0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подвиг как образ жизни

О сайте

Сайт о подвигах и героях

«В жизни всегда есть место подвигам» – каждый из нас помнит эту фразу. Однако, когда речь идет о таком понятии, как подвиг, в сознании и памяти одних людей появляются образы героев былых времен – тех, кто грудью на амбразуру или с гранатой на танк. Другие вспоминают отважные поступки, совершенные в мирное время, но также связанные с самопожертвованием ради спасения кого-то. Безусловно, такого рода примеры являются высокими проявлениями доблести и мужества. И это то, что обычно кажется чем-то недоступным для большинства людей. Но так ли далеки мы от подвигов? Наш сайт о подвигах даст ответ на этот вопрос.

Само слово «подвиг» является древним и связано оно со старинными русскими словами «подвижничество», «подвизаться», «подвигать». Подвижниками на Руси называли людей, ведущих аскетический образ жизни во имя духовных целей. Позднее это понятие распространилось и на тех, кто просто честно трудился на том или ином поприще. А глагол «подвигать», как можно догадаться, связан со словами «двигаться», «движение». Соответственно, подвиг – это некое осуществляемое человеком движение, стремление, усилие.

На Руси всегда было место подвигам и героям

Подвиг – это движение в сторону другого человека, в сторону его горя или нужды. Движение в сторону самой жизни, а иногда и смерти – ради жизни других. В советское время чаще всего говорили о подвигах военных и трудовых – выдающихся делах во благо народа и Отечества. Но даже совершаемые в мирное время подвиги в любом случае связаны с борьбой. Это борьба против страха. Борьба с самим собой или несовершенствами мира. Борьба с эгоизмом и равнодушием.

В русских словарях под словом «подвиг» в целом подразумевается героическое, самоотверженное действие, совершенное в трудных условиях. Действительно, подвиг – это то, что не может быть легким. Если бы совершать подвиги было легко, они бы не имели столь большой ценности. Другая составляющая подвига – самоотверженность. То есть отвержение от себя, своих целей, своих интересов, а иногда и самой жизни своей ради других. Это также называется жертвой.

Подвиг всегда связан с жертвой или, правильнее сказать, с готовностью к ней. Тот, кто идет на подвиг, в итоге может ничего и не потерять, но в момент его совершения человеку так или иначе приходится рисковать, ставить на карту нечто важное, быть готовым отказаться, отречься от того, что нужно лично ему. За настоящий подвиг ничего не ждут взамен, не ждут награды. Подвиг – это всегда бескорыстный поступок. Поэтому нередко герои остаются неизвестными, а их действия – незаметными для большинства людей.

Поколения наших родителей, дедушек и бабушек жили в то время, когда в народе всячески поощрялось стремление к подвигам. С самого детства они мечтали о совершении героических поступков подобно тем, что совершали на войне их сверстники, которых еще называли пионеры-герои. Но и под мирным небом дети тянулись к нравственным подвигам, добрым делам, служению и помощи людям (вспомним «Тимура и его команду»). Таково было их воспитание – в неизменно патриотическом духе. А отдать жизнь за Родину и народ во все времена было заветной мечтой русского человека.

Сайт о современных героях

В наше время тяга юного поколения к подвигам несколько ослабла. Однако не исчезла совсем. Нам всем, а особенно детям, нужны герои. Об этом свидетельствует обилие заполонивших экраны блокбастеров о супер-героях. Они борются с грозными злодеями и спасают мир. Причем, делают это совершенно бескорыстно, предпочитая скрывать свои лица под масками. В этих незамысловатых фильмах добро всегда торжествует над злом, смелость – над трусостью, любовь – над ненавистью. В конце нас всегда ожидает типичный голливудский хэппи-энд.

Но так ли безобидно подобного рода кино? Да, оно, казалось бы, должно мотивировать подрастающее поколение на героические поступки. Однако кто совершает эти поступки в данных экшн-картинах? В абсолютном большинстве случаев это фантастические существа или люди, обладающие сверх-способностями, необычайной силой, а иногда и вовсе неуязвимостью. Они летают, ползают по стенам, перемещаются со скоростью света, проходят сквозь стены, сметают любые препятствия на своем пути, испускают из глаз лазерные лучи, превращаются в роботов или зверей, останавливают время и т.д. Как говорится, в огне не горят, в воде не тонут.

Так выглядят настоящие герои. На фото Дима Некрасов — спас 17 человек. Читайте о нем историю на нашем сайте

Какое желание овладеет ребенком, посмотревшим такой фильм? Конечно, он захочет подражать этим персонажам. В самом безобидном случае мальчик попросит родителей купить ему костюм Человека-Паука или маску Бэтмена, в худшем – изображая Супермена, в надежде полететь, спрыгнет с крыши какого-нибудь гаража и сломает ногу. После чего разочаруется в наличии у себя супер-способностей и благополучно оставит идею спасения мира. Таким образом, понятие героизма для него может быть искажено и навсегда останется чем-то непостижимым, вроде как совершенно не свойственным ему – обычному человеку.

В реальности все обстоит иначе. Настоящие герои, как свидетельствует наш сайт о подвигах, зачастую вовсе не имеют стальных мускулов и уж точно не обладают сверхъестественными способностями и бессмертием. Более того, им, как и всем людям, не всегда хватает мужества, но они переступают через свои страхи и совершают доблестные дела. Совсем не трудно ринуться навстречу врагу, если знаешь, что твоя сила во много крат превосходит его. Или кинуться в горящий дом, зная, что огонь не может повредить твоему телу. Но, в отличие от супер-героев, настоящая человеческая жизнь хрупка и уязвима.

Подвиги, которые совершаются в реальной жизни, отнюдь не такие зрелищные, как те, что нам показывают в кино. Нет, во многих случаях они являются тихими и неприметными делами. Большинство из них так и останутся никому неизвестными. Но некоторые, благодаря их свидетелям и очевидцам, все же являют себя миру. В наши дни, когда у каждого есть камера в мобильном телефоне или ином гаджете, показать людям пример героического поступка стало проще. Интернет пестрит видео, на которых обычные люди совершают необычные поступки.

Впрочем, поступки эти бывают как раз таки самые что ни на есть обычные и естественные. Остановить свою машину посреди дороги, не побоявшись вызвать негодование едущих за тобой водителей, чтобы перевести через переход испуганную старушку, ребенка или женщину с коляской – дело, в общем, столь же благородное, сколь и обычное. Слезть с мотоцикла и помочь безопасно пересечь проезжую часть беспечно вышедшей на нее утке с выводком утят – дело, положим, чуть менее обычное, но такое же естественное для неравнодушного человека.

Однако подобные добрые поступки, к сожалению, стали такой редкостью, что люди снимают их на камеры и выкладывают во всемирную Сеть как нечто из ряда вон выходящее. В этом нет ничего дурного – страна должна знать своих героев, но только если человек, снимающий чей-то благородный порыв, не остается тем самым в стороне в той ситуации, когда требуется и его помощь. К сожалению, нередко бывает именно так. Вокруг чужой беды собирается толпа зевак с мобильными телефонами, которые полагают, что действовать здесь должен кто угодно, но не они.

Так было, к примеру, весной текущего года в Великом Новгороде, когда люди столпились у пруда, в котором барахтались двое провалившихся под лед бедолаг. И пока взрослые люди сквозь объектив своих камер смотрели на это, по всей видимости, очень увлекательное для них зрелище, обычные мальчишки-школьники бросились на спасение утопающих. Один из них, недолго думая, смело ступил на лед и устремился на помощь, другой держал палку. Ребята и сами провалились под лед, но люди были спасены. Все остались живы и здоровы. Бесспорно, это явный пример героизма.

Но есть и другие виды подвигов. И здесь мы снова возвращаемся к тому, что же такое подвиг? На самом деле подвиги бывают очень разные. Спасти кого-то из пожара или из воды – это далеко не все случаи, которые представляются нам в жизни, чтобы совершить героический поступок. На нашем сайте о подвигах вы найдете истории благотворителей, семей, усыновляющих больных детей, спортсменов, вопреки серьезным травмам, настойчиво идущим к своей цели, правозащитников и защитников живой природы, трудовые подвиги людей и еще множество примеров повседневного героизма.

Среди героев сайта вы встретите огромное количество имен и лиц. Увидите личностей знаменитых и неизвестных, взрослых и детей, молодых и пожилых, мужчин и женщин, отважных военных и скромных тружеников, спортсменов и борцов с собственными немощами – людей разного возраста, пола, национальности, культуры, вероисповедания, рода занятий и достатка. Они разные, но всех их объединяют такие качества, как любовь, доброта, милосердие, благородство, смелость, готовность к самопожертвованию. Среди наших героев есть даже животные! А есть и те, кого уже, к сожалению, нет в живых, кто погиб, совершая отважный поступок – их истории вы найдете в разделе «Посмертно».

Герой Данил Садыков ценой собственной жизни спас мальчика

Цель нашего сайта о подвигах

Цель нашего проекта – показать, что подвиг по силам каждому. Героизм рядом. Посмотрите внимательно на тех, кто живет и работает вместе с вами. Среди них наверняка найдутся те, кого можно назвать героями. У человека, мужественно сражающегося с тяжелой болезнью, превозмогающего боль и не теряющего бодрости духа, чтобы не усугублять страдания своих близких, каждый день – как самый настоящий подвиг. А что, как не подвиг, совершает женщина, в одиночку воспитывающая ребенка-инвалида и постоянно сталкивающаяся с множеством препятствий в нашем столь плохо приспособленном для людей с ограниченными возможностями обществе?

Зная примеры каких-либо подвигов, храбрых поступков, совершенных во благо других, больших и малых добрых дел, удививших вас случаев благотворительности, неприметно трудящихся, но вносящих весомый вклад в развитие нашего общества, науки и культуры личностей, поделитесь ими с нашим сайтом о героях. Свои рассказы вы можете предоставить через раздел «Прислать историю». Также проект поможет в поиске интересующих вас людей, установлении личности героев, нахождении их контактных данных с целью выразить свою благодарность. Участвуйте вместе с нами в развитии сайта, и это будет вклад и в вашу копилку добрых дел.

Итак, пока одни, затаив дыхание смотрят на то, как американские супер-герои спасают мир от очередного вторжения инопланетных существ, мы предлагаем вам взглянуть, как самые обычные люди, подобные нам, спасают мир от эгоизма и равнодушия. А эти вещи, согласитесь, куда страшнее и опаснее, нежели кровожадные монстры. Уверены, что вдохновившись примерами подлинного героизма, вы и сами станете чуть более открытыми и заботливыми по отношению к окружающим вас людям, получите мощный стимул для совершения благородных поступков и поймете, что есть только одна сила, способная спасти этот мир – это сила любви и доброты.

Немножко о нас

Когда ты видишь человека в беде — не думай, что это испытание только для него — это испытание для вас обоих! Наши герои прошли с честью это испытание! Самый крупный и самый масштабный проект в сети, посвященный подвигам и героям в наши дни, а также легендарным людям, их жизням и их поступкам, доброте, благородству — всему, чем можно гордиться! Встречайте — «Герои Нашего Времени»!

Сразу хочется сказать про идею сайта — наш проект появился в сети задолго до появления таких его клонов как — roshero и geroi vremeni. Новость о, якобы новых проектах, распространилась в сети с молниеносной скоростью. Ничего не хотим сказать плохого о других сайтах, но обидно, когда ни интернет сообщества, ни СМИ не замечают начинания простых людей и поддаются волне интернет-маркетинга, но мы все-равно первые 😉 Кто не верит — может проверить по whois! И что немаловажно, наш проект сделан от чистого сердца для всех вас, не преследуя каких-либо коммерческих целей, политического влияния и т.д. Мы не являемся коммерческой, общественной или политической организацией, мы просто группа людей, которые решили собрать воедино и сохранить в памяти (хоть и в виртуальной) все поступки людей, достойные уважения и восхищения! Людей простых, как мы с вами, которые рискуя своей жизнью, а иногда даже отдавая ее, спасают жизни других людей!

Мы надеемся, что наш ресурс будет интересным и полезным, как в плане развития, так и в плане популяризации людей, совершающих подвиги, спасающих жизни незнакомых людей! Конечно, среди героев люди профессий, чье кредо подразумевает спасение и оберегание жизни и здоровья — это пожарные, врачи и медицинский персонал, полиция, МЧС. Но не только профессионалы спасают жизни; дети, школьники, студенты, пенсионеры, дворники, да кто угодно тоже может оказаться перед выбором — рискнуть собственной жизнью и спасти человека, или же достать мобильный телефон и начать снимать, как погибает и страдает человек!

Мы не мотивируем на безумные поступки, мы мотивируем на смелость, на исполнение гражданского долга!

Присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте — http://vk.com/ruheroes

Поприще подвига не закрыто ни для кого

О том, в чем смысл христианского подвига, в какой мере следует нам повторять подвиги святых и надо ли к этому стремиться, чем опасны формализм в подвижничестве и «подвиги не по разуму», как правильно нести подвиг христианской жизни, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Не соревнования ради

Общеизвестно, что святых – по крайней мере, большую часть из них – мы называем словом-синонимом «подвижники». И очень часто, читая жития святых, из которых нам следует черпать примеры для назидания, мы видим там именно описания подвигов.

Какие подвиги были распространены среди отцов-пустынников древних времен? Прежде всего, это был подвиг молитвы: их молитвенное делание было гораздо более продолжительным и гораздо более напряженным, нежели у нас сейчас. Кроме того, мы слышим о таком виде подвига, как подвиг бдения – молитвенного предстояния Богу ночью. Безусловно, подвигом был и пост: кто-то из древних подвижников считал возможным вкушать пищу и питие только после девятого часа, кто-то – только по захождении солнца, бывали и такие подвижники, которые воздерживались от пищи на протяжении всего Великого поста. Существовали и такие подвиги, как отшельничество, затворничество. На Руси был также распространен подвиг ношения вериг; преподобный Серафим, как мы знаем, носил одно время за спиной мешок с камнями, который еще более плоть его удручал и, по его собственному выражению, «томил томящего его».

Если в подвиге появляется момент соревнования, он лишается христианского смысла

Какова была цель этих подвигов, и ради чего брали их на себя древние отцы? Прежде всего, это ни в коем случае не было их соревнованием друг с другом. Вообще, если в подвиге появляется момент соревнования или сравнения себя с кем-либо, он тотчас же лишается своего христианского смысла. Смысл же подвига совершенно в ином. Когда человек приступает к исполнению Евангелия в своей собственной жизни, он сразу видит, насколько это трудно, насколько он привык к другому образу жизни, к другому отношению к себе самому и к окружающим его людям. И у человека появляется понимание того, что нужно с собой что-то делать. Вот ты стоишь на том или ином месте, и тебе нужно себя с этого места сдвинуть. Сдвинуть, подвинуть или, что то же самое, подвигнуть. Таким образом, подвиг – это то, посредством чего человек себя подвигает на пути спасения вперед, во исполнение слов Спасителя о том, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Умеренному деланию – нет цены!

Суть подвига в том, чтобы ослабить любовь к себе и приобрести свободу для следования за Христом

Безусловно, каждому из нас присуще самолюбие, то есть любовь к себе – любовь неправильная, любовь эгоистическая, от которой нам тем не менее очень трудно отказаться. И суть подвига заключается как раз в том, чтобы ослабить эту любовь к себе – к своей плоти, к своему имуществу, к удовольствиям, – и таким образом приобрести свободу для следования за Христом.

Нужно сказать, что сами по себе телесные подвиги человеку такой свободы дать не могут. Кроме того, подвиги эти оправданны бывают только в той степени, в какой человек имеет физическую крепость для того, чтобы их осуществлять. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что умеренному деланию нет цены, а когда человек принимается за делание неумеренное, со временем оно приводит его к изнеможению, исступлению, а затем – и к совершенному оставлению любых подвигов. Это как некая пружина, которую человек всё больше сжимает, и в какой-то момент она распрямляется со страшной силой, так что результат бывает хуже, чем если бы человек к этим подвигам даже не приступал.

Подвиги, о которых мы читаем в житиях святых, не совершались только лишь человеческими силами

Люди, которые в древности принимали монашество и впоследствии становились подвижниками, как правило, не возлагали на себя каких-то значительных подвигов сразу. Их духовные наставники следили за тем, чтобы новоначальные монахи вовремя вкушали пищу, определенное время были на молитве, и когда кто-то из подвизающихся ощущал в себе потребность большую, он постепенно, сообразуясь со своими силами, к этому большему переходил. Впрочем, нужно сказать и о том, что те подвиги, о которых мы читаем в патериках, в житиях святых, безусловно, не совершались только лишь человеческими силами. Подвиги преподобных совершались отчасти так же, как совершался подвиг мученичества: мы знаем, что если бы благодать Божия не укрепляла мучеников, они не смогли бы выдержать тех страданий, которым их подвергали, и то же самое можно сказать и о подвижниках. Кроме того, мы должны понимать, что все-таки в наше время, когда среда вокруг нас насыщена ядовитыми выбросами, излучениями, люди уже не имеют таких ресурсов здоровья, и то, что мог выдержать организм кого-то из древних подвижников, для абсолютного большинства сегодня может закончиться плачевно.

Подвиг «по расписанию»

Если говорить о нашем времени, наша телесная немощь сегодня, конечно, усугубляется еще и нашей гордостью. И Господь зачастую не дает нам сил для каких-то серьезных подвигов именно потому, что если бы мы их подъяли, то стали бы думать о себе слишком хорошо, даже начали бы помышлять, что… Господь нам в связи с этим что-то должен. А надо понимать, что ни один подвиг не дает человеку основания думать, что теперь Господь просто обязан его помиловать и спасти. Мы по-прежнему находимся в неоплатном долгу перед Ним, и подвижничество само по себе человека не спасает. Во времена древних отцов нередки были случаи, когда люди, подвизавшиеся действительно образом сверхъестественным, подвизались так не с помощью Божией, а с помощью вражией, потому что враг более всего хочет внушить человеку мнение о себе как о ком-то выдающемся, из ряда вон выходящем. И если он не может погубить человека леностью, нерадением, бездеятельностью, то обязательно постарается погубить его гордостью и тщеславием. А это, безусловно, зло гораздо большее, нежели даже нерадение и леность. И потому в церковной истории мы можем найти примеры, когда таких подвижников, явным образом впавших в прелесть, братия, по любви к ним, порой сажали под замок, чтобы они, лишившись возможности активно что-то делать, из этого состояния вышли.

Не воздать за причиненное нам зло – подвиг гораздо более трудный, чем пост

Вместе с тем было бы огромной ошибкой считать, что если мы не можем совершать подвигов, подобных подвигам древних отцов, то поприще подвига для нас закрыто в принципе. Речь идет не только о подвигах телесных, но и о подвигах душевных. Не сказать худого слова об обидчике, но молиться о нем, ничем дурным не воздать за причиненное нам зло – подвиг гораздо более трудный, чем пост, чем бдение и даже чем ношение вериг, потому что многие люди, которые вериги носили, когда их кто-то оскорблял, стерпеть этого не могли, и вериги им в этом совсем не помогали. Словом, каждая ситуация, в которой нам нужно с самими собой справиться, противостоять своему ветхому человеку, являет нам обстоятельства, побуждающие к подвигу.

Особым поприщем для подвига становится, в частности, время Великого поста. Перед его началом неплохо составить для себя список, четко, на бумаге сформулировав то, что мы хотим в себе изжить за этот период, с чем нам решительно необходимо расстаться. И затем – каждый вечер этот список просматривать и сверять его с тем, как мы прожили этот день, как поступали. Хорошо иметь и еще один список: что мы должны начать делать этим Великим постом. Вполне возможно, что многое из того, что себе написали, мы делать толком так и не начнем, а с тем, от чего собирались отказаться, окончательно расстаться так и не сможем, но, во-первых, этот список будет нас смирять, а во-вторых – вновь и вновь возвращать к первоначальному доброму намерению. И если продолжать себя таким образом «мучить», продолжать стыдить и дальше над собой трудиться, то можно приобрести навык преодоления себя и добиться все же тех или иных результатов.

Кроме того, у каждого из нас есть какие-то особенно присущие нам немощи. И борьба с этими немощами, с дурными привычками тоже зачастую превращается для человека в самый настоящий подвиг. Вообще надо сказать, что чем слабее человек, тем у него больше возможностей подвизаться, потому что даже самый микроскопический труд, в котором он себя превозмогает, уже для него превращается в подвиг. Только нужно помнить, что наши подвиги, как душевные, так и телесные, не должны быть заметны для окружающих. Лишь с духовником нужно о них говорить, чтобы не уклониться на неспасительную стезю. И не только являть перед другими свои подвиги не нужно, но и сравнивать свои подвиги с чьими-то. Такие сравнения – оборотная сторона гордости и тщеславия: враг будет стараться уязвлять нас тем, что кто-то постится строже, кто-то молится больше, и мы будем из-за этого изнемогать и расстраиваться.

«Вот настолько люби, а больше не надо?»

В целом, вне зависимости от того, каковы наши душевные и телесные силы, мы должны жить с некоторым напряжением – в нашей жизни должно быть ощутимо то, что мы в чем-то себя превозмогаем. Если же мы живем вообще без напряжения, без какого-то утруждения себя, это значит, что в нашей жизни христианского подвига нет. И очень важно понимать, что и трудные обстоятельства, в которых мы находимся, и какие-то неблагоприятные отношения, которые у нас складываются с людьми,– это не досадная случайность, а это и есть то поприще подвига, которое для нас Господь уготовал. На самом деле, если говорить о нашем времени, то о большей части подвигов для нас заботится Господь. Кто-то живет в скудости, кто-то лечится годами от той или иной серьезной болезни, кто-то ради своей семьи должен работать не покладая рук и превращается буквально в какого-то раба на галерах – практически у каждого из нас есть в жизни нечто, что остается только терпеть, и если человек действительно терпит – не ропщет, не малодушествует, делает что-то для него трудное ради любви к Богу и своим близким, – это подвиг. Однако это не упраздняет необходимости по мере сил подвизаться и теми традиционными видами подвига, которые изначально для христианской жизни характерны. Это касается поста, молитвы и, в гораздо меньшей степени, – ночного бдения, поскольку современных людей попытки вставать и молиться регулярно среди ночи часто приводят к расстройству сна, а затем и нервной системы.

В отношении меры своих подвигов обязательно нужно советоваться со священником, у которого мы исповедуемся. Наряду с этим можно руководствоваться правилом святителя Феофана Затворника: он говорил, что если ты хочешь определить для себя количество ежедневно полагаемых поклонов, попробуй совершать поклоны, пока не почувствуешь утомление, и возьми себе для правила количество поклонов немного меньшее. Так же нужно поступать и во всем остальном. Однако есть и то, в чем меры, а точнее, верхнего предела нашего подвижничества не должно существовать. Это наша любовь, смирение, кротость. Мы не можем сказать себе: «Вот до такого градуса смирения дойди, а дальше остановись; вот настолько люби, а больше не надо». Смирение и любовь на самом деле дают человеку колоссальные силы и колоссальную способность справляться со всем тем, что Господь ему в жизни посылает.

Главная страница ВМ

Сергей Собянин ответит на вопросы москвичей в прямом эфире

Останки и документы упавшей в реку россиянки обнаружили в Таджикистане

Отец погибшего «пьяного» мальчика прокомментировал освобождение Алисовой

Власти Москвы утвердили еще 10 стартовых площадок для реновации

«Он взрывной и эмоциональный»: родители историка Соколова рассказали о сыне

Робертино Лоретти спел свою легендарную «Ямайку» 57 лет спустя

Филолог рассказал, как необычные имена становятся банальными

«Были все клубные персонажи». В Москве похоронили Пашу Фейсконтроля

Стала известна причина смерти козла Тимура

Подозреваемый рассказал, зачем убил ребенка в детском саду

Диетолог Соломатина назвала самый вредный десерт

СМИ назвали причину смерти аспирантки СПбГУ

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Флорист перечислила растения, которые опасно держать дома

Подвиг как образ жизни

В сознании современного человека подвиг — это поступок, некое выходящее из ряда вон волевое действие человека, которое он оказывается способным совершить. А еще не так давно понимание подвига в сознании людей было иным.

К этому слову в разговоре добавляли глаголы «совершать» или «нести». Подвиг воспринимался как некий особый образ жизни, направленный вне себя, посвященный служению высшим идеалам, евангельским ценностям. Подвижниками в народе называли людей самых разных, но в первую очередь, конечно, выдающихся монахов, святых, служивших примером для подражания и источником мудрости. В наш век это может показаться странным: чему люди, спрятавшиеся от мирской жизни за монастырскими стенами, проводящие дни и ночи за молитвой, могут научить князей, воинов, матерей, строителей? Да, подвигу невозможно научить, передать как некое абстрактное знание. Но его можно показать. И вдохновить им.

После смерти родителей юный Варфоломей (так в миру звали преподобного Сергия) по ранее принятому решению отправился в монастырь. В Хотьково-Покровской обители, где уже в то время подвизался его брат Стефан, юноша пробыл всего год. Затем они с братом отправились в глухой лес, чтобы стать пустынножителями. На холме Маковец у берега реки Кончуры братья построили небольшую деревянную церковь Святой Троицы. Однако Стефан не смог выдержать суровой отшельнической жизни, перебороть страха соседства с диким лесным зверьем, уехал в московский монастырь, и Варфоломей остался один. Ему было всего 23 года. И это был переломный момент в жизни юного пустынника. В том же лесу он принял монашеский постриг от некоего игумена Митрофана и, став иноком Сергием, остался в своей пустыни в полном одиночестве, посвятив себя молитве Богу.

Уже через два года рядом с ним появились первые ученики. Потом они разойдутся из этого глухого леса по всей измученной войнами и междоусобицами русской земле, собирая ее воедино новыми монастырскими обителями, в которых уже молились не о рязанской или тверской земле, а о единой Руси с единым духовным и государственным центром в Москве. Людей привлекали самозабвенность, доброта, жизненная энергия, мудрость и сила Сергия. Откуда это взялось у молодого отшельника? Тем же вопросом задаются и светские ученые, занимающиеся изучением Библии: как в уме апостолов Христа, простых рыбаков, зародилось уникальное, ни на что не похожее учение, изменившее весь западный мир? Это вопрос веры, на который каждому из нас нужно дать ответ себе самому, самостоятельно. Но трудно это сделать раз и навсегда.

В этом и заключается вся сложность человеческой жизни — нельзя достичь какого-то «уровня» и остаться на нем раз и навсегда. Уходят и приходят настроения, влюбленности, болезни, заставляя нас изменять себе, выбранным ориентирам. Намного легче сделать однажды отчаянный и красивый рывок, чем заставлять себя поступать по-божески ежедневно. И в этом на помощь людям приходят подвижники. Наверное, Сергий — первый из таковых для нашего народа. Потому уже семь столетий течет к нему людская река — за помощью и советом, вразумлением и поддержкой. И потому 700-летие Сергия Радонежского — праздник для всей нашей земли, за которую он радел всю жизнь. И которую не оставляет и ныне.

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции

Подвиг как образ жизни

Время. Большая книга тайм-менеджмента

Подвиг как образ жизни

У русского человека сложные и особенные отношения с временем. Мы не любим линейное, упорядоченное, немецко-швейцарское время, расписанное по минутам, где каждому делу заранее отведена своя клеточка.

Мы – народ-авральщик, народ-герой. Мы любим подвиг и не любим методичные, рутинные, ежедневные шаги – нам это скучно. Мы чувствуем себя как рыба в воде в ситуации форс-мажора. Когда единственно возможный способ решения задачи – совершить подвиг.

Это довольно неудобно в повседневном быту. Когда для бухгалтеров квартальный отчет – неожиданность и нужно срочно выбивать недостающую счет-фактуру из Хабаровска. Когда для коммунальных служб неизменно свежая новость, что в России осенью выпадает снег. Когда студент начинает писать диплом в ночь накануне крайнего срока его сдачи. Мы постоянно устраиваем форс-мажоры и авралы себе и другим и постоянно ругаем за это окружающих.

Однако именно это умение работать с форс-мажором и авралом, умение совершать подвиг на ровном месте позволило нам создать тысячелетнюю империю, занимающую самую большую в мире территорию, контролирующую около 45 % мировых природных богатств, объединяющую несколько сотен народов, выигравшую неимоверное количество тяжелейших войн, давшую миру величайших поэтов, художников, композиторов, изобретателей.

Представьте, что ученикам в бизнес-школе выдали практическую ситуацию для разбора: «2 % мирового населения захватили и удерживают, несмотря на тяжелейшие кризисы и войны, 11,5 % территории Земли и 45 % мировых богатств. Задача: понять, как они умудряются это делать?» Это крайне интересный управленческий кейс, в котором никто еще толком не пытался разобраться.

Любопытно, что эти же 2 % мирового населения, пожалуй, удерживают абсолютный мировой рекорд по самоугрызению, самокопанию и доказыванию самим себе, как у нас все плохо и неправильно организовано. Впрочем, добрые русские люди, поездившие как следует по миру, особенно с деловыми целями, а не с туристическими, замечают, что мобильную связь мы себе организовали одну из самых лучших и дешевых в мире, что многофункциональные центры госуслуг – это фантастически удобно, и далеко не во всех странах такое есть, и что жители богатейших мировых столиц, оказывается, прозябают без магазинов, спортзалов и ресторанов, работающих 24 часа в сутки, а у нас это доступно жителям любого города-миллионника.

Уже двадцать лет я помогаю людям и организациям в России найти общий язык с временем. Сам удивляюсь, насколько разнообразны аудитории, с которыми я обсуждаю проблему организации времени в связке с особенностями национального характера: топ-менеджеры Администрации Президента РФ и талантливые школьники в образовательном центре «Сириус», члены правления РЖД и студенты Санкт-Петербургской духовной академии, офицеры регионального ГУВД и активисты общероссийской предпринимательской организации «Опора России»…

Объездив всю страну от Калининграда до Владивостока, я многократно убеждался в том, насколько вредно и опасно загонять широкую русскую душу в прокрустово ложе западных бизнес-книг и бизнес-моделей. Разумеется, нужно внимательно знакомиться со всеми достижениями иностранной бизнес-мысли. Не просто читать книги, но участвовать в бизнес-поездках, получать западное бизнес-образование, реализовывать экспортные и инвестиционные проекты в разных странах.

Однако ни в коем случае не следует некритично, бездумно прилагать западные модели управления к русскому человеку. Нужно сплавлять западный и русский опыт в те управленческие модели и решения, которые будут идеально нам подходить. Эта книга – теоретический фундамент русской школы управления временем. Многочисленные примеры от активистов тайм-менеджерского сообщества и руководителей ТМ-клубов Лиги «Время» покажут, как методы русской школы управления временем работают на практике.

Если у вас возникнут вопросы и пожелания, пишите нам на info@tmliga.ru. Следите за нашими новостями, читайте и смотрите полезные материалы на сайте ЛИГАВРЕМЯ.РФ.

председатель общественного движения Лига «Время»

Русская школа управления временем

Некий человек увидел в лесу дровосека, с большим трудом пилившего дерево совершенно тупой пилой. Человек спросил его:

– Уважаемый, почему бы вам не наточить свою пилу?

– У меня нет времени точить пилу – я должен пилить! – простонал дровосек.

Нужен ли русскому секундомер? Время – деньги?

«Время – деньги» – любят повторять успешные предприниматели и менеджеры. «Время – деньги» – услышите вы в Москве и в Нью-Йорке, в Лондоне и в Токио. «Время – деньги» – какая истина может быть неоспоримее для современного делового человека?

XXI век поставил эту истину под сомнение. Время не деньги. Время дороже денег, время важнее денег! В новой экономике, где жизненные циклы товаров исчисляются месяцами и неделями, вам придется переставить акценты. Деньги уже не решают все. Время – вот о чем вам придется задуматься всерьез, если вы хотите выжить и сохранить конкурентоспособность.

Специалисты по управлению проектами утверждают: в информационном обществе побеждает тот, кто вывел товар на рынок в срок, хотя бы и вдвое превысив бюджет проекта. Тот, кто уложился в бюджет, но опоздал на неделю, имеет все шансы «отстать от поезда».

Специалисты по тайм-менеджменту утверждают: главный враг работающего человека наших дней – стресс, вызванный хронической нехваткой времени. Потоки информации растут лавинообразно, знания устаревают еще до того, как вы успели их усвоить, думать становится некогда. Нужно очень быстро бежать, только чтобы оставаться на месте. Но какая в этом польза, если становится некогда жить?

Когда в ходе публичных выступлений автор книги задает вопрос – «с чем у вас ассоциируется управление временем?», обычно звучат слова «ежедневник», «план дня», «расписание», «график», «режим». Однако «человек для субботы, или суббота для человека»? Человек должен поработить себя ежедневнику или ежедневник помочь человеку найти время на главное в жизни? Это зависит от того, что понимать под тайм-менеджментом. Мы определим эту дисциплину так:

Организация времени (тайм-менеджмент, управление временем) – это технология, помогающая человеку распределить невосполнимое время своей жизни в соответствии с осознанными человеком целями и ценностями.

Обратите внимание: в этом определение нет слов «ежедневник», «расписание», «секундомер». В нем два ключевых аспекта. Первый – ваше время невосполнимо в отличие от других доступных нам ресурсов (денег, информации и т. п.). Второй – стоит прожить это время осмысленно, осознанно, разумно, насыщенно. И все ежедневники и расписания, о которых мы много будем говорить в этой книге, полезны только в том случае, если помогают человеку решить эту основную задачу, задачу самореализации.

Чем успешнее и богаче человек, тем больше у него денег и меньше времени. Поэтому организация времени нужна не только для того, чтобы достигнуть успеха, но и для того, чтобы не потерять вкус к жизни после его достижения.

«Русские не могут структурировать время и пространство?!»

Что приходит в голову нашему человеку при слове «тайм-менеджмент»? Скорее всего, что-то вроде «Тайм-менеджмент = планировать, структурировать, расписывать по минутам. Пробовал – не работает, не хочу!»

Подвиг жизни

В жизни всегда есть место подвигу. Но его можно и уступить.
Афоризм

Встречались ли на вашем жизненном пути «героические» личности, которые всю свою жизнь посвятили подвигу во имя чего-то или кого-то. Не важно даже во имя чего! Главное, что посвятили! Жертвуя при этом всеми своими силами, здоровьем, нервами, временем, реже деньгами и материальными ценностями.

Подвиг ради детей, ради семьи, ради любимого человека, ради какой-то великой идеи, которая когда-то втемяшилась им в башку, и теперь колом ее оттудова не выбьешь ни за что на свете. А если попытаешься это сделать, то тут же попадешь в разряд эгоистов, думающих только о себе, злобных, алчных и равнодушных к чужому горю людей.

Я глубоко убеждена, что эти «громкие» герои и не герои вовсе. А так… Самые настоящие эгоисты и есть. Потому что думают они, совершая свои геройские подвиги, исключительно о себе. О том, как привлекательно выглядит их жертвенность, какие они великие, какие самоотверженные, добрые, замечательные. Лучше всех. Выше, благороднее, мудрее, умнее…

Пьедестал, который возводят они для собственной персоны всю свою жизнь, вырастает до неба, а они, соответственно становятся недоступны и высоки, почти как Боги. Им многое прощается, на них смотрят благоговейно и преданно. Им слагают стихи и упоминают в завещаниях. Иногда еще при жизни им ставят на родине бронзовый бюст.

Но не всегда и не всем. И цветы возлагать к их прижизненным памятникам почему-то не все спешат. И благодарные письма не пишут. И даже банальное «спасибо» говорят не всегда, а только в исключительных случаях. Или тогда, когда «герои» укоризненно и многозначительно вдруг обратят свой тоскующий взгляд в сторону неблагодарных потомков и горько вздохнут над человеческим несовершенством.

Они, эти «герои», конечно, в какой-то степени хорошие люди. Ведь вроде бы помогают людям. Жертвуют. Жилы тянут. Но мне они почему-то несимпатичны.

Мне кажется, по-настоящему добрый поступок делается негласно, незаметно для окружающих и даже в тайне. В этом и смысл, и ценность такого поступка.

Он словно идет в незачет. Из самой глубины человеческого существа. Это как некая потребность души, которая не ждет отдачи. На самом деле там, высоко, зачитывается, мне думается, именно этот поступок.

Очень часто человеческую жизнь окружают яркие декорации таких показушных поступков, отношений, слов, движений. Словно мы вечно играем на сцене, а там, в зрительном зале, сидят ценители и судьи, арбитры, которые выносят нам приговоры о нашей человеческой ценности. Как мы хотим им понравиться! Как зависим от их настроения! Как жаждем достучаться до них, тронуть их сердце.

Словно именно они, эти случайные зрители, по неведомому нам сценарию вдруг очутившиеся в зрительном зале нашей жизни, и выносят окончательный вердикт нашему существованию на земле. Как бы тут не опростоволоситься.

Но ах, вдруг случайно мы споткнулись, произнесли не те слова. Сыграли не ту мизансцену, и зал уже негодующе засвистал нам в ответ. Словно корректируя наше поведение. И мы вылезаем из кожи вон, чтоб вернуть себе пошатнувшиеся позиции и вновь быть кумиром у этой толпы. Мы стараемся. Выворачиваемся наизнанку, поступаем так, как от нас ждут, делаем то, что от нас хотят. И раздаются благодарные аплодисменты. И на сцену летят букеты и благодарности. Вот он, вожделенный час нашего триумфа!

А то, что при этом мы играем чужие роли, это не столь важно. Это второстепенно. Как и то, что жизнь наша, проведенная на сцене, постепенно клонится к закату. А на сцену выходят новые кумиры, которым дружно поклоняется вновь прибывшая толпа. А мы со своей игрой в «великий подвиг во имя человечества» становимся никому не нужным хламом. Нам больше не аплодируют. И никто не помнит о наших зашкаливающих заслугах перед отечеством.

Так приходит разочарование в жизни и понимание того, что все эти жертвы были напрасны. И никому, в сущности, они не нужны, кроме тебя самого. Ни детям, ни родителям, ни тем более твоему государству.

Хлынувшая на нас из-за океана жизненная философия людей нового света при всей своей деградирующей духовность подоплеке имеет, мне кажется, одно очень важное качество. Она учит нас одной простой и очень мудрой истине – человек живет не для кого-то и не во имя чего-то, а во имя самого себя. Во имя развития собственной души.

И если ему на этом пути приходится чем-то жертвовать, то это нужно не тому, ради кого он это делает, а ему самому. А, следовательно, и аплодисментов ждать нелогично. И благодарностей, соответственно, тоже.

Потому что возможность кому-то помочь, пожертвовав при этом толикой своей души, – есть уникальная возможность вырасти духом! И в этом уже и заключена высочайшая благодарность и вознаграждение.

А «герои», очень часто в конце жизни оказывающиеся у разбитого корыта несбывшихся ожиданий, вызывают во мне сочувствие. И немножечко презрение, и чуточку жалость. Они пропустили столько действительно важных моментов своей жизни, увлеченные возведением пьедестала.

Потому что не любили, а лишь изображали любовь, не дарили тепло, а лишь озабоченно смотрели по сторонам, видит ли кто-то меру их жертвенности, понимает ли, осознает ли, как велика и человечна их душа, способен ли кто-то это по заслугам оценить.

Эти люди любят говорить о человеческой неблагодарности и сетовать на человеческие недостатки. И совершенно не способны заглянуть в свою собственную душу и разобраться в действительных подоплеках своих поступков. Потому что вся их жизнь – вечный подвиг. Вечная борьба с человеческим несовершенством и доказательство своей избранности.

Иногда они похожи на зануд. Людей, которые все знают и все умеют, и везде вставляют свои пять копеек, просят ли их об этом или нет, не суть важно. Важно, что они сокрушенно вздыхают, укоризненно качают головой и говорят, какие сейчас тяжелые времена. И как им приходится тяжко. Ведь всюду капканы. У государства свои, у мужа (жены) – свои, у детей – тоже капканчики нового поколения. Какие-нибудь мультимедийные, но от этого не менее коварные и разрушительные для их благородного сердца.

«Ах, ах, ах! Что творится в мире! Куда мы катимся!» — говорят они вслух, но за кулисами, на главном сервере их мозгового процессора запечатлен истинный смысл всех этих игр: «Я великий! Я отличаюсь от всех них! Какое у меня доброе сердце! Какой я неординарный и талантливый! Какой проницательный и дальновидный!» И т.д. и т.п. в зависимости от жизненных приоритетов.

Странные метаморфозы происходят порой с этими людьми, когда жизнь их как-то удачно втекает вдруг в гавань благополучия, где проблем не так много. И остается только радоваться жизни и снимать сливки с аплодирующего бомонда. Ан, нет! «Что-то тут не так!» — привычно думает «герой», подзаряжающийся от жизненных подвигов, преодоления препятствий, решения проблем. Нет проблем? Да разве может он такое допустить? А как же героические будни «простого супермена»?

И он эти проблемы создает себе сам. Высасывает из пальца, раздувает их мухи, наращивает их соломинки. И готово! Вот он уже по уши сами знаете в чём!

Ну что это я все о каком-то мифическом герое, который вовсе и никаким боком к вам не приложим? Вы ведь совершенно не такая! Думаете?

Ну, это как посмотреть…

Не приходилось ли вам решать за других людей вопросы их компетенции? Не любите ли вы за все хвататься, все решать сама, всюду совать свой нос, тащить на себя одеяло, не делиться ни с кем делами, информацией, славой, успехами, заслугами? Вам хочется быть незаменимой? Скажите честно! Еще как хочется. И чтоб зрителей побольше. И чтоб аплодировали подольше! Ну, хочется ведь, признайтесь честно! Мне и самой хочется. Так хочется иногда общественного признания. И я превращаюсь в сумасшедшего трудоголика, которого не выгонишь с рабочего места, пока он не рухнет от усталости прямо на клавиатуру. И естественно ждешь за это каких-то лавровых венков или хотя бы букетов.

Нравится ли вам быть надеждой и опорой своему непутевому мужу, командовать своими детьми, властвовать, направлять, управлять, спасать, говорить последнее слово, все знать, все уметь? Да нравится, конечно!

Так чем вы собственно от них отличаетесь? Вы… какой себе памятник воздвигаете, мраморный или песочный? И где?

Мне кажется, настоящий подвиг жизни заключается в том, чтоб прожить не чужую жизнь, а свою. Не ради подвига, а просто ради самой жизни и ее познания. И сделать в этой жизни как можно больше хороших дел, и для себя и для других. Но только не на сцене, а за кулисами. Там, где нет зрителей и нет больше судей, кроме тебя самого.

Поприще подвига не закрыто ни для кого

О том, в чем смысл христианского подвига, в какой мере следует нам повторять подвиги святых и надо ли к этому стремиться, чем опасны формализм в подвижничестве и «подвиги не по разуму», как правильно нести подвиг христианской жизни, рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Не соревнования ради

Общеизвестно, что святых – по крайней мере, большую часть из них – мы называем словом-синонимом «подвижники». И очень часто, читая жития святых, из которых нам следует черпать примеры для назидания, мы видим там именно описания подвигов.

Какие подвиги были распространены среди отцов-пустынников древних времен? Прежде всего, это был подвиг молитвы: их молитвенное делание было гораздо более продолжительным и гораздо более напряженным, нежели у нас сейчас. Кроме того, мы слышим о таком виде подвига, как подвиг бдения – молитвенного предстояния Богу ночью. Безусловно, подвигом был и пост: кто-то из древних подвижников считал возможным вкушать пищу и питие только после девятого часа, кто-то – только по захождении солнца, бывали и такие подвижники, которые воздерживались от пищи на протяжении всего Великого поста. Существовали и такие подвиги, как отшельничество, затворничество. На Руси был также распространен подвиг ношения вериг; преподобный Серафим, как мы знаем, носил одно время за спиной мешок с камнями, который еще более плоть его удручал и, по его собственному выражению, «томил томящего его».

Если в подвиге появляется момент соревнования, он лишается христианского смысла

Какова была цель этих подвигов, и ради чего брали их на себя древние отцы? Прежде всего, это ни в коем случае не было их соревнованием друг с другом. Вообще, если в подвиге появляется момент соревнования или сравнения себя с кем-либо, он тотчас же лишается своего христианского смысла. Смысл же подвига совершенно в ином. Когда человек приступает к исполнению Евангелия в своей собственной жизни, он сразу видит, насколько это трудно, насколько он привык к другому образу жизни, к другому отношению к себе самому и к окружающим его людям. И у человека появляется понимание того, что нужно с собой что-то делать. Вот ты стоишь на том или ином месте, и тебе нужно себя с этого места сдвинуть. Сдвинуть, подвинуть или, что то же самое, подвигнуть. Таким образом, подвиг – это то, посредством чего человек себя подвигает на пути спасения вперед, во исполнение слов Спасителя о том, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Умеренному деланию – нет цены!

Суть подвига в том, чтобы ослабить любовь к себе и приобрести свободу для следования за Христом

Безусловно, каждому из нас присуще самолюбие, то есть любовь к себе – любовь неправильная, любовь эгоистическая, от которой нам тем не менее очень трудно отказаться. И суть подвига заключается как раз в том, чтобы ослабить эту любовь к себе – к своей плоти, к своему имуществу, к удовольствиям, – и таким образом приобрести свободу для следования за Христом.

Нужно сказать, что сами по себе телесные подвиги человеку такой свободы дать не могут. Кроме того, подвиги эти оправданны бывают только в той степени, в какой человек имеет физическую крепость для того, чтобы их осуществлять. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что умеренному деланию нет цены, а когда человек принимается за делание неумеренное, со временем оно приводит его к изнеможению, исступлению, а затем – и к совершенному оставлению любых подвигов. Это как некая пружина, которую человек всё больше сжимает, и в какой-то момент она распрямляется со страшной силой, так что результат бывает хуже, чем если бы человек к этим подвигам даже не приступал.

Подвиги, о которых мы читаем в житиях святых, не совершались только лишь человеческими силами

Люди, которые в древности принимали монашество и впоследствии становились подвижниками, как правило, не возлагали на себя каких-то значительных подвигов сразу. Их духовные наставники следили за тем, чтобы новоначальные монахи вовремя вкушали пищу, определенное время были на молитве, и когда кто-то из подвизающихся ощущал в себе потребность большую, он постепенно, сообразуясь со своими силами, к этому большему переходил. Впрочем, нужно сказать и о том, что те подвиги, о которых мы читаем в патериках, в житиях святых, безусловно, не совершались только лишь человеческими силами. Подвиги преподобных совершались отчасти так же, как совершался подвиг мученичества: мы знаем, что если бы благодать Божия не укрепляла мучеников, они не смогли бы выдержать тех страданий, которым их подвергали, и то же самое можно сказать и о подвижниках. Кроме того, мы должны понимать, что все-таки в наше время, когда среда вокруг нас насыщена ядовитыми выбросами, излучениями, люди уже не имеют таких ресурсов здоровья, и то, что мог выдержать организм кого-то из древних подвижников, для абсолютного большинства сегодня может закончиться плачевно.

Подвиг «по расписанию»

Если говорить о нашем времени, наша телесная немощь сегодня, конечно, усугубляется еще и нашей гордостью. И Господь зачастую не дает нам сил для каких-то серьезных подвигов именно потому, что если бы мы их подъяли, то стали бы думать о себе слишком хорошо, даже начали бы помышлять, что… Господь нам в связи с этим что-то должен. А надо понимать, что ни один подвиг не дает человеку основания думать, что теперь Господь просто обязан его помиловать и спасти. Мы по-прежнему находимся в неоплатном долгу перед Ним, и подвижничество само по себе человека не спасает. Во времена древних отцов нередки были случаи, когда люди, подвизавшиеся действительно образом сверхъестественным, подвизались так не с помощью Божией, а с помощью вражией, потому что враг более всего хочет внушить человеку мнение о себе как о ком-то выдающемся, из ряда вон выходящем. И если он не может погубить человека леностью, нерадением, бездеятельностью, то обязательно постарается погубить его гордостью и тщеславием. А это, безусловно, зло гораздо большее, нежели даже нерадение и леность. И потому в церковной истории мы можем найти примеры, когда таких подвижников, явным образом впавших в прелесть, братия, по любви к ним, порой сажали под замок, чтобы они, лишившись возможности активно что-то делать, из этого состояния вышли.

Не воздать за причиненное нам зло – подвиг гораздо более трудный, чем пост

Вместе с тем было бы огромной ошибкой считать, что если мы не можем совершать подвигов, подобных подвигам древних отцов, то поприще подвига для нас закрыто в принципе. Речь идет не только о подвигах телесных, но и о подвигах душевных. Не сказать худого слова об обидчике, но молиться о нем, ничем дурным не воздать за причиненное нам зло – подвиг гораздо более трудный, чем пост, чем бдение и даже чем ношение вериг, потому что многие люди, которые вериги носили, когда их кто-то оскорблял, стерпеть этого не могли, и вериги им в этом совсем не помогали. Словом, каждая ситуация, в которой нам нужно с самими собой справиться, противостоять своему ветхому человеку, являет нам обстоятельства, побуждающие к подвигу.

Особым поприщем для подвига становится, в частности, время Великого поста. Перед его началом неплохо составить для себя список, четко, на бумаге сформулировав то, что мы хотим в себе изжить за этот период, с чем нам решительно необходимо расстаться. И затем – каждый вечер этот список просматривать и сверять его с тем, как мы прожили этот день, как поступали. Хорошо иметь и еще один список: что мы должны начать делать этим Великим постом. Вполне возможно, что многое из того, что себе написали, мы делать толком так и не начнем, а с тем, от чего собирались отказаться, окончательно расстаться так и не сможем, но, во-первых, этот список будет нас смирять, а во-вторых – вновь и вновь возвращать к первоначальному доброму намерению. И если продолжать себя таким образом «мучить», продолжать стыдить и дальше над собой трудиться, то можно приобрести навык преодоления себя и добиться все же тех или иных результатов.

Кроме того, у каждого из нас есть какие-то особенно присущие нам немощи. И борьба с этими немощами, с дурными привычками тоже зачастую превращается для человека в самый настоящий подвиг. Вообще надо сказать, что чем слабее человек, тем у него больше возможностей подвизаться, потому что даже самый микроскопический труд, в котором он себя превозмогает, уже для него превращается в подвиг. Только нужно помнить, что наши подвиги, как душевные, так и телесные, не должны быть заметны для окружающих. Лишь с духовником нужно о них говорить, чтобы не уклониться на неспасительную стезю. И не только являть перед другими свои подвиги не нужно, но и сравнивать свои подвиги с чьими-то. Такие сравнения – оборотная сторона гордости и тщеславия: враг будет стараться уязвлять нас тем, что кто-то постится строже, кто-то молится больше, и мы будем из-за этого изнемогать и расстраиваться.

«Вот настолько люби, а больше не надо?»

В целом, вне зависимости от того, каковы наши душевные и телесные силы, мы должны жить с некоторым напряжением – в нашей жизни должно быть ощутимо то, что мы в чем-то себя превозмогаем. Если же мы живем вообще без напряжения, без какого-то утруждения себя, это значит, что в нашей жизни христианского подвига нет. И очень важно понимать, что и трудные обстоятельства, в которых мы находимся, и какие-то неблагоприятные отношения, которые у нас складываются с людьми,– это не досадная случайность, а это и есть то поприще подвига, которое для нас Господь уготовал. На самом деле, если говорить о нашем времени, то о большей части подвигов для нас заботится Господь. Кто-то живет в скудости, кто-то лечится годами от той или иной серьезной болезни, кто-то ради своей семьи должен работать не покладая рук и превращается буквально в какого-то раба на галерах – практически у каждого из нас есть в жизни нечто, что остается только терпеть, и если человек действительно терпит – не ропщет, не малодушествует, делает что-то для него трудное ради любви к Богу и своим близким, – это подвиг. Однако это не упраздняет необходимости по мере сил подвизаться и теми традиционными видами подвига, которые изначально для христианской жизни характерны. Это касается поста, молитвы и, в гораздо меньшей степени, – ночного бдения, поскольку современных людей попытки вставать и молиться регулярно среди ночи часто приводят к расстройству сна, а затем и нервной системы.

В отношении меры своих подвигов обязательно нужно советоваться со священником, у которого мы исповедуемся. Наряду с этим можно руководствоваться правилом святителя Феофана Затворника: он говорил, что если ты хочешь определить для себя количество ежедневно полагаемых поклонов, попробуй совершать поклоны, пока не почувствуешь утомление, и возьми себе для правила количество поклонов немного меньшее. Так же нужно поступать и во всем остальном. Однако есть и то, в чем меры, а точнее, верхнего предела нашего подвижничества не должно существовать. Это наша любовь, смирение, кротость. Мы не можем сказать себе: «Вот до такого градуса смирения дойди, а дальше остановись; вот настолько люби, а больше не надо». Смирение и любовь на самом деле дают человеку колоссальные силы и колоссальную способность справляться со всем тем, что Господь ему в жизни посылает.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector