0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подготовка детей к школе программа методика

Программа по подготовке детей к школе «Умка»

Елена Паневина
Программа по подготовке детей к школе «Умка»

Срок реализации 1 год

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты, активное развитие крупной и мелкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, дети в этом возрасте способны самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму.

К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) — обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Умка» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Цель программы: Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: речевое развитие и подготовка к письму.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

Основные задачи при реализации данной программы:

По первому разделу:

Речевое развитие и подготовка к письму:

• развитие образного и творческого мышления;

• развитие познавательных способностей детей;

• обогащение словаря детей;

• развитие всех видов речевой деятельности (умение слушать и говорить, читать и писать);

• писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

• правильное обозначение звуков на письме;

• знакомство с контуром предмета и его особенностями;

подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;

• моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации;

По второму разделу:

Развитие математических представлений и логики:

• развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;

• дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

• целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов, понятий по заданному принципу;

• развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;

• научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

• развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д.);

• развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

• развивать наглядно — образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

• уметь устанавливать равночисленность совокупностей предметов с помощью составления пар;

• развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);

• оформить умение измерять и чертить отрезки, пользоваться линейкой;

• изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с использованием наглядности;

• раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

• научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи;

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно, что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы — игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал: карточки с буквами, с цифрами; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; прописи.

Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий.

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Умка» – открытое занятие для родителей.

В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Дети обучаются сравнению предметов (фигур, групп по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др, по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Используются содержательно-логические задания на развитие:

— внимания – простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», найди общие элементы и др.

— воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.

— памяти — зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

— мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Игровые занятия для активации воображения, внимания, восприятия:

— анализ, классификация предметов;

— обобщение по заданному признаку

— сравнение и выделение главного

— действия по предложенной схеме-алгоритму.

Игровые занятия для развития речевой деятельности:

— чтение слогов, слов, предложения, небольших текстов

— самостоятельное составление предложений

— ребенок учится «печатать» буквы, слоги и слова в тетради.

Игровые занятия для развития математических способностей:

— овладение счетными операциями

— формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени

— сравнение количества предметов

— освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание)

— решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: «Изобразительная деятельность как метод воспитания» презентацию к нему.

Презентация педагогического проекта «Знакомство младших дошкольников с правами ребенка» Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный, знающий свои права и умеющий уважать.

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

Каждый ребёнок индивидуален. Как же выбрать методику подготовки к школе с учётом характера, интересов и способностей малыша? Рассмотрим самые популярные варианты. Вот наиболее эффективные системы, по которым педагоги готовят детей к походу в первый класс.

1. Методика Зайцева

Дети с удовольствием учатся в процессе игры. Выдающийся отечественный педагог Николай Александрович Зайцев поставил этот принцип во главу угла своей образовательной системы — и её результаты впечатляют.

  • Для обучения чтению на кубиках печатают не буквы, а слоги.
  • Кубики различаются по весу и цвету.
  • Внутрь разных кубиков помещают разные наполнители, которые при встряхивании издают специфические звуки.
  • Дети осваивают чтение не через зубрёжку, а через тактильные ощущения.

С помощью кубиков Зайцева дети в возрасте двух лет учатся читать примерно за полгода. Шестилеткам бывает достаточно пяти занятий.

Плюсы: С помощью этой методики учатся читать даже те малыши, которые больны аутизмом или страдают нарушениями зрения и слуха.

Критика: При произношении малыши часто проглатывают слоги и пропускают окончания. Когда дети идут в школу, им сложно усвоить, что такое фонемы и морфемы.

Нужен репетитор по подготовке к школе?

2. Методика Гленна Домана

Гленн Доман был военным врачом, но в какой-то момент ему пришлось начать заниматься развитием детей с травмами мозга. Он пришёл к выводу: если оказывать систематическое воздействие на один из органов чувств, можно повысить активность мозга в целом.

Согласно учению Домана, учёба наиболее эффективна в период роста мозга — в первые три года жизни ребёнка. К семи годам мозг практически перестаёт расти. Таким образом, чем раньше начать развивать малыша (как умственно, так и физически), тем лучше.

  • Урок длится не более 10 секунд.
  • В день проводится как минимум 10 уроков — но желательно больше, вплоть до 50.
  • Для обучения детей чтению используют демонстрационные карточки с крупно и ярко написанными словами.

Плюсы: По этой методике успешно учатся читать даже дети с особенностями развития. Более того: они начинают превосходить в физическом плане своих здоровых сверстников.

Критика: Дети становятся пассивным объектом обучения. Как следствие, в будущем у них могут возникать трудности с применением полученных знаний на практике. Творческое начало у малышей практически не развивается.

3. Система Монтессори

Итальянка Мария Монтессори произвела настоящую революцию в системе дошкольного образования в начале ХХ века. Изначально она работала с детьми, у которых наблюдались проблемы в умственном развитии. Ей хотелось, чтобы у всех малышей были равные возможности — и поэтому она разработала систему индивидуального подхода к каждому ребёнку.

  • Основной принцип — самостоятельная оценка собственной работы, творческий поиск своих ошибок и правильных решений.
  • В одной группе могут оказаться дети разного возраста: при этом старшие будут помогать младшим так же, как это происходит в семье.
  • Каждый ученик имеет право развиваться в своём собственном темпе.
  • Большое внимание личному пространству — персональное рабочее место на коврике или за столом для каждого ребёнка в группе.

Плюсы: Максимальное раскрытие индивидуальных особенностей ребёнка.

Критика: Система Монтессори не предполагает соревнований и конкуренции. Мало внимания уделяется развитию творческих способностей. После учёбы по Монтессори ребёнку трудно приспособиться к нормам и правилам обычного общества.

Нужен репетитор по подготовке к школе?

4. Методика Л.Г. Петерсон

Российский педагог-методист Людмила Георгиевна Петерсон заметила, что дети нередко испытывают страх перед чем-то новым. Следовательно, чтобы новая информация усваивалась легче, надо сделать процесс обучения интересным и весёлым.

  • Знания преподносятся по принципу «слоёного пирога». Проще говоря, новая информация наслаивается на старую.
  • Если материал слишком сложен для ребёнка, его можно отложить и вернуться к нему позже.
  • Основной акцент делается на математику и логику.
  • Обучение идёт в процессе игры.

Плюсы: Дети, которых обучают по такой методике, опережают сверстников в развитии минимум на год.

Критика: Слишком много времени и внимания уделяется математике. Мышление ребёнка становится формализованным.

Подготовка к школе: занятия для детей

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

600 за 1 занятие

от 7600/месяц 2 раза/неделю

От 28000/месяц для детей 4-6 лет, 5 раз/неделю

Комплексная подготовка 11000 за 4 занятия по 90 минут

Бесплатная подготовка

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Кол-во часов в неделю

Развитие речи, подготовка к обучению

Введение в математику

Развитие моторики, творческих способностей

Ознакомление с окружающим миром

Введение в художественную литературу

Подготовка руки к письму

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа — красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые — не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Рабочая программа по подготовке детей-дошкольников в школу

Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными. Программа подготовки к школе помогает решить ряд образовательных аспектов. В период обучения продолжается активное развитие ребенка как личности, освоение необходимых навыков для начальной школы.

Программа для дошкольников по подготовке к школе

Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.

Задачи и структура занятий

Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.

Основными задачами программы считаются:

  • Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
  • Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
  • Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.

Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое.

Структура программы включает в себя несколько предметов:

  • Занимательная математика — ребенок знакомится с цифрами и арифметическими знаками, учится распознавать и соотносить цвета, сопоставлять формы и размеры. Формируются базовые умения, которые лежат в основе математических понятий.
  • Большая роль на занятиях отводится изучениям слов, звуков, навыков словоизменения. Ребенок учится осваивать структуру предложений, развивается умение слушать и говорить. В процессе занятий обогащается активный и пассивный словарный запас.
  • Развитие творческих и коммуникативных способностей. Этот раздел наиболее важен для «домашних» детей, которые редко посещают детский сад. В основу программы входит принцип развития умения вести себя в обществе, работать в группах. В качестве творческих навыков дети учатся развивать фантазию, умение пользоваться подручными материалами (ножницами, клеем, декоративными предметами).

Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина.

Рабочая программа по подготовке к школе дошкольников по новым ФГОС

План подготовки дошкольника к школе очень богат по содержанию. Задачей программы является знакомство ребенка с многосторонней окружающей средой. Методы обучения построены таким образом, что они направлены на усвоение знаний, а также на развитие эмоциональной сферы. В соответствии с методиками, необходимым условием получения знаний является создание высокого уровня эмоционального тонуса в период прохождения обучающего процесса.

Языковая часть программы

В основу системы развития речи положен комплексный подход. Он должен быть направлен на достижение в рамках одного занятия нескольких сторон речевого развития. Важно обращать внимание на следующее:

Обратите внимание! У ребенка в процессе подготовки к школе должно быть сформировано четкое представление о связывании предложений в одно высказывание. Должна быть налажена работа над смысловой стороной.

Большую роль в реализации задач играет чтение художественной литературы.

Основной метод работы — игра. В ее процессе должны реализовываться следующие задачи:

  • развитие восприятия слухового и зрительного плана;
  • развитие мышления и речи, внимания и наблюдательности;
  • формирование навыков фантазии, воображения;
  • формирование этических представлений.

Чтение художественной литературы в детском саду

Развитие элементарных математических представлений

Формирование начальных математических представлений относится к важной части программы развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС, это первая ступень подготовки к школе.

Под элементарными математическими представлениями понимается следующее:

  • ориентация в величинах и размерах предметов;
  • владение счетом;
  • развитие пространственных отношений;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • изучение представления о времени;
  • измерение мер;
  • знакомство с понятием долей;
  • умение сравнивать предметы.

Процесс работы предполагает организацию упражнений, в результате которых у ребенка повторяются практические действия.

Важно! Наглядные материалы представлены в виде таблиц, иллюстраций, рассмотрения наглядных моделей. В качестве словесных методов используются дидактические игры.

Обучение математическим навыкам

Составляющая программы по ИЗО и художественному труду

Государственная программа для дошкольников по подготовке к школе должна включать в себя многогранную деятельность. Дети должны знакомиться с разнообразными промыслами России, творческими направлениями.

Программа основана на внедрении интеллектуальной, творческой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Цели образовательной деятельности:

  • формирование у детей интереса к изобразительному искусству;
  • развитие образного эстетического восприятия;
  • занятие продуктивной деятельностью (лепкой, аппликациями, художественным трудом).

Обратите внимание! Каждое направление деятельности имеет свои задачи.

Если речь идет о предметном рисовании, то в процессе занятий достигаются следующие цели:

  • Совершенствование умения изображать предметы, развитие наблюдательности, памяти.
  • Улучшается техника изображения, у ребенка развивается свобода воображения.
  • Формируется точность движения руки, острота зрения.
  • Развивается способность у ребенка увидеть красоту, тренируется умение изображать четкие линии, создавать плавные цветовые переходы.
  • При сюжетном рисовании формируется умение создавать композиции на бумаге, самостоятельность в выборе тематик.

Весь процесс проходит как в организационных группах, так и индивидуально. Задания предлагаются с учетом возраста и уровня первоначальных навыков. Такой подход способствует успешной подготовке ребенка к школе, благодаря этому происходит успешное овладение навыками учебной деятельности.

Основы ИЗО в детском саду

Формирование коммуникативных навыков дошкольников и другие

Переход в начальные классы — это сложный эмоциональный процесс. Дети должны быть всесторонне подготовлены. Немаловажную роль при этом играют коммуникативные навыки. Их грамотное развитие поможет быстро адаптироваться в новом коллективе.

Чтобы коммуникативные способности развивались всесторонне, рекомендуется использовать два метода:

  • Театрализацию.
  • Игровую деятельность.

Обратите внимание! Хороших результатов помогает достичь театрализация.

Она позволяет детям не только раскрепоститься, но и обогатить словарный запас. В процессе разыгрывания сказки, воплощения в одного из сказочных персонажей, они учатся смотреть на окружающий их мир другими глазами.

Такой метод очень полезен для ребенка, который в реальной жизни детского сада никак свою активность не проявляет. В условиях постановок у него появляется возможность более широкого взаимодействия со сверстниками. Таким образом удается расширить круг общения.

Смена образов положительно влияет не только на развитие навыков коммуникации, но и на обогащение речи. Ребенок сам не заметит, как начнет по-другому произносить звуки, стараться четче выговаривать слова.

С помощью театрализованной деятельности удается достичь следующих результатов:

  • раскрепощение детей;
  • расширения их лексикона;
  • развитие артистизма и избавление от страха выступления перед публикой.

Обратите внимание! Такая деятельность помогает научиться легко контактировать с разными людьми.

Ведущим типом деятельности для дошкольников является игра. Многие коммуникативные способности передаются в игровой деятельности. Наибольшее раскрепощение происходит у детей во время подвижных игр. Это важный аспект деятельность для застенчивых ребят.

Комбинация различных методов для развития коммуникативных способностей, применяемая регулярно в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе. Такие методики предупреждают проблемы, которые могут возникнуть у детей с педагогами и будущими одноклассниками.

Развитие коммуникации во время активных игр

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:

  • Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
  • Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
  • Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.

Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.

Проверка знаний дошкольников

Методическое обеспечение программы

Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:

  • учебно-тематические конспекты, планы;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия, таблица, схемы;
  • счетный материал;
  • мультимедийные презентации.

Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно.

Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Авторская программа подготовки детей к школе

В современных условиях подготовки детей к школе необходимо учитывать основные компоненты школьной готовности. На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На первый план выходит психологическая и физическая готовность к школе.

Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: математика и логика, грамота (чтение и письмо), психология и естествознание и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:

— “один шаг к школе” для детей от 4-5 лет;
— “два шага к школе” для детей от 5-6 лет.

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.

Содержание данного курса занятий и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— развитие коммуникативных способностей детей; знакомство с буквами русского языка (понятие гласных-согласных, звонких-глухих, парных-непарных, твердых-мягких согласных); введение основной смысловой единицы речи – фонемы; знакомство с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст; обучение слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению слова из заданных слогов, предложения из заданных слов.

— знакомство с цифрами и числами, составом чисел первого десятка, приемами вычисления +1, -1, +2, -2, +3, -3, образованием чисел второго десятка, решение простых задач с опорой на наглядность; знакомство с геометрическими фигурами.

— психологическая подготовка к школе: развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы.

Психология и естествознание (33 ч.)

Эмоциональная сфера (9 ч.)

Знакомство с эмоциями, диагностика и развитие эмоциональной сферы, особенности самооценки дошкольников. Семья, внутрисемейные отношения, семейное общение, диагностика внутрисемейных отношений.

Познавательные способности (21 ч.)

Восприятие: особенности восприятия, диагностика восприятия, иллюзии восприятия.

Внимание: диагностика, развитие и коррекция внимания. Зрительно-моторная координация.

Мышление: диагностика и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Память: диагностика и развитие памяти (зрительной, слуховой,), развитие опосредованного запоминания.

Воображение и творчество, развитие воображения.

Сказкотерапия (3 ч.)

Математика и логика (33 ч.)

Доцифровой период (5 ч.)

Знакомство с понятиями “больше-меньше-столько же”, “длиннее-короче”, “выше-ниже”, “направо-налево”, “вверх-вниз”, “раньше-позже”. Знакомство с геометрическими фигурами.

Цифровой период (14 ч.)

Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка. Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (8 ч.)

Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания +-1, +-2, +-3.

Простые задачи (3 ч.)

Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.

Образование чисел второго десятка (3 ч.)

Понятие однозначных и двузначных чисел. Название и образование чисел второго десятка. Чтение и запись однозначных и двузначных чисел. (см. Рисунок 1,2 “Число и цифра 3”, Рисунок 3,4 “Число и цифра 5”).

Добуквенный период (6 ч.)

Понятие предложения, слова, слога. Составление предложения по картинке, деление слов на слоги.

Буквенный период (24 ч.)

Понятие буквы и звука. Знакомство с буквами русского языка. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Составление слов из слогов. Чтение и запись слогов (см. Рисунок 5 “Буква Оо, звук [о], Рисунок 6,7 “Буква Рр, звуки [р], [р’]”).

Чтение и письмо (3 ч.)

Чтение и письмо под диктовку слогов, слов, простых предложений (см. Приложение 1 “Планирование занятий”).

Психология и естествознание (66 ч.)

Эмоциональная сфера (16 ч.)

Знакомство с эмоциями и чувствами, диагностика и развитие эмоциональной сферы, особенности самооценки дошкольников. Семья, внутрисемейные отношения, семейное общение, диагностика внутрисемейных отношений.

Познавательные способности (44 ч.)

Восприятие: особенности восприятия, диагностика восприятия, иллюзии восприятия.

Внимание: диагностика, развитие и коррекция внимания. Зрительно-моторная координация.

Мышление: диагностика и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Память: диагностика и развитие памяти (зрительной, слуховой,), развитие опосредованного запоминания.

Воображение и творчество, развитие воображения.

Развитие крупной и мелкой моторики.

Сказкотерапия (6 ч.)

Математика и логика (66 ч.)

Доцифровой период (7 ч.)

Знакомство с понятиями “больше-меньше-столько же”, “длиннее-короче”, “выше-ниже”, “направо-налево”, “вверх-вниз”, “раньше-позже”. Знакомство с геометрическими фигурами.

Цифровой период (26 ч.)

Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка. Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (13 ч.)

Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания +-1, +-2, +-3, +-4. Перестановка слагаемых.

Простые задачи (5 ч.)

Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.

Образование чисел второго десятка (6 ч.)

Понятие однозначных и двузначных чисел. Название и образование чисел второго десятка. Чтение и запись однозначных и двузначных чисел.

Раскрытие смысла умножения, умножение на 2. Решение простых задач на умножение (с опорой на наглядность)

Раскрытие смысла деления, деление на равные части, деление по содержанию. Решение простых задач на деление с опорой на наглядность.

Добуквенный период (10 ч.)

Понятие предложения, слова, слога. Составление предложения по картинке, деление слов на слоги. Ударение, ударный и безударный слоги.

Буквенный период (48 ч.)

Понятие буквы и звука. Знакомство с буквами русского языка. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Составление слов из слогов. Чтение и запись слогов.

Чтение и письмо (8 ч.)

Чтение и письмо под диктовку слогов, слов, простых предложений. Чтение текстов (см. Приложение 2 “Планирование занятий”).

Программа подготовки детей к школе «Дошколёнок»

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;

  • продолжительность обучения составляет (октябрь — март)
  • наполняемость групп до 20 человек;
  • режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  • Развитие слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Совершенствование навыков монологической речи.
  • Совершенствование навыков диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы.
  • Формирование этических представлений.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Научить принимать решения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector