4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

План ликвидации аварийных ситуаций на предприятии

Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС, ПЛА)

Общие сведения

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах (ПЛАС) – это документ, разрабатываемый и утверждаемый согласно РД 09-536-03 на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.

Разработка ПЛАС, согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», необходима для организаций и предприятий, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

ПЛАС разрабатывается с целью:

— определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;
— определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;
— планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;
— разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;
— выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.

ПЛАС должен содержать:

— титульный лист;
— оперативную часть, в которой даются краткая характеристика опасности объекта (технологического блока, установки и т.д.), мероприятия по защите персонала и действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
— расчетно-пояснительную записку, в которой содержится подробный анализ опасности возможных аварийных ситуаций на объекте.

Оперативная часть и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.
ПЛАС пересматривается и уточняется не реже, чем раз в пять лет, в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии. ПЛАС вводится в действие только после положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и регистрируется территориальным органом Ростехнадзора.

Нормативные документы:

Разработка ПЛАС выполняется на основании следующих нормативных документов:
— Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— РД 09-536-03 «Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах»;
— РД 09-398-01 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»;
— РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
— РД 03-26-2007 «Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ»;
— ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При наличии у Заказчика оперативной части ПЛАС может быть разработана только расчетно-пояснительная записка (в соответствии с требованиями РД 09-536-03).

План ликвидации аварий (ПЛА) – это документ, который определяет меры и действия, направленные на спасение людей и ликвидацию аварий в начальный период их возникновения. ПЛА разрабатывается для объектов, аварии на которых угрожают здоровью и жизни людей, сохранности производственного оборудования и помещений, населенных пунктов, могут привести к экологическим катастрофам.

Цель разработки Плана ликвидации аварий (ПЛА):

· выявление всех возможных аварий и их развития;

· разработка мероприятий по предупреждению, ликвидации (локализации) аварий;

· конкретизация действий производственного персонала;

· конкретизация технических средств по защите людей и по локализации аварий на соответствующих стадиях их развития в пределах близлежащей территории, организации, объекта, цеха.

План ликвидации аварий (ПЛА) разрабатывается:

· в нефтяной и газовой промышленности для всех взрывопожароопасных производственных объектов (ПБ 08-624-03);

· в организациях по хранению, использованию и переработке растительного сырья для всех отделений, цехов, участков, в которых вероятны аварийные ситуации, связанные с пожарами и взрывами в производственных помещениях и сооружениях, силосах, оборудовании (РД 14-617-03);

· в коксохимических и металлургических организациях для каждого взрывопожароопасного и газоопасного технического устройства, участка, отделения, цеха, производства, а также для всей организации (РД 11-561-03);

· на опасные объекты системы газоснабжения (№69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»);

· на конкретные объекты подземного строительства (ПБ 03-428-02);

· на участки шахт, разрезы и другие объекты угольной промышленности, на которых ведутся открытые горные работы (ПБ 05-619-03);

· на объекты обогащения полезных ископаемых (ПБ 03-571-03);

· на объекты открытых горных работ: карьеры, на которых ведутся взрывные работы; карьеры, эксплуатируемые в сложных горнотехнических условиях; драги (земснаряды); накопители жидких отходов (ПБ 03-498-02);

· на сооружения и оборудование, входящие в состав накопителей гидротехнических сооружений (ПБ 03-438-02).

План ликвидации аварийных ситуаций

Разработка ПЛАСа обязательна для организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, вне зависимости от их организационно-правовых форм, а также форм собственности; производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывами аппаратуры, взрывами в производственных помещениях и наружных установках, результатом которых могут быть: поражение людей, разрушение зданий, сооружений, технологического оборудования, негативному воздействию на окружающую среду.

Подробнее о ПЛАС – скачать файл.zip

Типовая инструкция о порядке проведения учебных тревог по ПЛАС – скачать файл.zip

Типовая инструкция о порядке проведения учебно-тренировочных занятий по ПЛАС – скачать файл.zip

План проведения учебной тревоги по проверке ПЛАС – скачать файл.zip

График проведения учебных тревог на ОПО – скачать файл.zip

Внедрение ПЛАС на предприятии.

  1. ПЛАС и изменения к нему (в объеме, необходимом для качественного выполнения своих обязанностей) должны быть изучены персоналом предприятия, участвующим в ликвидации аварии, и соответствующими спецслужбами.
  2. Допуск к работе лиц, которые в установленном порядке не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний ПЛАС запрещается.
  3. Персонал всех подразделений, участвующих в ликвидации аварии, должен проходить регулярное обучение и практическую подготовку с целью поддержания постоянной готовности на случай аварии.
  4. В течение года по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным ПЛАС, должны проводиться учебно-тренировочные занятия и учебные тревоги. График проведения учебно-тренировочных занятий и учебных тревог утверждается директором предприятия и согласовывается с территориальным управлением Госгорпромнадзора.
  5. Учебные тревоги проводятся под руководством ответственного руководителя с участием всех подразделений, участие которых предусмотрено оперативной частью ПЛАС.
  6. При неудовлетворительных результатах учебной тревоги, она должна быть проведена повторно в течение 10 дней, после детального изучения допущенных ошибок.
  7. При проведении тренировок необходимо практиковать участие независимых наблюдателей, поскольку это обеспечивает объективную оценку недостатков или ошибок ПЛАС.
  8. Следует также проводить тренировки в экстремальных условиях (например, во время грозы, ночью, в холодную погоду и т.п.).
  9. Персонал сторонних организаций и лица, посещающие предприятие (объект), должны быть проинструктированы о своих действиях в случае возникновения аварии.
  10. Следует поддерживать постоянную готовность оборудования и средств информации, которые могут понадобиться для получения необходимых данных в случае аварии.

Оценка риска разгерметизации линейной части магистральных трубопроводов.

Статистические данные по аварийности на магистральных нефтепроводах из ежегодных отчетов о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

В СТО РД Газпром 39-1.10-084-2003 рекомендуется среднее значение интенсивности аварий для магистральных газопроводов принимать равным 0,21-0,23 на 1000 км×год -1 .

В статье «Анализ риска магистральных нефтепроводов при обосновании проектных решений, компенсирующих отступления от действующих требований безопасности» М.В. Лисанов и др. отмечается, что среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,27 аварий в год. Кроме того, предлагается уменьшить в 10 раз ожидаемую частоту аварий на проектируемых трубопроводах по сравнению со среднестатистической на действующих трубопроводах.

Согласно «CONCAWE: Perforwance of European cross-country oil pipelines (report № 10/09)» среднестатистическая интенсивность аварий на 1000 км трассы для магистральных нефтепроводов за последние 5 лет составляет 0,242 аварий в год.

Частота повреждений европейских трубопроводов в зависимости от причины и размера повреждений (1970-2007 гг.), 1/(1000 км×год)

Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, на магистральных трубопроводах, fij(m), %

Итоговая частота разгерметизации на каждом участке трубопровода для заданного размера повреждения рассчитывается по формуле:

где Fj(m) – частота разгерметизации для j-го размера повреждений на участке mтрубопровода, λср – среднее значение интенсивности аварий для магистральных трубопроводов, fij– относительная доля аварий для j-го размера повреждений по i-ой причине на участке m трубопровода, i – количество причин разрушения, j – количество размеров повреждений.

Оценка влияния различных факторов на частоту разгерметизации трубопроводов.

Внешнее воздействие. Частота разгерметизации по причине внешнего воздействия зависит как от диаметра трубопровода, так и от толщины его стенки. Для учета этих факторов вводятся следующие коэффициенты.

kтс = exp[-0,275(δ-6)] (δ – толщина стенки трубы, мм) – поправочный коэффициент влияния, связанный с толщиной стенки трубопровода.

kзт — поправочный коэффициент для трубопроводов, заглубленных на глубину более 1 м составляет 0,73, а для трубопроводов, заглубленных на глубину от 0,8 до 1 м – 0,93. При заглублении на глубину менее 0,8 м поправочный коэффициент к базовому показателю равен 1.

kннб на участках переходов, выполненных методом наклонно-направленного бурения, из-за большой глубины перехода полностью исключено внешнее воздействие, т.е. коэффициент равен 0, вне этих участков – 1.

kпер на участках переходов через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации принимать равный 2. Если предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства принимать равный 1.

Относительная доля аварий f1j для j-го размера повреждений по причине внешнего воздействия рассчитывается по формуле:

Строительный брак и дефекты материалов. Для трубопроводов построенных в соответствии с требованиями нормативных документов kбд принимается равным 1. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки при использовании современных материалов, средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов.

Относительная доля аварий f2j для j-го размера повреждений по причине строительного брака и дефектов материалов рассчитывается по формуле:

f2j = 2j×kбд, где 2j – базовая относительная доля аварий по причине строительного брака и дефектов материалов согласно таблицы-матрицы.

Коррозия. Поправочный коэффициент для трубопроводов kктс, учитывающий влияние толщины стенки на частоту повреждений по причине коррозии, принимается равным 2 при толщине стенки менее 5 мм, 1 при толщине стенки в интервале от 5 до 10 мм, 0,03 при толщине стенки более 10 мм.

Поправочный коэффициент kкпз, учитывающий влияние применяемой системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.) на частоту повреждений по причине коррозии принимается равным 1 для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов. Меньшее значение допускается принимать на основе экспертной оценки.

Относительная доля аварий f3j для j-го размера повреждений по причине коррозии рассчитывается по формуле:

f3j = 3j× kктс×kкпз, где 3j – базовая относительная доля аварий по причине коррозии согласно таблицы-матрицы.

Движение грунта, вызванное природными явлениями. Вклад геоопасностей в частоту аварий рассчитывается на основе анализа вероятности опасного смещения грунта по трассе магистральных трубопроводов и учитывается следующими коэффициентами.

kдгд = exp[-0,0156(D-274)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.

kпер –учитывает прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки, принимается равным 5 для водных преград, 2 для заболоченных участков, 1 при отсутствии переходов или при переходах, выполненных методом наклонно-направленного бурения.

Относительная доля аварий f4j для j-го размера повреждений по причине движения грунта рассчитывается по формуле:

f4j = 4j× kдгд×kпер, где 4j – базовая относительная доля аварий по причине движения грунта согласно таблицы-матрицы.

Ошибки оператора. Аварии, связанные с ошибками оператора, наблюдаются чаще на трубопроводах небольшого диаметра.

kоп = exp[-0,04(D-264)] (D – диаметр трубопровода, мм) — поправочный коэффициент влияния, зависящий от диаметра трубопровода.

Относительная доля аварий f5j для j-го размера повреждений по причине ошибки оператора рассчитывается по формуле:

f5j = 5j× kоп, где 5j – базовая относительная доля аварий по причине ошибки оператора согласно таблицы-матрицы.

Прочие и неизвестные причины. Наиболее частой причиной в этой группе является удар молнии. Относительная доля аварий f6j для j-го размера повреждений принимается равной базовой согласно таблицы-матрицы.

По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2010 г.

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7 (391) 216 83 45
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  1. Главная
  2. Библиотека
  3. Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций) – это документ, где выявляются наиболее вероятные сценарии возникновения и развития аварий. В нем оценивается уровень подготовленности предприятия к скорейшей ликвидации данных ситуаций в условиях конкретной производственной обстановки.

ПЛАС обязателен для всех предприятий, имеющих химически- и взрывопожароопасные объекты (№ 116-ФЗ). На таких производствах развитие аварийных ситуаций теоретически сопряжено с выбросами горючих и опасных по своему химическому составу веществ, представляющих угрозу для жизни людей и окружающей среды.

Для каких целей разрабатывается?

  1. Установление регламента поведения работников предприятия и аварийных формирований при устранении аварийной ситуации, на каждом этапе ее развития.
  2. Выявление наиболее оперативных и безопасных методов предотвращения всех потенциально-возможных нештатных ситуаций.
  3. Оценка эффективности и достаточности, утвержденных и функционирующих на предприятии мер по предупреждению вероятных аварий.
  4. Составление перечня противоаварийных мероприятий, а также мероприятий, снижающих разрушительные последствия аварий.

При разработке ПЛАС производственным предприятиям необходимо учитывать, что для каждого опасного объекта либо его составляющих (объединенных по административному либо технологическому принципу) необходим индивидуальный план ликвидации аварийных ситуаций, сугубо конкретизированный под каждый из имеющихся опасных производственных объектов.

Установленная структурная форма.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Оперативная часть уровня «А».
  4. Оперативная часть уровня «Б».
  5. Последовательный порядок извещения о возникновении аварии.
  6. Иерархическая схема последовательности осведомления должностных лиц, организаций и формирований, подлежащих обязательному оповещению диспетчером предприятия о происхождении чрезвычайной ситуации.
  7. Инструкция по безопасному приостановлению технологических операций предприятия.
  8. Обязанности руководства, ответственных должностных лиц и производственного персонала предприятия по предупреждению и предотвращению нештатных ситуаций.
  9. Перечень технических приспособлений, материалов, инструмента и СИЗ, необходимых для устранения аварийных ситуаций.
  10. Расчетно-пояснительная записка к ПЛАС, оформляемая в виде отдельного документа.

Содержание оперативной части уровня «А».

Оперативная часть уровня «А» составляется отдельно для каждого технологического блока опасного производственного объекта с целью управления действиями, в условиях аварийной ситуации:

  • работников ОПО;
  • аттестованных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), образуемых из числа производственных сотрудников предприятия;
  • профессиональных спасательных служб (согласующих ПЛАС), обязательное привлечение которых, предусмотрено в случае возникновения аварийной ситуации.

В оперативную часть уровня «А» должны входить следующие разделы:

  1. Комплектность технического оснащения блока, с указанием его назначения и границ.
  2. Краткое аналитическое описание потенциальных опасностей блока.
  3. Характеристика уровня негативного воздействия опасных веществ блока на человеческий организм и применяемые работниками СИЗ с определением степеней их опасности.
  4. Определение размеров зон поражающего воздействия наиболее разрушительного сценария развития аварийной ситуации.
  5. Схема технологического оснащения блока ОПО, включающая в себя план размещения основного оборудования.
  6. Порядок оперативного взаимодействия работников предприятия, членов аттестованных НАСФ и ведомственных аварийных служб, в установленном порядке привлекаемых к устранению аварий.

Требуемый формат оформления оперативной части «А» — таблица.

Содержание оперативной части уровня «Б».

Оперативная часть уровня «Б» составляется с целью установления согласованной координированности совместных действий всех участников ликвидации аварии (включая пожарные и медицинские подразделения).

Регламентированный порядок действий, определяемый оперативной частью уровня «Б» охватывает следующие направления:

  • оперативная ликвидация непосредственно самой аварийной ситуации;
  • способы упреждения дальнейшего развития аварийной ситуации и ее распространения за границы территории предприятия;
  • спасение и оперативная эвакуация людей из аварийной зоны.

В оперативную часть уровня «Б» должна входить ситуационная схема, содержащая следующие разделы:

  1. Месторасположение опасного объекта, с указанием точки возникновения аварийной ситуации.
  2. Границы распространения разрушающего (поражающего) воздействия аварии.
  3. Месторасположение иных производственных и гражданских объектов находящихся в потенциально опасной зоне поражения.
  4. Пути эвакуации людей и схемы подъезда, перемещения и установки специальной спасательной техники.

Порядок извещения о происхождении аварийной ситуации.

Данный раздел оформляется в виде таблицы и представляет собой схематическую последовательность оповещения об аварии должностных лиц и ведомственных структур в установленном иерархическом порядке. В эту часть ПЛАС должны включаться следующие сведения:

  1. Название оповещаемой организации.
  2. Должность извещаемого лица.
  3. Контактные номера телефонов.

Последовательность безопасного останова технологических операций предприятия

Этот раздел ориентирован на установление требований к последовательности действий работников опасных объектов, при возникновении следующих нештатных ситуаций:

  1. При отсутствии подачи:
    • промышленного водоснабжения;
    • электрической энергии;
    • перерабатываемых сырья и материалов;
    • инертных газов.
  2. Происхождение неконтролируемых горений, не имеющих отношения к аварийным ситуациям на опасных объектах.
  3. Аварийные ситуации на близлежащих объектах, представляющих потенциальную угрозу провоцирования аварии на рассматриваемом опасном объекте.

Обязанности ответственных должностных лиц предприятия.

Уровень «А»

Ответственное лицо — начальник цеха (установки, блока, участка), а в случае его отсутствия, либо до момента его прибытия непосредственно на место аварийной ситуации — руководитель отделения (сменный мастер и т.п.).

  1. Извещение персонала и гражданского населения о возникновении аварии.
  2. Перекрытие подходов к месту аварии.
  3. Эвакуация персонала, на задействованного в устранении аварии.
  4. Осуществления контроля за действиями лиц, участвующих в ликвидации аварийной ситуации.
  5. Передача сведений руководству предприятия и ведомственным спасательным формированиям о ходе спасательных мероприятий.

Уровень «Б»

Ответственное лицо — технический руководитель предприятия, а до момента его прибытия на место аварии диспетчер предприятия.

  1. Координация работы командного пункта (оперативного штаба).
  2. Издание оперативных распоряжений участникам ликвидации аварии, и контроль за их своевременным исполнением.
  3. Установление приоритетности и очередности мероприятий по ликвидации аварийной ситуации.
  4. Своевременное обеспечение наличия дополнительных устройств, агрегатов и запасов веществ, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности в аварийной обстановке.
  5. Оперативное распределение и перераспределение обязанностей между участниками ликвидации аварии.
  6. Организация своевременной доставки к месту аварии необходимых технических приспособлений, материалов и СИЗ.

Технические средства, применяемые для устранения аварий

В данный раздел, оформляемый в виде таблицы, включается:

  1. Рассчитанное количество и указание мест складирования необходимых материально — технических ресурсов, требующихся для реализации первоочередных работ в зоне аварийной ситуации.
  2. Необходимый резерв СИЗ с определением мест их размещения.
  3. Размещение запасов средств нейтрализации и обезвреживания опасных веществ.

Процедура согласования, утверждения, пересмотра и продления.

Согласование.

План ликвидации аварий требует обязательного согласования с руководством спасательных организаций. Необходимость их привлечения к устранению нештатных ситуаций зафиксирована в оперативной части ПЛАС.

Утверждение.

Утверждение ПЛАС производится после его согласования, специалистом предприятия, должностной функционал которого включает в себя обеспечение безаварийной и бесперебойной работы опасного производственного объекта. Началом действия плана ликвидации аварийных ситуаций является издание соответствующего приказа по предприятию. Приказ о вводе в действие издается после получения предприятием положительного результата экспертизы промбезопасности в соответствии с требованием Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538.

Пересмотр и корректировка.

Установленная законодателем периодичность пересмотра планов ликвидации аварий составляет 1 раз в 5 лет.

Внеплановый пересмотр Плана ликвидации необходим в случаях:

  • технологического перевооружения объектов предприятия,
  • а также в случае замены аппаратуры, метрологического обеспечения и АСУТП.

Срок, отведенный на внесение изменений и доработок, составляет 30 календарных дней. Все вносимые в действующий план доработки требуют прохождения экспертизы промбезопасности в установленном действующим законодательством порядке. Вносимые доработки и корректировки действующих планов подлежат обязательному изучению должностными лицами и персоналом предприятий, а также сотрудниками аварийных формирований.

Завершающим этапом изменения плана является проведение внеочередного инструктирования производственного персонала предприятия.

Продление.

Продление срока действия осуществляется путем проведения процедуры его переутверждения без необходимости повторного проведения экспертизы промбезопасности. Это справедливо в случае, если опасный производственный объект предприятия в течение прошедших 5 лет не претерпевал изменений.

Чем грозит владельцам отсутствие плана?

Нарушение требований промбезопасности в соответствии со статьей 9.1. КоАП РФ предполагает наложение административных штрафов:

  1. На граждан — от 2000 до 3000 рублей.
  2. На должностных лиц предприятий (владельцев ОПО) — от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация сроком от 6 до 12 месяцев.
  3. На юридических лиц — от 200000 до 300000 рублей, либо принудительная приостановка их функционирования сроком до 90 суток.

Грубые нарушения в области промбезопасности могут повлечь за собой наложение штрафов в следующих эквивалентах:

  1. На должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей.
  2. На предприятия — от 500000 до 1000000 рублей.

Планы ликвидации аварий

Порядок разработки планов ликвидации аварий

Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов.

В ряде случаев, установленных Законом о промышленной безопасности ОПО, оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (далее – ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

ПЛА утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

ПЛА должны быть согласованы с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

Содержание плана ликвидации аварий

План ликвидации аварий должен предусматривать:

  • возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
  • достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
  • организацию взаимодействия сил и средств;
  • состав и дислокацию сил и средств;
  • порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
  • организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
  • систему взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
  • первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
  • действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
  • мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
  • организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Структура плана ликвидации аварий

План ликвидации аварий (ПЛА) состоит из общих и специальных разделов.

Общие разделы плана мероприятий содержат:

  • характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
  • возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
  • характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

Специальные разделы плана мероприятий:

  • разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;
  • определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

План локализации и ликвидации аварий (ПЛА)

План ликвидации аварий (ПЛА) – документ, устанавливающий основные требования по организации локализации и ликвидации аварий. Разрабатывается на объектах, возможные аварии на которых могут причинить вред здоровью и жизни людей, нанести ущерб производственному оборудованию и помещению, а так же привести к экологическим катастрофам.

Онлайн заявка

Рассчитаем стоимость разработки ПЛА
и отправим коммерческое предложение

Документы

Разработка плана локализации и ликвидации аварий

В соответствии с требованиями статьи 9 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

ПЛА разрабатывается на основании Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах (утв. Приказом Ростехнадзора №781 от 26.12.2012г.)

Назначение плана локализации и ликвидации аварий

ПЛА разрабатывается с целью:

  • планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;
  • определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
  • выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
  • разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Содержание типового плана

ПЛА разрабатывается по следующей структуре:

  • титульный лист (рекомендуемый образец оформления титульного листа плана локализации и ликвидации аварий приведен в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям);
  • оглавление;
  • ПЛА уровня «А»;
  • ПЛА уровня «Б»;
  • приложения в составе:
    1. схема оповещения об аварии;
    2. список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются диспетчером организации об аварии (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям);
    3. инструкция по безопасной остановке технологического процесса;
    4. действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
    5. список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям);
    6. порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;
    7. расчетно-пояснительная записка к ПЛА, которая оформляется в виде отдельной книги.

Согласование и утверждение

ПЛА согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий, вводится в действие приказом по организации.

Срок действия

ПЛА пересматривается и переутверждается не реже чем один раз в 5 лет, а также после аварии по результатам технического расследования причин аварии.

Преимущества разработки ПЛА в НТЦ «Промбезопасность»

ООО «НТЦ «Промбезопасность» имеет большой опыт разработки Планов локализации и ликвидации аварий. Специалистами были выполнены работы для следующих предприятий:

  • ООО «Газпром добыча Оренбург»
  • ООО «Газпром нефтехим Салават»
  • ООО «Тольяттикаучук»
  • ООО «Нефтемаслозавод»
  • ОАО «Орскнефтеоргсинтез»
  • ОАО «Уральская сталь»
  • ОАО «Оренбургнефть»
  • ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»
  • ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод» и др.

План ликвидации аварийных ситуаций: общие сведения о документе

План ликвидации аварий – специальный документ, который предусматривает все действия и мероприятия, направленные на спасение людей.

План ликвидации аварий (https://prompb.ru/konsalting/plan-likvidacii-avarii-opo/) – специальный документ, который предусматривает все действия и мероприятия, направленные на спасение людей. Речь идет об авариях на шахте, авариях на первоначальных этапах или чрезвычайных ситуациях, которые были спровоцированы действиями инженеров.

Согласно постановлению правительства Российской Федерации, все организации, использующие производственные объекты (1-3 классы опасности), должны в обязательном порядке разрабатывать план ликвидации подобных ситуаций. Такой документ предусматривает оперативность и последовательность всех действий, которые осуществляются сотрудниками предприятия, спасателями или гражданским населением для локализации, ликвидации и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, возникших на производстве.

План разрабатывается на 5 лет, и он позволяет:

  • Предположить все возможные варианты развития ситуации и разработать комплекс мер для предотвращения и ликвидации неприятных последствий;
  • Согласовать и упорядочить все действия персонала и служб спасения в соответствии со стадией и степенью аварии;
  • Определить, достаточно ли указано мер для ликвидации аварии и обозначить готовность непосредственно предприятия к ликвидации возможных катаклизмов;
  • Смягчить и максимально сократить масштабы последствий аварии и существенно усилить защиту против повторения аварийных ситуаций.

Что включает в себя документ?

Помимо титульного листа, в плане также имеется:

  • Оперативная часть, которая может дополняться различными вариантами развития инцидентов, характеристики объектов, их аварийность и свойственный им травматизм;
  • Специальная часть – содержит комплекс действий для защиты сотрудников, локализации и ликвидации инцидентов, возникших на предприятии.

Документ также имеет расчетно-пояснительную записку, которая содержит подробный анализ уровня опасности. Все бумаги оформляются согласно установленному стандарту и утверждаются руководителем предприятия вместе с представителем соответствующих органов. План ликвидации вводится в действие и получает свою юридическую силу только тогда, когда в наличии есть положительное заключение от эксперта.

Кто должен заниматься разработкой?

Иногда план ликвидации аварийных ситуаций может быть разработан специалистами конкретного предприятия. Но из-за отсутствия опыта и достаточного количества знаний в этой сфере, оформление и создание документа может затянуться, перейдя в категорию затяжных и нереализованных проектов.

Каждый, кто нуждается в таком плане или любых других подобных документах, может обратиться в компанию «ПРОМЭКСПЕРТИЗА». Обратившись, клиент может получить документ в кратчайшие сроки. Эту услугу осуществляют опытные эксперты, за плечами которых множество успешно разработанных документов для различных видов организаций и предприятий разных классов опасности.

Можно не переживать о формальных сторонах этого вопроса, так как полученный план ликвидации аварийных ситуаций будет сформирован и создан в полном соответствии с требованиями, которые действуют на данный момент. В результате всех проведенных операций, исследований, создания нужных бумаг и проделанной работы заказчик получит документ, который обязан быть на предприятии, работающим с опасными отходами или веществами. Наличие такого документа станет гарантией безопасного функционирования предприятия, а с московской компанией «ПРОМЭКСПЕРТИЗА» получить его – не проблема. Удобно и то, что, несмотря на свое месторасположение, фирма работает со всеми регионами страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector