0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Путешествие в храм гроба господня фото

Путешествие в храм гроба господня фото

Вход в Храм. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма, охранники.

Фасад храма со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».

Храм Гроба Господня и Храм Гроба Божией Матери (18-я часть)

В своей заключительной части цикла о Святой земле я хочу подробнее рассказать о Храме Гроба Господня (или Храме Воскресения Христова, его так тоже называют) и Храме Гроба Божией Матери.

Начну с Храма Гроба Господня.

И сразу же привлеку ваше внимание к деревянной лестнице на втором этаже этого Храма. Посмотрите на фото.

Ну, лестница и лестница, скажете вы. Но нет, непростая эта лестница.

Ее называют «Недвижимая лестница». Она стоит на карнизе, принадлежащем Греческой православной церкви, а приставлена к окну, которое принадлежит Армянской апостольской церкви.

Грустно, но эта деревянная лестница — своего рода символ межконфессиональных разногласий в христианстве.

Когда она на месте, означает «не двигать, не ремонтировать, не изменять ничего в храме». Без согласия всех 6-ти христианских конфессий, владеющих Храмом Гроба Господня.

Слава Богу, что договорились, наконец, и прошел совсем недавно ремонт кувуклии (часовни) с Гробом Господнем! Ведь плиту на Гробе не подымали 450 лет и не укрепляли скалу там, и ремонт в Храме Гроба Господня не проводился 200 лет!

Но я продолжу свой рассказ о Храме Гроба Господня.

Он включает в себя 40 строений, которые объединились под одной крышей. Вы только подумайте, как это здание огромно! Его строили в византийские времена свв. Елены и Константина, тогда он был еще больше.

В него входили и место обретения св. Еленой Животворящего Креста, и Голгофа, и сам Гроб Господень. Храм был построен в 325-м, а освящен в 335-м году и церковные службы в нем велись до 614-го года, до прихода персов.

Захватчики нанесли вред храму, но его быстро восстановили потом. В 637-м пришли другие захватчики в Иерусалим (Омар — ибн-Хаттаб со своим войском), но церковное здание устояло. Храм Гроба Господня не пострадал.

В европейские же страны постоянно шли из Иерусалима слухи противоположные, что арабы рушат все. Это было плохо. Это заставляло католиков думать о крестовых походах сюда, на Святые земли.

Когда крестоносцы завоевали эти земли, они и захватили большие наделы земли там. Стали строить свои католические монастыри, церкви, часовни.

В здании Храма Гроба Господня есть тоже католическая церковь. И греческая православная,

и христианские церкви — армянская, сирийская, эфиопская, коптская. Все они — под одной крышей одного огромного здания, в середине которого стоит кувуклия (часовня) Гроба Господня. Надо сказать, что мы видим сейчас, — это только часть того византийского храма, но и она просто огромнейшая.

У каждой из мною перечисленных здесь церквей есть там свои приделы и часы молитв, литургии на Гробе Господнем. Христианские литургии идут там так: в 1 ночи на Гробе служат православные, затем в 4 утра начинается христианская церковная служба апостольской церкви армян, моление для католиков на Гробе Господнем отведено с 6 утра до 9 утра. Все эти церкви объединяет Гроб Господень, на котором они все служат.

Теперь расскажу о самой кувуклии и Гробе Господнем.

Когда я была там, кувуклия выглядела так

После землетрясений (1837-й, 1927-й),а потом еще и в 1967-м во время Шестидневной войны израильский снаряд попал в купол кувуклии. Oна сильно пострадала. Но христианские конфессии никак не могли договориться, как будут делать ремонт кувуклии и кто возьмет на себя такую ответственную и большую работу. Договаривались, договаривались да так и не договорились.

Скрепили кувуклию специальными металлическими огромными скрепами — обручами после землетрясения во времена британского владычества и все. Такой я ее и увидела.

Недавно прошел здесь ремонт. Деньги на ремонт дали все 6 конфессий, делящих между собой Храм Гроба Господня. Даже иорданский король Абдалла внес деньги на ремонт. Русские паломники и Россия тоже внесли свою лепту, как всегда, со времен Царской России. Ремонтные работы обошлись в несколько млн. долларов.

200 лет не было здесь ремонта. А мраморную плиту с Гроба не снимали 450 лет. Эту плиту положили для защиты камня.

При ремонте кувуклию очистили от наслоившейся многовековой копоти. С ложа Христа снимали розовую мраморную плиту,

потому что надо было укрепить скалу, в которой был вырублен Гроб. Скальный камень стал разрушаться. В щели там заливали специальный раствор, чтобы скрепить камень.

Кстати, теперь там можно через маленькое оконце напротив погребального ложа Иисусова увидеть эту скалу, в которой когда-то Иосиф Аримафейский вырубил гробницу для себя, но потом отдал ее для погребения Иисуса Христа.

Саму пещеру Гроба Господня во время ремонта расширили насколько можно было расширить. Почему ее расширили?

Еще в приснопамятные времена эту скалу обрезали, обтесали и возвели ее под кувуклию. Но даже в 11 веке вход в нее был такой низкий, что люди могли только ползком вползать ко Гробу Христа на коленях.

Когда сейчас туристы, да и некоторые паломники смотрят на теперешнюю кувуклию

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».

Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО). Читайте также:

Путешествие в храм гроба господня фото

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) В Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Вход в Храм. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма, охранники.

Фасад храма со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, матерью римского императора Константина. В путешествие в Иерусалим Елена отправилась в возрасте около 80-ти лет.

Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Наиболее ранние историки сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:

на Голгофе — Храм Гроба Господня;
в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
у Тивериадского озера — церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

Схема Храма Гроба Господня:

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но позднее было восстановлено все разрушенное. Интересно, что в восстановлении Храма принимала активное участие жена Хозроя Мария, так как она была христианкой. Сам Хозрой в отношениях между зороастрийцами и христианами предписал каждому придерживаться законов отцовской веры, отрекаться от которых запрещалось как тем, так и другим.

Следующее разрушение Храма произошло в 1009 году, когда халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня. Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви, примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма, осуществлению которой помешала Вторая мировая война.

На фото лестница, ведущая в придел Деления риз Господних, где воины по существовавшему тогда обычаю поделили одежды Христа (10-я остановка):

Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Несмотря на ряд разрушений, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

Царская Россия делала немало для поддержания и украшения главного христианского храма. Так, в 1808 году он испытал величайшее бедствие от пожара. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины. Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении иерусалимской святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень». Несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 года, пожертвования из России не прекращались, а после победы над Наполеоном даже значительно увеличились. Пользуясь содействием православной России, греки приступили к восстановлению храма Гроба Господня. Воспоминанием об этом до сих пор служат помещенные в разных местах изображения двуглавых русских орлов. После восстановления храм предстал перед паломниками во всем своем былом великолепии. Главные украшения были даром России.

Одна из колонн Храма (слева от входа) расколота почти наполовину. Согласно легенде в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами турецкие власти заперли храм, не допустив православных на службу. После молитвы православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния, расколов колонну, и из трещины явился Святой Огонь.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Миропомазания. На этот Камень было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения благовониями перед погребением:

Эта процедура запечатлена на большом мозаичном панно прямо над Камнем:

Сейчас этот камень облицован мрамором. Над Камнем Миропомазания висят 8 лампад — по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Не пускают в храм только протестантов. Считается, что Камень Миропомазания мироточит, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы.

Внутренняя отделка Храма у Камня миропомазания:

В Храме находится небольшая часовня, расположенная над пещерой Гроба Господня (Кувуклия). Место это сразу узнаваемо по церемонии схождения Благодатного огня, которая транслируется в Пасху:

Перед входом в Кувуклию над портретами двенадцати апостолов подвешены лампады:

Купол над Кувуклией выполнен в виде солнца с двенадцатью лучами, символизирующими двенадцать апостолов. Каждый луч разделен на три части, что обозначает Троицу:

Напротив Кувуклии расположен Кафедральный Собор Воскресения Христова (Кафоликон):

Храм Воскресения занимает центральное место всего комплекса. Четыре больших столба поддерживают четыре арки, на которых укреплен купол, освещающий храм. Восточная часть храма возвышена на несколько ступеней и закруглена: это место служит довольно просторным алтарем. У левой (северной) и правой (южной) стен находятся кафедры: налево — патриарха Иерусалимского, а направо — патриарха Антиохийского. Иконостас в Кафоликоне — из чистого золота, иконы выполнены в византийском стиле. В алтаре находятся части Живоносного Креста Господня и правая рука Св. Василия Великого. Слева от входа на стене висит список Иерусалимской иконы Божьей Матери, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой.

Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески – Омфалос), место, где, где согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения (на фото он едва виднеется за «ларцом»):

Северная галлерея Храма:

Армянский придел Разделения Риз в восточной части Храма:

Далее можно проследовать вниз по лестнице в армянскую церковь Святой Елены, основательницы Храма. Главный алтарь, обновленный в 1950 году, был посвящен Святой Равноапостольной царице Елене, стараниями которой было обнаружено в IV веке место Распятия Иисуса Христа и был вновь обретен Святой Крест Господень. Согласно армянскому преданию, когда Григорий Просветитель после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Теперь алтарь переосвящен во имя Григория Просветителя, национального святого Армении. Большая фреска, украшающая стену, посвящена Григорию Просветителю, первому епископу Армении, который в конце III – начале IV веков, то есть фактически одновременно с реформами Константина Великого, проводившимися в Византии, обратил в христианство царя Армении и всю страну:

Мое внимание привлекла мозаика на полу, где я узнала такие знакомые мне армянские сюжеты. Вот в центре явно вырисовывается Арарат. А это что под ним? Неужели Звартноц?

В окне горят 3 неугасимые лампады:

За алтарем есть секретные катакомбы, в которых прятались и молились ранние христиане.
Из церкви лестница ведет в придел Обретения Креста. Это то самое место, где Святой Еленой было обнаружено три креста. Нужно было установить, который из этих крестов является истинным Крестом Господним, и тогда ими поочередно прикоснулись к телу только что умершего человека. Животворящий Крест Господень воскресил покойника. Место это находится прямо под Голгофой и использовалось как мусорная яма, в которой и были найдены реликвии. Вот оно:

За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках. Справа под стеклом одно из чудес — самопоявляющаяся икона. Говорят, что прежде ее не было на камне, но с течением времени она открывается все больше и больше:

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики.

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Соперничество перешло и в сферу звука. Во время служб идущих в разных частях церкви, католики включают во всю мощь магнитофонную запись ревущего готического органа. Чтобы их было слышно, православные батюшки начинают петь еще громче, отчего храм наполняется невообразимой какофонией. В этой «акустической войне» техническое преимущество на стороне латинян, поскольку греки поют только «живьем». Так что «бои» идут с переменным успехом.

Поднявшись вверх по ступеням от Камня Помазания, можно попасть на Голгофу.
В Храме есть и другие приделы, но что-то мы не стали осматривать из-за столпотворения, что-то за неимением времени и желания отстаивать в длинной очереди, поэтому направились к выходу из Храма в сторону Коптской и Эфиопской церквей.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, матерью римского императора Константина. В путешествие в Иерусалим Елена отправилась в возрасте около 80-ти лет.

Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Наиболее ранние историки сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:

на Голгофе — Храм Гроба Господня;
в Вифлееме — базилика Рождества Христова;
на Елеонской горе — церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

в Гефсимании — церковь Святого Семейства;
в Вифании — церковь над гробницей Лазаря;
в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
у Тивериадского озера — церковь двенадцати апостолов;
на месте вознесения Илии — храм во имя этого пророка;
на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины — церковь, посвященная Богородице, и башня для монахов.

Схема Храма Гроба Господня:

Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хозроем (Хосров II). Сооружения храма были сильно повреждены, но позднее было восстановлено все разрушенное. Интересно, что в восстановлении Храма принимала активное участие жена Хозроя Мария, так как она была христианкой. Сам Хозрой в отношениях между зороастрийцами и христианами предписал каждому придерживаться законов отцовской веры, отрекаться от которых запрещалось как тем, так и другим.

Следующее разрушение Храма произошло в 1009 году, когда халиф Эль-Хаким, подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика. Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма.

В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и Храм Гроба Господня. Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви, примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами.

В середине XX века планировалась существенная перестройка храма, осуществлению которой помешала Вторая мировая война.

На фото лестница, ведущая в придел Деления риз Господних, где воины по существовавшему тогда обычаю поделили одежды Христа (10-я остановка):

Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.

Несмотря на ряд разрушений, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество.

Царская Россия делала немало для поддержания и украшения главного христианского храма. Так, в 1808 году он испытал величайшее бедствие от пожара. Кувуклия чудом сохранилась, хотя ее верх и стены были значительно повреждены при падении купола. Но в целом от храма остались лишь развалины. Это было время начала наполеоновских войн, и христианские державы не смогли оказать действенную помощь в восстановлении иерусалимской святыни. Поэтому из всех монашеских общин, подвизавшихся у гроба Господня, за восстановление храма взялись только греки, поскольку они рассчитывали на помощь из православной России. И русские люди откликнулись на просьбу о помощи; они жертвовали охотно. Во всех русских церквах были установлены кружки с надписью: «На Гроб Господень». Несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 года, пожертвования из России не прекращались, а после победы над Наполеоном даже значительно увеличились. Пользуясь содействием православной России, греки приступили к восстановлению храма Гроба Господня. Воспоминанием об этом до сих пор служат помещенные в разных местах изображения двуглавых русских орлов. После восстановления храм предстал перед паломниками во всем своем былом великолепии. Главные украшения были даром России.

Одна из колонн Храма (слева от входа) расколота почти наполовину. Согласно легенде в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами турецкие власти заперли храм, не допустив православных на службу. После молитвы православных верующих, собравшихся у закрытых дверей, из налетевшей грозовой тучи ударила молния, расколов колонну, и из трещины явился Святой Огонь.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Миропомазания. На этот Камень было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения благовониями перед погребением:

Эта процедура запечатлена на большом мозаичном панно прямо над Камнем:

Сейчас этот камень облицован мрамором. Над Камнем Миропомазания висят 8 лампад — по числу допущенных в храм христианских конфессий: православных, католиков, армян, маронитов, коптов, сирийцев, грузин и эфиопов. Не пускают в храм только протестантов. Считается, что Камень Миропомазания мироточит, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы.

Внутренняя отделка Храма у Камня миропомазания:

В Храме находится небольшая часовня, расположенная над пещерой Гроба Господня (Кувуклия). Место это сразу узнаваемо по церемонии схождения Благодатного огня, которая транслируется в Пасху:

Перед входом в Кувуклию над портретами двенадцати апостолов подвешены лампады:

Купол над Кувуклией выполнен в виде солнца с двенадцатью лучами, символизирующими двенадцать апостолов. Каждый луч разделен на три части, что обозначает Троицу:

Напротив Кувуклии расположен Кафедральный Собор Воскресения Христова (Кафоликон):

Храм Воскресения занимает центральное место всего комплекса. Четыре больших столба поддерживают четыре арки, на которых укреплен купол, освещающий храм. Восточная часть храма возвышена на несколько ступеней и закруглена: это место служит довольно просторным алтарем. У левой (северной) и правой (южной) стен находятся кафедры: налево — патриарха Иерусалимского, а направо — патриарха Антиохийского. Иконостас в Кафоликоне — из чистого золота, иконы выполнены в византийском стиле. В алтаре находятся части Живоносного Креста Господня и правая рука Св. Василия Великого. Слева от входа на стене висит список Иерусалимской иконы Божьей Матери, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой.

Находящийся посреди Кафоликона небольшой мраморный пьедестал с навершием в виде полусферы символизирует центр мира, Пуп Земли (по-гречески – Омфалос), место, где, где согласно преданию, свершилось спасение человечества после грехопадения (на фото он едва виднеется за «ларцом»):

Северная галлерея Храма:

Армянский придел Разделения Риз в восточной части Храма:

Далее можно проследовать вниз по лестнице в армянскую церковь Святой Елены, основательницы Храма. Главный алтарь, обновленный в 1950 году, был посвящен Святой Равноапостольной царице Елене, стараниями которой было обнаружено в IV веке место Распятия Иисуса Христа и был вновь обретен Святой Крест Господень. Согласно армянскому преданию, когда Григорий Просветитель после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Теперь алтарь переосвящен во имя Григория Просветителя, национального святого Армении. Большая фреска, украшающая стену, посвящена Григорию Просветителю, первому епископу Армении, который в конце III – начале IV веков, то есть фактически одновременно с реформами Константина Великого, проводившимися в Византии, обратил в христианство царя Армении и всю страну:

Мое внимание привлекла мозаика на полу, где я узнала такие знакомые мне армянские сюжеты. Вот в центре явно вырисовывается Арарат. А это что под ним? Неужели Звартноц?

В окне горят 3 неугасимые лампады:

За алтарем есть секретные катакомбы, в которых прятались и молились ранние христиане.

Из церкви лестница ведет в придел Обретения Креста. Это то самое место, где Святой Еленой было обнаружено три креста. Нужно было установить, который из этих крестов является истинным Крестом Господним, и тогда ими поочередно прикоснулись к телу только что умершего человека. Животворящий Крест Господень воскресил покойника. Место это находится прямо под Голгофой и использовалось как мусорная яма, в которой и были найдены реликвии. Вот оно:

За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках. Справа под стеклом одно из чудес — самопоявляющаяся икона. Говорят, что прежде ее не было на камне, но с течением времени она открывается все больше и больше:

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа, Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессией — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики.

Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну.

Соперничество перешло и в сферу звука. Во время служб идущих в разных частях церкви, католики включают во всю мощь магнитофонную запись ревущего готического органа. Чтобы их было слышно, православные батюшки начинают петь еще громче, отчего храм наполняется невообразимой какофонией. В этой «акустической войне» техническое преимущество на стороне латинян, поскольку греки поют только «живьем». Так что «бои» идут с переменным успехом.

Поднявшись вверх по ступеням от Камня Помазания, можно попасть на Голгофу.
В Храме есть и другие приделы, но что-то мы не стали осматривать из-за столпотворения, что-то за неимением времени и желания отстаивать в длинной очереди, поэтому направились к выходу из Храма в сторону Коптской и Эфиопской церквей.

В завершение предлагаю совершить виртуальную экскурсию по Храму

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector