7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последовательность создания комплексной системы безопасности оу

Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса

Дата публикации: 07.11.2014 2014-11-07

Статья просмотрена: 17237 раз

Библиографическое описание:

Силакова О. В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 84-88. — URL https://moluch.ru/archive/77/13216/ (дата обращения: 13.11.2019).

Задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения приобрели особую злободневность и значимость. Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур, т.к. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются рядом особенностей по тяжеловесности, часто откликаются сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами.

Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области [3,5,6,8,9]:

Достижение цели формирования культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

• Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

• Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

• Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

• Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

• Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых — формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся в реализации комплексной безопасности образовательного учреждения [7]:

· снижение количества происшествий в образовательном учреждении;

· постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

· убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

· воспитание сознательного отношения к безопасности;

· популяризация новых средств обеспечения безопасности;

· внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

· создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Комплексная безопасность образовательных учреждений (КБОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов [1, 2, 10-13]. Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба.

Цель КБОУ — обеспечение безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений — организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения — первостепенная обязанность заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности, который отвечает:

— за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
— за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;

— за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
— за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

Таким образом, комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях [13].

Под системой обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения понимается — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях[13].

Соответственно, подход к организации комплексной безопасности ОУ должен предполагать построение логичной системы, обеспечивающей максимальную эффективность решения этой задачи, которая представлена на схеме «Система комплексной безопасности образовательного учреждения» (см. рисунок 1).

Основной элемент системы комплексной безопасности ОУ – уровень допустимого минимального риска. Он служит критерием оценки и определения путей и мер совершенствования технических систем, организационной структуры и управления системой комплексной безопасности ОУ.

Исходными данными для проектирования такой системы могут быть:

— проектные документы на: территорию застройки ОУ; сети и коммуникации; здания и сооружения;

— данные о: количестве и качественных характеристиках персонала ОУ; составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ; способностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.

Основными параметрами проектирования систем безопасности ОУ являются:

1. оценка: общих угроз в регионе; возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки; конструктивных особенностей зданий и помещений,

Принципы организации охраны образовательного учреждения

Основными принципами организации системы физической охраны образовательного учреждения, являются: законность; комплексность; упреждающий характер мер обеспечения безопасности; непрерывность; активность; обоснованность; экономическая целесообразность; специализация; взаимодействие и координация; совершенствование; централизация управления.

Законность предполагает разработку системы физической защиты на основе федерального и регионального законодательства, нормативно-правовых документов органов государственного управления, местных органов власти, образовательного учреждения с применением всех законных методов предупреждения, обнаружения, оповещения об угрозах и их пресечения.

Комплексность предполагает использование всех законных форм, средств и методов в обеспечении безопасности учащихся, персонала и материальных ценностей образовательного учреждения. Она достигается обеспечением соответствующего пропускного и внутриобъектового режима, подбором и расстановкой кадров, широким использованием технических средств безопасности и защиты информации.

Упреждающий характер мер безопасности предполагает постановку задач на ранних стадиях разработки системы физической охраны на основе анализа, прогнозирования угроз, а также своевременной выработке эффективных мер пресечения данных угроз.

Непрерывность функционирования системы физической охраны образовательного учреждения должна исключить наличие разрывов во временном и пространственном показателе, так как в противном случае создаются предпосылки нанесения ущерба образовательному учреждению.

Активность предусматривает проведение в жизнь охранных мероприятий с достаточной степенью настойчивости, оперативности, маневра силами и средствами в нужном месте и в нужное время.

Обоснованность предполагает реализацию мер физической охраны на современном уровне развития науки и техники, обоснованность заданного уровня безопасности и соответствие установленным требованиям и нормам.

Экономическая целесообразность должна обеспечивать сопоставимость возможного ущерба и затрат на обеспечение физической охраны и определяться разумной достаточностью.

Специализация предполагает привлечение к разработке и внедрению мер и средств физической защиты специализированных организаций, экспертов, наиболее подготовленных к конкретному виду деятельности, имеющих опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг в этой области.

Взаимодействие и координация предусматривают согласование порядка выполнения мероприятий физической охраны всех взаимодействующих структур по целям, задачам, месту и времени. Важность данного принципа весьма актуальна, так как образовательные учреждения не располагают собственными силами и средствами.

Совершенствование системы физической охраны предусматривает постоянное проведение анализа обеспечения безопасности, выявление и определение мер по прикрытию уязвимых мест и пресечению возможных угроз.

Централизация управления определяет характер руководства, построения и функционирования системы управления физической охраной по единым правилам.

Соблюдение всех принципов организации физической охраны, является обязательным. Не исполнение хотя бы одного может привести к снижению надежности охраны и созданию условий для возможного возникновения угроз.

Кроме того, в основе разработки системы охраны образовательного учреждения и организации ее функционирования лежит принцип создания последовательных рубежей безопасности, на которых угрозы должны быть своевременно обнаружены. Такие рубежи должны располагаться от ограждения вокруг образовательного учреждения до внутренних помещений.

2.4. Система физической охраны образовательного учреждения [21]

Обеспечение охраны образовательных учреждений в организационном плане одно из наиболее сложных направлений в системе комплексной безопасности образовательных учреждений.

Понятие “охрана образовательного учреждения” в данном случае включает в себя:

— организацию физической охраны объекта;

— вопросы обеспечения пропускного режима на территорию и в сооружения образовательного учреждения;

— инженерно-техническое оснащение охранной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения.

Основной целью физической охраны образовательного учреждения является недопущение противоправных действий на объекте и территории образовательного учреждения и оперативное пресечение в случае их угрозы или возникновения.

Исходя из цели физической охраны, основными ее задачами являются:

— охрана здания, сооружений и территории образовательного учреждения;

— осуществление пропускного и внутриобъектового [22] режимов на территории и в зданиях образовательного учреждения;

— повышение уровня антитеррористической и противодиверсионной защищенности образовательного учреждения;

— охрана материальных ценностей;

— контроль, за соблюдением правил пожарной безопасности;

— противодействие незаконному обороту наркогенных средств и веществ в образовательном учреждении [23];

— осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, вспомогательными службами и другими взаимодействующими структурами в интересах обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения.

Решение целей и задач физической охраны конкретного образовательного учреждения во многом зависит от его особенностей, специфики и направлено на своевременное обнаружение, предупреждение и пресечение возможных опасностей и угроз.

Система физической охраны образовательного учреждения строится с использованием максимально возможных сил и средств в интересах решения всего комплекса проблем его безопасности.

К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения физической охраны образовательного учреждения, относятся:

· сотрудники вневедомственной охраны ГУВД города Москвы;

· наряды патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности ГУВД города Москвы;

· сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП), обеспечивающие безопасность данного образовательного учреждения;

· мобильная группа сотрудников охраны;

· наряды добровольных народных дружин.

б) Средства физической охраны:

· оружие (сотрудников правоохранительных органов)[24];

· специальные средства [25], используемые правоохранительными структурами;

· технические средства охраны (технический мониторинг);

· инженерные средства (для обеспечения инженерно-технической укрепленности объекта);

В зависимости от имеющихся сил и средств физическая охрана может иметь несколько уровней построения:

— собственно физическая охрана (сторожевая охрана);

— физическая охрана с применением технических средств;

— комплексная система охраны;

— интегрированная система охраны;

Выбор того или иного способа охраны и тактических приемов зависит от специфики объекта, его особенностей и особенно — финансовых возможностей образовательного учреждения [26].

Одним из составляющих элементов физической охраны образовательного учреждения является пропускной режим.

Пропускной режимэто установленный руководящими лицами или нормативными документами порядок, закрепленный во внутренних правилах или инструкциях организации и обеспечиваемый уполномоченными на то должностными лицами, исключающий возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, вноса (выноса) имущества и служебных документов, а также въезда автотранспорта на объект, выезда его с объекта [27].

Ответственность за соблюдение пропускного режима возлагается на работников охранных предприятий, осуществляющих охрану образовательного учреждения, и руководителей образовательного учреждения.

Основополагающим документом, регламентирующим организацию пропускного режима в образовательном учреждении, является «Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме».Этот документ состоит из следующих разделов:

· порядок пропуска учащихся, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных ценностей;

· порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин «скорой помощи»;

· порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима.

Данный перечень разделов и приложений не является исчерпывающим и может быть дополнен.

В разделе «Общие положения» указывается, на основании каких документов разрабатывается данное Положение; цели установления пропускного и внутриобъектового режимов; ответственность и полномочия руководства образовательного учреждения, руководства охранной организации и охранников; на основании каких документов организуется выполнение пропускного режима; на кого и как распространяются требования пропускного режима; требования по оборудованию контрольно-пропускных пунктов, запасных выходов.

В разделе «Порядок пропуска учащихся, преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных средств» указывается, какие и где устанавливаются контрольно-пропускные пункты; порядок открытия запасных выходов и порядок их охраны на период открытия; порядок пропуска учащихся в образовательное учреждение; порядок пропуска педагогов и сотрудников образовательного учреждения; порядок пропуска посетителей (родителей, представителей вышестоящих организаций Министерства образования, средств массовой информации, членов кружков, секций и т.д.); кто из руководителей образовательного учреждения и педагогов имеет право посещать образовательное учреждение в нерабочее время, праздничные и выходные дни; порядок допуска крупногабаритных предметов, ящиков, коробок и других вещей, порядок выноса материальных средств; порядок действий при возникновении ситуации, исключающей допуск лица в образовательное учреждение; кто и каким образом дает разрешение на оформление пропусков в образовательное учреждение; порядок хранения пропусков и их выдачи; порядок выдачи пропусков при утере.

В разделе «Порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин скорой помощи» указывается, на основании каких документов осуществляется допуск автотранспортных средств, порядок его парковки вблизи образовательного учреждения; порядок допуска автомашин централизованных перевозок; порядок допуска пожарных машин, аварийных бригад, машин скорой помощи; порядок вывоза сыпучих материалов, макулатуры, металлолома, строительных отходов; кто и каким образом дает разрешение на допуск автотранспорта на территорию образовательного учреждения.

В разделе «Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима» указывается, разрешенное время нахождения учащихся, педагогов, сотрудников образовательного учреждения на его территории; порядок приема и сдачи помещений; порядок и маршруты обхода образовательного учреждения по окончании его работы и в нерабочее время; организация и порядок дежурства персонала в образовательном учреждении; основные правила и требования пожарной безопасности.

Дополнительно к Положению готовятся следующие приложения:

· список лиц, имеющих право подписывать пропуска, с образцами их подписей;

· список лиц, имеющих право вскрывать соответствующие помещения.

К подготовке данного документа необходимо подходить с полной ответственностью, так как от качества его разработки будет зависеть надежность выполнения охранных функций в образовательном учреждении.

Вариант Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в образовательном учреждении см.: в Приложении 2.2.

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

1.6. Система безопасности ОУ и ее элементы

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

администрация района, правоохранительные органы;

органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

освещение зданий, периметров и территорий;

ограждения, запоры, решетки на окнах;

барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

организация охраны и режима;

пакет документов по организации охраны;

организация обучения сотрудников охраны;

организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;

памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;

плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

методики психологической реабилитации;

тренинги, ролевые игры.

Кадровые и социально-бытовые меры (рассмотрены в главе 4).

Режим, обстановка, культура безопасности (рассмотрены в главе 4).

Органы управления образованием и взаимодействие с ними (рассмотрены в главе 3).

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними (рассмотрены в главах 9 и 10).

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

жители прилегающих дворов, кварталов;

шефские и близлежащие предприятия;

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

твердое знание законов и правил поведения;

отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;

умелое использование средств безопасности;

самоконтроль и дисциплина;

хорошая связь с правоохранительными органами;

взаимопомощь товарищей по работе;

нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423)

Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации (далее — Методические рекомендации) разработаны во исполнение протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 05.07.2007 N 8, а также соответствующих предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Целью настоящих Методических рекомендаций является определение методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации, способствующих переходу к более результативным моделям регионального и муниципального управления в части безопасности.

Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций, рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям:

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Рекомендуется ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году согласно формам, направленным письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 07.06.2008 N 03-1309. Считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, рекомендуется при проведении мероприятий по надзору и контролю в отношении образовательных учреждений осуществлять анализ деятельности образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, в том числе наличие локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих действия персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций.

При проведении соответствующих мер по антитеррористической защищенности субъекту РФ рекомендуется осуществить разграничение образовательных, научных учреждений и организаций по категориям с учетом степени их террористической уязвимости. Определить субъекты, обеспечивающие их безопасность, установить для каждой категории соответствующий уровень защиты, определяемый спецификой организационных, охранных, режимных и иных мер.

Результаты проведения мероприятий, обозначенные настоящими Методическими рекомендациями, позволят определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных органов и органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.).

Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. N 03-1423)

Текст методических рекомендаций опубликован в журнале «Официальные документы в образовании», август 2008 г., N 22

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЫ

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в ЧС.

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера.

Безопасность образовательного учреждения достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. Организации физической охраны объекта и территории:

· контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

· осуществление пожарного надзора;

· организация пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;

· защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории.

Физическая охрана осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.

2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности:

· металлические решетки и т. п.

3. Организации инженерно-технического оборудования:

· тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на «01»);

· ограничение и контроль за доступом;

· радиационный и химический контроль.

4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

· проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

· непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;

· организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

· Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;

· Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»;

· Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

· Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;

· другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Опираясь на эти документы, в школе разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:

· Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

· Паспорт безопасности обучающихся.

5. Организации контрольно-пропускного режима.Контрольно-пропускной режим в помещение школы предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности школы и определяет порядок пропуска учащихся и сотрудников школы, граждан в административное здание.

6. Выполнения норм пожарной безопасности:

· соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;

· обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);

· неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;

· совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;

· перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;

· защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;

· поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;

· содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами в школе по ПБ являются:

· Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.

· Инструкция по пожарной безопасности

· Инструкция «Действия при возникновении пожара».

· План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.

· План-схема эвакуации учащихся при пожаре.

7. Соблюдения норм охраны труда и электробезопасности:

Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.006-2002). Основные требования:

· наличие журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах

· меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении

8. Плановой работы по гражданской обороне(см. выше).

9. Взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями:

· проверка объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акта на причастность к обнаружению наркотических веществ.

· беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.

· работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма и т.д.

10. Правового всеобуча и формирования культуры безопасности.Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей».

Культура безопасности – это:

· знание о безопасной жизнедеятельности;

· опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;

· опыт творческого решения проблем безопасности;

· ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;

· опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

11. Санитарно-эпидемиологического состояния.На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02). Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.

12. Финансово-экономического обеспечения мер и мероприятий.На выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объектов образования направляется не менее 25% денежных средств от средств на текущий и капитальный ремонт зданий и сооружений (согласно статье 225 «Услуги по содержанию имущества»). Отчеты о выполнении антитеррористических мероприятий представляются в Рособразование 1 раз в полугодие — до 15 июля 2009 и 15 января 2010 года.

Комплексная безопасность образовательного учреждения

Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:

  • · проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
  • · непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
  • · организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:

  • § Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
  • § Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
  • § Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • § Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
  • § другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.

Опираясь на эти документы, в учреждении разрабатывается пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:

  • · Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
  • · Паспорт комплексной безопасности образовательного учреждения;
  • · План обеспечения комплексной безопасности на учебный год;
  • · Инструкции, памятки.

Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

Охрану учреждения осуществляют собственные сотрудники. Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на посту охраны и дежурного администратора:

  • · список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • · список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
  • · список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
  • · рабочая тетрадь;
  • · инструкция по охране объекта;
  • · инструкция по пожарной безопасности;
  • · памятки по действиям при угрозе проведения террористических актов и обнаружения подозрительных предметов, о правилах обращения с анонимными материалами, о правилах ведения телефонных разговоров с террористами;
  • · журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • · журнал выдачи ключей;
  • · журнал регистрации посетителей;
  • · журнал регистрации автотранспорта;
  • · список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
  • · расписание уроков;
  • · расписание работы кружков (секций);
  • · расписание звонков;
  • · график дежурства должностных лиц;
  • · график дежурства сторожей;
  • · список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте имеются:

  • 1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения.
  • 2. Кнопка тревожной сигнализации.
  • 3. Телефон (стационарный, мобильный).
  • 4. Система оповещения.
  • 5. Медицинская аптечка.
  • 6. Фонарь.

Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.

Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется металлическое ограждение, освещение пришкольной территории.

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • · соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • · обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
  • · неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
  • · совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • · перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
  • · поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • · содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.

Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие — практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • 1. Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
  • 2. Инструкция по пожарной безопасности — основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
  • 3. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
  • 4. Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
  • 5. План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
  • 6. Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
  • 7. Памятка «Порядок действий при пожаре» (на каждом этаже и в каждом кабинете).
  • 8. Выписки из Инструкции к плану эвакуации людей в случае пожара (на каждом этаже и в каждом кабинете).

Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора ОУ по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.

Главная цель по обеспечению ПБ в ОУ — сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.

Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.

За последние годы наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий: установлены кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения при пожаре, приобретены новые огнетушители.

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).

Электрощитовые и электрические щиты освещения (ЩО)

Входная противопожарная дверь в электрощитовую комнату постоянно закрыта на замок. На наружной стороне входной двери написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».

В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток.

Все электрические щиты освещения (ЩО) постоянно закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов — однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины.

Требования к электросетям и электроустановочным изделиям

Светильники надежно подвешены к потолку и имеют светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение воспитанников и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Директор ГКОУ СО «Карпинский детский дом», заместитель директора по АХЧ, инженер по ОТ и уполномоченный по ОТ проходят обучение в НОУ ДПО «Учебно-методический центр Свердловской областной организации ВЭО России».

В учреждении создан «Уголок гражданской обороны», который:

  • · поможет людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
  • · даст информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории края, города (района), на своем или соседнем объекте;
  • · ознакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС;
  • · напомнит об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • · ознакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия должны опираться на:

  • · методологию формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни;
  • · формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
  • · системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках «Окружающий мир», во время проведения объектовых тренировок, игровых мероприятий по пожарной, дорожной безопасности.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

  • · учебные занятия;
  • · занятия общественно-полезным трудом;
  • · экскурсии, походы;
  • · спортивные занятия, соревнования;
  • · кружковые занятия и другие, внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

  • · программ интегрированного обучения основам безопасности;
  • · учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (окружающий мир, экология, здоровье);
  • · личности педагога, владеющего культурой безопасности.

Культура безопасности — это:

  • · знание о безопасной жизнедеятельности;
  • · опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
  • · опыт творческого решения проблем безопасности;
  • · ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
  • · опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

Главная задача — научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

Исходя из всего изложенного, можно сделать вывод, что в XXI веке единственно верным подходом к решению проблем безопасности является комплексный, системный подход. Говоря о комплексной безопасности ОУ, мы подразумеваем обеспечение безопасности от всех видов опасностей и угроз в рамках единой стратегии с использованием полного набора форм и методов противодействия им.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector