11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Речевой аппарат и его работа

Заказать звонок

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел — это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Периферический отдел — это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.

Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.

Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Дыхательный отдел речевого аппарата

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел речевого аппарата

Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и голосовых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Артикуляционный отдел речевого аппарата

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.

Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.

Активные органы

Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.

Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.

Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.

Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.

Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.

Пассивные органы

Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.

Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.

Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.

Чтобы общение было в радость

Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.

Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.

Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа голосовых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3. Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка. Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат— это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея.

Артикуляция звуков речи

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

  1. органы речи;
  2. органы слуха;
  3. органы зрения.

Артикуляция звуков речи — это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

  • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
  • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
  • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы — точки опоры для активного органа.

Активные органы — это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы — это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

  • перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
  • щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин — 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
  • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Органы речи (произносительный аппарат)

Русские и латинские названия органов речи и их производные

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

  • При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.
  • При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.

У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

  • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
  • создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

7. Понятие об артикуляции звука. Артикуляционная база языка.

Артикуляционная база — в фонетике — совокупность приспособлений речевого аппарата к образованию звуков того языка, на котором человек общается.

Артикуляционная база очень устойчива и привычнa для всех членов данного языкового коллектива. Речевой аппарат фиксирует с высокой точностью — до полной автоматизации — тe взаиморасположения и позиции органов речи, которые необходимы для произнесения всех звуков языка. Хорошее усвоение артикуляционной базы необходимо для овладения правильным произношением изучаемого языка.

Перенесение артикуляционной базы одного языка на произношение звуков другого языка дает так называемый акцент.

Артикуля́ция (от лат. articulo — «расчленяю») — в фонетике, совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Стриктура является одним из способов образования, то есть определяющим фактором того, насколько близко органы речи приближаются друг к другу, создавая звуки. Параметры иначе, чем структура, участвуют в образовании одно- и многоударных, а также в шипящих фрикативах. Назализованность и произношениебоковых согласных тоже считается способом образования согласных, но некоторые учёные, такие как Питер Ладефогед, считают их отдельным явлением.

Human vocal tract

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:

1. Экскурсия — подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;

2. Выдержка — само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

3. Рекурсия — окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют свое расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а речевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Речевой аппарат

Речевой аппарат — это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел — это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел — это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;

2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи;

3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 — твердое небо; 2 — альвеолы; 3 — верхняя губа; 4 — верхние зубы; 5 — нижняя губа; 6 — нижние зубы; 7 — передняя часть языка; 8 — средняя часть языка; 9 — задняя часть языка; 10 — корень языка; 11 — голосовые связки; 12 — мягкое небо; 13 — язычок; 14 — гортань; 15 — трахея..

Речевой аппарат. У людей нет специальных органов речи, как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становления его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.

В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосо– и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).

В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба)).

Возникновение звучащей речи. Процесс возникновения звучащей речи выглядит следующим образом: струя воздуха, движущаяся при выдохе из легких, проходит через бронхи, трахеи, гортань и выходит наружу через глотку и полость рта или носа.

Дыхание (вентиляция легких) обеспечивается за счет сокращения определенных групп мышц. В первую очередь это диафрагма, нижнебрюшные, межреберные мышцы. Немаловажную роль в процессе речеобразования играют также мышцы шеи, лица, плечевого пояса. Подготовка к речевой деятельности должна предусматривать упражнения по развитию и активизации этих групп мышц. Важнейшим условием работы над техникой речи является умение снятия мышечного напряжения, «зажимов».

Образование звука происходит во время выдоха за счет работы органов речи. Выдох обеспечивают легкие, бронхи, трахея. На среднем уровне – гортани – образуется звук. Гортань представляет собой перстневидный и щитовидный хрящи, на которых натянута мускулистая пленка, центральные края которой называются голосовыми связками. Пространство между расходящимися пирамидальными хрящами называется голосовой щелью. Голосовая щель может изменять свои очертания, что влияет на характер образуемого звука во время прохождения через нее воздуха.

Верхний участок речевого аппарата – надставная труба – включает резонаторы и органы речи (надгортанник, нёбо, губы, зубы и т. д.). Поскольку голос, образующийся с помощью голосовых связок, слаб, невыразителен, неясен, особую роль в речеобразовании играют резонаторы, которые, вибрируя, обеспечивают нормальное звучание человеческого голоса, создают за счет обертонов определенный тембр, т. е. придают голосу каждого человека неповторимость.

Важнейшими из резонаторов являются ротовая и носовая полости, черепная коробка. Они образуют систему верхних резонаторов, обеспечивающих полетность голоса. Вторая группа резонаторов (нижняя резонаторная система) – грудная полость, обеспечивающая тембральную окраску голоса.

Вибрацию любого резонатора легко обнаружить при произнесении определенных звуков (например, при произнесении звука [м] резонирует черепная коробка). Таким образом, человек представляет собой своеобразный «музыкальный инструмент», звучащий во время речи.

Все многообразие звуков человеческой речи образуется за счет работы органов, входящих в надставную трубу. Различные конфигурации щели, которую преодолевает воздух, образуются благодаря изменениям положения языка, губ, нижней челюсти по отношению к неподвижным органам: твердому нёбу, альвеолам, зубам.

Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата, можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию).

Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат: голову следует держать прямо, не сутулиться, спина ровная, плечи расправлены, лопатки немного сведены. Привычка к правильной осанке способствует улучшению внешнего вида.

Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессиональная деятельность связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.

В специальной литературе принято говорить о позе и маске релаксации, т. е. расслабления, снятия мышечного напряжения. Поза релаксации принимается в положении сидя. Следует слегка наклониться вперед, согнув спину и склонив голову. Ноги опираются на всю стопу, расставлены под прямым углом друг к другу, руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза следует закрыть и максимально расслабить все мышцы.

В позе релаксации следует применять отдельные формулы аутотренинга, обеспечивающие более полное расслабление и отдых. Чрезвычайно важно для учителя овладение маской релаксации, т. е. приемами расслабления мышц лица.

С этой целью в позе релаксации следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица (как бы «надевать» маски гнева, удивления, радости и т. д.), а затем полностью расслабить все мышцы. Для этого следует при слабом выдохе произнести звук [т] и оставить нижнюю челюсть в опущенном положении.

Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой – это предохранение от переохлаждения и, как следствие, от простудных заболеваний. Следует избегать также всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования – следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.

Артикуляционный аппарат: устройство и строение речевого аппарата

Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.

Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Дыхательный отдел речевого аппарата

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел речевого аппарата

Голосовой отдел “отвечает” за образование голоса, за его силу, высоту и тембр. А состоит он из гортани и голосовых складок, при вибрировании которых под струей воздуха звучит голос.

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Артикуляционный отдел речевого аппарата

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.

Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.

Активные органы

Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.

Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.

Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.

Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.

Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.

Пассивные органы

Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.

Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.

Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.

Чтобы общение было в радость

Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.

Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector