0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счет лет в истории

СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ

1. Как считали время в древности.

Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней — лето. Они считали, сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого лета. Это был год. Древние славяне называли одинаково и лето, и год. Следы такого счёта времени даже сохраняются в нашем языке. Мы говорим «мне одиннадцать лет», а не «одиннадцать зим».

С ежегодными изменениями в природе древние земледельцы связывали и свои праздники. Один праздник был весной — земледельцы отмечали весеннее пробуждение природы. Сейчас этому древнему празднику соответствует у верующих пасха. Другой праздник был зимой — тогда, когда начинает увеличиваться день, — земледельцы праздновали рождение Солнца. Верующие называют этот праздник рождеством.

С появлением у людей письменности они стали записывать, в какие годы происходили различные события. Они считали, сколько прошло лет от какого-нибудь особенно важного события, например от основания главного города. В разных странах вели счёт от разных событий. Это было очень неудобно.

2. Наша эра.

Около двух тысяч лет назад стали распространяться сказания (верования), что на Земле жил под видом человека бог — Иисус Христос.

Многие люди верили сказаниям.

Через 500-600 лет после появления этих сказаний было подсчитано в каком году родился Христос. Те, кто верил сказаниям, стали вести счёт лет от этого года. Они называли его 1-м годом, следующий за ним — 2-м, затем — 3-м и т. д.

Счёт лет от этого года распространился во многих странах. Со времени Петра I он введён и в России. Мы также продолжаем пользоваться этим счётом лет, так как он принят почти во всём мире.

Время с первого года и до наших дней мы называем нашей эрой, а пишем сокращённо н. э.

  • 100 лет составляют век, или столетие.
  • 10 веков составляют тысячелетие.

От начала нашей эры прошло 2 тысячелетия,

На идущей снизу вверх «Линии времени» обозначены века и тысячелетия нашей эры..

3. Счёт лет до нашей эры.

Много событий произошло раньше нашей эры. Мы говорим, что они были до нашей эры, а пишем сокращённо до н. э.

На «Линии» обозначен I век до н. э. Чем раньше было событие до нашей эры, тем больше число, обозначающее год, в который оно произошло. Знаменитое восстание под предводительством Спартака началось в 73 году до н. э. и длилось два года. Следовательно, оно продолжалось в 72 году и закончилось в 71 году до н. э. Подумайте, какой год был следующим за 71 годом до н. э.

Рассмотрим цветную иллюстрацию. На ней изображена «Линия времени» за 7 тысяч лет, прошедших с возникновения у людей земледелия (приблизительно).

На «Линии» отмечены некоторые события истории древнего мира. На левой, зелёной полосе обозначено, сколько приблизительно тысячелетий назад были эти события.

На правой стороне «Линии» 7 тысяч лет разделены на время нашей эры и время до нашей эры. Жёлтым цветом показано время нашей эры — оно продолжается около двух тысячелетий. Красным цветом показано время до нашей эры. На красной полосе обозначено, в какие приблизительно годы до нашей эры происходили события, отмеченные на «Линии времени».

Земледелие возникло около 7 тысяч лет назад. Из них около 2 тысяч лет приходится на нашу эру. Значит, земледелие возникло около 5 тысяч лет до н. э. (7 тысяч — 2 тысячи = 5 тысячам).

Письменность появилась в некоторых странах около 372 тысяч лет до н. э. С того времени прошло, кроме этих 3,5 тысяч лет, ещё около 2 тысяч лет нашей эры. Таким образом, письменность появилась около 5,5 тысяч лет назад (3,5 + 2 = 5,5).

Государство в древнем Египте образовалось около 5 тысяч лет назад. Найдите обозначение этого события на «Линии» и сосчитайте, за сколько тысяч лет до нашей эры оно произошло.

Наибольшего могущества в древнем Египте государство достигло около 1,5 тысяч лет до н. э

Конспект урока истории. 5 класс. Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.

Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.

2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.

3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема урока : Измерение времени. Счет лет в истории.

Тип урока : урок изложения нового материала по истории в 5 классе.

  1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
  2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
  3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

Учебное оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки с датами .

Организационный момент (1-2 мин.)

— ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

Записи в тетрадях : дата урока, тема урока.

Выполнение учащимися задания «Овладение огнем» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) — расставить в правильной последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.

Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.

  1. Куликовская битва — 1380 год
  2. Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
  3. Первый полет человека в космос — 1961 год
  4. Первое упоминание о Москве — 1147 год
  5. Основание станицы Полтавской – 1794 год
  6. Начало правления династии Романовых — 1613 год
  7. Крещение Руси — 988 год
  8. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год

Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:

— Что требовалось выполнить в первом задании?

— Что требовалось выполнить во втором задании?

— Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?

— Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?

— Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?

Изучение новой темы (25 — 30 мин.)

— Хронология (от хроно. и логос — слово, учение) — последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

Записи в тетрадях : Хронология — последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) .

Задание — расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки.

Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие .

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Беседа по вопросам:

— Какими единицами измерения времени пользуется ученые?

— Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?

— Как в истории принято записывать года и века?

— Как правильно соотносить даты событий с веком?

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

Всеобщая история

Счёт лет в истории

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Единицы измерения времени

Проблемный вопрос: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Много различных явлений произошло с настоящего времени: революций, завоеваний, бунтов, открытий. Каждое из этих событий происходило в свой период истории. Что помогает людям не запутаться во всем многообразии временных событий?

В глубокой древности людям необходимо было определять временные промежутки, без них наши предки не могли понять в какое время нужно сеять сельскохозяйственные культуры и впоследствии собирать урожай. Таким образом, благодаря древним земледельцам появился счет времени по годам. Это было вынужденной мерой для людей, так как их жизнь зависела во многом от земледелия, без которого снижался качественный уровень жизни.

В дальнейшем стали применяться определенные единицы измерения времени, которыми пользуются до сих пор: час, день, сутки, неделя, месяц, год и т.д. Издревле люди пытались определить время, используя различные приборы для его определения: солнечные, песочные,водяные и огненные часы, они были не точными, и их было неудобно использовать.Вначале основной единицей измерения времени считались сутки, первобытные люди замечали только смену дня и ночи, такое наблюдение помогало общине успешно добывать пищу и вести свой быт.

Образование первых цивилизаций наметило появление первых календарей (от лат. – «календариум») – долговая книжка. Это слово берет свое происхождения от Древнего Рима, там должникам, дабы не сбиться в своих расходах, приходилось записывать какой процент они должны платить в первыйдень «календы»(месяца).

Календарь представляет собой систему счета больших интервалов времени, он помогает людям планировать различные дела, знать какое сегодня число, месяц.

Древние люди активно наблюдали за небесными светилами и природными явлениями, от них зависела их жизнь. В современном мире существует три вида календаря: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Мы пользуемся солнечным календарем, где год составляет 365 дней в году (366 в високосном году). Самыми известными считаются: Юлианскийи Григорианский (новый стиль). Последний календарь применяется многими современными государствами, в году здесь насчитывается 365 дней (366 дней в високосном году).Лунный календарь насчитывает 354 дня в году (355 дней в високосном году), в основе его лежит период полного оборота Луны вокруг Земли, по нему живут буддисты и мусульмане. Тем, кто живет по лунно-солнечному календарю, приходится компенсировать разницу в 10-11 дней в году междусолнечным и лунным календарем, а именно вводить 13 месяц, а год делать високосным.

Для лучшего понимания происхождения крупных событий или явлений используют большие единицы измерения времени: десятилетие, век, тысячелетие.1 век состоит из 100 лет, а уже в тысячелетие входит 10 веков.

Летоисчисление в Древности. Как ведется счет лет в истории в современное время

В нынешнее время люди не могут обойтись без единиц времени, человечеству необходимо знать в каком периоде они сейчас живут, сколько примерно лет назад проходили те или иные события. Без понимания временного пространства люди не могли достичь какого-либо прогресса. Для ориентации во времени была придумана хронология (с греч.— «время», «учение») – наука, устанавливающая очередность исторических событий.

Как люди в далеком прошлом располагали какие-либофакты по хронологии? Издревле в каждом государстве было свое летоисчисление, в Древнем Египте было принято считать за точку отсчета год правления фараона, когда тот умирал и начинал править другой фараон, то именно с его даты правления и начинался отсчет времени. Счет лет в истории в Древнем Риме начинался с 753 г. – дата основания древнего города. Мусульмане датировали начальный год таким событием как Хиджра – переселение пророка Мухаммеда и мусульман из Мекки в Медину. В Израиле именноот сотворения мира велся отсчет времени. В древности на Руси историческое летоисчисление претерпевало значительные изменения, до Крещения Руси люди вели счет времени по 4 сезонам. После христианизации Руси в 988 г. летоисчисление было принято по «византийскому образцу» — от сотворения мира, а началом года у древних славян считалось 1 марта. И только в 1700 г. указом известного императора Петра I летоисчисление начиналось с Рождества Христова, а Новый год отмечался с 1 января.

Как ведется счет лет в истории сейчас? В современном летоисчислении, по-другому христианским, дата рождения Иисуса Христа по праву считается нулевым годом. Для большинства людей этот человек считался Спасителем, Сыном Божьим, перенесшим многочисленные страдания во имя спасения человечества. Поэтому год его рождения для христиан был настолько важным событием, что они решили с него отсчитывать время. До этой даты происходили иные явления и происшествия, поэтому период до Рождества Христова стали называть до нашей эры (до н.э.), а период от Рождества Христова – наша эра (н.э.)

Историческая лента времени

С целью наглядного рассмотрения временных промежутков применяют хронологическую ленту времени.

Как нарисовать ленту времени? Ее представляют в виде прямой, на ней обозначаются различные события, подкрепленные датами: год, век, период, эра. Все события на данной линии изображают по хронологии — слева направо.

Отрезки времени, изображаемые на ленте времени, представляют 5 крупных периодов, происходивших в прошлом человечества. Самым длительным из них считается Первобытный мир, в эпоху которого люди пытались только осознать временное пространство.

Необходимо правильно обозначать даты: начиная с 0 года, даты идут в строгой последовательности – от более раннего события к более позднему. До Рождества Иисуса Христа время идет в противоположную сторону.Например, следующим годом к границе нашей эры будет I век, за ним II век, потом III в. и т.д.

Таким образом, историческая лента времени необходима историкам, чтобы знать, когда случилоськакое-либо событие, ведь без этих знаний историю как науку невозможно себе представить.

Исторические задачи

Чтобы узнать,как пользоваться лентой времени, необходимо разобрать несколько исторических задач. Для начала необходимо нарисовать линию времени, затем отметить на ней необходимые временные промежутки.

1) Сколько лет тому назад произошло Крещение Руси?

Решение: необходимо отметить 988 г. на ленте времени, затем текущий год. Обе даты относятся к нашей эре, чтобы узнать сколько лет прошло от 988 г. до 2018 г., необходимо из второго числа вычесть первое: 2018-988 = 1030.

2) Город Санкт-Петербург былз аложен в 1703 г., а город Рим – в 753 г. до н.э. Какой город был основан раньше? На сколько лет?

Решение: события на исторической линии отмечаются последовательно, начиная слева. Поэтому все даты, расположенные правее от выбранной точки, случались позже и наоборот. Соответственно 753 г. до н.э. был раньше, чем 1703 г. н.э. Год основания Рима относится к периоду до нашей эры, а дата основания Санкт-Петербурга – к периоду нашей эры. Оба события находятся в различных периодах, поэтому эти два числа нужно прибавить друг к другу: 1703+753=2456.

3) Определите век: А. 1875 г. н.э.; Б. 1700 г. н.э.; В. 56 г. до н.э.

Решение: для определения века, необходимо посмотреть на 2 последние цифры данного числа.

А. 18 75 г. – здесь 2 последние цифры не являются нулями, поэтому к оставшемуся числу — 18, мы прибавляем 1: 18+1= 19. Получается в 1875 г. прошло 18 веков и 75 лет, поэтому идет XIX в.

Во втором примере Б. две последние цифры являются нулями – 17 00 г., соответственно здесь не нужно к оставшимся цифрам прибавлять 1, в 1700 г. прошло 17 веков, а первый год нового века еще не наступил, следовательно, идет XVII в.

В примере В. мы должны вспомнить, что 1 век составляет 100 лет, поэтому 56 г. относится к I веку, ведь он еще идет.

Ответ: А. 1875 г. — XIX в; Б. 1700 г. — XVII в.; В. 56 г. – I в.

4) В 1240 году произошла Невская битва. В каком веке будет отмечаться 1000-летие этого события?

Решение: 1240+1000 = 2240.

Ответ: 1000-летие Невской битвы будет праздноваться в XXIII в.

Решение исторических задачпомогают лучше ориентироваться во времени, здесь происходит объединение двух великих наук: математики и истории. Благодаря первой науке мы имеем более точное представление об исторической хронологии, а без ее понимания невозможно понять историческую науку.

Подведем итог: Почему для изучения истории необходимо знать хронологию событий?

Историческая наука состоит из определенных фактов, событий и явлений, которые обозначаются на линии времени по хронологии (от более раннего события к более позднему). Расположение дат в такой последовательности позволяет людям лучше понять историю, наглядно представить, что собой представляет данная наука. Если не знать когда происходили те или иные явления, невозможно ориентироваться ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем времени.

Счет лет в истории

Презентация по теме «Счет лет в истории»

Содержимое разработки

Счёт лет в истории

Годы, века, тысячелетия

При изучении истории важно знать. Когда произошло то или иное событие, что было раньше, а что позже и сколько времени прошло между событиями.

Люди издавна считают время по годам, но в истории часто приходится пользоваться более длинными отрезками – сотнями и тысячами лет.

Годы, века, тысячелетия

События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад. Например земледелие возникло 10 тысяч лет назад, иначе говоря с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков – это одно и то же.

Годы, века, тысячелетия

(прошлое) до нашей эры наша эра (будущее)

1 2 3 4 1 2 3 4

рождение Иисуса Христа

События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад. Например земледелие возникло 10 тысяч лет назад, иначе говоря с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков – это одно и то же.

Последовательность событий удобно обозначать на линии времени.

Как считали время в древности

Историческое время удобно считать по порядку. Но нужно знать точку отсчёта. Какой год считать первым?

Древние люди вели счёт времени от памятного события. В древних царствах счёт вели по годам правления царей. В разных странах у разных народов был разный счёт лет.

В наше время существует счёт времени у которого точкой отсчёта является рождение Иисуса Христа.

Наша эра насчитывает 20 веков. У каждого года, века, тысячелетия нашей эры есть свой порядковый номер.

Обозначение времени какого-либо события называется датой. Например 988 год – крещение Руси, 1147 год – первое упоминание о Москве в летописи, 1794 год – основание станицы Брюховецкой. Даты могут быть более точными, когда указываются число, месяц, год. 9 мая 1945 года – день Победы в Великой Отечественной войне.

Века принято обозначать особыми, римскими, цифрами. Например, Великая Отечественная война была в ХХ (20) веке.

Счёт лет до нашей эры

История человечества намного длиннее нашей эры. Скажем земледелие возникло 10 тысячелетий назад. А наша эра началась только 2 тысячелетия назад. Значит земледелие появилось на 8 тысячелетий раньше, т.е. ещё до нашей эры. Иначе говоря земледелие возникло в 8 тысячелетии до нашей эры (сокращенно пишется – до н.э.) .

Письменность возникла 5 тысячелетий назад или в 3 тысячелетии до н.э. (5-2).

Счёт лет до нашей эры очень удобен. Только нумерация их на линии времени идёт в обратном направлении. Например, после 3 года до н.э. шёл 2 год до н.э. и т.д.

  • I(1) век до нашей эры начался в 100 году до н.э., а закончился в 1 году до н.э. какой год был перед 100 годом до н.э.? К какому веку он относится? Какой год шёл перед 30 годом до н.э.? Какой год был следующим после него?
  • Какой век шёл послеIII(3) века до н.э.? А перед ним?
  • Какой год был раньше: 40 год до н.э. или 20 год н.э.? На сколько лет раньше?
  • Какой год был первым годомV(5) века до н.э.? Какой год был последним в этом веке?
  • Люди научились выплавлять медь 7 тысяч лет назад. В каком тысячелетии до нашей эры это было?

Презентация по истории «Счет лет в истории»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

ХРОНОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ Счет лет в истории Глушкова Татьяна Вячеславона, МАОУ лице № 93 г. Тюмени 5 класс

Хронология Хронология- это наука об измерении времени и различных календарных системах. Изучает движение небесных тел, и устанавливает точное астрономическое время. Изучает способы измерения и исчисления времени и историю развития календаря. хронология Астрономическая хронология Историческая хронология

Счет времени От рассвета до рассвета = день Позже — сутки

Счет времени Год весна лето осень зима

Счет времени Месяц (лунный) = 29,5 дней Жители Двуречья разбили его на 4 части — недели Лунный месяц

Древнеегипетские жрецы наблюдая за: Разливами Нила Солнцем Звездами Счет времени Одними из первых начали пользоваться календарем и определили, что… 24 часа – 1 день 30 дней – 1 месяц 365 дней — 1 год

Часы. Солнечные Первые указатели времени появились в середине III тысячелетия до н.э. Это были солнечные часы, представлявшие собой простой стержень (или пластинку), тень от которого в солнечный день падала на горизонтальный циферблат; самая короткая тень показывала полдень.

Часы. Водяные Их придумали в III тысячелетии до н.э. В водяных часах вода по капле поступает в сосуд со шкалой, проградуированной в единицах времени или под воздействием поступающей с определенной скоростью воды поднимается поплавок. Часы назвали клепсидра (в переводе с греческого «воровка воды»).

Часы. Песочные Затем появились песочные часы. Для них применяют очень мелкий просеянный песок. С их помощью можно измерять определенные промежутки времени.

Часы. Огневые Свеча Масляный светильник «Огневые часы» появились еще в Древней Греции, где они были широко распространены. Применялись они вплоть до 19 века

Часы. Механические С XI столетия в городах начали устанавливать механические башенные часы с колёсами и гирями. Позже их соединили с устройством для боя, оповещавшего о том, который час. Они не снабжались минутной стрелкой. Поскольку часы устанавливались на башнях их так и называли – башенные

Часы. Механические Минутной и секундной стрелками часы оснастили лишь в середине XVII в.

Часы. Электронные Электронные часы — это часы с электронной схемой и цифровым индикатором на жидких кристаллах или светодиодах. В сущности, это миниатюрные специализированные электронно-вычислительные устройства

Часы. Электронные Они считаются самыми точными. В них для измерения времени используются различные типы излучателей с постоянной частотой. Эти часы используются там, где нужна особенно большая точность. Астрономические электронные часы Используются часы и с радиоактивными элементами

Эра ? Эра- это точка отсчета с которой ведется счет времени. Что считать точкой отсчета? Древний Египет — начало правления нового фараона Древняя Греция – первая Олимпиада Древний Рим – основание города Древняя Русь – сотворение мира На сегодняшний день насчитывается более ЭР 1000

Эра Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа. до нашей эры наша эра Р.Х.

Лента времени I II III IV I II III IV Н.Э. до Н.Э. 100 200 300 400 100 200 300 400 — 1 век = 100 лет От прошлого к будущему через настоящее Рождение Иисуса Христа В прямом порядке – 1 г, 2 г…, 20 г…, 100 г. 20 год был раньше 130 20 130 В обратном порядке – 100 г до н.э…, 20 г. до н.э…, 2 г. до н.э 130 год до н.э был раньше 20 г. до н.э 20 130

Древний мир 5 — 4,5 млн. лет назад – появление предка человека 476 год н.э.- падение Западной Римской империи История Древнего мира на Ленте времени Средние века Новое время Новейшая история Более 5 млн. лет Н.Э. до Н.Э.

Как определить век? I II III IV I II III IV Н.Э. до Н.Э. 100 200 300 400 100 200 300 250 г. до н.э. 250 122 250 2 + 1 = 3 III век до н.э 122 г. 122 1 + 1 = 2 II век 1384 1384 г. 1384 13 + 1 = 14 XIV век

Счет лет I II III IV I II III IV Н.Э. до Н.Э. 100 200 300 400 100 200 300 400 75 250 250 – 75 = 175 лет 250 75 250 – 75 = 175 лет

Счет лет I II III IV I II III IV Н.Э. до Н.Э. 100 200 300 400 100 200 300 400 75 120 120 75 = 195 лет +

Века и тысячелетия пишутся латинскими цифрами

Века и тысячелетия пишутся латинскими цифрами

В настоящее время идет век

  • Глушкова Татьяна Вячеславовна
  • Написать
  • 1620
  • 22.09.2017

Номер материала: ДБ-700778

  • 22.09.2017
  • 156
  • 22.09.2017
  • 152
  • 22.09.2017
  • 968
  • 22.09.2017
  • 1444
  • 22.09.2017
  • 229
  • 22.09.2017
  • 1195
  • 22.09.2017
  • 912
  • 22.09.2017
  • 296

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Счёт лет в истории

Тема: Жизнь первобытных людей

Урок: Счет лет в истории

Введение

Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше, какое позже. Какие системы летоисчисления использовались людьми? Кто создал первый календарь? Что было раньше — основание Рима или первые Олимпийские игры? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Вы знаете, что время считают по годам, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков — тысячелетие.

В древности сложились достаточно точные представления о продолжительности года. Древние землевладельцы внимательно следили за луной, солнцем и звездами, вычисляя время посева и сбора урожая (рис. 1). Первыми продолжительность года (365 дней) посчитали египтяне.

Рис. 1. Лунный календарь (Источник)

Счет лет в древности был не так важен, как определение смены сезона. Поэтому в разных странах годы считали по-разному. В Древнем Египте счет вели от начала правления фараона, когда к власти приходил новый правитель, счет лет начинался заново (рис. 2).

Рис. 2. Египетский календарь (Источник)

В Древнем Риме годы считали от легендарной даты основания Рима в 753 году до н. э.

Распространение христианской религии привело к утверждению единой точки отсчета — Рождество Христово. События истории стали делиться на «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова». Позже утвердилось более нейтральное определение — «события нашей эры» (н. э.) и «события до нашей эры» (до н. э.). В нашей стране счет лет от Рождества Христова был введен Петром I более 300 лет назад.

Рассмотрим «ленту времени» на рисунке (рис. 3). Условимся, что время движется слева направо. Поперечной разделительной чертой отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры. Например, основание Рима произошло, согласно легенде, в 753 году до н. э. Этот год мы поместим на «ленте времени» слева от разделительной черты. Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Это событие мы также разместим слева от разделительной черты. 776 больше 753, а значит, первые Олимпийские игры состоялись раньше основания Рима и займут положение левее по отношению к 753 г. до н. э. Счет лет до нашей эры идет в обратном направлении — 2 год до н. э. был раньше, чем 1 год до н. э., в то время как события нашей эры считаются в привычной для нас последовательности цифр — сначала был 1 год н. э., затем 2 год н. э. Нулевого года не существует, после окончания 1 года до н. э. наступает 1 год н. э.

Если необходимо вычислить, сколько лет прошло от одного события до наших дней, обычно из современной даты вычитают дату события, если событие произошло до нашей эры, то даты складываются. Например, вопрос: сколько лет назад был основан Древний Рим? 753+2013=2766, 2766 лет назад был основан Рим. Известно, что первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Сколько лет отметит Москва в этом году? 2014–1147=867, в этом году Москва отметит свое 867-летие.

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Рис. 3. Лента времени (Поваляева Н.Е.)

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Культурология (Источник).
  2. Vsemirnaya-istoriya.ru (Источник).
  3. Всемирная история для школьников (Источник).

Домашнее задание

  1. Какие даты у древних народов являлись началом летоисчисления?
  2. Кто в древности примерно рассчитал продолжительность года?
  3. Почему календарь имел важное значение в жизни древних народов?
  4. Какой год был раньше — 5 год до н. э. или 7 год до н. э.?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector