0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Происхождение данко старуха изергиль

Происхождение данко старуха изергиль

Данко является одним из центральных персонажей рассказа «Старуха Изергиль» Горького.

Легенда о Данко — это история, которую старуха Изергиль рассказывает в главе III произведения.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, описание подвига Данко.

Смотрите: Все материалы по рассказу «Старуха Изергиль»

Образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького

Данко — герой легенды, которую любит рассказывать старуха Изергиль:
«Я расскажу тебе про это… Тоже старая сказка. Старое, всё старое!» «Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко.» Племя Данко обитало на земле много лет назад:
«Жили на земле в старину одни люди. « Однажды племя Данко оказалось в глубине дремучего леса. Люди начали умирать от ужасного запаха, которое издавало болото:
» И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда‑то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим.» Несчастное племя впало в тоску и отчаяние, и тогда к ним на помощь пришел Данко:
«Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Люди всё сидели и думали. И ослабли люди от дум… Страх родился среди них, сковал им крепкие руки. Но тут явился Данко и спас всех один.» Данко был красивым, молодым и смелым человеком:
«Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.»«. его смелое сердце.» Решительный и смелый Данко не захотел сидеть сложа руки. Он повел людей за собой, не зная наверняка, найдет ли он выход. Данко лишь верил, что страшный лес не бесконечен:
«Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей. « В глазах Данко люди увидели много силы и живой огонь, поэтому пошли за ним:
«Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. Тогда он повел. Дружно все пошли за ним – верили в него.»

В молодом и смелом Данко нашлось мужество повести за собой целое племя людей:
«Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!» Как настоящий вожак, Данко оставался бодр и ясен, даже когда племя выбилось из сил:
«И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда‑то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.» В пути уставшее племя обрушилось на Данко с упрекам и грозилось убить его:
«– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!» «– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они.» Неблагодарность людей сначала разозлила Данко, но затем он почувствовал к жалость к несчастным людям:
«Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.» Данко любил людей. Он чувствовал свою ответственность за них и искренне желал их спасти:
«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их. – Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.» Чтобы спасти племя, Данко совершил подвиг. Он вырвал из своей груди сердце, осветил им дремучий лес и повел людей вперед:
«И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца. – Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.» Сердце Данко горело великой любовью к людям, как факел:
«. весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям. « «А Данко всё был впереди, и сердце его всё пылало, пылало!» С помощью своего пылающего сердца-факела Данко вывел племя из леса в степь. Люди обрели долгожданную свободу:
«И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой. . тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река…» Достигнув цели, гордый смельчак Данко умер от своей раны:
«. гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.» Радуясь свободе, люди не заметили смерти Данко. Его сердце было раздавлено кем-то из соплеменников. Сердце Данко угасло и рассыпалось в искры:
«Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…» Смельчак Данко совершил подвиг. Он погиб ради людей, не прося ничего в награду:
«. точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.» Великое горящее сердце Данко спасло жизни многих людей:
«. И думал о великом горящем сердце Данко. « С тех пор голубые искры от горящего сердца Данко летают по степи, напоминая о его подвиге:
«Видишь ты искры? Голубые? Да, это они… Значит, летают все‑таки! Ну‑ну… Эти искры от горящего сердца Данко.» «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» «Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где‑то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.»
Это был цитатный образ и характеристика Данко в рассказе «Старуха Изергиль» Горького, описание его подвига Данко и т.д.

Происхождение данко старуха изергиль

Юноша с добрым и храбрым сердцем по имени Данко ценой собственной жизни подарил людям мир, наполненный светом, теплом и радостью. Максим Горький создал романтичный образ, заставляющий задуматься, в чем смысл бытия и ценность поступков человека.

История создания

Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов

«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».

Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.

Писатель Максим Горький

Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.

Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.

Данко освещает путь своим сердцем

Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами Фридриха Ницше. В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.

Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном Антону Чехову, автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.

Сюжет

Первая легенда, рассказанная старухой, повествует о сказочном юноше по имени Ларра. Герой, рожденный от земной женщины и орла, отличается холодным взглядом и непокорным нравом. Ларра убил отвергнувшую его девушку и за свою гордыню стал изгнанником из родного племени. Эгоизм обрек юношу на вечное одиночество. Однако в сказке прослеживается мудрая мысль писателя о том, что гордость – прекрасная часть характера. Это качество, если развито в меру, делает человека личностью и помогает не оглядываться на мнение людей.

Ларра и Данко

Персонаж второй истории – Данко, в глазах которого «светилось много силы и живого огня». В аллегорической повести люди, заточенные в темном лесу, следуют за юношей, пообещавшим им теплое место с ярким солнцем и чистым воздухом. Заплутавшее по пути племя стало обвинять Данко в своих бедах и усталости. Но молодой человек не сдался – вынул из разорванной груди горящее сердце и, освещая им дорогу, вывел путников к цели. Подвиг умершего во имя людей Данко так никто и не оценил.

Образ и прототип

Составляя характеристику Данко, Максим Горький противопоставил героя эгоистичному персонажу первой сказки. Автор наделил его богатым внутренним миром, отвагой и стойкостью, сделал идеалом чести, мужества и совершенства. Способность к самопожертвованию помогла победить тьму. Прекрасные качества дополнены красивой внешностью. Гордый смельчак, как о персонаже отзывался сам автор, задавал главный вопрос:

«Что я сделаю для людей?».

А умерев, заставил читателя размышлять о нужности добрых дел, о том, достойно ли человечество жертв «идеальных индивидуалистов».

Моисей и Иисус Христос

Исследователи уверены, что Алексей Максимович при создании персонажа опирался на библейские мотивы, взяв черты Моисея и даже Иисуса Христа. Кто-то высказывает предположение о символичности имени героя: Данко имеет один корень со словами «дать», «дающий». На самом деле имя позаимствовано из цыганского языка и означает всего лишь «младший сын», «цыганенок».

Прометей дарит людям огонь

Что касается прототипов персонажа, то невооруженным взглядом прослеживается связь с греческой мифологией, где Прометей подарил людям огонь. С другой стороны, в рассказе явно видны отсылки к философу Эмпедоклу, который настаивал на разумности огня. А Максим Горький, между прочим, слыл «огнепоклонником».

Философ Эмпедокл

Но все эти утверждения считаются предположениями. «Подтвержденным» прообразом является только Август Стриндберг, шведский поэт, захвативший внимание интеллигенции в конце 19 века. Алексей Максимович сам признавался, что Данко очень похож на знаменитого шведа. Персонажа и литератора объединила важная миссия – они «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».

Поэт Август Стриндберг

Горький также слыл фанатом поэта Пенчо Славейкова. Болгарин тоже внедрял в массы читателей мысль о том, что будущее – за личностями с сильной волей. В списке поэм литератора значится произведение «Сердце сердец», где погибшего романтика Шелли сжигают в огне. Между этим образом и Данко с горящим сердцем легко провести параллель.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда жизни

Мы продолжим разговор о рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль», сопоставим характеристики образов Ларры и Данко, познакомимся с понятиями «антипод» и «пафос», проанализируем образ старухи Изергиль.

Сравнительная характеристика образов Ларры и Данко

На прошлом уроке мы охарактеризовали образы Ларры и Данко, теперь сравним их.

Сравнительная характеристика образов Ларры и Данко

Образ Ларры

Образ Данко

Происхождение

Внешность

20-летний юноша, красивый и сильный; глаза «холодны и горды, как у царя птиц»

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня»

Отношение к людям

Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе»

Альтруизм: «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнём желания спасти их, вывести на лёгкий путь»

Поступки

Способен на убийство

Способен на самопожертвование: «Он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям»

Реакция окружающих

Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон»

Реакция на подвиг была неоднозначной.

Сначала «Дружно все пошли за ним – верили в него».

Потом «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».

В конце «Радостные и полные надежд, не заметили смерти его»

Финал

Обречён на вечное одиночество.

«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

Погибает во имя спасения людей.

«Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал – и умер»

Герои-антиподы

Героев объединяет только одно: оба красивы, молоды, смелы. В остальном они противоположны. Ларра стал воплощением эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям (рис. 1).

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») – в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль (Источник)

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила. ». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Пафос в литературе

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский (Источник)

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. – 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. – 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. – 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector