2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок локализации и ликвидации аварийных ситуаций

Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС, ПЛА)

Общие сведения

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах (ПЛАС) – это документ, разрабатываемый и утверждаемый согласно РД 09-536-03 на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах.

Разработка ПЛАС, согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», необходима для организаций и предприятий, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

ПЛАС разрабатывается с целью:

— определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;
— определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасном производственном объекте;
— планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;
— разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;
— выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на объекте.

ПЛАС должен содержать:

— титульный лист;
— оперативную часть, в которой даются краткая характеристика опасности объекта (технологического блока, установки и т.д.), мероприятия по защите персонала и действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
— расчетно-пояснительную записку, в которой содержится подробный анализ опасности возможных аварийных ситуаций на объекте.

Оперативная часть и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.
ПЛАС пересматривается и уточняется не реже, чем раз в пять лет, в случаях изменений в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, а также после аварии. ПЛАС вводится в действие только после положительного заключения экспертизы промышленной безопасности и регистрируется территориальным органом Ростехнадзора.

Нормативные документы:

Разработка ПЛАС выполняется на основании следующих нормативных документов:
— Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— РД 09-536-03 «Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах»;
— РД 09-398-01 «Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности»;
— РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
— РД 03-26-2007 «Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных веществ»;
— ПБ 03-517-02 «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».

При наличии у Заказчика оперативной части ПЛАС может быть разработана только расчетно-пояснительная записка (в соответствии с требованиями РД 09-536-03).

План ликвидации аварий (ПЛА) – это документ, который определяет меры и действия, направленные на спасение людей и ликвидацию аварий в начальный период их возникновения. ПЛА разрабатывается для объектов, аварии на которых угрожают здоровью и жизни людей, сохранности производственного оборудования и помещений, населенных пунктов, могут привести к экологическим катастрофам.

Цель разработки Плана ликвидации аварий (ПЛА):

· выявление всех возможных аварий и их развития;

· разработка мероприятий по предупреждению, ликвидации (локализации) аварий;

· конкретизация действий производственного персонала;

· конкретизация технических средств по защите людей и по локализации аварий на соответствующих стадиях их развития в пределах близлежащей территории, организации, объекта, цеха.

План ликвидации аварий (ПЛА) разрабатывается:

· в нефтяной и газовой промышленности для всех взрывопожароопасных производственных объектов (ПБ 08-624-03);

· в организациях по хранению, использованию и переработке растительного сырья для всех отделений, цехов, участков, в которых вероятны аварийные ситуации, связанные с пожарами и взрывами в производственных помещениях и сооружениях, силосах, оборудовании (РД 14-617-03);

· в коксохимических и металлургических организациях для каждого взрывопожароопасного и газоопасного технического устройства, участка, отделения, цеха, производства, а также для всей организации (РД 11-561-03);

· на опасные объекты системы газоснабжения (№69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»);

· на конкретные объекты подземного строительства (ПБ 03-428-02);

· на участки шахт, разрезы и другие объекты угольной промышленности, на которых ведутся открытые горные работы (ПБ 05-619-03);

· на объекты обогащения полезных ископаемых (ПБ 03-571-03);

· на объекты открытых горных работ: карьеры, на которых ведутся взрывные работы; карьеры, эксплуатируемые в сложных горнотехнических условиях; драги (земснаряды); накопители жидких отходов (ПБ 03-498-02);

· на сооружения и оборудование, входящие в состав накопителей гидротехнических сооружений (ПБ 03-438-02).

Локализация и ликвидация аварийных ситуаций

11.1. Для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях аварийно-диспетчерские службы (АДС) с городским телефоном «04» и их филиалы с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни.

Допускается создавать специализированные АДС в подразделениях обслуживающих ГРП (ГРУ), а также промышленные объекты и котельные.

11.2. Численность и материально-техническое оснащение АДС (филиалов) определяются типовыми нормами.

Места их дислокации определяются зоной обслуживания и объемом работ с учетом обеспечения прибытия бригады АДС к месту аварии за 40 мин.

При извещении о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада должна выехать в течение 5 мин.

11.3. По аварийным заявкам организаций, имеющих собственную газовую службу, АДС газораспределительных организаций должны оказывать практическую и методическую помощь по локализации и ликвидации аварийных ситуаций по договору и согласованному плану взаимодействия.

11.4. Аварийные работы на ТЭС выполняются собственным персоналом.

Участие в этих работах АДС газораспределительных организаций определяется планами локализации и ликвидации аварий.

11.5. Деятельность аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий.

Планы взаимодействия служб различных ведомств должны быть согласованы с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждены в установленном порядке.

Ответственность за составление планов, утверждение, своевременность внесения в них дополнений и изменений, пересмотр (не реже 1 раза в 3 года) несет технический руководитель организации — собственника опасного производственного объекта.

11.6. В АДС должны проводиться тренировочные занятия с оценкой действий персонала:

по планам локализации и ликвидации аварий (для каждой бригады) — не реже 1 раза в 6 мес;

по планам взаимодействия служб различного назначения — не реже 1 раза в год.

Тренировочные занятия должны проводиться на полигонах (рабочих местах) в условиях, максимально приближенных к реальным.

Проведение тренировочных занятий должно регистрироваться в специальном журнале.

11.7. Все заявки в АДС должны регистрироваться с отметкой времени ее поступления, времени выезда и прибытия на место аварийной бригады, характера повреждения и перечня выполненной работы.

Заявки, поступающие в АДС, должны записываться на магнитную ленту. Срок хранения записей должен быть не менее 10 суток.

Допускается регистрация и обработка поступающих аварийных заявок на персональном компьютере при условии ежедневной архивации полученной информации с жесткого диска на другие носители (дискеты и др.).

Своевременность выполнения аварийных заявок и объем работ должны контролироваться руководителями газораспределительной организации.

Анализ поступивших заявок должен производиться ежемесячно.

11.8. При получении заявки о наличии запаха газа диспетчер обязан проинструктировать заявителя о мерах безопасности.

11.9. Аварийная бригада должна выезжать на специальной автомашине, оборудованной радиостанцией, сиреной, проблесковым маячком и укомплектованной инструментом, материалами, приборами контроля, оснасткой и приспособлениями для своевременной ликвидации аварий.

При выезде по заявке для ликвидации аварий на наружных газопроводах бригада АДС должна иметь исполнительно-техническую документацию или планшеты (маршрутные карты).

11.10. Ответственность за своевременное прибытие аварийной бригады на место аварии и выполнение работ в соответствии с планом локализации и ликвидации аварий несет ее руководитель.

11.11. В случае обнаружения объемной доли газа в подвалах, туннелях, коллекторах, подъездах, помещениях первых этажей зданий более 1% газопроводы должны быть отключены от системы газоснабжения и приняты меры по эвакуации людей из опасной зоны.

11.12. Ликвидация утечки газа (временная) допускается с помощью бандажа, хомута или бинта из мешковины с шамотной глиной, наложенных на газопровод. За этим участком должно быть организовано ежесменное наблюдение.

Продолжительность эксплуатации внутреннего газопровода с бандажом, хомутом или бинтом из мешковины с шамотной глиной не должна превышать одной смены.

11.13. Поврежденные сварные стыки (разрывы, трещины), а также механические повреждения тела стальной трубы (пробоины, вмятины) должны ремонтироваться врезкой катушек или установкой лепестковых муфт.

Сварные стыки с другими дефектами (шлаковые включения, непровар и поры сверх допустимых норм), а также каверны на теле трубы глубиной свыше 30% от толщины стенки могут усиливаться установкой муфт с гофрой или лепестковых с последующей их опрессовкой.

11.14. При механических повреждениях стальных подземных газопроводов со смещением их относительно основного положения, как по горизонтали, так и по вертикали одновременно с проведением работ по устранению утечек газа должны вскрываться и проверяться неразрушающими методами по одному ближайшему стыку в обе стороны от места повреждения.

При обнаружении в них разрывов и трещин, вызванных повреждением газопровода, должен дополнительно вскрываться и проверяться радиографическим методом следующий стык.

В случае выявления непровара, шлаковых включений, пор производится усиление сварного стыка.

11.15. Сварные стыки и участки труб полиэтиленовых газопроводов, имеющих дефекты и повреждения, должны вырезаться и заменяться врезкой катушек с применением муфт с закладными нагревателями. Допускается сварка встык при 100% контроле стыков ультразвуковым методом.

Узлы неразъемных соединений и соединительные детали, не обеспечивающие герметичность, должны вырезаться и заменяться новыми.

Допускается ремонтировать точечные повреждения полиэтиленовых газопроводов при помощи специальных полумуфт с закладными нагревателями.

11.16. Поврежденные участки газопроводов, восстановленные синтетическим тканевым шлангом, заменяются врезкой катушки с использованием специального оборудования для проведения работ на газопроводах без снижения давления.

Допускается осуществлять ремонт таких газопроводов аналогично стальным газопроводам.

11.17. Работы по окончательному устранению утечек газа могут передаваться эксплуатационным службам после того, как АДС будут приняты меры по локализации аварии и временному устранению утечки газа.

11.18. Не допускается прямое воздействие открытого пламени горелки при резке стальной оболочки газопровода, реконструированного полимерными материалами.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.

*(3) Российская газета, N 231, 05.12.2002.

*(4) Производства цветной металлургии, использующие только природный углеводородный газ в качестве топлива, вправе руководствоваться настоящими Правилами.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.

*(6) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 30.

*(7) Российская газета, N 256, 31.12.2001.

*(8) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 2, стр. 88-123.

*(9) Российская газета, 01.12.1998, N 228.

*(10) Российская газета, 18.06.2002, N 107.

*(11) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 11-12.

*(12) Российская газета, 29.05.2002, N 94.

*(13) Российская газета, 18.06.2002, N 107.

*(14) Российская газета, 18.06.2002, N 107.

*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305.

*(16) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.

*(17) Российская газета, 14.08.2002, 151.

*(18) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.

*(19) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 48, ст. 4694.

*(20) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 50, ст. 4742.

*(21) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 30.

*(22) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588.

*(23) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 48, ст. 4694.

*(24) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 191.

*(25) Газета «Российские вести», N 134, 20.07.1995.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

План локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовом хозяйстве

План ликвидации возможных аварий разрабатывается лицом, ответственным за газовое хозяйство предприятия, согласовывается с начальником газовой службы, начальниками цехов и производств, отделов техники безопасности, пожарной охраны и утверждается главным инженером предприятия. Ответственность за составление планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, своевременность внесения в них дополнений и изменений, пересмотр и переутверждение их (не реже одного раза в три года) несет главный инженер (технический руководитель) организации.

Планы должны предусматривать:

  • 1) порядок оповещения людей о возникшей опасности;
  • 2) мероприятия по спасению и эвакуации людей и оборудования;
  • 3) конкретные действия при повреждении различных участков газопроводов и оборудования;
  • 4) распределение обязанностей и действия инженерно-технического персонала и рабочих производств газовой службы предприятия;
  • 5) список лиц с указанием номеров телефонов и других средств сообщения и вызова, которые должны быть извещены об аварии, и порядок их оповещения.

Для предотвращения возможных аварий в газовом хозяйстве должны выполняться следующие мероприятия:

  • — работы по графику планово-предупредительного ремонта (ППР);
  • — противоаварийные тренировки (по плану);
  • — проверки в праздничные, выходные дни и в ночное время в рамках производственного контроля;
  • — выполнение актов-предписаний газового надзора, требований информационных писем Ростехнадзора, указаний отделов охраны труда и техники безопасности;
  • — контроль за выполнением «Правил безопасности в газовом хозяйстве» при проведении газоопасных работ;
  • — своевременная аттестация персонала (один раз в год рабочих, один раз в три года для инженерно-технического персонала).

Перечень основных мероприятий по спасению и эвакуации людей:

  • — принять меры по прекращению подачи газа в котельную и вентиляции помещений в случае утечки газа;
  • — удалить людей с территории и из зданий, куда может проникнуть газ;
  • — приступить к тушению пожара (если он произошел);
  • — оградить место аварии.

Возможные аварийные ситуации:

  • — повышение (понижение) давления газа перед горелками;
  • — уменьшение разрежения в топке;
  • — понижение давления воздуха перед горелками;
  • — погасание факела.

В указанных случаях отключение подачи газа к горелкам осуществляется установленными средствами защиты.

Обслуживающий персонал должен немедленно прекратить подачу газа в случаях:

  • 1) появления неплотностей в обмуровке и газоходах;
  • 2) прекращения подачи электроэнергии или исчезновения напряжения на устройствах дистанционного или автоматического управления и средствах измерения;
  • 3) неисправности КИП, средств автоматизации и сигнализации;
  • 4) выхода из строя предохранительных блокировочных устройств;
  • 5) нарушения целостности взрывных клапанов;
  • 6) срабатывания ПЗК в ГРП (ГРУ);
  • 7) повреждения надземного (подземного) газопровода;
  • 8) неисправности горелок;
  • 9) появления загазованности, обнаружения утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;
  • 10) взрыва в топочном пространстве, взрыва или загорания горючих отложений в газоходах;
  • 11) пожара.

При взрыве и пожаре в цехе или котельной, загазованности помещений должны немедленно перекрываться отключающие устройства на вводе газопровода.

Обязанности при ликвидации аварийных ситуаций распределяются следующим образом. Операторы отключают газоиспользующие установки и оборудование, удаляют посторонних, проветривают помещение (в случае его загазованности). Начальник смены осуществляет контроль за их действиями.

После первоочередных мер по ликвидации аварии следует сделать записи в сменном журнале (например, о пуске резервного оборудования).

Основные меры безопасности при ликвидации возможных аварий:

  • — запрещается курить, включать и выключать электрооборудование;
  • — при газоопасных работах следует использовать неискрообразующий инструмент, проверенный шланговый противогаз, спасательный пояс и веревку;
  • — при тушении пожара использовать огнетушители ОУ-5.

Наличие газа в воздухе определяют по запаху или при помощи

приборов (газоиндикаторов). Применение приборов наиболее желательно, если вблизи котельной имеются подземные газопроводы. В случаях утечек из таких газопроводов газ проходит через влажный грунт и может потерять свой специфический запах, вследствие чего обнаружение его возможно только при наличии прибора.

Места выхода газа из внутренних газопроводов, газового оборудования и арматуры находят по запаху, который наиболее ощутим в зоне утечки. Для этой цели можно также пользоваться газоин- дикаторами, отбирая пробы воздуха вблизи возможных мест утечки. Наиболее распространенным и удобным является применение пенообразующих растворов (обмыливание). Пенообразующие растворы наносят кисточкой на проверяемые соединения, швы, стыки, а места выхода газа обнаруживают по пузырькам пены, образуемым выходящим газом. Для приготовления мыльного раствора на 1 л воды требуется 50 г туалетного или 65%-го хозяйственного мыла. Приготавливают пенообразующий раствор также из экстракта лакричного корня (10 г на 1 л воды). При низких температурах воздуха в раствор добавляют поваренную соль.

Наличие утечек газа на подземных газопроводах проверяют путем систематического контроля загазованности воздуха колодцев, каналов, подвалов и других сооружений, расположенных вблизи трассы газопровода.

Применение огня для отыскания утечек газа в помещении не допускается.

Небольшие утечки газа во фланцевых и резьбовых соединениях можно ликвидировать затяжкой болтов или муфт. При этом следует помнить, что, употребляя излишне большие усилия при затягивании, можно сорвать резьбу, что приведет к еще большему ослаблению соединения и увеличению утечки.

В случаях, когда ликвидировать утечку не удается, следует отключить газопровод, по которому газ поступает к месту утечки. При сильной утечке, грозящей образованием газовоздушной смеси, необходимо отключить подачу газа, для чего закрыть задвижку на вводе и открыть краны на продувочных трубопроводах. Для вентилирования помещения открывают окна и двери.

Порядок локализации и ликвидации аварийных ситуаций

ПЛАН ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

1. СЛУЧАИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1.1. Оператор котельной должен принимать немедленные меры по устранению неисправностей, угрожающих безопасной и безаварийной работе оборудования, согласно плану локализации и ликвидации аварий и производственной инструкции по эксплуатации котла.

1.2. Котел КВГ-4,65 отключается действием защит при срабатывании автоматики безопасности при следующих параметрах:

— при погасании факела в топке;

— при снижении давления газа перед горелкой ниже допустимого предела или полном прекращении подачи газа (Ргаза 480 мм.в. ст.);

— при понижении давления воды на входе в котел ниже минимально допустимого (Рводы 114 град.С) и давления (Р > 7 кгс/см2) в котле открыть дренажный вентиль.

2.11. При отказе подпиточных насосов оператор котельной должен:

— если давление в сети выше минимально допустимого (Р > 3 кгс/см2), перейти на резервный насос, согласно производственной инструкции,по эксплуатации насосов;

— если на резервный насос перейти нет возможности, производить подпитку тепловой сети давлением исходной воды через ХВО;

— если такая возможность отсутствует то, с уведомления и разрешения диспетчера, производить подпитку тепловой сети водопроводной водой (о чем сделать запись в оперативном журнале);

— при невозможности подпитки тепловой сети водопроводной водой: аварийно остановить котёл, при давлении воды в обратном трубопроводе тепловой сети Р= 0,5 кгс/cм2 остановить сетевой насос согласно инструкции по эксплуатации насосов, закрыть задвижку на подающей линии из котельной, при резком возрастании температуры (Т >114 град.С) и давления (Р>7 кгс/см2) в котле открыть дренажный вентиль котла.

2.12. При отказе вентилятора горелки котла оператор котельной должен:
— на блоке управления горелкой нажать кнопку «Стоп», закрыть кран на опуске, кран на горелку и открыть кран на свечу безопасности;

— работу котла продолжить на оставшихся горелках;

— при выходе из строя всех вентиляторов горелок аварийно остановить котел согласно производственной инструкции;

— не прекращать циркуляцию теплоносителя.

2.13. При отказе дымососа оператор котельной должен:

— аварийно остановить котёл, согласно производственной инструкции;

— не прекращать циркуляцию теплоносителя.

2.14. При выходе из строя подогревателя кожухотрубного водо-водяного оператор котельной должен:

— при невозможности подпитки тепловой сети водой: аварийно остановить котёл, при давлении воды в обратном трубопроводе тепловой сети Р= 0,5 кгс/cм2 остановить сетевой насос согласно производственной инструкции, закрыть задвижку на подающей линии из котельной, при резком возрастании температуры (Т >114 град.С) и давления (Р>7 кгс/см2) в котле открыть дренажный вентиль котла.

2.15. При выходе из строя водоподготовительного оборудования оператор котельной должен:

— если на резервное оборудование перейти невозможно, осуществлять подпитку тепловой сети из подпиточного бака;

— при снижении уровня химически очищенной воды в подпиточном баке до минимального значения, подпитку производить исходной водой, с разрешения диспетчера;

— при невозможности подпитки тепловой сети водой и снижении давления воды на входе в котел ниже минимально допустимого: аварийно остановить котёл.

2.16. При полном отключении электроэнергии оператор котельной должен:

— аварийно остановить котёл и вспомогательное оборудование согласно производственным инструкциям.

Обо всех случаях аварийной остановки оборудования оператор котельной должен сообщить диспетчеру, лицу, ответственному за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и сделать запись в оперативном журнале. Во время локализации и ликвидации аварийных ситуаций следует руководствоваться так же требованиями инструкции по охране труда для оператора котельной .

3. АВАРИЙНЫЙ ОСТАНОВ КОТЛА

3.1. Для аварийной остановки котла оператору котельной необходимо:

— нажать кнопку «СТОП» на блоке управления автоматики котла;

План локализации и ликвидации аварий (ПЛА)

План ликвидации аварий (ПЛА) – документ, устанавливающий основные требования по организации локализации и ликвидации аварий. Разрабатывается на объектах, возможные аварии на которых могут причинить вред здоровью и жизни людей, нанести ущерб производственному оборудованию и помещению, а так же привести к экологическим катастрофам.

Онлайн заявка

Рассчитаем стоимость разработки ПЛА
и отправим коммерческое предложение

Документы

Разработка плана локализации и ликвидации аварий

В соответствии с требованиями статьи 9 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

ПЛА разрабатывается на основании Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах (утв. Приказом Ростехнадзора №781 от 26.12.2012г.)

Назначение плана локализации и ликвидации аварий

ПЛА разрабатывается с целью:

  • планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;
  • определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;
  • выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
  • разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Содержание типового плана

ПЛА разрабатывается по следующей структуре:

  • титульный лист (рекомендуемый образец оформления титульного листа плана локализации и ликвидации аварий приведен в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям);
  • оглавление;
  • ПЛА уровня «А»;
  • ПЛА уровня «Б»;
  • приложения в составе:
    1. схема оповещения об аварии;
    2. список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются диспетчером организации об аварии (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям);
    3. инструкция по безопасной остановке технологического процесса;
    4. действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
    5. список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям);
    6. порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;
    7. расчетно-пояснительная записка к ПЛА, которая оформляется в виде отдельной книги.

Согласование и утверждение

ПЛА согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий, вводится в действие приказом по организации.

Срок действия

ПЛА пересматривается и переутверждается не реже чем один раз в 5 лет, а также после аварии по результатам технического расследования причин аварии.

Преимущества разработки ПЛА в НТЦ «Промбезопасность»

ООО «НТЦ «Промбезопасность» имеет большой опыт разработки Планов локализации и ликвидации аварий. Специалистами были выполнены работы для следующих предприятий:

  • ООО «Газпром добыча Оренбург»
  • ООО «Газпром нефтехим Салават»
  • ООО «Тольяттикаучук»
  • ООО «Нефтемаслозавод»
  • ОАО «Орскнефтеоргсинтез»
  • ОАО «Уральская сталь»
  • ОАО «Оренбургнефть»
  • ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»
  • ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод» и др.

Планы ликвидации аварий

Порядок разработки планов ликвидации аварий

Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов.

В ряде случаев, установленных Законом о промышленной безопасности ОПО, оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (далее – ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

ПЛА утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

ПЛА должны быть согласованы с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.

Содержание плана ликвидации аварий

План ликвидации аварий должен предусматривать:

  • возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
  • достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
  • организацию взаимодействия сил и средств;
  • состав и дислокацию сил и средств;
  • порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
  • организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
  • систему взаимного обмена информацией между организациями – участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
  • первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
  • действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
  • мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
  • организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

Структура плана ликвидации аварий

План ликвидации аварий (ПЛА) состоит из общих и специальных разделов.

Общие разделы плана мероприятий содержат:

  • характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
  • возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
  • характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.

Специальные разделы плана мероприятий:

  • разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;
  • определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector