0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятия закрытое общество и открытое общество

Понятия закрытое общество и открытое общество

Для традиционного общества, как правило, характерны:

  • * традиционная экономика
  • * преобладание аграрного уклада;
  • * стабильность структуры;
  • * сословная организация;
  • * низкая мобильность;
  • * высокая смертность;
  • * низкая ожидаемая продолжительность жизни.

Индустриальное общество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

Черты индустриального общества:

  • 1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.
  • 2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.
  • 3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.
  • 4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.
  • 5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.
  • 6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.
  • 7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
  • 8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни;

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».

В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:

  • * Аграрное (доиндустриальное) — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия
  • * Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма
  • * Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления общество натуралистический поппер постиндустриальный

Аналогично, Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

  • * аграрная при переходе к земледелию,
  • * индустриальная во время промышленной революции
  • * информационная при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

Д. Белл выделяет три технологических революции:

  • * изобретение паровой машины в XVIII веке
  • * научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  • * создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.

Общество открытое и закрытое

ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ» (the «open» society and the «closed» society) — понятия, впервые использованные А. Бергсоном в его книге «Два источника морали и религии» (1935) и разработанные К. Поппером в период между 1938 и 1943 гг. в книге «Открытое общество и его враги». В противопоставлении друг другу эти понятия используются для характеристики культурно-исторических, социальных и политических систем, построенных на противоположных основаниях и принципах, которые свойственны ранним и более зрелым этапам обществ, развития.

Общество «закрытое» — общество, едва вышедшее из лона природы. Оно представляет собой тип общества, характеризующийся ограниченной мобильностью, статичной социальной структурой, традиционализмом, неспособностью к инновациям, догматичной авторитарной идеологией, нетранспарентными информационными отношениями и связями, тоталитарной политической системой. Его отличает вера в магические табу, запреты, обычаи, законы, в неизбежность и предопределенность, власть страха перед внешними силами, действующими, как правило, неотвратимо, насильственно, фатально, роковым образом, неизменно, наподобие восхода и захода солнца, смены дня и ночи, времен года и т.п. В Обществе «закрытом» сознательное изменение, конструирование социальной реальности, проектирование социальных институтов является не правилом, а исключением и встречается чрезвычайно редко. В нем каждому индивиду отведены свои место и роль, человек не стремится к их изменению. Согласно Попперу, признаками и характеристиками Общества «закрытого» обладают общества племенные, магические, коллективистские. Все они терпят крах, когда благоговение, с которым воспринимается существующий социальный порядок, сменяется активным вмешательством в него, критическим отношением и сознательным стремлением реализовать собственные или групповые интересы. Переход от Общества «закрытого» к «открытому» является одной из глубочайших революций, через которые проходит человечество. Такой переход, по Попперу, имеет место тогда, когда социальные институты, структуры и процессы впервые признаются продуктами человеческого творчества, и когда их сознательное изменение обсуждается в терминах их пригодности для достижения людских целей и намерений. Человечество и по сей день находится все еще в начальной стадии этого перехода, переживая его исключительно остро и трудно.

Общество «открытое», по определению Поппера, представляет собой такой тип общества, который характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией.

Концепция Общества «открытого» включает прежде всего идеи демократии, свободы и равенства. К последнему можно прийти только через институциональный контроль над властью. Поэтому одна из главных идей Общества «открытого» — идея власти закона. Задача установления Общества «открытого», следовательно, состоит в утверждении новой, гибкой и живой традиции служения закону.

Характеризуя основные черты Общества «открытого», принято подчеркивать его рациональность, восприимчивость к новому, реформам, изменчивость, основанную на внутренней диалектике самореформирования и самосовершенствования. Оно стремительно движется вперед, подчиняясь логике ситуаций, повышая личную ответственность и значимость самостоятельных решений, осуществляя продуманный выбор и тщательную подготовку к социальным реформам, к обустройству жизни в условиях расширения степени свободы. В Обществе «открытом» налицо конкуренция за статус среди его членов. Здесь возникает новый индивидуализм вследствие ослабления биологических или физических связей и повышения роли социокультурных, духовных отношений. Это по особому нравственное и справедливое общество. Его новой верой является гуманизм, т. е. вера в человека, его интеллект, общественную атмосферу, где достоинство человеческой жизни придают разум, любовь к истине, доброте, красоте и благу. Общество «открытое» — «благое общество» (У. Липпман), идеалом которого является неотчуждаемое право каждого индивида на жизнь с достоинством и в благополучии.

Сознательное строительство такого общества зависит от степени познания социальных процессов. Учитывая их существенную непредсказуемость, эта задача состоит в раскрытии и учете неочевидных зависимостей и сложности человеческой деятельности, хрупкости социального материала, его сопротивления давлению и манипулированию.

Общество «открытое» становится в поиске и реализации наилучших вариантов жизни людей, стремясь обеспечивать оптимальное взаимодействие социальных принципов диалога, консенсуса, партнерства и солидарности, комплиментарности, транспарентности и толерантности; стратегий развития (имитационной, эволюционной, радикальной и инновационной); демократических социальных технологий (переговоров, договоров, выборов, референдумов, связей с общественностью, изучения обществ, мнения и др.).

Иными словами, переход к Обществу «открытому» не означает и не должен означать замены одной системы (формации) на другую. Нет никакого смысла в переходе от социализма к капитализму или наоборот. Как отмечает Р. Дарендорф, дорога к свободе есть переход от «закрытого» общества к «открытому». А «открытое» общество — не система, а только стратегия и способ для изучения и реализации альтернатив. Экономические структуры и политика в нем не предопределены. Оно зиждется на свободной ответственности свободного человека.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 299-300.

Корнфорт М. Открытая философия и открытое об-во. М., 1972;

Поппер К. Открытое об-во и его враги: В 2 т. М., 1992;

Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности. М., 1995;

Подойницына И.И. Об-во открытых кл.: очерки о моделях соц. структуры. Новосибирск, 1999;

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003;

Социол. энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003;

Осипов Г.В. Соц-я и об-во. М., 2006;

Popper К. The Open Society and Its Enemies. L., 1942.

Открытое и закрытое общество

Понятие открытого и закрытого общества. Изменения в обществе в периоды бурной индустриализации и революции. Порог бедности в богатых и бедных странах. Зависимость количества бедных людей в государстве от общего уровня экономического развития страны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет экономики и управления — «НИНХ»

Направление, профиль: Экономика предприятий и организаций

Кафедра Социальных коммуникаций и социологии управления

Учебная дисциплина: Социология

Открытое и закрытое общество

Ситуационная задача №1. Зарубежные специалисты считают, что общество становится открытым только в периоды бурной индустриализации и революции. Обоснуйте эту точку зрения

Открытое общество — демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различным тоталитарным режимам).

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своём труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договорённостей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жёстким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт, и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привёл к революции, которая длится до сих пор — революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на своё понимание правильности поступков, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и в связи с этим жёстко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришёл к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе, ведут к насилию.

Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства „абстрактного общества“ можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать „полностью абстрактным или безличным обществом“»

Ситуационная задача №2. В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Можно предположить, что за чертой бедности окажется больше людей. Однако в богатых странах выше, чем в бедных странах, и уровень жизни населения. Проанализируйте, в каких странах больше бедных людей — в богатых или бедных. Ответ обоснуйте

В зависимости от того, насколько высок уровень экономического развития страны, бедность охватывает либо значительную часть населения, либо малую.

Порог бедности — это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии удовлетворить только самые необходимые потребности. Его также называют «уровнем бедности».

В бедных странах должно быть больше бедных. Порог бедности зависит от доходов граждан. Чем они ниже, тем ниже уровень бедности. При повышении бедных людей понижается порог бедности, чтобы хоть немного сократить их число. Следовательно, чем ниже порог бедности, тем больше бедных в стране.

открытый закрытый бедность порог

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

А) В эпоху Возрождения.

В) В последней трети 19 века.

Г) В первой половине 20 века.

2. Наиболее активно социология формировалась в рамках:

3. Кто из российских социологов предложил следующее определение социологии: “ Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия”?

А) М.М. Ковалевский;

4. Кто из социологов считал, что социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше?

А) Н.Я. Данилевский;

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) социальная система, 2) социальное действие, 3) социальный институт.

А) Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и “ожидание” другого человека.

Б) Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое.

В) Устойчивая стандартизированная форма осуществления

социальной функции для удовлетворения какой-либо фундаментальной потребности.

6. Назовите, к какому статусу: 1) аскриптивному (предписанному); 2) достигаемому относятся следующие позиции:

А) олимпийский чемпион; Д) инженер;

Б) студент; Е) женщина;

В) дочь кинозвезды; Ж) миллиардер;

Г) безработный; З) сын академика.

7. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Термины “я — сам” и “я — меня ” предложил:

8. Кто из перечисленных авторов подчеркивает, что классовая борьба выступает источником социального развития?

9. Индекс социальной позиции (социально-экономической) включает:

А) этническую принадлежность;

Г) политические убеждения.

10. Какая стратификационная система является наиболее открытой?

1. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. — М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007.

2. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. — М.: Эксмо, 2009.

3. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2008.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2009.

5. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузовМ.: NOTA ENE, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие бедности как характеристики экономического положения индивида или группы. Характеристика социальной группы бедных. Особенности методологических подходов к измерению бедности. Анализ структуры социальной группы бедных в Российской Федерации.

реферат [42,2 K], добавлен 24.11.2016

Понятие досуга как остаточного времени. Определение социальной стратификации. Как проводят досуг разные категории людей. Туризм как показатель социального статуса. Соотношение разных типов досуга. Исследования досуговых предпочтений богатых и бедных.

курсовая работа [69,2 K], добавлен 24.03.2011

Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных. Распространение бедности и богатства на территории России, отличительные признаки бедности и нищеты, богатства. Особенности и характеристика их потребительских предпочтений.

реферат [33,3 K], добавлен 23.12.2007

Сущность и различные подходы к определению бедности. Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных в России. Причины и стратегии борьбы с бедностью.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 26.09.2010

Понятие и исторические типы социальной стратификации. Социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни. Понятия «закрытое общество» и «открытое общество». Три шкалы стратификации — доход, образование и власть.

контрольная работа [27,1 K], добавлен 27.06.2013

Понятие и содержание, основные параметры и показатели уровня жизни в обществе на сегодня. Критерии установления уровня бедности. Социальное неравенство и оценка уровня жизни населения России. Бедность в данном государстве и направления её преодоления.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 14.12.2010

Социальное неравенство. Дифференциация доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Бедность в России. Измерение бедности. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных. Методы борьбы с бедностью и неравенством.

курсовая работа [490,3 K], добавлен 18.10.2008

Зарождение и развитие знаний об обществе. Философские теории познания общества. Обществознание как комплекс наук о жизнедеятельности людей. Специфика познания общества, которая связана с признаком самодостаточности. Социальная деятельность в обществе.

реферат [27,8 K], добавлен 27.11.2010

Понятие бедности, ее социальные факторы и последствия. Методы борьбы с бедностью. Экономические тактики повседневного выживания в условиях крайней бедности. Бедность как проблема социально-экономического развития современного российского общества.

реферат [51,6 K], добавлен 25.11.2013

Критика историцизма (все социально философские теории, основанные на вере в историческую необходимость) Поппером. Социальная инженерия. Открытое и закрытое общество. Степень разнообразия мультикультурного общества. Тезисы, которые выражают идею автора.

реферат [31,4 K], добавлен 26.06.2013

Открытое и закрытое общество: определения понятий, основные характеристики, отличия

Концепцию, описывающую открытое и закрытое общество, первоначально предложил в 1932 году французский философ Анри Бергсон. Сегодня мы рассмотрим особенности, преимущества и недостатки, а также значения этих терминов.

В следующем десятилетии ее разрабатывал британский философ австрийского происхождения Карл Раймунд Поппер. Эти идеи он представил в своей самой известной книге «Открытое общество и его враги». Также такая классификация может быть применима и к организациям.

Открытое общество – это синоним свободы и индивидуализма, а основные характеристики замкнутого общества – это ориентация и коллективизм. Эти две позиции представляют крайности, которые сегодня редко существуют в чистом виде. Поппер опубликовал свою работу в 1944 году, поэтому ее следует рассматривать в историческом контексте, однако она до сих пор не потеряла своей значимости.

Чем отличается закрытое общество от открытого? Отличия стали очевидными в послевоенное время. Это было обусловлено в основном политическими причинами. Западный мир представлял в основном общества открытого типа, Восток — наоборот. Но подобное разделение, а также смесь этих двух типов может быть заметна и в наше время. Можно упомянуть большинство арабских и африканских развивающихся стран как хороший пример более закрытых обществ, а США и страны Западной Европы — как пример более открытых.

Основание для классификации

Следуя теории Поппера, Геберт и Бурнер различают открытое и закрытое общества на основе трех разных измерений:

  • антропологическое;
  • социальное;
  • когнитивное.

Антропологическое измерение касается вопроса, является ли человек субъектом или объектом. Насколько он способен влиять на общество и его структуры?

Социальное описывает положение индивида в социуме. Оно определяет, существуют ли предопределенные социальные позиции его членов, реализуются ли индивидуальные сами по себе или это часть целого?

Фокусом когнитивного измерения является ошибочность или непогрешимость человеческого познания. Эти критерии позволяют определить отличия открытого общества и закрытого общества.

Сочетание двух типов

Считается возможным и вполне обычным, что общество открыто и закрыто в различных измерениях одновременно. Япония является хорошим примером для такого социума. Эта страна имеет тенденцию к открытому полюсу в антропологическом и когнитивном измерении. С точки зрения социального она демонстрирует более коллективистский и замкнутый образец.

Открытый тип

Историческим примером свободного и индивидуалистического открытого общества в теории Поппера являются античные демократические Афины и философия Сократа. Такой тип социума может быть описан с использованием антропологического, социального и когнитивного измерений следующим образом:

  1. Антропологическая составляющая: социальная реальность открытого общества создается конвенциями, которые должны постоянно обсуждаться его членами, чтобы соответствовать текущим требованиям. В отличие от закрытого типа, его нормы не похожи на неизменные законы природы, детерминированные и стабильные. Открытый тип демонстрирует добровольную структуру организации и формирования норм и правил, хотя содержание конвенций и социальных законов не является добровольным.
  2. Социальная составляющая: в открытом социуме каждый член имеет равные права и равную ценность, хотя все они являются индивидуумами с разными интересами. Поэтому из-за такой их множественности необходимо иметь регулирующий механизм. Демократия, например, может выступать в таком качестве в социуме открытого типа, тогда как в закрытом эту роль будут выполнять обязанности, вменяемые властью, чаще всего диктатурой. Социальная мобильность, индивидуальность и разнообразие мнений являются основными аспектами открытого общества. Центральное место при этом занимает не богатство всего коллектива, а самореализация личности.
  3. Когнитивная составляющая: открытое общество пытается расширить свой уровень знаний путем фальсификации существующих теорий. По словам Поппера, научная теория не может быть проверена. Человеческое знание характеризуется временным характером и ошибками. Следовательно, теории и системы, выведенные ими же, всегда должны быть открыты для критики и улучшений.

Плюсы и минусы открытого общества

Потенциальными преимуществами открытого типа являются вера в управляемость общества и его процессы, свобода, равные шансы на развитие его участников, инновации и постоянный поиск лучших решений с одновременным допуском к различным идеям. Недостатками могут быть потеря контроля над социумом и его членами, отсутствие ориентации, борьба за власть, эгоизм и длительность существования решений.

Закрытый тип

Поппер сравнил идеалы данного социума – ориентацию и коллективизм – с центральным заявлением в философии Платона и жизни в античной олигархической Спарте. Характеристики закрытого общества относительно трех измерений выглядят следующим образом:

  1. Антропологическое: в закрытом типе нет различий между законами природы и социальными правилами. Результат этой неизменности и определения социальной реальности заключается в том, что, с одной стороны, гражданин может положиться на существующий порядок, но, с другой стороны, он беспомощен, если правила несут для него угрозу. Это часто характеризуется авторитаризмом и зависимостью. В этом случае предлагается детерминистский взгляд на идеальные нормы и ценности, регулирующие жизнь людей.
  2. Социальное: закрытое общество можно сравнить с организмом. Каждый орган имеет свои собственные обязанности и дополняет другие. Его позиция предопределена и не может быть изменена. Это означает, что если кто-то окажется в подчиненном положении, то останется таковым всю свою жизнь. При этом не будет никаких конфликтов между различными классами, потому что каждый гражданин работает на всеобщее благо. Поэтому такую конгломерацию можно охарактеризовать как очень гармоничную.
  3. Когнитивное: основой для этого измерения в этом случае является идеалистическая философия, гласящая, что человеческое знание более или менее свободно от ошибок. В результате предполагается, что есть возможность открыть правду через правильное исследование с использованием уже доказанных знаний. Это можно рассматривать как попытку объяснить будущее прошлым, что означает опору на существующие знания и воссоздание непоколебимых догм.

Достоинства и недостатки

Социальная стабильность, послушание, защита от неудач, гармония в отношениях и уверенность в ориентации являются одними из основных преимуществ закрытых обществ. Они также имеют свои недостатки, такие как догматизм идеологии, жесткость социальной системы и положения ее членов, и, как следствие, неудовлетворенность.

Характеристика организаций

Черты, характеризующие открытое и закрытое общество, в определенной степени подходят и для других категорий. Открытые и закрытые типы организаций отличаются тем, как они справляются со своими внутренними и внешними делами, основываясь на разных философских догматах. Основываясь на теории Поппера, их характеристики можно продемонстрировать посредством анализа некоторых составляющих.

Организационную культуру в общих чертах можно определить как сложное образование, которое включает в себя знания, убеждения, искусство, право, мораль, обычаи и любые способности и привычки, приобретенные лицом в качестве члена организации. Она обеспечивает рамки, в которых могут действовать ее члены. Руководство также должно адаптироваться к этой структуре. В то же время она изменяет или стабилизирует открытый или закрытый характер организации посредством взаимодействия.

Руководство

Универсальное определение организационного лидерства может звучать следующим образом: способность индивидуума влиять, мотивировать и дать возможность другим внести свой вклад в эффективность и успех организаций, членами которых они являются. Лидер может быть определен как член группы, чье влияние на групповые отношения, результаты или принятие решений значительно превосходит среднего ее участника.

Стиль руководства оказывает большое влияние на характеристики предприятия. Открытые и закрытые организации различаются по тому, как там управляют работниками.

В частности, лидер с открытыми характеристиками будет предполагать, что у работника есть контроль над ситуацией в организации. Закрытое руководство предпочитает использование директив.

Акционерные общества открытого и закрытого типа

Подобную классификацию можно встретить и в экономике. Определения основных понятий позволяет выяснить, чем отличается закрытое акционерное общество от открытого.

В первом случае речь идет о такой организации, акции которой распределены только между учредителями или другими заранее определенными лицами.

Во втором случае члены обладают правом отчуждения принадлежащих им акций, не спрашивая на это согласие других их держателей.

Отличия открытого и закрытого акционерного общества заключаются также в следующем. Для первого типа нет ограничений числа акционеров, для второго максимальное число составляет 50 человек. В случае его превышения в течение года необходимо провести преобразование в ОАО (то есть в открытое акционерное общество). Разница между ними заключается также в порядке выпуска и размещения акций: публичном для ОАО и ограниченном для ЗАО.

Открытое и закрытое общество

Понятие открытого и закрытого общества было выдвинуто Карлом Поппером в 1945 г. преимущественно в политических целях. Открытое общество символизировало западную демократию и капитализм, закрытое – сталинский тоталитаризм и социализм. Однако позже социологи освободили оба термина от политического груза, оставив лишь социальное содержание. Критерием разграничения двух типов общества стала социальная мобильность, ее объем, предпосылки и возможности: в закрытом обществе они ограничены, в открытом – не ограниченны.

Закрытым является общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Открытым называют общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Закрытое общество – это жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей не только вверх по социальной лестнице, но и вниз. Аристократия не должна опускаться до уровня плебса, но и он никогда не приблизится к дворянству. Иммобильность общества имеет своей оборотной стороной стабильность. Социальные перемещения заморожены, каждый знает свое место в иерархии, и это знание передается из поколения в поколение. Социальные статусы становятся наследуемыми: крестьянин из столетия в столетие остается крестьянином, равно как помещик – помещиком.

Открытое общество именуют также обществом равных возможностей, где каждый имеет шансы подняться на самые высокие ступеньки социальной иерархии.

Закрытое общество, а это вся эпоха традиционного уклада: от древневосточных цивилизаций до Великой французской революции конца XVIII в., существовало на нашей планете многие тысячелетия, открытое – всего 200-250 лет. Промышленная революция XVIII–XIX вв. разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. В то время как численность духовенства, дворянства и крестьянства либо не увеличивалась, либо сокращалась, численность третьего сословия резко возрастала. Развитие торговли и промышленности вызвало к жизни новые профессии: предприниматели, коммерсанты, банкиры, купцы. Появилась многочисленная мелкая буржуазия. Разорение крестьян и переезд в город вели к сокращению их численности и возникновению новой страты, которой не знало феодальное общество, – наемных индустриальных рабочих.

Постепенно формировался новый тип экономики – капиталистической, которой соответствует новый тип социальной стратификации: классовая система. Рост городов, промышленности и сферы услуг, падение власти и престижа земельной аристократии и укрепление статуса и богатства буржуазии кардинально изменили облик европейского общества. Новые профессиональные группы, вышедшие на историческую арену (рабочие, банкиры, предприниматели и др.), упрочивали свои позиции, требовали привилегий и признания своего статуса. Вскоре по своему значению они сравнялись с прежними сословиями, но стать новыми сословиями не могли. Термин «сословие» отражал исторически уходящую реальность. Новая реальность лучше всего обозначалась термином «класс». Он выражал экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз. Классы появились тогда, когда рухнули юридические барьеры в сословной иерархии.

Переход от закрытого к открытому обществу демонстрировал возросшие возможности человека вершить свою судьбу. Сословные ограничения рушились, каждый мог подняться до высот общественного признания, перейти из одного класса в другой, приложив усилия, талант и трудолюбие. И хотя даже в современной Америке это удается единицам, здесь устойчиво держится выражение «человек, сделавший себя сам» (англ. self-made-man).

Роль детонатора сыграли товарно-денежные отношения. Они не считались с сословными барьерами, аристократическими привилегиями, наследуемыми титулами. Деньги уравнивали всех, они доступны всем, даже тем, кто не унаследовал состояния и титулов. Общество, в котором доминировали предписываемые статусы, уступало место обществу, где заглавную роль стали играть достигнутые статусы.

Если в открытом обществе, благодаря постоянным перемещениям людей из страты в страту, каждый слой и класс достаточно гетерогенны, разношерстны, то в закрытом обществе они в значительно большей степени гомогенны. Благодаря тому что из века в век закрытые страты «трамбуются» из одних и тех же людей, благодаря многовековому привыканию к своему социальному положению, формируется не только особая психология фатализма, смирения перед своей участью, но и особого рода солидарность с классом и сословием. Корпоративный дух, сословная этика, кодекс чести – эти понятия пришли к нам из закрытого общества.

В открытом обществе сохранилось мало барьеров, мешающих продвижению вверх. Те, кто поднимаются вверх, склонны отходить от политической ориентации класса, из которого они происходят, и принимать политическую окраску класса, в который они перешли. Аналогично выглядит поведение людей, утрачивающих социальное положение. Таким образом, те, кто поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем ее постоянные члены, но более консервативны, чем постоянные члены низшей страты. С другой стороны, «сброшенные вниз» считаются более левыми по своим взглядам, чем стабильные члены верхней страты. Правда, не в такой мере, как стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества<<См.: Радаев В. В.. Шкаратан О. И. Социальная стратификация: учеб. пособие. М., 1995. С. 155./.

И в закрытом, и, что особенно удивительно, в открытом обществе правящий класс не заинтересован в пополнении своих рядов за счет низших классов. Наследуя состояния и титулы и передавая их своим детям, элита склонна к самовоспроизводству. В проникновении в высший класс заинтересованы прежде всего представители среднего и низшего классов. Для них это значительное продвижение по службе и показатель общего жизненного успеха.

Понятия «закрытое» и «открытое» общество следует различать не только в социологическом, но и в политологическом смысле.

В политологическом смысле закрытое общество – это общество, где исключено либо существенно ограничено перемещение индивидов или информации из одной страны в другую.

В социологическом смысле закрытое общество – это общество, где исключено или существенно ограничено перемещение индивидов из одної і страты в другую.

Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором – о стратах. Соответственно открытым обществом считается то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот почему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смысле и закрытым в политическом. Действительно, в нем, по мнению зарубежных социологов, существовала очень интенсивная вертикальная мобильность (по этому показателю с советским обществом могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называемый железный занавес, ограничивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и проникновение объективной информации о положении дел в зарубежных странах. Открытым же называется такое общество, где нет никаких барьеров и препятствий для распространения и обмена информацией между странами (пример: американское общество). Признаками закрытого общества являются жесткая цензура, политический сыск, различные системы надзора, соответственно признаками открытого общества выступает их отсутствие.

Таким образом, в социологическом понимании закрытого и открытого общества речь идет о социальной мобильности, перемещениях людей внутри общества. В политологической трактовке речь идет не о социальной мобильности, а о потоках информации, обмене идеями, и тогда мы говорим не об одном обществе, а о разных странах.

Общества закрытое и открытое

Наши разговоры о тектонических сдвигах, возможно, скоро завершатся. Не по причине исчерпанности темы, а, скорее, потому, что рано или поздно должны завершаться дискуссии на заданную тему, хотя в обществе тема сохраняет значимость и со временем обретает новые ракурсы и новую остроту.

Но сейчас я хотел бы закрыть один из важных вопросов, представляющих в современном обществе далеко не исчерпанный интерес. Это вопрос о закрытом и открытом обществах.

Чем больше я размышляю о сущем, тем больше растёт моя уверенность в культурном прогрессе человеческого общества. Помню, как прогресс стали ставить под сомнение, особенно когда современное общество болело нацизмом и коммунизмом, когда в нашу жизнь возвращались какие-то явления, которые к числу достижений цивилизации никак нельзя было отнести. Вопрос о деградации тогда оказывался столь же правомерен, как и вопрос о прогрессе как неуклонном тренде развития.

Вопрос о разграничении закрытого и открытого обществ, насколько я знаю, поднял Карл Поппер (1984). «Переход от закрытого общества к обществу открытому, – писал он, – можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество («Открытое общество и его враги». В русском переводе Садовского, 1992 г., Т.1, с. 220). Стало быть, можно сказать, что это был своего рода тектонический сдвиг в социальной жизни.

Закрытое общество характеризуется тем, что связи между его членами обусловлены традициями, обычаями, но не рациональным выбором. В нём господствуют родственные или коллективистские представления, чётко определяемые и значимые отношения «свой – чужой». Индивид, как правило, не обладает свободой выбора. Соответственно в закрытом обществе изменения редко являются следствием сознательных усовершенствований в общественных интересах.

В открытом обществе преобладают деперсонифицированные взаимоотношения и связи, носящие деловой и правовой характер. Открытость определяется не только тем, что индивид гораздо более свободен, но и лично ответствен. Социальные ограничения не связаны со статусом, с положением индивида в обществе, права человека носят универсальный характер, не порождая тех или иных привилегий.

Теоретический и исторический анализ показывают, что открытые общества развиваются быстрее и эффективнее, чем закрытые. По сути, они более прогрессивны.

В работах Дугласа Норта и его коллег («Насилие и социальные порядки», 2011 г.) применяются несколько иные понятия – порядки (общества) закрытого и открытого доступа. Закрытый (ограниченный) доступ имеет в виду общества, где у каждого вида элиты есть привилегии, доступные этой элите. Она может бороться за свои привилегии с другими, рискуя потерпеть поражение. Но она может вступить в соглашение с другими элитами, снизив свои привилегии с тем, что другие поступят так же и взаимная борьба будет ослаблена или прекращена. Если это происходит, то уровень привилегий для разных элит и общества в целом снижается, а с ним снижается степень закрытости общества. Ему же авторы ставят в соответствие понятие «естественное государство».

Общества с открытым доступом появляются вследствие развития обществ с закрытом доступом путем постепенного снижения ограничений доступа для граждан и уменьшения привилегий для элит. Сами эти процессы мотивируются стремлением элит к сокращению угроз насилия. Ограничение насилия осуществляется посредством институтов (правил игры) и организаций (групп индивидов). Важно, чтобы организации были безличными (деперсонифицированными). Способ решить эту задачу – сделать организации постоянно действующими.

«Безличность фундаментально изменяет природу конкуренции. Безличные рынки и безличный обмен… являются особенностью общество открытого доступа» (там же, с. 72)

Йозеф Шумпетер описал конкуренцию как процесс инноваций и изменений в экономике и политике, назвав его «созидательным разрушением». Конкуренция в экономике всё больше становится мотивом к созданию новых товаров и услуг, а не просто снижения цен на них и повышения качества. Очень важное замечание! (там же).

Оно обогащает понимание природы «созидательного разрушения» и новой динамики экономики, характерной для открытого доступа.

На мой взгляд, понятия открытости и закрытости у Дугласа Норта и его коллег по сути не отличаются от понятий Карла Поппера, но они более содержательны. И можно сказать, что наше время во многих отношениях характеризуется как процесс перехода от закрытых обществ (с порядками закрытого доступа) к открытым обществам (с преобладанием порядков открытого доступа).

Чтобы ещё больше упростить понимание процессов, ныне происходящих в мировом сообществе, даже, возможно, примитизировать их с целью выделения ясной картины, позволю себе рискованный вывод: открытое общество сегодня – это, во-первых, свободная и эффективная рыночная экономика с конкуренцией инноваций и минимумом регулирования, а, во-вторых, – верховенство права, безличное правовое государство и демократическая политическая система, рынок и демократия.

В мире происходит переход к открытому обществу. Страны, перешедшие или далеко продвинувшиеся к нему, выделяются более высоким уровнем развития и благосостоянием населения. Наиболее продвинулись страны Западной Европы и Северной Америки, а также Восточной Азии. Это где-то 1 млрд. чел. населения и половина мирового ВВП.

Такие страны как Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Турция – развивающиеся, находящиеся на более ранних этапах перехода к отрытому обществу. В них действуют как силы, толкающие к нему, так и противодействующие силы, тормозящие развитие, стремящиеся сохранить традиционные порядки, а с ними ограниченность доступа к благам и привилегиям, а стало быть – закрытость общества.

Россия занимает особое положение в ряду развивающихся стран. Из-за пережитого коммунистического режима, последовавшей за ним демократической революции и рыночных реформ, она, по-моему, особенно чувствительно переносит обратные процессы, тормозящие динамику открытости. Хочу подчеркнуть: не возврат к старым порядкам, а попытку удержать их как символы силы и величия государства. Однако время уже другое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector