0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Преподаватели обж проходят обучение по го

Как учат преподавателей ОБЖ и БЖД

В Институте развития МЧС России проходят повышение квалификации группы преподавателей-организаторов школьного предмета ОБЖ и преподавателей вузовской дисциплины БЖД. Чему учат педагогов, насколько изменились требования к их подготовке и с какими трудностями им приходится сталкиваться – рассказывают специалисты института.

Если провести контент-анализ большинства научных статей, рассматривающих вопросы гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций (ЧС), предисловий к учебникам в области ГО и защиты от ЧС, можно с уверенностью сказать, что с каждым годом количество рисков стремительно увеличивается. Все это говорит об одном: нужно не отставать от времени и как можно лучше готовить нашу молодежь к безопасной жизнедеятельности в новом, интересном, но полном рисков мире. Задача преподавателей-организаторов предмета ОБЖ – сформировать у ребят основы культуры личной и коллективной безопасности, правильного экологического поведения, нравственно-этического мировоззрения и риск-мышления, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания.

Сегодня курсы учебного предмета ОБЖ и дисциплины БЖД не сводятся только к изучению системы гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), правил оказания первой помощи и действий по сигналам оповещения – предметы стали более многогранными: здесь и раздел стратегических основ национальной безопасности, вопросы экологической безопасности, аспекты прохождения военной службы. Предметы стремительно развиваются, а следовательно, те, кто их преподает, тоже должны поспевать в развитии профессиональных компетенций.

Преподаватели предмета ОБЖ и дисциплины БЖД во всей России проходят повышение квалификации на базе нашего Института развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России по программе «Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС» объемом 72 часа. Соответственно профилю в программе обучения много времени уделяется именно тематике организации и ведения гражданской защиты, с учетом сегодняшнего постоянного поиска новых форм и подходов к этим вопросам, частого внесения изменений в нормативно-правовую базу. Как раз на базе нашего института педагоги в ходе повышения квалификации могут достоверно узнать обо всех изменениях в нормативной базе, а также вникнуть в суть новых подходов к преподаванию предмета. Ведь жизнь стремительно меняется, и мы не ограничиваемся рамками тематического плана, учитываем все последние инновации в педагогической деятельности, а их достаточно много.

Так, с недавним опубликованием совместной разработки МЧС и Минобрнауки – Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в Российской Федерации, а также в рамках научно-исследовательской работы «Совершенствование организации подготовки населения в области защиты населения и территорий от ЧС с использованием современных методик и технических систем обучения» мы постоянно ищем возможность учить наших слушателей современным педагогическим методикам. Опытный и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав нашего института, как и ведущих кафедр академии, позволяет за время повышения квалификации дать педагогам именно те знания, которые им нужны, с учетом всех современных тенденций обучения.

В стенах нашего института в рамках четырехчасового семинарского занятия преподаватели со всех уголков страны делятся своим педагогическим опытом. Причем этот опыт внимательно учитывают не только их коллеги, но и преподаватели института, которые их обучают. Это нужно для того, чтобы определить наиболее «узкие» места в подготовке педагогов и восполнить существующие пробелы в знаниях. Информация, полученная на семинарском занятии, плюс методические материалы, выдаваемые слушателям на электронном носителе, позволяют им по прибытии на место работы с новыми знаниями реализовывать свои планы в педагогической деятельности.

Мы, в свою очередь, внимательно прислушиваемся к их запросам. Так, уже к сентябрю нынешнего года планируем внедрить новые темы в программу для школьных и вузовских педагогов, преподающих соответственно ОБЖ и БЖД. В этих разработках будут учтены самые насущные запросы педагогов, исходя из актуальности тематики. К примеру, вопросы финансирования, материально-технического обеспечения РСЧС и ГО преподавателям ОБЖ нужны в меньшей степени, чем тематика экологических последствий ЧС, отработка практических навыков оказания первой помощи и других учебных вопросов, имеющих первостепенное значение в обучении.

Из постоянного общения с педагогами выясняются наиболее актуальные проблемы, связанные с обучением. Так, к большому сожалению, в ряде школ отношение к предмету ОБЖ до сих пор идет по остаточному принципу. Преподаватели не имеют базового образования в этой области, а то скупое финансирование школ на уровне регионов и еще меньшее на уровне муниципалитетов не позволяет выделять средства на достойное оборудование специализированного учебного класса по ОБЖ, как и на регулярные выездные мероприятия в подразделения пожарной охраны, служб спасения и т.д.

Новый образ педагога

Одна из главных задач на сегодняшний день состоит в том, что образ преподавателя-организатора ОБЖ необходимо менять. Вспомните, кто вел у вас в российской школе ОБЖ. Как правило, это офицер запаса, а то и в отставке, которого современные пятиклашки вряд ли могут понять, как и он их. Время социальных сетей, смартфонов и планшетов, умных часов и виртуальной реальности – это не всегда хорошо для процесса обучения, где нужна сосредоточенность, но от этого никуда не уйти. И в этом пространстве также очень много рисков. Кто поможет школьникам их избежать? Большинство преподавателей не имеют образования в области БЖД, а знания по ОБЖ сводятся к навыкам, полученным бывшими офицерами во время службы или просто «из жизни». Проблемы копились годами и десятилетиями, а менять все нужно сегодня. И начинать необходимо с самого педагога, так как он является ключевым звеном в обучении.

Каким нам видится новый образ педагога, преподающего ОБЖ? Это человек от 25 до 40 лет, который имеет высшее образование: либо педагогическое по профилю БЖД, ОБЖ, как студенты нашей академии, либо в области защиты от ЧС. Также желательно, чтобы за плечами у преподавателя (если он мужчина) была служба в армии или других силовых структурах. Нужно отчетливо понимать, что вести данный предмет может не каждый, точно так же, например, как и математику, географию. Тем не менее в школах нередко эта истина не берется во внимание.

А с учетом того, что предмет ОБЖ планируется внести в перечень дисциплин ЕГЭ и учитывать при поступлении на такие направления, как «Техносферная безопасность», «Пожарная безопасность», «Информационная безопасность», «Туризм», формирование нового образа педагога просто необходимо, причем в ближайшее время.

От проблем – к качеству

В отличие от школьных педагогов у преподавателей дисциплины БЖД задача – подготовить специалиста, компетентного в основных вопросах безопасности современной техносферы и комплексе глобальных и региональных угроз уже на уровне их системного видения. Он должен быть способен к анализу, синтезу, проблемно-ориентированному и креативному мышлению по вопросам безопасности, компетентен в основной нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы безопасности.

Важное значение в программе повышения квалификации преподавателей БЖД имеют практические занятия. Особенный интерес у слушателей вызывает практика по оказанию первой помощи под руководством доктора медицинских наук, заслуженного работника образования Российской Федерации, профессора кафедры медико-биологической защиты Алексея Лобанова. С большой благодарностью отзываются они о занятиях, проводимых на кафедре пожарной безопасности преподавателями Лилией Шарифуллиной и Еленой Аносовой, где слушателям показывают современные приборы, стенды и макеты для преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Но и здесь немало проблемных вопросов. Больше всего заботит отсутствие преемственности программ ОБЖ и БЖД. Второе должно логически вытекать из первого: материал должен быть новым и подаваться на новом уровне, а по факту в вузе БЖД опять начинается с основ, затрагивая курс ОБЖ. Эту проблему нужно решать, чтобы уйти от дублирования.

Приходится приспосабливаться и к новым реалиям нынешнего времени. Так, массовое объединение образовательных организаций (вузов) приводит к сокращению штатных единиц на кафедрах БЖД. Соответственно, сокращается и количество мест по данному направлению подготовки. Мы по-прежнему видим свою задачу в том, чтобы дать педагогам качественную подготовку, вооружить их максимумом необходимых знаний. В то же время назрела необходимость правильно расставить некоторые акценты в тематике обучения педагогов. Так, наш институт в первую очередь отмечает уклон тематики дисциплины в сторону охраны труда, изучения различных воздействий на человеческий организм, а вот вопросам ГО и защиты от ЧС неоправданно отведено очень мало времени. Но эта проблема вполне решаема собственными силами.

Главной же трудностью на данный момент остается недостаточно высокий уровень преподавателей, обучающихся на курсах повышения квалификации: в основном они не имеют базового педагогического образования по БЖД – это либо бывшие военные и сотрудники полиции, либо экологи. Таким образом, как и в сфере ОБЖ, нужно формировать новый образ педагога и в области дисциплины БЖД. Такая необходимость тоже назрела, причем давно.

Нынешний год объявлен в МЧС России Годом культуры безопасности. Важно понять, что именно последовательное изучение ОБЖ и БЖД как раз и обеспечивает формирование необходимого уровня этой культуры. Ее формирование способствует выработке у молодых людей умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. В критической ситуации мы никогда не поднимемся до уровня своих ожиданий, а опустимся до уровня своей подготовки – так говорят специалисты. Именно дисциплины, касающиеся вопросов безопасности жизнедеятельности, должны дать человеку этот необходимый уровень, который позволит не только спасти себя, но и помочь в сохранении жизни и здоровья другим.

Обучение по гражданской обороне в организациях: ответы на актуальные вопросы

19.04.2017 года были внесены (2 мая 2017 вступили в действие) изменения в Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, что привело к возникновению ряда вопросов в сфере проведения организационных мероприятий по гражданской обороне на предприятии.

Напомним, что все организации-работодатели обязаны проводить инструктаж по гражданской обороне (ГО):

— для всех сотрудников в виде курсового обучения,

— для новых работников в виде вводного инструктажа в течение первого месяца работы.

Обязанности не новые, поправки в законодательство только уточнили формы и сроки обучения.

Ответственность за неисполнение требований и мероприятия по Гражданской обороне наступает в виде штрафа в соответствии со статьей 20.7 КоАП РФ.

• За невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны:

— на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;

— на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

• За невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:

— на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В тоже время, на практике обычно возникают следующие вопросы:

— Достаточно ли назначить одного ответственного по управлению гражданской обороной в организации численностью до 100 человек?

Организации численностью до 100 человек достаточно назначить одного ответственного по ГО и ЧС.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 (ред. от 14.10.2016) «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

В ранее действующей редакции пункта 4 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 N 782, был прямо предусмотрен количественный состав сотрудников, ответственных за ГО и ЧС. В настоящее время положения данного пункта содержат отсылочную норму к Приказу МЧС России от 31.07.2006 N 440.

Между тем, пунктом 5 Приказа № 440 установлено, что количество работников структурных подразделений по гражданской обороне организаций (с учетом численности представительств и филиалов), отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, определяется исходя из норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782. Таким образом, данные положения повторно содержат отсылку. Далее пунктом 6 Приказа № 440 установлены требования к количественному составу организации (в военное время и в организациях, прекращающих работу в военное время).

В организации, не отнесенной к категории гражданской обороны, с численностью штата до 100 человек, назначение одного ответственного сотрудника является достаточным. Данный вывод основан на положениях пункта 6 Приказа № 440, поскольку требования к количественному составу установлены исключительно в данной норме.

— Какие требования к ответственному за гражданскую оборону в организации (образование, профессия, принадлежность к воинской службе и т.д.) предъявляет законодательство РФ?

Лицо, ответственное за ГО и ЧС, в обязательном порядке должно получить дополнительное профессиональное образование в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы в этой должности.

Обязательных требований к квалификационным данным сотрудника, ответственного за ГО и ЧС, законодательством РФ не установлено. В качестве рекомендуемых возможно использовать требования, установленные в Приказе Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977, к инженеру по ГО и ЧС, а именно:

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям I категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям II категории: высшее профессиональное (техническое) образование, подготовка по специальной программе и стаж работы в должности инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям не менее 3 лет.

Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям: высшее профессиональное (техническое) образование подготовка по специальной программе без предъявления требований к стажу работы.

Между тем, обращаем внимание, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным (пункт 5 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

— Какое обучение, в каком объеме, как часто необходимо ответственному по организации гражданской обороны?

Лицо, ответственное за ГО и ЧС, должно получить дополнительное профессиональное образование в области защиты от чрезвычайных ситуаций. В дальнейшем обучение осуществляется раз в пять лет. Остальные сотрудники организации проходят вводный инструктаж, а также курсовое обучение по гражданской обороне.

Согласно подпункту г) пункта 5 Постановления от 02.11.2000 N 841 (ред. от 19.04.2017) «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» организации разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне самостоятельно с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны (см. «Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (утв. МЧС России 22.02.2017 N 2-4-71-8-14) ).

Работодатель (как указано в Постановлении Правительства РФ от 02.11.2000 N 841):

— организует и проводит вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;

— осуществляет курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации.

Периодичность прохождения курсового обучения: 1) работающее население и личный состав формирований и служб – ежегодно; 2) остальные работники, указанные в подпункте 2.2 «Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (утв. МЧС России 02.12.2015 N 2-4-87-46-11) – не реже одного раза в 5 лет.

— При наличии филиалов в других регионах РФ, требуется ли назначение ответственных за гражданскую оборону в филиалах организации?

Назначение самостоятельного ответственного лица по ГО и ЧС в филиале организации не требуется.

Количество ответственных работников за ГО и ЧС в организации определяется с учетом количества работников филиалов и представительств. В связи с чем полагаем, что назначение отдельного ответственного лица в филиале организации не требуется.

— Кто должен проходить обучение по ГО: только сотрудники организации или физлица, с которыми заключены договоры ГПХ тоже?

Организации, независимо от формы собственности должны проводить курсовое обучение и вводный инструктаж по ГО в отношении своих работников, с которыми заключен трудовой договор. Обязанность организации проводить указанные мероприятия в отношении физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, законодательством не предусмотрено.

Кто должен проходить обучение по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

Вы можете заказать у нас обучение по курсу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций» позвонив по телефону 8-800-500-567-3

В любой организации обязательное обучение должны проходить:

  1. руководитель организации;
  2. сотрудник, уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС .

Обратите внимание, что руководитель не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС. То есть в любом случае придется обучить как минимум двух сотрудников.

Если организация наделена полномочиями защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций,выполнять задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также если она входит в территориальную подсистему РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), то на предприятии создаются:

  1. комиссия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  2. комиссия по устойчивости функционирования организации;
  3. эвакуационный орган муниципального образования и организации;
  4. спасательная служба муниципального образования и организации;
  5. нештатное аварийно-спасательное образование.

Руководители и специалисты этих подразделений также должны проходить обучение по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в пять лет. Но требования закона на этом не исчерпываются.

Гражданская оборона и системы защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС) нужна для того, чтобы:

  1. сохранить жизнь работников и населения при авариях и природных катастрофах;
  2. провести аварийно-спасательные работы и другие неотложные действия в очаге катастрофы;
  3. обеспечить устойчивую работу объекта в чрезвычайной ситуации и не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Система защиты от чрезвычайных ситуациях на предприятиях, как правило, держится на рядовых сотрудниках, у которых нет профессиональных навыков и знаний в этой области. Но в случае аварии они должны будут организовать неотложные действия, от которых зависит безопасность всего персонала предприятия. Поэтому важно обеспечить качественную подготовку работников по вопросам ГО и ЧС.

Как обучать остальных работников

Работодатель обязан обучать всех работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также гражданской обороне. Проводить занятие может сотрудник, уполномоченный по вопросам ГО и ЧС, который прошел соответствующую подготовку в учебном центре. Примерная программа обучения по ГО и ЧС должностных лиц и специалистов утверждена МЧС России 28 ноября 2013 г. № 2-4-87-36-14. В нее входят следующие темы:

  1. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций.
  2. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования.
  3. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения.
  4. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
  5. Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения.
  6. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.
  7. Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными.

Занятия организуются по решению руководителя организации, как правило, ежемесячно в течение года. Их проводят в рабочее время.

Чтобы сделать обучение как можно более эффективным, запомните несколько рекомендаций:

  1. Обучение по ГО и ЧС должно строиться на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти на предприятии или отдельных объектах.
  2. Используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение.
  3. Чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Ее можно раздать работникам для самостоятельного изучения. Лучше сконцентрироваться на проработке действий в ситуациях, которые могут сложиться на конкретно взятом объекте. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.
  4. Закрепите порядок действий в экстремальной ситуации в программе вводного, первичного инструктажей по охране труда или в других программах обучения.

Учебный центр в области обеспечения пожарной безопасности г.Краснодара

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации

Подготовка и обучение работников являются неотъемлемой частью комплекса мер по ГО и ЧС в организации.

Кому необходимо пройти обучение по ГО и ЧС?

Работодатель обязан обучать всех работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также гражданской обороне. Проводить занятие может сотрудник, уполномоченный по вопросам ГО и ЧС, который прошел соответствующую подготовку в учебном центре.

В каждой организации обязательную аттестацию в учебном центре должны пройти 2 сотрудника:

  • руководитель организации
  • уполномоченный на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Руководитель организации не может выполнять функции уполномоченного. Поэтому обучение гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должны пройти оба эти сотрудника.

Срок действия удостоверения

1 год – Удостоверение по обучению в области ГО и ЧС рабочих и служащих.

5 лет – Свидетельство о повышении квалификации в области ГО и ЧС для руководителей организаций, должностных лиц и работников гражданской обороны, а также преподавателей курса “Основы безопасности жизнедеятельности” и дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” учреждений общего и профессионального образования.

Для данной категории лиц, впервые назначенных на должность, переподготовка или повышение квалификации в области гражданской обороны в течение первого года работы являются обязательными.

Нормативные документы,

регламентирующие обучение по охране труда

  • Федеральный закон от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  • Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  • Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  • Постановлений Правительства Российской Федерации от 02.11.2000г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (в ред. от 22.10.2008г. № 501)

Штрафы

Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и нарушение правил гражданской обороны в соответствии со статьями 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) влечет за собой составление предписания об устранении выявленных нарушений и наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей ;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей .

Уполномоченный или структурное подразделение

Уполномоченный или структурное подразделение по гражданской обороне должны быть в любой организации, независимо от их организационно-правовой формы, размера и вида деятельности.

Количество работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС, зависит от штатной численности организации и ее категории по ГО (п.4 Постановления Правительства РФ № 782) :

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО:

  • до 200 человек – 1 человек, выполняющий функции по совместительству.
  • свыше 200 человек – 1 освобожденный работник.
  • В организациях, отнесенных к категориям по ГО:
  • до 500 человек – 1 освобожденный работник;
  • от 500 до 2000 человек – 2-3 освобожденных работника;
  • от 2000 до 5000 человек – 3-4 освобожденных работника,
  • свыше 5000 человек – 5-6 освобожденных работников.

Порядок отнесения организаций к категориям по ГО определяет Постановление Правительства от 19 сентября 1998 года № 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО».

Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 в постановление внесены изменения

Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841
«Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

С изменениями и дополнениями от:

15 августа 2006 г., 22 октября 2008 г., 9 апреля 2015 г., 19 апреля 2017 г., 30 сентября 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о подготовке населения в области гражданской обороны.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 в наименование внесены изменения

Положение
о подготовке населения в области гражданской обороны
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841)

С изменениями и дополнениями от:

15 августа 2006 г., 22 октября 2008 г., 9 апреля 2015 г., 19 апреля 2017 г., 30 сентября 2019 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы подготовки.

ГАРАНТ:

См. Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденную МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14

См. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, утвержденные МЧС России 30 июня 2014 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 в пункт 2 внесены изменения

2. Основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 подпункт «а» изложен в новой редакции

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;

в) выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 подпункт «г» изложен в новой редакции

г) овладение личным составом нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб (далее — формирования и службы) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 в пункт 3 внесены изменения

3. Лица, подлежащие подготовке, подразделяются на следующие группы:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274

а) руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций (далее именуются — руководители);

Информация об изменениях:

Подпункт «б» изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274

б) работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее — работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее — работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;

ГАРАНТ:

См. Положение об организации обучения работников ПФР и его территориальных органов в области гражданской обороны, утвержденное распоряжением Правления ПФР от 12 апреля 2010 г. N 95р

в) личный состав формирований и служб;

Информация об изменениях:

Подпункт «г» изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274

г) физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (далее именуются — работающее население);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2015 г. N 332 подпункт «д» изложен в новой редакции

д) обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются — обучающиеся);

Информация об изменениях:

Подпункт «е» изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274

е) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее именуются — неработающее население).

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 октября 2019 г. — Постановление Правительства России от 30 сентября 2019 г. N 1274

4. Подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению.

Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются — учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются — курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны — не реже одного раза в 3 года. Для указанных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области гражданской обороны проводится в течение первого года работы.

Подготовка групп населения, указанных в подпунктах «а» — «г» пункта 3 настоящего Положения, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 470 в пункт 5 внесены изменения

5. В целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны:

Кто должен проходить обучение по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций

Вы можете заказать у нас обучение по курсу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций» позвонив по телефону 8-800-500-567-3

В любой организации обязательное обучение должны проходить:

  1. руководитель организации;
  2. сотрудник, уполномоченный решать задачи в области ГО и ЧС .

Обратите внимание, что руководитель не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС. То есть в любом случае придется обучить как минимум двух сотрудников.

Если организация наделена полномочиями защищать население и территории от чрезвычайных ситуаций,выполнять задачи комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также если она входит в территориальную подсистему РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), то на предприятии создаются:

  1. комиссия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
  2. комиссия по устойчивости функционирования организации;
  3. эвакуационный орган муниципального образования и организации;
  4. спасательная служба муниципального образования и организации;
  5. нештатное аварийно-спасательное образование.

Руководители и специалисты этих подразделений также должны проходить обучение по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в пять лет. Но требования закона на этом не исчерпываются.

Гражданская оборона и системы защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС) нужна для того, чтобы:

  1. сохранить жизнь работников и населения при авариях и природных катастрофах;
  2. провести аварийно-спасательные работы и другие неотложные действия в очаге катастрофы;
  3. обеспечить устойчивую работу объекта в чрезвычайной ситуации и не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Система защиты от чрезвычайных ситуациях на предприятиях, как правило, держится на рядовых сотрудниках, у которых нет профессиональных навыков и знаний в этой области. Но в случае аварии они должны будут организовать неотложные действия, от которых зависит безопасность всего персонала предприятия. Поэтому важно обеспечить качественную подготовку работников по вопросам ГО и ЧС.

Как обучать остальных работников

Работодатель обязан обучать всех работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также гражданской обороне. Проводить занятие может сотрудник, уполномоченный по вопросам ГО и ЧС, который прошел соответствующую подготовку в учебном центре. Примерная программа обучения по ГО и ЧС должностных лиц и специалистов утверждена МЧС России 28 ноября 2013 г. № 2-4-87-36-14. В нее входят следующие темы:

  1. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним работников организаций.
  2. Средства коллективной и индивидуальной защиты работников организаций, а также первичные средства пожаротушения, имеющиеся в организации. Порядок и правила их применения и использования.
  3. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения.
  4. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
  5. Действия работников организаций при угрозе террористического акта на территории организации и в случае его совершения.
  6. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.
  7. Правила и порядок оказания первой помощи себе и пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и ЧС. Основы ухода за больными.

Занятия организуются по решению руководителя организации, как правило, ежемесячно в течение года. Их проводят в рабочее время.

Чтобы сделать обучение как можно более эффективным, запомните несколько рекомендаций:

  1. Обучение по ГО и ЧС должно строиться на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти на предприятии или отдельных объектах.
  2. Используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение.
  3. Чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Ее можно раздать работникам для самостоятельного изучения. Лучше сконцентрироваться на проработке действий в ситуациях, которые могут сложиться на конкретно взятом объекте. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.
  4. Закрепите порядок действий в экстремальной ситуации в программе вводного, первичного инструктажей по охране труда или в других программах обучения.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×