0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыцари океана самые знаменитые линкоры

Рыцари океана: самые знаменитые линкоры

Но, вопреки всем ожиданиям, их жизнь слишком коротка. Стальные гиганты не смогли устоять перед авиацией, превосходившей корабельную артиллерию и по дальности действия, и по способности поражать линкоры в самые уязвимые места. Но перед тем как уйти на задворки истории, эти гиганты смогли громко хлопнуть дверью, вписав свои имена в пантеон морской славы.

«Адмирал граф Шпее» (12 100 тонн)

Этот корабль стал врагом Британии номер 1 и объектом охоты для самого мощного военного флота в мире. После Первой мировой войны немецкий флот стал жертвой ограничений тоннажа и вооружения своих кораблей согласно условиям Версальского договора. Однако благодаря гению немецких инженеров удалось превратить жертву в охотника посредством создания нового класса кораблей – «карманных линкоров» типа «Дойчланд», вооруженных, как линкор, но обладающих скоростью хода, как крейсер.
Всего было построено три таких корабля, «Адмирал граф Шпее» был последним в серии и самым технически совершенным. Корабль настолько понравился Гитлеру, что тот лично создал эскиз бронзового орла, ставшего эмблемой линкора (прежде чем стать диктатором, Гитлер был художником).

«Адмирал графе Шпее» был неплохо защищен – с учетом внутренней переборки толщина вертикальной защиты достигла 140 мм (100+40), что должно было защитить крейсер от 152-мм, а на определенных дистанциях — от 203-мм снарядов. Была усилена также горизонтальная защита, площадь броневой палубы стала больше, а над погребами боеприпасов достигал толщины 70 мм. Общий вес бронирования корабля составил 3000 тонн – 25% стандартного водоизмещения (12 100 тонн). Другой козырной картой немецкого графа была уникальная для того времени силовая установка. Впервые на столь крупных кораблях установили дизели в качестве единственного типа двигателя. Дизелей было 8, модели M-9Zu42/58, 9-цилиндровых, с максимальной мощностью по 7100 л.с. при 450 об./мин. (максимальная продолжительная мощность 6655 л.с.), и 4 вспомогательных, модели M-5Z42/58, 5-цилиндровых, с максимальной мощностью 1450 л. с. при 425 об./мин. Недостатки этих двигателей, такие как шумность и вибрация, с лихвой перекрывались огромной дальностью плавания. Также такая двигательная установка позволяла набрать полный ход в считанные минуты. Паротурбинным кораблям противника для этого требовалось от 30 минут до часа.

Система управления огнем «Адмирала графа Шпее» была одной из самых совершенных на то время и позволяла вести огонь с исключительной точностью. Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее «28 см», и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40 могла стрелять 300-килограммовыми снарядами на расстояние 42,5 км. Всего «карманный линкор» располагал шестью такими орудиями, которым ассистировали 6 — 150-мм, 8 — 37-мм и 12 — 20-мм зенитных автоматов и 8 торпедных установок калибра 533 мм. Также на корабле базировалось два гидросамолета Arado 96.

Гибель: 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров — тяжелым «Эксетер», легкими крейсерами «Аякс» и «Ахиллес». В ходе боя «Адмирал граф Шпее» практически уничтожил «Эксетер» и серьезно повредил два других крейсера. Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, корабль зашел в порт Монтевидео для ремонта, но правительство Уругвая, зависящее от англичан, дало только три дня на ремонт корабля. Этого было мало, и капитан решил затопить линкор, хотя у него были все шансы на победу. Командир «карманного линкора» Hans Langsdorff взял на себя всю ответственность за потерю корабля, а южноамериканские газеты назвали его трусом. Немцы были того же мнения.

«Бисмарк» (50 900 тонн)

Следующий линкор, о котором нельзя не рассказать, конечно же, «Бисмарк». При его постройке немцы решили проигнорировать версальские соглашения. И сделали по-настоящему отличный корабль, лучший в мире линкор, как считают некоторые эксперты. В нем было ощущение невероятной мощи – конструкторы смогли уместить на «Бисмарке» невероятное количество оружия. Корабль был вооружен восемью 380-мм и двенадцатью 150-мм орудиями, шестнадцатью 105-мм зенитками, шестнадцатью 37-мм и двенадцатью 20-мм автоматами, 2 торпедными аппаратами.

Под стать вооружению была и защита – броня главного пояса составляла 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носа и кормы 80 мм, башни главного калибра от 180 до 360 мм, боевой рубки — 350 мм. Конструкция днища была специально спроектирована и обеспечивала высокую противоторпедную защиту, а мощные броневые палубы защищали от артиллерийского огня и бомбардировок. При выбранной толщине броня могла выдерживать прямое попадание снаряда 380-мм калибра с расстояния 20-30 км, и взрыв торпеды с весом заряда 250 кг ТНТ (тринитротолуол). Однако такой гигант не был неповоротливым – он мог развивать скорость в 30,1 узла, это был один из лучших показателей в мире для таких кораблей. Также на линкоре базировалось 6 разведывательных гидросамолетов, которые запускали специальной катапультой.

«Бисмарк» был грозным противником и смог это доказать на море, когда на его перехват вышли линкоры Королевского Британского флота Hood (41 600 тонн) и «Принц Уэльский» (43 786 тонн). Hood выпустил шесть залпов по «Бисмарку», после чего немецкий линкор накрыл англичанина ответным залпом главного калибра с дистанции 18 км. После попадания 800 кг снарядов мощный взрыв разорвал Hood пополам. Британцы были в шоке, они не верили, что гордость их флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля — как будто вся империя потерпела поражение. «Принц Уэльский» поспешил выйти из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий.

Гибель: Черчилль был в ярости и приказал отправить четыре линкора и два авианосца на потопление «Бисмарка». Последний мог с легкостью уйти от противника, но в судьбу немецкого гиганта ввязался «случай». После атаки самолетов-торпедоносцев одна из торпед повредила винты и заклинила руль. «Бисмарк» не только потерял ход, но и управление. Он не мог вести точный огонь по противнику, поэтому английские линкоры, не боясь, подошли к неуправляемому немцу и расстреляли его практически в упор. «Бисмарк» погиб, но так и не сдался – линкор ушел под воду с поднятым флагом.

«Ямато» (72 810 тонн)

Этот корабль можно вполне назвать сверхлинкором. Размеры «Ямато» поражают: длина – 263 метра! Ширина около 37 метров, высота – 39 м. Водоизмещение – 72 810 тонн. Каждое из девяти его орудий главного 460-мм калибра весило по 2820 т и было способно отправить почти полуторатонные снаряды на расстояние в 45 километров. Огневую мощь дополняли шесть 155-мм, восемнадцать 127-мм и пятнадцать 25-мм орудий.

Корабль имел весьма совершенную систему управления огнем главного калибра тип 98, которая состояла из двух электромеханических вычислителей-компьютеров. Защищен был корабль лучше, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения. Толщина бортового броневого пояса составляла 410 мм. Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши – 200 мм, пола – 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищали 150-мм плиты. Правда, нужно отметить, что за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии.

Японское командование так сильно берегло «Ямато» и однотипный ему «Мусаси», что за все время войны им так и не удалось встретиться на море с вражескими линкорами. Японские моряки печально шутили по этому поводу: «В мире есть три самые большие и бесполезные вещи — это пирамида Хеопса, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».
Гибель: седьмого апреля, начиная с полудня, «Ямато» подвергся атаке американской авиации с палуб пяти авианосцев одновременно (всего 227 машин).

Линкор устоял, а вот японская авиация не выдержала, оставив левиафана без прикрытия с воздуха. Вторая волна американских самолетов добила гиганта – в «Ямато» попало пять торпед и шесть авиабомб. После чего в 14.23 взорвался носовой погреб (500 тонн взрывчатки), пламя поднялось в воздух на 2 км. Дым от взрыва был похож на ядерный гриб высотой 6 км. Потери американцев –10 самолетов и 12 летчиков.

«Миссури» (57 000 тонн)

Этот корабль можно назвать последним линкором XX столетия. «Миссури» был спущен на воду 29 января 1944 года и на протяжении пятидесяти лет был символом военно-морской мощи США. На его борту 2 сентября 1945 года в 9.02 по токийскому времени был подписан Акт о капитуляции Японии.

В ходе постройки «Миссури» особое внимание было уделено защите его башенных орудий и погребов с боеприпасами. Самая толстая броня имела толщину 15 см, а два огромных пояса вдоль сторон линкора располагались под углом внутрь корабля, что обеспечивало защиту, равную 34 см стали. Листы обшивки, которые смыкались вместе, составляли вес до 50 тонн каждый.

Вооружен американец был более чем достаточно – каждая орудийная башня линкора «Миссури» (2 носовые, 1 кормовая) имела три 406-мм орудия, самые мощные из всех, что когда-либо устанавливались на военных кораблях ВМС США. 406-мм снаряд имел невысокую начальную скорость – всего 700 м/с, но огромный вес – 1220 кг! При таких баллистических характеристиках попадания сверху через палубу вражеского корабля на больших дистанциях могли стать фатальными: от них защищала только 10-дюймовая броня, позволительная разве что для японских сверхгигантов типа «Ямато».

Последний раз главный калибр линкора «Миссури» сказал свое слово в Персидском заливе в 1991 году, когда дополнил боевой арсенал коалиции во время Кувейтской операции «Буря в пустыне». А до этого корабль в 1980-е годы прошел модернизацию, получив стратегическое оружие – крылатые ракеты «Томагавк», а также противокорабельные ракеты «Гарпун», автоматизированные зенитные артиллерийские комплексы «Вулкан-Фаланкс», современное радиоэлектронное оборудование и средства радиоэлектронной борьбы. И все же эксплуатация такого гиганта была непозволительной роскошью для американцев.

Поэтому 21 марта 1992 года линкор «Миссури» направился в родной порт. Вскоре дни корабля были сочтены, но он совершил еще один символический церемониальный вояж. Линкор вернулся в Перл-Харбор, чтобы побывать на месте, где Япония втянула США во Вторую мировую войну. Для мощного боевого корабля USS Missouri – символа всех линкоров Второй мировой войны – это было путешествие назад во времени.

31 марта 1992 года на верфи в порту Лонг-Бич оборудование линкора было демонтировано. Последний линкор XX столетия был выведен из строя. А 4 мая 1998 года передан в музей Перл-Харбора.

Самые большие линкоры в мире

Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Самые большие линкоры в мире – в этой статье мы расскажем о сверхмощных кораблях-гигантах.

10. Ришелье | Длина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «Ришелье» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9. Бисмарк | Длина 251 м

Легендарный немецкий корабль «Бисмарк» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

8. Тирпиц | Корабль 253,6 м

На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «Тирпиц». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

7. Ямато | Длина 263 м

«Ямато» — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении.

«Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным.

В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель.

Последний поход гордости Японии

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6. Мусаси | Длина 263 м

К самым большим линкорам в мире относится «Мусаси» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.

5. Советский Союз | Длина 269 м

Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «Советский Союз». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4. Висконсин | Длина 270 м

Американский линкор «Висконсин» расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

3. Айова | Длина 270 м

Американский линейный корабль «Айова» длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

2. Нью-Джерси | Длина 270,53 м

Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «Нью-Джерси», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

1. Миссури | Длина 271 м

Американский линейный корабль «Миссури» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии.

Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах.

На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

Десять самых великих линкоров мира

3 июня 2016

Первое и самое главное, что нужно было делать линкорам — уничтожать противников и артиллерийским обстрелом поддерживать сухопутные операции. Корабли с задачей справлялись. А еще отлично тонули

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.

Висконсин

  • Длина — 270 м
  • Водоизмещение — 55 тысяч тонн

Спущен на воду в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. Стал одним из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно ржавеет на стоянке в городе Норфолк.

Айова

  • Длина — 270 м
  • Водоизмещение — 58 тысяч тонн

Спущен на воду в 1943 году. В годы Второй мировой войны “Айова“ активно воевала. Ее героизм помнят до сих пор. Особенно посетители линкора, так как в 2012 году его переправили в порт Лос-Анджелеса и превратили в музей.

Нью-Джерси

Относится к линкорам типа “Айова“, сошел с верфи в 1942 году, помимо Второй мировой принимал участие еще и во Вьетнамской войне — выполнял роль поддержки армии. В 1991 году выведен из состава флота, получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

Миссури

Последний американский линкор. Еще это легендарный корабль — на его борту в сентябре 1945-го Япония подписала акт о капитуляции. Спущен на воду в 1944 году. Основная задача — сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе. Там, собственно, в последний раз и воевал.

В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США, в 1998-м стал музеем. “Припаркован“ в Перл-Харборе. Благодаря своей легендарности, о нем снято много документальных и художественных фильмов. Вот один из них:

Известные корабли, которые вошли в историю

С древних времен флотилия была неотъемлемой частью вооруженных сил всех стран. А работа на корабле считалась особенно почетной, во многом из-за своей сложности. Ведь служба на море во все времена оставалсь опаснее, чем в сухопутных войсках. В течение всей истории кораблестроения было сконструировано не мало судов, которые впоследствии стали знаменитыми и даже легендарными. Вашему вниманию топ-10 самых известных кораблей, оставивших след в истории.

Линейный корабль «Бисмарк»

Линкор «Бисмарк» был не просто гордостью флотилии Третьего рейха он считался самым крупным линейным кораблем в мире. И хотя военный поход у него был первый и последний, он вошел в историю Второй мировой войны одним из ее самых драматичных эпизодов охоте за «Бисмарком». 18 мая 1941 года линкор в сопровождении крейсера «Принц Ойген» должен был выполнить боевую задачу по уничтожению морских конвоев союзников. Но британская армия засекла оба судна и отправилась на перехват.

Две стороны столкнулись в Датском проливе ранним утром 24 мая. В результате боя английский крейсер «Худ» затонул, а поврежденный «Бисмарк» попытался дойти до французского порта Брест. Однако британцы устроили за линкором настоящую охоту. И хотя долгое время им не удавалось зацепить «Бисмарк», одна торпеда все же повредила руль. Английская эскадра довершила дело, и 27 мая 1941 года гордость лично Гитлера ушла на дно.

Галеон «Ваза»

Король Швеции Густав II Адольф в 1626 году решил реализовать свою давнюю мечту – построить самый величественный и мощный корабль среди всех прибалтийских стран. Будущий «монстр» войны создавался силами более 400 человек около двух лет. Руководил процессом голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон. В 1628 году галеон «Ваза», который, к тому же был украшен резными скульптурами, отправился в свое первое плавание.

Однако оно же стало и последним. Стоило ему выйти в открытое море, ветер сразу же создал сильный крен судна на бок. Поначалу с проблемой удалось справиться, однако стихия оказалась сильнее. Корабль вновь начал заваливаться на борт и стал тонуть. Не спасло даже нахождение недалеко от берега – более 50 членов экипажа спасти не удалось. Причиной катастрофы оказались конструктивные недоработки. Так «монстр морей» оказался кораблем-неудачником.

Крейсер «Варяг»

История этого корабля интересна тем, что, затонув после первого же боя, он обеспечил бессмертную славу и себе, и экипажу. 9 февраля 1904 года крейсер и судно «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой. Сражение длилось ровно час, но русские судна, хоть и поврежденные, так и не были захвачены. Капитан принял решение затопить «Варяг». Моральная победа русских над японцами вписала их в историю.

Но японцы решили не отказываться от «трофея», даже если он и затоплен. «Варяг» подняли, отремонтировали и переименовали в «Сойю», но из уважения к подвигу русских моряков, на корме оставили первое название. Россия смогла выкупить крейсер, но на Родину он так и не вернулся: во время ремонта в Британии, корабль был конфискован за долги большевиков и продан на слом. При транспортировке в пункт разделки на металл судно затонуло в Ирландском море.

Линейный корабль «Виктори»

Этот линкор оставил свое имя в истории благодаря двум событиям: он, будучи флагманом британского флота, участвовал в знаменитом Трафальгарском сражении, и на нем получил смертельное ранение и погиб прославленный адмирал Нельсон. «Виктори» построили в 1765 году, но свой первый бой линкор принял лишь спустя 13 лет. Это произошло во время англо-французских морских столкновений в период споров за независимость Североамериканских штатов.

27 июля 1778 года «Виктори» впервые вступил в бой. Несмотря на возрастающую военно-морскую мощь французов, британцы сумели сохранить за собой преимущество. 21 октября 1815 года во время Трафальгарского сражения Англия не потеряла ни одного корабля, что сделало это битву легендарной. Но «Виктори» получил многочисленные повреждения, после чего в боевых действиях участия больше не принимал.

Шлюп «Восток»

В поздний период Великих географических открытий Российская империя все же успела вписать себя в их историю. Фаддей Беллинсгаузен открыл материк Антарктиду. А совершил он свое путешествие на шлюпе «Восток», который, благодаря этой экспедиции стал одним из самых известных кораблей своего времени.

В 1818 году шлюп в сопровождении меньшего судна «Мирный» отправился из Санкт-Петербурга в прямом смысле на край земли. Все плавание длилось 751 день. За это время русские исследователи, помимо открытия Антарктиды, пополнили географические карты еще 29 новыми островами. Но для самого «Востока» эта экспедиция обошлась слишком дорого: в 1828 году судно стало слишком ветхим, было выведено из состава флота и разобрано.

Линейный крейсер «Гебен»

Этот линкор стал последним судном дредноутного типа, и самым «долгожителем» среди других кораблей-коллег. «Гебен» был спущен на воду в 1914 году в Германской империи и весь период Первой мировой войны служил на море, принимая участие в основном в кампаниях против России.

Будучи поначалу «грозой» для врагов на Черном море, в конце войны ситуация кардинально изменилась, и судно оказалось у Турции. Отказавшись выплатить линкором часть репараций Британии, турки его ввели в состав флота под названием «Явуз Султан Селим». Вплоть до 1950 года бывший «Гебен» считался флагманом. А в 1973 году он был признан морально устаревшим и порезан на метал.
Интересный факт: первоначально турецкие власти предлагали Германии выкупить корабль, чтобы превратить его в музей, но немцы отказались.

«Санта-Мария»

Этот корабль не принимал участия в боевых действиях, но прославился на весь мир вот уже более 500 лет назад. Ведь именно он стал во главе флотилии первой экспедиции Христофора Колумба по поиску западного пути в Индию.

Вопреки распространенному мнению, «Санта-Мария» не была каравеллой, а являлась трехмачтовой караккой: такой тип судна был выбран как наиболее подходящий для дальних плаваний. Она была достаточно надежной во время шторма, и ее было сложно взять на абордаж. Но самому Колумбу корабль не нравился: он считал его маломаневренным и медленным. История каракки «Санта-Мария» была незавидной на Рождество 1492 года корабль сел на рифы у Гаити.

Броненосец «Монитор»

Этот корабль не имел триумфальной истории и просуществовал не долго, но все же остался в памяти, причем несколькими фактами. Во-первых, он был первым из ряда броненосцев такого типа. Во-вторых, его построили всего за сто дней, и, несмотря на конструктивные недостатки, считался лучшим судном северян во время гражданской войны в Америке. И в третьих, одно его название символично: «Монитор» означало «наставник», который должен был преподать урок южанам.

Броненосец имел ряд достоинств: мощная броня, низкая осадка, позволяющая ходить в мелководье, и малая высота бортов, делающая его малозаметным. Последнее и стало для броненосца фатальным, но победила его не армия, а природа. «Монитор» вступил в битву с судном южан «Вреджинией» и сумел нанести ей повреждения. Но и сам броненосец после этих событий просуществовал меньше года: те самые низкие борта увеличивали заливаемость корабля волнами, и в конце-концов он затонул во время шторма.

Линейный корабль «Миссури»

«Миссури» был последним в числе линкоров типа «Айова». Строительство началось ещё до того, как США стали участником Второй мировой войны, но спущен на воду лишь в 1944 году. Повоевать корабль успел: основными его задачами было сопровождение авианосных соединений и артиллерийская поддержка. Однако и сам линкор побывал мишенью, подвергнувшись однажды атаке камикадзе. Примечательно, но в историю «Миссури» вошел совсем не боевыми заслугами.

Именно на борту этого судна 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии. Но с окончанием войны история линкора не закончилась. Более 30 лет он служил учебным кораблем, а в середине 1980-х его снова ввели в состав флота. Он даже вновь принял участие в боевых действиях 1991 года в Персидском заливе. Вскоре после этого корабль был выведен из состава флота и остался в Перл-Харборе на вечной стоянке в виде музея.

Броненосец «Микаса»

В годы Русско-японской войны этот корабль был флагманом флота адмирала Того Хэйхатиро: спущенный на воду в 1902 году, броненосец «Микаса» считался лучшим судном этого типа. И война только подтвердила это: он успел поучаствовать во всех морских сражениях тех лет, не получив при этом ни одного серьезного повреждения. Однако везение корабля на этом закончилось: меньше чем через неделю после окончания войны «Микаса» утонул из-за случайного подрыва порохового погреба.

Довольно быстро броненосец достали со дна и отремонтировали, после чего он принял участие в японской интервенции в России периода Гражданской войны. В 1923 его списали с вооружения как морально устаревший и превратили в музей. В период Второй мировой войны броненосец подвергся бомбардировке и был сильно поврежден. Восстановить корабль-музей удалось только спустя двадцать лет.

Оружие и армия Июль 26, 2019 447 просмотров

10 знаменитых парусников в истории мира

Парусные судна появились еще в древнем мире за тысячи лет до нашей эры. Достоверно неизвестно, .

Парусные судна появились еще в древнем мире за тысячи лет до нашей эры. Достоверно неизвестно, кто держал первенство в кораблестроении — Древний Египет или Китай, да и сами корабли до наших дней не дошли. Однако за следующие пять тысячелетий на верфях всего мира построили десятки тысяч парусников, в том числе и легендарные парусные корабли, участвовавшие в великих географических открытиях и изменившие представление человечества о планете. Именно про самые знаменитые парусные корабли в истории нашего мира и пойдет речь в этой статье.

Каракка «Санта-Мария»

Каракка «Санта-Мария» неизменно упоминается в первых рядах, когда речь заходит про самые знаменитые парусники мира! «Санта-Мария» — главный корабль первой экспедиции Христофора Колумба, в процессе которой и была открыта Америка. Само судно было всего 25 метров в длину и вмещало на борт до 40 человек. Однако в XIV-XVI веках каракки были самыми крупными, надежными и быстроходными судами в европейском флоте. В основном их использовали для торговли и дальних океанских плаваний.

Во время первой американской экспедиции Колумба каракка «Санта-Мария» села на рифы у берегов Гаити. Команда сняла с корабля все вооружение и забрала припасы. Остов судна использовали для строительства гаитянского форта «Ла-Навидад». К сожалению, до нас не дошло ни одно оригинальное изображение этого знаменитого корабля. Остается довольствоваться только созданными впоследствие рисунками.

Каракка «Виктория»

Пожалуй, каракка «Виктория» — самый знаменитый парусный корабль в истории мирового флота. Ведь именно он впервые прошел вокруг света. Случилось это в рамках экспедиции Фернана Магеллана. Правда, сам Магеллан погиб во время путешествия. Обратно в Испанию каракку привел ее новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Вообще из 5 судов, отправившихся в эту кругосветную экспедицию, обойти земной шар и вернуться домой удалось лишь «Виктории».

Как и «Санта-Мария», трехмачтовая каракка «Виктория» была небольшого размера. Однако ее серьезно оснастили оружием — десяток пушек на борту должен был защитить корабль от пиратов или не гостеприимных аборигенов. До наших дней также не дошло ни одно оригинальное изображение легендарной «Виктории».

Галеон «Золотая лань»

Что касается знаменитого галеона Фрэнсиса Дрейка «Золотая лань», который обогнул земной шар вторым в истории, то мы можем полюбоваться не только его изображениями, но и точно изготовленными копиями. Самую известную реплику корабля можно увидеть в Лондоне на южном берегу Темзы в районе Southwark. Кстати, эта копия «Золотой лани» не просто музей на воде, в 1973 году корабль прошел вокруг света путем своего предшественника.

Кругосветная экспедиция Фрэнсиса Дрейка с «Золотой ланью» во главе частично повторила судьбу магелланового путешествия на каракке «Виктория». Галеон стал единственным кораблем из экспедиции, который сумел пройти пролив Дрейка на самом юге Южной Америки. Кстати, свое название корабль получил как раз после этого события, изначально он именовался «Пеликаном». Размеры галеона были весьма скромными — всего 36,5 метров в длину и до 7 метров в ширину. Однако вооружено это военное судно было куда лучше своих знаменитых предшественников: на его борту размещались 22 пушки.

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева» возглавили список самых знаменитых русских парусников после того, как на них совершили первое кругосветное путешествие в истории России (1803-1806). Командовал этой знаменитой экспедицией Иван Крузенштерн. Хотя изначально ему в соратники назначили графа Николая Резанова — того самого, про которого впоследствие сложили рок-оперу «Юнона и Авось». Однако во время кругосветного плавания капитаны рассорились и фактическое руководство взял на себя Крузенштерн.

Первая русская кругосветная экспедиция прошла без ощутимых потерь. В нее снарядили два шлюпа, купленных в Британии. Длина каждого составила порядка 34 метров, а ширина — около 9 метров. Оба корабля были оснащены пушками. Правда, дальнейшая судьба шлюпов была трагична. В 1808 году во льдах у побережья Дании погибла «Надежда». В 1813 году у берегов Аляски разбилась «Нева».

Барк «Индевор»

Джеймс Кук — один из самых знаменитых мореплавателей в мире. Как и в случае с Колумбом и Америкой, до сих пор не утихают споры — был ли он первооткрывателем Австралии? Или же новый материк исследовали задолго до его знаменитой экспедиции? Берега Австралии Кук изучил во время своего первого кругосветного плавания в 1768-1771 годах.

Флагманом экспедиции выступил барк «Индевор». Этот трехмачтовый корабль с прямыми парусами обладал отличными мореходными качествами. Купили его в Англии буквально с рук в не самом хорошем состоянии, поэтому перед экспедицией судну потребовался ремонт. Однако когда после столь суровой кругосветки «Индевор» вернулся в Лондон, он представлял довольно жалкое зрелище. По окончании экспедиции корабль продали и переправили в Штаты. Здесь его хотели переоборудовать под китобойное судно, но «Индевор» был сильно поврежден при столкновении с другим кораблем и затоплен у берегов Америки.

Барк «Дёйфкен»

Возможно, вы ничего не слышали про корабль с труднопроизносимым голландским названием — «Дёйфкен». Однако считается, что именно на этом небольшом барке и произошло открытие Австралии. Случилось это в феврале 1606 года — почти за 150 лет до легендарной экспедиции Джеймса Кука.

Плавание на трехмачтовом барке «Дёйфкен», вмещающем команду всего в 15 человек, возглавил голландец Виллем Янсзон. Долгое время Янсзон служил на кораблях в голландской Ост-Индии. В 1605 году его отправили в экспедицию в поисках Новой Гвинеи и южных земель. Через несколько месяцев после отплытия из Индонезии он достиг побережья Австралии. Однако здесь его команду встретили враждебные аборигены, и капитан предпочел уплыть с этих недружелюбных земель.

Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Последний континент на планете — Антарктиду открыли наши соотечественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев во время экспедиции к Южному полюсу в 1819-1822 годах. Отправились они в это плавание на двух шлюпах «Восток» и «Мирный». Оба корабля построили на верфях вблизи Санкт-Петербурга. Навигационное оборудование закупал сам Беллинсгаузен в Лондоне уже после начала экспедиции.

«Мирный» строили российские инженеры под строгим руководством Лазарева, а для создания «Востока» пригласили британцев. В результате шлюпы получились абсолютно разными и по прочности, и по скорости. «Мирный» отлично показал себя во время плавания во льдах Антарктики, а вот «Восток» приходилось постоянно ремонтировать по ходу плавания. В итоге в 1828 году «Восток» вообще исключили из реестра флота и разобрали.

Барк «Франс II»

Ни один рассказ про самые красивые и знаменитые парусные корабли мира не обойдется без упоминания французского барка «Франса II». Этот пятимачтовый корабль считается одним из крупнейших парусников за всю историю мирового флота. Строили его в течение двух лет на верфях во французском Бордо. В итоге его полная длина составила 146 метров, а ширина — 17 метров. Водоизмещение корабля было 10,7 тысяч тонн!

Судно строили специально для трансатлантических грузовых перевозок между Европой и французскими островами в Тихом океана. Во время Первой мировой войны корабль подвергся атаке подводной лодки, но уцелел. А вот в 1922 году барк неудачно наскочил на рифы у побережья Новой Каледонии. Так судно и осталось стоять, пока во время Второй мировой войны не стало мишенью американских истребителей, проводивших в этих местах учебную бомбардировку.

Барк «Седов»

Четырехмачтовый барк «Седов» — крупнейшее учебное судно не только в России, но и во всем мире. Построен он был в Германии в 1921 году, а в 1945 году после окончания Великой Отечественной войны передан Советскому Союзу. В 20-е годы корабль считался четвертым по размерам парусным судном в мире и выполнял рейсы из Европы в Южную Америку и Австралию.

В 1991 и 1995 годах барк «Седов» выиграл знаменитейшую международную регату Cutty Sark, а в 2012-2013 годах совершил первое кругосветное плавание. Сейчас Седов приписан к Калининградскому техническому университету и до сих пор совершает учебные плавания. В одну из таких экспедиций под парусами вы можете отправиться вместе с нами.

Барк «Крузенштерн»

Барк «Крузенштерн» — второе по размерам учебное парусное судно в России после уже упомянутого «Седова». Его длина составляет 114 метров, а ширина — 14 метров. Корабль может принять на борт 120 курсантов и 70 членов экипажа. У вас есть уникальная возможность стать одним из курсантов и пройти под парусами на этом легендарном судне во время наших морских экспедиций.

Как и «Седов», «Крузенштерн» был построен на верфях в Германии и передан СССР в качестве репарации в 1945 году. Сейчас порт приписки «Крузенштерна» — Калининград. В 20-30-е годы «Крузенштерн» был одним из самых быстроходных парусных судов. Его использовали для транспортировки грузов из Европы в Чили, а также в Австралию. С начала 1990-х годов барк совершил два кругосветных путешествия и одно трансатлантическое плавание.

10 затонувших кораблей с печальной историей крушения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Титаник»

До первой мировой войны «Титаник» был самым большим пассажирским лайнером. Корабль, как печально известно, не смог даже завершить свой первый рейс. Затонул корабль в 370 милях от Ньюфаундленда. Хваленая система «непотопляемости» корабля ничем ему не помогла. Случилось это в 1912 году.

2. «Мэри Роуз»

Этот корабль затонул еще 500 лет тому назад. Не пробыл на службе британской короны он и одного года. Корабль должен был дать бой французам, но англичане перестарались с установкой пушек. Судно вышло слишком тяжелым и в результате одного из кренов, опрокинулось, зачерпнуло воды и пошло ко дну.

3. «Принц Альберт»

Корабль, который был затоплен у берегов Гондураса в 1987 году намеренно. Долгое время судно использовалось в качестве транспорта, однако с годами проржавело и начало тонуть. В результате было решено отправить его на дно, а не ремонтировать.

4. «Донья Пас»

Этот ничем не примечательный паром стал героем одного из самых чудовищных пассажирских кораблекрушений в истории. Вместе с ним ко дну в 1987 году пошло более 4.3 тысяч человек. Примечательно, что рассчитано судно было только на перевозку 608 пассажиров.

5. «Аризона»

Американский военный корабль построенный еще в начале XX века был отправлен ко дну во время атаки японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. «Аризону» атаковало сразу 10 бомбардировщиков. Шансов на выживание у линкора не было. Бомбы налетчиков попали в отсек с боекомплектом. Сегодня поверх судна был построен памятный мемориал и музей.

6. «Республика»

Старинный американский колесный пароход. Он принимал участие еще в гражданской войне США. Затонуло судно в 1965 году. Обломки корабля были потеряны на 140 лет. Обнаружили «Республику» (которая, кстати, была гружена золотом) только в 2003.

7. «Лузитания»

Этот пассажирский лайнер называли «морской борзой». Корабль был потоплен в результате нападения немецкой подводной лодки в 1915 году. В результате атаки погибло 1198 пассажиров. Есть мнение, что именно атака на «Лухитанию» стала поводом для присоединения Соединенных Штатов к Антанте.

8. «Бисмарк»

Военный корабль «Бисмарк» стал шедевром военного кораблестроения Германии во времена Второй мировой войны. На воде судно пробыло всего 3 месяца, после чего было затоплено британским флотом. Найти место последнего приюта корабля удалось только в 1989 году.

9. «Андреа Дориа»

Невероятно красивый лайнер, построенный в 1951 году, затонул уже в 1956. Крушение случилось из-за столкновения с грузовым кораблем «Стокгольм». Оба судна оказались в густом тумане и не смогли вовремя разойтись, хотя и шли на небольшой скорости.

10. «Рона»

Огромный почтово-пассажирский корабль, который покоится сегодня на дне Карибского моря. Затонула «Рона» в 1867 году. Причиной катастрофы стал налетевший ураган.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×