4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План боевого слаживания рисунок

План боевого слаживания рисунок

На основании этого решения для каждой задачи (цели) группа планирования составляет так называемое программно-целевое дерево с целью или задачей в вершине «дерева», как показано на схеме № 3. При его составлении группа планирования исходит из следующих соображений (рассмотрю это на примере маршевой выучки).

Маршевая выучка частей и подразделений состоит :


    • из умения командиров организовать марш и управлять на марше;
    • умения водителей водить машины в любых условиях и быстро устранять технические неисправности;
    • знания водителями команд и сигналов управления и умения быстро их выполнять;
    • умения командиров и подразделений организовать всестороннее обеспечение марша.

Для поучительного и эффективного проведения марша необходимо провести соответствующую подготовку техники, маршрутов, подразделений (формирований), обеспечивающих марш.

Выбрав основные направления подготовки командиров, водителей, подразделений, техники, маршрутов и позиций и формы подготовки (занятий и мероприятий), командир определяет этапы и тематику каждого занятия. По существу это одно из направлений боевого слаживания, по этому обычно назначают следующие этапы:


    • одиночная подготовка и слаживание мелких подразделений (формирований);
    • слаживание основных подразделений и органов управления;
    • непосредственная подготовка к полевому выходу;

Такие «программно-целевые деревья» составляются для каждой главной задачи года, а затем они анализируются и на этой основе уточняются тематика и учебные вопросы всех основных видов занятий (тактико-специальных, тактико-строевых занятий, тактических и тактико-специальных учений, штабных тренировок, всей командирской подготовки). Все мероприятия разделяются на группы, подлежащие включению непосредственно в план подготовки воинской части, в планы командирской подготовки, в план подготовки подразделений в планы работы служб.

Установив необходимый перечень мероприятий и занятий, штаб и начальники служб должны провести расчеты потребных материальных и финансовых затрат; сравнить их с имеющимися в наличии или нормативными;добиться баланса потребных и наличных (нормативных) ресурсов. Только после этого вырабатываются варианты плана подготовки воинской части, которые докладываются командиру,

Командир выбирает и утверждает оптимальный вариант плана подготовки на год. На основе утвержденного плана штаб организует занятия с начальниками служб, подчиненными командирами и завершает разработку всех остальных планирующих документов. Перед представлением их на утверждение командиру начальник штаба совместно с начальниками служб проводит сверку всех документов, их согласованность по цели, тематике, времени.

Организованность и ритмичность повседневной деятельности обеспечиваются в первую очередь качеством месячного планирования.

Основным документом месячного планирования повседневной деятельности воинской части является календарный план основных мероприятий.

Планирование, подготовка к подведению итогов и постановке задач проводится в воинской части, как правило, в последнюю декаду месяца. Командир начинает эту работу, на три-пять дней раньше. Содержание и порядок работы командира, его заместителей и начальников служб, штаба при месячном планировании, последовательность и взаимодействие между ними показаны на схеме № 4.

В плане личной работы командира на каждый месяц, как правило, в последние дни второй декады он предусматривает время на подготовку указаний штабу для планирования повседневной деятельности части на следующий месяц.

Для подготовки указаний командир использует следующие исходные данные:


    • из плана подготовки воинской части на год — мероприятия и занятия на следующий месяц, рассматривает какие мероприятия последующих одного-двух месяцев могут требовать начала их заблаговременной подготовки;
    • фактическое выполнение планов текущего и предыдущих месяцев, прогноз на выполнение оставшихся мероприятий текущего месяца;
    • требования приказов, директив и указаний старших начальников, подлежащих исполнению в следующем месяце, внезапно возникшие задачи;
    • состояние внутренних (воинской части) и внешних (внешней среды) факторов обстановки, влияющих на выполнение задач.

Анализируя и обобщая эту исходную информацию, командир определяет главные задачи на месяц. Их должно быть немного: для части три-четыре, а для соединения — четыре-пять. Они должны быть конкретными и указывать, что следует сделать, подготовить и обеспечить. Зачастую задачами месяца становятся подготовка и проведение основных мероприятий годового плана, например, качественно подготовить и провести очередной этап боевого слаживания, подготовить и провести тактическое учение (регламент) и т. д.

Определив главные задачи, командир внимательно продумывает и выбирает основные мероприятия, проведение которых позволяет выполнить главные задачи. Например, для подготовки очередного этапа боевого слаживания, основным содержанием которого будут тактико-строевые занятия и групповые упражнения, необходимо будет обеспечить хорошую подготовку руководителей занятий и учебной материально-технической базы. Для этого, по-видимому, целесообразно будет провести одно или несколько показных и инструкторско-методических занятий, провести качественное планирование и подготовку занятий их руководителями, организовать целенаправленную подготовку учебной материально —

технической базы. В случае проведения тактического учения необходимо будет организовать подготовку посреднического аппарата, маршрутов и полевых позиций, техники и т. д. Таким образом, он составляет перечень основных мероприятий. Опыт показывает, что для большинства главных задач на месяц достаточно проведения двух-трех подготовительных мероприятий, иногда и меньше.

Затем, исходя из принятой в части организации, с учетом типового месяца, другой имеющейся у него информации командир ориентировочно распределяет основные мероприятия по неделям, назначает руководителей, ответственных за их подготовку и проведение, и в удобной для него форме дает указание начальнику штаба на планирование.

К этому времени штаб совместно с начальниками служб готовит исходные данные для планирования на следующий месяц, которые они составляют на основе анализа годовых планов подготовки и работы служб, текущей обстановки. Получив указания командира, штаб разрабатывает уже по установленной форме проект календарного плана основных мероприятий, в котором отражаются главные задачи, основные мероприятия привязываются к календарю и составляют разделы — боевая и мобилизационная готовность, боевое дежурство, командирская подготовка, подготовка штаба, подготовка подразделений, воспитательная и культурно-досуговая работа, внутренняя служба и поддержание воинской дисциплины. Вырабатываются предложения по назначению руководителей подготовки и проведения мероприятий. Подготовив проект плана, начальник штаба представляет его командиру, если есть необходимость — вносит изменения по его указанию и доводит его до начальников служб и командиров подразделений для параллельной работы по составлению расписаний, планов работы служб на месяц.

Командир обязан свой личный план работы на месяц разрабатывать на основе утвержденного календарного плана основных мероприятий на месяц.

Постановкой задач на следующий месяц и проведением итогов за текущий месяц занимается штаб совместно с заместителями командира и начальниками служб.

Разработка программ боевого слаживания для вновь формируемых частей и подразделений РВСН методический аспект

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 10/2007,стр. 33-38

Разработка программ боевого слаживания для вновь формируемых частей и подразделений РВСН: методический аспект

Полковник А.В. ДОРОНИН,

кандидат военных наук

Подполковник С.Н. ГЕРАСИМЕНКО

В ХОДЕ приведения РВСН в высшие степени боевой готовности необходимо решить множество организационных задач. Одной из самых сложных из них является организация и проведение боевого слаживания вновь формируемых и развертываемых до штатов военного времени воинских частей и подразделений. Боевое слаживание — это заблаговременно спланированный процесс ускоренного обучения личного состава выполнению обязанностей в бою, а также согласованным действиям в составе подразделения, воинской части, соединения в штатах военного времени при выполнении ими боевых задач (задач по предназначению).

Сложность организации такого обучения обусловлена целым рядом факторов, в числе которых можно выделить следующие: невысокий уровень подготовки приписанных к воинским частям граждан, пребывающих в запасе; недостаточное методическое мастерство офицеров и прапорщиков, назначаемых для организации боевого слаживания; крайне сжатые сроки обучения; отсутствие на сегодняшний день научно обоснованных программ боевого слаживания вновь формируемых и развертываемых подразделений.

Обычно процесс разработки и сама учебная программа, кратко излагающая содержание подготовки, обладают рядом недостатков: отбор материала, включаемого в учебную программу, производится не по каким-либо правилам или критериям, а зависит от точки зрения ее составителя; последний часто просто копирует уже существующие программы; неясно, каким должно быть качество усвоения учебного материала (знаний, умений и навыков); программа не общепонятна и реализуется согласно субъективному видению обучающего; в ней нечетко выражена иерархия требований к подготовке военнослужащих, что затрудняет построение учебного процесса; объем программы, как правило, не соизмеряется со временем, выделенным на ее выполнение. Анализ показывает, что перечисленные недостатки присущи и существующим программам боевого слаживания вновь формируемых и развертываемых до штатов военного времени воинских частей и подразделений. Некоторые из этих недостатков выражены даже более ярко по объективной причине отсутствия у разработчиков необходимой подготовки в вопросах теории педагогических систем.

В ходе боевого слаживания основной является задача восстановления (приобретения) конкретных знаний, умений и навыков, которые потребуются военнослужащему в дальнейшей практической деятельности. Очевидно, что в разрабатываемой программе боевого слаживания должно быть правильно подобрано содержание учебных предметов соответственно целям обучения, точно указаны цели изучения каждого учебного элемента, соотнесено время на изучение предметов с объемом материала в нем.

Проведенные исследования данного вопроса позволяют предложить следующий порядок разработки программ боевого слаживания для вновь формируемых и развертываемых до штатов военного времени воинских частей и подразделений (рис. 1):

Рис.1. Порядок (этапы) разработки программы боевого слаживания

Первый этап формирования программы не вызывает каких-либо трудностей, так как цели подготовки достаточно четко определены в основных руководящих документах по боевому слаживанию. В общем случае целью подготовки личного состава в ходе боевого слаживания является восстановление у личного состава (приобретение им) знаний, умений и навыков владения вооружением и военной техникой, выполнения своих обязанностей в бою, умелого взаимодействия в подразделении при выполнении задач.

Общая цель должна конкретизироваться для каждого типа вновь формируемого или развертываемого подразделения. Например, для отдельной роты охраны и разведки целью подготовки личного состава в ходе боевого слаживания будет восстановление (приобретение) навыков владения вооружением и военной техникой, выполнения обязанностей при организации и выполнении задач охраны и обороны боевых стартовых позиций, ведения разведки в позиционном районе и т. п. Такое уточнение цели подготовки подразделения позволит в дальнейшем более обоснованно отобрать содержание учебного материала.

Вторым этапом разработки программы боевого слаживания является отбор содержания учебного материала, соответствующего целям обучения. Анализ существующих программ боевого слаживания показывает, что они содержат неоправданно высокие требования к результатам подготовки при крайне сжатых сроках проведения обучения, содержат темы и занятия, результаты обучения по которым вряд ли будут применимы в ходе выполнения конкретными подразделениями своих задач в ходе боевых действий.

Достаточно уверенное решение по отбору необходимого для обучения материала можно принять на основе анализа графа логической структуры совокупности предметов боевой подготовки, обучение по которым обеспечит качественное восстановление знаний, умений и навыков личного состава в ходе боевого слаживания. Например, для отдельной роты охраны и разведки обеспечение основной цели боевого слаживания может быть представлено в следующем виде (рис. 2):

Рис. 2. Граф логической структуры предметов боевой подготовки в ходе боевого слаживания отдельной роты охраны и разведки

Основная цель — подготовить личный состав к выполнению задач охраны и разведки — обеспечивается проведением комплекса занятий по тактической, специальной, инженерной, военно-медицинской подготовке (ВМП), общевоинским уставам (ОВУ) ВС РФ, радиационной, химической и биологической защите (РХБЗ). Тактическая подготовка в свою очередь опирается на знания, умения и навыки, приобретенные личным составом в ходе изучения и отработки вопросов строевой, огневой, технической и специальной подготовки. Специальная подготовка является результатом обучения военнослужащих по дисциплинам, тесно связанным с особенностями их воинской специальности.

Дальнейшее уточнение содержания подготовки целесообразно проводить, основываясь на моделях действий вероятного противника, характеристиках его вооружения, способах действий, наряде сил и средств на конкретные объекты ударов. Каждому воздействию, которое противник способен оказать на наши силы, подразделение должно оказать адекватное противодействие. Имеющиеся и постоянно обновляемые модели действий вероятного противника дают возможность определить перечень задач, которые военнослужащий (подразделение) в соответствии со своей специальностью (предназначением) должен выполнять умело и грамотно для успешного противодействия противнику. Для этого необходимо провести детальный анализ деятельности военнослужащего (подразделения) в ходе ведения боевых действий. Каждому действию военнослужащего при выполнении задач должны соответствовать определенные знания, умения и навыки, которые он и должен восстановить (получить) в ходе боевого слаживания.

Например, модель воздействия противника на объекты позиционного района ракетного полка предполагает такой способ действий разведывательно-диверсионных отрядов, как «подсветка» целей для высокоточного оружия и фиксирование (уточнение) характера повреждений объектов после воздействия по ним. Отдельные роты охраны и разведки могут воспрепятствовать выполнению этой задачи путем воспрещения подхода противника к объекту на необходимое расстояние посредством, в частности, организации системы постов боевого охранения. Возникает задача организации и несения службы на посту боевого охранения. Дальнейшая декомпозиция задач приведет к формированию конкретного перечня знаний, умений и навыков, необходимых военнослужащему для качественного несения службы на посту боевого охранения, а именно: оборудование поста боевого охранения в инженерном отношении; организация и порядок связи; порядок ведения наблюдения; определение дальности до целей; огневое поражения обнаруженного противника и т. д. В дополнение к комплексу практических занятий по данным вопросам необходимы теоретические занятия по организации, вооружению вероятного противника и тактике его действий.

Подробный анализ органами управления каждого способа действий вероятного противника и возможных способов противодействия ему, позволяет создать достаточно полный перечень учебных элементов, входящих в каждый предмет боевой подготовки.

На третьем этапе работы над программой необходимо построить таблицы учебных элементов, в которых задать требования к качеству усвоения (отработки) каждого учебного элемента по уровню усвоения и степени автоматизма деятельности.

В соответствии с положениями теории обучения уровень усвоения обозначается коэффициентом α.

«Нулевой» уровень усвоения (α0 — понимание) — это такой уровень, при котором обучаемый способен понимать, т. е. осмысленно воспринимать информацию. Фактически речь идет об уровне предшествующей (исходной) подготовки обучаемого, который дает ему возможность понимать новый (или забытый) учебный материал. С точки зрения уровней усвоения знаний граждане, прибывающие из запаса на укомплектование вновь формируемых и развертываемых частей и подразделений, находятся в состоянии α0.

«Первый» уровень (α1 — опознание) — это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними.

«Второй» уровень (α2 — воспроизведение) — это воспроизведение усвоенных ранее знании от буквальной копии до применения в типовых ситуациях.

«Третий» уровень (α3 — применение) — это такой уровень усвоения информации, при котором обучаемый способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях.

Показатель степени автоматизма деятельности характеризует умения и навыки в овладении осваиваемыми способами деятельности. Степень автоматизма можно измерять коэффициентом

где t1 — время выполнения норматива профессионалом;

t2 — время выполнения норматива обучаемым.

Проблема установления для каждого элемента требования по степени автоматизма деятельности в ходе боевого слаживания упрощается тем, что существуют сборники нормативов по различным предметам подготовки. Считая время выполнения норматива на «отлично» (tотл) уровнем профессионала, а время выполнения норматива на «удовлетворительно» (tуд) обязательным для достижения в ходе боевого слаживания, несложно задать степень автоматизма как

Например, учебными элементами огневой подготовки стрелка отдельной роты охраны и разведки могут быть элементы, представленные в таблице:

Учебные элементы огневой подготовки

Ключевым моментом четвертого этапа формирования программы боевого слаживания является приведение в соответствие времени, отводимого на подготовку личного состава, с объемом и заданными характеристиками результатов этой подготовки.

Эта сложная при любом обучении проблема в ходе проведения боевого слаживания приобретает особую остроту в связи с жесткими временными рамками. Так, анализ свидетельствует, что с учетом необходимости осуществления приема, экипировки и размещения личного состава директивно выделяемого на проведение боевого слаживания времени явно недостаточно. В качестве выхода из создавшегося положения авторы предлагают формировать программы боевого слаживания, состоящие из двух частей.

Первая часть программы должна быть нацелена только на восстановление (приобретение) элементарных навыков в выполнении индивидуальных и простейших действий в составе подразделения, определение направлений дальнейшего обучения. За несколько суток интенсивной подготовки это вполне реально. Соответственно целями обучения в этой части программы будут: иметь представление о противнике, о месте своего подразделения в общей системе действий части (соединения); знать назначение, характеристики личного стрелкового оружия, закрепленной техники; уметь применять личное оружие, технику.

В целом по всем темам, включенным в эту часть программы, необходимо достигнуть первого уровня усвоения деятельности (по сути «ознакомиться») и только по самым простым действиям можно ставить задачу второго уровня усвоения — задачу уверенного самостоятельного выполнения действий, решения типовых задач. При этом должна быть достигнута степень автоматизма деятельности не ниже 0,7, для того чтобы обеспечить возможность качественного обучения по второй части программы боевого слаживания (заложить основы для дальнейшего углубления, расширения необходимых и важных в практической деятельности военнослужащего знаний, умений и навыков).

Завершив обучение по первой части программы, можно провести смотр готовности подразделений к дальнейшему обучению, представить доклад и направить подразделения к местам выполнения боевых задач, где обучение должно быть продолжено.

Вторая часть программы боевого слаживания будет направлена на совершенствование индивидуальной подготовки и обучение выполнению сложных действий в составе подразделения (части). На выполнение такой программы для вновь формируемых подразделений необходимо отвести не менее 25 суток. Проведение этой части подготовки будет проходить в местах выполнения боевых задач. Цели обучения по данному разделу программы можно ставить более высокие: четко знать, уверенно владеть, иметь навык. Только после этого подразделение сможет полноценно заниматься в общей системе боевой подготовки части.

Итак, предложенные подходы к разработке программ боевого слаживания, к выбору целей обучения позволят избежать неоправданных затрат ресурсов, оптимизировать подготовку военнослужащих по тем вопросам, которые им действительно необходимы, четко сформировать структуру подготовки, выбрать рациональные формы и способы обучения. Кроме того, предлагаемые подходы к формированию учебных программ не потребуют от их разработчиков специальной подготовки в области педагогики. Достаточным условием для формирования программ боевого слаживания станет войсковой опыт и высокий уровень специальных знаний.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Этапы боевого слаживания

Цели боевого слаживания

Основными целями слаживанияявляются:

  • достижение более высокого уровня готовности частей (подразделений) к выполнению боевых задач путем планомерной и целенаправленной отработки мероприятий планов боевой подготовки;
  • обеспечение неснижаемой боеспособности частей (подразделений) к выполнению поставленных задач в периоды, связанные с призывом и увольнением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заменой офицеров, прапорщиков (мичманов), освоением нового вооружения и военной техники, способов их боевого применения (действий).

Задачи боевого слаживания

Задачи слаживания включают в себя:

  • в подразделениях и частях постоянной готовности: готовить личный состав и подразделения ведению боевых действий с учетом особенностей ТВД и выполнения задач по предназначению в полном объеме программы;
  • в подразделениях и частях сокращенного состава: готовить личный состав и подразделения к действиям по приему мобилизационных ресурсов, обеспечению подготовки вооружения и военной техники к боевому применению; ведению боевых действий с учетом особенностей ТВД, организовать одиночную подготовку военнослужащих всех категорий и направить ее на восстановление, привитие и поддержание навыков и действий, обеспечивающих выполнение ими задач в составе подразделений.

Слаживание подразделений и частей для ведения боевых действий осуществляется последовательно и включает в себя: слаживание подразделений; слаживание части в целом.
Слаживание подразделений осуществляется в ходе занятий по всем предметам обучения в методической последовательности «от простого — к сложному»: слаживание отделений (экипажей, расчетов, дежурных смен); слаживание взводов и им равных подразделений; слаживание рот и им равных подразделений; слаживание батальонов и им равных подразделений.
Слаживание части проводится в ходе занятий по тактической (тактико-специальной) подготовке, командно-штабных учений и тактических (тактико-специальных) учений с воинской частью в целом.

Формы боевого слаживания

Формами слаживания подразделений, равных роте, батальону, части являются: тактико-строевые (тактико-специальные) занятия и тактические учения, а взвода, отделения и им равных —тактико-строевые, тактические занятия, боевые стрельбы.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям (учениям). На них происходит обучение личного состава и подразделений. Основной метод обучения на тактико-строевом занятии — упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. Тактико-строевые занятия являются первой ступенью слаживания подразделений и могут проводиться «пешим по машинному» или на технике. На них отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий войск (сил) в различных видах боевых действий, а офицеры, прапорщики, сержанты получают практику в управлении подчиненными подразделениями.
Тактические занятия — основная форма слаживания отделения (взвода) и им равных подразделений. В ходе них командиры не только получают практику в управлении подчиненными подразделениями, но и совершенствуют свои навыки в организации боевых действий. На завершающем этапе слаживания отделения, взвода с ними проводятся боевые стрельбы.
Тактические учения являются высшей формой слаживания воинских частей и подразделений, направленной на повышение уровня обученности органов управления (штабов), боевой готовности войск, и позволяют наиболее эффективно готовить их к ведению современного боя.
Основным методом обучения на тактических учениях является практическая работа обучаемых по выполнению должностных и специальных обязанностей по управлению подразделениями и частями при отработке учебно-боевых задач во взаимодействии с подразделениями видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, формирований других министерств и ведомств.

При подготовке личного состава обязательно отрабатываются положенные нормативы, качество выполнения которых определяет уровень подготовки личного состава и подразделения. Количество и номера отрабатываемых нормативов определяют командир роты и ему равные при составлении расписания занятий на неделю. В течение учебного года должны быть отработаны все нормативы, установленные сборниками нормативов по боевой подготовке.

Этапы боевого слаживания

Содержание слаживания подразделений и частей включает:

  • этап обучения подразделений действиям в обороне;
  • этап обучения подразделений действиям в наступлении;
  • этап обучения подразделений выполнению специальных задач;
  • завершающий этап — комплексное обучение ведению боевых действий.

Продолжительность слаживания, содержание этапов подготовки подразделений и частей определяются программами (курсами) боевой подготовки.
Слаживание отделения осуществляется в ходе огневых тренировок, занятий по вождению, тактико-строевых и тактических занятий. На завершающем этапе проводится боевая стрельба отделения.
Слаживание взвода осуществляется в ходе огневых тренировок, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, тактико-строевых и тактических занятий. На завершающем этапе проводится боевая стрельба взвода.
Слаживание ротыосуществляется в ходе огневых тренировок, тренировок по управлению огнем, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, тактико-строевых занятий.
На завершающем этапе проводится ротное тактическое учение с боевой стрельбой (без боевой стрельбы, если в этом периоде обучения предусмотрено проведение батальонного тактического учения с боевой стрельбой) по одному из видов боевых действий.
Слаживание батальона осуществляется в ходе тренировок по управлению огнем и подразделениями батальона, тактико-строевых занятий, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, в ходе выхода батальона на полигон и батальонного полевого выхода.
При проведении этапа слаживания батальона по обучению подразделений выполнению специальных задач проводятся тактико-строевые занятия по отработке действий батальона в особых условиях в соответствии с характером возлагаемых на него задач.
На завершающем этапе слаживания батальона проводится батальонное тактическое учение с боевой стрельбой (без боевой стрельбы, если в этом периоде обучения предусмотрено проведение полкового (бригадного) тактического учения с боевой стрельбой) по комплексной теме, предусматривающей переход от одного вида боевых действий к другому и действия в особых условиях.

Слаживание подразделений и частей артиллерии проводится, как правило, в более короткие сроки, чем других частей и подразделений в связи с необходимостью участия в общевойсковых тактических учениях. Так, на ротное тактическое учение, являющееся завершающим этапом слаживания привлекается артиллерийская батарея, на батальонное тактическое учение — артиллерийский дивизион, с которыми слаживание должно быть уже завершено.

Слаживание подразделений, частей и соединений разведки, РЭБ, ПВО, инженерных войск и войск РХБЗ, технического и тылового обеспеченияпроводится в те же сроки и по тем же этапам, что и подразделений мотострелковых (танковых) войск.

Слаживание подразделений и частей войсковой ПВО проводится, как правило, в ходе занятий и учений совместно с общевойсковыми подразделениями, частями и соединениями.

Слаживание подразделений войск связи начинается со слаживания экипажей. В последующем осуществляется слаживание узла связи и пункта управления. Слаживание экипажей и подразделений должно заканчиваться через 1,5—2,5 месяца после начала периода обучения. При этом подразделения связи должны постоянно находиться в боевой готовности к безусловному выполнению возложенных задач по связи.

Боевое слаживаниемотострелковых рот и батальонов осуществляется по окончании слаживания взводов. В целях поддержания постоянной боевой готовности тактические учения с ротами и батальонами могут проводиться и до окончания слаживания взводов.
Перед ротными и батальонными тактическими учениями проводятся тактико-строевые занятия, количество и содержание которых определяет командир части.

План боевого слаживания рисунок

Боевое слаживание подразделений

Боевое слаживание воинских частей и подразделений сокращенного состава, баз хранения вооружения и военной техники заключается в проведении заблаговременно спланированных мероприятий по их подготовке к выполнению задач в штатной организации военного времени. Оно организуется и проводится на основании приказов и директив Министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующих видами вооруженных сил, программы боевого слаживания мотострелковых (танковых) частей и подразделений Сухопутных войск.

Основными задачами боевого слаживания являются:

совершенствование (восстановление, приобретение) навыков личного состава во владении оружием, военной техникой и в выполнении своих функциональных обязанностей в бою;

слаживание подразделений, воинских частей и штабов в штатной организации военного времени и их подготовка к выполнению боевых задач;

своевременная подготовка вооружения и военной техники к боевому применению.

Боевое слаживание при переводе воинских частей и подразделений с мирного на военное время осуществляется в ходе тактических (тактико-специальных) учений, тактических и тактико-строевых занятий, стрельб, вождения, тренировок и других мероприятий, на которых офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты совершенствуют (восстанавливают, приобретают) навыки в выполнении своих обязанностей в составе штатного подразделения в условиях, приближенным к боевым, как правило, вблизи района сосредоточения. С получением боевой задачи незавершенное боевое слаживание продолжается в ходе выдвижения и после прибытия в район предназначения.

Программой боевого слаживания мотострелковых (танковых) частей Сухопутных войск предусмотрено проведение боевого слаживания подразделений, частей в ходе шести этапов.

I этап. Одиночная подготовка.

II этап. Боевое слаживание отделений (экипажей, расчетов) взводов.

III этап. Боевое слаживание рот (батарей).

IV этап. Боевое слаживание батальонов (дивизионов).

V этап. Боевое слаживание полков.

VI этап. Боевое слаживание соединений.

Задачи этапов боевого слаживания.

I этап. Одиночная подготовка. На данном этапе:

проводятся раздельные штабные тренировки в управлениях соединений и воинских частей;

военнослужащие изучают свои функциональные обязанности, готовятся к их выполнению; восстанавливают (приобретают) навыки владения вооружением и военной техникой путем выполнения упражнений стрельб штатным снарядом, вождения боевых машин, тренируются в погрузке техники на транспорт;

обеспечивается готовность к действиям в составе отделения (экипажа);

начинается боевое слаживание отделений (экипажей).

II этап. Боевое слаживание отделений (экипажей), взводов. На данном этапе:

в управлениях соединений и воинских частей проводятся штабные тренировки, радиотренировки;

обеспечивается готовность к ведению боевых действий в составе роты; готовность к выходу из-под возможных ударов противника, совершению марша на большие расстояния;

завершается боевое слаживание отделений (экипажей). Проводятся боевые стрельбы отделений;

проводится слаживание взводов на тактико-строевых занятиях и боевых стрельбах;

начинается боевое слаживание рот.

этап. Боевое слаживание рот. На данном этапе:

проводятся двухстепенные штабные тренировки в звене полк — батальон;

обеспечивается готовность рот к боевым действиям в составе батальона;

завершается боевое слаживание рот. Проводятся тактические учения с боевой стрельбой;

начинается слаживание батальонов на тактико-строевых занятиях.

IV этап. Боевое слаживание батальонов. На данном этапе:

проводятся двухстепенные штабные тренировки в звене дивизия — полк;

обеспечивается готовность батальонов со средствами усиления к выполнению задач по боевому предназначению в составе полка, бригады;

завершается боевое слаживание батальонов на батальонных учениях с боевой стрельбой.

V этап. Боевое слаживание полков. На данном этапе:

обеспечивается готовность штабов полков и бригад к управлению подразделениями в ходе выполнения боевых задач;

закрепляются навыки и умения в организации и ведении согласованных действий подразделений в составе воинской части;

проводится полковое тактическое учение.

VI этап. Боевое слаживание соединений. На данном этапе:

обеспечивается готовность командиров и штабов соединений к управлению воинскими частями в ходе организации выполнения боевых задач, согласованных действий штабов, воинских частей родов войск, служб;

проводятся дивизионные КШУ с тренировкой по управлению огнем артиллерии и ПВО.

Продолжительность боевого слаживания, задачи и содержание этапов определяются приказами и директивами Министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учебное время, определяемое на боевое слаживание по согласованию со старшим командиром (начальником)может корректироваться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от установленных сроков готовности соединения (воинской части). Командиру воинской части, исходя из уровня подготовки военнослужащих, предстоящей задачи и условий театра военных действий, предоставляется право изменять содержание тем и занятий, количество выделяемых на них часов, а также определять формы и методы обучения.

Продолжительность учебного дня при проведении боевого слаживания — 10 часов, продолжительность учебного часа — 50 минут.

Подготовка мероприятий по боевому слаживанию включает:

принятие решения на боевое слаживание;

планирование боевого слаживания;

разработку планов, план — конспектов и других методических документов;

создание и накопление материальных средств для боевого слаживания;

создание и совершенствование учебной материально-технической базы;

подготовку районов боевого слаживания;

подготовку офицеров, прапорщиков и сержантов, как проходящих военную службу, так и находящихся в запасе.

Планирование боевого слаживания осуществляется одновременно с разработкой документов плана перевода с мирного на военное время на основании решения командира соединения (воинской части). При этом планы боевого слаживания разрабатываются штабами совместно с начальниками родов войск и служб в мирное время.

При разработке плана боевого слаживания учитываются:

боевое предназначение соединения (воинской части);

установленный срок готовности;

имеющиеся вооружение и военная техника;

наличие, удаленность, пропускная способность объектов учебной материально — технической базы;

требования программы боевого слаживания.

Основная руководящая роль в ходе боевого слаживания принадлежит командирам батальонов, рот, так как абсолютное большинство занятий проводится в масштабе батальона, роты, а организующая — командиру и штабу части.

План боевой подготовки батальона на период боевого слаживания состоит из четырех частей:

основные задачи боевого слаживания;

расчет часов по предметам обучения для подразделений по этапам боевого слаживания;

сроки отработки программ по этапам боевого слаживания для офицеров штаба батальона и подразделений с указанием предметов обучения, номеров тем, занятий и времени на их проведение;

осуществление контроля и оказание практической помощи в организации боевого слаживания с распределением командования и офицеров штаба по основным подразделениям, указанием предметов обучения и учебных полей, на которых эти офицеры будут осуществлять контроль.

Приложения, разрабатываемые к плану боевой подготовки батальона на период боевого слаживания:

тематика инструкторско-методических занятий с офицерами и сержантами;

планы, план — конспекты на каждое учение, занятие, проводимое командиром и офицерами штаба батальона.

В роте, отдельном взводе составляется расписание занятий и планы, план — конспекты на каждое занятие, проводимые офицерами и сержантами с подразделениями роты.

Документы части, подразделений разрабатываются на основе требований руководящих документов; в них своевременно вносятся необходимые уточнения, изменения и дополнения.

На офицеров, находящихся в запасе в мирное время, офицерами кадра разрабатываются планы, план — конспекты для проведения занятий, другие необходимые документы.

Документы, разработанные на боевое слаживание, хранятся в мобделопроизводстве части в чемоданах, опечатываемых печатями командиров подразделений.

Этапы боевого слаживания

Цели боевого слаживания

Основными целями слаживанияявляются:

  • достижение более высокого уровня готовности частей (подразделений) к выполнению боевых задач путем планомерной и целенаправленной отработки мероприятий планов боевой подготовки;
  • обеспечение неснижаемой боеспособности частей (подразделений) к выполнению поставленных задач в периоды, связанные с призывом и увольнением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заменой офицеров, прапорщиков (мичманов), освоением нового вооружения и военной техники, способов их боевого применения (действий).

Задачи боевого слаживания

Задачи слаживания включают в себя:

  • в подразделениях и частях постоянной готовности: готовить личный состав и подразделения ведению боевых действий с учетом особенностей ТВД и выполнения задач по предназначению в полном объеме программы;
  • в подразделениях и частях сокращенного состава: готовить личный состав и подразделения к действиям по приему мобилизационных ресурсов, обеспечению подготовки вооружения и военной техники к боевому применению; ведению боевых действий с учетом особенностей ТВД, организовать одиночную подготовку военнослужащих всех категорий и направить ее на восстановление, привитие и поддержание навыков и действий, обеспечивающих выполнение ими задач в составе подразделений.

Слаживание подразделений и частей для ведения боевых действий осуществляется последовательно и включает в себя: слаживание подразделений; слаживание части в целом.
Слаживание подразделений осуществляется в ходе занятий по всем предметам обучения в методической последовательности «от простого — к сложному»: слаживание отделений (экипажей, расчетов, дежурных смен); слаживание взводов и им равных подразделений; слаживание рот и им равных подразделений; слаживание батальонов и им равных подразделений.
Слаживание части проводится в ходе занятий по тактической (тактико-специальной) подготовке, командно-штабных учений и тактических (тактико-специальных) учений с воинской частью в целом.

Формы боевого слаживания

Формами слаживания подразделений, равных роте, батальону, части являются: тактико-строевые (тактико-специальные) занятия и тактические учения, а взвода, отделения и им равных —тактико-строевые, тактические занятия, боевые стрельбы.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям (учениям). На них происходит обучение личного состава и подразделений. Основной метод обучения на тактико-строевом занятии — упражнение (тренировка) в выполнении приемов и способов действий. Тактико-строевые занятия являются первой ступенью слаживания подразделений и могут проводиться «пешим по машинному» или на технике. На них отрабатывается техника выполнения приемов и способов действий войск (сил) в различных видах боевых действий, а офицеры, прапорщики, сержанты получают практику в управлении подчиненными подразделениями.
Тактические занятия — основная форма слаживания отделения (взвода) и им равных подразделений. В ходе них командиры не только получают практику в управлении подчиненными подразделениями, но и совершенствуют свои навыки в организации боевых действий. На завершающем этапе слаживания отделения, взвода с ними проводятся боевые стрельбы.
Тактические учения являются высшей формой слаживания воинских частей и подразделений, направленной на повышение уровня обученности органов управления (штабов), боевой готовности войск, и позволяют наиболее эффективно готовить их к ведению современного боя.
Основным методом обучения на тактических учениях является практическая работа обучаемых по выполнению должностных и специальных обязанностей по управлению подразделениями и частями при отработке учебно-боевых задач во взаимодействии с подразделениями видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, формирований других министерств и ведомств.

При подготовке личного состава обязательно отрабатываются положенные нормативы, качество выполнения которых определяет уровень подготовки личного состава и подразделения. Количество и номера отрабатываемых нормативов определяют командир роты и ему равные при составлении расписания занятий на неделю. В течение учебного года должны быть отработаны все нормативы, установленные сборниками нормативов по боевой подготовке.

Этапы боевого слаживания

Содержание слаживания подразделений и частей включает:

  • этап обучения подразделений действиям в обороне;
  • этап обучения подразделений действиям в наступлении;
  • этап обучения подразделений выполнению специальных задач;
  • завершающий этап — комплексное обучение ведению боевых действий.

Продолжительность слаживания, содержание этапов подготовки подразделений и частей определяются программами (курсами) боевой подготовки.
Слаживание отделения осуществляется в ходе огневых тренировок, занятий по вождению, тактико-строевых и тактических занятий. На завершающем этапе проводится боевая стрельба отделения.
Слаживание взвода осуществляется в ходе огневых тренировок, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, тактико-строевых и тактических занятий. На завершающем этапе проводится боевая стрельба взвода.
Слаживание ротыосуществляется в ходе огневых тренировок, тренировок по управлению огнем, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, тактико-строевых занятий.
На завершающем этапе проводится ротное тактическое учение с боевой стрельбой (без боевой стрельбы, если в этом периоде обучения предусмотрено проведение батальонного тактического учения с боевой стрельбой) по одному из видов боевых действий.
Слаживание батальона осуществляется в ходе тренировок по управлению огнем и подразделениями батальона, тактико-строевых занятий, выполнения упражнений по вождению боевых машин в составе подразделения, в ходе выхода батальона на полигон и батальонного полевого выхода.
При проведении этапа слаживания батальона по обучению подразделений выполнению специальных задач проводятся тактико-строевые занятия по отработке действий батальона в особых условиях в соответствии с характером возлагаемых на него задач.
На завершающем этапе слаживания батальона проводится батальонное тактическое учение с боевой стрельбой (без боевой стрельбы, если в этом периоде обучения предусмотрено проведение полкового (бригадного) тактического учения с боевой стрельбой) по комплексной теме, предусматривающей переход от одного вида боевых действий к другому и действия в особых условиях.

Слаживание подразделений и частей артиллерии проводится, как правило, в более короткие сроки, чем других частей и подразделений в связи с необходимостью участия в общевойсковых тактических учениях. Так, на ротное тактическое учение, являющееся завершающим этапом слаживания привлекается артиллерийская батарея, на батальонное тактическое учение — артиллерийский дивизион, с которыми слаживание должно быть уже завершено.

Слаживание подразделений, частей и соединений разведки, РЭБ, ПВО, инженерных войск и войск РХБЗ, технического и тылового обеспеченияпроводится в те же сроки и по тем же этапам, что и подразделений мотострелковых (танковых) войск.

Слаживание подразделений и частей войсковой ПВО проводится, как правило, в ходе занятий и учений совместно с общевойсковыми подразделениями, частями и соединениями.

Слаживание подразделений войск связи начинается со слаживания экипажей. В последующем осуществляется слаживание узла связи и пункта управления. Слаживание экипажей и подразделений должно заканчиваться через 1,5—2,5 месяца после начала периода обучения. При этом подразделения связи должны постоянно находиться в боевой готовности к безусловному выполнению возложенных задач по связи.

Боевое слаживаниемотострелковых рот и батальонов осуществляется по окончании слаживания взводов. В целях поддержания постоянной боевой готовности тактические учения с ротами и батальонами могут проводиться и до окончания слаживания взводов.
Перед ротными и батальонными тактическими учениями проводятся тактико-строевые занятия, количество и содержание которых определяет командир части.

Слаживание подразделений, воинских частей и соединений. Совместная боевая подготовка, ТУ (ТСУ).

Слаживание (боевое слаживание) подразделений, воинских частей и соединений осуществляется в течение учебного года.

Продолжительность и время проведения слаживания определяются приказом Министра обороны Республики Беларусь. Слаживание подразделений, воинских частей и соединений постоянной готовности и сокращенного состава организуется и проводится в полном объеме и заключается в последовательной подготовке их личного состава, ВВТ, запасов материальных средств к выполнению боевых задач, а также в проведении индивидуальной подготовки военнослужащих для поддержания и совершенствования их профессионального мастерства.

В соединениях, воинских частях кадра организуются и проводятся одиночная подготовка военнослужащих (в том числе резервистов), слаживание отделений (взводов) и органов военного управления. Слаживание подразделений от роты (батареи) и выше проводится после их доукомплектования.

После окончания раздельного периода обучения в соединениях (воинских частях) проводятся занятия по боевой готовности в составе штатных подразделений. В течение учебного года проводятся тренировки в действиях при изменении степеней боевой готовности по плану командира соединения (воинской части) и старших командиров (начальников).

Основой полевой выучки личного состава воинских частей (подразделений) постоянной готовности и сокращенного состава является проведение занятий, тренировок и учений на штатных ВВТ в период полевых выходов.

Полевой выход – это комплекс мероприятий боевой подготовки, проводимый под руководством командира воинской части (подразделения) в полевых условиях, на ВВТ, после вывода сил и средств воинской части (подразделения) на полигон (в учебный центр).

Полевые выходы должны проводиться только после того, как личный состав подразделений обучен действиям при ВВТ на учебно-тренировочных и тренажерных средствах и способен выполнять учебно-боевые задачи на штатных ВВТ с расходом боеприпасов и моторесурсов. Перед полевым выходом командир воинской части (подразделения) проводит контрольные занятия с личным составом подчиненных подразделений, по результатам которых определяет его готовность выполнять учебно-боевые задачи на штатных ВВТ с расходом боеприпасов и моторесурсов. При отрицательных результатах личный состав подразделений к полевому выходу не допускается.

Количество полевых выходов и их продолжительность определяет командир соединения (воинской части) с учетом уровня подготовленности военнослужащих подразделений, боевого предназначения подразделений и возможностей полигонов.

В воинских частях постоянной готовности полевые выходы должны планироваться и проводиться также перед батальонными (дивизионными) ТУ (ТСУ).

В ходе полевого выхода занятия проводятся на ВВТ, при этом не менее 30% их должны проводиться в ночных условиях. После проведения ночных занятий планируется отдых личного состава днем.

Занятия организуются в масштабе роты (батальона) и им равных подразделений. К проведению занятий должны привлекаться офицеры управлений батальона, воинской части, соединения.

Для формирования психологической устойчивости военнослужащих в содержание занятий обязательно вводятся элементы напряженности, внезапности, опасности и риска с учетом выполнения требований безопасности.

При обучении личного состава обязательно отрабатываются положенные нормативы. В течение учебного года должны быть отработаны все установленные программой боевой подготовки нормативы.

Подготовка полевого выхода сил и средств воинской части (подразделения) должна начинаться заблаговременно, но не позднее, чем за 10 дней до его начала.

Подготовка полевого выхода включает в себя:

уточнение и определение исходных данных;

выбор и рекогносцировку района;

разработку документов для подготовки и проведения полевого выхода;

подготовку руководства, руководителей занятий, обучаемых и ВВТ;

подготовку места (района) проведения полевого выхода;

организацию и проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению;

определение требований безопасности;

организацию комендантской службы и другие вопросы.

Для подготовки и проведения полевого выхода в штабе воинской части разрабатываются следующие документы:

приказ командира в/ч о подготовке и проведении полевого выхода;

план подготовки полевого выхода;

план проведения полевого выхода;

расписание занятий на полевой выход;

документы для организации службы войск в полевых условиях.

В приказе определяются:

сроки проведения, цели и задачи полевого выхода;

руководитель и другие должностные лица, ответственные за подготовку и проведение полевого выхода;

выводимые подразделения, ВВТ;

боеприпасы, ГСМ, имитационные средства и нормы их расхода;

организация и порядок всех видов обеспечения;

порядок и сроки подготовки военнослужащих подразделений, УМБ, ВВТ и сроки их готовности;

организация марша в район полевого выхода и обратно;

мероприятия по соблюдению требований безопасности и сохранности материальных ценностей.

При необходимости в приказе могут отражаться и другие вопросы.

План подготовки полевого выхода разрабатывает руководитель полевого выхода. Он включает в себя разработку документов, подготовку должностных лиц руководства, личного состава подразделений, ВВТ, УМБ, организацию контроля и оказания помощи, а также другие вопросы. План подготовки утверждает командир воинской части, подписывает руководитель полевого выхода.

План проведения полевого выхода разрабатывается на топографической карте (схеме) с пояснительной запиской (приложениями), в нем отражаются:

исходные данные (учебные цели; время проведения и продолжительность; район проведения; состав выводимых подразделений; нормы расхода моторесурсов, ГСМ, боеприпасов, имитационных и других МТС);

замысел полевого выхода (этапы полевого выхода, учебные объекты и районы размещения подразделений, а также расчет часов по предметам обучения и сводное расписание занятий).

При необходимости в плане могут отражаться и другие вопросы.

План проведения полевого выхода утверждает командир воинской части, подписывают начальник штаба и руководитель полевого выхода.

Расписание занятий составляется на весь период полевого выхода. На основании расписания руководители занятий составляют планы (планы-конспекты) проводимых занятий.

Не позднее чем за 7 дней до проведения полевого выхода командир воинской части уточняет и согласовывает совместные действия с другими войсками и воинскими формированиями.

В соединениях и воинских частях родов войск, специальных войск, вооружения и тыла перечень документов для подготовки и проведения полевого выхода и их содержание могут уточнять соответствующие командующие, командиры, начальники.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector