0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие дидактика основные дидактические категории

Основные категории дидактики

Общее понятие о дидактике

В современном понимании дидактикапредставляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке(Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики– разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Дидактика– теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.

Объектом изучения дидактикиявляются реальные процессы обучения.

Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно -теоретическая функция дидактики.

Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т.д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Общая дидактикаисследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные (конкретные) дидактикиназываются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т.д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Основные категории дидактики

Основными категориями дидактикиявляются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения.

Следовательно, дидактика– это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание– упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение– процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение– упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование– система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание– понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими,приобретенными опытным путем, и теоретическими,полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Умения– овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки– умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель(учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание(обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация– упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма– способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод– путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство– предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты(продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы(совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения(система приемов, способов).

Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы.

Основные дидактические категории

К основным дидактическим понятиям (категориям) относятся «человеческое учение», «обучение», «содержание образования», «знание», «умение», «навык», «методы обучения и формы его организации».

Ученыевид человеческой деятельности и процесс овладения знаниями, умениями и навыками, требующий интеллектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий.

Учение — целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности.

Учение — специфически человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики, когда человек способен регулировать свои действия. Эта способность появляется примерно к четырем-пяти годам жизни ребенка, формируясь на основе предшествующих видов деятельности — игры, речевого общения, предметных действий.

Учение выступает в качестве фактора, стимулирующего развитие личности. Субъект под влиянием внешних условий и в зависимости от результатов собственного поведения стремится изменить его так, чтобы новыми знаниями понизить степень своей неуверенности и найти адекватное правило разрешения практических задач. В процессе учения у человека возникают различные состояния: ожидания, активности, изменчивости, повторения, обратной информации. Вносятся коррективы в результате собственной деятельности на основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности гностических (познавательных) действий.

Данные научных исследований последних лет позволяют представить структуру видов человеческого учения [Криличев- ский, с. 97]. К простым видам учения относится ассоциативная смежность и инструментальное обусловливание, которые присущи человеку и животным. Однако у человека в этих видах осуществляются избирательные критерии: мотивация, достижение успеха.

Ассоциативная смежность — простейший вид учения, при котором у человека на основе мнемонической (от грен, mnemo — память) и замыкательной функции мозга формируются связи между случайными раздражителями.

Инструментальное обусловливание — простой вид учения, при котором человек учится двигательным реакциям, операциям, акциям под влиянием подкрепления. Подкрепленные двигательные структуры становятся более вероятными для практического их применения индивидом и являются средствами достижения цели.

Познавательное учение — сложный вид учения, когда человек учится без подкрепления, им осваиваются различные формы умственных операций и познавательных структур. Познаются свойства, отношения между стимулами и знаками, приобретается опыт. Источником активации познания выступают специфические познавательные конфликты самого человека: хочу — не хочу.

Вербальное учение <лат.verbalis — устное, словесное) — более сложный вид учения, при котором происходит выработка знаково-сложных структур, что дает возможность решать проблемы на уровне символических процессов. Этот вид учения присущ лишь человеку. Он позволяет получать решение не методом проб и ошибок, а методом общих стратегий.

Проблемное учение — сложнейший вид учения человека с помощью его творческих мыслительных абстракций. Человек комбинирует представления и вырабатывает стратегии. Сложность данного учения заключена в разной степени способности человека из множества стратегий выбрать единственно верную.

Социальное учение — обобщение выделенных видов учения человека, которое реализуется под влиянием социальных факторов. Среди его особенностей можно выделить следующие: подражание в ситуациях общения, усвоение социальных норм в ситуациях соревнования, формирование конформности к социальным проблемам (от лат. conformist — сообразный, согласованный).

В жизнедеятельности человека все виды учения представляют структурно-функциональное единство, и их деление условно. Однако соотношение и вес их неодинаковы. Это зависит от того, чему мы учимся, в каком возрасте, какова наша внутренняя установка.

При определенных условиях (в том числе и в спорте) учение становится целью само по себе: человек учится в связи с ситуацией, ожидающей его в будущем.

Педагогические категории обучение и процесс обучения — нетождественные понятия. Категория обучение определяет явление, тогда как процесс обучения (или учебный процесс) — это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством педагога, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности. Обучение есть специально организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического и личностного развития человека и овладения известными закономерностями его бытия.

Обучение позволяет человеку присваивать различные духовные ценности. Однако это присвоение осуществляется в процессе собственной деятельности человека, формируя у него новые психические и личностные качества.

Обучение — явление социальное. Оно направлено на совершенствование взаимодействия человека с обществом.

Обучение не тождественно воспитанию, развитию и учению человека. Оно отличается более целенаправленно-результативными и содержательно-конкретными характеристиками.

Процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся (преподавателя и студента), в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.

Первый существенный признак процесса обучения — познание учеником окружающего мира. Процесс познания диалектически сложен и противоречив, таков будет и процесс обучения. Если существуют этапы процесса познания, диалектика перехода от одного этапа к другому, то человек в каждый период своего развития находится на одном из этапов познания и будет иметь возможность для перехода на более высокий его этап.

Вторая особенность процесса познания характеризуется тем, что человек не ограничивается стихийными формами познания. Взрослый направляет естественную познавательную деятельность ребенка, меняет ее структуру, механизм и в результате создает особый вид познания — специально организованную познавательную деятельность со своими задачами, содержанием, формами, условиями. Этот (второй) существенный признак процесса обучения подчеркивает его отличие от общественно-исторического и научного познания, от познавательной деятельности, складывающейся вне процесса организованного обучения. Самопроизвольно обучение как самостоятельный вид познания в индивидуальном развитии не возникает. Однако элементы обучения могут быть рассеяны в других формах познания.

Третий существенный видовой признак процесса обучения — ускорение познания в условиях специально организованной познавательной деятельности. В каждый исторический момент существуют определенные темпы индивидуального развития человека, которые складываются на основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Обучение, учитывая эти закономерности, ускоряет темпы индивидуального развития. Если не ускорить познание человека путем его включения в обучение, го он не сможет овладеть научными знаниями, зафиксированными в опыте человечества. Так, на открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в школе эти законы изучаются в течение нескольких уроков; грамматические закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваиваются в течение нескольких лет обучения.

Процесс обучения динамичен и противоречив. В качестве противоречий выступают:

  • — быстрый рост научной информации и ограниченность сроков обучения;
  • — индивидуальные способности обучаемых и стандартные учебные программы;

уровень знаний и новые требования практики.

Следовательно, для процесса обучения характерны следующие признаки: целенаправленность, целостность, двусторон- ность, совместная деятельность учителя и учащихся, организация и управление процессом развития и воспитания учащихся.

Обучение рассматривается как двусторонний процесс преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучаемых).

Преподавание — целенаправленная деятельность учителя по формированию у обучающихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, умения пользоватьея полученными знаниями и приобретать знания самостоятельно.

Успешность учения находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т. е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам.

Учебная деятельность, таким образом, имеет своей целью развить личность самого обучаемого путем присвоения им духовных ценностей. Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:

  • — направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
  • — в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;
  • — обеспечивает владение общими способами действий, программами действий, предваряющими решение задач;
  • — удовлетворяет познавательные потребности обучающихся, тем самым побуждает их к саморазвитию;
  • — приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Учебная деятельность, как и любая другая, характеризуется следующей структурой: имеет цель, предметное содержание, средства и способы, продукт или результат. Однако в учебной деятельности они специфичны.

Основным продуктом (результатом) учебной деятельности является обогащение концепции жизни, развитие своеобразного личностного концептуального видения мира («образа мира», «картины мира»), в отличие от функционального, с которого оно начинается. Это происходит благодаря умениям структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять ведущие закономерности, объяснять явления с научных позиций.

Концептуальное видение мира характеризуется расширением понятий и представлений личности о мире, людях и о себе, формированием личностных ценностей и идеалов, совершенствованием 32

методов практической деятельности. Под образом мира понимается целостная многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности. Это понятие имеет ключевое значение для интерпретации результатов учебной деятельности. Образисходный пункт и одновременно результат любого познавательного акта, в том числе учебного. В широком смысле образ — это субъективная форма отражения реальности. В более узком смысле слово «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т. е. таких, которые имеют сенсорную (ощущение, восприятие, последовательные образы и др.) природу. Нужно отметить, что понятие «образ мира» нередко характеризуют как совокупность образов отдельных предметов и явлений, выступающих в качестве первичных по отношению к картине мира. В действительности образ мира возникает и эволюционирует как целостное интегральное образование не только познавательной сферы личности.

Содержание образования включает систему учебного материала, отобранного в процессе исторического развития общества в интересах целенаправленной передачи новому поколению определенных знаний, умений, навыков, а также интеллектуального развития обучаемых, формирования у них познавательных интересов и нравственных идеалов.

К нормативным документам, которые отражают официальные требования к содержанию образования, относят учебный план, учебную программу и тематический план учебного заведения. Эти документы подвергаются дидактической организации в текстах лекций, а также в методических разработках, учебных пособиях и учебниках. Качество разработки таких материалов полностью зависит от мастерства, опыта и квалификации педагогов. Образование различают по уровням: начальное, неполное среднее, среднее и высшее. Разным уровням соответствуют различные объемы знаний, умений и навыков.

Знания — совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение предметом.

Умения — способы применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма либо до высокой степени совершенства.

Цель обучения — мысленное представление конечного результата обучения.

Метод обучения — путь достижения цели и задач обучения.

Средство обучения — предметная поддержка учебного процесса или то, с помощью чего организуется процесс обучения.

Форма обучения — способы организации и взаимодействия в учебном процессе. Форма связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения.

Результат обучения — степень реализации намеченной цели; то, к чему приходит обучение (продукт обучения).

Понятие дидактика основные дидактические категории

Добавлен: 30.04.13. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru:

Выполнила:
студентка 1 курса заочного отделения
Специальность:
«Психолого-педагогическо е образование»
Головешкина Ангелина Алексеевна
Проверила: Положевец Е.В.
кандидат юридических нау к, доцент

Содержание:
1. Общее понятие о дидактике.
2.Понятие о дидактич еской системе.
3. Основные категории дидактики.

Введение
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Научно-теоретическая функция дидактики заключ ается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и пе рспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучен ия, дидактика выполняет норм ативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию. В единстве этих функций дидактика — понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций.
В основе определенной дидактической теории или концепции лежит поним ание сущности процесса обучения. Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения , организованного в соотве тствии с определенной теорией или концепцией. В качестве основных показателей результативн ости обучения принимают полноту и степ ень приближения к заданны м нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут быть приняты психические измен ения, новообразования в личнос ти, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достижения целей, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (материальных, экономических, человеческих). В нашей контрольной работе мы рассмотрим становление и развитие дидактики, и основные дидактические теории и концепции.
1.Общее понятие о дидактике.
Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Уточним: обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики-(например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.
Дидактика — это наука, изучающая теоретические основы процесса обучения как такового. Ведь обучение осуществляется и в семье, когда родители учат чему-то своих детей, и во время бытового и производственного общения, процесс обучения осуществляется в дошкольных учреждениях, школе, гимназии, вузе, он включает самообразование и т. п. Учиться люди начали с момента возникновения человеческого общества.
Процесс обучения, как и любое другое социальное явление общественной жизни, совершенствовался в зависимости от характера общественного производства (ремесленное, машинное и пр.).
Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают “обучение как средство образования и воспитания человека” (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), “связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство” (В.В. Краевский)”, а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения(Ч. Куписевич)”.
Дидактика является одновременно и теоретической и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается в том, что на основе своих законов и закономерностей дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.
Теми же вопросами, что и дидактика занимаются методики преподавания частных учебных дисциплин, но в пределах одного конкретного учебного предмета (математики, истории, биологии и т.д.). Их потому и называют
частной дидактикой.
Общая дидактика решает следующие задачи.
1. Она определяет цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от этой целевой установки зависит все остальное в обучении. Если целью обучения признать усвоение содержания образования, то наряду с ней дидактика решает и другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает одним из средств воспитания и развития человека. Следовательно, дидактика призвана решать проблемы развития и формирования личности в учеб-ном процессе и через обучение.
2. Из цели вытекает и содержание образования и обучения. То есть дидактика ищет ответ на вопрос: чему учить?
3. Возникает еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.
4. В процессе обучения используются соответствующие дидактические средства: учебники и учебные пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, различные технические средства, радио- и электронная техника, учебное оборудование. Все они играют существенную роль во взаимосвязи преподавания — учения. Одна из задач дидактики — разработка общих принципов создания и использования этих средств в учебных целях.
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было сказано, формулируются принципы и правила обучения. Соблюдение последних обеспечивает успех обучения. Знание их позволяет эффективно и целенаправленно варьировать учебный процесс в зависимости от возраста учащихся, индивидуальных особенностей ученика, особенностей содержания учебного материала, межпредметных связей, форм, методов и приемов учебной работы.
6. В дидактике также разрабатываются вопросы, связанные с источниками и методами исследования проблем обучения; рассматриваются перспективы развития и совершенствования содержания, форм, методов и организации образования. Дидактика анализирует и обобщает конкретные данные частных дидактик, вместе с тем общая дидактика сама служит научной основой частных методик и выполняет для них роль методологии. Дидактика имеет непосредственную связь с гносеологией (теорией познания), формальной логикой (воспитание культуры мышления), психологией, социологией, историей педагогики, кибернетикой (организация обратной связи в процессе обучения) и другими науками.

2.Понятие о дидактической системе
Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактические системы характеризуются цело стностью структур, образованных единством целей, организационных принципо в, содержания, форм и методов обучения.
Современные исследователи выделяют три принципиально отличаю щиеся между собой дидактически е системы:
1) система (дидактика) И.Ф. Гербарта
2) дидактическая система Д. Дьюи
3) совершенная система
Немецкий философ и педагог И.Ф. Гербарт (1776-1841) переосмыслил традиционную классно-урочную систему Я.А. Коменского, создал научную систему педагогики, базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии.
По Гербарту высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических идеях:
Совершенство, определяющее направление, область и силу устремлений личности;
Доброжелательность, обеспечивающая согласование и подчинение собственной воли воле других;
Справедливость, налагающая обязанности компенсирова ть неприятности и обиды, нанесенные другим людям;
Внутренняя свобода, позволяющая согласовыват ь волю человека с его желаниями и убежде ниями.
Психология и этика Гербарта носили метафизический характер, а предложенная им дидактика исходила из немецкой идеалистической философии.

3. Основные категории дидактики.
Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства, результаты (продукты ) обучения.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования , воспитания , осознания и практического применения знаний .
Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3) методы , 4)организационные формы , 5) результаты.
Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний , умений , навыков , способов мышления.
Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий , схем , конкретных образов.
Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени совершенства.
Цель (учебная , образовательная ) — то , к чему стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия.
Содержание – ( обучения , образования ) – система научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения .
Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма — способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное оборудование и т.д.
Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие учебного процесса , степень реализации намеченной цели.

Заключение
Сложившуюся в мире систему образования мног ие называют «поддерживающим обучение м». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем и предназначено в основном для поддержания существую щей системы образа жизни и деятельности человека.
Однако в мире обозначилась иная тенденция, связанная с переходом на другой тип обучения — «инновационный». Ему присущи две характер ные особенности. Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию методов прогнозирования, моделирования и проектир ования в жизни и профессионально й деятельности. Отсюда столь важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процесс принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации).
Известные дидактические теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технолог ий и характера взаимодействи я учителя и учащихся.
Теория обучения — это самый высокий уров ень объяснения и раскрытия основного дидактического отношения «преподавание— учение».
Дидактическая концепция может раскрыть специфику дидактического отношения «преподавание— учение» на уровне определенного подхода, научной идеи, принципа. Это концептуальный поход к организации обуч ения и конструированию новой дидактической систем ы. Поскольку главное дидактическое отноше ние «преподавание— учение» исследуется с позиций
разных методологических основ, постольку формируется многообразие дидактических теорий, концепций и моделей.
Перед современной дидактикой стоят ещё многочисленные нерешённые задачи. К ним относятся: методологические проблемы повышения эффективности дидактических исследований , понятийно-терминологическ ая система дидактики, проблемы дидактического прогнозирования, дальнейшего углубления и развития теории содержания образования, критериев отбора содержания базового образования, методов и новых организа ционных форм обучения, выявления путей дифферен циации обучения, поиска эффективных способов повышения образовательно й, воспитательной и развивающей функций об учения и др.

Дидактика, ее основные категории

Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 —1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также понятиям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их взаимодействие, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная)—то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. forma — внешний вид, оболочка)—способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные технические средства.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся своеобразными для каждого учебного предмета в связи с его специфическими особенностями.

Дидактические системы

Под дидактической системой (от греч. sistema — целое, составленное из частей, соединение) понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Дидактическая система характеризуется внутренней целостностью струКтур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобразие этих структур позволяет выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы: систему (дидактику) И. Гербарта, дидактическую систему Д. Дьюи и современную систему.

Немецкий философ и педагог И. Гербарт, критически переосмыслив традиционную классно-урочную систему Я. А. Комен-ского, создал «научную систему педагогики», базирующуюся на теоретических достижениях этики и психологии. По Гербарту, высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание, по его мнению, должно основываться на следующих этических идеях:

— совершенства, определяющего направление, область и силу устремлений личности;

— доброжелательности, обеспечивающей согласование и подчинение собственной воли воле других;

— права, предупреждающего нарастание конфликтов между людьми;

— справедливости, налагающей обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другим людям;

— внутренней свободы, позволяющей согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями.

Дидактическую систему Гербарта характеризуют следующие особенности. Главная задача школы — это забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание — дело семьи. Сильный, с моральной точки зрения, характер формируют правильное педагогическое руководство, дисциплина и связанное с ней обучение. Задачи руководства состоят в том, чтобы обеспечить постоянную занятость учащихся, организацию их обучения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку. Для поддержания порядка и дисциплины Гербарт предлагает использовать запреты, ограничения, а также телесные наказания, которые должны налагаться «осторожно и с умеренностью». В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединении знаний с развитием чувств и воли учащихся и заключается сущность воспитывающего обучения. Вводя это понятие, Гербарт желал подчеркнуть, что воспитание нельзя отделять от обучения, что воля и характер развиваются одновременно с разумом.

Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность—ассоциация—система—метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни, не завися от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

Последователи и ученики Гербарта — В. Рейн, Т. Циллер, Ф. Дерпфельд развили и модернизировали его теорию, стремясь избавить ее от односторонности и формализма. Рейн дал гербар-товским ступеням другое название, более четко определил их содержание и увеличил их число до пяти. Его схема включала подготовку нового материала, его изложение, согласование с ранее изучавшимися знаниями, обобщение и применение. От учителей уже не требовалось педантичное соблюдение формальных ступеней, что открывало путь преодоления методической рутины и консерватизма, повышало самостоятельность и критичность мышления учащихся.

Теория Гербарта широко распространилась в середине XIX столетия. По современным оценкам, она оказала неблагоприятное влияние на развитие школы: именно под ее влиянием начали распространяться взгляды, согласно которым целью обучения является передача готовых знаний, подлежащих заучиванию; активным в учебном процессе должен быть прежде всего учитель, ученикам же отводилась пассивная роль, они обязаны «сидеть тихо, быть внимательными, выполнять распоряжения учителей»; в качестве наиболее совершенной признавалась схема урока, основанная на одинаковых для всех «формальных ступенях»; учитель должен был следовать методическим установкам, не смел делать никаких поблажек ученикам, приспосабливать программу к их требованиям и интересам. Воспитание, предложенное Гербартом, имело ярко выраженный авторитарный характер. Но без этой системы, данного ею толчка, без критического осмысления опыта гербартианского воспитания не было бы современной теории и практики. Элементы дидактики Гербарта сохраняются и поныне.

Дидактика американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи разработана как альтернатива авторитарной педагогике гербартистов, вошедшей в противоречие с прогрессивным развитием общества и школы. Против системы Гербарта выдвигались следующие обвинения:

— поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;

— «книжность» обучения, лишенного связи с жизнью;

— передача учащимся «готовых» знаний, применение «пассивных» методов, направленных на запоминание;

— недостаточный учет интересов, потребностей и запросов учащихся;

— отрыв содержания обучения от общественных потребностей;

— недостаточное внимание к развитию способностей учащихся. Начав свои эксперименты в одной из чикагских школ в 1895 г.,

Дьюи сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дьюи в теорию обучения стала разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение. В каждом «полном акте мышления» присутствуют следующие этапы (ступени):

— ее обнаружение и определение;

— выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);

— формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения (логическая проверка гипотезы);

— последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Впоследствии за «трудностями», которые нужно преодолеть в процессе поиска решения, закрепилось название «проблем». Правильно построенное обучение, по мнению Дьюи, должно быть проблемным. При этом сами проблемы, поставленные перед учащимися, принципиальным образом отличаются от предлагаемых гербартистами учебных заданий — «мнимых проблем», имеющих низкую образовательную и воспитательную ценность и чаще всего далеко отстоящих от того, чем интересуются учащиеся.

Учитель должен внимательно следить за развитием интересов учащихся, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что, разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся сумели:

— почувствовать конкретную трудность;

— определить ее (выявить проблему);

— сформулировать гипотезу по ее преодолению;

— получить решение проблемы или ее частей;

— проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов.

По сравнению с гербартианской системой Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Однако, несмотря на революционный во многих отношениях характер дидактики Дьюи, в ней обнаружились и продолжают вскрываться недостатки. Легко заметить, что Дьюи, как и Гербарт, относит ступени обучения ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы, вследствие чего эти уровни приобретают формальный характер и претендуют на универсальность. Практика отвергает универсальные модели и показывает, что обучение не может быть ни «сплошь проблемным» — по Дьюи, ни «целиком вербальным» — по Гербарту, ни каким-либо иным ионическим процессом. Ограниченность дидактики Дьюи и в том, что учащиеся не участвуют в процессе закрепления знаний, развития определенных умений. А фрагментарные курсы, отрывочные «проекты», пришедшие на смену стабильным, общим для всех учащихся программам, не могут обеспечить ни преемственности, ни систематичности в обучении.

«Прогрессивистская» дидактика Дьюи пыталась решать именно те вопросы, где «традиционная» дидактика Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны «полярные», противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасные результаты в отдельные моменты обучения. Но крайности не могут быть истинными, что вскоре и обнаружилось при анализе достижений обеих систем, которые одинаково не отвечали требованиям быстротекущей жизни.

Основные категории дидактики

Дидактика как система строится на основе категорий и понятий, которые не только имеют свою структуру, но и взаимодействуют между собой по принципу теории систем. Различные по сути, они образуют целостную систему теории образования и обучения *

Дидактические категории — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения учебного процесса.

Категории образовались как результат обобщения развития дидактической науки и практики обучения, поэтому имеют большое познавательное значение. Среди основных проблем современной дидактики — вопросы сущности категорий, их происхождения «отношение категориальных форм мышления к формам бытия, способов сознательного оперирования ими в мышлении.

В процессе развития дидактической науки и познания меняется роль и место отдельных категорий, которые обогащаются новым содержанием. Определение основных элементов категориального аппарата дидактики позволяет раскрыть логику ее развития, закономерного преобразования ее основных понятий.

К основным категориям дидактики принадлежат обучение, самообразование, преподавание, учение, учебная деятельность, дидактические закономерности, принципы, процесс обучения и его компоненты (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты обучения), знания, навыки, умения , познавательная активность, мотивация учения, познавательные интересы и потребности, объект и субъект познания.

Обучение — вид человеческой деятельности и процесс овладения знаниями, умениями и навыками, требующих интеллектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий человека. Оно является фактором стимулирования развития личности. Субъект под воздействием внешних условий и в зависимости от результатов собственного поведения пытается изменить его так, чтобы новыми знаниями снизить степень своей неуверенности и найти адекватное правило решения практических задач. На разных этапах обучения у человека возникают состояния ожидания, активности, изменчивости, повторение, благоустройства, ограничение разнообразия ситуаций, обратной информации, которые подлежат коррекции в результате личной познавательной деятельности.

Целью обучения является усвоение его содержания — систематических знаний, навыков, умений и воспитания — и развитие познавательных возможностей учащихся. Содержание обучения зависит от уровня развития наук и социального опыта человечества.

Образование — целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирование на этой основе мировоззрения, нравственных качеств. Она реализуется в процессе обучения.

Самообразование — образование, которое приобретается в процессе самостоятельной работе без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. Она способствует углублению, расширению и прочному усвоению знаний. К основным средствам самообразования относятся: самостоятельное обработки литературы, работа с компьютером, средства массовой информации, самообучения и др. Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа.

Под преподаванием понимают деятельность учителя, направленную на организацию и управление познавательной деятельностью учащихся, в результате чего происходит их развитие и воспитание. При этом ученик должен показать встречную активность, а учитель — стимулировать ее.

Учение — процесс учебной деятельности ученика, в которой он овладевает системой знаний, способами их поиска, приобретает индивидуальный опыт познания, обогащает собственный опыт общения. Учение находится в центре обучения, обеспечивает формирование личности. В единстве преподавания и учения составляют процесс обучения.

Учебная деятельность — это деятельность, направленная на усвоение знаний, умений, навыков на разных уровнях

(эмпирическом, теоретическом, практическом) и опыта познания (овладение способами получения знаний, способами учебной работы и т.п.). Важным признаком учебной деятельности является активность личности, направленность ее на объект усвоения, ориентацию в социальной среде.

Ученик в процессе обучения находится одновременно в позициях субъекта и объекта. Он является объектом учебно-воспитательного процесса в том случае, когда «с ним что-то происходит», на него направлены педагогические замыслы и дидактические воздействия. В таких условиях ученик лишь «воспринимает», «прорубил» и «выдает» по требованию учителя ту информацию, которая подлежит усвоению. В то же время он субъектом усвоения знаний и построения процесса обучения, так активен, осуществляет учения — осознанную, творческую деятельность.

Дидактические закономерности — существенные, необходимые связи между процессом обучения и социальными процессами, а также связи внутреннего характера (между целью и содержанием, формами обучения и т.п.).

Принципы обучения — требования, основные положения по содержанию, организации и методов обучения, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения.

Цель обучения — идеальное предвидение конечных результатов обучения; то, к чему стремятся учитель и ученики. Процесс обучения предполагает реализацию основной дидактической цели — вооружить учеников научными знаниями, специальными и общеучебных умениями, навыками. Необходимо различать цель обучения (урока) и воспитательные и развивающие функции обучения. Воспитательная функция предусматривает формирование мировоззрения, морали, эстетической культуры учащихся. Основными средствами ее осуществления является личность учителя, отношения между субъектами обучения, содержание образования, методы обучения и др. Развивающая функция обеспечивает развитие речи, мышления, памяти, творческих способностей, двигательной и сенсорной систем. Она реализуется через выбор оптимальных учебных задач и методов, стимулирующих познавательную активность, самостоятельность и творчество учащихся.

Учебные задачи конкретизируют основную дидактическую цель через предсказания промежуточных результатов обучения. Особенно важны те, которые способствуют развитию творческих сил и способностей учащихся в различных видах деятельности. Содержание учебных задач и их количество зависят от структуры содержания учебного материала. Учебные задачи стоят перед учениками поэтапно, в соответствии с движением мысли от первичного восприятия до полного усвоения. их конкретизация связана с структурированием содержания учебного материала, который ученики изучают во время урока, и предполагает учет таких аспектов: что является самым существенным в содержании изучаемого; в пределах звена процесса усвоения знаний каждая единица учебного материала будет изучаться. Принцип индивидуального подхода к ученикам требует дифференциации учебных задач в зависимости от особенностей каждого школьника.

Методы обучения — упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач. Это специфические формы движения содержания учебной информации от ее источника к сознанию ученика. По внешним формальным признакам они могут быть словесными (беседа, рассказ, лекция, работа с книгой, объяснения и т.п.), наглядными (демонстрации, иллюстрации, наблюдение), практическими (упражнения, лабораторный опыт, эксперимент). Правильный подбор методов в соответствии с целями и содержания обучения и возрастных особенностей учащихся способствует развитию их познавательных способностей, усвоению умений и навыков использовать полученные знания на практике, готовит учеников к самостоятельному получения знаний, формирует их мировоззрение.

Основными результатами обучения является образование (общая, политехническая, профессиональная и т.п.), развитие и воспитание человека.

Знание — ведущий элемент образования, является результатом усвоения информации и оказывается в понятиях, суждениях, умозаключениях, концепциях, теориях. Они выполняют важные функции: материализуются в определенные технические устройства, технологические процессы и таким образом служат производству; превращаются в убеждения и обеспечивают развитие познавательной активности. Важными характеристиками полноценных знаний является их системность, осознанность, оперативность, гибкость, полнота и др. Знание значительной мере определяют отношение человека к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, характер, они условием развития способностей и дарований.

Умение — способность сознательно выполнять определенные действия на основе сложившихся знаний, навыков, приобретенного опыта. Формирование умений происходит поэтапно: ознакомление с умением, осознание его смысла; первоначальное овладение умением; самостоятельное выполнение практических задач, совершенствование умения.

Навыки — учебные действия, которые в результате многократного выполнения приобретают автоматизированного характера. По мере того, как учащиеся овладевают знания и умения, автоматизированные элементы появляются в их устном и письменном речи, решении математических задач, выполнении чертежей, пользовании приборами и орудиями труда и тому подобное. Между умениями и навыками существует тесная взаимосвязь: умение — это готовность к сознательным и точных действий, а навык — автоматизированная звено этой деятельности. Элементы умений часто перерастают в навыки. Навыки формируются во всех видах деятельности и действуют стереотипно в неизменных условиях. Специфическим методом выработки навыков являются упражнения.

Мотивация — система мотивов, или стимулов, которая побуждает человека к конкретным формам деятельности или поведения. Мотивами могут быть: представление и идеи, чувства и переживания, выражающие материальные или духовные потребности человека. Одна и та же деятельность может осуществляться по разным причинам.

Потребность — состояние личности, который выражает зависимость от объективного содержания условий ее существования и развития. Учебная деятельность основывается на потребности в познании, которая проявляется в стремлении овладеть знаниями, усвоить, интегрировать их, систематизировать, накапливать знания. Важной формой такого проявления является исследование действительности для получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Потребности проявляются в мотивах и является источником активности личности, поскольку удовлетворение потребностей происходит в процессе целенаправленной деятельности. Динамика потребностей заключается в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, с помощью которых ее достигают.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствует ориентации, ознакомлению с новыми фактами, более глубокому отражению действительности. Российский психолог Лев Фридман (1915-2005) определил его как тенденцию личности, заключается в направленности или сосредоточенности его мыслей на определенном предмете. Интерес-мотив проявляется в направленности внимания, мыслей и характеризуется эмоциональной привлекательностью. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а вызывает новый интерес, который соответствует высшему уровню познавательной деятельности.

Итак, дидактические категории формируют систему, воспроизводит объективную взаимозависимость общих способов отношения человека к дидактического процесса. Основным принципом построения системы дидактических категорий является единство исторического и логического, движение от абстрактного к конкретному, от внешнего к внутреннему, от явления к сущности. Дидактические категории — это открытая, динамическая система, которая развивается в процессе преобразования мира и человека.

Понятие «Дидактика». Основные дидактические категории.

Данная презентация раскрывает понятие «Дидактика», наглядно показывает основные дидактические категории, ее функции и виды, а также упоминаются основоположники современной дидактики — В.Ратке и Я.Каменский.

Просмотр содержимого документа
«Понятие «Дидактика». Основные дидактические категории.»

Наука об обучении

их целях и содержании,

средствах и достигнутых

ДИДАКТИКА отвечает на вопросы :

дает научное обоснование целям,

отбору содержания образования,

выбору средств и методов обучения,

определяет формы организации обучения.

  • процесс обучения
  • принципы обучения
  • содержание образования
  • методы
  • формы организации обучения

ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (1571— 1635)

впервые употребил термин

Его основные положительные методы :

-В воспитании все должно быть не все сразу, ибо ничто так не затруднительно для нашего ума как постепенность и излишество сообщения знаний. -Необходимо частое повторение , ибо повторение верно и прочнее отпечатывается в нашем уме. -Более всего следует избегать всякого принуждения. Ученик должен не бояться, а уважать учителя. — Ничего не учить исключительно на память , ибо учивший много наизусть утрачивает гибкость и остроумие ума. -Во всем обучение должно быть единство . Сначала давать сам предмет, а затем толковать о нем, не сообщать правил, пока ученик не ознакомился с материалом.

-деления учеников на классы,

-учебного времени — на учебные годы,

-четверти с каникулами между ними, ежедневных занятий — 45-мин. уроки и

-предметной системы преподавания с определенными программами и учебниками, экзамены в конце года.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

  • природосообразности,
  • гуманизма,
  • демократизма

  • организационный момент
  • предметное наблюдение
  • разъяснение учителя
  • упражнения
  • домашнее задание.

Сегодня идеи, предложенные А.Я.Коменским, нашли свое развитие,

а классно-урочная система существует по сей день.

целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие творческих способностей учащихся

это система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса

все то, что можно в обучении предоставить восприятию с помощью органов чувств учащихся, было преподнесено, чтобы учащиеся могли это новое увидеть, услышать, пощупать и потрогать, почувствовать запах, вкус.

это система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека

это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по вооружению обучаемых знаниями, умениями и навыками, их воспитанию и общему развитию в процессе обучения

ВИДЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

предполагает побуждающую деятельность учителя, вовлекающую учащегося в соответствующий вид познавательной деятельности:

рассказ учителя — это метод, побуждающий учащегося слушать, осмыслить услышанное,

беседа — метод, стимулирующий мыслительную деятельность учащегося и побуждающий его к ответу на задаваемые учителем вопросы.

Формы организации обучения

отражают особенности объединения учащихся для организуемых педагогом занятий,

в процессе которых и совершается учебно-познавательная деятельность

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями

  • Совместная деятельность учителей и учащихся.
  • Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
  • Развитие творческих способностей.
  • Планомерная организация и управление.
  • Целостность и единство целей, средств и результат.
  • Соответствие закономерностям возраста.

  • Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся

  • Двусторонний характер.
  • Совместная деятельность учителей и учащихся.
  • Руководство со стороны педагога, который организует деятельность учащихся.
  • Развитие творческих способностей.
  • Планомерная организация и управление.
  • Целостность и единство целей, средств и результат.
  • Соответствие закономерностям возраста.
  • Наряду с обучением, происходит развитие и воспитание учащихся.

  • ОБЩАЯ ДИДАКТИКА

понятие преподавание, учение, факторы, влияющие на процесс обучения; условия, в которых осуществляется обучение и результаты

методика преподавания учебных предметов

Я.А.Коменский, И. Пестолоци

ТРАДИЦИОННАЯ Деятельность учителя

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ Деятельность учеников

СОВРЕМЕННАЯ Взаимодействие учителя и ученика

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector