3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила оформления цитат и ссылок

Правила оформления цитат 45250

Статья посвящена правилам цитирования в научных работах. Мы расскажем вам об общих правилах цитирования, о частных случаях и частых ошибках, которые совершают авторы.

Введение

Тема правильного оформления заимствованных элементов стала с недавних пор весьма обсуждаемой. Более серьезное внимание к плагиату и несколько скандалов, связанных с диссертациями известных людей, привели к ужесточению требований к цитированию в научных работах.

Научная работа без цитирования невозможна. Тонкая грань между плагиатом и цитированием заключается в соблюдении правил, описанных в ГОСТах и методических пособиях. К сожалению, некоторые пособия не дают точных ответов на вопросы цитирования, оставляя пробелы. Издательство «Молодой ученый» продолжает рассказывать о правильном оформлении ваших работ и в данном материале напомнит основные правила научного цитирования.

Общие правила

Что такое цитирование? Цитированием называется:

  • заимствование фрагмента текста автора;
  • заимствование формул, положений, иллюстраций, таблиц и других элементов;
  • недословное, переведенное или перефразированное воспроизведение фрагмента текста;
  • анализ содержания других публикаций в тексте работы.

Самое важное правило цитирования заключается в сопровождении цитаты ссылкой на определенный источник из списка использованной литературы. Отсутствие ссылки при цитате или отсутствие цитаты при наличии ссылки является грубой ошибкой оформления работы. Например, в издательстве «Молодой ученый» это может стать поводом для возврата вашей статьи на доработку.

Как грамотно оформить ссылки на работы других авторов? Вам нужно придерживаться следующих правил:

  1. Обязательно ставьте кавычки при дословном переписывании текста источника. В противном случае такая цитата станет плагиатом.
  2. Текст цитаты должен быть полным. Произвольное сокращение текста недопустимо.
  3. При ссылке на автора указывайте его фамилию и инициалы. Инициалы располагаются перед фамилией, например, «М.Т. Калашников» или «С. Хокинг». Не нужно писать имена авторов целиком, даже в том случае, если они достаточно известные, – достаточно инициалов.
  4. Не стоит начинать абзац с цитаты, инициалов или фамилии автора.
  5. Все ссылки в работе оформляются в едином стиле.

В научных работах распространен такой вид цитирования, как парафраз. Так называется пересказ цитаты своими словами. В этом случае ссылка на автора также обязательна, как и сохранение смысла при пересказе. Парафраз уместен в следующих случаях:

  • предоставление обобщенной информации при ссылке на несколько источников;
  • краткое изложение объемной теоретической концепции;
  • объемные цитаты, неприменимые для прямого упоминания.

Изменение цитаты допустимо только в особых случаях. Как правило это нежелательно, но существуют случаи, когда ГОСТ Р 7.0.5_2008 «Библиографическая ссылка» и методические пособия разрешают внесение авторских изменений в цитату:

  1. При развертывании сокращенных слов в полные. В данном случае необходимо взять дополненную часть слова в квадратные скобки.
  2. При изменении падежа слов в цитате. Изменение допустимо только в том случае, если цитата подчиняется синтаксическому строю фразы, в которую она включена.
  3. При цитировании работ, изданных до реформы русской орфографии 1918 г.
  4. При обозначении опечаток и ошибок в тексте документа. Ошибка не исправляется, но ставится правильно написанное слово в квадратных скобках или вопросительный знак в скобках.

Частные случаи

Существуют особые варианты цитирования текста, используемые в частных случаях. К таким вариантам можно отнести цитирование по вторичным источникам, упоминание иностранных авторов и терминов, самоцитирование и цитирование законодательных актов.

Цитирование по вторичным источникам возможно только на этапе знакомства с темой и проблематикой исследования, а также для определения понятийного аппарата работы. Все цитаты, которые используются подобным образом, должны быть тщательно выверены по первичным источникам. Также нужно быть уверенным в том, что во вторичном источнике не было допущено ошибок. Случаи, в которых возможно цитирование по вторичному источнику:

  • первоисточник утерян или недоступен (например, находится в закрытых архивах или библиотеках);
  • первоисточник написан на сложном для перевода языке;
  • текст цитаты известен по записи слов их автора в воспоминаниях других лиц;
  • цитата приводится для иллюстрации хода мыслей и аргументации автора.

При упоминании фамилий иностранных авторов, а также при цитировании иностранных источников, текст источника также приводится не на языке оригинала, а на языке научной работы (например, на русском). Если корректность перевода вызывает сомнения, можно использовать парафраз. В том случае, если автор не обладает широкой известностью в российской науке, необходимо дополнительно написать его оригинальные фамилию и инициалы в скобках.

Важно правильно транслитерировать фамилию автора. Для этого можно обратиться к русскоязычным источникам и публикациям на данную тему. С большой долей вероятности источник цитаты уже указывался и был переведен на русский язык. Отметим, что в списке использованных источников иностранные публикации указываются на языке оригинала.

Самоцитирование – частая практика в российских научных работах. Ранее опубликованные исследования автора могут являться источником цитаты. Такой вид цитирования позволит избежать дублирования информации и самоплагиата, а также поможет направить заинтересованного читателя к предыдущим и связанным работам. Собственные цитаты должны быть оформлены по всем правилам цитирования. Необходимо помнить, что цитирование собственных работ должно быть уместным и обоснованным, дополнять научную работу и следовать ее задачам.

Цитирование законодательных актов должно проводиться строго по первичным источникам, тем более, что все законные и подзаконные акты являются публичной и общедоступной информацией. Проведение цитаты по вторичным источникам будет выглядеть неуместным и совершенно неоправданным. Нужно убедиться, что используется действующая редакция закона и в том, что закон вступил в силу. Это можно проверить с помощью какой-либо правовой системы, например, «КонсультантПлюс» ( http://www.consultant.ru).

Часто совершаемые при цитировании ошибки

Несмотря на лаконичность и однозначность правил цитирования, периодически авторы научных работ допускают ошибки. Давайте разберемся, как возникают наиболее распространенные ошибки.

  1. Отсутствие ссылки в списке использованной литературы. Такая ошибка может стать следствием простой невнимательности, но при этом рассматривается как серьезный недочет.
  2. Ссылки на популярные издания или на авторов, не имеющих должной научной квалификации. Квалификацию авторов необходимо проверять, исходя из стиля работы и найденной информации об авторе и самой публикации. В том случае, если относительно квалификации автора имеются сомнения, лучше избегать его цитирования.
  3. Отсутствие ссылки при размещении графических материалов. При заимствовании графических материалов (например, схем, диаграмм, рисунков), а также таблиц, вы должны указать ссылку на источник информации. Такая информация без ссылки на источник будет являться нарушением авторских прав.
  4. Дословное переписывание текста и «очереди» из цитат. Для того, чтобы сохранить живой характер повествования, необходимо использовать цитаты в разумных пределах, а также варьировать форму цитирования. Например, использовать парафраз.
  5. Нарушение правил вторичного цитирования. Авторы достаточно часто цитируют информацию так, будто сами нашли ее в первоисточнике или так, как если бы она принадлежала автору вторичного источника.
  6. Ошибки при цитировании иностранных авторов. Неправильный перевод фамилии автора, отсутствие оригинального написания имени и фамилии, ошибки в парафразе при самостоятельном использовании источника. Также важно помнить, что в списке литературы названия источников цитат должны быть приведены на языке оригинала.
  7. Использование цитат с непроверенным авторством, а также цитат, содержащих банальные или же ошибочные утверждения.
  8. И, наконец, самая непростительная и неэтичная ошибка: отсутствие кавычек и ссылки на источник информации. В таком случае цитата считается плагиатом.

В статье мы рассмотрели основные особенности научного цитирования. Обычно вполне достаточно знать эти простые правила для того, чтобы четко соблюдать авторские права и быть застрахованным от непреднамеренного плагиата. Если же вы хотите углубиться в проблему и узнать больше деталей и тонкостей, то рекомендуем прекрасное методическое пособие Т.О. Кулинкович.

Также рекомендуем прочитать

Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью

Главная идея интеллект-карт в том, чтобы смоделировать, нарисовать мысли, которые летают по нейронам нашего мозга. Ученые бьются над тем, чтобы понять, как мы думаем. В нашей голове явно лежат не абзацы текста, нумерованные или маркированные списки. Там все организовано как-то иначе. Есть гипотеза, что наши мысли работают примерно вот так, если их нарисовать на листе бумаги.

Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности

Вот вроде бы и тема научной статьи есть, и весь материал собран, а текст никак не пишется. Вы просто не можете взять и усадить себя за статью! Ходите из угла в угол, прокрастинируете со страшной силой. Конечно, сейчас же самое время узнать, сколько самолетов ТУ-154 все еще эксплуатируется и прочитать биографию Егора Летова. Так уходят часы и дни — а текста статьи все нет. Что делать? Главный редактор «Молодого ученого» Ильдар Ахметов делится своими секретами эффективности.

Проблема выбора: журналы открытого доступа или традиционные научные издания

Многие исследователи сталкиваются с необходимостью выбора: опубликовать результаты в журнале открытого доступа или в традиционном (и, возможно, более солидном) научном издании. Рассмотрим четыре основных фактора, влияющих на решение — это доступность, стоимость, репутация и скорость.

Правила цитирования и оформления ссылок

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.

Делая в работе ссылки на литературные и другие источники, необходимо соблюдать следующие требования цитирования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения

цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник. Однако, таким цитированием злоупотреблять не следует.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

6. Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

7. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т. е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки.

Вариантами таких оговорок являются: (разрядка наша.-А.А.);(подчеркнуто мною. — А. А.); (курсив наш. — А.А.).

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме

одного  когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие. Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например:

Серж Тубиана отмечал: «Делёз был подлинным синефилом. В строгом смысле этого слова… Он раньше и лучше нас понял, что в каком-то смысле само общество — это кино».

Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью (опущены первые слова), например:

При посещении Президентской библиотеки Дмитрий Анатольевич Медведев потребовал «…скорость входа на сайт библиотеки должна быть налажена так, чтобы даже читатель с Камчатки мог мгновенно получить доступ, а не ждать часами».

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например:

Делёз приписывал кино необычайно высокий теоретический статус, говоря, что «поскольку философия после своей смерти разлита по всему пространству культуры, то почему бы не найти ее в кино?»

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например:рис. 1.3,табл. 1.1,с. 34,гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: «изрисунка видно, что. «, «таблица показывает, что. » и т. д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».

Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то  в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

При написании выпускной квалификационной работы необходимо давать ссылки, указывающие на автора и источник заимствования материалов. Указанные ссылки должны делаться также в отношении собственных научных работ, выполненных им как в соавторстве, так и единолично.

Библиографические ссылки – это сведения об источниках цитат, цифр и т.п., связанные условными обозначениями с конкретными местами основного текста.

Существуют следующие виды библиографических ссылок:

— подстрочные – вынесенные из текста вниз полосы страницы;

— затекстовые – вынесенные за текст всей работы или её части;

— внутритекстовые – являющиеся неотъемлемой частью текста, приводимые в квадратных скобках.

При использовании подстрочных библиографических ссылок их печатают с абзацного отступа и от основного текста отделяются чертой.

В качестве знака ссылки применяются арабские цифры. Подстрочные ссылки нумеруются последовательно в пределах каждой страницы. Для оформления подстрочных ссылок следует выбрать функции: «Меню – Ссылки – Вставить концевую сноску».

Пример оформления затекстовых библиографических ссылок: В тексте: [6, с. 45] В затекстовой ссылке:

6. Базаров, Т. Роль лидера в кризисе [Текст] / Т. Базаров // Управление персоналом. – 2012. – № 17. – С. 43–46.

Категорически не рекомендуется использовать внутритекстовыессылки.

Примеры оформления подстрочных библиографических ссылок:

Ссылка на книгу:

1 Маркузе, Г. Одномерный человек // Эрос и цивилизация.

Одномерный человек. М., 2012. С. 471. Ссылка на статью:

2 Филобокова, А. В. Проблемы повышения эффективности деятельности промышленных предприятий // Экономист. – 2012. – № 3.

Для электронных ресурсов удаленного доступа (сетевых ресурсов) приводят примечание о режиме доступа, в котором допускается вместо слов «Режим доступа» (или их эквивалента на другом языке) использовать для обозначения электронного адреса аббревиатуру «URL» (UniformResourceLocator − унифицированный указатель ресурса).

Информацию о протоколе доступа к сетевому ресурсу (ftp, http и т. п.) и его электронный адрес приводят в формате унифицированного указателя ресурса.

Примеры оформления подстрочных ссылок на электронные ресурсы:

1) Природа России. Национальный портал [Электронный ресурс].

// URL: http://www.priroda.ru (дата обращения: 25.06.2011);

2) Электронный журнал BioDat [Электронный ресурс] // URL: http://www.biodat.ru/doc/lib/index.htm (дата обращения: 14.12.2010).

Повторную библиографическую ссылку на один и тот же документ или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые библиографические сведения о нем уже указаны в первичной ссылке.

В повторной ссылке указывают элементы, позволяющие идентифицировать документ, а также элементы, отличающие от сведений в первичной ссылке.

Первичная Нюридсани, М. Сальвадор Дали: пер. с фр. М. : Мол.

гвардия, 2008. 541 с.

Повторная Нюридсани М. Сальвадор Дали. С. 56.

Первичная Автономова, Н. С. Открытая структура: Якобсон – Бахтин – Лотман – Гаспаров / РАН, Ин-т философии, Ин-т науч. информ. по обществ.наукам. М.:

РОССПЭН, 2009. 503 с.

Повторная Автономова, Н. С. Открытая структура. С. 358.

При повторных ссылках, содержащих запись на многочастный документ, приводят заголовок (при наличии одного, двух или трех авторов), основное заглавие, обозначение, номер тома и страницы.

Первичная Российская политическая наука: в 5 т. / Российская ассоциация политич. науки; ред. А. И. Соловьев. Т. 1: XIX — начало XX в. М.: РОССПЭН, 2008. 839 с.

Повторная Российская политическая наука. Т. 1. С. 125.

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же». В повторной ссылке на другую страницу (другой том) к словам «Там же» добавляют номер страницы (номер тома).

Первичная Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. / сост. А. К. Шапошников. Т. 1: А-Н. М.:

Флинта, 2010. – 582 с.

Повторная Там же. Т. 2: Н-Я. С.265.

Комплексные ссылки содержат информацию о нескольких источниках, которые отделяют друг от друга точкой с запятой с пробелами до и после знака. Каждую из ссылок в составе комплексной ссылки оформляют по общим правилам.

Булатов, В. Н. Муж слова и разума: Афанасий – первый архиепископ Холмогорский и Важский. Архангельск, 2002. – С. 54; Его же. Адмирал Кузнецов: архангельский Север в жизни и судьбе флотоводца. Архангельск, 2004. С. 68.

Комплексные ссылки применяются в случаях, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, например:

Как видно из исследований последних лет (12; 34; 52. С.14–19; 64. С.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:

Исследованиями ряда авторов (15; 38; 103) установлено, что…

Исправления

Отдельные слова, формулы, знаки в учебные документы допускается вписывать черными чернилами, тушью, пастой. При этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять закрашиванием белой краской (штрихом) и нанесением исправленного изображения машинописным способом или от руки.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ И ССЫЛОК;

Необходимым элементом написания студенческой на­учной работы является цитирование. Цитаты в умерен­ных количествах украшают текст и создают впечатление основательности; вы подкрепляете и иллюстрируете свои мысли высказываниями авторитетных ученых, выдерж­ками из документов и т. д. Однако цитирование тоже тре­бует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник надо грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники — один из самых необходимых в научной работе навыков.

Наиболее распространенная форма цитаты — прямая. Это означает, что приводимое высказывание из литера­турного источника оформляется внутри текста по суще­ствующим правилам цитирования. Напомним: вначале идут так называемые «слова автора» — часть предложе­ния, в которой вы сообщаете, кто и в какой работе, по какому поводу написал то, что вы сейчас собираетесь про­цитировать. Эта часть предложения еще относится к ва­шему собственному тексту. Далее ставится двоеточие, от­крываются кавычки и с большой буквы приводится це­ликом авторское высказывание. После того как закроют­ся кавычки, ставится точка. Если цитируемое высказы­вание представляет собой авторский вопрос или воскли­цание, вопросительный или восклицательный знак, по­ставленный автором, остается внутри кавычек. Все зна­ки препинания внутри цитаты должны в точности воспро­изводить авторскую пунктуацию. В тех случаях — в на­учн или какие-то другие соображения требуют поставить сло­ва автора после цитаты или в середине цитируемого тек­ста, разорвав его, знаки препинания ставятся согласно су­ществующим правилам. Приведем ряд примеров:

В. Г. Белинский писал: «Влияние Гоголя на русскую ли­тературу было огромно».

«Для истинного художникагде жизнь, там и по­эзия», — указывает великий русский критик.

«Язык, — отмечал, А. П. Чехов, — должен быть прост и изящен».

Такой способ цитирования не очень удачен в смысле маневренности, так жак не позволяет встраивать цитату в ваше собственное предложение. Если того требует текст, вы можете нач«ать цитату не с начала предложения автора, а с нужной вам его части, и эту часть встроить в собственные рассуждения:

Например, по мнению Ш. Эйзенштадта, «организаци­онные структуры и теханизмы социального взаимодей­ствия и общественного разделения труда сами по себе не делают человеческое поведение предсказуемым».

Рассматривая организационный аспект социального по­рядка как «механизмы, институциональные формы или про­цессы, обеспечивающее некоторую предсказуемость во взаимоотношениях людей», Ш. Эйзенштадт тем самым затрагивает в этой связи феномен социальных ожиданий, В тех случаях, когда вас непосредственно интересует только часть высказывания автора, которая находится в глубине цитируемого предложения, вы можете выпустить ненужные вам подробности, поставив внутри цитаты многоточия. Произвольно сокращать цитату, не обнаружи­вая сокращения соответствующими знаками, не разреша­ется.

Если вы цитируете источник, обязательно нужно на него сослаться. В студенческих работах обычно это дела­ется с помощью подстраничных сносок, хотя вообще практикуется и составление примечаний.

Сноски помещаются внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование, под текстом. В конце цитаты ставится арабская цифра, обозначающая поряд­ковый номер сноски на данной странице. Этот же но­мер ставится внизу страницы. Далее вы называете из­дание, на которое ссылаетесь, в таком порядке: фами­лия и инициалы автора, точка, полное заглавие книги, точка, тире, краткие выходные данные — как было опи­сано применительно к библиографическому списку, точ­ка, тире, номер страницы, где расположено цитируемое высказывание.

«В России, как и на Западе, социологические исследова­ния правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания оправе» 1 .

Если вам нужно сослаться на статью, опубликованную в журнале, это будет выглядеть так:

Симкин Л. Правосудие и власть // Новый мир. 1990.7. С. 178.

Если на этой же странице работы вы цитируете еще один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, что и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколь­ко раз, название и выходные данные приводятся полнос­тью только первый раз, а затем отмечается:

Если цитируется источник на иностранном языке, вме­сто «там же» пишется: «Ibid».

В случае, если приходится снова цитировать ту же кни­гу на других страницах вашей работы, указывается толь­ко фамилия автора, а вместо заглавия ставится: «Указ. соч.» или — для иностранных источников — «Op. cit.». Например:

Лапаева В. В. Указ. соч. — С.172.

Как уже говорилось, многое зависит от стиля цитиро­вания. Обилие прямых цитат на каждой странице может произвести впечатление несамостоятельности всей ра­боты в целом. Поэтому следует варьировать форму цити­рования. Не обязательно оно должно быть прямым. Пря­мая цитата необходима там, где важно все сказанное ав­тором вплоть до интонационных нюансов и стиля поле­мики: когда вы либо подвергаете позицию автора крити­ке и хотите полностью привести наиболее характерные и уязвимые с вашей точки зрения места его произведе­ний, либо анализируете сам текст (например, в литературоведческих и филологических работах), либо исполь­зуете распространенную цитату в подтверждение соб­ственных высказываний. В иных случаях цитирование вполне может быть косвенным, то есть просто близким к тексту пересказом мыслей автора. Такой пересказ также требует ссылки, и вы обязательно должны ее сделать.

Косвенное цитирование допускает разные варианты оформления. Вы можете частично ввести ссылку прямо в текст, написав, к примеру, так: «Крупнейший предста­витель немецкой классической философии Г.В.Ф. Гегель утверждал, что природа—это инобытие абсолютного по­нятия». Или: «Диалектический метод в его идеалистичес­ком варианте требовал рассмотрения природы как ино­бытия абсолютного понятия», — и, сделав подстраничную сноску, сослаться на работы Гегеля. В первом слу­чае подстраничная сноска тоже необходима, но посколь­ку речь идет о конкретном высказывании Гегеля, вы дол­жны просто указать название работы, номер тома и стра­ницу, где он формулирует эту мысль. Во втором же слу­чае вы затрагиваете уже не какое-то одно высказывание, а всю концепцию в целом, и поэтому ссылку нужно на­чать словами: «См. об этом:» или просто «См.:» и продол­жить ее указанием на конкретные работы, тома и стра­ницы. Вообще подобный способ ссылаться практикует­ся везде, где наблюдается логически неоднозначная связь ссылки с соответствующим местом в тексте.

Если нужно подчеркнуть, что наряду с процитирован­ным источником высказанную вами мысль подтвержда­ют и другие, следует использовать оборот: «См., например:» или «См., в частности:». Если вы хотите дополнить эффект цитирования ссылкой на какие-то еще дополни­тельные источники, вы можете воспользоваться оборо­том «См. также:». Когда ссылка направляет читателя к

другому источнику для сравнения, практикуется оборот «Ср.:». Когда нужно отослать к другим источникам, более детально освещающим вопрос, которого вы коснулись в своей работе лишь в общих чертах, можно написать «Об этом подробнее см.:».

Правильный подбор, распределение в тексте и оформ­ление прямых и косвенных цитат во многом определяет облик работы и общее впечатление, возникающее у ре­цензента при ее чтении.

▼ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ СОКРАЩЕНИЙ

В научных текстах принята единая система сокраще­ний, которой необходимо следовать и при написании сту­денческой работы. Обязательно нужно сокращать слова «век», «год» при указании конкретных дат и просто хро­нологических границ описываемых явлений и событий. Когда эти слова употребляются в единственном числе, при сокращении оставляется только первая буква: 1967 г., XX в. Если речь идет о нескольких годах или веках, или о перио­де, длившемся с такого-то года по такой-то или на протя­жении нескольких веков, первая буква слова «век» или «год» удваивается: 1902 — 1917 гг., X — XIV вв.

Выражение «до нашей эры» сокращается только так: «до н.э.»; «нашей эры» — «н.э.».

В определенных случаях принято сокращать слово до первых двух букв: «ст.» — статья, «св.» — святой, «гл.» — глава. Другие слова сокращают, оставляя часть корня или весь корень без окончания и суффиксов: «англ.», «исп.», «лат.» — обычно так поступают с названиями языков в сносках и примечаниях.

Некоторые длинные слова сокращают, оставляя не­сколько первых букв и одну — две последних, а на месте про­пущенных ставят дефис: «изд-во» (издательство), «ун-т»

Сложные термины, названия организаций, учрежде­ний, политических партий сокращают с помощью уста­новленных аббревиатур, которые составляются из пер­вых букв каждого слова, входящего в название. Так, вме­сто слов «высшее учебное заведение» принято писать «вуз» (обратите внимание на то, что в данном случае все буквы аббревиатуры — строчные). Названия учебных и академических учреждений тоже сокращаются по пер­вым буквам: Российская Академия наук — РАН, Москов­ский физико-технический институт — МФТИ, Инсти­тут философии, литературы и истории — ИФЛИ. Аб­бревиатуры названий общеизвестных политических партий, например, КПСС, НСДАП, ЛДПР не объясняют­ся, если же речь идет об организации или партии, кото­рую знают не все, при первом использовании аббревиа­туры ее названия следует в скобках или в сноске объяс­нить ее значение. В академическом тексте можно пользоваться и аббревиатурами собственного сочине­ния, сокращая таким образом часто встречающиеся в работе сложные составные термины. При первом упот­реблении такой аббревиатуры необходимо в скобках или в сноске дать ее объяснение.

В конце предложения (но не в середине!) принято иногда пользоваться установленными сокращениями не­которых слов и оборотов, например: «и др.» (и другие), «и т.п.» (и тому подобное), «и т. д.» (и так далее), «и пр.» (и прочее). Оборот «то есть» сокращается по первым бук­вам: «т.е.». Внутри предложения такие сокращения не допускаются.

Некоторые виды сокращений допускаются и требуют­ся только в ссылках, тогда как в самом тексте их не долж­но быть. Это «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «напр.» (на­пример), «акад.» (академик), «проф.» (профессор).

Названия единиц измерения при числовых показате­лях сокращаются строго установленным образом: остав­ляется строчная первая буква названия единицы измере­ния, точка после нее не ставится: 3 л (три литра), 5 м (пять метров), 7 т (семь тонн), 4 см (четыре сантиметра).

Рассмотрим теперь правила оформления числитель­ных в академическом тексте.

Порядковые числительные — «первый», «пятый», «двести восьмой» пишутся словами, а не цифрами. Если порядковое числительное входит в состав сложного сло­ва, оно записывается цифрой, а рядом через дефис пишет­ся вторая часть слова, например: «десятипроцентный ра­створ» записывается как «10-процентный раствор».

Однозначные количественные числительные в тексте пишутся словами: «в течение шести лет», «сроком до пяти месяцев». Многозначные количественные числительные записываются цифрами: «115 лет», «320 человек». В тех случаях, когда числительным начинается новый абзац, оно записывается словами. Если рядом с числом стоит со­кращенное название единицы измерения, числительное пишется цифрой независимо от того, однозначное оно или многозначное.

Количественные числительные в падежах кроме име­нительного, если записываются цифрами, требуют добав­ления через дефис падежного окончания: «в 17-ти», «до 15-ти». Если за числительным следует относящееся к нему существительное, то падежное окончание не пишется: «в 12 шагах», а не «в 12-ти шагах».

Порядковые числительные, когда они записываются арабскими цифрами, требуют падежных окончаний, ко­торые должны состоять:

• из одной буквы в тех случаях, когда перед оконча­нием числительного стоит одна или две согласные или «й»: «5-я группа», а не «5-ая», «в 70-х годах», а не, «в 70-ых»;

• из двух букв, если числительное оканчивается на со­гласную и гласную: «2-го», а не «2-ого» или «2-о».

Если порядковое числительное следует за существи­тельным, к которому относится, то оно пишется цифрой без падежного окончания: «в параграфе 1», «на рис. 9».

Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, никогда не имеют падежных окончаний, напри­мер, «в XX веке», а не «в ХХ-ом веке», «III съезд РСДРП», !а не «III съезд» и т.п.

Правила оформления цитат и ссылок. Цитаты и способы цитирования

· Цитата в начале предложения (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с заглавной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

· Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится много­точие), и с заглавной буквы, если в источнике первое слово цитаты начинается с заглавной буквы (в этом слу­чае многоточие перед цитируемым текстом не ставится).

· В цитатах сохраняются грамматическая форма и знаки препинания, которые имеются в цитируемом источнике.

· Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце, ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются. Если при цитировании двух абзацев пропущено первое предложение второго абзаца, то последний должен на­чинаться с многоточия. Если при цитировании двух абзацев пропущено последнее предложение или его окончание в первом абзаце и первое предложение или его начало во втором абзаце, следует ставить многоточие в конце первого абзаца и в начале второго абзаца.

· Если предложение исследования заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением, или ставят точку (или другой необходимый знак), если цитата не является са­мостоятельным предложением (входит в текст предложения цитируемого источника).

· Если в каком-либо исследовании Вы обнаружили принципиально Важную для Вас цитату из работы, которая Вам по тем или иным причинам недоступна (автор ссылается на заграничное или дореволюционное издание и т.д.), то Вы можете включить эту цитату в свой текст, обязательно указав не только автора приводимых слов, но и источник цитирования. Ссылка в таком случае оформляется так: «Цит. по: » или «Цит по кн.» или «Цит. по ст.:».

· Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается или иллюстрируется положение Вашего текста, то в таких случаях можно использовать слова «См., например:», «См. в частности:»

· Следует помнить, что фрагментарное использование ­отдельных частей текста грозит ошибками в понимании и искажением смысла источника. Поэтому при цитирова­нии необходимо учитывать контекст.

· Недопустимы чрезмерно обширные цитаты, их нужно заменять пересказом своими словами со ссылками на соответствующую литературу. Можно использовать монолитную цитату из нескольких предложений только в случае особой важности точных выражений цитируемого текста. Большие периоды используемого текста источникового материала имеет смысл выносить в приложения. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и первое и второе снижает уровень научной работы: чрезмерно обширные цитаты создают впечатление компилятивности исследования, а недостаточное количество цитированного материала уменьшает научную ценность работы. Цитирование должно быть логически оправданным и неразрывно связанным с текстом, достаточно убедительным и соответствующим требованиям правил оформления цитат.

· При цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже логически связанных между собой. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

· При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), следует быть предельно точным в изложении мыслей автора (авторов) и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

· Нельзя забывать о необходимости однозначного определения основных понятий, используемых в работе. То или иное понятие в научной литературе разными авторами может трактоваться по-разному, но во всем тексте Вашего исследования, от начала до конца, оно должно иметь только одно, четко определенное автором значение. Целесообразно оговорить значения ключевых понятий во Введении.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник, ссылка на который приводится в соответствии с установленными нормами.

Правила оформления ссылок. Библиографические ссылки – необходимая часть научной работы. Ссылки делаются не только при прямом цитировании (в этом случае заимствованный фрагмент текста заключается в кавычки), но и в тех случаях, когда заимствуются важные данные, новые факты, цифровой материал и т.п. Ссылки принято делать при упоминании или анализе работ того или иного автора, а также при необходимости адресовать читателя к трудам, в которых рассматривается данный вопрос.

Существуют разные способы оформления сносок.

Затекстовое оформление сносок является наиболее удобным для автора. Непосредственно после упоминания произведения или цитаты в квадратных скобках дают­ся две цифры: сначала жирным шрифтом пишут номер, соответствующий номеру данного документа в списке источников и литературы, а через запятую указывают страницу, на которой содержится использованная цитата или высказывается приведенное в тексте мнение (например, [4 , с. 241]). РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕННО ЭТОТ СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ СНОСОК.

Концевое оформление сносок, т. е. ссылки на источники или литературу даются в конце работы. В этом случае непосредственно после цитаты или места в тексте, требующих ссылки или комментария, ставятся цифры (начиная от единицы) в верхней половине строки (например, «. »»). В конце работы после Заключения следует раздел Примечания, в котором в порядке нумерации (1, 2, 3, . n) помещаются ссылки.

Постраничное или подстрочное оформление сносок наиболее удобно для читателя. В этом случае ссылки на источники и литературу приводятся под текстом на той же странице, на которой сделана ссылка.

Ссылки нумеруют в последовательном порядке (1, 2, 3. n) в пределах каждой страницы, главы или всего текста. Следует иметь в виду, что при таком способе оформления ссылок могут возникать технические сложности. Если при доработке текста вы будете вставлять в него какие-либо фрагменты, новые цитаты и т.д., либо, напротив, сокращать текст, то расположение сносок на странице может нарушиться, они могут исчезнуть, переместиться на другой лист и т.д.

Внимание! Вне зависимости от того, какой способ оформления сносок Вы используете в своей работе, ссылка на Библиювсегда приводится следующим образом: непосредственно после цитаты в круглых скобках дается сокращенное название книги (напри­мер, Бытие — Быт. или Иоанн — Ин.), номер главы и стих через двоеточие; если цитируется несколько стихов, то ставится дефис (например, Мф. 22: 14 или Мф. 22: 41-46). При ссылках на Коран указываются номер суры и аята: (например , Коран.10:33).

При концевом и постраничном оформлении ссылка оформля­ется следующим образом: фамилия автора, запятая, инициалы имени и отчества, название работы, место и год издания, страница (или страницы), с которой взята информация. Опубликованные источники описываются подобно книгам, статьям.

Обычно при вёрстке текстов для веба на оформление цитат не обращают достаточного внимания. Стараясь исправить это досадное недоразумение, мы коснёмся двух вопросов: типографического оформления цитат (в той части, где чаще всего допускаются ошибки при вёрстке) и реализации этого оформления в HTML-коде.

Мы также не будем касаться вопросов проверки смысловой точности цитирования, правильного использования купюр, сокращений и дополнений — всех интересующихся ждёт «Справочник издателя и автора» А. Э. Мильчина и Л. К. Чельцовой.

Надеемся, что эту запись будет удобно использовать как справочник по часто встречающимся вопросам оформления цитат.

Типографическое оформление цитат

Кавычки

Кавычки ставятся только в начале и конце цитаты, независимо от размера цитаты и количества абзацев в ней.

Цитаты заключаются в кавычки такого же рисунка, что и применяемые в основном тексте в качестве основных — в подавляющем числе случаев это кавычки-ёлочки « ».

Если внутри цитаты есть слова (словосочетания, фразы), в свою очередь заключённые в кавычки, то последние должны быть другого рисунка, чем кавычки, закрывающие и открывающие цитату (если внешние кавычки — ёлочки « », то внутренние — лапки „ “, и наоборот). Например: Василий Пупкин заявил в недавнем интервью: «Компания „Пупстройтрест“ заняла почётное шестьсот двенадцатое место в рейтинге строительных компаний Запорожья».

Если в цитате встречаются кавычки «третьей ступени», то есть внутри заключённых в кавычки словосочетаний цитаты есть, в свою очередь, слова, взятые в кавычки, в качестве последних рекомендуются кавычки второго рисунка, то есть лапки. Пример из Мильчина и Чельцовой: М. М. Бахтин писал: «Тришатов рассказывает подростку о своей любви к музыке и развивает перед ним замысел оперы: „Послушайте, любите вы музыку? Я ужасно люблю… Если бы я сочинял оперу, то, знаете, я бы взял сюжет из „Фауста“. Я очень люблю эту тему“». Но вообще, лучше попытаться так перестроить оформление цитаты, чтобы таких случаев не возникало.

Знаки препинания после цитаты, стоящей в конце предложения

Цитата со словами цитирующего внутри

Если в месте разрыва цитаты отсутствуют знаки препинания, либо разрыв происходит на месте запятой, точки с запятой, двоеточия или тире, то слова цитирующего отделяются с двух сторон запятой и тире «, -» (не забывайте, что перед тире должен стоять неразрывный пробел!).

Правила оформления цитат и ссылок

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного научного произведения следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый материал.

Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие:

— текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях используется выражение «так называемый»;

— если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора;

— если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после кавычек ставят многоточие;

— если цитируемый текст идет после точки, то его воспроизводят с прописной буквы.

Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы, независимо от того, как она начиналась в источнике.

По ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки и другие элементы, расположенные в Приложении.

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3, табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см. …».

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с применением программы «Ссылки». Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставится в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.

Требования к оформлению социально значимых проектов

1. Описание проекта включает титульный лист, на котором указываются:

· название и сроки реализации проекта,

· фамилия, имя, адрес, телефон автора или всех членов авторского коллектива,

· фамилия, имя, отчество, телефон, место работы и должность куратора проекта,

· название и адрес организации, которую представляет автор или авторский коллектив.

2. Описание проекта, включающее (не более 10 страниц):

— сведения об авторе (авторском коллективе);

— актуальность реализованного проекта;

— цели и задачи проекта;

— отличительные особенности данного проекта от других проектов по той же тематике, реализованных на той же территории (в селе, городе, районе);

— план-график подготовки и реализации проекта;

— содержание проекта с кратким описанием форм и методов работы;

— ресурсы, задействованные для реализации проекта;

— полученные результаты, планируемые отсроченные результаты, методы оценки результативности проекта.

Приложения: материалы, иллюстрирующие механизм реализации, результативность проекта (объем не более 10 страниц).

Объём исследовательской работы

· 1-4 классы — не более 2 страниц в соответствии с ФГОС.

· 5-6 классы — не более 8 страниц (формат А4, программа Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, все поля – стандартные, выравнивание текста по ширине листа).

· 7-8 классы – не более 10 страниц.

· 9-11 классы, студенты колледжей и других средних специальных учебных заведений — не более 12 страниц.

· педагоги — не более 14 страниц.

Объём приложения– не более 10 страниц.

Презентация для защиты работы(не более 20 слайдов).

Время защиты работы на очном этапе –5-7 минут.

Требования к рисункам, фотографиям, поделкам, презентациям

Обучающихся 1-4 классов

— Оформление Вики-страницы участника конкурса, на которой публикуются рисунки, фотографии и описание. Страница прикрепляется к сообществу «VI Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс «На волжских просторах» (http://www.openclass.ru/node/535938).

— Формат рисунков А4, фотография авторская.

— Если ученик представляет рисунок, то изображение может быть выполнено при помощи красок, карандашей, фломастеров и др. Поделка выполняется из любых материалов.

— Информация о выбранном объекте оформляется творчески (историческая справка, экологическая проблема, культурное достояние изображённого объекта, место расположения и др.). Лучше оформлять с целеполаганием, задачами и методами, как требует форма проекта.

Основные способы цитирования

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.

Цитаты оформляются следующими способами:

1. Предложениями с прямой речью.

Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.

1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.

Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен» .

2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).

Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное . это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.

Например: Писарев писал: «. красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «. Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

2. Предложениями с косвенной речью.

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.

Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

А. П. Чехов подчёркивал, что « . праздная жизнь не может быть чистою».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин) . (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)

3. Предложениями с вводными словами.

Например: По словам А. М. Горького , «искусство должно облагораживать людей».

Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.

Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.

Цитата как продолжение предложения

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ

Цитата заключается в кавычки.

Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.

Например: Белинский писал: « Создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

« Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок! » — писал С. Маршак.

« Горек чужой хлеб , — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца » (П.).

Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что « создает человека природа, но развивает и образует его общество ».

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.

Например: « . Тяжелы ступени чужого крыльца », – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: « Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что « музыка. может и отравлять и исцелять ». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие. ».

Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.

Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:

« Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.

Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.

Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом ».

Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.

Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что « Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев. ».

Конечно, есть такие скептики, которые считают, что « как сказал – так и ладно. Все равно поймут! ».

Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.

Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).

Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).

Например: О. Бальзак утверждал, что « там, где все горбаты , прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).

При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.

Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.

Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:

Золотая роза

Литература изъята из законов тления.
Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин

Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:

Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:

И нос, и плечи поднимал

Вошедший с нею генерал, –

муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.

Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.

Например: А волоса у нее [ русалки ] зеленые, что твоя конопля (Т.).

При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.

Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства . У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве. Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет ».

Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.

Например: Борьба Пастернака за « неслыханную простоту » поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности. (Д. С. Лихачев).

Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.

Например: . Многие страницы английского классического романа « ломятся » от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – « непыльный » цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).

Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.

Например: От его приветливого « я вас ждал » она повеселела (Б. П.); « Хочешь? », « давай ты » звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.

Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» ( Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.

Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет . » (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector