1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рецензия на проект студента образец

Как написать рецензию на итоговый индивидуальный проект учащегося?

В разработке даются рекомендации по написанию рецензии на индивидуальный итоговый проект учащегося 9 класса и примерный текст самой рецензии.

Просмотр содержимого документа
«Как написать рецензию на итоговый индивидуальный проект учащегося?»

Рекомендации к написанию рецензии

на итоговый индивидуальный проект ученика

При сдаче на предварительную экспертизу индивидуальных итоговых проектов (ИИП) обучающихся по ФГОС ООО обязательными документами, прикладываемыми к ИИП, являются рецензия руководителя работы и/или отзыв внешнего рецензента.

Рецензия на проект содержит:

название, цель, автора проекта

образовательная область и учебные предметы, охваченные в данном проекте

методы, использованные в работе над проектом

актуальность выбранной темы и её практическая значимость

уровень изложения материала (доступность, научность, логичность).

Как написать рецензию на проектную работу?

Рецензируемая работа ____________________________ автора _________________________________________осуществлена в рамках проекта, погружения, на мастерской и т.д. и посвящена, направлена…

Актуальность темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения)

Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель). Краткое содержание работы, Основные выводы, результаты работы.

Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе:

Способы его достижения

Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания, универсальные умения: какие использовались в работе, какие были приобретены)

Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные направления дальнейшей работы.

Как можно начать? Как продолжить?

Работа посвящена актуальной теме…

Центральным вопросом работы является…

Предметом исследования в настоящей работе является…

Работа носит исследовательский характер…

Автор проявил умение…

Безусловной заслугой автора является…(новый подход к…, предложенная классификация…)

Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении…

Работа, бесспорно открывает…

Представляется, что в целом работа…

Работа удовлетворяет всем требованиям…

Большое место в работе занимает…

Главное внимание обращается на…

На основании анализа (чего) показано (что)

В заключении автор говорит о том, что…

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что…

Автор анализирует, излагает, описывает, исследует, разрабатывает, специально останавливается, подводит итоги, опирается на, иллюстрирует…

Оценивая работу в целом.

Суммируя результаты отдельных, глав.

Таким образом, рассматриваемая работа.

Автор проявил умение разбираться в. систематизировал материал и обобщил его.

Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существую­щих понятий. ).

Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты.. . Работа, бесспорно, открывает. ).

Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том.

К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении. ).

Работа построена нерационально, следовало бы сократить. (снабдить рекомендациями. ). Существенным недостатком работы является.

Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы.

Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора.

Упомянутые недостатки связаны не столько с. сколько с.

Примерный текст рецензии

на проект ученицы 9 класса Агафоновой Кристины

«Влияние СМИ на речь подростков Огнево-Заимковской СОШ»

На рецензию был представлен исследовательский проект ученицы 9 класса МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» Агафоновой Кристины. Работа посвящена актуальной теме, так как проблема утраты чистоты речи является одной из самых важных для развитого общества. Проект связан с такими разделами русского языка, как «Язык и общество», «Язык и культура», «Язык и речь», «Богатство и выразительность русской речи» и др.

Материал изложен логично, работа построена по традиционной схеме. Во введении к проекту ученица определяет главную цель работы — исследование влияния средств массовой информации на речь подростков МКОУ “Огнево-Заимковская СОШ”. В процессе подготовки проекта цель была скорректирована из широкой в более узкую.

Предметом исследования в настоящей работе является культура речи СМИ и ее влияние на речь школьников.

Основная часть проекта (она состоит из 2-х глав) – систематизирование и анализ отобранного в СМИ материала, связанного с культурой речи, опрос школьников, анализ их предпочтений.

В первой главе автор рассматривает, какие источники информации являются массовыми, здесь же указывает на возможность позитивного и негативного влияния СМИ на общественное сознание и, в частности, на чистоту речи. К сожалению, недостаточно четко определено, являются ли музыкальные исполнители и их тексты средствами массовой информации.

Вторая глава представляет собой практическое исследование: влияние СМИ (телевидения, печатных объявлений, интернет-ресурсов) на речь учащихся 6-11 классов Огнево-Заимковской СОШ и представление результата этого исследования в виде диаграмм. Культура речи СМИ проанализирована достаточно полно, однако информация о речи самих школьников изложена частично. Также в этой главе предлагаются способы решения выявленных проблем, рекомендации сверстникам.

В заключении сделан вывод о том, что выбираемые школьниками источники массовой информации влияют на их речь негативно, но этого можно избежать, если проводить время за телевизором или компьютером дозированно, с пользой, выбирать не только увлекательные, но и развивающие медиаресурсы, а также следить за чистотой и культурой своей речи.

Завершают работу приложения, содержащие иллюстративный материал.

Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы на уроках русского и родного русского языка, развития речи.

Рецензия на годовой проект учащегося.
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Данный материал содержит методические рекомендации для учителей, рецензирующих проектную деятельность школьников, а также образцы рецензий

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для учителя, рецензирующего годовой проект учащегося. Методические рекомендации.

Годовой проект учащихся

Рецензия на исследовательский проект учащегося

Рецензия – это краткий анализ и оценка рецензируемой работы, выявление степени ее соответствия к существующим требованиям исследовательских работ учащихся, определение достоинств и слабых сторон проекта.

Рецензия способствует определению актуальности, глубины и проработанности вопроса, исследовательских качествах учащегося.

Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автор рецензии обосновывает свое отношение к ее предмету, аргументами служат факты – указания на конкретные разделы работы.

1. Краткая характеристика работы.

2. Актуальность темы проекта.

3. Новизна и практическая значимость проекта.

4. Качество и полнота использования источников информации.

5. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность.

6. Оригинальность предполагаемых решений.

7. Основные результаты.

8. Рекомендуемая оценка.

Рецензия на проектную работу

ученицы 11 «А» класса

Тема работы: «Влияние древнегреческой мифологии на развитие архитектуры и изобразительного искусства»

1.Краткая характеристика работы.

В данной работе основополагающий вопрос: Как древнегреческая мифология повлияла на развитие архитектуры и изобразительного искусства? Работа носит познавательный и частично исследовательский характер.

Многие творения изобразительного искусства и архитектуры невозможно понять без знания мифологии, поэтому так важно знакомство с мифологией в целом, и греческой в особенности.

3.Новизна и практическая значимость проекта.

Архитектура и изобразительное искусство активно развиваются. Чтобы иметь представление о будущем развитии этих направлений, необходимо знать факторы, влияющие на это, главным из которых является древнегреческая мифология. Весомым дополнением работы является экспериментальная часть, в которой представлны анализ результатов выявления влияния древнегреческой мифологии на развитие архитектуры и изобразительного искусства и методика проведения этой работы. Данный материал может быть полезен и тем, кто занимается изучением архитектуры или изобразительного искусства, и тем, кто изучает древнегреческую мифологию.

4. Качество и полнота использования источников информации.

В работе использовано 27 источников литературы и электронных ресурсов. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов.

5. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность.

Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно. Ошибки отсутствуют.

6. Основные результаты.

Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения. Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания проблемы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Тема раскрыта полностью. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает повышенный интерес.

Работа заслуживает отметки «5».

Руководитель проекта: ___________________

Рецензия на проектную работу

Тема работы: «Царствование Петра Первого: отражение в русской литературе»

1.Краткая характеристика работы.

В данной работе анализируется образ Петра Первого в истории и в литературных произведениях писателей ХVIII — ХХ веков, выявляется в ходе исследования общее и различное между ними. Работа носит познавательный и исследовательский характер.

Процесс художественного постижения Петра Первого в русской прозе как одной из наиболее устойчивых и значимых тем в русской литературе сложен и требует всестороннего исследования в современном литературоведении.

3.Новизна и практическая значимость проекта.

Новизна проекта заключается в том, что автор пытается проследить, как менялись концептуальные подходы к изображению Петра Первого на протяжении ХХ столетия. Практическая применимость данной работы возможна на уроках литературы и внеурочных занятиях в старших классах.

4. Качество и полнота использования источников информации.

В работе использовано 25 источников литературы. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов.

5. Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность.

Работа выполнена на персональном компьютере с использованием современного программного обеспечения. Текст работы выполнен аккуратно и грамотно. Ошибки отсутствуют.

6. Оригинальность предполагаемых решений.

В подаче материала используются интерактивные компьютерные технологии – презентация.

7. Основные результаты.

Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения. Продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания, достигать более глубокого понимания проблемы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Тема раскрыта полностью. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает повышенный интерес.

Данная работа заняла 3 место в школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».

Написание рецензии на дипломную работу: образец

Дипломная работа или выпускная квалификационная работа (ВКР) – это обязательный этап в конце обучения студентов ВУЗов. Помимо того, что учащимся нужно будет написать саму дипломную работу, на предварительном этапе должна составляться в обязательном порядке рецензия на дипломную работу. Как должна составляться рецензия на выпускную квалификационную работу, по каким требованиям оформляется, из каких частей состоит, обо всем этом пойдет речь дальше.

Кто должен писать рецензию на дипломную работу (ВКР)?

Рецензия – это своего рода рекомендательное письмо на проект, который составляет студент, а после принятия рецензии должен его защищать. Помимо рецензии на дипломную работу пишется отзыв, отсюда возникает логичный вопрос — в чем отличия рецензии и отзыва, что общего и разного в этих понятиях?

Отзыв на дипломную работу – это не что иное, как отзыв научного руководителя, которые курирует студента в вопросах написания проекта. Рецензию пишет сторонний специалист, в случае со студентами – руководитель практики от предприятия (но по факту, обычно пишет сам студент). Соответственно, отличие между двумя понятиями заключается только в том, кто пишет рецензию и отзыв. Правила написания и структура рецензии на диплом или отзыва на магистерскую работу совпадают.

Какую информацию должна содержать рецензия

Если студента интересует вопрос, что это за анализ ВКР, прописанный в правилах написания и сдачи дипломной работы, то это и есть рецензия на проект. Рецензия – это анализ дипломной работы и краткий отзыв руководителя практики о проделанной работе учащегося. Внутри рецензии должны присутствовать общепринятые структурные элементы – заголовок, введение, содержание и заключение.

Заголовок

В заголовке рецензии на контрольную работу студента заочника или дипломную работу учащихся обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • тема дипломной работы, которую будет рассматривать и изучать студент;
  • кафедра и факультет обучения;
  • фамилия, имя и отчество автора дипломной работы;
  • номер группы, в которой он обучается.

Оформление первой титульной страницы должно соответствовать требованиям методического пособия ВУЗа или же универсальным нормам, описанным в ГОСТ.

Введение

Далее автору отклика к работе студента необходимо указать сразу несколько важных пунктов:

  1. Актуальность ВКР и темы проекта – в 2-3 предложениях после обозначения темы рецензент должен дать оценку актуальности исследования и проблем.
  2. Цель – описывается цель дипломного проекта, а также оценка того, соответствует ли содержание работы установленной цели. Объем этого пункта также составляет 2-3 предложения.
  3. Структура – автор рецензии описывает кратко, сколько глав, параграфов и подразделов есть в дипломном проекте, сколько источников литературы было использовано, какие присутствуют приложения.

Составлять введение в рецензии нужно только после того, как студент написал основную часть дипломного проекта. Ведь только по мере написания научно-исследовательского материала можно определить актуальность и новизну темы, цели, объект и предмет, задачи и способы разрешения.

Оценка качества дипломной работы

Чтобы оценить качество дипломной работы, рецензенту нужно расписать содержание, но только вкратце в виде обзора. Содержание – внешняя оценка дипломной работы в коротком изложении, начиная от введения и до самого заключения. Рецензенту нужно подчеркнуть, чем обусловлена актуальность темы, какие проблемы установил автор, кратко описывает разделы работы значение работы в целом. Здесь стоит также указать число схем, таблиц и других наглядных материалов.

Заключение: общая оценка работы. Положительные стороны и недостатки дипломной работы

В этой части работы автору рекомендательного отклика нужно рассмотреть несколько пунктов:

  1. Оценка работы в целом – здесь можно указать общую оценку касательно соразмерности глав и подразделов, логика материала, присутствие умозаключений и выводов автором в каждой структурной части, присутствие терминологии, наличие наглядного материала. Первую главу диплома можно оценить на уровень научного стиля текста, вторую главу – глубину анализа, третью – на умение применения практических навыков.
  2. Достоинства – рецензенту нужно оценить компетентность автора дипломной работы в выбранной тематике, к каким результатам он пришел по итогу, насколько работа правильно оформлена, какие новые сведения были выявлены.
  3. Недостатки – не бывает идеальных работ, поэтому в таком отзыве должны описываться слабые стороны диплома, возможно, опечатки, ошибки в тексте или расчетах, недочеты в форматировании текста и наглядных материалах.

Сведения о рецензенте

Рецензиатор — это сторонний специалист, который составляет отчет о проделанной студентом работе. В конце написания рецензии обязательно обозначаются данные касательно автора этого отклика. Это фамилия, имя и отчество рецензента, его должность и если присутствует научная степень. После этого ставится подпись того, кто выдает такой документ, а также печать организации.

Готовые рецензии в интернете. В каком случае можно их использовать?

В теории, отзыв преподавателя и рецензия от стороннего специалиста должна составляться и заполняться строго этими людьми. Но на деле все вопросы о том, как написать рецензию к диплому, какое должно быть оформление документа и другие правила написания ложатся на плечи самих студентов.

Чтобы составить рецензию к дипломной работе в различных областях и дисциплинах (по экономике, по педагогике, по психологии или рецензия к диплому юриста), можно найти в интернете и скачать готовые образцы таких документов. Скачанный документ – это может быть образец и наглядный пример, готовая рецензия должна быть уникальной, а не списанной с интернета.

Примеры рецензий

Как составить и заполнить рецензию к дипломному проекту студента, можно просмотреть на готовых примерах:

Пример 1

на дипломную работу V курса студента (ки)

Академия развития гуманитарного образования города Кременчук

Студент (ка) – Александрова Светлана Алексеевна

Кафедра педагогики и психологии

Факультет психологической науки

Дипломная работа на тему: АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА И ИХ САМООЦЕНКА.

Дипломная работа состоит из 88 страниц формата А4, студентка дополнила проект приложениями для подробного раскрытия темы. Работа целостная, в содержании и основной части полностью раскрывает все пункты, демонстрируя глубокое качественное исследование студентом. Правила оформления и объем соответствуют нормам и требованиям.

Введение:

Проект рассматривает актуальные проблемы. Это в первую очередь подростковый (пубертатный) возраст школьников, присущий возрасту рост агрессии, трудности с самооценкой (завышенная или заниженная). Автор указывает, что проблемы затрагивают не только самих школьников, но и общественность. Это привело к росту преступности, выражающейся в частых случаях телесных повреждений и драк. Агрессивность подростков – актуальная на сегодняшний день тема, требующая срочного рассмотрения и решения проблем.

Цель исследования: проведение сравнительного анализа студентом уровня агрессии и трудностей с самооценкой в школах и училищах. Студент рассмотрел четкую взаимосвязь между местом обучения и поведением подростков, а также уровнем самооценки.

Структура:

Дипломная работа содержит два раздела, а также по 3 подраздела в каждом. Также студент оформил введение, заключение, список литературы (28 названий), а также приложения в качестве наглядных примеров (16 приложений).

Введение демонстрирует актуальность рассматриваемой темы, указывает основные проблемы детей пубертатного возраста, четко и лаконично обозначена цель, предмет и объект исследования.

Первая часть проекта уделяет внимание теоретическим данным и исследованию проблем нарушение поведения школьников. Также называются особенности характера подростков и их поведения, формы и причины агрессии.

Во второй части исследования автор предлагает ознакомиться с экспериментальными исследованиями специалистов касательно проблемы агрессивного поведения подростков. Предложена методика диагностики и программа коррекции по восстановлению самооценки и снижению степени агрессивности от автора.

Заключение показывает, насколько важна проблема и уместны результаты исследования автором. Студент разработал тесты для работы с подростками, благодаря которым подтвердил эффективность разработанных методик.

Положительные стороны дипломного проекта:

Автор доказал свою компетентность в теме и способах решения поставленных задач. Вывод проделанной работы подтверждают значимость результатов. Результаты дипломной работы будут использоваться на практике педагогами.

Отрицательные стороны дипломного проекта:

Несмотря на компетентность студента в выбранной теме, в содержании были выявлены незначительные орфографические и стилистические ошибки. В списке литературы также присутствуют неточности.

ВКР студента заслуживает высокого балла оценивания «отлично», так как соответствует заявленным нормам и требованиям.

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Пример 2

Рецензия на выпускную квалификационную работу (проект),

выполненную студенткой, получающей дистанционное образование в институте УНИК на факультете журналистики, Алекперовой Марины Викторовны,

на тему: «Соблюдение авторских прав как проблема журналистики».

Дипломная работа была напечатана на 110 листах формата А4. Статья оформлена в научном стиле логически структурированного и изложенного текста. Помимо текстовой части к проекту прилагается 8 наглядных материалов, внутри которых анкета, 6 диаграмм и 6 таблиц.

Введение:

Соблюдение авторских прав – это самая актуальная проблема всего литературного общества. Дипломная работа студента наглядно демонстрирует срочную надобность в рассмотрении и решении такой проблемы. Во введении сформулирована проблема, ее причины и последствия, а также рекомендации по избеганию случаев плагиата.

Цель исследование: автор провел анкетирование среди авторов журнала «Вега» и старшекурсников ВУЗа УНИК на предмет их отношения к плагиату и склонность к нему, указав результаты исследования в работе.

Структура:

Первая глава рассматривает теоретическую сторону проблемы плагиата в литературном обществе. Студент описывает состояние современной журналистики в России, подчеркивая все плюсы и минусы развития этой сферы деятельности.

Вторая глава уделяет внимание возникновению и развитию, а также причинам нарушения авторских прав в журналистской среде. Автор также предлагает наглядные случаи заимствования чужих работ, а также предложила свои методы искоренения таких проблем.

Третья глава исследования уделяет внимание анкетированию и выявленным результатам опросов. Автор предлагает положения по усовершенствованию процесса обучения на факультете журналистики с целью профилактики плагиата, улучшению партнерских отношений между коллегами издания «Вега» с целью соответствия этическим нормам журналистики.

Положительные стороны дипломного проекта:

Студент наглядно показал свои глубокие знания в выявленной теме, заинтересованность в решении проблем, связанных с плагиатом в сфере журналистики. Итог работы – это грамотный вывод и акцентирование на важных деталях проблемы, достойные методики решения задач.

Отрицательные стороны дипломного проекта:

Недостатков в ходе изучения дипломного проекта выявлено не было.

Работа студента Алекперовой Марины Викторовны соответствует всем нормам и требованиям по написанию и оформлению дипломного проекта. Отчет готов к защите и заслуживает оценки «отлично».

Пример рецензии на дипломную работу. Образец правильного составления

Пример рецензии к дипломной работе «Мероприятия, направленные на повышение чистой прибыли предприятия на основе анализа деятельности «

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»

Чебоксарский политехнический институт (филиал)

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу выпускника

кафедра______________________________

_________________________________________

фамилия, имя, отчество студента

Тема выпускной квалификационной работы: «Мероприятия, направленные на повышение чистой прибыли предприятия на основе анализа деятельности ООО «Эффест» за 2013-2015 годы».

Выполнена на кафедре_________________________________________________

Количество страниц записки 79

Количество технологических карт_______________________________________

Количество листов чертежей 15

Количество таблиц 22

Заключение о степени соответствия выполнения проекта заданию. Проект полностью соответствует заданию. Все пункты задания выполнены.

Характеристика выполнения каждого раздела работы, степень использования дипломником достижений науки и техники и передовых методов работы. В работе последовательно и логически обоснованно рассматриваются теоретические, а также практические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия на примере ООО «Эффест». В первом разделе рассмотрены теоретико-методологические основы анализу финансовых результатов деятельности предприятия. Второй раздел посвящен анализ финансовых результатов деятельности ООО «Эффест». По результатам анализа, в третьем разделе работы разработан с учетом выявленных проблем ряд конкретных мероприятий, направленных на их устранение. В работе использован широкий спектр различных современных источников литературы, в том числе монографий и публикаций.

Перечень положительных качеств дипломного проекта (работы) и графической части. В работе проведен развернутый анализ достоинств и недостатков системы управления финансовыми результатами деятельности ООО «Эффест». В целях устранения выявленных проблем разработан экономически обоснованный и эффективный перечень мер, направленных на их устранение.

Перечень основных недостатков выпускной квалификационной работы. В работе следовало в большей мере использовать графический инструментарий для иллюстрации проведенного анализа и сделанных выводов.

Оценка графической части. Работа содержит 22 расчетные таблицы и 15 рисунков схем. Данный иллюстративный материал в полной мере отвечает содержанию проведенного исследования.

Оценка общеобразовательной, технической и технологической

подготовки дипломник (по результатам собеседования с выпускником)

Текст работы стилистически выверенный и наукообразный. Проведенное исследование свидетельствует об умении студента анализировать информацию, делать соответствующие выводы и разрабатывать мероприятия по нивелированию выявленных в ходе анализа проблем. Работа оформлена в полном соответствии с выдвигаемыми требованиями к ее оформлению.

Отзыв о работе в целом и предлагаемая оценка. ВКР соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и может быть оценена на отлично

фамилия, имя, отчество

Ученое звание, степень, должность___________________________________

«___» __________________________ г. ________________ (подпись)

Образец рецензии на дипломную работу «Повышение эффективности управления предприятием на основе совершенствования кадровой политики»

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломную работу на тему «Повышение эффективности управления предприятием на основе совершенствования кадровой политики»

Современные подходы к управлению потенциалом культуры территориальных образований приобретают особое значение. Управление персоналом подразделений культуры позволяет эффективно использовать возможности муниципального образования.
В связи с изложенным, поставленная в работе проблема представляется актуальной. В соответствии с проблемой автором достоверно формализованы цель, задачи, предмет и объект исследования.
Структура работы хорошо сбалансирована, изложение материала логично, рекомендациям предшествует исследование теоретических аспектов выбранной темы, содержание работы соответствует поставленным цели и задачам исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы из 45 источников, приложений.
Для достижения поставленной цели автор поставил и решил следующие задачи: провел анализ теоретических основ управления персоналом; определил специфику управления в системе муниципального управления; определил потенциал кадрового обеспечения муниципального учреждения «Районный Центр культуры, досуга и кино»; рассмотрел особенности личности руководителя, особенности личности руководителя на муниципальной службе; разработал предложения по оптимизации управления персоналом муниципального учреждения «Районный Центр культуры, досуга и кино».
В процессе работы автор применил необходимые для данного исследования приемы и методы.
Информационную базу дипломной работы составили научные труды и исследовательские работы, данные внутренней документации, бухгалтерской и статистической отчетности МБУ «РЦКДиК».
Практические выводы и рекомендации могут быть применены в деятельности МБУ «РЦКДиК» для повышения эффективности кадровой политики МБУ «РЦКДиК». Это подтверждается проведенными расчетами экономической эффективности проектных мер.
В целом представленная дипломная работа выполнена на высоком теоретическом уровне, соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, а его автор заслуживает оценки «отлично».

________________ (подпись) «___» __________________________ г.

Пример рецензии на выпускную квалификационную работу «Управление человеческими ресурсами как стратегия эффективного развития ОАО «308 АРЗ»

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу (дипломный проект)

«Управление человеческими ресурсами как стратегия эффективного развития ОАО «308 АРЗ»

VI курса ЗФО «Института бизнеса, информационных технологий и финансов»

Шафровой Татьяной Олеговной

представленную к защите по специальности

080507.65 «Менеджмент организации»

Дипломный проект освещает вопрос, актуальный для российских предприятий, работающих в современных условиях – это управление персоналом, направленное на улучшение деятельности предприятия, рациональное использование его ресурсов, с целью увеличения прибыльности и повышения стабильности работы предприятия. Особенно это актуально для предприятий Ивановского региона.

Дипломный проект состоит из следующих разделов: введение, основная часть работы, состоящая из четырех глав, заключение, список литературы и приложения.

В теоретической главе работы рассмотрены методические аспекты управления персоналом организации: понятие и структура персонала, сущность и значение планирования и управления персоналом организации. Следует сказать, что Татьяна Олеговна ознакомилась с работами различных российских ученых, занимающихся вопросами управления персоналом организации.

Во второй главе дипломного проекта проведен анализ деятельности предприятия ОАО «308 АРЗ». Рассмотрены состав и структура персонала, организация оплаты труда и системы мотивации персонала, выполнен анализ трудового потенциала предприятия.

Третья глава дипломного проекта посвящена выявлению проблем, связанных с повышением эффективности управления человеческими ресурсами предприятия, разработке мероприятий, направленных на совершенствование системы мотивации персонала с целью повышения устойчивости бизнес-процессов.

Оптимизация функций кадровой службы предприятия, разработка общей концепции управления персоналом дают предприятию возможность улучшить свои результаты. Таким образом, появится возможность повысить его конкурентоспособность.

В четвертой главе выполнен анализ безопасности и экологичности проекта.

К недостаткам данной работы следует отнести то, что не был рассмотрен вопрос, касающийся анализа влияния повышения эффективности использования трудового потенциала предприятия на его финансовые показатели. Поскольку проблемы, связанные с повышением эффективности использования трудового потенциала предприятия непосредственно связаны с управлением предприятием, то желательно было бы рассмотреть данный вопрос. Указанный недостаток не снижает общей ценности дипломного проекта.

Шафрова Татьяна Олеговна в ходе выполнения дипломного проекта показала владение теорией и практикой по организации и планированию персонала предприятия, а также умение применять полученные знания.

Считаю, что дипломный проект выполнен грамотно, на высоком профессиональном уровне, имеет практическую ценность для руководителей предприятия.

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, которые предъявляются к выпускным работам, и заслуживает оценку «отлично», а Шафрова Татьяна Олеговна присвоения ей квалификации «менеджер» по специальности 080507.65 «Менеджмент организации».

Рецензент

Образец рецензии на дипломную работу (ВКР) «Анализ конкурентоспособности предприятия»

на выпускную квалификационную работу студентки группы ____

Конкурентоспособность предприятия – это объективная многофакторная характеристика хозяйствующего субъекта. Оценка конкурентоспособности- — сложная задача, от решения которой зависят дальнейшие стратегические и тактические действия предприятия.

Поэтому все большую актуальность приобретают проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности как продукции, так и самого предприятия.

В первой главе достаточно подробно рассматриваются теоретические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия и товара. Раскрыта сущность таких понятий как «конкурентоспособность», «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия». Особое внимание уделено методам оценки конкурентоспособности товара и предприятия.

Во второй главе работы проведен подробный анализ рынка молочной продукции. Рассчитаны и проанализированы показатели конкурентоспособности продукции и предприятия. Выявлены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Третья глава непосредственно посвящена разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Кинешма-молоко».

Работа выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы, и заданием, выданным руководителем 01.03. 2012 г.

Несомненными достоинствами работы являются:

  1. Оценка эффективности внедрения новой для данного рынка молочной продукции.
  2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
  3. Переоценка интегрального показателя конкурентоспособности с учетом предложенных мероприятий.

Однако по данной работе можно сделать следующие замечания:

  1. Во второй главе уделено значительно меньше внимания, чем следовало бы оценке маркетинговой стратегии предприятия и факторам внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия.

В работе соблюдена логика в изложении материала, показан хороший литературный стиль, владение экономической терминологией. Все сделанные в работе выводы обоснованы и подкреплены расчетами. Качество оформления дипломной работы высокое.

Дипломная работа заслуживает оценки «отлично», а ее автор – присвоения квалификации «Экономист-менеджер» по специальности «Экономика и управление на предприятии».

Генеральный директор ООО «_________» _____________ ФИО

Примерный план и образец написания грамотной рецензии

Примерный план и образец написания грамотной рецензии

С рецензией близко знакомы студенты, аспиранты и преподавательский состав высших учебных заведений. Все потому, что отзыв на написанную работу — это зачастую одно из условий ее публикации в журналах. Грамотную рецензию написать довольно непросто, ведь это часть научной работы, к написанию которой существуют определенные требования. Только тогда работу заметят в научных кругах и оценят по достоинству.

Характеристика рецензии

Прежде чем приступать к написанию рецензии, необходимо знать основные характеристики и параметры этого текста. Рецензией называют письменный разбор научной работы или авторского произведения, который выполняется сторонним, но компетентным человеком, и содержит в себе краткий анализ и оценку работы.

Такой анализ часто требуется перед публикациями в серьезных изданиях. Некоторые журналы принимают к рассмотрению работы с двумя и более рецензиями.

Рецензент — человек, который не связан с автором, но знаком с темой и работает в той же сфере. Его оценка должна быть:

  • актуальной, то есть соответствовать современным научным и социальным реалиям;
  • завершенной, это должно быть целостное исследование, которое начинается с постановки задач и целей и завершается их решением;
  • обоснованной, ведь любой результат нужно обосновать, используя определенные инструменты — конкретные методы и эксперименты;
  • структурированной, с наличием разделов и подразделов, они могут быть посвящены актуальности, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе и так далее;
  • понятной, то есть язык статьи должен быть понятен средним специалистам в той или иной сфере;
  • компактной, не чрезмерно объемной;
  • научной, все исследования рецензент должен проводить с точки зрения ученого;
  • лаконичной, сформулированной четкими, доступными словами и фразами.

Таким образом, главная задача рецензента — объективно оценить достоинства и недостатки произведения, а именно его стиль, лексику, рифму, содержание. Также рассматривается соответствие критериям оформления библиографии, составления аннотации, анализируются ключевые слова работы и ее объем.

Разновидности отзывов

Рецензирование текста может быть разным и чаще всего зависит от самой работы и цели, с которой она была написана. Рецензия может быть:

  • внутренняя — такой документ составляется научным руководителем вуза, в котором обучается автор работы;
  • внешняя — работу оценивают редакторы журналов, а также члены редакционной коллегии, которые уже имеют ученую степень; некоторые компании требуют сделать рецензии у специалистов с определенным количеством публикаций в журналах за последние годы.

Кроме этого, рецензией часто выступают такие сочинения, как развернутая аннотация, эссе, обзор или критическая статья. Каждое из этих произведений ставит перед собой определенные цели и задачи. К примеру, аннотация направлена на изучение особенностей содержания и композиции, а эссе — это просто размышление на тему, которую поднимают в основном тексте.

Также рецензии часто разделяют на три уровня, а именно:

  1. Произведения конкретного писателя без привязки к эпохе и другим сочинениям.
  2. Произведения в контексте других произведений автора.
  3. Произведения в контексте литературной эпохи.

Выбор уровня зависит в первую очередь от целей, которые преследует автор основной публикации, а также от компетентности и мастерства рецензента. Так, на первом уровне рассматриваются достоинства и недостатки конкретного текста. На втором — мастерство писателя в сравнении с его другими сочинениями. На третьем уровне произведение рассматривают более глубоко — в контексте актуальных тем и проблем эпохи, с целью выявить самобытное и новаторское в творчестве писателя и оценить его место в мировой литературе.

План написания

Составить грамотную рецензию можно несколькими способами. Это может быть короткий текст с несложной структурой, так и более развернутое сочинение, которое будет рассматривать произведение автора подробно, с использованием цитат.

Простой план для написания рецензии включает такие пункты:

  1. Вступление.
  2. Впечатления рецензента о произведении.
  3. Выявление проблемы, которая раскрывается в тесте и степень ее важности.
  4. Выводы.

Такая несложная структура больше подойдет студентам и рецензентам-новичкам, которые только вникают в то, как пишется рецензия и не имеют солидного опыта для критики. Если опыт уже наработан, то можно использовать развернутый, более подробный план с такой конструкцией:

  1. Сведения о произведении.
  2. Актуальность и важность проблемы, которая описывается автором.
  3. Краткий анализ содержания и основных аспектов произведения.
  4. Личные впечатления от работы и исследования.
  5. Критика и обсуждение отрицательных сторон.
  6. Заключение и выводы.

Исходя из перечисленных пунктов можно утверждать, что грамотная рецензия должна обязательно включать в себя не только библиографическое описание произведения и пересказ содержания, но и объективную оценку рецензента, а также комплексный анализ текста (особенности композиции, смысл названия, стиль автора и его мастерство в изображении героев).

В заключении должна кратко, но четко излагаться информация об актуальности произведения и основной мысли рецензии. Допускается выражение личных мыслей рецензента, особенно если он глубоко осведомлен в теме произведения.

Объем рецензии зависит от темы произведения и научной дисциплины. Зачастую отзыв рецензента занимает примерно от трех до четырех тысяч печатных знаков, что соответствует 1,5−2 страницам текста, напечатанного 12 шрифтом.

Советы и типичные ошибки

Составление рецензии зачастую занимает значительное количество времени, особенно если рецензент заинтересован выполнить работу качественно и не навредить автору. Поэтому важно знать, с чего же начать процесс и как правильно писать рецензию.

Во-первых, нужно начать с изучения самого произведения, его качества и занимательности сюжета. Во-вторых, с изучения подобных отзывов и рецензий, если у рецензента нет достаточного опыта. Пример написания рецензии поможет понять структуру и основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, а именно:

  • однородность стиля и тона рецензента;
  • обязательное указание всех положительных сторон текста (художественные находки и так далее), а также отрицательных (к примеру, грамматических ошибок);
  • подробное и обоснованное изложение всех мыслей и чувств с использованием цитат и выдержек из основного текста;
  • обязательное использование специальной лексики и устойчивых выражений, к примеру, «научное исследование посвящено следующей проблеме…», «можно указать на несовершенство статьи в том…».

Следует также изучить типичные ошибки при написании такого теста и стараться избегать их. Основными промахами в составлении критических отзывов являются пересказ текста вместо его анализа, отсутствие аргументации, использование ненормативной лексики и фамильярность по отношению к автору, а также неясная позиция самого рецензента.

Не стоит без надобности перегружать текст рецензии биографическими и историческими сведениями, использовать сложные литературные термины. При указании недостатков важно перечислить и положительные стороны публикации или произведения, акцентировать внимание на удачных тезисах автора.

В выводах стоит указать общую оценку статьи и четко сформулировать мнение в отношении произведения, публикации или исследования. Готовый образец и план рецензии может значительно облегчить работу, а именно составить отзыв в соответствии со всеми критериями и определиться с формулировками. Грамотно и верно написанная рецензия поможет не только наработать опыт рецензенту, но и указать на достоинства произведения. А лаконичный и объективный отзыв — это гарантия публикации и привлечения новых читателей.

Написание рецензии на дипломную работу: образец

Дипломная работа или выпускная квалификационная работа (ВКР) – это обязательный этап в конце обучения студентов ВУЗов. Помимо того, что учащимся нужно будет написать саму дипломную работу, на предварительном этапе должна составляться в обязательном порядке рецензия на дипломную работу. Как должна составляться рецензия на выпускную квалификационную работу, по каким требованиям оформляется, из каких частей состоит, обо всем этом пойдет речь дальше.

Кто должен писать рецензию на дипломную работу (ВКР)?

Рецензия – это своего рода рекомендательное письмо на проект, который составляет студент, а после принятия рецензии должен его защищать. Помимо рецензии на дипломную работу пишется отзыв, отсюда возникает логичный вопрос — в чем отличия рецензии и отзыва, что общего и разного в этих понятиях?

Отзыв на дипломную работу – это не что иное, как отзыв научного руководителя, которые курирует студента в вопросах написания проекта. Рецензию пишет сторонний специалист, в случае со студентами – руководитель практики от предприятия (но по факту, обычно пишет сам студент). Соответственно, отличие между двумя понятиями заключается только в том, кто пишет рецензию и отзыв. Правила написания и структура рецензии на диплом или отзыва на магистерскую работу совпадают.

Какую информацию должна содержать рецензия

Если студента интересует вопрос, что это за анализ ВКР, прописанный в правилах написания и сдачи дипломной работы, то это и есть рецензия на проект. Рецензия – это анализ дипломной работы и краткий отзыв руководителя практики о проделанной работе учащегося. Внутри рецензии должны присутствовать общепринятые структурные элементы – заголовок, введение, содержание и заключение.

Заголовок

В заголовке рецензии на контрольную работу студента заочника или дипломную работу учащихся обязательно должны присутствовать следующие данные:

  • тема дипломной работы, которую будет рассматривать и изучать студент;
  • кафедра и факультет обучения;
  • фамилия, имя и отчество автора дипломной работы;
  • номер группы, в которой он обучается.

Оформление первой титульной страницы должно соответствовать требованиям методического пособия ВУЗа или же универсальным нормам, описанным в ГОСТ.

Введение

Далее автору отклика к работе студента необходимо указать сразу несколько важных пунктов:

  1. Актуальность ВКР и темы проекта – в 2-3 предложениях после обозначения темы рецензент должен дать оценку актуальности исследования и проблем.
  2. Цель – описывается цель дипломного проекта, а также оценка того, соответствует ли содержание работы установленной цели. Объем этого пункта также составляет 2-3 предложения.
  3. Структура – автор рецензии описывает кратко, сколько глав, параграфов и подразделов есть в дипломном проекте, сколько источников литературы было использовано, какие присутствуют приложения.

Составлять введение в рецензии нужно только после того, как студент написал основную часть дипломного проекта. Ведь только по мере написания научно-исследовательского материала можно определить актуальность и новизну темы, цели, объект и предмет, задачи и способы разрешения.

Оценка качества дипломной работы

Чтобы оценить качество дипломной работы, рецензенту нужно расписать содержание, но только вкратце в виде обзора. Содержание – внешняя оценка дипломной работы в коротком изложении, начиная от введения и до самого заключения. Рецензенту нужно подчеркнуть, чем обусловлена актуальность темы, какие проблемы установил автор, кратко описывает разделы работы значение работы в целом. Здесь стоит также указать число схем, таблиц и других наглядных материалов.

Заключение: общая оценка работы. Положительные стороны и недостатки дипломной работы

В этой части работы автору рекомендательного отклика нужно рассмотреть несколько пунктов:

  1. Оценка работы в целом – здесь можно указать общую оценку касательно соразмерности глав и подразделов, логика материала, присутствие умозаключений и выводов автором в каждой структурной части, присутствие терминологии, наличие наглядного материала. Первую главу диплома можно оценить на уровень научного стиля текста, вторую главу – глубину анализа, третью – на умение применения практических навыков.
  2. Достоинства – рецензенту нужно оценить компетентность автора дипломной работы в выбранной тематике, к каким результатам он пришел по итогу, насколько работа правильно оформлена, какие новые сведения были выявлены.
  3. Недостатки – не бывает идеальных работ, поэтому в таком отзыве должны описываться слабые стороны диплома, возможно, опечатки, ошибки в тексте или расчетах, недочеты в форматировании текста и наглядных материалах.

Сведения о рецензенте

Рецензиатор — это сторонний специалист, который составляет отчет о проделанной студентом работе. В конце написания рецензии обязательно обозначаются данные касательно автора этого отклика. Это фамилия, имя и отчество рецензента, его должность и если присутствует научная степень. После этого ставится подпись того, кто выдает такой документ, а также печать организации.

Готовые рецензии в интернете. В каком случае можно их использовать?

В теории, отзыв преподавателя и рецензия от стороннего специалиста должна составляться и заполняться строго этими людьми. Но на деле все вопросы о том, как написать рецензию к диплому, какое должно быть оформление документа и другие правила написания ложатся на плечи самих студентов.

Чтобы составить рецензию к дипломной работе в различных областях и дисциплинах (по экономике, по педагогике, по психологии или рецензия к диплому юриста), можно найти в интернете и скачать готовые образцы таких документов. Скачанный документ – это может быть образец и наглядный пример, готовая рецензия должна быть уникальной, а не списанной с интернета.

Примеры рецензий

Как составить и заполнить рецензию к дипломному проекту студента, можно просмотреть на готовых примерах:

Пример 1

на дипломную работу V курса студента (ки)

Академия развития гуманитарного образования города Кременчук

Студент (ка) – Александрова Светлана Алексеевна

Кафедра педагогики и психологии

Факультет психологической науки

Дипломная работа на тему: АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА И ИХ САМООЦЕНКА.

Дипломная работа состоит из 88 страниц формата А4, студентка дополнила проект приложениями для подробного раскрытия темы. Работа целостная, в содержании и основной части полностью раскрывает все пункты, демонстрируя глубокое качественное исследование студентом. Правила оформления и объем соответствуют нормам и требованиям.

Введение:

Проект рассматривает актуальные проблемы. Это в первую очередь подростковый (пубертатный) возраст школьников, присущий возрасту рост агрессии, трудности с самооценкой (завышенная или заниженная). Автор указывает, что проблемы затрагивают не только самих школьников, но и общественность. Это привело к росту преступности, выражающейся в частых случаях телесных повреждений и драк. Агрессивность подростков – актуальная на сегодняшний день тема, требующая срочного рассмотрения и решения проблем.

Цель исследования: проведение сравнительного анализа студентом уровня агрессии и трудностей с самооценкой в школах и училищах. Студент рассмотрел четкую взаимосвязь между местом обучения и поведением подростков, а также уровнем самооценки.

Структура:

Дипломная работа содержит два раздела, а также по 3 подраздела в каждом. Также студент оформил введение, заключение, список литературы (28 названий), а также приложения в качестве наглядных примеров (16 приложений).

Введение демонстрирует актуальность рассматриваемой темы, указывает основные проблемы детей пубертатного возраста, четко и лаконично обозначена цель, предмет и объект исследования.

Первая часть проекта уделяет внимание теоретическим данным и исследованию проблем нарушение поведения школьников. Также называются особенности характера подростков и их поведения, формы и причины агрессии.

Во второй части исследования автор предлагает ознакомиться с экспериментальными исследованиями специалистов касательно проблемы агрессивного поведения подростков. Предложена методика диагностики и программа коррекции по восстановлению самооценки и снижению степени агрессивности от автора.

Заключение показывает, насколько важна проблема и уместны результаты исследования автором. Студент разработал тесты для работы с подростками, благодаря которым подтвердил эффективность разработанных методик.

Положительные стороны дипломного проекта:

Автор доказал свою компетентность в теме и способах решения поставленных задач. Вывод проделанной работы подтверждают значимость результатов. Результаты дипломной работы будут использоваться на практике педагогами.

Отрицательные стороны дипломного проекта:

Несмотря на компетентность студента в выбранной теме, в содержании были выявлены незначительные орфографические и стилистические ошибки. В списке литературы также присутствуют неточности.

ВКР студента заслуживает высокого балла оценивания «отлично», так как соответствует заявленным нормам и требованиям.

Рецензент: Ф. И. О. учёная степень (должность) на кафедре

Дата: «____» ______201_ г. Подпись: ________________

Пример 2

Рецензия на выпускную квалификационную работу (проект),

выполненную студенткой, получающей дистанционное образование в институте УНИК на факультете журналистики, Алекперовой Марины Викторовны,

на тему: «Соблюдение авторских прав как проблема журналистики».

Дипломная работа была напечатана на 110 листах формата А4. Статья оформлена в научном стиле логически структурированного и изложенного текста. Помимо текстовой части к проекту прилагается 8 наглядных материалов, внутри которых анкета, 6 диаграмм и 6 таблиц.

Введение:

Соблюдение авторских прав – это самая актуальная проблема всего литературного общества. Дипломная работа студента наглядно демонстрирует срочную надобность в рассмотрении и решении такой проблемы. Во введении сформулирована проблема, ее причины и последствия, а также рекомендации по избеганию случаев плагиата.

Цель исследование: автор провел анкетирование среди авторов журнала «Вега» и старшекурсников ВУЗа УНИК на предмет их отношения к плагиату и склонность к нему, указав результаты исследования в работе.

Структура:

Первая глава рассматривает теоретическую сторону проблемы плагиата в литературном обществе. Студент описывает состояние современной журналистики в России, подчеркивая все плюсы и минусы развития этой сферы деятельности.

Вторая глава уделяет внимание возникновению и развитию, а также причинам нарушения авторских прав в журналистской среде. Автор также предлагает наглядные случаи заимствования чужих работ, а также предложила свои методы искоренения таких проблем.

Третья глава исследования уделяет внимание анкетированию и выявленным результатам опросов. Автор предлагает положения по усовершенствованию процесса обучения на факультете журналистики с целью профилактики плагиата, улучшению партнерских отношений между коллегами издания «Вега» с целью соответствия этическим нормам журналистики.

Положительные стороны дипломного проекта:

Студент наглядно показал свои глубокие знания в выявленной теме, заинтересованность в решении проблем, связанных с плагиатом в сфере журналистики. Итог работы – это грамотный вывод и акцентирование на важных деталях проблемы, достойные методики решения задач.

Отрицательные стороны дипломного проекта:

Недостатков в ходе изучения дипломного проекта выявлено не было.

Работа студента Алекперовой Марины Викторовны соответствует всем нормам и требованиям по написанию и оформлению дипломного проекта. Отчет готов к защите и заслуживает оценки «отлично».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector