0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Различия в религиозной практике

Виды религиозной практики

Всякая религиозная система включает в себя разнообразную религиозную практику, отражающую всю специфику религиозного сознания этой системы. В целом к религиозной практике относятся следующие виды деятельности: молитва, ритуал, церемония, обряд, культ, паломничество, проповедь, праздники и др.

Молитва – форма речевого обращения к Богу. Она имеет глубокие корни и связана не только с представлениями о сакральности слова, речи, но обусловлена действием. В древнем славянском языке есть слова, однокоренные со словом молитьсямолить, моаогон что означает есть, варить, резать. Но все эти действия в древности были связаны с ритуалами жертвоприношения, а следовательно, относились к сакральному.

Молитвы могут подразделяться на:

· Выражение смирения, причастности к Богу;

Наиболее древней формой религиозной практики, религиозной деятельности является ритуал. На заре человечества ритуалы религиозной практики имели магическую природу. Их действенность заключалась в них самих. Ритуал был призван прежде всего воздействовать на сверхъестественные силы.

Слово «ритуал» происходит от латинского «ritus”, санкритского “рта”, аот неизвестную космическую энергию. Действенность ритуалов первоначально находится в руках тех, кто его исполняет. Позднее, когда возникнут идеи монотеизма, ритуал в церковной практике станет рассматриваться зависимым от самого Бога. Ритуал — компонент выражения конфессиональной семиотики.

Ритуалэто смысловая последовательность конкретных действий, совершаемых одним человеком или группой людей, обладающих сакральным характером и семиотической направленностью.

В ритуале особенно важный акцент делается на последовательность действий, цепочку событий, изменение которой недопустимо.

Ритуал – это еще и коммуникация по поводу мифологических смыслов.

Но в ритуале преобладает действие.

Обряд (от «обряжение», т.е. одевание) – ролевое выполнение функции. Каждый участник обряда «обряжен» в конкретного персонажа ритуала и должен вести себя по закону своей роли.

Ритуалы могут иметь разные формы:

Культэто разнообразные, освященные канонами специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням: церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален. Культ требует точного исполнения. Культ — это система религиозной практики, основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи, концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер (культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);

Понятие культу включает в себя два важных предмета: то, чему поклоняются и то, как (или с помощью чего) покланяются.

Паломничество — посещение святых мест, с целью укрепить свою веру, встретиться с единоверцами, проверить силу собственной веры.

Каждая религиозная система (за редким исключением) имеет свои священные места и вырабатывает правила совершения паломничества. Иногда паломничество обязательно (ислам) иногда нет (христианство).

Проповедь — вербальная деятельность, с которой начинается распространение религиозного учения. Это слово учителя, обращенная к ученикам. Цель проповеди заключается в донесении смысла слов Бога до сознания людей.

Чувственность обряда со временем начинает преобразовываться в преобладание над деятельностью. Когда обряд перерастает в активное чувственное действо, он становится праздником. Слово праздник в древнем славянском варианте звучит как праздынь, пустой день. Праздник — это день свободный от работы, деятельности, но наполненный удовольствиями.

Предметы культа и религиозной практики

Совершение культового действия как правило происходит с использованием предметов, считаемых в религии священными и обладающими некоторой божественной силой. В связи с их особой значимостью, как правило, эти предметы представляют не только религиозную ценность, но художественную: их изготавливают мастера высокого искусства, они изготовлены из дорогих материалов, богато украшены и т.д. Иногда эти предметы и не обладают художественной ценностью, но значимы для верующих.

В Африканских религиях большое место отводится маскам, статуэткам-изображениям богов, украшениям.

В некоторых религиях популярны четки, регулирующие ход молитвы.

Мусульмане также используют четки при молитве. Их четки состоят их 99 бусин, каждая из которых соответствует самым красивым именам Бога.

Исламский знак, носимый на груди — рука Фатимы, дочери пророка, пять пальцев — символ пяти столпов ислама.

Христианство в противоположность исламу имеет огромное количество священных предметов, некоторые из которых являются общими для всех христиан, а некоторые принадлежат только верующим каждого направления. Общим почитаемым предметом христиан является крест — символ распятия Христа, который верующий носит на груди на цепочке или веревочке. Форма креста может быть разной: гугенотский или мальтйский крест, с изображением голубя. Почитаемы в христианстве также мощи святых.

Священными атрибутами иудаизма считаются тефилин, талит, менора, мезуза, кипа и т.д.

В индуизме и буддизме священными являются палочки ладана.

К культовым предметам со времен древности у многих народов относилась кухонная утварь. Очагу покланялись и тюркские народы, в языках которых само слово «очаг» подразумевает множество значений, таких как «семья», «род», «священная территория».

У калмыков новорожденного ребенка обязательно клали ненадолго в котел с водой, под которым разводили небольшой огонь, что символизировало духовное рождение ребенка. Котел в данном случае рассматривается как источник духовного.

24. Понятие, сущность, структура и специфика корпоративной культуры как видовой формы культуры.

КК—система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации; набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников.

Разграничить организационную К (как особенности и нормативность организации, корпоративную – более широкий тип К

Сфера проявленности корпоративной культуры:

Ø коммуникационные барьеры, непонимание или недопонимание

Ø различие стиля управления

Ø постановка проблем и характер принятия решений

Ø мотивация труда

Ø различия в социально-культурной компетенции

Типология корпоративных типов культур на уровне международной коммуникации:

Ø рыночная культура, основанная на господстве стоимостных отношений, достижении максимальной прибыли. Характерна для высококонкурентный сфер и новых областях

Ø бюрократическая культура, основанная на системе власти, доминировании законнодействующих и оформленных правовых систем. Характерна для развивающихся экономик, но обладающих стабильностью и защищенностью.

Ø Техническая культура характерна для традиционных производств.

Возможно и разделение корпоративной культуры на культуру штаб-квартиры и культуру филиалов.

корпоративная и профессиональнуюкультуру, где субъектом и творцом в первом случае является народ, а во втором—отдельные субъекты, обладающие профессиональными навыками и выделенными в обществе в качестве профессионалов, т.е. людей занимающихся конкретным видом культурной деятельности.

Организационная культурапредставленаформальной(должностные инструкции, положения о службах и подразделениях, документы, акрепляющие функционирование организации как системы) и неформальной (традиции и принципы).

Культура стратегического планирования –в отличие от рганизационной, часто возникающей стихийно, имеет четко целенаправленный вектор развития.

Организационная культура по Геерту Хофштеде может быть представлена следующими типами:

Ø Длина иерхической лестницы (определяется степенью использования руководителем своей власти). В Аргентине и Испании эта степень достаточно высока, а в Канаде и Австралии – достаточно мала.

Ø Избегание неопределнности и, как следствие, непредвиденностей. В Японии, Иране, Турции этот показатель достаточно высок, а в Тайване и Гонконге нет.

Ø Индивидуализм-коллектиизм, как коэффициент оказывается высоким в сторону преобладания индивидуализма над коллективизмом для США, Англия.

Ø Маскулинизм-феминизм, как характеристика доминирования мужской направленности на успех или женского направления дел, в котором отдается предпочтение качеству самого процесса, гибкость ситауции. К «мужскому» типу относят Италию, ЮАР, а к «женскому» — Голландию, скандинавские страны.

Особая сфера корпоративной культуры – технология подготовки и переподготовки кадров. Такая система, как ролевая игра окажутся неприемлемой для японцев, потому, что они не любят попадать в «неверные» ситуации, ошибаться, а для азиатов – потому, что игра как таковая не может быть делом взрослых людей. Для США характерно не вкладывать большие деньги в обучающие программы, в то время, как в Японии это уже традиция. В Америке предпочитают при подготовке специалиста больше внимания уделять практическим вопросам узкопрофильного плана, а в Японии обуение включает и более общее обучение. Сама оценка так же отличается: В США предпочтение отдают формальной стороне оценивания знаний, в Японии оценка носит неформальный характер.

Третьей разновидностью в данном типе будут сельская и городская культура. Здесь признаки субъектов культуры определены местностью проживания.

По признаку возрастного деления общества к социальному типу можно отнести детскую культуру, молодежную культуру, культуру пожилых людей, культуру людей зрелого возраста.

Сходство религиозной практики

На земле существует несколько теистических религий, духовная практика которых во многом сходна с практикой христиан, порой различия весьма незначительны. На первый взгляд может показаться, что это дает повод считать религии происходящими из одного и того же источника.

В данной статье автор анализирует причины сходства и выводит основополагающий принцип, с помощью которого можно судить о тождестве или различии источников духовного откровения.

В свое время, как установлено историками-библеистами, еврейский народ воспринял некоторые методы поклонения Богу у окружающих народов. Задолго до первого еврея — Авраама — в среде людей почитание Высшего Начала подразумевало определенный ряд действий: воскурения, славословие и принесение жертв. Но почему? Правомочно ли поклоняться истинному Богу теми же способами, что в ходу у язычников? Но язычниками ли таковые изобретены?

Сходство религиозных обычаев объясняется прежде всего исторической памятью человечества, ведь подавляющее большинство населяющих землю народов некогда были едины, об этом свидетельствуют многочисленные истории, содержащиеся в дошедших до нас древних эпосах. Иудейское предание, например, повествует о послепотопном времени, когда единственными выжившими людьми стали члены семьи Ноя; общавшийся с Ноем Господь заповедал ему семь принципов богопочитания:

1. Не поклоняться идолам;

2. Не оскорблять Бога;

4. Не иметь недозволенных сексуальных отношений;

6. Не есть мяса, отрезанного от живого животного (или мяса с кровью);

7. Установить на земле правосудие, дабы нарушители предыдущих шести заповедей несли наказание.

Частично эти принципы присутствуют в большинстве вероучений, вследствие чего иудеи делают вывод о божественном происхождении некоторых религиозных взглядов человечества. Со временем богооткровенные принципы приходили в упадок, зарастали домыслами и этнизировались.

Библия говорит, что вскоре после потопа Ной совершил Господу жертвоприношение, причем уже в то время эта практика не была новой — первую жертву на заре веков принесли еще легендарные Каин с Авелем.

Кроме того, передаваемое ноевыми потомками знание Бога подкреплялось инстинктивным чувствованием того, как взаимодействовать с Высшим. Стремление к Божеству заложено в самой природе человека, также как и сексуальное влечение к противоположному полу. В меру желания следовать начертанным в сердце духовным принципам, человек либо раскрывает Богом данный потенциал, либо «зарывает свой талант в землю».

Веками ведение божественного в народах оттачивается и совершенствуется, однако являясь лишь отражением, отголоском Откровений Иеговы своему народу. Только Израиль получил все полное и последовательное учение от Бога; исключительно Всевышнему поклонялись верные Ему все века, Бог не позволял идолопоклонству и лжеучениям овладевать Его избранным народом, жестко наказывая отступников и поддерживая двустороннюю связь посредством пророков.

Мы видим, что, после того как Господь заключил с домом израилевым Новый Завет, открыл более духовные и глубокие представления о взаимоотношениях с Ним, через время сходные идейные прорывы стали наблюдаться и в других, исконе языческих религиях. В нашу эпоху ключевой чертой теизма давно уже стала любовь Бога и к Богу; ныне, даже возрождаемые языческие культы густо сдабривают свои вероучения сим, чисто христианским понятием, — древние верования меньше всего могли бы ассоциироваться с чем-то, наполненным любовью.

Плагиат? Не только. Сходство духовной практики христиан и представителей других религий иногда объясняется врожденной интуицией, направляющей человека определенным образом почитать Бога.

Так же, как и древние евреи, ортодоксальные христиане ассимилировали ряд практик у окружающих язычников, тем не менее само христианство от этого язычеством не стало: созданный ко взаимодействию со Всевышним человек просто использовал образы чувствования окружающего мира в их истинном предназначении — воздаванию хвалы Господу при посвящении Ему всех сторон собственного существования.

Насколько подобные заимствования и отклонения от явленной Иисусом духовной перспективы оправданы и прогрессивны — отдельный вопрос, требующий внимательного рассмотрения христианскими верующими, но факт остается фактом: вера и практика не-христиан однозначно не приносит духовного плода для Бога; при этом вариативность внешнего изъявления христианской веры считается допустимой до тех пор, пока наносное не искажает главного — природы и характера Бога, исключительности прихода к Нему через Иисуса Христа.

Определяющей чертой религии является Личность, объект поклонения и почитания, форма же практики может видоизменяться согласно человеческой обусловленности.

О людях, признающих Христа единственным Сыном Божьим, но служащих Ему несколько отличным от принятого образом Иисус говорил: «не запрещайте им; кто не против вас, тот за вас» ( Мк. 9:40 ).

Центральным вопросом в религиоведении должно быть определение объекта поклонения, то есть личности Бога.

Прежде чем приступать к изучению методов служения, учения о вере, необходимо определить, на кого эта вера направлена и каковы характеристики личности, выдаваемой за источник откровения, то есть Всевышнего.

Сравнивая характеры и принципы Иеговы и, к примеру, Кришны, мы находим в них явное противостояние. Следовательно, все богатство вайшнавского учения о преданности подпадает, с христианской точки зрения, под определение идолопоклонства, поскольку объектом служения является не-Бог. Другое дело, что даже идолопоклонники могут служить верующему христианину примером того, как нужно посвящать себя избранным идеалам, особенно когда таковыми является следование Христу. Так, поучительными для христиан могут служить поступки ранних коммунистов, которые жертвовали своими жизнями ради служения партийным идеалам, но это вовсе не значит, что христианин должен перенимать у коммунистов их атеистические идеи об общественном устройстве. Вместе с тем, углубленно изучать опыт и философию нехристианских религий опасно, так как наряду с прогрессивными достижениями иноверцев верующий рискует неумышленно воспринять и что-то богопротивное, могущее привести к ересям, духовным недугам и даже вечной смерти.

Культовая сторона ислама — яркий пример во многом правильного поклонения неистинному божеству. Казалось бы, мусульмане продолжают монотеистическую религию иудеев, а значит и объект поклонения у них с евреями общий — Бог Иегова, которого они именуют Аллахом. Итак, мы имеем дело здесь с ересью, или с язычеством?

В принципе, и ересь, и язычество могут нанести одинаковый урон попавшемуся в их путы искателю — духовную смерть в разлуке с Богом. Но почему важно все-таки эти понятия разделять? Доверяющий Богу еретик имеет все шансы вырасти в своем понимании Пути и принять чистое исповедание, тогда как любой прогресс в любви к идолу будет только отдалять язычника от Христа.

Весь ислам построен на истории откровения Аллаха пророку Мухаммеду. Но дело в том, что личность, открывшая Мухаммеду Коран не может быть идентичной Личности, пославшей в мир Своего Сына Иисуса Христа, поскольку тогда бы Коран был христоцентричен, развивая и продолжая линию Иисуса и апостолов.

Сама по себе идея монотеизма еще не является достаточным основанием для признания какой-либо религии истинной. Доктрина единобожия — свидетельство правильного отношения человека к Высшему, но еще не факт двусторонних взаимоотношений с Господом Богом. Важнейшим пунктом в определении истинного Объекта почитания является Его учение о спасении, то есть о способе осуществления духовной двусторонней связи с Ним. Именно оно служит верной чертой, характеризующей Личность Бога. Если бы доктрина спасения в исламе была идентичной библейской, если бы все принципиальные в ней вопросы четко совпадали с христианскими, только тогда идентичность личности Бога была бы вероятной. В реальности все обстоит иначе. Следовательно, ислам является языческой религией, а значит молитвы мусульман адресованы не Иегове.

Неправильное, обусловленное стереотипами поклонение истинному Богу все же лучше, нежели правильное поклонение богу неистинному.

В данном контексте стереотип — это устойчивое восприятие христианином природы Бога и способов угождения Ему. Зачастую стереотипы обусловлены воспитанием, культурой, традициями, мнением окружающих или высказываниями авторитетов. Так, об отношении к христианским стереотипам писал еще апостол Павел, призывая не осуждать верующих, почитающих нечистым то, что другие считают чистым. Пока у человека есть стереотип, будет естественным и поступать согласно таковому, дабы не искушать свою совесть. Однако, если приходит более прогрессивное понимание, максимально свободное от относительности, необходимость следования стереотипам отпадает, как это было с Ветхозаветной Церковью после явления Церкви Новозаветной.

Итак, принцип язычества (идолопоклонства) — поклонение тому, что не является Богом. Речь идет не о способе поклонения, а об объекте. Способ предписывается Священным Писанием и корректируется Святым Духом, но всегда — согласно Священному Писанию, как авторизованному Общиной своду свидетельств духовного опыта предшественников. А сходство между религиями будет всегда, и, чем более христианство будет утверждаться в мире, тем более похожими на него будут становиться конкурирующие культы. И завтра неискушенному искателю истины будет еще сложнее сориентироваться в мире религиозных учений, чем сегодня, поэтому задача христиан — не расслабляться и не прекращать наносить антитезисам предупреждающие удары в виде полемики и позитивной проповеди Евангелия.

«Язычества не будет» — обещал Господь. Борьба с язычеством мотивирована неравнодушием к богохульству. Не только прославлять имя Господне цель верных Ему, но и пресекать духовный разврат ненасильственными методами, как делали это библейские пророки, Иисус и апостолы.

Любовь обезопасит благовествующего от фанатизма, и тогда Господь не упрекнет нас в корыстолюбии.

«Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор. 1:21 .).

В чем разница: православие, католичество, протестантизм

В чем сходство и в чем отличие трех направлений христианства –
православия, католицизма и протестантизма?

Все три разделяют основополагающие принципы христианства: принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 г, признают Святую Троицу, верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие, принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада, не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями. Ну еще, у католиков и протестантов еретиков беспощадно жгли на кострах. В таблице смотрите некоторые отличия из тех, что удалось найти и понять.

Библия и жития святых

Доступ к Библии

Мирянам Библию читает священник и трактует ее, согласно постановлениям церковных соборов, др. словами, по священному преданию

Каждый человек читает Библию сам и может сам трактовать истинность своих идей и поступков, если найдет подтверждение в Библии

Откуда исходит
Святой Дух

Не выбирается народом.
Могут быть только мужчины

Выборный народом.
Может быть даже женщина

Патриарх имеет
право на ошибку

Непогрешимость
и диктат
Римского Папы

Носят богатые наряды

Обычная скромная одежда

Обращение к священнику

Нет обращения “Отец”

Как высшее проявление веры

Их нет, люди сами рождены учится, размножаться и стремиться к успеху

С соборах, храмах и церквях

В любом здании. Главное — это присутствие Христа в сердце

Открытость престола при богослужении

Закрыты иконостасом с царскими вратами

Есть. Человека можно судить по его делам

Нет. Все равны, а человека можно судить по его мыслям и это право только Бога

Вверх-вниз-слева-справа,
но жест не считается обязательным

Отношение
к Деве Марии

Непорочное зачатие отвергается. Ей молятся. Не признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными

Ее непорочное зачатие. Она безгрешна и ей молятся. Признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинным

Она не безгрешна и ей не молятся, как и другим святым

Принятие решений Семи Вселенских Соборов

Считают, что были ошибки в решениях и следуют только тем, что соответствуют Библии

Церковь, общество
и государство

Концепция симфонии духовной и светской властей

Историческое стремление к верховенству над государством

Государство вторично по отношению к обществу

Отношение к мощам

Молятся и почитают

Не считают, что в них есть сила

Отпускаются только Богом

Интерьер церкви
или собора

Простота, нет статуй, колоколов, свечей, органа, алтаря и распятия (лютеранство это оставило)

«Вера без дел мертва»

Приобретается и верой, и делами, особенно, если человек заботится об обогащении церкви

Приобретается личной верой

Причащение с младенчества. Литургия на квасном хлебе (Просфора).
Миропомазание – сразу после крещения

Причащение с 7-8
лет. Литургия на пресном хлебе (Гостия).
Миропомазание — после достижения сознательного возраста

Только крещение (и причащение в лютеранстве). Верующим человека делают его следование 10 заповедям и безгреховные помыслы

В детстве путем погружения

В детстве путем окропления

Должно идти только с покаянием, поэтому детей не крестят, а если крестят, то во взрослой жизни следует креститься вновь, но с покаянием

«В Бога верь,
а сам не плошай».
Есть жизненный путь

Зависит
от человека

Каждому предопределена еще до рождения, тем самым оправдывались неравенство и обогащения отдельных лиц

Нельзя, но если привести довод, что намерения жениха/невесты были ложные, то можно

Страны
(в % от численности всего населения страны)

Греция 99.9 %,
Приднестровье 96 %,
Армения 94 %,
Молдавия 93 %,
Сербия 88 %,
Юж. Осетия 86 % ,
Болгария 86 %,
Румыния 82 %,
Грузия 78 %,
Черногория 76 % ,
Беларусь 75 %,
Россия 73 %,
Кипр 69 %,
Македония 65 %,
Эфиопия 61 %,
Украина 59 %,
Абхазия 52 %,
Албания 45 %,
Казахстан 34 %,
Босния и Герцеговина 30 %, Латвия 24 %,
Эстония 24 %

Италия,
Испания,
Франция,
Португалия,
Австрия,
Бельгия,
Чехия,
Литва,
Польша,
Венгрия,
Словакия,
Словения,
Хорватия,
Ирландия,
Мальта,
21 государство
Латинской Америки,
Мексика, Куба
50 % жителей
Германии, Нидерландов,
Канады,
Швейцарии

Финляндия,
Швеция,
Норвегия,
Дания,
США,
Великобритания,
Австралия,
Новая Зеландия.
50 % жителей
Германии,
Нидерландов,
Канады,
Швейцарии

Какая вера лучше? Для развития государства и жизни в удовольствие — протестантизм более приемлем. Протестантизм оправдает любой способ зарабатывания денег и простит многие грехи. Протестантские страны отличаются высоким уровнем жизни. Но в материальном мире люди перестают думать о духовном. В мире денег мировоззрение меняется до такой степени, что бездомную кошку будут жалеть и приютят, но когда будут убивать миллионы людей оружием НАТО, протестанты скажут, что так НАДО — это потребность в поддержании своего уровня жизни, а разрушенным странам они подарят «демократию» для счастья.

Если же человеком движет мысль о страдании и искуплении — то православие и католицизм подойдет лучше. Каждому свое. Как по мне, так в католических соборах, особенно в стиле готики чувствуешь скованность и давление, сродни устрашению. Вспоминаешь и крестовые походы, и открытие континентов с уничтожением местных аборигенов с крестом в руках, и диктат Римских Пап, и их же инквизицию, и педофилию католических священников в наши дни, и оправдание однополых браков. В общем все грехи человечества вспомнишь.

А радость и облегчение сопровождает меня только в православных храмах, где батюшка никогда не призывает к войнам с целью пополнения бюджета церкви, захвату народов и насаждения ему веры огнем и мечом. Православие сосредоточено на другом, на том, что редко кто, кроме русских понимает. И мы должны дорожить этим даром понимания настоящей веры. Именно русский народ выбран Богом в качестве проводника мира, добра и справедливости.

© Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается
только с прямой ссылкой на rossyanka.ru.

Телефон/WhatsApp: +91 (989) 039-19-97 или WhatsApp: +38 (098) 231-41-58
Звоните в России: +7 (921) 636-39-86

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ОБРЯДОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРАВОСЛАВИЯ, КАТОЛИЧЕСТВА И ПРОТЕСТАНТИЗМА

ПРАВОСЛАВИЕ

КАТОЛИЧЕСТВО

ПРОТЕСТАНТИЗМ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

Отношение к другим христианским конфессиям

Считает себя единственно истинной Церковью.

Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях.

Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии

Внутренняя организация Церкви

Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество.

Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы.

В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы.

Отношения со светскими властями

В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.

Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.

Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — Церковь полностью отделена от государства.

Отношение к браку духовенства

Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.

Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью.

Брак возможен для всех верующих.

Монашество

Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии.

Существует монашество, которое с 11-го — 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)

Высший авторитет в делах веры

Высшие авторитеты — священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м — 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.

Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви Вселенскими.

Высшим авторитетом является Библия. существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»).

2. ДОГМАТЫ

Догмат об исхождении Духа Святого

Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque — «и от Сына»). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.

Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.

Учение о Деве Марии

Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет.

Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха.

Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются.

отношение к чистилищу и учению о «мытарствах»

Существует учение о «мытарствах» — испытаниях души умершего после смерти.

Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов.

Отвергается учение о чистилище и «мытарствах».

3. БИБЛИЯ

Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания

Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания.

Священное Писание уравнено со священным Преданием.

Священное Писание выше священного Предания.

4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА

Таинства

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.

В большинстве направлений признаются два таинства — причащение и крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.

Принятие новых членов в лоно Церкви

Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.

Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры.

Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.

Особенности причащения

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян — только Телом Христовым (хлебом).

В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения.

Отношение к исповеди

Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.

Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.

Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.

Богослужение

Главным богослужением является литургия по восточному обряду.

Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.

Разнообразные формы богослужения.

Язык богослужения

В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Богослужение на национальных языках, а также на латинском.

Богослужение на национальных языках.

5. БЛАГОЧЕСТИЕ

Почитание икон и креста

Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения.

Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе.

Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, — православные иконы.

Отношение к культу Девы Марии

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Культ Девы Марии отсутствует.

Почитание святых. Молитвы об умерших

Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.

Специфика религиозной практики в “естественных” религиях;

Фетишизм это вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Он выражается в поклонении предметам, поразившим воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, ювелирное изделие, камень вокруг которого вырос большой урожай. Этому предмету приписываются свойства, не присущие ему: способность защищать от опасности, приносить удачу, помогать на охоте, лечить, давать урожай. Часто случалось, что если после обращения к фетишу, желаемое происходило, то человек оставлял фетиш себе, если же результат был обратным, то фетиш выбрасывали, заменяли другим. Обращение с фетишем не всегда носило печать богопочитания. Фетиш могли истязать (в Африке, в него вбивают гвозди, чтобы он лучше запомнил, обращенные к нему просьбы); за беспомощность фетиш могли наказывать. Фетишизм следует отличать от преклонения перед святынями. Практически во всех религиях присутствуют объекты поклонения, однако мы не считаем такой объект поклонения фетишем, если в традиции есть объективные (для верующих) основания считать какой-то предмет сакральным. Такими объективными основаниями могут выступать:

• связь объекта с Божеством или святым, что, как считается, передает ему часть святости, способности очищать человека (камень Кааба в мусульманстве, символ распятия);

• обладание объекта некоторым духовным статусом (мощи, священные реки в Индии).

Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии души у всех предметов. Обращаясь к вещи по имени, человек полагает, что она его слышит и понимает, что ее можно задобрить. Это представление о том, что каждый предмет, каждое явление живой или неживой природы имеет свою душу, зафиксировано в верованиях большого числа народов и племен. Вот, например, как описывает В.Г. Богораз такие представления чукчей: «Все существующее живет; лампа ходит, стены дома имеют свой голос, и даже урильник имеет собственную страну и шатер, жену и детей и бывает служебным духом. Шкуры, лежащие в мешках как запас для торговли, разговаривают по ночам. Рога на могилах покойников ходят обозом вокруг могил, а утром становятся на прежнее место, и сами покойники встают и приходят к живым»[2]. В такой или несколько менее яркой форме одушевленность всего существующего признается религиями многих народов, изученных этнографической наукой.

Если все предметы обладают душой, значит, они – живые. Такое представление приводит к взгляду, по которому нет никакого различия между живым и неживым, так как все – живое. Штернберг следующим образом излагает такой взгляд на мир: «. дерево, гора, утес – живые, разумные существа, слушающие, понимающие, движущиеся, действующие. самое маленькое животное, вроде лягушки, может быть страшно разумным существом, разумнее даже человека. человек может родиться от дерева. и вступать в брак даже с такими существами, как камбала, срубленное дерево может воскреснуть, если воткнуть в пень маленькую заструженную палочку», и «даже предметы, сделанные человеком, как котел, копье, нож, лодка и т. д., имеют душу и могут следовать за человеком на тот свет»[3].

Аниматизм(от лат. animatus – одушевленный – термин Р. Маррет) – вера в стихийную безличную силу, воздействующая на жизнь человека и при известных обстоятельствах тоже подверженная воздействию. Эта сверхъестественная сила, определяет все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на войне). Такую силу, проявившую мироздание и пронизывающую природу индейцы-алгонкины называли именем Маниту, полинезийцы почитали как Мана, папуасы – Оним, австралийские аборигены – Вангарр, жители Западного Судана – Ньяма, пигмеи – Мегбе, зулусы Умойа, угандийцы – Жок, северный конголезцы – Элима, дакоты – Вакан, ирокезы – Оренда и т.д. Все эти имена указывают у этих народов на супранатуральную силу, которая обнаруживает свое присутствие через связь вещей и явлений. Часто необъяснимые явления затем становятся объектом поклонения. Это более высокая ступень по сравнению с анимизмом, однако, ее нельзя считать монизмом, или верой в Духа Святого, в силу суеверных наслоений, которые окружают это представление.

Тотемизм – еще один типичный прием “религий человека”. Это вера в тесную связь между какой-то группой людей и их «родственником», который может быть растением, животным или даже неодушевленным предметом, определенным животным или растением. Название этой формы религиозных верований происходит от слова “ототеман”, что на языке североамериканских индейцев оджибве означает “род его”. Смысл этой практике заключается в обожествлении животных и растений, которые поддерживают жизнь. Свое отношение к тотемам ясно выражали аборигены Австралии словами “Это наше мясо”.

Магия– совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность сверхчеловеческого влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью некоторых действий. Магия применялась тогда, когда была опасность для жизни. При строительстве лодки полинезийцы использовали магию, т.к. передвижение по морю было опасным, а при строительстве дома магия не применялась.

Различие и сходство религиозного и нерелигиозного понимания общества

Ум человека, стремящегося понять общество и его историю, приходит прежде всего к таким очевидным суждениям, что общество состоит из людей, а каждый из них отличается тем, что его действие предваряется мыслью, желанием, волей. По слову и желанию царя или правителя в движение приводятся массы людей, воздвигаются или разрушаются города и государства, приходят к лю­дям радость или горе. Но и самые продуманные замыслы правителя, не говоря уже о мотивах простого человека, не всегда достигают цели или приводят к противоположным результатам. Дальнейшее размыш­ление ведет к идее о том, что, хотя мысль, сознание определяет ход развития общества, но за человеческим сознанием и волей и над ней существует, видимо, другой разум, другая сила, которая и получила название Бога, богов, судьбы, рока.

Существуют и другие объяснения общественных процессов — нерелигиозные. Наука рассматривает общество не как простую сумму индивидов, группирующихся по чьей-либо воле, а как относительно самостоятельную систему, в которой действуют имманентно присущие ей закономерности. Такое объяснение не прибегает к помощи понятий рока, судьбы. Однако в существенно отличных друг от друга объяс­нениях общества, основанных на принципе провиденциализма, с одной стороны, и признании объективно существующих и действующих за­конов общественного развития — с другой, можно усмотреть и нечто общее. Оно состоит в том, что за столкновением человеческих же­ланий, целей усматривается некая независимая от человека реаль­ность, направляющая ход истории. Видимо, не случайно крайним выражением провиденциализма выступал фатализм, а признание общественной закономерности порой оборачивалось абсолютным де­терминизмом, игнорирующим свободу человека. Для человека и обще­ства первоочередное значение имеют те следствия, которые выводятся из этих принципов, те практические усилия, которые предпринима­ются на их основе. Провиденциализм уже не понимается как обязан­ность церкви оправдывать все существующие в обществе порядки, свою задачу она видит в утверждении религиозных нравственных принципов, в осуждении всего, что мешает достойной жизни человека. Ученые-обществоведы на основе исторического опыта все глубже осоз­нают, что объективные законы общественного развития не могут быть открыты во всей своей сложности раз и навсегда, что признание таких законов не допускает волюнтаризма и произвола, требует напряжен­ного и постоянного изучения общественных процессов. [323]

Реальные проблемы общества и человека в последние десятилетия находят все большее отражение в мировоззренческих системах, в том числе религиозных. Документы католической церкви, посвященные социальным проблемам, содержат оценку всего многообразия социальных ситуаций, экономических, политических, межгосударственных, военных, культурных и прочих вопросов. Русское православие активно обосновывает «мирскую диаконию», «горизонтальное» богословие, в рамках которого определяются позиции церкви по отношению к зло­бодневным социальным проблемам. Все более глубоко утверждается мнение о неплодотворности в рамках религиозного понимания обще­ства резкого противопоставления небесного и земного, священного и мирского. Известные представители католической философии, сто­ронники концепции «интегрального гуманизма» высказываются за пра­во выбора людьми любых мировоззренческих позиций, призывают к диалогу с представителями различных вероисповеданий и с атеистами.

Основой объединения усилий является признание важнейшей задачей социальной деятельности обеспечение достойных человека условий существования, права каждого человека пользоваться благами цивилизации, иметь доступ к культуре и образованию. Представители разных мировоззрений разделяют мнение о значении производства, развития экономики для преодоления разрыва между бедностью и богатством как в масштабах одной страны, так и в отношениях между странами.

Глобальные проблемы современности, такие, как сохранение цивилизации в ядерный век, защита среды обитания, охрана здоровья и др., объединили представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Мысль о том, что благо человека, создание достойных условий его полноправной материальной и духовной жизни должно быть главной целью практических усилий, — эта мысль все более утверждается в системах различных мировоззрений, и достижение этой цели совместными усилиями важнее, чем мировоззренческие различия.

Глава XXVI НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЙ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector