индивида

Социализация — длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация — неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков соци­ального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается фор­мированием личности.

2. Вторичная социализация — критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных ин­ститутов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов соци­ализации.

Агенты социализации — люди и организации, которые осуществля­ют социализацию в рамках определенных институтов (отец, коман­дир (начальник), журналист).

Институты социализации — социальные институты, ответ­ственные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы

3.11. Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантное (отклоняющееся) поведение: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам; 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Критерием девиантности поведения являются моральные и правовые нормы.

Делинквентное (преступное) поведение – состоит в нарушении норм; подпадающее под категорию противоправного действия.

Виды девиантного поведения

1) Первичная девиация (индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы и не считает себя девиантом) и вторичная девиация (на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми).

2) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют группами риска.

Типы отклоняющегося поведения

* Социально одобряемые – позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы (гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности)

* Нейтральные – чудачество, эксцентричность, стремление выделиться среди окружающих манерой одеваться, манерой поведения и т. п.

* Социально неодобряемые – негативные, дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению поступки, которые наносят ущерб обществу (отклонения, направленные на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия) – делинквентное поведение; отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

Функции девиантов в обществе

1. способствует сплочению социальных групп и помогает людям более глубоко осознать себя как личность и понять свои собственные ценности (например, в рамках молодежных неформальных организаций подросток адаптируется к внешним условиям существования, обучается поведению в группе, выявляет свои личностные особенности);

2. определяет границы допустимости некоторых форм поведения (определяется, до какой степени общество может терпеть поведение некоторых людей);

3. определенные виды девиантов являются предохранительным клапаном в обществе, который может снять социальную напряженность в определенные кризисные моменты (например, спекулянты в СССР снимали проблему снабжения общества дефицитными и пользующимися спросом товарами, а торговцы наркотиками зачастую помогают снять психологический кризис);

4. наличие большого количества девиантов указывает на то, что в обществе есть какой-то дефект, с которым необходимо бороться (например, увеличение масштабов взяточничества в среде государственных чиновников способствует принятию закона по борьбе с коррупцией).

Типология девиантного поведения Р. Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации: инновация (предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения); ритуализм (связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, при этом забывается главное – цель); ретретизм (бегство от действительности); бунт (стремится к коренной ломке всех общественных отношений).

Теории происхождения девиантного и делинквентного поведения

1) Теория физических типов утверждает, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Итальянский врач Ч. Ломброзо считал, что существует прямая связь между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Он утверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. В. Шелдон выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов.

2) В основе психоаналитической теории отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п.

3) Сторонники теории наклеивания ярлыков (стигматизации) (Э. Лемерт, Г. Беккер) определяют появление девиации групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.

4) Теория культурного переноса девиации: а) теория подражания (Г. Тарда). Люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой; б) теория дифференциальной ассоциации (Э. Сазерленда). Многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т. е., чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом.

Причины девиантного поведения

1) Биологические особенности нарушителей норм.

2) Аддикция, т. е. со стремление избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта.

3) Концепция дезориентации (Э. Дюркгейм) утверждает, что питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии – отсутствия норм.

4) Р. Мертон считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать.

5) Маргинализация. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей.

6) Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств.

7) Распространение различного рода социальных патологий (рост психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшение генетического фонда населения).

8) Бродяжничество и попрошайничество (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы).

9) Социальное неравенство. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между праведными целями (полное социальное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

10) Связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации.

11) Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны.

12) Социальные (в том числе войны), техногенные и природные катаклизмы нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей.

Девиантному поведению в обществе противостоит социальный контроль – средство, имеющееся у общества, при помощи которого заставляют людей вести себя соответственно с общепринятыми нормами и правилами поведения. Социальный контроль – усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление. Социальный контроль можно определить и как механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т. д.) регулированию поведения индивидов.

Социальные санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением его членов, цель которых обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Негативные неформальные санкции: выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т. п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т. д.).

Негативные формальные санкции: всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т. п.), – выступают в качестве угрозы, устрашения и предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции: реакция непосредственного окружения на позитивное поведение, которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы, лестные отзывы в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т. п.).

Формальные позитивные санкции – это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами, медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т. п.).

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции: правовые санкции (система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом); этические санкции (система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы); сатирические санкции (система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято); религиозные санкции (наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенных религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии).

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции – через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

Девиация и конформизм – два противоположных типа поведения.

Конформное поведение – ситуативное поведение индивида в условиях конкретного группового давления (влияния). Эта уступчивость находит свое выражение в изменении его взглядов и поведения согласно точке зрения большинства. Есть два типа конформного поведения: внутреннее и внешнее подчинение индивида группе. Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности. Когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все», и он считает, поступает правомерно.

Между конформной и девиантной мотивацией действий людей находится индифферентная (состоит в отсутствии интереса к окружающему, равнодушии, безразличии, пассивности).

Отклоняющееся поведение и его типы

1. Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

2. Основные формы девиантно0о поведения

3. Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит моральным нормам группы, а делинквентное — абсолютно, та, а нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.

4. Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.

5. Выделяют первичную и вторичную девиацию. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы.

Вторичная девиация — на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.

Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры.

6.Типы девиантного поведения.

6. Два основных направления работы с девиантами:

· в отношении преступного (делинвентного) поведения нужны жесткие запретительные меры,

· алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи — открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.

Социальная роль

Социальный статус — положение человека в обществе

1. Социальная роль — м одель поведения, ориентированная на данный статус.

2. Ролевой наборсовокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируе­мых с одним статусом.

a. Ос­новные (типичные) роли

i. Семейно-бытовые, профес­сиональные, общественно-политические роли и

b. Ситуационные социальные роли.

i. Роли пассажира, пеше­хода, покупателя, зри­теля и др.

3. Ролевой набор формирует набор социальных отноше­ний. Они определяются ожиданиями людей. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социаль­ную роль. При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следу­ющие компоненты.

· Описание типа пове­дения, со­ответству­ющего дан­ной роли

· Предписания, или нормы, оп­ределяющие требования к выполнению той или иной роли

· Оценка выпол­нения данной роли

· Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное вы­полнение роли

4. От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение ис­полнителя конкретной роли. личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценнос­тных ориентации. Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

· биопсихологические воз­можности человека;

· характер принятой в обществе системы социального контроля;

5. Человек исполняет в различных ситуациях множество ролей, что порождает ролевой конфликт. Виды ролевых конфликтов:

· Внутриролевые (слушайся, но будь творческим);

Социализация индивида

1. Личность — субъект сознательной деятельности, совокупность социально значимых черт, свойств и качеств

2. Структура личности: статус, роль, направленность

3. Социализация — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, социального опыта и моделей поведения, необходимых для успешного функционирования общества

4. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.

5. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры. В процессе социализации устанавливаются взаимные отношения между человеком и обществом, когда обе стороны осознают не только свои права, но и обязанности.

6. Ответственность общества перед личностью непосредственно связана с предоставлением ей экономических, правовых, политических асоци­альных гарантий. Социально ориентированное государство обязано га­рантировать человеку рабочее место, медицинскую помощь, возмож­ность получить жилье и образование, право на отдых и т. д. Чтобы реализовать данные гарантии, государство должно быть экономически устойчивым, содержать на должном уровне системы здравоохранения, культуры, образования, расширять жилищное строительство и т. д.

7. Агенты социализации: семья, школа, социальное окружение, СМИ, государственная политика, национальные традиции, самовоспитание

8. Расширение и углубление социализации: в сферах деятельности, общения, самосознания

9. Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к постоянно меняющейся социальной среде. Отличают два вида социальной адаптации:

· — активный (когда личность не только осваивает социальную среду, но и пытается ее изменить);

· — пассивный (когда происходит только приспособление к окружающей среде).

10. Для динамики процессов социальной адаптации имеют значение:

· высокий социальный статус личности;

· успешное выполнение ею своих социальных ролей;

· в целом положительное восприятие личностью окружа­ющей социальной среды.

Семья и брак

1а. Семья — это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови).

Члены семьи связаны

· моральной и правовой ответственностью.

1б. Семья — это социальный институт, его функция — воспроизводство (репродукция) населения.

2. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая

· их права и обязанности,

· отношение к детям и к

· Нуклеарная (в основе — супружеские связи; max 2 поколения);

· Расширенная (в основе — кровнородственные связи; несколько поколений)

По наследованию (фиксация своего происхождения):

Патрилинеальные — Матрилинеальные — Билинеальные (в т.ч. Россия)

По месту проживания:

Патрилокальные — Матрилокальные — Неолокальные

По власти в семье:

Патриархальные — Матриархальные — Эгалитарные (равные)

· моногамная (единобрачная) семья предусматривает появление брачной пары — мужа и жены;

· полигамная (многобрачная) семья реализует форму группового брака.

· В свою очередь полигамия бывает двух видов:

· полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

· полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).

5. Функции семьи.

Роль семьи в обществе исторически менялась.

· В первобытном обществе семья — это единственный реально функционирующий институт

· Сегодня она передала часть своих полномочий институтам права, образования, религии.

6. Этапы становления брачно-семейных отношений

· Неупорядоченные половые связи (промискуитет)

· Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми)

· Парная (моногамная, единобрачная) семья

a. Парная патриархальная (Естественное неравенство полов; мужчина — обладатель богатств; у мужчин господствующее положение в общественной жизни (связь с военным и правовым статусом))

b. Парная демократическая

7. Функции современной семьи:

· репродуктивная (воспроизводство населения);

· воспитательная (социализация молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм);

· хозяйственно-бытовая (= экономическая) (поддержание физического здоровья членов общества, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных);

· эмоциональная (стабилизирует психологическое состояние людей);

· контролирующая (поведение членов семьи);

8. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабили­зации личности взрослых.

9. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи».

10. Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector