6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профессия Педагогпсихолог Описание история

Рассказ о профессии: Психолог

В последние годы мы наблюдаем рост интереса к гуманитарным занятиям, и среди них особо выделяется профессия психолога. Она обладает особым очарованием и привлекательностью, как и все, что связано с таинственным и неизведанным. Она считается творческой, но для овладения ею не надо обладать особыми способностями, как в профессиях художника или музыканта. Способными к психологии считают себя совершенно разные люди, как общительные, так и замкнутые, спокойные и неуравновешенные. Многие хотят стать психологом для одного человека — себя, а некоторые стремятся овладеть «тайным знанием» и войти в «круг избранных».

Как это называется?

Слово психолог происходит от греческого «псюхе» — душа. Хотя наука и доказала отсутствие у человека такого образования, психолога нередко называют «душелюбом». Может, не каждый психолог обязан любить человека, но «людоведом» он должен быть обязательно — хорошо разбираться в людях, понимать законы психической деятельности и развития психических функций (мышления, восприятия, памяти, речи эмоций и пр.), причины и механизмы поведения, законы развития личности, общения, функционирования групп людей и т. д.

Хотя у многих психологов в дипломах стоит наименование специальности «психолог», они бывают разными: личностный психолог, социальный психолог, детский психолог, клинический психолог, психолог-дефектолог, педагогический психолог, школьный психолог, спортивный психолог и пр.

Специализация психологов происходит, как правило, на последних курсах психологических факультетах университетов, но некоторые вузы готовят узкоспециализированных специалистов, например, педагогические, медицинские и военные образовательные организации.

Как стать психологом?

Есть несколько возможностей войти в профессию.

Психологические факультеты или институты университетов — учеба длится пять лет (или по Болонской системе — 4 года), включает теоретическую подготовку, изучение сопутствующих предметов (биологию, логику, математику, историю психологии и пр.), практику и стажировки.

Психологические курсы при психологических факультетах и исследовательских институтах для лиц, имеющих высшее образование. Эти заведения выдают дипломы о втором высшем образовании после обучения в течение 1–3 лет.

Курсы-стажировки для лиц, имеющих диплом «близкой» специальности. Например, врач может закончить курс психотерапии и стать психотерапевтом, а педагог — школьным психологом, и хотя диплома психолога они не получат, но по новой специальности работать смогут. На выходе — сертификат о переподготовке или повышении квалификации.

Аспирантура по специальности «психология» — это «ход Троянским конем»: защитив там диссертацию, любой представитель профессии, даже максимально далекой от психологии, становится не просто психологом, но и обладателем более высокого статуса, чем у рядового «людоведа»!

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в этой профессии?

Как говорил один из моих университетских педагогов, психологом может быть человек умный и честный. В этих скромных словах много смысла.

Раньше так называемым профилирующим — то есть главным — экзаменом для поступления на факультет психологии была математика, а не биология, что казалось бы логичным. Математику изучают три первых курса: высшая математика, статистика, теория вероятности. Это и требует хороших мозгов и формирует их.

Психология — особая наука, в ней мало постулатов, еще меньше законов, но много объясняющих теорий — как ни в одной другой. Со всем этим надо уметь разбираться и применять. Поведение человека многообразно: одни и те же проявления могут вызываться разными причинами. Поэтому анализ внутреннего мира человека и его поведения не так прост, требует постановки гипотез и их проверки. И таких циклов в изучении человека может быть множество.

Так что для глубокой мыслительной работы и применения интеллекта в психологии есть много причин.

Честным психолог должен быть перед собой и перед другими людьми. Что это означает?

Для психолога очень важно, анализируя поведение другого, не привносить в выводы о нем свои догадки, домыслы, приписывать свои чувства — не проецировать свой опыт на чужую жизнь и при этом также избегать оценочных суждений. А это требует критического к себе отношения каждую секунду, предельной честности перед собой. Психология — наука субъективная, инструмент психолога — он сам, существо субъективное, поэтому такая честность может способствовать большей объективности. Кстати, это очень трудно формируемое качество.

Честность перед другими людьми заключается в том, что здесь не место формуле «ложь во спасение». А говорить правду людям непросто. Следует так ее сообщить человеку, чтобы он ее принял, был готов принять. Только тогда она не отторгается им и проникает через его психологическою защиту. Но чтобы это сделать, нужны и особые приемы и долгие часы работы с человеком по модификации его убеждений и поведения.

Психолог должен стоять на стороне того, кто обратился к нему за помощью. Решать же задачу в пользу третьего лица считается как минимум, сокрытием правды, а нередко и манипулированием, то есть одним из проявлений нечестности.

Должен ли психолог быть общительным? Не обязательно. Нередко в психологию приходят люди, прямо скажем, замкнутые, многие даже эмоционально неустойчивые или с эмоциональными и поведенческими проблемами. Они хотят разобраться в себе, в своих проблемах, помочь себе. И многие из них становятся очень хорошими специалистами.

Что может и чего не может психолог?

Как правило, психолога призывают на помощь, когда нужно разобраться в непростой жизненной ситуации. Это могут быть: «кризис возраста» и «экзистенциальный тупик», эмоциональные проблемы (депрессия, сниженный контроль, повышенная агрессия и пр.), проблемы отношений (семейные кризисы и конфликты, конфликты на работе, отношения в системе «отцы и дети»), проблемы воспитания и поведения детей и многие другие. На такие вопросы отвечают, как правило, психологи-психотерапевты. Так, отмечается, что обращение семьи к психологу способно сохранить семью даже тогда, когда супруги уже решили разводиться. И дело совсем не в том, что психолог отговорил это делать, а в том, что с его помощью семья обретает новые смыслы в совместном существовании, открывает новые ценности друг в друге.

Вторая группа причин обращения к психологу: профориентация, оценка сильных и слабых сторон личности, прогноз успешности в профессиональной области, выявление причин личностных затруднений или, наоборот, скрытых способностей и талантов, — все, что, так или иначе, связано с экспертизой, оценкой, тестированием и диагностикой. Нередко такой запрос формулируют заинтересованные органы власти, медицинские и образовательные организации с целью проведения судебно-психологической, психолого-педагогической или какой-либо иной экспертизы.

Психологов привлекают также для формирования коллективов, например, экипажей, проектных групп, где психологическая совместимость играет огромную роль и влияет на эффективность работы команды. Так, эту важную задачу решают при формировании экипажей длительных космических экспедиций, где главный фактор как раз — не длительность совместного проживания, а крайне малое пространство, в котором несколько людей должны провести много месяцев при невозможности спрятаться при совершении бытовых и гигиенических процедур.

Психолог — не маг и не волшебник. Он не экстрасенс и не провидец. Он не может снять или навести порчу и откажется выполнить заказ одного человека добиться от другого нужного поведения. Он не судья и вообще не может быть правым или неправым. Психолог, по меткому выражению одного известного психолога, — зеркало, точнее, тот человек, который подержит зеркало, чтобы вы, глядя в него, отряхнулись. Но сам он за вас этого делать не станет.

Как строится карьера в этой профессии?

Да, психологи возглавляют психологические подразделения, кафедры, лаборатории и институты. Но главная карьера психолога — в науке и практике. Успех психолога меряется числом его клиентов, публикаций, популярностью в профессиональном сообществе, в вузе и пр.

Однако психологи работают в разных сферах, в каждой из которых существуют свои законы карьерного развития.

Одно дело, когда психолог делает карьеру в сходной области: в педагогике, управлении персоналом, журналистике, социологии и др. Некоторые организации могут позволить себе держать ставки психолога, где такой специалист работает по своей специальности. Тогда его карьера — это история его развития как «чистого» психолога в приложении к определенной «индустрии».

Другое дело, когда компании принимают на работу психологов, предполагая, что их профессиональные знания будут хорошим подспорьем для реализации основной функции: управляющий персоналом, педагог, социальный работник, специалист по рекламе, продавец, специалист по работе с претензиями и т. п. Карьера в таких областях делается по своим «индустриальным» законам.

Эссе «Моя профессия — педагог — психолог»

Ольга Маскина
Эссе «Моя профессия — педагог — психолог»

На сегодняшний день существует множество профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед очень непростым выбором, решая, с какой деятельностью связать свой жизненный путь …

О выборе профессии психолога задумалась ещё в школе. Читая много художественной литературы, часами просиживала в библиотеке. В нашем маленьком городке психологической литературы практически не было, поэтому приходилось заказывать и покупать. Пользоваться интернет – ресурсами в то время не было возможности. В школе мне легко давались написанию изложения, сочинения, стихи и эссе. Учитель русского языка и литературы, Галина Ивановна, часто зачитывала вслух перед всем классом мои работы. С большим интересом ходила на занятия со школьным психологом. Тогда ещё мы не осознавали, что отвечая на вопросы тестирования, Елена Константиновна определяла наши типы темперамента, уровень развития познавательных процессов, сплоченность в классе. Мы что-то рисовали, слушали много интересного, и так это было не похоже на уроки алгебры, геометрии, физики или русского языка. Все ребята относились к этим занятиям по-разному: с интересом и любознательностью, кто- то с улыбкой, а кто-то и с равнодушием. Помню, в восьмом классе всем классом нас водили на урок профориентации в центр занятости населения, где мы проходили тестирование за компьютером. По окончании всех вопросов на мониторе вышел список рекомендованных мне профессий – политик, психолог. Тогда же для себя я решила, кем хочу стать.

Чтобы познакомиться с наукой поближе, читала разные психологические журналы, проходила различные тесты, знакомилась с методиками и с высказываниями известных психологов. Очень хотелось научиться понимать переживания другого человека. А главное — быть важно необходимой помощью очень нуждающимся в этом.

По окончании школы с легкостью сдала вступительные экзамены и поступила на учебу в университет по специальности «Психология». Училась я с огромным желанием, «впитывая» каждое слово педагогов, это было очень интересно. Сейчас я ощущаю счастье от того, что могу свои знания использовать в своей работе. С большой ответственностью подходила к написанию контрольных и курсовых работ. На уроках преподаватели делились своим жизненным опытом и накопленными знаниями о психологии, многие из которых надолго останутся в моей памяти.

Не всё давалось на «отлично». Знания хорошо закреплялись в практике. Первый опыт работы в дошкольном образовательном учреждении – это производственная практика. Работала воспитателем, а в тихие часы знакомилась с методическими разработками своих коллег. Между делом, писала отчет о результатах диагностики в детском саду. По окончании, руководитель детского сада написала положительный отзыв о прохождении мной практики и пригласила на работу в качестве узкого специалиста педагога – психолога по окончании университета.

Так же на «отлично» я отчиталась о прохождении педагогической практики в университете. В перерыве между лекциями рассказывали студентам – первокурсникам о профессии психолога. Делились своими впечатлениями, обсуждали предстоящие экзамены и зачеты. Отвечали на интересующие их вопросы. Подходили к ведению лекции для студентов с большой ответственностью- подбирали интересный новый материал, доступные схемы и графики, подкрепляли фотографиями известных психологов, подбирали интересные факты из истории психологии, и, конечно, делились своим опытом. В вопросах написания дипломной работы рассказывали о своих трудностях и, наоборот, успехах.

Волнительные ожидания результатов единого государственного экзамена, потом счастливые моменты защиты своей дипломной работы и похвала преподавателей. И вот, я специалист!

Свою педагогическую деятельность я начала в детском саду, чему очень рада. За неимением опыта, присутствовало чувство страха и неуверенности, получится ли у меня. Руководство с теплом встретили молодого специалиста и помогли адаптироваться в новой для меня обстановке. Детский сад – маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому – это большое счастье.

Основной принцип моей работы «не навреди!», ведь у каждого ребёнка ещё всё только начинается. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка. Именно тогда начинает складываться личность ребенка, формируются эмоционально — волевая сфера, интересы, мотивы поведения. Такое формирование определяется социальным окружением ребенка, обстановкой в семье. Дети редко ограничивают свои желания, предпочитая делать то, что им нравиться. Под влиянием оценки, которую дают взрослые их поступкам, зарождается понимание того, что хорошо, а что плохо, формируется чувство долга. Дети учатся оценивать поступки свои и других детей. И моя задача, как педагога — психолога помощь ребенку в умении приспосабливаться к окружающему миру и умении взаимодействовать с ним. А так же помощь воспитателю и родителям ребенка в поиске и объяснении скрытых причин некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Но без участия родителей такая работа будет нерезультативной. Поэтому решение психологической проблемы, в первую очередь, начинается со знакомства с семьей, а в дальнейшем переходит в плодотворное сотрудничество.

Начиная работу в детском саду, возникало много трудностей перед неизведанным мной. С чего начать? Какой материал использовать? Как сделать правильно? Я прочитала много психологической литературы, просмотрела материалы педагогической деятельности педагогов с большим опытом работы, встречалась и знакомилась с психологами других образовательных учреждений. Первым делом составила план работы, и моя деятельность в детском саду получила практическую значимость. Родители стали обращаться с запросами на разные психологические проблемы детей, с вопросами в области психологии, с обращениями написания психологического портрета личности своего ребенка.

Организовывая свою работу, я поставила перед собой такие задачи:

— содействовать устранению или ослаблению недостатков в эмоционально – личностной и поведенческой сфере проблемных категорий дошкольников коррекционными средствами воздействия;

— формировать у педагогов дошкольного образовательного учреждения позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального благополучия дошкольников; научить педагогов оказывать помощь детям группы риска; дать рекомендации по эффективному взаимодействию с проблемными категориями дошкольников;

— способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого – педагогические знания и умения по оптимизации детско – родительских отношений.

Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств.

Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. С воспитанниками подготовительной группы провела диагностику готовности к школе. Исследовала такие критерии, как познавательная деятельность, кратковременная речевая и зрительная память, способность действовать по правилам, уровень развития связной речи, мышление, уровень готовности к школьному обучению, школьная зрелость и оценка мотивационной готовности к школьному обучению. Обобщив результаты диагностики, сформировала коррекционную группу детей с низкими показателями. Каждую неделю провожу групповое коррекционное занятие по подготовке в школе, целью которого является развитие произвольного внимания и знакомство со свойствами предметов, слуховой памяти, мелкой моторики, концентрации внимания и расширение словарного запаса, и многое другое. Также на занятиях проводим упражнения для коррекции зрения, развиваем воображение, демонстрируем творческие способности, развиваем навыки общения, формируем положительное отношение к школе и играем. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, позволяющий осуществлять свои стремления. Зачастую в игре ребёнок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Дети с большим интересом ждут начало занятия и спорят друг с другом на тему того, какие именно упражнения для них приготовлены.

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Для начала прошла курсы повышения квалификации – вспомнила и освежила свои знания в области психологии, а так же познакомилась с профессией педагога – психолога в дошкольном образовательном учреждении. Участвую в методических объединениях, семинарах, круглых столах, активно занимаюсь самообразованием. Уроки коллег, мастер — классы и педагогические советы, которые мне так необходимы как молодому специалисту, — это кирпичики фундамента моего успеха в будущем.

В своей работе я сталкиваюсь с такими психологическими проблемами детей как замкнутость, необщительность, тревожность, агрессия, нервозность, страхи. К каждому ребенку нахожу индивидуальный подход, подбираю методы работы, выстраиваю маршрут и выбираю время для благоприятного взаимодействия с воспитанником. Приглашаю на беседы родителей, составляю психологический портрет семьи и выстраиваю дальнейший план работы.

Работу в педагогическом коллективе начала с изучения психологического микроклимата. Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Эффективное сотрудничество с педагогами, специалистами всегда будет способствовать оптимизации контактов с детьми, их родителями. Сейчас я работаю с коллективом и замечаю, что конфликтов, как таковых, нет. Если спорные вопросы и возникают, то они в силах сами их быстро разрешить. Педагоги находятся в постоянном режиме боевой готовности: нужно куда-то бежать и что-то делать. Не всегда можно открыто и неторопливо побеседовать, обсудить волнующие и актуальные вопросы. Перегруженность воспитателей приводит к сильному психологическому истощению. Многие отмалчиваются, улыбаются или прячут слезы. Современные условия работы в ДОУ отчасти способствуют быстрому «эмоциональному выгоранию». Такой синдром развития стресса возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Выгоранию наиболее подвержены люди, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с общением с людьми, люди с высокой эмоциональной нагрузкой. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека. В своей работе рассказала коллегам о том, в каком возрасте риск возникновения синдрома выше и почему. На педагогическом часе обсудили практические рекомендации для направленной профилактики возникновения стресса и наметили дни для проведения тренинговых занятия для снятия эмоционального напряжения. Я думаю, что нельзя жить только работой! Поэтому сама веду активный образ жизни, люблю прогулки на лыжах, садоводство, езду на велосипеде, подвижные игры с детьми и просто отдохнуть с родными на природе. Люблю готовить разнообразные блюда, сопровождая весь процесс прослушиванием любимой музыки, приглашать гостей и дарить подарки.

Я, как и любой другой человек, хочу быть удовлетворена результатами своей работы. И когда меня благодарят — я счастлива. Каждый день меня встречают детские глаза, счастливые, иногда грустные, но всегда открытые к общению. Я радуюсь каждой встрече, каждой беседе, потому что для некоторых из них я чуть ли не единственный взрослый друг. И я счастлива от их доверия. А иметь возможность быть счастливым и от работы — это много стоит.

Работа психолога интересная, важная, нужная, а главное, что она побуждает к постоянному самосовершенствованию, к постоянному стремлению изучать что-то новое, совершенствовать уже давно имеющийся опыт, открывать новое в хорошо известном, а дети, вообще, сплошное открытие, удивление и радость!

Второй областной конкурс «Педагог-психолог Свердловской области-2015». Фоторепортаж 31 марта 2015 года состоялась торжественная церемония награждения участников и победителей II областного конкурса «Педагог-психолог Свердловской.

Эссе «Я — педагог» Эссе «Я – педагог» Хочу начать с того, что я работаю воспитателем в детском саду и очень горжусь этим. Ведь издавна профессия воспитатель.

Эссе «Моя профессия нужна. Моя профессия важна» Мне часто задавали один и тот же вопрос, На который отвечать приходилось всерьез: «Почему в детском саду работаю я, и выбрала профессию.

Профессия — дошкольный педагог Когда я прихожу в детский сад и вижу улыбки своих ребят, которые бегут ко мне поздороваться и понятно по их счастливым глазам, что они очень.

Профессия педагог — это… Много на свете есть разных профессий, Но нет лучше моей и интересней! Экономически самая стабильная, Самая творческая и не заменимая. В.

Установочное родительское собрание «Педагог-психолог в ДОУ» Добрый вечер, уважаемы родители! Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Педагог-психолог в первую очередь педагог. К чему я это.

Эссе «Я — педагог» «Я – педагог». Для детей вторая мама — Воспитательница сада. Терпелива с ребятней, Развлекает их игрой. День за днем идет ученье, Что-то.

Эссе «Я педагог» Никогда не думала, что я буду учителем, а тем более инструктором по физической культуре в детском саду. В школе я мечтала быть медсестрой,.

Эссе «Моя профессия-педагог» «Педагогом не рождаются, педагогом становятся» Я считаю, профессия педагога – одна из важнейших в современном мире, в котором ребенок развивается,.

Эссе «Моя будущая профессия — педагог-психолог» Будь самим собой, ищи свой собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей…» Януш Корчаг («Как любить ребенка») Почему.

Профессия педагог-психолог

Данная статья является результатом размышлений психолога-психотерапевта (по совместительству педагога-психолога) над проблемами реализации психолого-педагогического сопровождения, над актуальной потребностью системы белорусского образования в высококвалифицированных специалистах педагогах-психологах, над необходимостью осуществления качественно новой профориентационной работы в области практической психологии.

Психологи и их специализации

Еще в трудах А.Н. Леонтьева начала и середины 70-х годов 20 столетия не единожды отмечено, что «21 век – век психологии» (Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. В 2 т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 240-242).

И действительно, начало 21 века ознаменовано стремительным ростом и развитием практической психологии, которая внедряется во все сферы общественной, экономической и политической жизни людей.

Говоря о специализациях практических психологов, уместным является остановиться на следующем ниже неисчерпывающим себя списке.

  • Психолог детский – специалист, осуществляющий диагностику особенностей развития и психологической помощи, включая психокоррекцию. Детский психолог оказывает психологическую помощь детям, родителям и семье в целом. Поскольку проблемы и трудности ребенка тесно взаимосвязаны с образом жизни родителей, их отношением к ребенку и воспитанием, состоянием здоровья и психологическим климатом в семье, а также с общей семейной ситуацией.
  • Психолог организационный, или консультант по управлению, работает с организациями, управленческим составом, отдельными подразделениями для успешного развития последних, в условиях непрерывно меняющегося окружающего мира.
  • Психолог-консультант – психолог, осуществляющий психологическое консультирование. Такой специалист предоставляет компетентную информацию по запросу своего клиента для оптимального решения тех или иных жизненных, личных или деловых проблем.
  • Преподаватель психологии – теоретик (однако сегодня все чаще встречаются практические психологи, совмещающие преподавание), который помимо преподавательской деятельности имеет возможности для научно-исследовательской деятельности.
  • Спортивный психолог – это специалист, решающий такие задачи, как повышение эффективности тренировочного процесса спортсменов; создание психологических условий для достижения высоких показателей силы, ловкости и выносливости; психологическая подготовка к соревнованиям и многое другое.
  • Психолог-психотерапевт – это специалист, окончивший медвуз по специальности «Клиническая психология». Также психологом-психотерапевтом может являться практический психолог, который после окончания вуза прошел специальную подготовку в области психотерапии (например, психоанализ, психотравмотерапия, гештальт-терапия и др.), индивидуальной и групповой психотерапии, защитил супервизионно терапевтические сессии с клиентами и получил сертификат.
  • Педагог-психолог – это практический психолог, психолог-универсал, работающий в системе образования. Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
    — психодиагностика;
    — психологическое консультирование;
    — психологическое просвещение;
    — развивающая и психокоррекционная деятельность и пр.

Ремесленничество и мастерство

Основной проблемой сегодняшних дней является сложившаяся ситуация на рынке оказания психологических услуг, связанная с тем, что большое количество психологов посредственного уровня заполонили данную профессиональную нишу.

К таким специалистам применим термин «ремесленники», потому как обладают они низким уровнем своей компетентности, а следовательно, работают они правильно, но поверхностно. Они – просто исполнители.

И в действительности психологическая профессия очень престижна и может приносить стабильный высокий финансовый доход. Однако востребованными профессионалами-психологами могут быть лишь единицы. Это связано с тем, что наличие только высшего психологического образования не гарантирует последующей профессиональной успешности.

Мастерство психолога заключается в том, что он постоянно совершенствует свои знания и умения, неустанно стремится к личностному росту своей духовности и моральности, стремясь к совершенству и ведя за собой опекаемых им людей.

Что же можно посоветовать старшеклассникам 9-11 классов, желающим связать свою последующую учебную и профессиональную жизнь с психологией?
Как ориентировать ищущего свой путь молодого человека сделать не только правильный выбор, но и (с прицелом в будущее) увести его от ремесленничества?

Так сложилось, что все специализации, кроме педагога-психолога, субъективно являются сегодня более модными, высокооплачиваемыми. Однако именно от мастерства специалиста напрямую зависит его высокий уровень доходов, его слава и престиж, уважение и почитание.

Мастерство специалиста проистекает из его мудрости. Как утверждает американский психотерапевт Мэрилин Мюррей, мудрость – это знание +опыт.

В каждой из специализаций есть возможность профессионального роста, пополнения объема знаний в узкой области, приобретения опыта. Вот только, к сожалению, ни одна из специализаций, кроме «педагог-психолог», не позволит полноценно выйти из уровня «ремесленничества» на уровень «мудрый мастер». Сегодня «ремесленники» своим подавляющим большинством заполонили нишу психосопровождения человека.

Почему же так произошло? На наш взгляд, это связано с тем, что как только дело касается человека, в его системном единстве множества составляющих (антропологические особенности, семейно-родовые составляющие, социальные связи, потребности, духовность), узкий подход не оправдывает себя, так как подходит к человеку однобоко.

Подход «с одной стороны» не учитывает, например, что психоэмоциональное состояние спортсмена зависит не только от его уверенности в своих силах и ловкости, но от его травматического детского опыта, уровня его самооценки, семейных проблем и прочего.

Поэтому уникальные знания и последующий практический опыт, цельную разноплановую практику может преподнести исключительный синтез педагогики и психологии — профессия педагог-психолог.

Профориентация: профессия «педагог-психолог»

Плюсы выбора специализации «педагог-психолог» очевидны.

  1. Это уникальная возможность за короткий срок в несколько лет стать универсалом, системно подходящим к решению любой задачи или проблемы, что расширяет горизонты возможностей дальнейшего профессионального роста, даже в такого мастера как «психолог-психотерапевт» или любого другого специалиста.
  2. Помимо финансового роста заработной платы школьного психолога в соответствии с категориями, незамедлительно появляется возможность дополнительного заработка, потому что такой универсал востребован всегда в онлайн-консультировании, индивидуальной психокоррекции в частных условиях, в преподавании психологии и мн. др.
  3. Это удовлетворение престижных потребностей в уважении и почитании, которые непременно будут удовлетворяться в виде благодарности от людей и признания общественности.
  4. Педагог-психолог, осознавая свою миссию, параллельно обогащая свои знания и умножая опыт, начинает творить, удовлетворять свои духовные потребности, а профессиональный продукт становится еще более чистым, более объективным, более эффективным.

Педагогическая миссия психолога

Миссия – это самая важная ценность любого профессионала! Человек, не осознающий своей миссии, живет поверхностно, не понимая смысла своего существования. Профессионал-психолог, не понимающий своего предназначения — «пустышка» и очень опасен.
Как он может повести за собой клиента, если не знает и сам, куда идет?

Осознание своей миссии дело нелегкое!

Подумайте: что такого вы сделали или почти что сделали, что навсегда изменило мир?
Вот Эдисон придумал лампочку, кроманьонец – колесо, Будда – нирвану. На свете есть много людей, которые сделали вещи, которыми мы не просто пользуемся – это ключевые для цивилизации вещи. Убери их – и всё рухнет! Попробуйте представить себе мир, в котором нет электрического света! Нет лампочек в подъездах, повсюду нагажено, по улицам ходят люди с факелами, и фраза «город горел вечерними огнями» означает совсем не то, что сегодня. Нормально? А теперь представьте, что наша цивилизация не додумалась до колеса! Что будет? Бензиновые санки с турбонаддувом, лошади, гидросамолеты, или человечество начнет расселяться не по поверхности планеты, а вглубь её. А лампочки-то нет, только факелы. А под землей нефть, и оттуда открытый огонь. Ну как, складывается картинка? Так что людей, которые сделали что-то действительно важное, с большой натяжкой ещё можно назвать избранными. Какова твоя миссия, избранный? (Mr. Freeman, культовый анимационный веб-сериал) Человеку просто необходимо сформулировать миссию. Профессионалу жизненно важно выйти за пределы своего «ремесленнического» бытия, устремившись к мастерству.

Какой же он, педагог-психолог?

Психолог-педагог зовет людей к росту и развитию, показывает, как это — не быть Жертвой, как становиться Автором своей жизни.

Психолог-педагог — тот, кто привносит в жизнь людей иногда забытый ими смысл, говорящий о том, что жизнь — бесценный подарок, сам факт которой есть величайшее счастье. (Н.И. Козлов, Психология и педагогика, http://www.psychologos.ru/)

Педагог-психолог – тот, который не ремесленник, неустанно транслирует окружающим здоровый синтез заявляемых гуманистических ценностей и поведения, поступков, соответствующих заявляемыми ценностям.

Целеполагание уже сегодня (упражнение)

Поставьте для себя цель, которую желаете достичь.

Затем начертите линию «протяженностью» в 10 лет и пропишите, что вы сделаете через 1 год, что приблизит вас к заветной цели, что через 3 года, 5,7 и так далее.

Психолог

Психолог специализируется на закономерностях, формах и проявлениях психических явлений и состояний личности, на особенностях психического развития человека. Он может как заниматься научно-исследовательской деятельностью, так и применять свои знания на практике (для оказания консультативной помощи, для работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях). Это помогающая профессия из категории «человек-человек». Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

На качество жизни каждого человека влияет не только его физическое здоровье, но и здоровье психологическое. В последние десятилетия эта истина все сильнее закрепляется в умах людей, и психологи оказываются действенным инструментом для решения многих внутренних проблем, с которыми человек не в состоянии справиться сам. Нередко они работают вместе с медиками, либо используют свои знания для поддержания комфортного психологического климата в организациях. Работа в области психологии требует и достаточного уровня осознанности, отсутствия серьезных внутренних противоречий со стороны самого психолога, поэтому ей практически всегда предшествует или сопутствует посещение специалистом собственного психотерапевта.

Особенности профессии: кто такой психолог?

Психологи всегда работают с людьми. От них требуется безусловное следование профессиональной этике и соблюдение широко известного принципа «не навреди». Психологические проблемы, с которыми сталкиваются их клиенты, практически всегда запутаны и уходят корнями глубоко в их прошлое. Разобраться в них бывает непросто даже опытным специалистам, поэтому профессия предполагает регулярное получение дополнительного образования и повышение квалификации. Основные трудовые обязанности психолога могут сводиться к следующим:

  • Анализ психологического состояния и психологических процессов, личностных характеристик, уровня психологического развития человека (либо психологического климата в коллективе).
  • Оказание психологической помощи людям по разрешению внутриличностных проблем (либо коллективам по разрешению межличностных конфликтов).
  • Проведение психологической диагностики, обработка результатов, составление психологических портретов личности.
  • Коррекционная работа, направленная на устранение отклонений от нормального психологического развития (чаще всего проводится с детьми).
  • Проведение профилактической работы, направленной на предупреждение отклонений в психологическом развитии.
  • Проведение профориентационных мероприятий.
  • Оказание услуг коммерческим и государственным фирмам (по поддержанию благоприятного психологического климата среди трудящихся, по подбору кадров, по разрешению конфликтов, по работе с неблагополучными семьями, и так далее).
  • Оказание помощи медикам и социальным службам в работе с определенными категориями населения (люди с зависимостями, жертвы насилия в семье, терминальные больные и т.п.).
  • Проведение психологических исследований и экспериментов, направленных на выработку новых знаний в области психологии.

От психологов (даже тех, что занимаются наукой, а не непосредственной помощью людям) неизбежно требуется высокий уровень эмпатии, равно как и способность дистанцироваться от проблем клиента и не позволять им серьезно влиять на собственное психологическое состояние. Это отчасти должно быть заложено в самом человеке, отчасти – достигается во время учебы и личной психотерапии.

Плюсы и минусы профессии психолога

Плюсы

  1. Общественно значимая профессия.
  2. Возможность помогать людям.
  3. Интересная работа, в которой достаточно мало рутины.
  4. Достойная оплата труда.

Минусы

  1. Недостаточность университетского образования для успешного ведения практики.
  2. Необходимость постоянно самообучаться и ходить на собственную терапию (или, как минимум, супервизию).
  3. Низкий уровень дохода в начале карьеры или при работе на госпредприятиях.
  4. Эмоционально затратная профессия.

Важные личные качества

Как уже было отмечено, отменные способности к эмпатии – важнейшее качество для психолога. Но это не значит, что он погружается в сопереживание каждому клиенту и раздает ему советы. Задача психолога – помочь человеку самому найти ответы на свои вопросы, а не навязывать собственную точку зрения. Поэтому для него также крайне важны эмоциональная устойчивость, беспристрастность, умение мыслить без оценочных суждений, наблюдательность, тактичность, ответственность. Без этих качеств занимать вакансию психолога и достойно выполнять свои обязанности будет слишком сложно.

Где учиться на психолога?

Обучение на психолога предполагает получение высшего образования (специальность «Психология», код 37.03.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, биологии и математике либо иностранному языку на усмотрение вуза. В некоторых учебных заведениях в рамках вступительной кампании также проводят собеседования со всеми абитуриентами (узнать об этом можно на официальном сайте вуза, где получить профессию психолога предполагается по одному из основных профилей).

Обучение в очной форме длится 4 года, во всех остальных – 5 лет. После завершения учебы можно поступить в магистратуру (этот вариант больше подходит для тех, кто планирует заниматься научной психологией).

Курсы

Проводит курсы профессиональной переподготовки «Практическая психология». Дисциплины: введение в профессию, введение в психологию, предмет экспериментальной и практической психологии, теория деятельности, психические процессы, современные теории личности, основы психологического здоровья, психология рекламы. На занятиях проводятся демонстрации психотерапевтической работы с клиентом. Помесячная оплата в рассрочку. Группы до 12 человек. 2 формы обучения (вечерняя, дневная).

Общая характеристика профессии педагог-психолог.

В настоящее время (21-ый век) повысилась социальная значимость профессиональной психологической деятельности, в том числе, в сфере образования. После капиталистического путча 1993 года главной целью жизни человека в нашей стране стало материальное обогащение. Система норм жизни советского человека была разрушена, в результате чего возникло множество противоречий во внутриличностной сфере взрослых людей. Они стали регулировать своё поведение в отношениях с другими людьми противоречивыми нормами, что стало приводить к конфликтам, росту агрессии и депрессии. Такое состояние взрослых передаётся детям, у которых в поведении появляется много агрессии и депрессии, так как их нормы регуляции поведения в отношениях с другими людьми, прежде всего – со сверстниками, являются противоречивыми и, даже, исключающими друг друга. В такой социальной ситуации велика роль практического психолога, который помогает человеку разрешить внутриличностные противоречия, помогает создать непротиворечивую систему норм взаимодействия с другими людьми, помогает научиться эффективно регулировать своё поведение. Практический психолог делает это посредством профессиональной практической психологической деятельности.

В сфере образования, особенно, в средней общеобразовательной школе, активно происходит психическое и личностное развитие ребенка*, идёт активный целенаправленный процесс обучения и воспитания школьника для того, чтобы из ребёнка сделать полноценного члена общества, то есть взрослого человека.

[*Психическое и личностное развитие – это качественные и количественные, в целом, необратимые, изменения психики и личности человека, которые могут быть прогрессивными и регрессивными.

Психическое и личностное развитие ребенка продолжается, в основном, от рождения до 18-ти лет. В восемнадцать лет ребёнок в нашей стране получает основные гражданские права и вступает в период полной гражданской ответственности. В некоторых странах гражданская зрелость по закону наступает в более позднее время. Например, в США это происходит в 21 год.]

В период психического, личностного развития и образования ребёнка как взрослого человека очень важна профессиональная деятельность школьного психолога. Школьный психолог может помочь как родителям и учителям, так и самому ребёнку справиться с проблемами установления и развития отношений с другими людьми – взрослыми и сверстниками, с проблемами согласования индивидуальных желаний и стремлений и требований общества, выраженных учителями и родителями. Школьный психолог является тем специалистом, который обеспечивает социально-образовательные условия нормального психического и личностного развития школьников. Отсюда, качество подготовки школьного психолога обусловливает качество решения индивидуально психологических и социально педагогических вопросов образования.

Официально профессия школьного психолога называется «Педагог-психолог». Именно под таким названием она зарегистрирована в государственных структурах как профессия психолога, работающего в сфере образования. Данное название позволило предоставить школьному психологу такие же права, как у учителя – ненормированный рабочий день, день методической работы, двухмесячный отпуск. В вузах до 2011 года готовился специалист (5 лет обучения) «Педагог психолог» и бакалавр (4 года обучения) по профилю «Практический психолог в образовании». С 2011 года вузы начали подготовку бакалавра (4 года обучения) по профилю «Психолог образования». Предполагается, что может осуществляться подготовка бакалавра и по профилю «Школьный психолог». Необходимо отметить, что это всегда профессиональный психолог, работающий со всеми субъектами в сфере образования, то есть, по сути – школьный психолог, а по официальному названию профессии – педагог-психолог.

Первый опыт практического использования психологии в обучении и воспитании детей в нашей стране появился в начале ХХ века (1904 год). Занимались этим специалисты в области педологии – «педологи». В содержание педологии, которая была теоретической и практической дисциплиной, входило: комплексное изучение ребенка, обобщение и использование психологических, физиологических и социологических знаний в работе с людьми.Педологи работали со школьниками с целью определения успешности образовательного процесса и развития ребенка, определения уровня умственного развития на различных этапах школьного обучения, проведения профессионального отбора учащихся в различные образовательные учреждения – для нормальных детей, для одаренных детей, и для умственно отсталых детей. В Советской России выходил журнал «Педология» (с 1928 по 1932 год). По содержанию теоретических и практических идей советская педология находилась на передовом рубеже мировой психологической практики.

В 1936 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения – прим. И.В.)», которое, по сути, объявляло педологию, а вместе с ней и психологию, — лженаукой, и фактически запрещало её существование в стране. С 1936-го года и до конца 1960-ых годов социальное развитие ребенка в средней общеобразовательной школе обеспечивалось безраздельно партийными органами КПСС через работу октябрятской, пионерской и комсомольской организаций.

В конце 1960-ых годов возобновляется попытка практического участия психологов в школьной жизни. К началу 1980-ых годов активизируется становление психологической службы в образовании, которое привело в 1988 году к введению ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это означает, что каждое учебно-воспитательное учреждение имеет организационную и финансовую возможность принять на работу психолога и выплачивать ему определенную законом зарплату, а психолог имеет в образовательном учреждении определенные права и обязанности. Можно сказать, что 1988 год – это год официального рождения профессии «педагог-психолог», или — школьный психолог, в нашей стране.

После введения ставки педагога-психолога в образовательных учреждениях повышается общественная значимость профессиональной психологической деятельностив сфере образования. Повышается значение психологической службы образования, в сферу деятельности которой входит решение проблем психического и личностного развития учащихся, решение психологических проблем их обучения и воспитания, работа с трудными (с точки зрения образовательных воздействий) детьми с целью их нормализации и возвращения в обычные школьные условия обучения и воспитания. В сферу деятельности психологической службы образования также входит решение психологических проблем образовательных учреждений — учителей, организаторов и управленцев образования, и кроме этого – решение проблем отношений школьников со своими родителями.

Наиболее важным элементом психологической службы образования является педагог-психолог. Педагог-психолог является тем специалистом, который обеспечивает нормальные социально-образовательные условия психического и личностного развития школьников. Отсюда, качество подготовки школьного психолога обусловливает качество решения психологических и социально педагогических вопросов образования.

С 1994 года проходят съезды практических психологов образования. Материалы съездов общественной организации — практических психологов образования — показывают, что школьные психологи – это полноправные специалисты системы образования, которые имеют собственные цели, предмет и средства профессионального труда, и, соответственно, специфичную профессиональную деятельность.

Педагог-психолог

Работа педагога-психолога часто остается в тени славы воспитанника, но осознание того, что ученик достиг успеха в жизни или в работе, учебе – лучшая награда и самая высокая степень признания учительского труда. Какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других? Кто научит прикасаться к людским душам и освещать им правильную дорогу в жизни?

Педагогика и психология относятся к числу наиболее древних и значимых профессий. Педагогика – искусство воспитания, а психология – наука о душе. В такой трактовке эти профессии появились в Древней Греции, и с тех пор эти определения не подвергаются сомнению, как и важность профессии педагога-психолога. Конечно, каждый труд и каждая специальность важны для общества, но право прикоснуться к душе и повести ее по жизненному пути – огромная честь и ответственность для человека, решившего посвятить свою жизнь искусству воспитания человеческих душ.

Работа педагога-психолога часто остается в тени славы воспитанника, но осознание того, что ученик достиг успеха в жизни или в работе, учебе – лучшая награда и самая высокая степень признания учительского труда.

Какие требования нужно предъявлять к себе, чтобы заслужить право учить и воспитывать других? Кто научит прикасаться к людским душам и освещать им правильную дорогу в жизни?

Кто такой педагог-психолог?

Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

  • Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми.
  • Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью.
  • Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации.

Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

  • в дошкольных и школьных учреждениях;
  • в социальных службах и правоохранительных органах;
  • в системе здравоохранения;
  • на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь.

Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

Какими личностными качествами должен обладать педагог-психолог?

Знание психологии можно сравнить с мощным оружием, которое дает определенные преимущества человеку, владеющими ими. Но сила и умение оказывать психологическое воздействие на людей требует высокой духовной организации и чувства ответственности. Это – первое и самое важное качество, которое должно быть присуще педагогу-психологу.

Основное орудие труда для каждого педагога-психолога – слово. Чтобы донести до слушателя или воспитанника нужную информацию и сделать ее личным убеждением, необходим огромный лексический запас и знания из области литературы, искусства, истории, чтобы приводить свои доводы на известных примерах, ярко и образно. Педагог-психолог – всесторонне развитая и образованная личность; это – второе важное условие для успешной работы.

Специфика работы педагога-психолога заключается в том, что его услуги необходимы людям любого возраста, независимо от пола, социального статуса и т.д. В связи с этим специалист должен:

Постоянная работа с людьми, тем более с теми, кто испытывает определенные сложности в адаптации к социуму, требует стрессоустойчивости. Но еще более важно – любить людей и свою профессию: без внутренней потребности помогать людям разумнее будет поискать другое призвание в жизни.

Преимущества профессии педагог-психолог

Реальное и самое большое преимущество профессии педагог-психолог – чувство морального удовлетворения от своей работы. На высокую зарплату на этом профессиональном поприще можно рассчитывать только в том случае, если специалист оказывает услуги частным образом. По состоянию на начало 2017 года среднемесячная зарплата педагога-психолога в России составляла порядка 33 тысяч рублей.

Несомненным преимуществом этой профессии также является то, что педагог-психолог – это специалист-универсал, который может провести и психодиагностику, и психологическую консультацию, и психологическое просвещение, и психокоррекционные мероприятия и т.д. Другими словами, если специалист решит уйти из системы образования, то он с легкостью сможет реализовать себя в других смежных специальностях.

Дополнительным бонусом к профессии можно считать использование полученных знаний для общения с близкими и друзьями, налаживания своей личной жизни.

Недостатки профессии педагог-психолог

Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику – особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.

Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector