1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Различия между националсоциализмом и фашизмом

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Давайте разберемся, в чем же разница между «фашизмом» и «нацизмом», кто из них действительно развязал самую страшную войну в истории и почему «немецко-фашистских полчищ» на самом деле никогда не существовало. Почему евреев и цыган уничтожали – нацисты, а спасали – фашисты. Удивительно? Давайте разбираться.

В современном обществе принято отождествлять термины «национализм» и «фашизм». Однако это не совсем верно. Эти два понятия были объединены в годы Великой Отечественной войны в СССР. В Советском Союзе национал-социалистов стали называть «фашистами», что вызвало недоумение у многих пленных немцев.

На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.

В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было. Во времена Третьего Рейха нацисты серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении нацистских лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля.

Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое устройство общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии. В 1933 году Гитлер и его нацистская партия сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников – коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив на выборах 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти.

В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на выборах, до этого партия фашистов имела места в парламенте. У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения.

Фашизм

Обычно современный обыватель знает, что фашизм зародился в Италии, и что первым фашистом, вставшим во главе государства, был, соответственно, Бенито Муссолини. К сожалению, на этом знания у большинства заканчиваются. И дальше в массовом сознании почему-то следуют Гитлер и концлагеря. Но возьмите, почитайте совершенно открытый документ – «Манифест фашизма», появившийся еще в 1919 году. Он небольшой и удивительно напоминает… концепцию социального государства Республика Беларусь. Почитайте сами.

И вот что принципиально важно. Фашизм, идеологию которого не создал, но развил Муссолини, был совершенно интернационален. И провозглашал сотрудничество между разными классами общества вместо классовой борьбы, характерной для социализма/коммунизма, а позднее и для нацизма.

Мало кто знает: к середине 30-х годов в Национальной фашистской партии, которой руководил Муссолини, состоял каждый третий еврей Италии. «До 1938 года официально на руководящих ролях было 746 евреев-фашистов. По разным оценкам исследователей членами фашистской партии Муссолини было 10% евреев». «Евреи были среди видных деятелей фашистской партии Италии. … Министром финансов был еврей Гвидо Юнг, внешней политикой Италии руководил еврей Фульвио Сувич, а биографом Муссолини была наполовину еврейка Маргарита Царфати. Муссолини поначалу отвергал идею главенствующей расы как «отъявленную чепуху, глупую и идиотскую». В 1923 году в беседе с главным раввином Рима Анджело Сачердоти он заявил, что итальянское правительство не намерено следовать антисемитской политике – ни сейчас, ни в будущем. В официальном коммюнике по этому поводу было сказано, что “итальянское фашистское движение никогда не встанет на путь антисемитизма. Своими поступками … антиеврейские организации порочат саму фашистскую идею”.

В 1932 году Муссолини заклеймил антисемитизм как “германское зло”, резюмировав, что “…в Италии не существует еврейского вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления”», – сами почитайте. 31 марта 1933 года Муссолини в письме Гитлеру отстаивает собственную точку зрения на еврейство, считая, что семитская раса не противоречит арийской. То есть до 1936 года Муссолини мог бороться с антисемитизмом внутри фашистского движения. Конечно, после начала Второй Мировой войны Гитлер сильно давил на Муссолини, стараясь привить итальянскому диктатору свои взгляды. Но Бенито сопротивлялся.

«С убийством Дольфуса, Муссолини пытался дистанцироваться от Гитлера, отвергнув большую часть расизма (в частности, нордицизм и германицизм) и радикального немецкого антисемитизма. Муссолини в этот период отклонил биологический расизм, по крайней мере в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей итальянской империи, которую он хотел построить», – пишет «Википедия».

И только после оккупации части итальянской территории вермахтом и создания марионеточной Итальянской социальной республики в 1943 году немцы приступили к массовому уничтожению евреев в Италии. Сегодня историки в большинстве своем сходятся во мнении: если бы Муссолини не вышел со своим фашизмом за пределы Италии, если бы не влез в войну, не заключил союз с Гитлером, то жил бы долго и счастливо и умер своей смертью. Как Франко или Салазар. Потому что Муссолини провел в Италии очень разумные экономические и социальные преобразования. Например, Италия при нем стала первой страной в Европе, в которой женщины получили право голоса. Быть может, и сегодня итальянцы считали бы его эксцентричным, но эффективным главой государства.

Но Муссолини был дурак дураком, когда дело касалось внешней политики. Одержимый дурацкой манией возрождения Римской империи, он ввязался в войны в Ливии, Эфиопии, напал на Грецию. Потом заключил союз с Гитлером и ввязался во Вторую Мировую. А потому неудивительно, что плохо кончил.

Нацизм

Когда читаешь «Майн кампф» Гитлера – видишь тяжелый бред психически больного человека. «Нацисты заимствовали от фашистов римский салют, ритуалы, зрелища. Нацизм, в отличие от фашизма, был расистским движением, и нацисты использовали свастику как символ арийской расы, чтобы показать свое превосходство», – резонно поясняет «Википедия».

Гитлер называл себя «учеником» Муссолини, но сам Муссолини презирал фюрера. Ключевое отличие нацизма (германского) от фашизма (итальянского) – в том, что фашисты просто хотели создать «единообразное общество» и возродить некое подобие Римской империи (абсолютно интернациональной, замечу). А нацисты – физически уничтожить сперва несогласных (социалистов, коммунистов, церковных служителей), а затем и «низшие расы» (евреев, цыган, славян).

Мне сложно сказать, почему относясь свысока ко всем «ненордическим» расам, немцы (те из них, которые стали приверженцами нацистов) особо ненавидели евреев и цыган. Это тема для других исследований. Только приведу один пример из истории. «Именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев в Европе. В мае 1096 года германская армия численностью около 10000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна – в противоположном Иерусалиму направлении – и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии».

В отличие от многих политиков, чиновников, учителей и (увы!) журналистов, юристы – авторы законодательных актов – неплохо различают фашизм и нацизм. Например, во многих странах Европы запрещена нацистская символика, но никто не запрещает фашистскую. То есть свастика – запрещена, фасции (пучок прутьев с ликторским топориком) – разрешены. Подобная ситуация – в странах, в которых запрещена как нацистская, так и коммунистическая символика. Например, в Литве или в Украине. Украинский закон так и называется: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».

Похожий закон есть в России – там запрещена нацистская символика. Правда, в России юристам сложнее – каждый суд по-своему решает, что считать нацистской символикой, а что – нет. Отсюда и масса спорных вопросов. Но в любом случае, опять же, запрещена нацистская символика. Но не фашистская.

Различия между национал-социализмом и фашизмом

Многие не понимают разницу между фашизмом и нацизмом, и думают что это одно и тоже или рассматривают одну идеологию как частный случай другой. Можно слышать такие возгласы:
1. «Да назови ты это хоть горшком, суть от этого не меняется.»
Ну что-ж, если человек хочет казаться необразованным и быть экземпляром «Эллочки-людоедки» и называть все вещи одним словом (горшком, например), то это его такое же демократическое право, как и любого бомжа валятся на улице и пропагандировать свой образ жизни.
2. «Нацизм рассматривается как частный случай фашизма, читая ту же вики, это легко понять. Разницы практически нет.»
Как раз на практике разница есть. В силу исторической справедливости, следует различать эти понятия, и не мешать кислое с зеленым. Объединить по общим признакам, и рассмотреть как частный случай можно — но бессмысленно (в контексте конечных целей идеологий), потому как под эти «случаи» попадут еще куча других «-изъянов»). За подробным исследованием надо обращаться к соответствующим работам, а не к словарям, и уж тем более не к СМИ.

Сегодня в СМИ, зачастую, фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления крайне радикально отличающихся от демократической идей в сочетании с расистской идеей,идеей национальной или расовых евгенических учений о расе , а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также называют форму популистского ультранационализма, основанного на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, фашизм стал просто ругательным словом в политической полемике, потеряв своё конкретное содержание.

Часть 1. Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления радикально-правых идей в Европе фашизмом. Зачастую человек с детства воспитан враждебно к этим идеологиям и просто не хотел разделять эти идеологии,вникать в суть этих идеологий,считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице .

Часть 2. Отношение фашизма и национал-социализма к государству, к его целям

По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма. Еще более конкретно эта идея обозначена в лозунге, который провозгласил Муссолини в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию» (1), то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа». Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средства», а отказ от него — перестройку государства в общество. Каким же должно было быть это общество будущего? Во-первых, оно должно было быть расовым, основанным на принципах расового неравенства. И основной начальной целью этого общества было освобождение расы от влияния других рас, в данном случае арийской, а затем поддержание и сохранение её чистоты. Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма). Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

Часть 3. Различия по национальному вопросу

Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём механической чистки расы,то есть поддержания чистоты расы и отсеивание инорасовых элементов.

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса — это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» — это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. «Нация» — это политическое орудие демократии и либерализма».(2) Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины — понятием «государство».

Краеугольным камнем национальной политики национал-социализма являлся антисемитизм. В то же время, в фашистской Италии, не было преследования евреев по, каким бы то ни было, идеологическим соображениям. Фашизм, как идеология, вообще свободен от антисемитизма.

Более того, Муссолини резко осуждал национал-социалистические евгенические учения о чистоте расы и антисемитизма. В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «… К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой… Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы… Антисемитизм в Италии не существует. Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны».

Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях. И это были не просто слова — в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев.

Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом». Русский социолог Н.В. Устрялов (1890-1937): «Необходимо… отметить, что в итальянском фашизме расистский дух отсутствует начисто… Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии».

Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев. Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма.

Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как объединить его вокруг социалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с евгеническим учением о расе, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса.

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество рас, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Разница между национал-социализмом и фашизмом

Некоторые люди даже не знают, что есть разница между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера. О национал-социализме часто говорят фашизм, или германский или немецкий фашизм. Чаще всего это отождествление понятий наблюдается в среде, воспитанных на коммунистической идеологии, которая называла все проявления тоталитаризма в Европе фашизмом. Зачастую человек просто не хотел разделять эти идеологии, считая их злом одного корня, общим, смешивая оба понятия и не желая разбираться в разнице.

В общем-то, здесь есть логика, поскольку зародилась эта ветвь Европейского тоталитаризма в Италии и называлась — фашизм от итальянского слова «fascio», что означает ”пучок”, ”связка”, ”объединение”, ”союз”. А поскольку именно в то время было мощное противостояние идей коммунизма и фашизма, то всякое подобное зло называлось фашизмом, что осталось в сознании людей, особенно старых. Несколько позже, Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил ее на расистской почве и создал уже национал-социализм или нацизм.

Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм — это теория превосходства одной нации над другой.

В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

Рассмотрим идеологические основы фашизма и национал-социализма. Факт, но не широко известный, что Гитлер и Муссолини крайне не любили, когда их доктрины и идеологии путали. Существовали принципиальные разногласия: по отношении к государству, по национальному вопросу, по отношению к войне и миру, по вопросам религии, и некоторым другим, менее значимым.

10)1.Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik, Deutsches Reich Weimarer Republik (инф.)) — принятое в историографии наименованиеГермании с 1919 по 1933 год, называемое по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и закреплённой принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально государство продолжало именоваться «Германское государство» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи (среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»). Веймарская республика 1919—1933 годов в Германии просуществовала большую часть мирного периода между двумя мировыми войнами. После Мартовской революции 1848 года она стала второй (и первой, увенчавшейся успехом) попыткой учреждения в Германии либеральной демократии. Она завершилась приходом к власти НСДАП, которая создала тоталитарную диктатуру. Веймарскому государству ещё в период его существования дали определение «демократия без демократов», которое было верным лишь отчасти, но свидетельствовало о существенной проблеме в его устройстве: в Веймарской республике отсутствовал прочный конституционный консенсус, который мог бы связать весь спектр политических сил — от правых до левых. Волна демократизации не коснулась унаследованных от кайзеровской империи институтов управления, юстиции и прежде всего военного аппарата. Несмотря на то, что антидемократические устремления существовали и в стане левых, Веймарская республика потерпела крах по большей части из-за противодействия демократии со стороны правых. С момента своего возникновения республика была вынуждена отражать удары с двух сторон. В конце концов парламентское большинство в рейхстаге получили партии, отвергавшие ценностипарламентской демократии: Национал-социалистическая немецкая рабочая партия и Немецкая национальная народная партия — с одной стороны, и Коммунистическая партия Германии — с другой.

Большинство политических партий несмотря на новые названия (за исключением СДПГ и партии Центра) сохранили идеологию своих непосредственных предшественников в кайзеровской Германии и обслуживали преимущественно интересы определённых групп. Раздробленность политических сил и разделение на группы по интересам, как, например, рабочее движение или католиков, получила название «партикуляризм». Парламентская система правления с одной стороны и способствующая раздробленности политических партий пропорциональная избирательная система с другой стороны требовали ответственности и готовности к компромиссам. Партии Веймарской коалиции (СДПГ, партия Центра и Немецкая демократическая партия), получившие такое название, образовав правительственную коалицию в Веймарском учредительном собрании, лишились абсолютного большинства уже на первых выборах в рейхстаг в 1920 году и больше его никогда не вернули. За 14 лет сменилось 20 правительственных кабинетов. Одиннадцать кабинетов, созданных меньшинством, работали с позволения парламентского большинства, а в конце Веймарской республики уже при отстранённом рейхстаге лишь по усмотрению рейхспрезидента и на основании чрезвычайных декретов, издаваемых вместо законов в соответствии со статьёй 48 Веймарской конституции. Количество партий в рейхстаге Веймарской республики часто достигало 17, и лишь в редких случаях опускалось до 11.

2.Союз Спартака (нем. Spartakusbund) — марксистская организация в Германии начала XX века. Во время Первой мировой войны призывал к мировой пролетарской революции, которая свергнет мировой капитализм, империализм и милитаризм. С августа 1914 года Союз Спартака входил в Социал-демократическую партию Германии как оппозиционная группа Интернационал, с 1916 года — группа Спартака, с 1917 года — левое крыло отделившейся отСДПГ Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). Ноябрьскую революцию 1918 года спартакисты встретили вне какой-либо партии и, выдвинув лозунг «Вся власть Советам!», добивались учреждения в Германии советской республики. 1 января 1919 года Союз Спартака вошёл в новуюКоммунистическую партию Германии.

Группа «Интернационал» была образована по инициативе Розы Люксембург вечером 4 августа 1914 года после того, как фракция СДПГ в рейхстагепроголосовала за предоставление военных кредитов. Группа выступала против поддерживаемой СДПГ политики гражданского мира, выдвинутой кайзеровским правительством и призывала к международной солидарности рабочих против войны. Группа Интернационал отвергала войну, которая не отвечала интересам народов и пролетариата и представляла собой геноцид, осуществляемый господствующей империалистической буржуазией. В январе 1916 года группа начала издавать собственную газету «Письма Спартака» (нем. Spartakusbriefe), благодаря которым политическая группа обрела новое имя. Спартак был хорошо известным символом сопротивления угнетённых против эксплуататоров и соответствовал марксистской теории исторического материализма, в соответствии с которым историей движет классовая борьба.

Группа Спартака в апреле 1917 года вошла в состав новой НСДПГ, сохранив статус самостоятельной группы. По инициативе досрочно освобождённого из тюремного заключения Карла Либкнехта 11 ноября 1918 года группа получила новое название — «Союз Спартака», который стал независимой политической организацией.

Во время Ноябрьской революции Союз Спартака призывал к разоружению войск, передаче ключевых отраслей промышленности народу и учреждению советской республики. После столкновений с кайзеровской армией, подчинявшегося временному правительству Фридриха Эберта, Союз Спартака вместе с другими левыми революционными организациями образовал в канун нового 1919 года Коммунистическую партию Германии.

социализм и фашизм 2019

социализм и фашизм «width =» 500 «height =» 324 «/>

Мир политики сложный, многослойный и постоянно развивающийся. Историки, социологи, экономисты и политологи пытались дифференцировать бесчисленное количество политик и политического мышления в разные категории, о которых говорится на ежедневной основе. Тем не менее, извилистая природа материи усложняет идентификацию уникальных и неизменных черт, которые, несомненно, будут помещать любую теорию в конкретную конкретную коробку. Более того, различные исторические контексты формируют политику и политику в непредсказуемых манерах, и поэтому теории нуждаются в постоянной адаптации.

Самым ярким примером разного характера национальной и международной политики является интересный аргумент, поддерживаемый многими, — что теории, которые, по-видимому, противостоят друг другу и противоречат друг другу, на самом деле могут быть удивительно похожими. Это касается фашизма и социализма.

На протяжении десятилетий эти два термина использовались для идентификации двух противоположных политических, социальных и экономических теорий, которые резко изменили историю человечества в течение XX века. На сегодняшний день фашизм и социализм как таковые уже не существуют (к тому же в некоторых редких случаях) и заменены «неофашизмом» и «неосоциализмом». Тем не менее, современное мышление остается строго переплетенным с исходными парадигмами.

Давайте приступим к порядку: чтобы понять различия (и сходства) между фашизмом и социализмом, нам обязательно нужно четкое представление об основных особенностях, относящихся к обеим теориям.

Фашизм:

Фашизм — крайне правое националистическое движение, впервые появившееся в Италии в начале 20-го го го века [1]. По словам одного из его главных представителей — Бенито Муссолини — фашистская философия основана на трех основных столпах [2]:

  1. «Все в государстве»
  2. «Ничего за пределами государства»
  3. «Ничто против государства»

Фашистское правительство является высшим, и все институты должны соответствовать желанию правящей власти. Более того, оппозиция не допускается: фашистская идеология имеет первенство и превосходство над всеми другими перспективами, а конечная цель фашистской страны — править миром и распространять «превосходящую идеологию» повсюду.

  • Фашизм возвышает нацию и побеждает человека
  • Централизованное, авторитарное и зачастую диктаторское правительство
  • Сильный и харизматичный лидер
  • Строгий государственный контроль над оппозицией, свобода слова и свобода собраний
  • Тяжелые социальные нормы
  • Важнейшая роль героев
  • Сильная привязанность к нравственным, националистическим ценностям
  • Слава государства над человеком
  • Человек обязан представлять интересы государства до его личных целей / потребностей
  • Уникальная экономика
  • Сильное участие правительства в экономике производства
  • Государство оказывает сильное влияние на инвестиции и отрасли
  • Чтобы получить поддержку со стороны правительства, предприятия должны обещать, что их основной интерес представляет улучшение страны
  • Против свободной рыночной экономики
  • В некоторых случаях международная торговля выступает против (из-за первенства националистических чувств)

В Европе фашистское движение в значительной степени расширялось на протяжении всего XX века и играло решающую роль во время Второй мировой войны. Фактически, фашистское итальянское мышление проложило путь к возникновению и укреплению немецкого нацизма. И Муссолини, и Гитлер занимались агрессивной внешней политикой и территориальным экспансионизмом и стремились к установлению тоталитарных диктатур над контролируемыми территориями. Сегодня нет нации открыто и полностью фашистская; однако в некоторых случаях крайне правые неофашистские / неонацистские движения получили большинство (или, по крайней мере, большую поддержку).

Например:

  • Британская национальная партия сильно зависит от фашистских идеалов, о чем свидетельствуют антииммиграционные тенденции
  • Многие полагают, что политика Трампа имеет фашистские коннотации, в частности, что касается иммиграционной позиции и национального превосходства
  • Появление неофашистских партий в Боливии с 1937 по 1980 год [3]

Социализм:

Социализм часто сочетается в противоположном конце спектра по сравнению с фашизмом; если фашизм относится к группе движений за права человека, то социализм, следовательно, расположен в крайнем левом углу [4]:

  • Социализм — это экономическая и социальная теория, выступающая за социальную собственность и демократический контроль над средствами производства
  • Сильное участие правительства в производстве и перераспределении товаров и богатства
  • Отмена частной собственности
  • Средства производства контролируются и принадлежат государству
  • Никто (кроме государства) не имеет личного контроля над ресурсами
  • Производство напрямую и исключительно для использования
  • Акцент на равенстве, а не достижении
  • Приоритет сообщества над индивидом

Более того, существует много вариантов социализма, таких как:

  • Религиозный социализм
  • Либертарианский социализм
  • Демократический социализм
  • Либеральный социализм
  • Прогрессивный социализм
  • Коммунизм (когда социализм раздражен)

На сегодняшний день социализм более распространен, чем фашизм.Более того, социализм может существовать внутри стран как основная общая экономическая и социальная система, но может также присутствовать в сегментах страны, таких как образование, здравоохранение и корпоративные системы. Если страна не объявила себя социалистической в ​​национальной конституции, она не может быть обозначена как социалистическая третьими лицами. На сегодняшний день ряд стран решили определить себя социалистическими странами:

  • Республика Индия
  • Республика Ангола
  • Португальская Республика
  • Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
  • Алжирская Народная Демократическая Республика

Где разница?

Ясно, что фашизм и социализм различаются по многим фундаментальным аспектам.

  • Дальний правый и левый
  • Первичность нации против защиты прав каждого человека
  • Частная собственность против государственной / общественной собственности

Социалистическая парадигма основана на предположении, что частная собственность и свободный рынок неизбежно приводят к социальному и экономическому неравенству. Таким образом, у государства есть моральный и социальный долг вмешиваться, чтобы защитить права трудящихся и обеспечить равномерное и гармоничное распределение богатства. Социалистические общества предотвращают экономическую конкуренцию внутри страны и с другими странами.

Несмотря на большую разницу, существующую в социалистическом мире, всякая политика, реализуемая всеми вариантами социализма, основана на ключевых экономических и социальных целях, упомянутых ранее. Идея нации, расы и превосходства отсутствует в социалистическом мышлении.

Фашизм вместо этого не призывает к социальному равенству и не заботится о равном перераспределении богатства и дохода. Фашистская экономика направлена ​​на укрепление нации, на пропаганду националистических принципов и на укрепление национального превосходства.

Даже если фашистская экономическая политика часто приводит к экономическому росту, от которого могут выиграть все слои общества, социальное равенство не входит в число целей фашистской парадигмы.

Социализм и фашизм основаны на противоположных принципах и ценностях, однако .

Несмотря на кажущуюся оппозицию и исторические пути, которые привели к поразительным контрастам между двумя идеологиями, социализм и фашизм имеют общие черты.

  • Они — и сильная идеология
  • Оба они подразумевают сильное участие правительства в экономической и социальной жизни
  • Они оба имеют право создавать сильные социальные движения
  • Оба они выступают против свободного рынка
  • Им нужен сильный правительственный аппарат и сильный лидер

Социализм и фашизм — это две сильные идеологии, которые способствовали созданию сплоченных и мощных социальных движений. Редко, во время истории мы стали свидетелями такой влиятельной и быстро растущей социальной вовлеченности и участия в политической жизни.

  1. В случае социализма массы мобилизуют и поддерживают идею равного развития, равную долю богатства, социального равенства, укрепления сообщества и коллективных ценностей. Социализм объединяет массы под эгидой равенства, а не господства.
  2. В случае фашизма массы мобилизуются для достижения национального и расового превосходства над всеми другими странами, над всеми другими меньшинствами и над всеми другими народами. Идея равенства чужда фашистской парадигме, в то время как концепция превосходства имеет решающее значение.

В сумме

На протяжении всей истории социализм и фашизм изображались как противоборствующие и противопоставляющие всеохватывающие теории. Действительно, наше недавнее прошлое дает нам несколько примеров фашистского мышления, противостоящего социальному мышлению, и наоборот.

Как мы видели, две теории исходят из противоположных ценностей: социализм стремится к равному обществу и основан на идее демократической собственности и перераспределении богатства. Напротив, фашизм стремится к наложению национального и расового превосходства и выступает за экономический рост, поощряемый национальными компаниями и корпорациями.

Короче говоря, фашизм и социализм отличаются ключевыми и центральными принципами.

Однако мы можем также наблюдать важное сходство между ними, в частности, в том, что касается роли государства. И фашизм, и социализм требуют сильного участия государства в экономической и социальной политике. Причина, по которой правительство вмешивается в государственные дела, отличается, но средства, используемые для достижения разных целей, интересны.

Более того, и что более важно, оба они оказались невероятно мощными и эффективными идеологиями, способными объединить огромные массы и способствовать развитию крупных и сплоченных социальных движений. Кроме того, усиление социалистического и фашистского мышления часто усиливается ростом недовольства среднего класса / рабочего класса. Интересно, что такое же происхождение и социальные чувства порождают противоположные политические и экономические движения, которые действуют аналогичным образом.

В чем разница между гитлеровским нацизмом и советским социализмом?

Казалось бы, уж где-где, а в России, стране, вынесшей на своих плечах всю тяжесть Второй мировой войны и потерявшей в ней более 20 миллионов своих граждан, такой вопрос и стоять не должен. Однако по сию пору ведутся в нашей стране разговоры о том, что советский социализм ничем по сути своей не отличается от варварского немецкого фашизма, принесшего столько горя народам мира.

Инициаторы этих разговоров известны — это вольные или невольные агенты влияния самых реакционных империалистических кругов Запада, тех самых, которые в свое время и вырастили германский фашизм, ради своих корыстных интересов развязав II мировую войну и уничтожив более 50 миллионов человеческих жизней. Теперь они, панически боясь роста революционного движения в мире, вызванного все углубляющимся кризисом мировой капиталистической системы, вынашивают планы новой мировой войны, и главным препятствием на пути к этой войне остаются немеркнущие идеи коммунизма, вновь охватывающие весь мир.

Буржуазия для обеспечения своего господства всегда активно использовала ложь и обман, с помощью которых ей удавалось держать в рабстве трудовой народ, заставляя его делать то, что ей выгодно. За несколько сотен лет господства в мире капитализма буржуазные идеологи отлично научились сваливать с больной головы на здоровую, обвиняя в собственных грехах тех, кто ни в чем не был виноват. Именно таким способом она поступает и сегодня, приравнивая советский социализм, самое свободное и справедливое общество в человеческий истории, к германскому фашизму, самому человеконенавистническому государству, когда-либо существовавшему на нашей планете.

Поскольку политическая грамотность нашего населения сегодня оставляет желать лучшего, коротко ответим на поставленный выше вопрос, пояснив сущность явлений «нацизм» и «советский социализм». А читатель наш пусть сам делает выводы, определяя для себя где Добро, а где Зло.

Гитлеровский нацизм и советский социализм — это антиподы, и вот почему.

«НАЦИЗМ — разновидность фашизма, получившая развитие в Германии после первой мировой войны (см. Национал-социалисты).

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТЫ (нацисты, наци) — члены гитлеровской национал-социалистской фашистской партии, созданной в период между первой и второй мировыми войнами германским монополистическим капиталом. Первые организации Н.-с. возникли в 1919 г. Название партии было дано ее создателями в демагогических целях, чтобы привлечь на свою сторону многочисленные слои мелкой буржуазии…»

То есть «нацизм» — это сокращение от «национал-социализм».

Несмотря на то, что и в первом и во втором понятии («национал-социализм» и «советский социализм») употребляется один термин — «социализм», означает он принципиально разные вещи.

В «национал-социализме» под «социализмом» понимается «социализм буржуазный», т. е. капиталистическое государство с частной собственностью на средства производства и рынком рабочей силы, в котором имеют место некоторые социальные гарантии для большинства населения страны. Это так называемые государства «велфер-стейт». Исторически к ним можно отнести гитлеровскую Германию, скандинавские страны 70-х годов (т. н. «шведский социализм»), некоторые арабские страны, ныне разгромленные НАТО (например, Ливия и Ирак), и некоторые другие страны.

В идеологии «национал-социализма» главным является буржуазный принцип национального неравенства — создание социального государства для одной конкретной нации за счет всех остальных наций мира. Это национальное неравенство выражается в особых привилегиях для представителей этой господствующей в мире нации, которой должны подчиняться все остальные нации на земле.

То есть «национал-социализм» — это один из самых радикальных и паразитических типов буржуазных государств, к которым прибегает национальная буржуазия, достигшая определенного уровня развития и стремящаяся завоевать свое место под солнцем в буржуазном мире. Из этого напрямую вытекает сверхагрессивность государств, в которых господствующей идеологией стал «национал-социализм» по отношению ко всем остальным странам мира, особенно своим соседям. В современном мире к государствам подобного типа можно смело отнести Израиль, официальная идеология которого «сионизм», гласящая: «евреям — всё, другим — ничего», которая полностью соответствует сути «национал-социализма».

В «советском социализме» под термином «социализм» понимается совершенно иной социализм — социализм пролетарский, научный, по Марксу, означающий первый этап коммунистического общества, в основании которого лежит общественная собственность на средства производства. В советском социализме нет частной собственности на средства производства, которая бы позволяла эксплуатировать чужой труд, соответственно нет и рынка рабочей силы: человек при социализме перестает быть товаром, его рабочую силу не продают и не покупают. Социалистическая страна не может быть в принципе агрессивной, поскольку социалистический принцип организации производства позволяет в достаточной степени обеспечить все разумные потребности абсолютно всех ее граждан. Именно поэтому социалистическому государству не требуются чужие страны и народы, их сырье и рабочая сила. Им не требуется грабеж других, чтобы жить справедливо, свободно и в достатке. Ровно наоборот: социалистические государства сами в состоянии помогать менее развитым странам, помогать по-товарищески, не загоняя при этом народы этих стран в экономическое рабство, как это делают страны империализма. Опыт СССР и других стран социализма это отлично доказал.

Но успехи стран социализма страшат буржуазию капиталистических стран, ибо являются отличным примером для угнетенных ею народов, которые тоже хотят освобождения. Буржуазные идеологи пугают своих обывателей мировой революцией, которую якобы развяжут соцстраны, желая загнать все остальные страны мира под иго социализма.

Мировая революция действительно произойдет, но не потому, что страны, в которых уже победил социализм, начнут войну с остальными странами мира, где еще нет социализма. Мировая социалистическая революция — это цепь социалистических революций, которые произойдут рано или поздно по всему миру, но произойдут только после того, как народы этих стран сами захотят освобождения от капиталистического рабства.

Почему же радикализм буржуазии и ее сверхагрессивность непременно принимает национальную форму?

Это закон рынка — главного звена капитализма. Дело в том, что «нация» и «народ» («народность» или научно — «этнос») — это принципиально разные вещи!

Нация — это этнос в условиях капитализма, капиталистического способа производства, в основе которого лежит рынок, требующий для своего полноценного функционирования единого языка!

«Во всем мире эпоха окончательной победы капитализма над феодализмом была связана с национальными движениями. Экономическая основа этих движений состоит в том, что для полной победы товарного производства необходимо завоевание внутреннего рынка буржуазией, необходимо государственное сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке, при устранении всяких препятствий развитию этого языка и закреплению его в литературе. Язык есть важнейшее средство человеческого общения; единство языка и беспрепятственное развитие есть одно из важнейших условий действительно свободного и широкого, соответствующего современному капитализму, торгового оборота, свободной и широкой группировки населения по всем отдельным классам, наконец — условие тесной связи рынка со всяким и каждым хозяином или хозяйчиком, продавцом и покупателем.

Образование национальных государств, наиболее удовлетворяющих этим требованиям современного капитализма, является поэтому тенденцией (стремлением) всякого национального движения. Самые глубокие экономические факторы толкают к этому, и для всей Западной Европы — более того: для всего цивилизованного мира — типичным, нормальным для капиталистического периода является поэтому национальное государство.»

Именно потому распался СССР, что это было необходимостью для развивающегося в нем капитализма! И именно поэтому неминуемо распадется вся и всякая страна при капитализме, если в каких-то ее районах говорят на разных языках! Соединить эти районы воедино при капитализме можно только силой, что и осуществлял в свое время царизм (царское самодержавие), без которого с февраля 1917 года Российская империя начала распадаться на множество независимых государств, и которые были вновь собраны в единое государство уже потом, Советской властью, на совершенно иных принципах — принципах пролетарского интернационализма и свободного союза свободных и независимых национальных республик.

Пролетарский интернационализм — это неотъемлемая часть идеологии пролетарского социализма. Коротко он формулируется самым известным лозунгом коммунистов — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», означающим, что у пролетариев всего мира общий враг — мировая буржуазия, которая угнетает и эксплуатирует трудящихся всех стран совершенно одинаково, а потому им нечего между собой делить, ведь они все находятся в равном положении — в положении рабов капитала. Чтобы победить капитал, нужно соединить усилия каждого трудящегося, каждого наемного рабочего, и чем крепче будет этот союз, тем быстрее мировой пролетариат добьется победы и своего освобождения.

В основе принципа пролетарского интернационализма лежит принцип дружбы народов, равенства (юридического и фактического!) трудящихся разных народов и народностей, взаимного уважения народов друг к другу и бережного отношения к их культуре. И СССР показал как на практике можно реализовать этот принцип в рамках единого многонационального государства, в состав которого входили разные народы и разные национальные республики. В СССР привилегии получали не самые сильные и многочисленные народы, а, наоборот, малочисленные и слабые народности, которым требовалась помощь других народов, чтобы они смогли выжить и сохранить свою культуру и традиции. Советский Союз бережно хранил культуру и традиции каждого народа, считая это бесценным достоянием всего человечества. Таковы были реалии советского социализма.

Исходя из вышесказанного, уравнивать гитлеровский нацизм и советский социализм может только тот, кто хочет жить за счет других, кто желает построить себе счастье на чужом горе, кто ищет оправдания своему личному паразитированию и эгоизму, кто готов спалить весь мир и все народы земли в огне, лишь бы ему лично было хорошо.

[1] Краткий политический словарь. (Изд. 3-е, доп. и переработ.) М.: Политиздат, 1971.

[2] В. И. Ленин, т. 25, с. 255—320.

В чём отличие фашизма от нацизма?

Давайте разберемся, в чем же разница между «фашизмом» и «нацизмом», кто из них действительно развязал самую страшную войну в истории и почему «немецко-фашистских полчищ» на самом деле никогда не существовало. Почему евреев и цыган уничтожали – нацисты, а спасали – фашисты. Удивительно? Давайте разбираться.

В современном обществе принято отождествлять термины «национализм» и «фашизм». Однако это не совсем верно. Эти два понятия были объединены в годы Великой Отечественной войны в СССР. В Советском Союзе национал-социалистов стали называть «фашистами», что вызвало недоумение у многих пленных немцев.

На самом деле идеологии фашизма и нацизма отличаются друг от друга.

В теории нацизма расовая принадлежность является принципиальной. Враг определяется в соответствии с его национальностью. Утверждается невозможность его переубеждения и воспитания, требуется только полное физическое устранение. В фашизме ничего подобного не было. Во времена Третьего Рейха нацисты серьезно конфликтовали с Церковью, в то же время в Италии при фашистах Церковь даже укрепила свои позиции. Нацисты были по сути своей язычниками и мистиками. Это выражалось в широком применении языческих символов и повальном увлечении нацистских лидеров оккультными науками, восточными религиями, христианскими ересями, а также поиском Священного Грааля.

Нацизму был характерен культ традиций и неприятие чего-то нового. Капиталистическое устройство общества тесно связывалось с деятельностью еврейской расы. Итальянский фашизм, напротив, активно дружил с капиталистами, которые в то время активно финансировали деятельность правящей партии. В 1933 году Гитлер и его нацистская партия сожгли рейхстаг и обвинили в этом своих противников – коммунистов. Начались жесткие репрессии, и, победив на выборах 30 января 1933 года, партия Гитлера пришла к власти.

В Италии фашизм пришел к власти в 1922 году после победы Муссолини на выборах, до этого партия фашистов имела места в парламенте. У фашизма в Италии и нацизма в Германии существует много схожего. В обеих странах были созданы концлагеря, куда помещали недовольных правящим режимом. Оба государства начали активно вмешиваться в экономику. Массовые репрессии стали основной опорой правительства, создавались тайные полиции и поощрялись донесения.

Фашизм

Обычно современный обыватель знает, что фашизм зародился в Италии, и что первым фашистом, вставшим во главе государства, был, соответственно, Бенито Муссолини. К сожалению, на этом знания у большинства заканчиваются. И дальше в массовом сознании почему-то следуют Гитлер и концлагеря. Но возьмите, почитайте совершенно открытый документ – «Манифест фашизма», появившийся еще в 1919 году. Он небольшой и удивительно напоминает… концепцию социального государства Республика Беларусь. Почитайте сами.

И вот что принципиально важно. Фашизм, идеологию которого не создал, но развил Муссолини, был совершенно интернационален. И провозглашал сотрудничество между разными классами общества вместо классовой борьбы, характерной для социализма/коммунизма, а позднее и для нацизма.

Мало кто знает: к середине 30-х годов в Национальной фашистской партии, которой руководил Муссолини, состоял каждый третий еврей Италии. «До 1938 года официально на руководящих ролях было 746 евреев-фашистов. По разным оценкам исследователей членами фашистской партии Муссолини было 10% евреев». «Евреи были среди видных деятелей фашистской партии Италии. … Министром финансов был еврей Гвидо Юнг, внешней политикой Италии руководил еврей Фульвио Сувич, а биографом Муссолини была наполовину еврейка Маргарита Царфати. Муссолини поначалу отвергал идею главенствующей расы как «отъявленную чепуху, глупую и идиотскую». В 1923 году в беседе с главным раввином Рима Анджело Сачердоти он заявил, что итальянское правительство не намерено следовать антисемитской политике – ни сейчас, ни в будущем. В официальном коммюнике по этому поводу было сказано, что “итальянское фашистское движение никогда не встанет на путь антисемитизма. Своими поступками … антиеврейские организации порочат саму фашистскую идею”.

В 1932 году Муссолини заклеймил антисемитизм как “германское зло”, резюмировав, что “…в Италии не существует еврейского вопроса, поскольку он не может существовать в стране с разумной системой государственного правления”», – сами почитайте. 31 марта 1933 года Муссолини в письме Гитлеру отстаивает собственную точку зрения на еврейство, считая, что семитская раса не противоречит арийской. То есть до 1936 года Муссолини мог бороться с антисемитизмом внутри фашистского движения. Конечно, после начала Второй Мировой войны Гитлер сильно давил на Муссолини, стараясь привить итальянскому диктатору свои взгляды. Но Бенито сопротивлялся.

«С убийством Дольфуса, Муссолини пытался дистанцироваться от Гитлера, отвергнув большую часть расизма (в частности, нордицизм и германицизм) и радикального немецкого антисемитизма. Муссолини в этот период отклонил биологический расизм, по крайней мере в нацистском виде, а вместо этого выделил усиленное «италианизирование» частей итальянской империи, которую он хотел построить», – пишет «Википедия».

И только после оккупации части итальянской территории вермахтом и создания марионеточной Итальянской социальной республики в 1943 году немцы приступили к массовому уничтожению евреев в Италии. Сегодня историки в большинстве своем сходятся во мнении: если бы Муссолини не вышел со своим фашизмом за пределы Италии, если бы не влез в войну, не заключил союз с Гитлером, то жил бы долго и счастливо и умер своей смертью. Как Франко или Салазар. Потому что Муссолини провел в Италии очень разумные экономические и социальные преобразования. Например, Италия при нем стала первой страной в Европе, в которой женщины получили право голоса. Быть может, и сегодня итальянцы считали бы его эксцентричным, но эффективным главой государства.

Но Муссолини был дурак дураком, когда дело касалось внешней политики. Одержимый дурацкой манией возрождения Римской империи, он ввязался в войны в Ливии, Эфиопии, напал на Грецию. Потом заключил союз с Гитлером и ввязался во Вторую Мировую. А потому неудивительно, что плохо кончил.

Нацизм

Когда читаешь «Майн кампф» Гитлера – видишь тяжелый бред психически больного человека. «Нацисты заимствовали от фашистов римский салют, ритуалы, зрелища. Нацизм, в отличие от фашизма, был расистским движением, и нацисты использовали свастику как символ арийской расы, чтобы показать свое превосходство», – резонно поясняет «Википедия».

Гитлер называл себя «учеником» Муссолини, но сам Муссолини презирал фюрера. Ключевое отличие нацизма (германского) от фашизма (итальянского) – в том, что фашисты просто хотели создать «единообразное общество» и возродить некое подобие Римской империи (абсолютно интернациональной, замечу). А нацисты – физически уничтожить сперва несогласных (социалистов, коммунистов, церковных служителей), а затем и «низшие расы» (евреев, цыган, славян).

Мне сложно сказать, почему относясь свысока ко всем «ненордическим» расам, немцы (те из них, которые стали приверженцами нацистов) особо ненавидели евреев и цыган. Это тема для других исследований. Только приведу один пример из истории. «Именно во время 1-го крестового похода произошли первые массовые преследования евреев в Европе. В мае 1096 года германская армия численностью около 10000 человек, возглавляемая мелким французским рыцарем Готье Нищим, графом Эмихо Лейнингенским и рыцарем Фолькмаром, отправилась на север через долину Рейна – в противоположном Иерусалиму направлении – и устроила массовую резню евреев в Майнце, Кельне, Бамберге и других городах Германии».

В отличие от многих политиков, чиновников, учителей и (увы!) журналистов, юристы – авторы законодательных актов – неплохо различают фашизм и нацизм. Например, во многих странах Европы запрещена нацистская символика, но никто не запрещает фашистскую. То есть свастика – запрещена, фасции (пучок прутьев с ликторским топориком) – разрешены. Подобная ситуация – в странах, в которых запрещена как нацистская, так и коммунистическая символика. Например, в Литве или в Украине. Украинский закон так и называется: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».

Похожий закон есть в России – там запрещена нацистская символика. Правда, в России юристам сложнее – каждый суд по-своему решает, что считать нацистской символикой, а что – нет. Отсюда и масса спорных вопросов. Но в любом случае, опять же, запрещена нацистская символика. Но не фашистская.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector