0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Римский храм всех богов

Пантеон богов – главная достопримечательность Рима

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная достопримечательность Рима и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Оживший из глубины веков, воплощая в себе элегантность и гармонию, он на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, Джованни Лоренцо Бернини возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в соборе Святого Петра. В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Каждый год невероятно красивое зрелище ожидает туристов, посетивших Пантеон 21 апреля

Популярные гиды в Риме:

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов.

Пантеон: информация для туристов

piazza della Rotonda

Ежедневно с 8:30 до 19:30 в будние дни, и с 9:00 до 18:00 по воскресеньям

Пантеон

Пантеон — один из объектов, который олицетворяет величие Рима. Вход в него бесплатный, что не может не радовать. Советую к посещению.

У входа в Пантеон

В Риме буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

Ротонда с полусферическим куполом

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Входной портал с портиком

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

До сих пор точно неизвестно — кто был автором проекта Пантеона. Историки приписывают авторство Аполлодору из Дамаска. Снаружи трудно составить объективное впечатление об истинной величине Пантеона – его заслоняют рядом стоящие здания.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Световой поток в куполе храма

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Входные бронзовые двери высотой 6 м

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.

Италия, Рим. Пантеон (Рantheon) — храм всех богов

Пантеон (Рantheon) — знаменитый храм всех богов в Риме, один из знаковых памятников Вечного города, имеющий всемирное значение, и одно из самых загадочных сооружений на нашей Планете. Это наилучшим образом сохранившееся архитектурное творение Древнего Рима, символ величия Римской империи.

Точно неизвестно, когда и как был построен Пантеон. Принято считать, что его строительство было закончено к 126 году н.э. Такой вывод был сделан на основании изучения сохранившихся документов путем логических рассуждений. Точных дат в документах нет. 2 век нашей эры считается периодом расцвета архитектуры Древнего Рима, а Пантеон — венцом творения архитекторов того времени.

До начала VII века Пантеон являлся языческим храмом Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Нептуна, Сатурна и Меркурия. То есть, был посвящен все-таки не всем богам, а только 7 избранным. В 608 году языческий храм спасло от уничтожения его превращение в христианский. Церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires) была освящена папой Бонифацием. Название храм получил в честь мощей христианских мучеников, которые были перенесены сюда из катакомб Рима. Иногда Пантеон называют ротондой Святой Марии (Santa Maria Rotonda).

Храм сооружен во время правления императора Адриана на месте разрушившегося первого Пантеона. Первый храм был построен в 27–25 годах до нашей эры при императоре Марке Випсании Агриппе и неоднократно страдал при пожарах, возникавших от ударов молнии. Пантеон Агриппы был обращён на юг и имел прямоугольную форму.

Строители нового Пантеона сохранили имя основателя на фронтоне здания. Латинская надпись гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это).

Нынешний Пантеон ориентирован на север, а его размеры значительно превосходят существовавший до него храм. Первоначально сооружение стояло на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Но за множество веков существования храма уровень грунта вокруг повысился, в результате в наши дни храм расположен в неглубокой впадине. Вдобавок, Пантеон стоит в самой низкой точке Рима, которая периодически подтопляется, но даже это не уменьшило прочности конструкции сооружения…

В 202 году, во времена правления Септимия Севера и его сына Каракаллы, римский Пантеон был отреставрирован. На архитраве была высечена надпись: «Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс Аравийский, Адиабенский, Парфянский, величайший, Великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, Отец отечества, проконсул, и Император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, Пантеон, повреждённый временем, со всем тщанием восстановили».

Конструкция Пантеона уникальна. Купол со стенами кирпично-бетонной ротонды образует единую оболочку. Центрическая форма здания характерна для языческих храмов древней Италии. Стены ротонды имеют толщину более 6 метров и установлены на массивном фундаменте. Размеры диаметра купола и высоты ротонды одинаковы, поэтому внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу — идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. Бетонный полусферический купол Пантеона имеет диаметр 43,5 метра и весит около 5000 тонн. Купол покрыт пластинами из позолоченной бронзы.

Доподлинно имя архитектора, построившего Пантеон, неизвестно. Предположительно в строительстве храма принимал участие Аполлодор из Дамаска — инженер, архитектор, конструктор и скульптор II века н.э.

Секрет бетона, из которого сделан купол Пантеона, утерян. Купол состоит из окружностей, которые хорошо просматриваются на кессонированном потолке. Ранее потолок был позолочен. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом — Солнцем.

Еще один невероятный факт о Пантеоне — его купол неармирован. А толщина купола составляет 1,2 метра!

Состав бетона разнится на разных уровнях. На нижних поясах наполнителем является травертиновая крошка, а на верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Однако, бетон переменной твёрдости и плотности в начале нашей эры? Находятся исследователи, считающие, что купол отливали инопланетяне, а сам Пантеон — не иначе, как мощнейший супермагнетрон. А римляне рассказывают, что купол храма отливали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Затем, мусор мгновенно растащили убрали жители города, ведь для скорости уборки в него подмешали золотые монеты.

Современная наука заявляет, что срок жизни бетона максимум 600 лет, а кирпичной кладки — и того меньше. Нет никакого разумного объяснения тому, как Пантеон стоит уже 2000 лет. Немало исследователей считают, что Пантеону намного меньше лет, так как сведения в сохранившихся документах отрывочны, не прослеживается четкая линия существования этого памятника в веках…

В центре купола находится «Глаз Пантеона» (окулюс) — круглое отверстие диаметром 9 метров. Через окулюс в храм проникает дневной свет. Легенда гласит, что отверстие (Oculus) образовалось, когда в храме началась церковная месса. Злые силы не выдержали звуков божественной литургии и срочно покинули Священное место, разрушив верхнюю часть купола. Вообще, о легендах, которые окутывают Пантеон, можно написать не одну статью! А если учесть, сколько легенд придумано римлянами для привлечения туристов, то хватит и на книгу.

Есть предположение, что храм Пантеон являлся солнечными часами и одновременно астрономической обсерваторией. Каждый год в день летнего солнцестояния 21 июня в полдень солнце проходит через Глаз Пантеона и озаряет лучом света всех входящих в главную дверь храма. Между прочим, в древних летописях применительно к Пантеону никогда не использовалось слово «aedes» (храм), а только просто «Пантеум». Также ориентация здания на север крайне необычна для храма. Был ли Пантеон храмом на самом деле?

В Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система для отвода дождевой воды. Пол сделан слегка выпуклым под окулюсом, вода стекает в сточные отверстия, и далее уходит в систему подземных стоков.

Вход в Пантеон оформлен массивным портиком, украшенным двумя рядами высоких коринфских колонн. Высота колонн 14 м, диаметр 1,5 метра, вес каждой — 60 тонн. Колонны и фронтон Пантеона сложены из крупных каменных блоков, которые вырубили в карьерах Египта. Доставка таких колонн к месту строительства даже сегодня, при наличии мощнейшей техники — невероятно сложная задача.

Фронтон Пантеона ранее был украшен бронзовыми фигурами, статуями и декоративными элементами, предположительно работы Диогена Афинского. В 17 веке все бронзовые украшения с фасада были сняты и использованы архитектором Бернини при строительстве базилики Святого Петра по приказу Папы Урбана VIII. Был демонтирован даже бронзовый кессонный потолок портика, который затем переплавили.

В то же время Бернини по указу Папы, чтобы придать храму более христианский вид, построил наверху две несуразные колокольни, прозванные римлянами «ослиные уши Бернини». Уши Колокольни уродовали украшали Пантеон 200 лет, потом их снесли. Ранее, в 1270 году предпринималась попытка пристроить небольшую колокольню слева над портиком, но она позже тоже была разрушена. Не терпит Пантеон дополнительных украшений…

В пространстве под треугольным фронтоном можно заметить отверстия для крепления декоративной бронзовой отделки. Предположительно здесь крепился символ власти — бронзовый орёл с распростёртыми крыльями, с дубовым венком в клюве.

Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась. Пол и облицовка стен ротонды выполнены разноцветным мрамором. Невозможно поверить, что это оригинальная отделка… Многие исследователи и не верят!

Прямо под отверстием купола располагался алтарь, на котором жертвенных животных предавали огню. Едкий дым выходил через отверстие в куполе.

Семь больших ниш, поочередно трапециевидных и закругленных, были посвящены пяти планетам, известным древним римлянам, а также светилам — Солнцу и Луне.

Ниши отделены от центрального зала коринфскими колоннами.

Ранее в Пантеоне находились статуи семи самых почитаемых богов римской мифологии. После превращения языческого храма в христианскую церковь все предметы, связанные с язычеством, уничтожили.

Сегодня в Пантеоне установлены статуи Святого Анастасио, Святой Агнес, Мадонны дель Какко, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптура «Коронация Девы», а также групповая скульптура Святой Анны и Пресвятой Богородицы. По приказу папы Климента XI в Пантеоне были сооружены алтарь и апсида. В 1840 году добавили хор, спроектированный Луиджи Полетти. В 1926 году во время реставрационных работ Пантеон получил орган. Его установили за статуей Святого Разия, слева от главного алтаря.

Стены в нишах и капеллах расписаны фресками.

В эпоху Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения известных людей. Здесь в том числе находится могила гения Возрождения Рафаэля Санти. На его гробнице установлена статуя Мадонны и высечена надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством». Рядом с могилой Рафаэля — захоронена его невеста Мария Биббиена.

Пантеон стал первым древнеримским храмом, внутрь которого могли входить не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Храм Пантеон расположен в самом центре Рима на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza-della-Rotonda). На противоположной стороне площади когда-то находился Храм Нептуна. Размеры площади Пьяцца-делла-Ротонда составляют около 60 метров с севера на юг и 40 метров с запада на восток. Здесь всегда многолюдно, по периметру площади расположены уютные (и дорогущие) ресторанчики.

В центре площади Пьяцца-делла-Ротонда находится фонтан Пантеона и египетский обелиск из розового мрамора, покрытый иероглифами. Это один из двух обелисков, созданных при фараоне Рамзесе II для храма бога Ра в Гелиополе. Вершину обелиска украшает бронзовая звезда – один из символов гербового щита Папы Климента XI.

Фонтан Пантеона красив и имеет очень длинную историю изменений по указам различных Пап. Я обязательно напишу об этом и подробней сфотографирую детали фонтана в следующий раз.

На протяжении всего своего существования Пантеон никогда не закрывался и всегда выполнял функции храма. Посещение было бесплатным 2000 лет, но с декабря этого года планируется введение входной платы в размере 3 евро.

По образу и подобию Римского Пантеона было построено несколько храмов в разных местах мира. Одна из таких копий находится на Мальте в городе Моста. Храм Ротонда Моста (Mosta Dome) — один из самых больших соборов мира.

Римский Пантеон. 10 занимательных фактов

Римский Пантеон без преувеличения относится к самым узнаваемым символам Вечного города. Геометрическое совершенство пропорций и удивительный купол этого здания, само создание которого овеяно удивительными легендами, – яркое напоминание об архитектуре великой Римской империи в историческом центре современного Рима. Красноречивее всего была реакция Микеланджело, который, впервые увидев это чудо, сравнил создание Пантеона с работой ангелов, а не людей.

1. Когда и кем был построен римский Пантеон

Римская легенда гласит, что когда-то на месте Пантеона находился храм, посвященный Ромулу, легендарному основателю и первому царю Рима, и именно с этого места он вознесся на небеса. А всего храмов с условным названием «Пантеон» было три.

Строительство первого началось в 27 году до н.э. по приказу Марка Агриппы — полководца, зятя и сподвижника императора Октавиана Августа. Многие ошибочно считают Агриппу строителем Пантеона из-за надписи, сохранившейся на фронтоне: «М. AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT» («Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»), однако построенное им здание было разрушено во время большого пожара в 80 году н.э. Пантеон был заново возведен при императоре Домициане, но и это здание долго не прослужило.

И только на третий раз, при императоре Адриане в 118-126 гг. н.э. , удалось построить тот грандиозный храм, который стоит уже 1900 лет. Фасад здания, построенный при Марке Агриппе при этом сохранился, как и надпись с его именем. А проект третьей версии Пантеона приписывают Аполлодору Дамасскому, известному греческому архитектору и инженеру, автору колонны и форума Траяна.

2. Храм всех богов

Пантеон — это группа богов , принадлежащих той или иной религии или мифологии (от греческого πάντες — все и θεός — бог). По одной из версий, в языческие времена в храме Пантеон были представлены все главные божества древних римлян . В нем по кругу располагались алтари Марса, Венеры, Сатурна, Юпитера и Юноны. Римляне подносили богам дары и совершали ритуальные жертвоприношения, чтобы заручиться их поддержкой и добиться благоволения.

3. Самый большой неармированный бетонный купол в мире

Уникальность Пантеона – в его куполе , который своими гигантскими размерами до сих пор поражает воображение. Для своего времени он являлся великим достижением архитектурной мысли, настоящим прорывом в области строительства и инженерного дела.

Только спустя более 1300 лет, когда Брунеллески построил купол Дуомо во Флоренции, удалось превзойти диаметр купола Пантеона. И даже в XXI веке со всеми его технологиями купол Пантеона остается самым большим неармированным бетонным куполом в мире!

Сравнение внутренних диаметров куполов:

  • Собор Святого Петра в Ватикане (XVI-XVII в.) — 41,47 метров
  • Пантеон в Риме (II в. н.э.) — 43,3 метра
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (XIII-XV в.) — 44 метра

Оказавшись в Пантеоне, трудно представить, что такой громадный купол опирается только на стены (хотя, на минуточку, их толщина под 6 метров). Дело в том, что древнеримские инженеры использовали бетон в сочетании с более легкими материалами — туфом и пемзой, и постепенно уменьшали вес и толщину конструкции ближе к центру. Кроме того, эти материалы препятствуют образованию микротрещин.

Для II в. н.э. возведение гигантского купола Пантеона было настоящим чудом! Как гласит легенда, император повелел заполнить все пространство храма изнутри землей вперемешку с золотыми монетами. Когда строительство завершилось, горожане в поисках золотых монет за считаные часы очистили Пантеон от земли. Похожую легенду рассказывают и про купол Дуомо во Флоренции , при строительстве которого, как считается, Брунеллески вдохновлялся именно куполом древнеримского Пантеона.

4. Окулюс — загадочное круглое отверстие в куполе Пантеона

Точно по центру купола Пантеона находится окулюс (лат. oculus — глаз) – единственное отверстие, через которое в Пантеон попадает солнечный свет (других окон в здании нет). Его диаметр — 9 метров.

21 апреля, в день рождения Рима, солнечный свет через окулюс бьют точно в дверной проем, что эффектно преподносило появление императора перед толпой. В Средние века ходили легенды, что странное круглое отверстие в куполе пробила нечистая сила. Герои книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны» именно окулюс Пантеона считают той самой «дявольской дырой», указывающей на один из алтарей коварных иллюминатов.

Главный вопрос, который возникает при взгляде на окулюс: а что происходит, когда идет дождь? Через окулюс вода льется внутрь здания, но не затапливает его — на этот случай предусмотрены стоки в полу.

А самый впечатляющий «дождь» — дождь из лепестков роз (“La pioggia di petali di rose”) — можно увидеть в День сошествия Святого Духа, который празднуют на 50-й день после Пасхи (то есть каждый год эта дата разная, следите за католическим календарем). На купол Пантеона забираются пожарные, которые выбрасывают тысячи лепестков роз из окулюса.

В этот день цвета облачения священников красные, как и цвет лепестков, что напоминает об «огненных языках» Святого Духа, сошедшего на апостолов. Это древняя традиция, восходящая еще к ранним христианам, когда красная роза являлась одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества.

5. Самый хорошо сохранившийся памятник античной архитектуры

Пантеон считается одним из самых хорошо сохранившихся памятников античной архитектуры, который практически не перестраивали и не изменяли со времен Римской империи. Во многом сохранность Пантеона объясняется тем простым фактом, что он своевременно перешел в распоряжение церкви, приспособившей его под свои нужды.

В интерьере с античных времен сохранились такие детали, как, например, великолепный мраморный пол. Однако большой урон убранству храма нанес папа Урбан VIII Барберини, который использовал бронзовые украшения Пантеона для пушек замка Святого Ангела. Своим поступком он заслужил едкую эпиграмму: „Quod не fecerunt Barbari, fecerunt Barberini“ («То, что не сделали варвары, сделал Барберини»).

6. Римский Пантеон – христианская церковь

Византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, и 13 мая 609 года храм всех богов перестал быть языческим. Он был освящен как христианская церковь Святой Марии и Мучеников ( Basilica di Santa Maria ad Martyres ).

Некоторое время день освящения Пантеона 13 мая даже отмечали как День всех святых, пока в середине VIII века праздник не перенесли на 1 ноября — день, когда была освящена одна из капелл собора Святого Петра.

Сегодня Пантеон — действующая христианская церковь с алтарем, крестами, фресками и иконами, фигурами ангелов и святых. Здесь проводятся богослужения и просят о соблюдении тишины, как и во всяком другом священном месте. Тем не менее, большинству людей церковь Святой Марии и мучеников известна по старому названию «Пантеон», а христианские атрибуты не затмевает античную суть этого грандиозного здания.

7. Кто похоронен в римском Пантеоне

Пантеон — это не только храм, но и мавзолей . Именно в Пантеоне находится гробница знаменитого художника Рафаэля Санти , о чем известно многим. Но не все знают, что рядом с Рафаэлем похоронена Мария Биббиена, его невеста. На самом деле это трагичная история, потому что сердце Рафаэля было отдано другой женщине (и, возможно, он даже тайно женился на ней). Художник, как мог, оттягивал женитьбу на нелюбимой племяннице своего друга и покровителя, могущественного кардинала Биббиена, пока она не умерла, так и не дождавшись свадьбы. По иронии судьбы Рафаэль умер вскоре после нее, в возрасте всего 37 лет.

Среди других прославленных людей в Пантеоне похоронены:

  • живописец Аннибале Карраччи,
  • композитор Арканджело Корелли,
  • первый король объединенной Италии Виктор Эммануил II
  • его сын Умберто I вместе с женой Маргаритой, давшей имя самой популярной пицце в мире.

8. Фонтан и египетский обелиск напротив Пантеона

Напротив Пантеона на площади Пьяцца-делла-Ротонда находится прекрасный фонтан ( La Fontana di piazza della Rotonda ). Он был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо делла Порта, который завершил возведение купола Святого Петра, а реализация его замысла была доверена Леонардо Сормани.

В 1711 году по инициативе папы Климента XI фонтан был отреставирован и видоизменен. Появился постамент, украшенный фигурами четырех дельфинов и гербовыми щитами Климента XI. На постаменте был установлен египетский обелиск фараона Рамзеса II, который, как и другие обелиски в Риме, служил своеобразной GPS-меткой для паломников того времени. На вершине обелиска можно увидеть крест и бронзовую звезду — один из символов все того же Климента XI.

Больше о символах христианства и папской власти можно узнать на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана»

В XIX веке мраморные скульптуры, украшавшие фонтан, были заменены на копии (оригиналы можно посмотреть в Музее Рима на площади Сан-Панталео).

9. Здания, созданные под вдохновением Пантеона

В последующие столетия строители ориентировались на архитектурное величие Пантеона, копировали и повторяли его в своих работах. Знаменитый гигантский купол Пантеона служил образцом для подражания архитекторов более поздних времен : Филиппо Брунеллески спроектировал купол церкви Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, а Микеланджело – купол собора Святого Петра в Ватикане .

Парижский Пантеон (сегодня – усыпальница выдающихся людей Франции) не только носит то же название, что и оригинальный Пантеон, но и явно построен под вдохновением архитектуры этого выдающегося памятника древнеримской архитектуры. То же самое можно сказать и про многочисленные американские Капитолии, где размещаются государственные структуры.

10. Правила посещения и время работы Пантеона

До недавнего времени вход в римский Пантеон был бесплатным и свободным для всех. С мая 2018 года вход в Пантеон планируют сделать платным, стоимость составит 2 евро.

Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.

Время работы (понедельник-суббота):

Время работы (воскресенье):

Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:

Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).

Пантеон или Храм Всех Богов, Рим (Pantheon, Rome)

Пантеон — одна из главных и значимых достопримечательностей Рима имеющая довольно солидный возраст более чем две тысячи лет и это единственное античное сооружение города не превратившееся в руины и сохранившееся в своем более-менее первозданном виде давних времён.

Около 118-125 гг. н.э. при императоре Адриане здание Пантеона восстановили, а вернее, отстроили заново, при этом, на удивление, было сохранено имя его первоначального основателя, о чем свидетельствует надпись на латинском языке — «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Во второй надписи, сделанной более мелкими буквами, упоминается реставрация, осуществленная при Септимии Севере и Каракалле в 202 н.э., совершенно не повлиявшая на внешний облик храма.

Но вернёмся к Пантеону и, прежде чем продолжить его историю, кратко о самом здании. Цилиндрическое здание со стенами в шесть метром толщиной, отлитыми из бетона, венчает огромнейший купол диаметром 43 метра — вершина инженерного искусства и непревзойденный по своим размерам вплоть до XIX-го века. Лишь купол собора Святого Петра имеет почти равный диаметр — 42,6 метра, а знаменитый купол флорентийского собора всего 42 м., да и то, строившийся с большими проблемами в течении 16 лет! Внутренняя поверхность купола украшена 140 кессонами. Эти декоративные углубления предназначены для того, чтобы уменьшить тяжесть свода и обезопасить купол от разрушения. Учёные подсчитали, что приблизительный вес купола составляет около пяти тысяч тонн. С увеличением высоты свода толщина его стен уменьшается и у основания окна, расположенному по центру купола, она составляет всего 1,5 метра.

Наружная стена храма изначально была покрыта мрамором, который, увы, не сохранился. Кое-какие фрагменты мраморного декора можно увдеть в Британском музее.

Вход в Пантеон украшает величественный портик с треугольным фронтоном некогда увенчанный бронзовой квадригой, впоследствии утерянной навсегда.

Трехрядная колоннада состоит из шестнадцать коринфских колонн из розового и серого гранита охватом полтора метра, высотой 12 метров и весом в 60 тонн. Их высекали в восточных горах Египта, затем 100 км по брёвнам катили к Нилу, и уже через Александрию доставляли в Остию — морской порт Рима. Изначально все передние восемь колонн крыльца были из серое мрамора, и только внутренние четыре из розового. В XVII-м веке три угловые колонны рухнули, их заменили две колонны взятые из терм Нерона и колонна из виллы Домициана. В те давние времена к портику вела короткая лестница со временем ушедшая глубоко под землю.

С падением Римской империи судьба у Пантеона оказалась не самой простой. В самом начале V-го века Пантеон был закрыт, заброшен, а затем и вовсе разграблен вестготами.

В 608 году византийский император Фока передаёт здание римскому папе Бонифацию IV-му, и 13 мая 609 года Пантеон был освящён как христианская церковь Святой Девы Марии и Мучеников. Этот же папа повелел собрать с римских кладбищ христианских мучеников и разместить их останки в церкви, отчего у неё появилось такое название. До того времени все христианские церкви находились по окраинам города, и тот факт, что главный языческий храм, расположенный в самом центре города стал христианским, означало доминирующее значение христианской религии в Риме.

Последующие годы и века вносили порой негативные коррективы в облик Пантеона. За период с VII-го и по XIV-й век Пантеон многократно страдал и стараниями власть имущими ему было нанесено много вреда. Покрывавшие купол позолоченные бронзовые листы были сняты по приказу византийского императора Константа II-го во время его посещения Рима в 655 году, а корабли, на которых их перевозили в Константинополь, разграбили сарацинские пираты у берегов Сицилии. В 733 году по распоряжению папы Григория III-го купол покрыли свинцовыми пластинами, а в 1270 году над портиком Пантеона была пристроена колокольня в романском стиле, придавшая зданию несуразный вид. На протяжении всех нововведений были утеряны скульптуры, украшавшие фасад здания.

С 1378 и по 1417 год, во время проживания пап в Авиньоне, Пантеон выступил в роли крепости в борьбе между могущественными римскими семьями Колонна и Орсини. С возвращением папства в Рим при папе Мартине V-м началось восстановление храма и очищение от прилепленных к нему лачуг. В 1563 году при папе Пии IV-м была восстановлена бронзовая дверь, украденная армией вандалов во время нападения и разграбления Рима в 455 году.

В XVII-м веке по указу папы Урбана VIII-го Барберини была снесена колокольня, также по его распоряжению были сняты бронзовые покрытия портика, которые пошли на отлив пушек для замка Сант Анджело и изготовление винтовых колонн для балдахина в соборе Св. Петра. Этот акт вандализма отразила поговорка придуманная жителями Рима обыгравшим фамилию папы: «Quod non Barbari Fecerunt Barberini» — «Что не сделали варвары, сделал Барберини». Провальный архитектурный проект этого же папы, в виде двух небольших колоколен по краям фронтона Пантеона порученный осуществить Бернини, получил непочтительное название «ослиные уши Бернини». В конце-концов, в 1883 году это нелепое творение было снесено.

Впоследствии римский Пантеон превратился в национальный мавзолей Италии. Его последним пристанищем стали такие выдающиеся личности, как архитектор Бальдасаре Перуцци, художник Аннибале Карраччи, короли Виктор Эммануил II-й и Умберто I-й, а также великий художник эпохи Возрождения Рафаэль Санти.

Гробница короля Умберта I-го.

Известно, что выдающийся художник был похоронен в Пантеоне. 14 сентября 1833 года с разрешения римского папы была вскрыта плита под статуей Мадонны, чтобы удостовериться в факте захоронения. В течение месяца найденные останки Рафаэля были выставлены для обозрения, затем, их поместили в древнеримский саркофаг на крышке которого высекли надпись «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого великая Природа боялась быть побежденной, а в момент его смерти — умереть самой». Над гробницей установлена статуя «Мадонна на скале», заказанная при жизни самим Рафаэлем и выполнена Лоренцо Лотто в 1524 году.

В отличие от других христианских церквей Рима с их роскошными фасадами, фасад Пантеона не готовит посетителя к красоте его интерьера. Однако, пройдя через гигантскую дверь шириной около 7,50 метров и высотой 12,60 метров, сталкиваешься с поистине впечатляющим великолепием.

Интерьер Пантеона в XVIII-м веке, написанный Джованни Паоло Панини.

И ещё несколько фотографий из интерьера Пантеона.

Пантеон в Риме: от строительства до наших дней

Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его.

Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

Экскурсия

Для тех, кто собирается в Рим, рекомендуем экскурсию “Античный Рим — путь в прошлое“. Эта экскурсия станет идеальным путешествием в прошлое, после которого уже сложно будет смотреть на город прежним взглядом.

История Пантеона

Кем построен

Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа, родственник императора Августа. Пантеон в древнем Риме – уникальное по сложности сооружение в своё время: задумка архитектора является прогрессивной и в наше время. Также впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2 тысячелетия назад – задача не из простых.

Строительство храма

Перед строительством Пантеона на этом месте функционировал округлый бассейн, но после пожара император решил отдать дань богам и построил храм всех богов (именно от бассейна Пантеон берет свои округлые формы). Архитектором проекта выступил Апполодор Дамасский, который решил пристроить еще к цилиндрическому зданию вход в виде портика, тем самым придав сооружению нынешний вид.

Из языческого храма в христианский

Из-за того, что храм был языческим, многие христиане хотели его разрушить. Храм сберегли благодаря императору Фоке. В 608 году император отдал Пантеон папе Римскому Бонифацию IV, который освятил языческий Пантеон в христианский. Также Папа Римский приказал перенести останки первых христиан в бывший языческий храм.

Благодаря этим мерам, сторонники разрушения храма успокоились, и Пантеон в Риме сумели спасти. Таким образом, только благодаря Бонифацию IV, мы до сих пор можем любоваться этим чудом архитектуры

Архитектура храма богов

Пантеон снаружи и внутри

Конечно, за двухтысячелетнюю историю Пантеона коснулись изменения и снаружи и внутри. Большая часть храма по-прежнему облицована мрамором, но есть в местах, где проблескивает кирпичная кладка. Также серьезно обеднело и внутреннее убранство базилики: исчезли множество статуй, позолоченные бронзовые украшения, а алтарь, который раньше был посередине храма, сейчас перенесён в восточную часть.

Впрочем, попадая внутрь, забываешь, что было как-то по-другому: все сверкает и удивляет своим великолепием.

Что означает отверстие в крыше

Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Диаметр отверстия – 9 метров. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око.

При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.

Интересны и иные интерпретации появления окулюса.По одной из них, сначала отверстия не было – его прорубили разгневанные злые духи, когда в Пантеоне начали служили первую мессу. Хотя эта легенда не объясняет, почему тогда храм сразу строили без окон.

Купол Пантеона

Ещё одной особенностью Пантеона в Риме является идеальный полусферический купол. Ширина купола — 43,3 метра. Выполнен купол из бетона, а вместо камней использовались кирпичи и лёгкие материалы, такие как пемза. Но как бы архитекторы ни облегчали купол, заменяя увесистые булыжники кирпичами и пемзой, все равно купол получиться очень тяжёлым. Чтобы удержать такую огромную полусферу (весом в 5 тысяч тонн) потребовалось увеличить толщину стен. Именно поэтому толщина стен Пантеона составила 6 метров.

Так как до сих пор не известно, как соорудили такой купол, существует много легенд о его постройке. Одна из них гласит, что сразу при строительстве изнутри храм заполнялся землёй, перемешанной с золотыми монетами. После окончания постройки Агриппа сказал, что каждый нашедший золотой, мог забрать его себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.

Интересные факты

  • Благодаря своим шестиметровым стенам, Пантеон часто служил крепостью при восстаниях и бунтах в Средние века.
  • До сих пор купол храма является самым большим в мире, построенного из бетона без арматуры, при этом имея внушительный возраст.
  • До XVIII века в базилике было множество позолоченных дорогих деталей, которые позже сняли и отправили на переплавку.
  • По легенде, сферический купол Пантеона дал толчок Николаю Копернику окончательно сформулировать свою гелиоцентрическую теорию.
  • Пантеон стал первым храмом, куда могли заходить простые люди, до этого вход разрешался только жрецам.

Захоронения в храме

Начиная с эпохи Ренессанса, в храме начали делать захоронение знаменитых и выдающихся людей. Священники, музыканты, скульптуры и даже святые покоятся здесь. Кроме знаменитых деятелей культуры, тут обрели покой и многие из правящих династий, например, короли Умберто I и Эммануил II. Особое место занимает саркофаг с останками Рафаэля Санти, причисленного к лику святых.

Видео о Пантеоне

Полезная информация

Где находится

Адрес: Пьяцца делла Ротонда (Piazza della Rotonda)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×