0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Панагия сумела икона божией матери

Икона Панагия Сумела прибыла в Салоники

Знаменитая икона Панагия Сумела, прибыла в церковь св. Димитрия, где жители Салоников приветствовали ее в атмосфере радости и почитания.

В день, когда в Греции отмечают Покрова Богородицы, в атмосфере глубокого волнения и радости, жители города Салоники и городские власти приветствовали прибытие иконы Панагиа Сумела, из церкви Вермио Верия в Северную столицу.

Икону, которая считается символом греков Понта , сопровождали члены Фонда «Панагия Сумела» и Митрополит Верийский и Наусский Пантелеймон, прибыла в 5 часов вечера на площадь Агиа София.

В знак приветствия прибытия иконы, играл военный оркестр, а также музыкальная группа греков Понта.

После нескольких минут молитвы процессия с иконой прибыла к церкви св. Димитрия , где она останется на следующие дни.

Икона Панагии Сумелы прибыла во второй раз в Салоники. Предыдущий раз это событие было в 1989 году.

Чудотворная икона Божией Матери «Панаги́я Сумела́» – образ Богородицы, по преданию, написанный апостолом и евангелистом Лукой. До конца IV века икона находилась в афинском храме в честь Божией Матери.

Согласно древним источникам, два инока – Варнава и Софроний – пришли в этот храм поклониться чтимому образу, написанному евангелистом Лукой. Здесь сама Богородица повелела им следовать за иконой до Понта (северо-восточная область Малой Азии) и на горе Мела основать монастырь. Монахи отправились в указанную Божией Матерью область, где в пещере обнаружили чудесно появившуюся здесь икону из афинского Богородичного храма.

Монастырь Панагии Сумельской пережил времена расцвета и благоденствия. Он был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона «Панаги́я Сумела́», были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия. Икона Божией Матери прославилась многими чудесами.

За период понтийского геноцида с 1914 по 1923 гг. монастырь Панагия Сумела пришел в упадок. Монахи перед своим исходом из монастыря в 1923 году спрятали рядом с часовней Святой Варвары чудотворную Икону Панагии, Евангелие монаха Христофора и Крест трапезундского императора Мануила Комнина.

Прошли годы, и в 1930 году при содействии греческого премьер-министра Элефтериоса Венизелоса руководитель Турции Исмет Иноню согласился пропустить в Понт делегацию для возвращения православных святынь из Панагии Сумелы. В живых на этот момент оставались только два монаха из исторического монастыря. Старец Иеремиас из Лангада (Салоники) отказался от поездки по состоянию здоровья. Он, по-видимому, не хотел оживлять в памяти трагическую картину разграбленной и разрушенной варварами святыни. Другой монах Амвросиос Сумелиотис, который в тот период был настоятелем храма в районе Тумба в Салониках, расспросил старца о месте возможного нахождения иконы и других символов веры, спрятанных монахами.

14 октября 1930 года Амвросисос Сумелиотис направился в Трапезунд и вернулся оттуда не только с символами веры, но и с самим Понтом. Как об этом сказал один из величайших понтийских политиков в Греции Леонидас Ясонидис: «В Греции были понтийцы, но не было Понта. С Иконой Панагии Сумелы есть и Понт». Монах, оказавшись в окрестностях монастыря, не мог найти тайник со святынями. Во сне к нему явилась сама Панагия и указала на место.

Икона в дали от верного себе понтийского народа не могла больше находиться. После 1930 года развеялись последние надежды греков Малой Азии на возвращение на родину. Греческое правительство подписало договор о «Вечном мире и дружбе» с Турцией, по которому компенсировала потери турок в войне 1919 – 1922 годов имуществом малоазийских и понтийских греков.

20 лет Икона хранилась в Византийском музее в Афинах. Леонидас Ясонидис предложил заложить в одном из регионов Греции новый монастырь Панагия Сумела. Его планы, исходящие из пожеланий всех понтийцев, предворил в жизнь выходец из понтийского селения Кромни, находящегося вблизи исторического монастыря, Филон Ктенидис. В 1951 году на горе Вермио в селении Кастанья вблизи г. Верия был основан новый монастырь.

Каждый год 15 августа в День Успения Богородицы Икона Панагии Сумелы привозилась в одноименный монастырь для проведения литургии. В последние годы, после того как были проведены соответствующие приготовления для ее хранения, Икона находится там постоянно. По преданию сохраняются три иконы Богородицы, написанные самим Евангелистом Лукой: Панагия тис Тину (остров Тинос), Панагия тис Кипру (остров, государство Кипр) и Панагия Сумела. Для понтийских греков Панагия Сумела символ веры, символ Понтийского Эллинизма и Покровительница подвергшегося геноциду народа.

Василий Ченкелидис, историк

Панагия Сумела в Турции: в чем помогает чудотворная икона

Панагия Сумела – один из древнейших монастырей, располагающийся на северо-востоке Турции, в 48 км от города Трабзон. Уникальность комплекса в первую очередь заключается в его многовековой истории, насчитывающей более 16 столетий. Интерес вызывает и сам способ возведения Панагии Сумелы: строение было высечено в скалах на высоте более 300 м над уровнем моря. Кроме того, много веков в стенах святилища содержалась чудотворная икона Богородицы «Одигитрия Сумельская», в честь которой и был назван храм.

Существует предание, утверждающее, что икону с ликом Богородицы написал Святой Лука – покровитель художников и врачей. Считается, что апостол не раз становился свидетелем чудесных исцелений, которые даровал грешникам Иисус Христос во время своей земной жизни. Святой Лука также написал одно из Евангелий, дошедших до наших дней, и является первым иконописцем.

«Одигитрия Сумельская»

Если вы впервые слышите об иконе Панагия Сумела и не представляете, о чем ей молятся, то стоит знать, что молитва Одигитрии Сумельской помогает в исцелении целого ряда недугов. Особенно часто к ней обращаются женщины, имеющие проблемы с зачатием ребенка.

Такое монументальное сооружение, как Панагия Сумела, вызывает интерес не только у христиан, но и у представителей других верований. Некоторые туристы приезжают к монастырю из курортных городов Турции, для других достопримечательность становится основной целью поездки в страну. И хотя внутренние интерьеры храма уже давно не украшают искусные византийские росписи и орнаменты, которые беспощадно разрушило время и мародеры, постройке удалось сохранить свое величие и священную атмосферу.

Историческая справка

После кончины Святого Луки икона Панагия Сумела долгое время бережно оберегалась греками, заключившими святыню в церковь в городе Фивы. В период правления Феодосия I одному священнослужителю из Афин явилась Божья матерь, призвавшая его и племянника посвятить свою жизнь монашеству. Затем, взяв новые имена Варнавий и Софроний, по велению Богородицы они отправились в храм Фивы, рассказывали местным священникам о случившемся откровении, после чего служители отдают им икону. Далее вместе с чудотворным ликом они направились на восток к горе Мела, где в 386 году возвели монастырь.

Зная, в чем помогает икона Панагия Сумела и какие чудесные исцеления она являет, монастырь начали активно посещать паломники из европейских государств еще до окончания его строительства. Несмотря на большую известность и труднодоступность церкви, ее несколько раз пытались разграбить вандалы. Крупнейший урон был нанесен обители в конце 6 столетия, когда мародеры расхитили большую часть святынь, но иконе Богородицы все же удалось уцелеть. В середине 7 века монастырь полностью восстановили и в него снова вернулись многочисленные паломники.

Во времена Трапезундской империи (греческое православное государство, образовавшееся после распада Византии) монастырь Панагия Сумела переживал свой наивысший расцвет. В период с 13 по 15 вв. каждый правитель покровительствовал храму, расширяя его владения и наделяя новыми полномочиями. Даже с приходом в Черноморский регион османских завоевателей монастырь Панагия Сумела получал многочисленные привилегии от турецких падишахов и считался почти неприкосновенным. Так продолжалось вплоть до начала 20 столетия.

А после началась Первая мировая война, монахи покинули монастырь, который впоследствии разграбили турецкие вандалы. Были разрушены почти все настенные росписи, многим святым ликам выбили глаза. Но одному монаху все-таки удалось спрятать икону: служитель успел зарыть ее в землю. Лишь в 1923 году святыню откопали и вывезли в Грецию, где она хранится и по сей день. Сегодня монастырь не действует, но многих гостей Турции это не останавливает, и они с большим интересом изучают исторический православный комплекс.

Структура монастыря

Панагия Сумела в Турции состоит из нескольких крупных и мелких строений, среди которых можно увидеть Каменную церковь, гостиницу, где некогда останавливались паломники, кельи монахов, библиотеку, кухни и часовни. На подходе к монастырю находится полуразрушенный фонтан, в котором в былые времена хранили воду из горных источников. Говорят, что она могла исцелить многие недуги.

Центром монастыря стала пещера в скале, некогда реконструированная под церковь. В ее внешнем и внутреннем убранстве сохранились остатки фресок, основой которых служат сюжеты из Библии. В некоторых часовнях также можно увидеть полустертые изображения Богородицы и Христа. Неподалеку от сооружения располагается акведук, ранее снабжавший монастырь водой. Сооружение формируют многочисленные арки, которые были успешно восстановлены в ходе реставрационных работ.

Вандалам не удалось полностью разрушить храм благодаря тому, что большинство сохранившихся построек монастыря высечено в скалах, а не выложено из камня. С 2010 года по настоянию Вселенского патриарха в этом монастыре Турции каждый год 28 августа в честь Богородицы проводится богослужение.

Как добраться

Монастырь Панагия Сумела, фото которого ярко демонстрируют его величие, находится в труднодоступной горной местности в северо-восточной части Турции. Доехать сюда можно тремя разными способами. Самым простым вариантом станет покупка экскурсионного тура в туристической фирме Трабзона. Агентство предоставит вам автобус, который довезет вас до места и отвезет обратно. Кроме того, вас будет сопровождать экскурсовод, что сделает ваше посещение достопримечательности более увлекательным и познавательным. Стоимость подобного тура начинается от 60 TL.

Если вы желаете самостоятельно добраться до Панагии Сумелы, то в таком случае вам необходимо заказать такси или арендовать автомобиль. Цена поездки на такси составит не менее 150 TL. Арендовать автомобиль эконом-класса можно от 145 TL в сутки. Воспользуйтесь трассой Е 97, доезжайте до таблички с надписью Maçka и, свернув в горы, следуйте до парковочной станции. Независимо от того, какой вариант вы предпочтете, от парковки до храма нужно будет пройти пешком около 2 км по крутому горному склону.

Практическая информация

Полезные советы

  1. Отправляясь в этот монастырь Турции, обязательно надевайте удобную спортивную обувь. Ведь вам предстоит преодолеть расстояние в 2 км в горной местности.
  2. Не забудьте захватить с собой воду. Учитывайте, что кафе есть только у подножия горы. Вполне возможно, что несколько легких снеков вам тоже не помешает.
  3. Поменяйте деньги на турецкие лиры заранее. У достопримечательности валюту принимают по невыгодному курсу.
  4. Помните, что в горах температура воздуха всегда ниже, поэтому, отправляясь в путь, обязательно захватите с собой теплые вещи.
  5. В настоящее время монастырь Панагия Сумела в Турции находится на ремонте, который продлится вплоть до конца 2019 года. Но на достопримечательность определенно стоит посмотреть хотя бы издалека.

Автор: Екатерина Унал

Обновлено: 18 Май, 2018 Водопад Манавгат – очаровательный уголок планеты, расположившийся в…

Обновлено: 18 Май, 2018 Для большинства Турция – это курорт, где можно…

Обновлено: 17 Май, 2018 Древний город Демре Мира поистине можно назвать жемчужиной…

Обновлено: 17 Май, 2018 Если вы давно мечтали побывать на руинах древнего…

Панагия сумела икона божией матери

Чудотворная икона Божией Матери Панагия Сумела.

Апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем.

Первое наименование чудотворного образа Богородицы, написанного самим евангелистом Лукой, было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.

Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».

. В конце IV века к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала,что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы: «Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, повелев монахам следовать за иконой до Понта (Чёрного моря) и на горе Мела основать монастырь. Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие. ( Полная история : http://hram-nikola.kiev.ua/o-… )

Икона чудесным образом была обнаружена монахами, с тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́).

Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары — первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.

Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудно. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

К моменту кончины основателей монастыря, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

Монастырь Панагия Сумела.

В 1922 году турки изгнали греков с Понта.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства.

Сейчас чудотворный образ Песвятой Богородицы находится на склоне горы Вермиос в деревне Кастанья. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть — это очертания одного глаза Богородицы.

В России икона побывала в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Пресвятая Богородица моли Бога о нас!

ЧУДЕСА СУМЕЛИЙСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

В прошлом году, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа (Греч. стиль – Прим. ред.), г-н Mафилиос, офис которого находится рядом с греческой церковью того города, сидя в тишине дня, погруженный в свои мысли о старом родном городе, о своем бурном эмигрантском прошлом, задремал в своем кресле.

Здесь мы предоставим возможность рассказать самому г-ну Мафилиосу о своем необычном “видении”. Цитируем выдержки из соответствующего письма, написанного им в тот же день:

“Я вздремнул в своем кресле и во сне оказался в нашей церкви. Там я увидел живой образ Богоматери. Золотящийся и ярко светящийся, он вдруг заговорил и обратился ко мне со словами: “Какая у вас красивая церковь! А сколько великолепных святых икон! Почему не принесете вы и Меня, Сумелиотиссу, сюда, в вашу церковь, дабы узрели Меня и поклонились Мне благочестивые христиане, и прежде всего наши понтийские соотечественники. Они, где бы ни находились, несут в себе наследие отцов своих, нравы и обычаи, но могут растеряться на просторах этой благословенной страны. Возьми, чадо мое, свое перо, и начни писать и ходатайствовать, чтобы привезли Мой образ и поставили прямо здесь, в этом месте… придите все в церковь, чтобы видела я вас в радости, и не забывайте о дне памяти Моей – 15 августа”.

В продолжении подробного рассказа о своем чудесном сновидении г-н Maфилиос добавляет:

“Не прошло и десяти-пятнадцати минут, как я проснулся с необычайной радостью в душе, вновь и вновь переживая свой удивительный сон, как вдруг вижу в дверях своего офиса старосту нашей церкви, преподобного Димитриса Илиопулоса, родом из Аркадии. Он сказал: “Я прочитал в журнале “Понтийский очаг” о чудесах и истории “Панагии Сумела”. Напиши, пожалуйста, своим соотечественникам, чтобы они прислали нам Ее икону, а я, в свою очередь, помогу, чем смогу”. Не на шутку взволновавшись, я спросил его: “Каким же образом мы Ее привезем?” На что он ответил: “Напиши такому-то человеку” и так далее, а я открыл, что наказала мне такое во сне сама Богородица!”

Г-н Мафилиос немедля написал письмо. Он и преподобный отец Димитрий, были охвачены блаженными чувствами и Божественным страхом, ощущаемым теми, кто считают для себя за счастье выполнение Божественного наказа.

Их благочестие, конечно, не оставило равнодушным Управление Ассоциации “Панагия Сумела”, да и наказом Самой Пресвятой Богородицы нельзя было пренебречь. Письмо отправили в церковь Панагия Сумела в Кастанье, где наш соотечественник и художник Ставрос Kaлефрас создал такой же достопочтенный образ, впоследствии подобающе украшенный, после чего икона была послана в Афины, чтобы отправиться оттуда в Америку, где так дивно предстала перед взором нашим Сумелиотисса!

Письмо господина Maфилиоса хранится по сей день в архиве монастыря, не только как доказательство христианской веры и благочестия, но, главным образом, как свидетельство непрерывности чудесных появлений Богородицы Понтийской.
Журнал “Понтийский Очаг”, 1953 г.

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце – это произошло в 1911 году – с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду–Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”

Источник: Воспоминания и памятники Понта. Стивен П. Таниманидис. “Богородица Сумелийская, Понтийская Беженка” , Том ΙΙ, стр. 447-448.

ПРОЕКТЫ

История монастыря Панагия Сумела

Понтийская империя

С I тысячелетия до н. э. до X в. понтийские греки прошли большой путь в истории. Понт — один из красивейших уголков планеты с мягким субтропическим климатом, богатой флорой и фауной, многочисленными реками, горными грядами. Наиболее крупные города Понта: Синоп, Трапезунд, Керасунд, Котиора (Орду), Самсунд и другие, в прошлом центры морской торговли, «ворота на Восток». Понтийские города были отдельными городами-государствами со своими органами управления. Жители сохраняли свою веру богам Олимпа и говорили на ионическом диалекте древнегреческого языка. Понтийское царство просуществовало 300 лет и только после 30-летней борьбы пало под ударами могущественного Рима.

С I в. до н. э. по IV в. н. э. Понт находился в составе Римской империи. С разделением Римской империи на две части в IV в. н. э. Понт становится провинцией Византийской империи ( IV-ХIII вв.). Император вновь созданной Понтийской империи назывался царём и самодержцем ромеев, но позже по требованию константинопольского императора название было заменено на другое: царь и самодержец Анатолии, иберов и Ператии. Эмблемой правителей стал одноглавый орел. Влияние Трапезудской империи распространялось на часть Малой Азии, Кавказа и Крым. Большое развитие получили военное искусство, духовная культура, торговля. Значительное развитие получила наука: астрономия, физика, математика.

Греков Малой Азии, в том числе и Понта, считают самыми ревностными христианами. В тот период насчитывалось также 6 кафедральных соборов, 1 131 церкви, 22 монастыря, 1 647 церквушек и 1 459 духовных служителей которые гордились развитием и сохранением духовных убеждений и общего образования наряду с монастырями Пресвятой Сумелы, Пресвятой Гумера, Св. Георгия Перистериота, Св. Иоанна Вазелона и др.

Монастырь Пресвятой Богородицы Сумела

Панагия Сумела — всемирно известный православный христианский монастырь, является на протяжении 16 веков символом Понтийского Эллинизма. Монастырский комплекс Пресвятой Богородицы Сумела внесён в список наиболее охраняемых памятников ЮНЕСКО. Расположен в 42 км. от города Трабзон в современной Турции.

«Панагия Су Мела (Сумела)» — на понтийском диалекте означает «Божья Матерь с Чёрной горы». Монастырь расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине реки Алтындере. В Сумельском монастыре, с конца 4-го века н. э. и до 1922 года находилось одно из главных христианских сокровищ — знаменитая икона Богородицы Панагии Сумелы.

Согласно преданию, икона Богородицы написана самим апостолом Лукой. Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века монастыря Сумела подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес.

Со временем икона очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379–395 гг.), когда, по преданию, Богоматерь явилась некоему Василию и повелела ему принять монашество вместе со своим племянником Софронием. Приняв постриг, они посетили один из афинских храмов, в котором хранилась икона Богородицы. Явление Богородицы повторилось, и им было сказано следовать на восток к горе Мела. При этом на их глазах икона была унесена двумя ангелами. После некоторых поисков Варнаве и Софрониму удалось добраться до горы Мела и обнаружить в гроте, который находится высоко на обрывистом склоне, чудотворную икону. Именно это место предназначила для них Богородица. Но иноков посетило сомнение, так как поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось невозможным. Они стали взывать к Богородице, умоляя о помощи. И тут произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая вода. Так возник чудотворный источник, ставший одной из главных святынь будущего монастыря.

Вскоре, следуя за молвой о двух монахах-подвижниках , в пещеру стали приходить паломники. Некоторые оставались и принимали монашество. Монахи Варнава и Софроний при поддержке соседнего Вазелонского монастыря построили келью и уникальный скальный кафоликон в гроте — храм Успения Святой Божьей Матери. Были возведены монастырские постройки — многоярусный комплекс, сочетающий жилые и хозяйственные помещения. Создатели монастыря продолжили деятельность и вне святого места. В 12 километрах от монастыря, напротив села Скалита был построен храм Святого Константина и Елены, а в 2 километрах — часовня Святой Варвары. К моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Лечебные свойства источника сделали его известным не только среди христиан, но и среди мусульман, которые до сих пор посещают святыню и просят благословения Богородицы.

Со временем монастырь приобрёл громкую славу среди обителей Понта и всей империи. После 635 года он подвергается набегу арабов. Здания были осквернены и сожжены, насельники перебиты или уведены в рабство. В 664 году, при императоре Константе II, под руководством крестьянина по имени Христофор, обитель восстанавливают, а спасённая реликвия вновь располагается в кафоликоне. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг.

Расцвет монастыря приходится на период Трапезундской империи ( 1204—1261 гг. ). Кроме иконы Богородицы в обители хранятся: мощи Святых Варнавы, Софрония и Христофора, часть древа Креста Спасителя, инкрустированного в резной деревянный крест. В 1349 году в монастыре коронуется, в качестве императора Трапезундской империи, Алексей II Комнин. После падения Трапезундской империи в 1461 году, начиная с султана Селима I Явуза, около 1514 года, обитель получает подтверждения своих привилегий и от турецких монархов. В XVII веке возводятся дополнительные укрепления — так называемый «замок» и монастырь приобретает примерно тот вид, в котором он дошёл до наших дней: пятиярусный комплекс с 72 кельями и библиотекой. Верхний, пятый ярус, выполнял и фортификационные функции.

На территории обители имеются уникальные фрески, интерес к которым вызван, в первую очередь тем, что они были написаны без соблюдения канонов. Османское правление наложило свой отпечаток на внутреннее убранство монастыря — смешение православия и изысканного восточного стиля. Вокруг монастыря были построены маленькие храмы в честь разных святых. В эпоху XVIII—XIX вв. монастырь достиг наибольшего процветания. В библиотеке монастыря хранились бесценные документы и множество старинных рукописей.

Монастырь Панагия Сумела в ХХ веке

Неудачная для Греции греко-турецкая война ( 1919—1922 гг. ) и поражение восстания понтийских греков против турок в 1922 году, а также прямое предательство держав стран-членов Антанты, включая и тогдашнее правительство Греции, христианского населения (армян, ассирийцев и греков-понтийцев ), вынуждает насельников покинуть обитель. Монахи, перед вынужденным исходом в 1923 году, спрятали в часовне Святой Варвары икону Богородицы, Евангелие преподобного Христофора и крест императора Трапезунда Мануила Комнина. Несмотря на Лозаннский мирный договор 1923 года, к 1924 году монастырский комплекс был осквернён, разграблен и cожжён.

В 1930 году, по инициативе премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса, премьер-министр Турции Исмет Инёню, находившийся с визитом в Афинах, разрешил направить делегацию в Понт для вывоза в Грецию символов православия и Эллинизма.

К 1930 году в живых осталось только два монаха исторического монастыря. Иеремий, живший неподалёку от Салоник, который был уже очень стар и отказался ехать из-за болезни ног и из-за того, что не хотел вновь пережить страшные сцены турецкого варварства. Второй монах — полный здравия Амвросий Сумелиот, настоятель храма Святого Целителя в Тумбе, в Салониках. От Иеремия Амвросий узнал о том, где спрятаны священные реликвии. 14 октября Амвросий отправился в путь и через несколько дней вернулся в Афины не только с реликвиями, но и с Понтом, как писал тогда министр Леонидас Иасонидис: «В Греции были понтийцы, но не было Понта. С иконой Панагия Сумела к нам пришёл и Понт». День памяти иконы Панагия Сумела — 15 августа. День памяти основателей — 18 августа.

ХХI век. Возрождение Святыни

В 2007 года по инициативе Ивана Саввиди и с благословления Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона «Благотворительным Фондом И. И. Саввиди » организована первая паломническая поездка священнослужителей и мирян к православной святыне Панагия Сумела.

В августе 2010 года в монастыре впервые за 88 лет состоялась православная литургия, которую провел Вселенский Патриарх Варфоломей. Праздничная служба в день Успения Святой Богородицы прошла на двух языках — древнегреческом и церковнославянском, при участии представителей трех поместных православных церквей — Константинопольской, Русской и Элладской. На литургии присутствовало около 600 паломников из разных стран мира. Всего в праздничный день монастырь посетило более 4000 человек, в том числе паломническая делегация из стран бывшего СССР (России, Украины, Грузии, Казахстана, Беларуси) в количестве 500 человек.

По завершении литургии Патриарх Варфоломей сказал: «Наши молитвы звучат о единстве и мире. Именно с этой целью мы прибыли сюда».

«Сегодня открывается новая страница в истории христианского мира, — отметил в интервью журналистам Иван Саввиди. — Время религиозных войн прошло, настало время диалога, компромисса, поиска новых решений, реализация которых должна привести к духовному укреплению человека. Ведь высокая человеческая мораль одинаково важна и для исламского мира, и для православного. Самым главным итогом состоявшего события можно считать слаженную совместную работу совершенно разных людей — верующих и неверующих, христиан и мусульман, турок, греков, русских. Стало очевидным, что сама идея проведения литургии в монастыре Панагия Сумела была ниспослана нам Господом Богом, и мы выбрали правильный путь».

Посещение святых мест даёт возможность паломникам, помимо дополнительных знаний об истории религии, проникнуться духом православия, ощутить живую энергетику святых мест.

О Понт! Ты ныне странник на
Планете этой… И в Азии, и в Африке,
В Австралии, Америке, Европе —
Повсюду слышим мы
В смычке блуждающем
Призывы лиры — набат войны,
Наитие воспоминаний,
Мотив легенд — всё то, что
Подвиг есть народный,
И там где расцветает слово,
Творят терпенье и добро
Тоску по родине суровой:
Святой Софии купола
Хранят завет и упованье;
Весть смены вех Архангела;
И Панагии состраданье,-
Кто при распятье славила
Всевышнего.
Живи, о Понт! Крепка
Потомков Александра вера!
Боголюбивый! Свободный,
Словно ветер, в нём Византии дух!
Радость Земли в его полёте!
Небесная любовь!
И чаяния народа!
Стремленье в будущее,
Победы жажда — лишь для неё одной.
Для Родины!

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)»

Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути. Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь — знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой,было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев. Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит, апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.

Материал об истории иконы Панагии, написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом. По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы и паломники со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках — это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди, в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии.

Чудотворная икона опять собирает вокруг себя не только греков, но и христиан всего мира.

11 сентября чудотворная икона Панагия Сумела принесена в Санкт-Петербург. До 18 сентября святыня пребывает в Спасо-Преображенском соборе, где перед образом каждый день совершаются молебны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector