1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Персы арабы и турки

Разница между персами и арабами

Для стороннего наблюдателя (например, европейца) что персы, что арабы – примерно одно и то же: и те и другие – мусульмане разной степени смуглости, говорящие на непонятном языке. Так ли это в действительности? Разумеется, нет. Между арабами и персами огромная разница – и в языке, и в культуре, и даже (к удивлению многих) в религии. Чем отличаются персы от арабов, и что у них общего? Начнем по порядку.

Появление на исторической сцене

Как активные участники международных событий первыми проявили себя персы. От первого упоминания в ассирийских хрониках в 836 году до нашей эры до создания независимого персидского государства, а чуть позже – империи Ахеменидов прошло почти 300 лет. Собственно, сугубо национальным персидское государство в античное время не было. Будучи жителями одной из областей Мидийской империи, близкой им по языку и культуре, персы под руководством Кира Великого восстали и произвели смену власти, позже завоевав обширные территории, не входившие в состав Мидии. По оценкам некоторых историков, государство Ахеменидов в период наивысшего расцвета насчитывало 50 миллионов человек – около половины населения Земли в то время.

Арабы, которые изначально жили на северо-востоке Аравийского полуострова, начинают упоминаться в исторических источниках примерно в то же время, что и персы, однако в военной или культурной экспансии они не участвуют. Арабские государства Южной Аравии (Сабейское царство) и Аравии Северной (Пальмира, Набатея и другие) живут в основном за счет торговли. Пальмира, решившая встать в оппозицию к Римской империи, была довольно легко разгромлена гордыми квиритами. Но положение в корне меняется, когда в торговом городе Мекке рождается Мухаммед.

Он создает самую молодую монотеистическую религию, приверженцы которой построили одно из крупнейших государств всех времен – Арабский халифат. Арабы полностью или частично ассимилировали большое количество различных народов, преимущественно таких, которые по уровню общественно-культурного развития находились ниже их. Основой ассимиляции стали новая религия – ислам – и арабский язык. Дело в том, что, согласно мусульманскому учению, священной книгой, Кораном, является только оригинал, написанный на арабском языке, а все переводы считаются лишь его толкованиями. Это заставляло всех мусульман изучать арабский и нередко приводило к потере национальной идентичности (в частности, так случилось с древними ливийцами и сирийцами, которые прежде были отдельными народами; сейчас же их потомки считаются арабскими субэтносами).

Отличие персов от арабов в том, что в 7 веке нашей эры Персия находилась в упадке, и арабы относительно легко завоевали ее, утвердив ислам. Новая религия наложилась на древнюю богатую культуру, и Персия 8 века нашей эры стала основой для так называемого Золотого века ислама. В этот период активно развивались наука и культура. Позже персы приняли в качестве государственной религии шиизм – одно из направлений ислама, противопоставив себя арабам и туркам – преимущественно суннитам. И на сегодня Иран – преемник древней Персии – остается главным оплотом шиизма.

Сегодня персы, кроме шиизма, исповедуют суннизм и древнюю религию – зороастризм. Зороастрийцем, например, был знаменитый рок-певец Фредди Меркьюри. Арабы, являясь в основном суннитами, частично придерживаются шиизма (часть населения Сирии, большая часть жителей Ирака и Бахрейна). Кроме этого, часть арабов сохранила верность христианству, некогда распространенному на территории, позже завоеванной мусульманами. Из семьи арабов-христиан происходит известная латиноамериканская певица Шакира.

Сравнение

Как это часто бывает в истории, религиозные различия стали следствием политического и военного противостояния разных государств. В религии проще закрепить догмы, четко отграничивающие «нас, своих» от «них, чужих». Так произошло и в случае с Персией: шиизм имеет ряд серьезных богословских отличий от суннизма. Сунниты и шииты сражались друг с другом не менее увлеченно, чем католики с протестантами в современной им Европе: например, в 1501 году Персия приняла шиизм, а уже в 1514 году начинается первая война с суннитской Османской империей, которая распространила свое влияние на большинство арабских территорий.

Что касается языка, то тут у персов и арабов нет ничего общего. Арабский относится к семитской ветви афразийской языковой семьи, и его ближайшим «родственником» является иврит – государственный язык Израиля. Сходство видно даже неспециалисту. Например, широко известное арабское приветствие «салам алейкум» и «шалом алейхем» на иврите явно созвучны и переводятся одинаково – «мир вам».

Говорить о едином персидском языке некорректно, так как, по современным представлениям, это языковая группа, состоящая из четырех родственных языков (впрочем, некоторые лингвисты все же считают их диалектами):

  • фарси, или собственно персидский язык;
  • пушту;
  • дари (вместе с пушту является одним из государственных языков Афганистана);
  • таджикский.

Широко известен следующий факт: во время войны в Афганистане советское командование часто использовало бойцов-таджиков для общения с местными жителями, поскольку их язык почти тождественен таджикскому. Считать ли в данном случае пушту, дари и таджикский отдельными языками или только диалектами – предмет лингвистических споров. Сами носители языков особо по этому поводу не дискутируют, превосходно понимая друг друга.

Таблица

В концентрированном виде информация о том, в чем разница между персами и арабами, представлена в нижеприведенной таблице. Определение численности персов зависит от того, кого считать персами (это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд).

Персы, арабы и турки

Персы, арабы и турки

Древние арабы, как и их родичи евреи, носили Бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Со времен Магомета мы можем рассматривать арабов в наших целях вместе с турками и персами, поскольку все они оказывали равное уважение к Бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства 5 . Магомет, установивший крашенье Бороды, предпочитал, чтобы она была соломенного цвета – цвет, традиционно ассоциирующийся с Авраамом. Одной из особенностей персидской ереси было предпочтение черному цвету Бороды и особой ее форме; еще к вопросу об этих мелких различиях: когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные Бороды врагов к ногам своего шаха.

В качестве примера уважения, оказываемого Бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь Бородой Пророка!» – а также форму просьбы: «Твоей Бородой, или жизнью твоей Бороды!» Турки указывают на свою и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Брада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по Бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации. Прикосновение к чужой Бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением. При встрече двух друзей поцеловать Бороду – иногда взаимно – соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою Бороду» призывало благословение на друга. В семье Борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо, говорили: «Это стоит больше одной Бороды» 6 .

«Позор на твою Бороду!» – выражение упрека, а «Я плюю на твою Бороду!» – глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды» 7 .

Отрезание Бороды означало глубокое бесчестье и унижение. Известный глава ваххабитов Сауд брил Бороды в качестве наказания за тягчайшие преступления. Он долго мечтал купить жеребца у шейха племени Шахмэни, но все его предложения отклонялись. Шейх кахтанцев, когда его приговорили лишиться всех волосяных знаков отличия, при приближении брадобрея воскликнул: «О, Сауд, возьми жеребца Шахмэни как выкуп за мою Бороду!» Предложение было принято, и владелец продал жеребца за 2500 долларов, уверяя, что он не отдал бы его ни за какие деньги, если бы не нужно было спасать Бороду знатного кахтанца.

Даже когда болезнь или несчастный случай требуют удаления всей или части Бороды, араб пойдет на это только при самой крайности; после этого он живет в затворничестве, а если ему приходится выходить, надевает плотную черную вуаль, пока его подбородок не появляется «со всей первоначальною красой, густо рдеющей на нем»[14].

Почти каждый магометанин носит с собой расческу с единственной целью – приводить в порядок Бороду, чем занимается часто, особенно после молитв; богомолец обычно остается тщательно орудовать расческой, сидя на пятках. Выпадающие волосы аккуратно собирают и либо хоронят вместе с хозяином, либо прежде него кладут в могилу, предварительно разрезав каждый, чтобы отпустить на волю ангелов-хранителей.

Душить и окуривать Бороду благовониями – обычная восточная привычка.

Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии[15].

Рассказывают, что один умник-султан брил свою Бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за Бороду, как они поступали с нашими праотцами!» – и забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья.

К счастью, его преемник был мудрее, и султан доныне отличается прекрасной Бородой 8 , как и персидский шах, все арабы и их властители.

Сунниты против шиитов или арабо-персидские взаимоотношения

Противостояние арабов и персов – давняя история. Так сложилось, что ислам, возникнув на Аравийском полуострове, быстро распространился за его регионы. В том числе – и Персидскую империю. На тот момент реально было два крупнейших политических игрока в регионе – Персия и Византия. И если Византия успешно придерживалась ортодоксальной ветви христианств (вплоть до активизации турков), то Персия разменяла зороастризм на ислам.

Однако, деление ислама на суннитские и шиитские течения дало первую трещину в отношениях арабов и персов. Более того, самой столицей исламского халифата очень быстро стал Багдад (персидская столица) и арабы оказались не у дел.

Это продолжалось довольно длительное время, практически до тех пор, пока арабские государства не избавились первоначально от турецкого владычества (Османской империи), а затем уже от английского и французского присутствия. Но и в это время ирано-арабские отношении строились на иранских условиях.

Все изменила нефть.

Стремительно богатеющие страны Залива оставили иранцев не у дел. И даже то, что Иран обладал более чем внушительными запасами «черного золота» ситуации уже не изменило. Особенно на фоне исламской революции в Иране и приходе ортодоксальных шиитов к управлению страной.

Единственное, что смягчало ситуацию – это умение арабских стран договариваться с Европой и Северной Америкой. И полное нежелание этого делать со стороны Тегерана. Иран пожелал независимости и в принципе получил ее, разменяв на многочисленные санкции со стороны международного сообщества. Чему несказанно обрадовался Эр-Риад, и моментально начал диктовать цены на рынке нефти. С Россией и Южно-Американскими поставщиками до поры до времени удавалось договориться.

Что же поменялось в ситуации, при снятии санкций с Ирана?

Новый игрок вступил на рынок, пока еще слабо и неуверенно, но тем не менее — успешно. Оголодавшая за время эмбарго, экономика Ирана может начать стравливать цены на нефть. Более того — Тегеран может предложить европейским странам и выгодные кредиты и уменьшить налоговое бремя внутреннего рынка.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 07.01.16 Бизнес вместо свободы: почему ЕС церемонится с суннитскими монархиями? / Камран Гасанов
  • 20.02.14 Примет ли Конгресс новые санкции против Ирана / Арег Галстян
  • 29.11.13 Реальная сила: азбука взаимоотношений Анкары и Тегерана / Станислав Тарасов
  • 28.11.13 Некоторые штрихи к достижению в Женеве по Ирану / Виктор Михин

Есть и еще несколько «но».

Человеческие ресурсы Ирана намного выше аналогичных в арабских странах. Собственно к этому привела политика «жадности». Не желая распылять нефтедоллары на эмигрантов из бедных стран арабы «закрыли» возможность получения гражданства. Собственных граждан у этих стран очень мало, большинство из проживающих в них – временные рабочие. А они не имеют ни особой возможности, ни особого желания служить в армии. Так и получается – что страны Залива имеют очень малочисленные армии, зато – хорошо вооруженные, за наличные деньги купить оружие не проблема.

В этом плане Иран имеет весомое преимущество в человеческом факторе, однако – эмбарго подорвало его возможности по закупке вооружения или развитию собственного производства. Снятие санкций и получение прибыли от продажи нефти позволит в довольно короткие сроки эту маленькую пропасть ликвидировать, при этом – численный перевес все равно останется за Ираном.

И в таком случае смешно не будет уже арабам. То, как персы умеют воевать, помнят поколениями и передают из уст в уста. А договариваться и идти на уступки арабам не очень и хочется. Власть – она глаза застит получше иной повязки!

Кроме того, есть крайне интересные особенности наложения фактора религиозного противостояния на карту ресурсов. Уникальность Королевства Саудовская Аравия в том, что правящая семья, а значит и те, кто обладает всей полнотой возможностей использовать природные ресурсы и получать с этого большинство прибыли – сунниты. Однако, районы нефтедобычи и нефтепереработки преимущественно шиитские. И это при том, что шиитское меньшинство в Королевстве в принципе носит характер второсортности и подвергается преследованиям как просто со стороны суннитов, так и со стороны шариатского суда и королевской семьи.

Абсолютно аналогичная ситуация и в Бахрейне. Более того – здесь шиитское меньшинство крайне радикальное и провоцировало акции неповиновения уже не раз. Вплоть до ареста лидеров и разгона демонстраций с помощью полиции и армии.

Усиление роли Ирана может спровоцировать рост суннитско-шиитской напряженности в регионе, или более того – к блокировке нефтяного крана. А это – деньги, на которые собственно арабские страны и существуют.

Попытка запугать Тегеран пакистанской ядерной бомбой провальна сама по себе. Во-первых, такая бомба накроет весь регион, самим арабским странам не посчастливится от ее применения, а уж если ветер повернет не в том направлении – то о безопасном проживании на исторической родине надолго можно будет забыть. Во-вторых, сам Иран небезуспешно давит на Пакистан путем поддержки белуджистанских сепаратистов. Так что – даст ли Исламабад бомбу в руки Эр-Рийяда? Честно говоря – маловероятно. Тем более – что и Пакистан тоже накрыть может. А самоубийц в этом государстве среди политиков нет.

Скорее всего – даже при сильном давлении Пакистан будет отнекиваться и отговариваться. Благо – пакистанцы действительно умеют «тянуть резину» на абсолютно пустом месте.

Более того. Снятие санкций с Ирана было в первую очередь выгодно США. В условиях падения собственных рынков и развала экономики Вашингтон не постесняется «залезть в карман ближнего своего». В данном случае – обогатиться на Иране, за счет падения экономики КСА. Выгодно, безопасно и удобно, поскольку заставит впредь Эр-Рийяд лучше прислушиваться к голосу Вашингтона.

Могут ли иранцы и арабы восстановить отношения? Сложно ответить однозначно. Народы разделяет многовековая вражда – и политическая, и экономическая, и религиозно-национальная. Слишком много обид и вековых споров, распрей, недопонимания. И в принципе – даже если бы и случилось чудо и страны вдруг «загорелись» желанием дружить, то это все равно вряд ли бы получилось. Американская политика правит под лозунгом «разделяй и властвуй», а значит – любые переговоры оказались бы так или иначе сорванными.

Персы арабы и турки

Войти

Несколько нетерпимо, но достаточно интересно. Я-то, со своими политкорректными убеждениями, может, и не соглашусь, а вот персы точно под каждым словом подпишутся.

«. До этого мы находились в областях населенных персами. И их доброта, честность, готовность помочь тебе всегда и во всем делали путешествие легким и приятным.

Здесь же любая проблема, возникшая у тебя, собирала кучу людей которые становились вокруг и наблюдали – выкарабкается из нее этот иностранец или все же нет.
Не удивлюсь если делались ставки.

В персидских городах когда узнавали, что мы собираемся в Ахваз качали головами и пытались нас отговорить: «Зачем вы туда едете? Там же арабы!»
Персы, если политкорректно, недолюбливают арабов.
Арабы очень плохо к персам.
И причина здесь не столь в недавней Ирано-Иракской войне.
Она гораздо глубже.
Глубже где-то на 1500 лет.
Если это интересно – постараюсь рассказать.
Если нет, тогда просто не читайте дальше этот пост.

Персидская держава на протяжении почти 15 веков была передовым государством своего времени.
С отлаженной системой управления, правосудия, налогооблажения.
Страна первой установившей у себя религию основанную на монотеизме (до этого была неудачная попытка фораона Эхнатона в Египте).
Страна создавшая шедевры архитектурного строительства, градостроительства, зодчества.
Страна имевшая развитую систему отличных дорог, в том числе и высокогорных.
Страна с высоким уровнем развития земледелия.
Страна которая процветала.
И вот в VII в. в такую страну врывается дикое племя кочевников которое сметает, разрушает и вырезает все на своем пути.
Это гораздо поздже арабы, немного переняв культуру покоренных народов, начали уничтожать не все, а то что считали красивым, оставлять.
Но в начале арабского завоевания после них оставалась выжженная земля без населения.
Каково должно было быть отношение персов к арабам?

Арабы – сильная нация.
Плодовитая и агрессивная.
Практически во всех ими завоеванных местах они остались навсегда.
Полностью ассимилировав завоеванное население.
Полностью уничтожив их веру, культуру, этнические особенности внешности.
Практически во всех местах.
Кроме Персии.
Персы сохранили свою культуру. Нынешняя культура и история Ирана – не арабская.
Персы сохранили свой этногенез. В отличае от всех других они не растворились и даже не смешались с арабами.
Внешность перса сильно отличается от внешности араба.
Внешне персы болше похожи на европейцев.
Тонкие и правильные черты лица. Много светловолосых и рыжих.
В них течет не арабская, а арийская кровь.
И это заметно.
Персы частично сохранили свою веру.
Арабам так и не удалось полностью уничтожить зораастризм.
Все же приняв насильно навязанный им ислам, персы приняли его не в том виде в каком исповедуют его арабы.
Арабы – в большинстве сунниты и в небольшом количестве — друзы.
Персы – шииты.
Принимая все каноны Ислама, персы все же свой Ислам дистанциируют от арабского.
Персы свято чтят не признаваемых арабами-суннитами как единственных законных наследников Пророка Мухаммеда уничтоженных династией Омейядов – халифа Али (убит при выходе из мечети в 661 г.), внука Пророка — Хасана (отравлен поздже) и младшего сына Али – Хусейна (убит в г. Кербелла).
Хусейн считается самым великим мучеником и до сих пор все шииты совершая намаз касаются головой специального камешка который кладут перед собой.
Этот камешек сделан из священной глины которую специально привозят из Кербеллы.
Такие камешки есть в каждом отеле, в каждом номере.
Арабы пытались навязать персам арабский язык.
Не получилось.
Омар Хайям, первый персидский поэт который написал поэму, не используя ни одного арабского слова — национальный герой персидского народа.

Персы – не арабы.
И не хотят быть на них похожими.».

Огузский мир: «сирийский гамбит» и выход на границы с Византией

Военное искусство огузов и турок-сельджуков. Часть 7-я

Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Сегодня украинский историк продолжает серию колонок, реконструирующих военное искусство огузов и турок-сельджуков. (См. также части 1, 2, 3, 4, 5, 6).

Арабы, туркмены и турки взаимно ослабляли друг друга

Камал ад-Дин сообщал о событиях в Сирии. Указывалось, что Шараф ад-Даула в 1084—1085 гг. после поражения от Ибн Джахира пошел на мир с сельджуками. Он явился к двору султана Мелик-шаха и встретился с ним и великим везиром Низам ал-Мульком. Султан отправил в Сирию своего брата Тадж ад-Даула, но приказал ему не препятствовать управлению землями укайлидов. Те же были заняты войной с арабскими правителями Халеба. В то время румский султан Сулейман быстро пересек владения Филарета и оказался под Антиохией. В январе 1085 г. его войска взяли Антиохию. После этого турки, овладевая сирийскими городами, двинулись на Триполи.

Вскоре обострились противоречия между Сулейманом и Шарафом ад-Даула. Турок было 4 тыс., а арабов 6 тыс., но победили первые. Шараф ад-Даула погиб в битве — он был пронзен копьем. Далее Сулейман двинулся на Халеб и взял его в осаду. Также в осаде оказался Шайзар, а Ламтин турки взяли. Шариф ал-Хутайти и Мубарак б. Шибл заявили о желании войти в государство Тутуша. Сулейман соорудил крепость Киннасирин, однако это не спасло его от поражения. Его разбил Артук, который находился на службе у Тутуша. Когда же Тутуш подошел к Халебу, то арабы отказались исполнять свои обещания. Сельджуки осадили город. Вынужденные к сдаче арабы через турецкого посла и полководца Артука сдали город. Малик-шах прибыл несколько позднее и посетил Тутуша в завоеванном городе. Султан после этого пошел походом на ар-Руху и подчинил своей власти крепости Сирии. Ягысыяна он назначил в Антиохию, Касима ад-Даулу Ак-Сункура — в Халеб, а ар-Руху ему сдал Филарет.

Сельджуки осенью 1089 г. взяли последнюю крепость армян в Сирии — Барзаву. Касим ад-Даула осаждал Шайзар, а потом силы сельджуков в Сирии осадили Химс, в котором правил Ибн Муалиб. Город был взят, а его правителя отвезли в клетке в Исфахан. После смерти Мелик-шаха Тутуш убеждал наместников сирийских городов подчиниться и двинуться на завоевание Ирака, Персии и Хорасана. Эмиры сирийских городов подчинились в 1093 г. Тутуш занял Ракку и Нисибин, а также одолел арабских бедуинов около Дары. Вскоре Касим ад-Даула и Бузан перешли на сторону Баркиарука, который в 1093 г. занял Халеб. Войско Тутуша состояло преимущественно из арабов, а Касим ад-Даула вместе с Кирбугой и Бузаном доверяли тюркам. Арабы же войска Кирбуги и Бузана перешли на сторону Тутуша, а сами полководцы бежали к Халебу. Касим ад-Даула был разбит и попал в плен. Тутуш его казнил и овладел Халебом. Он схватил Бузана и Кирбугу. Бузана казнили, а войска Тутуша пошли на Харран, ар-Руху, Майафарикин, Дийарбакыр. Оттуда они двинулись к Рею, где к ним присоединились туркмены, однако их войско Баркйарук разбил. В битве погиб и сам Тутуш, а малик Ридван воцарился в Халебе. Против него выступили Дукак б. Тутуш и Сукман б. Артук. После смерти Тутуша Сирия погрузилась в полосу междоусобий, и такой ее и увидели крестоносцы. Арабы, туркмены, турки взаимно ослабляли друг друга.

После смерти Тутуша Сирия погрузилась в полосу междоусобий, и такой ее и увидели крестоносцы. Илл. wikipedia.org

При осаде городов турки использовали нефтеметы

Необходимо отметить, что во многих мусульманских источниках центральным сюжетом была борьба сельджуков с газневидами. Она заняла много лет и шла с переменными успехом. После победы под Данданакане другие завоевания уже не были для сельджуков такими сложными. Также отмечалось лояльность туркмен саманидам в предшествующий войнам с газневидами период. Нужно сказать, что туркмены были частыми участниками войн между отдельными правителями Мавераннахра. Они были достойными противниками Караханидов. Туркмены и гузы отмечены как кочевники, которые сражаются на конях. Они часто использовали притворное отступление и нападение из засады. Также в порядке вещей у них были переговоры с целью усыпления бдительности врага и неожиданные нападения. Их набеги были стремительными. Говоря о численности войск сельджуков и их противников, необходимо признать, что газневидские источники дают наиболее правдивые данные. Из других событий мусульманские историки любили освещать войны между самими сельджуками и сражение при Манцикерте. События в Сирии, как и походы против армян и грузин, находились на заднем плане. Они меньше интересовали хронистов, чем, скажем, войны сельджуков с караханидами. На одном уровне с войнами против газневидов и усобицами среди сельджуков были освещены действия против ромеев. Нужно сказать, что в 60-х гг. XI в. турки уже вполне освоили осадную технику. При осаде городов они использовали камнеметы и нефтеметы. Кроме того, в их войске присутствовала пехота. Нужно отметить, что она была и в начале завоевания, но не как часть войска, а как контингенты войск союзников — местных хорасанских эмиров.

К 40-50-м годам XI в. Сельджуки вышли на границы Армении и Грузии, о чем свидетельствуют источники южнокавказских стран. Завладев также Ираком, они вышли на границы с Византией. Их столкновения с ромеями попали на страницы хроник ромейских хронистов и Михаила Сирийского. Нужно сказать, что события в Центральной Азии нашли отражение и в армянских хрониках. Вардан указывал, что некто Махмуд поселил в Хорасане людей Дохла-бека (Тутака), которые назывались турками. Сообщалось о войне Махмуда с неким Исравом. Также упоминался Махсуд. Махмуд — это Мухаммед Газневи, Исрав — Исраэл из туркмен, Махсуд — Масуд из династии газневидов. Упоминались Бохер-хан (Богра-хан) и Хедер-хан (Кадыр-хан), которых реально отождествить с караханидами. Раздраженные этими событиями турки перешли реку Джахан (Джейхун, то есть Амударью), взяли Нашавур (Нишапур) и разбили войска Махсуда при Дадахане (Данданакане) у Мермна (Мерва). Мусепаху (Муса-ябгу) и Духрил вместе Абусалисом, Давутом, Чахербеком и Апудаликом распространили свою власть на Хорасан. Мусульманские имена Тогрул-бека и Чагры-бека были восприняты Варданом как отдельные личности. Султан же бежал в Казвин и по дороге в Индию был убит. Муса пришел в Ре (Рей), и после этого ему оказал почести халиф. Еще в 1021 г. Духрил напал на армян и пришел в Дувин (Двин) (реально набег осуществили туркмены на службе у Буидов). Против него выступил мужественный Васак. В 1064 г. пришел Алп-Аслан (Алп-Арслан) во главе 100-тысячного войска. Он взял Ахал-кахак и Шамшулде. При взятии Ани было зарезано около тысячи человек. Алп-Арслану приписано принесение армян в жертву предкам Сельджуков. Царь ромеев Диожен Ромап (Роман Диоген) пришел в Армению и хотел обратить население в свою веру, но в 1072 г. был разбит турецким султаном. Турки отпустили его на волю, но он был ослеплен греками и не был ими принят. Правитель Аламута зарезал Алп-Арслана. В 1088 г. эмир Буха по приказанию Мелик-шаха отнял Гандзак у Патлунидов (Шададидов). Мелик-шах охарактеризован как правящий двенадцатью царствами, миролюбивый и склоняющийся к христианству. По его приказанию Буха взял Урху (Эдессу). В 1092 г. Буха находился в Никее.

Монета Тогрула. Фото wikipedia.org

Греки изгнаны из Азии «врагами христианства». Армяне под ударом

Гетум из Корикоса отмечал, что количество туркмен возросло в 1051 г. Первым их правителем был Сатуг (Сельджук). Возглавляемые этим лидером, туркмены отняли власть у сарацин. Сатуг завладел землями в Большой Азии. После него правил Тугрил (Тогрул-бек), который завоевал у императора греков много земель и крепостей. Артот (Артук) воевал против королевства Месопотамия. Он осадил и взял Эдессу, при этом ему пришлось приложить усилия. Тугрилу наследовал Алп-Арслан, который с большим войском вторгся в Каппадокию. Он взял много городов и стал называть себя Сулейман-шахом. Сын Алп-Арслана Мелик-шах взял Антиохию. Греки были изгнаны из Азии врагами христианства.

Киракос Гандзакеци сообщал, что власть сарацинов сменилась властью варварских скифов. Они назывались турками. Гандзакеци упоминал царей Мелик-шаха, Алп-Аслана, Тугрил-бека, Махмуда, Салджука. Филартос и Рубениды нанесли поражение туркам при Мелик-шахе и поселились в Киликии. Турки также были названы персами. Диужен выступил к Маназкерту и там столкнулся с тираном Алп-Асланом. Турки разбили греков, а императора султан выпустил для того, чтобы он воевал против Михаила сына Дукицы и платил дань. Диужен был ослеплен греками.

Армян интересовала прежде всего своя история; история завоеваний Сельджуков у них путаная и схематическая. Пожалуй, только Вардана заинтересовали события, происходившие в Хорасане. Смбат Спарапет сообщал, что в 1030 г. турки были вынуждены покинуть Урху. В 1045 г. три эмира выступили из Персии. Против них выступил во главе арабов эмир Мосула, однако погиб в битве. На обратном пути персидские войска опустошили Арчеш и перебили многих христиан. В 1049 г. два военачальника по указке персидского султана Тогрула напали на Армению. Они осадили город Арцн. Император греков Константин отправил войско на выручку городу. Липарит гнал врагов, а другие военачальники, видя это, покинули его. Липарит был побежден и взят в плен. Два года он пробыл при Тогруле, который оценил его храбрость. В 1054 г. в поход на Армению двинулся сам Тогрул. Он осадил город Беркри и взял его. Потом он двинулся на Арчеш и пришел к Маназгерту. Осада города была сорвана благодаря храброй вылазке, в которой оборонявшиеся уничтожили осадные орудия турок. В 1058 г. персидский эмир Динар дошел до армянского города Мелитина. Город не был готов к обороне и был взят турками. Когда персы подошли к Тарою, против них устремились войска Торника и разбили их. В 1059 г. вся Персия сдвинулась с места и была опустошена вся Армения до Себастии. В 1062 г. по приказу Тогрула персидские полководцы вторглись в области Камах, Пагин, Тлхум, Аркн. Многие христиане попали в плен. Правитель Амида же вступил в союз с правителем Персии.

Греки отправили на восток Франгопула с войском, а также отряды Даватаноса. Они изгнали персов и разбили их в битве в окрестностях Амида. В битве погиб Даватанос. В 1064 г. Алп-Арслан напал на город Ани, который защищали Смбат и Григор. Город был взят, церкви осквернены, население вырезано и пленено. Гагик же, живущий в Карсе, предпочел договориться с персами о мире. Потом он сдал город грекам. В 1066 г. эмир Ошин вторгся в Киликию и дошел до Сев-Лера. Другой эмир, Гомштик из рода Алп-Арслана, двинулся против Урхи. С ним сразился дука Урхи Арвандос, но его оставила часть воинов, которые были греками, и войско Арвандоса было разбито, а сам он был продан в рабство. В 1067 г. Диоген воевал против тачиков и дошел до города Мнпич (Манбидж), а эмир из рода Алп-Арслана дошел до Себастии и там разбил войска греческого куропалата.

В 1086 г. Мелик-шах овладел всей Арменией, Халебом, Антиохией и всеми странами побережья. Илл. wikipedia.org

Измена Диогену и Мелик-шах-завоеватель

В 1070 г. Алп-Арслан пришел в Армению и достиг Маназкерта. Он сходу взял его, однако взять Тлхум ему долгое время не удавалось, пока, наконец, стража не утратила бдительность. После этого султан двинулся на Урху и в тяжелых боях взял крепости Тлтоврав и Арюцатиль. Урха же, несмотря на множество осадных орудий и численность врага, смогла устоять. Султан отправил своего главного эмира под Халеб. Потом туда подошел султан, который осадил город. Тогда Диоген собрал войско из печенегов и провинций своего государства. В 1071 г. он подошел к Себастии. В этой местности начались противоречия между греками и армянами. Сообщалось, что Диоген отправил 10 тыс. в Абхазию, а 30 тыс. к Хлату. Тогда Алп-Арслан напал на него. В битве погибли Хатап и Василаки, а войско понесло значительные потери и обратилось в бегство. Узн и Пацинак, находящиеся на правом и левом флангах, изменили Диогену и перешли на сторону Алп-Арслана. Император был захвачен в плен, но потом турки отпустили его, и после этого началась борьба между Диогеном и Тукицем за власть. Тогда султан двинулся на восток и подошел к Самарканду. У крепости Хам его убил злой человек.

В 1072 г. начал свою деятельность армянин Филартос. Он воевал против Торника, привлекая на помощь мусульман. В 1077 г. его войска осаждали Урху. В 1084 г. эмир Сулейман, сын Гдлмыша, напал на Антиохию, которой до того правил армянин из рода Пахлавуни. Он овладел городом, а когда на его новое завоевание покусился эмир Шарафтоль, сын Куриша, он разбил его при Пзахе. Сыном Сулеймана был Кылыч-Арслан. Филартос в то время враждовал с эмиром Полтачи, который отнял у него область Джахан. В 1079 г. Ддуш завладел Дамаском, а в 1085 г. разбил войска Сулеймана, который погиб в битве. Он разбил и храброго Ахсиапа, контролирующего побережье Египта. В 1086 г. Филартос прибыл ко двору Мелик-шаха и отрекся от христианства. В 1086 г. Мелик-шах овладел всей Арменией, Халебом, Антиохией и всеми странами побережья. Также он овладел Гандзаком. Всюду султан назначил своих эмиров.

В 1093 г. Ддуш, сын Алп-Арслана, овладел Антиохией и Халебом, после чего отправил войска в Персию и дошел до Аспагана, где состоялась битва с Паркиарухом. В этой битве Ддуш погиб, и ему наследовал Расван. В 1095 г. Сокман, сын Артука, вместе с правителем Самосаты Палтазом напал на Урху, но ее храбро защищал куропалат Торос. В 1096 г. Кылыч-Арслан воевал у Мелитены, которую обороняли армяне под руководством грека Габриела. Тогда же начали свой поход франки.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».

МЕНТАЛИТЕТ ПЕРСОВ

Ю.О. Сердюк
преподаватель кафедры геополитики Военного университета

Иран-1999.
У стенда с агитплакатами
кандидатов в местные
органы власти

Персы, или иранцы, — коренные жители Персии (нынешнее официальное название страны — Исламская Республика Иран), народ иранской группы индоевропейской семьи. Персы являются этническим большинством в Иране (51% из более чем 66-миллионного населения страны); они проживают в основном в центральных и южных районах Ирана. Из персов набирается значительная часть государственных служащих. За пределами Ирана персы проживают главным образом в соседних странах — в Ираке, на западе Афганистана, в Азербайджане и Туркмении. После политических потрясений второй половины ХХ в. большая группа иранцев эмигрировала в Европу и США. Сегодня в нашей стране и в южных государствах СНГ также живет большое количество выходцев из Ирана. Наряду с афганцами они торгуют на рынках, заключают мелкооптовые сделки. Многие персы за рубежом занимаются религиозной пропагандой.

У портрета аятоллы Хомейни

Современный Иран — многонациональная страна. К основным национальным меньшинствам относятся азербайджанцы (24% населения страны), курды (7%), гилянцы и мазендаранцы (в сумме — 8%), арабы (3), луры (2), белуджи (2), туркмены (2), турки (1), бахтияры, кашкайцы, таджики и другие народности (в сумме — около 2% населения). Образовавшийся как государство персов, Иран в древности и в средние века проводил активную завоевательную политику, персидские правители объединили под своей властью разноязычные народы и племена. В VII в. Персию завоевали арабы. Они принесли с собой ислам, ставший главенствующей религией: ныне 99% жителей Ирана — мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% — сунниты.
Стихотворение «Исповедь шиита» российской поэтессы Людмилы Авдеевой передает мироощущение простого иранца:

Муллы в вагоне поезда
Керман—Тегеран

Там в жизни загробной нет, знаю, богатых.
Там есть справедливость, все радости рядом.
И Шейда прекрасная будет со мною.
А здесь на земле ее взгляда не стою.

Здесь наша семья всех беднее в квартале.
Не смею мечтать, чтоб мне Шейду отдали.
Здесь голодно жить, столько лет нет работы.
А там будет счастлив любой безработный.

Там реки из маста, там горы из мяса.
Рви фрукты на ужин из райского сада.
Сосед наш Али чем-то все недоволен.
Учиться он хочет, а дом не достроен.

В метро

Америке смерть! Смерть «Большому шайтану»!
Война до победы! Победы ислама.
В Коране — спасенье. Там каждое слово
Идет от Аллаха к Имаму родному.

Возьми нашу жизнь, нашу плоть, наши души.
Мы все без остатка твои, всемогущий.
И даже деревья, животные даже
Все верят в святыню и правду Аллаха.

Мы ждем избавления — прихода Мехди.
Аллах, сохрани до него Хомейни.

Тегеранская уличка

Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.
С 1979 г. в Исламской Республике Иран руководство государством оказалось в руках шиитских богословов. Исламский режим создал беспрецедентное в современной истории государство, в котором все стороны жизни оказались подчинены представлениям ислама шиитского толка. Политические, правовые, нравственные, эстетические, этические, культурные и философские представления подавляющего большинства персов сегодня определяются нормами ислама.
Боголюбие, четкое и твердое следование нормам и традициям ислама — основная добродетель, выделяемая жителями современного Ирана при подчеркивании положительных черт характера того или иного человека. Разумеется, этими качествами не ограничивается набор положительных характеристик перса.
Отличительной чертой иранцев является гостеприимство. Вежливый прием — это тот минимум, на который может рассчитывать иностранец, впервые приезжающий в эту страну. Обвинение в негостеприимстве — одно из худших в Иране. В любом доме вас встретят со словами «Хош амадид!» («Добро пожаловать!»). Гостю предоставят лучшее место за столом и накормят самыми лучшими и разнообразными блюдами. Даже если это дом беднейшего перса, встретить гостя ему помогут соседи. Для хозяина нет ничего приятней, чем услышать от гостя о том, что усилия не пропали даром, что он поражен приемом, богатством блюд и их вкусом.

Женщины на демонстрации
несут портрет
президента Хатами

Вообще доброжелательность — одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость — наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов.
К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, — это олицетворение рода, семьи. Всеобщее благополучие зависит от успеха каждого. Родственные, клановые и племенные отношения цементируют нацию. Земляки, перебравшиеся из деревни в город раньше других, помогают вновь прибывшим в трудоустройстве и обустройстве быта. Среди иранцев распространена традиция, напоминающая советский субботник. Жители одного квартала, деревни или улицы коллективно помогают в строительстве нового дома своему товарищу. Это событие становится подлинным праздником труда. Поддержать работающих приходят певцы и музыканты. По окончании работы все угощаются пловом и сластями.

Тегеран.
Молодая супружеская пара.

Одно из отличительных качеств большинства персов — стремление к прекрасному, любовь к искусству. После провозглашения Исламской Республики в 1979 г. духовенство проводило курс на подчинение культуры и искусства задаче исламизации иранского общества. Запретным стало «западное искусство». Это затормозило культурное обогащение страны извне, но в то же время стимулировало подъем народного творчества. Среди простых иранцев много людей, наделенных талантами музыкантов, поэтов, декламаторов, художников. Персов отличает великолепное чувство юмора. Шутка, вовремя и к месту сказанная, позволяет пережить невзгоды.
Иранцы суеверны. Мусульмане в Иране живут в мире постоянного мистического мироощущения. Они верят в злых духов, талисманы, колдовство, гадание, считают, что священными могут быть камни, деревья, постройки. Священными считают также хлеб, воду, посевы, дороги, небо, огонь. Страшными считаются духи покойников, которые «бродят в поисках живых» и могут вселяться в них, особенно в женщин. Поэтому персы боятся появляться в тех местах, где, по их поверью, обитают злые духи. Широко распространены среди простых иранцев амулеты, призванные защитить от сглаза и порчи. Амулеты вешают на шею новорожденному ребенку, мальчику, красивой девочке и новобрачным, так как полагают, что именно эти люди в наименьшей степени защищены от «козней злого духа». В деревнях верят в привидения, ведьм. Большой популярностью пользуются толкователи снов.
При общении с персами необходимо принимать во внимание, прежде всего, особенности их культурного и религиозного развития. Заслужить уважение персов легче, если вы знаете имена их великих соотечественников. Цитирование Омара Хайяма, Саади, Хафиза и других иранских поэтов и философов поднимет ваш авторитет в глазах собеседника. Но иноверцу следует избегать обсуждать с иранцем религиозные темы. Иранец никогда не скажет вам в лицо, что вы его обидели, задев тонкую струну его души. Однако в дальнейшем такая обида им не забудется и может стать причиной охлаждения или даже прекращения отношений.
Во время мусульманского поста в месяц рамадан меняется образ жизни в иранских семьях, он становится более размеренным и замедленным. Рабочий день сокращается. Важные дела откладываются на более позднее время. Нет смысла ждать от мусульманина быстрого выполнения вашей просьбы. Иностранец, находящийся в Иране во время поста, не должен в дневное время курить, есть или пить в присутствии местных жителей. Раздражение может также вызвать появление европейской женщины, не прикрывшей свои ноги, руки и лицо от взглядов посторонних мужчин. Состояние заторможенности, в которой находятся мусульмане во время поста, продолжается еще некоторое время после его окончания. Самыми опасными считаются первые дни после поста. Именно на них приходится пик дорожно-транспортных происшествий в Тегеране и других крупных городах. Водители просто не успевают адаптироваться к условиям резко выросшего темпа жизни и увеличению количества автомобилей на дорогах.
Несмотря на то, что статья 20 Конституции Ирана провозглашает равенство всех членов общества перед законом, иранские женщины практически лишены многих прав. Законодательно мужчина рассматривается как глава семьи, женщина в семье подчинена мужчине. Право подать на развод имеет только мужчина. Дети в случае смерти супруга передаются для воспитания в семью покойного мужа, а женщина теряет право на своих детей. В случае развода дети также остаются с отцом. Все женщины, иранки и иностранки, в общественных местах и учреждениях обязаны носить хиджаб — накидку на голову. Во время ирано-иракской войны 1980—1988 гг. в Иране был распространен лозунг: «Иранка, хиджаб — твой окоп!». В транспорте и в общественных местах предусмотрены раздельные места для мужчин и женщин. Женщины не имеют права заниматься многими профессиями (в частности, не может быть женщины-певицы, женщины-судьи, женщины-археолога или геолога). Закон разрешает мусульманину жениться на иноверке, но запрещает иранке выходить замуж за иностранца, если он не мусульманин. Свобода передвижения иранки также ограничена целым рядом положений шариата. Поездка за границу может проходить только при выполнении одного из двух обязательных условий: в сопровождении взрослого мужчины — члена семьи либо с письменного разрешения мужа или отца (для незамужней).

Тегеран.
Женщины на молитве
во время поста
в месяц рамадан

Уголовные наказания для женщин — более суровые, чем предусмотренные уголовным кодексом за подобные преступления для мужчин. В феврале 2003 г. за убийство одного мужчины две женщины были повешены, еще две получили пожизненный срок заключения.
Безусловно, в Иране не все так мрачно, как представляют западные средства массовой информации. Жизнь в стране продолжается. В последние годы наметилась определенная либерализация в образе жизни иранцев. Конечно, по телевидению не демонстрируют «легкое порно», как в нашей стране. Но можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство в иранском обществе и не стремится к подобным «свободам». Умение иранцев легко и по-философски переживать жизненные невзгоды — тот стержень, который позволяет этой нации развиваться, двигаясь в едином со всем человечеством направлении. Непохожесть на европейцев или американцев — не повод для объявления людей, о которых они мало что знают, «вне закона».
Иран — многонациональное государство, в котором религия выполняет большое количество функций, и главная из них — объединение людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector