0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Позиционные чередования гласных звуков

Позиционное чередование гласных звуков

Позиционные чередования согласных звуков.

Позиция – это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием : [м /ро с ], [м /ро з ы].

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1. Мена согласных по признаку звонкости-глухости.

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях :

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з’бъ], с горы [зг /ры].

2. Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з’д’э/лът’], гость [го/с’т’], кузня [ку/з’н’ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн’эт’]

3. Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий [ ] [ ] сжать [ ат ‘], сшить [ ыт ‘].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией .

4. Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных.

Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м’э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

Они зависят от следующих факторов:

1. от места ударения слов;

2. От положения согласного по отношению к ударному слогу;

3. От твердости-мягкости соседних согласных.

1. Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон – он; шум – ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.

Таким образом, у гласных фонем под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет .

Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил – пил.

А после твердых согласных реализуется в : игра — [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем .

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.

Например:

[спат’] – артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;

[сп’ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;

[с’п’ а/ ‘и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а . ] охватываемый весь процесс артикуляции.

[па/са/д’им] — [с’ а/д’ьм]

Параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio — приспособление). Т.е. – это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .

В транскрипции явление аккомодации обозначаем У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.

2. Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:

Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков

Противопоставления гласных по наличию или отсутствию ла­биализации, по ряду и подъёму языка характерны только для их употребления под ударением и без учёта влияния на них соседних согласных. Но в речи звуки произносятся неизолированно.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от места ударения в слове

В фонетике различают сильные и слабые позиции гласных зву­ков. В сильной позиции гласные находятся под ударением, звучат отчетливо и не подвергаются изменениям. Безударные гласные на­ходятся в слабой позиции, произносятся менее отчетливо, неясно. Такое ослабление произношения гласных называется редукцией, а безударные гласные — редуцированными гласными. Редукции под­вергаются все гласные безударных слогов, но степень редукции и её характер неодинаковы для разных гласных. Наибольшим изме­нениям подвергаются гласные в зависимости от места ударения в слове. Безударные гласные произносятся с меньшей силой. Изме­нения безударных гласных по сравнению с ударными оцениваются на основании формулы А.А. Потебни, который предложил оценку силы ударных и безударных слогов: 3 — сила ударного слога, 2 — сила первого предударного слога (он слабее), 1 — сила остальных безудар­ных слогов (они ещё слабее). На основании этой формулы различа­ются две степени изменения безударных гласных по сравнению с ударными: первая степень редукции (I слабая позиция) — для глас­ных в первом предударном слоге и абсолютном начале слова, вторая степень редукции (II слабая позиция) — для гласных во втором, третьем и т.д. предударном и во всех заударных слогах. Меньшим изменениям подвержены гласные звуки в I слабой позиции, боль­шим — во II слабой позиции. Безударные гласные произносятся ко­роче ударных. В связи с сокращением времени на произнесение без­ударного гласного происходит значительное отклонение в положе­нии артикуляционных органов от того, что наблюдается при произ­несении ударных. Безударные гласные артикулируются менее энер­гично, чем ударные. Язык принимает положение, близкое к ней­тральному, т.е. такое, какое он занимает во время речевой паузы. Так, при произнесении гласного [а] в первом предударном слоге из- за меньшей длительности артикуляции язык не успевает дойти до крайнего нижнего положения, и гласный становится не нижнего подъёма, как ударный [а], а средне-нижнего — [Л]. Во втором преду­дарном слоге ударный гласный [а] заменяется звуком среднего подъ­ёма [ъ], при образовании которого язык занимает в полости рта среднее положение по вертикали.

По степени редукции и её характеру гласные среднего подъёма [э], [о] и гласный нижнего подъёма [а] противопоставляются глас­ным верхнего подъёма [и], [ы], [у].

Гласные верхнего подъёма [и], [ы], [у] в слабых позициях звучат так же, но несколько короче и не так ясно, как под ударе­нием, хотя и не утрачивают своего основного качества.

Гласные среднего и нижнего подъёма не только ослабляются, но качественно изменяются: они утрачивают свое основное качество. Такое изменение гласных среднего и нижнего подъема в слабых по­зициях называется качественной редукцией.

Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседних твердых или мягких согласных

Приспособление произношения одного звука к произношению другого называется аккомодацией. Различают три вида аккомода­ции: прогрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции предшествующего согласного: лямка — [л’амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к ар­тикуляции последующего согласного: брать — [брат’] и прогрес­сивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливает­ся к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого со­гласного: сядь — [c’am’]). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наибольшее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одно­го слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого сло­га.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо — [м’асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м’] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произно­шения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое харак­терно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей
фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный [и] после твёрдых согласных испытывает прогрессив­ную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происхо­дит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшест­вующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть — [играт’] и сыграть — [сыграт’].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем гласные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягкости соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ряда под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напря­женными: тени — [т’э’н’и]. пили — [п’и’л’и], иль — [и’л]. Учитывая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отме­тить следующие позиционные чередования: [э]//[э’], [и]/[и’].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими — продвинутые вперед в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял — [м°ал], моль — [мо°л°], её л — [в°ол], юг — [jyκ].

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки — [л ‘y o κ ’и], дяди — [д , a o ∂ ‘ιtj, Лёни — [л ’о°н ‘и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в за­висимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно от­метить следующие позиционные чередования: [a]∖∖a а а; о о о о ; у

Фонетические или позиционные чередования гласных и согласных звуков.

В русском языке существуют сильные и слабые звука, поэтому существуют позиционные чередования звуков. Наряду с ними существуют и позиционные (или фонетические чередования), существует так же исторические чередования. Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж . Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое.

Чередование звуков – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме.

Чередования различаются по характеру чередующихся фонем: чередования гласных или согласных: о//а (ходить — расхаживать), к//ч (пеку — печёшь). Звуки могут чередоваться не только друг с другом, но и с нулем звука: мес[т]о — мес[-]ный (местный), со[л]нечный — со[-]нце (солнце), стро[й]ка — стро[-]ит.

Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными):

е — о: несу — носит, везу – возит

е — о — нуль звука — и: наберу — набор — набрать — набирать

е — ноль звука:день — дня, верен – верна

о – а: приготовить – приготавливать

о — нуль звука:сон — сна, ложь — лжи, крепок — крепка

о — нуль звука — ы: посол — послать – посылать

а (я) — м — им: жать — жму — пожимать, взять — возьму — взимать

а (я) — н — им: жать — жну – пожинать, примять — примну – приминать

у — ов:кую — ковать, радую – радовать

у — ев:ночую — ночевать, врачую – врачевать

ю — ев:плюю — плевать, горюю – горевать

у — о — ы;сухой — сохнуть – засыхать

и — ой:бить — бой, запить – запой

е — ой:петь – пой

Чередование согласных:

г — ж:берегу — бережешь, жемчуг — жемчужина, строгий — строже

к — ч:пеку — печешь, мука – мучной

х — ш:слух — слушать, горох — горошина, сухой – суше

г – з — ж:друг — друзья – дружный

к — ц — ч:лик — лицо – личный

з – ж:возить — вожу, мазать — мажу, низок – ниже

зг — зж [ж]: визг – визжать

зд — зж [ж]:бороздить – борозжу

с — ш:носить — ношу, плясать – пляшу

д — ж:ходить — хожу, молодой – моложе

т — ч: хотеть — хочу, хлопотать – хлопочу

ск — ст — щ:пускать — пустить — пущу, густой — гуще

б — бл:любить — люблю, колебать – колеблю

п — пл:купить — куплю, капать — капля

в — вл:давить – давлю, ловить – ловля

ф — фл: графить – графлю

м — мл:сломить — сломлю, дремать – дремлю

д, т — с: веду — вести, плету – плести

к, г — ч:привлеку — привлечь, помогу – помочь

Исторические чередования

Исторические (традиционные) чередования— чередования звуков в пределах одной морфемы, не обусловленные современными фонетическими законами, а отражающие фонетические процессы, которые действовали в более ранние периоды истории развития языка: писать — пишу, сон – сна.

Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции.

Фонетическая транскрипция — особый вид письма, созданный для записи устной речи в соответствии с её звучанием (на сколько это возможно).

^- крышечка, редуцированный гласный звук О А или Е в первом предударном слоге и абсолютном начале слова. ПОСЛЕ твёрдого согласного!

Ъ- ер, редуцированный звук О А Е во всех безударных слогах, кроме первого предударного!

И е — редуцированное Е в первом предударном слоге. Мягкость согласного!

Ь- ерь, редуцированное э. Во всех позициях кроме первого предударного. После Мягкого!͞͞

т — обозначение долготы согласного звука.

Т’ – обозначение мягкости согласного звука.

Й разделяется на сильный йот [j] и слабый — [i̯] (знак безгласности, не слоговой)

Урок русского языка на тему «Позиционное чередование звуков»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

§1. Понятие позиционного чередования

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.

В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

[м а ро́ с ] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

§2. Позиционные чередования согласных звуков

Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.

Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].

Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:

– на конце слова: ты[л] и тю [ л ‘];

– перед гласными: [ д]уб и [ д ‘] ело ;

– перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н’]ка.

Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :

– перед мягкими согласными: например, в слове пи[с’м ‘] енный;

– перед [ш’], [ч’]: например, в слове бараба[н’ш’]ик.

Глухие и звонкие согласные тоже имеют свои слабые и сильные позиции .

Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.

Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:

– перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;

– перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в’] : например, в словах[з]лой и [ с ] лой, [з]венеть .

– в конце слова: парово[с];

– перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в’]): пово[с ] ка.

§3. Позиционные чередования гласных звуков

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е .

м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.

Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.

Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

Например, ду[п] – ду[б]ы.

§4. Краткие итоги урока

Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.

Чередование – замена одного звука другим.

Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в’] и [й].

В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.

Позиционные чередования гласных

1) Чередование ударного /о/ с безударным /а/ после твердых согласных в морфемах всех типов: в корнях (ос — насы́/), в приставках (/по́тпис‘— патхо́т/), в суффиксах (/сыноккат’о́нак/), в окончаниях (/дупло́мт’э́лам/). 2) Чередования ударного /э/ или ударного /а/ с предударным /и/ в корнях после мягких согласных: /м’эхм’иха́/ (э//и); /часчисы́/ (а//и).

Общей чертой рассмотренных чередований являлось то, что в них участвовали ударные гласные, находящиеся в сильной позиции, и безударные гласные, находящиеся в слабой позиции. Чередование /и//ы/, наоборот, с ударением не связано. Начальное корневое /и/ после твердых согласных в приставках и предлогах чередуется с /ы/: /игра́т’сыгра́т’/, /изба́в-ызб’э́/.

Позиционные чередования согласных

Позиционные чередования согласных можно разбить на четыре типа: 1) по звонкости-глухости; 2) по твердости-мягкости; 3) по месту и способу образования; 4) с фонемным нулем.

  • 1. Чередования по звонкости-глухости представлены тремя разновидностями: а) звонких с глухими в конце слова; б) звонких с глухими перед глухими; в) глухих со звонкими перед звонкими.
  • а) В конце слова чередованием связаны 10 из 11 пар звонких и глухих шумных (кроме /г’к’/). Неконечный звонкий в корнях и некоторых суффиксах чередуется с конечным глухим: /во́завос/, /халада́ха́лат/, /стр’ил’ба́стр’э́л’п/, /балтл’и́выйбалтл’и́ф/.
  • б) Неконечный звонкий в корнях и в приставках чередуется с глухим в позиции перед глухим (чередованием связаны те же 10 пар): /сма́зат‘— сма́ска/, /кружо́ккрушк’и́/, бмы́т’аптач’и́т’/, злав’и́т‘— искуп’и́т’/.
  • в) Чередования глухих со звонкими распространены гораздо меньше. Внутри слова в чередовании участвуют лишь пять пар: тд, т’—д’, с — з,с’з’, кг. Глухой шумный в корнях и в приставках чередуется со звонкими в позиции перед звонкими: тмы́т’адб’и́т’/, /прас‘и́т’про́з‘ба/, /малат‘и́т’малад‘ба́/. Что касается остальных пяти пар, то в них чередование имеет место лишь на стыке со словом, начинающимся со звонкого шумного: /клуб закры́т/, /марж гр’им’и́т/, /кров’ до́нара/. (В подобных сочетаниях можно наблюдать чередования и в пяти вышерассмотренных парах.)
  • 2. Чередования по твердости-мягкости подразделяются на два типа — чередования твердых с мягкими и чередования мягких с твердыми.

Чередования твердых с мягкими представлены тремя случаями.

  • а) Твердые согласные в корне или (редко) в суффиксе чередуются с мягкими перед э и и в суффиксах и окончаниях во всех 15 парах, составляющих корреляцию по твердости-мягкости. Число примеров практически безгранично: /рука́рук‘э́/, /домдо́м‘ик/, /в’интатв’ин’т‘и́т’/.
  • б) Перед суффиксом; чередование наблюдается в 12 парах согласных (за исключением заднеязычных) при образовании грамматических форм и форм словообразования: /колко́лjа/, /каро́вакара́в‘jа/, /кома́ркамар’jо́/, /суды́суд‘jа́/.
  • в) Твердые согласные в корнях и приставках чередуются с мягкими перед соответствующими мягкими: /гру́ппав-гру́п’п‘и/, /ссад’и́т’с’с‘ил’и́т’/.

Чередование мягких согласных с твердыми представлено, по-видимому, только в 10 парах согласных (кроме заднеязычных, л’-л и с’-с) в корнях перед суффиксами н, ск, к-: /ст’эпст’ипно́j/, /с’этс’э́тка/, /цар‘— ца́рск’иj/. Реальное положение в чередованиях последнего типа более сложное и требует дополнительных научных уточнений.

3. Чередования по месту и способу образования представлены лишь отдельными парами фонем: з — ж, с — ш, т — ц, т’— ц, д — ц, д’— ц, т — ч, т’— ч, д — ч, д’ — ч.

Переднеязычные зубные с, з в корнях и в приставках чередуются с нёбными ш, ж перед ш, ж, ч: /загар’э́т’/ — /жжа́р’ит’/, /сталкну́т’/ — /шшыт’/, /расп’ил’и́т’/ — /рашчйс’т’ит’/, /разда́т’/ — /ражжыр’э́т’/, /грус/ — /гру́шчик/.

Переднеязычные взрывные т’и д’ чередуются в корнях с аффрикатой ц (из суффикса -ец): /бра́т‘иц//бра́цца/, /малад‘э́ц//малацца́/. Согласный т’ чередуется с ц в инфинитивном суффиксе перед -ца (алломорфом возвратного постфикса -ся): /бр’ит‘//бр’и́цца/.

Чередование т и д с ц имеет место в приставках перед ц и с — начальными согласными корня: /падлажы́т’//паццып’и́т’/, твад’и́т’/цсад’и́т’/. Чередование т//ц происходит во флексиях 3 л. ед. и мн. ч. наст, времени при образовании возвратных форм перед постфиксом -ца: /стучи́т//стучи́цца/.

Таким образом, возвратный постфикс существует в трех алломорфах, находящихся в отношении дополнительной дистрибуции: -с’ стоит только после гласных (/мы́лас‘/, /умы́фшыс‘/); -ца выступает в формах инфинитива и 3 л. (/б’и́цца/, /б’)6цца/ (биться, бьётся); -с’а находится после согласных во всех остальных формах, включая повелительное наклонение: /мъ’тс’а/, /мо́jс’а/, /п’а́т’с’а/ (пяться).

Чередование т(д)//ч происходит в корнях и в приставках перед ч: /наво́тка/ — /наво́ччик/, /нал’о́т/ — /нал’о́ччик/, тр’э́зат’/ — /аччи́с’т’ит’/, /падлажы́т’/ — /паччиркну́т’/.

4. Чередование согласных с фонемным нулем представляет собой не что иное, как явление «непроизносимых согласных», вызываемое тем, что группы согласных, одинаковых по действующему органу, но различных по способу артикуляции, оказываются трудными для выговаривания. «Выпадение» согласного приводит к упрощению таких сочетаний, состоящих почти исключительно из переднеязычных согласных. Фонематическая интерпретация подобных ситуаций обнаруживает факт чередования. Чередуются в основном т и д в корнях и суффиксах.

Конечный согласный т (или т’) чередуется с нулем (т//ø, т’//ø) в позиции после с перед суффиксом -н-: /м’э́ста/ — /м’э́сныj/ или /м’э́соныj/ (местный), /л’э́с’т‘/ — /л’э́сøныj/, /ско́рас’т‘/ — /скарасøно́)/, /о́блас’т‘/— /абласøно́j/.

Чередование т//ø имеет место в суффиксе -ист перед суффиксом —ск: /фрэjд’и́ст//фрэjд’и́сøск’иj/ = /фрэjд’и́сск’иj/.

Чередование д’//ø происходит перед суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от названий стран на —андия: /исла́нд‘иjа//исла́нøск’иj/.

Чередование т’//ø происходит перед суффиксом прилагательных -лив-: /за́в’ис’т‘//зав’и́сøливыj/.

Чередования с нулем происходят и в отдельных словах: /здра́øствуj)/ (ср.: здравыйв//ø); /с’э́рøцэ/ (ср.: сердечкод’//ø); /со́øнцэ/ (ср.: солнышкол//ø).

Специфика чередований с нулем заключается в том, что в этом случае невозможно определить какие бы то ни было сильные и слабые позиции.

Чередование фонем (заключение)

Понятие чередования вместе с понятием фонемы является ключевым для теории фонетики. Именно здесь проявляется осмысление (с позиций той или иной концепции) связи фонетического и грамматического уровней языка.

Принципиальным в плане общей теории чередований является их разделение на позиционные (в том же значении употребляется термин «живые чередования» и более спорный в теоретическом отношении термин «автоматические чередования») и исторические. Это разделение, однако, глубоко принципиально и в плане соотношения фонетики и морфологии.

Исторические чередования в целом морфологически обусловлены, хотя это и не всегда очевидно. Например, в парадигме день, дня, дню. чередование корневого /э/ с фонемным нулем входит как формальное средство в склонение существительного, противопоставляя формы И.п. и В.п. ед.ч. остальным членам парадигмы. Но имеются и такие чередования, которые никакой морфологической функции не выполняют: ликлицо, светсвеча.

Позиционные чередования в целом обусловлены возможностью/невозможностью появления фонемы в том или ином фонетическом контексте — позиционном, комбинаторном и позиционно-комбинаторном. По этой причине позиционные чередования характеризуются большей обобщенностью. В принципе, они не должны иметь исключений, как, например, чередования звонких с глухими или ударного о с безударным а (о//а). Однако непоследовательность проявления чередований, вполне возможная для исторических (сер.: дракадрачлив, но криккриклив), все же возможна и для позиционных. Так, в чередованиях мягких с твердыми перед суффиксом -ск- (конский, царский, имперский, казанский, мусульманский, пермский, философский) имеется и исключение — июньский (от июнь). Нет строгих позиционных закономерностей в чередованиях с фонемным нулем. Сочетание [стл’] возможно /кастл’авыj/, однако в иной морфемной позиции по сравнению с /зав’и́сл’ивыj/ = /зав’и́сол’ивыj/; в первом случае т сохраняется перед суффиксом -ляв-, во втором случае ø «входит» в состав корня, но перед суффиксом -лив-; фонетические же условия (т.е. перед [л’] = /л’/) для сохранения т или появления ø одинаковы.

Позиционные чередования гласных звуков

Позиционно чередуются только звуки О, А, Э, т.е. те, которые подвергаются качественной редукции. Позиционные чередования гласных вызваны сменой позиций звуков – с сильной на слабую или наоборот (сильная позиция для гласных – положение под ударением):

Дом – дома – домовой

[дом] [дΛма] [дъмΛвой]

Подпись подписывал подписал

Ряд ряды рядовой

Бег бегом беговой

Приведенные примеры позиционных чередований отражают результаты качественной редукции.

Аккомодация тоже может быть причиной позиционных чередований (для звука и): игла – с иглой

Позиционные чередования отражаются в транскрипции , на письме нет. Мена звуков, мены букв нет!

Позиционные чередования согласных звуков

Позиционно чередуются только те согласные звуки, которые имеют пары по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Мена звуков вызвана сменой позиции с сильной на слабую или на оборот (в рамках данных оппозиций).

Позиционные чередования согласных по зв./глух.:

Робкий – робок пирогом — пирог

[ропк , ий] II [робък] [п , ирΛ гом] II [п , ирок]

Сказал – сказка сломал — сбил

[сказъл] II [скаскъ] [слΛмал] II [зб , ил]

Позиционные чередования согласных по тв./мякг.:

Роза – розе конь — конский

[розъ] II [роз , ь] [кон , ] II [конск , ий]

[з] II [з , ] [н] II [н , ]

Можно одновременно наблюдать чередования по зв./глух., тв./мягк.:

Рубка – рубит – лесорубы- прорубь

[рупкъ] [руб , ит] [л , ьсΛрубы] [проруп , ]

[п] II [б , ] II [б] II [п , ]

Сломать – сшить – понятие позиционных чередований неприменимо, т.к. звуки не яв-ся парными.

Исторические чередования звуков

Историческим чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы , не обусловленная действием живого фонетического закона (изменением фонетической позиции):

Носит – вынашивать – в корне отчетливо различаются разные звуки о и а , оба находятся в сильной позиции, под ударением; с и ш не яв-ся парой зв/глух, находятся в сильной позиции. Это исторические чередования. Они наблюдаются без транскрипции, есть мена звуков и мена букв.

Исторические чередования гласных звуков и гласных с сочетанием звуков

е,о // Ø – д5нь –дня, сон-сна

а, я // Øн // ин – начать – начну- начинать

а, я // Øм // им – сжать – сожму- сжимать

а, я // йм // им – занять – займу- занимать

е//и//о//а// Ø – умер- умирать-мор-вымаривать- умрет

е/а – лезть –лазать

ы// Ø – порываться – порваться

и// Øй//ей – пить-пью-пей

ы// ой – выть – вой

ы// ы(в) // о(в)//а(в)– плыть- плыву -пловец-плавать

ю,у //ов // ев кую-ковать клюв-клевать

Исторические чередования согласных звуков

к // ч// ц (ц //ч) – лик – лицо-личина

г //ж // з — друг – друзья – дружно

з //ж; с//ш – вожу-воз, носит – ношу

х // с – тряхнуть – тряска

т //ч //щ – свет – свеча – освещение

д // ж// жд – ход – хожу- хождение

ск//щ – плекс плещет

ст // щ – свист – свищет

д,т // с – веду – вести, мету – мести

б//бл – любит – люблю

п//пл – лепит – леплю

в//вл – ловит – ловля

ф//фл – графить – графлю

м//мл – корм- кормление

Лекция № 3. СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ. УДАРЕНИЕ

СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается одним дыхательным толчком.

Слог – это минимальная звуковая единица, которую можно вычленить дикционно при произнесении слова. Он яв-ся структурным компонентом фонетического слова.

Слог, как и любую фонетическую единицу, можно рассматривать с разных точек зрения. Слог можно рассматривать с точки зрения работы органов речи — артикуляции. Слог можно рассматривать с акустической точки зрения. Слог –это такая фонет.единица, которая не связана со значением, не имеет значения (как и звук). Отсюда трудности в слогоделении. Вопрос о слоге – один из сложнейших в фонетике. Он носит дискуссионный характер.

Традиционно считается, что мельчайшей единицей фонетического членения речи является звук. С артикуляционной точки зрения минимальные единицы речевого потока – слоги, а не звуки. Мы не произносим отдельные звуки, а произносим слоги.Звуки выделяются не при непосредственном произношении а в ходе лингвистического анализа. Наше бытовое представление о делении слов на слоги не совпадает с научным: о-кно.

Существует большое количество теорий слога. Эти многочисленные теории можно объединить в три группы:

1 группа теорий связывает слогоделение с работой речевого аппарата – с артикуляцией. Эти теории называют артикуляционными. Разновидности внутри этой группы:

А) выдыхательная теория связывает деление слов на слоги с работой органов дыхания. Согласно этой теории, слог – это отрезок речи, произносимый одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько делается выдыхов при произнесении слова. Опыты показывают, что выдыхательная теория охватывает отнюдь не все случаи слогоделения. Иногда количество выдыхов не соответствует количеству слогов.

Б) теория мускульного напряжения связывает деление слов на слоги с учетом того, как изменяется напряженность речевого аппарата при произнесении отрезков речи, называемых слогами. При произнесении одних звуков мускульное напряжение ослабляется, при произнесении других – усиливается. Когда произносится гласный звук, особенно ударный, все части речевого аппарата напряжены равномерно. Поэтому говорят о разлитом напряжении. Когда произносится согласный звук, напряжение концентрируется в той его части, где имеется препятствие для воздушной струи. По теории мускульного напряжения, слог – это такой отрезок, в котором идет нарастание, а затем падение мускульного напряжения. Это приводит к тому, что слово делится на слоги. Лев Влад.Щерба, кроме мускульного напряжения, уделял большое внимание ударению как средству выделения ударного слога. Ударный слог характеризуется большей напряженностью речевого аппарата.

2-я группа теорий – акустические. Эти теории связывают слогоделение с восприятием речевого потока. Иначе они называются теориями сонорности.

Сонорность – это звучность звуков. Исследователи давно установили, что разные звуки обладают разной степенью звучности. Одним из первых теорию сонорности развивал датский ученый Отто Есперсен. Он построил шкалу относительной звучности звуков. Его шкала 10-ти ступенчатая (10 групп звуков по степени звучности).

В совр. русской лингвистике теорию сонорности развивал Рубен Иванович Аванесов. Он установил 3-х ступенчатую шкалу звучности (интерпретаторы берут 4-хступенчатую). Теория сонорности учитывает не абсолютную звучность звуков, а только относительную. Самыми звучными яв-ся гласные звуки. Их оценили 4-мя единицами звучность. Следующие по звучности сонорные согласные звуки – 3 единицы. Звучность шумных согласных – 1 единица (интерпретаторы этой теории делят шумные на звонкие – 2 ед. и глухие -1 ед). Но удобнее пользоваться 3-хступенчатой шкалой (4-3-1).

Теория сонорности исходит из закона открытости слога. Действие этого закона обеспечивается принципом восходящей звучности, сформулированным Р.И.Аванесовым.

Аванесов утверждал, что начало непервого слога строится по принципу восходящей звучности, т.е. в начале непервого слга звучность нарастает, слог начинается с менее звучного звука и продолжается более звучным.

По теории сонорности слогораздел в слове происходит перед звуком наименьшей звучности.

Если в слове мы имеем сочетание звуков С +Г+С+Г, то не возникает трудностей при слогоделении, т.к. согласный звук менее звучный, чем гласный, поэтому граница слога проходит перед согласным:

Бо – ти – нок бе — ре – за

14 14 341 14 34 14

Труднее, если в слове есть сочетание нескольких согласных между гласными (интервокальные сочетания). Необходим анализ звуков по степени звучности.

ГССГ ГСССГ ГССССГ

А) … глас. + шумн.согл. + шумн.сгл. + глас…

по-кра- ска се – стра

б) …глас. + сонор.согл. + сонор.согл. + глас. …

ко – рма ва – нна

в) …глас. + шум.согл. + сонорн. согл. + глас. …

г) …глас. + сонорн.согл. + шумн.согл. + глас. ….

шкур – ка ком- пас

Если в слове несколько падений звучности, то граница проходит там, где падение звучности больше.

Особого внимания требует согласный звук j, он самый звучный из согласных – 3,5 ед. При сочетании с другими согласными, он будет относиться к предыдущему слогу, т.е. слогораздел будет проходить после него перед любым другим согласным звуком:

…глас. + j + шумн.согл. + глас. …

….глас. + j + сонор.согл. + глас. …

По теории сонорности в 2-х случаях внутри слова могут быть закрытые слоги:

1. после j перед любым другим согласным: вой-ско, мой-ва, лей-ка, лай-ка

2. после сонорного согласного перед следующим шумнымсогласным: пол-ка, борь-ба, бом-ба

Если рядом два сонорных согласных, то они отходят оба к след.слогу: ко-рма, па-льма, га-мма

Т.О., внутри интервокальных сочетаний сгласных граница слога проходит в том случае, если первый согласный звучнее последующего: кор-ка

Внутри интервокальных сочетаний согласных не проходит граница слога, если согласные равны по звучности, или второй звучнее первого: ма-ска, бу-ква, те-мно, бу-гры.

З группа теорий – экспериментальные

Это теории, которые опираются на эксперименты, проведенные с помощью точных приборов. Достоинство этих теорий в том, что они объединяют два подхода к слогу – артикуляционный и акустический. Исследуется работа органов речи, акустические характеристики звуков.

Сторонники эксп.теорий доказали, что слог – минимальная произносимая единица, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Один из авторов – Лия Васильевна Бондарко.

Эксп.теории изучают степень слитности звуков в слогах. Установлено, что сочетание согл. + глас. более тесное, чем гл. + согл. Если внутри слова есть интервокальные сочетания согл., то слогораздел происходит иначе, чем по теории сонорности. По экс.теории все слоги в слове открытые, за исключением тех, которые закрыты j (в этом теория сонорности и эксп.теория сходятся) .

По теории сонорности по экспер.теории

есть мнения, что вообще все слоги в слове открытые, т.е. ни один согласный не может закрывать слог.

ТИПЫ СЛОГОВ

Слоги могут быть: открытые и закрытые (по наличию согласного звука справа) – ка-ран-даш; бе-се-дка; со-ло-ма; пор-вал; Бай-кал

Логии могут быть прикрытые и неприкрытые (по наличию согласного слева) – ар-буз, о-кно, вой-на, ёл-ка (первый слог прикрыт j).

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1343 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector