3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

В современной медицине для многих явлений уже придуманы соответствующие диагнозы. Формальное определение есть и у тех ребятишек, чья суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоцинальность никому не дают покоя. А именно — подобных непосед называют детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). А в простой речи — гиперактивными детьми. Каков он — гиперактивный ребенок? И как именно влияет гиперактивность на его жизнь и здоровье?

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями».

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;

Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);

Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;

Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;

Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;

Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);

Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;

В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;

Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);

Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;

Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;

Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:

Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);

Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);

Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.

Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.

В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.), малыш попросту не может быть членом коллектива — он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.

Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить — этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.

Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.

Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» — проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях. Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность — их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни — ребенок просто золотой.

Такая разница поведения — это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность — если речь идет именно о заболевании — не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.

Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни — он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ.

Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств — ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто — взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;

Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);

Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);

Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически. И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно — не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.

При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт. Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда — без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты — игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас — говорите ему то, что собирались.

Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений. Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды — это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе — если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.

Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать — что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда — нельзя.

Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.

Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму. Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того — будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов — делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. — максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.

Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно — щедро хвалите его. Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес — ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.

Гиперактивный ребенок — это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу — создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию: побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь.

Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

СДВГ у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика СДВГ у детей

Причиной психологических и поведенческих расстройств у ребенка может выступать синдром дефицита внимания, который часто сопровождается гиперактивностью. По статистике нарушения работы ЦНС, провоцирующие чрезмерную подвижность, невнимательность и раздражительность детей, диагностируются у мальчиков в 5-6 раз чаще, чем у девочек. Патологические изменения в поведении поддаются терапии, а методы психологической коррекции способствуют успешной адаптации ребенка в обществе.

Причины появления у детей СДВГ и его симптомы

Проведенные научные исследования позволяют выделить несколько причин и факторов, провоцирующих появление у детей СДВГ:

  • Наследственность — генетическая предрасположенность в 50% случаев;
  • Полученные микротравмы и повреждения ЦНС эмбриона вследствие патологий беременности и внутриутробных инфекций;
  • Осложненные и преждевременные роды;
  • Алкогольный синдром плода, курение и употребление будущей матерью токсичных веществ;
  • Перинатальная гипоксия новорожденного;
  • Прием в пищу еды, выращенной с применением пестицидов;
  • Окружение и воспитание малыша — нездоровая остановка в семье: частые скандалы, крики, демонстрация близкими примеров нетерпимости в отношении других людей;
  • Наличие у ребенка астмы, аллергии, хронических заболеваний, которые усиливают внутренний дисбаланс и отрицательно влияют на его поведение и социализацию.

За проявление эмоций, оценку ситуации и прогнозирование последствий своих поступков отвечают лобные доли головного мозга. Контроль движений, обучение, а также развитие и функционирование речи, памяти, мышления и внимания обеспечивается работой базальных ядер. У детей с СДВГ функционирование данных областей мозга нарушено. Это происходит из-за блокировки поступающими в организм вместе с едой пестицидами важного для нервной системы фермента — ацетилхолинэстеразы. Следствием нарушений также является ослабление действий нейромедиаторов, отвечающих за передачу информации между различными структурами головного мозга.

Видео синдром гиперактивности у детей

Основные симптомы СДВГ у ребенка

  1. Повышенная речевая и двигательная активность. Малыш чрезмерно болтлив, постоянно издает нечленораздельные звуки (хмыкает, хрюкает, покашливает, тяжело и громко вздыхает), говорит резко, прерывисто и часто заикается. Ребенок не может спокойно усидеть на месте даже в короткий промежуток времени — он крутится на стуле, совершает непроизвольные движениями плечами, кистями рук и стопами ног, хлопает в ладоши.
  2. Импульсивность поведения. Ребенок беспричинно совершает хаотичные движения, постоянно пытается куда-то убежать, залезть, запрыгнуть, а также плохо и мало спит. Во время школьного урока дети с СДВГ часто встают со своего места и бесцельно ходят по классу, отвечают на вопросы учителя, не задумываясь и не дослушав до конца.
  3. Дефицит внимания — отсутствие возможности сконцентрироваться на чем-либо, как следствие — плохая успеваемость в школе. Гиперактивные дети не в состоянии совершать цепочку из последовательно идущих действий, соблюдать правила, придерживаться инструкций, они не владеют навыками самоорганизации.
  4. Неуравновешенность, вспыльчивость и агрессивное поведение в отношении окружающих людей из-за запоздалого эмоционального развития в возрасте 5-6 лет.
  5. Нервный тик (подергивание мышц лица и тела, мигание глазами), головные боли, наличие беспричинных страхов и фобий.

Насторожить родителей должна небольшая задержка в развитии у малыша 1-3 лет речи, наличие неловкости и неуклюжести на фоне ровесников, которые уже овладели положенными для этого возраста моторными навыками. Из-за известного периода развития детей, именуемого кризисом 3-х лет, особенности поведения малыша списываются на нигилизм, строптивость и негативизм переломного возрастного момента. Однако часто расторможенность и неуправляемость являются симптомами гиперактивности и СДВГ. При наличии нервного тика самым ранним нарушением является постоянное откашливание, не спровоцированное физиологическим дискомфортом и болями в горле. Непроизвольные, регулярно повторяющиеся движения мышц лица и тела со временем становятся более сложными — ребенок начинает постоянно теребить нос, поправлять челку, похлопывать себя по животу или дуть на ладони.

У детей может наблюдаться гиперактивность без СДВГ. Такой малыш часто суетлив, легкомысленен, многословен, желает все время находиться в центре внимания. Эти черты характера и поведения провоцируют тягу к авантюрам и неоправданному риску, что приводит к созданию опасных для жизни и здоровья ситуации.

Синдром дефицита внимания не всегда сопровождается гиперактивностью. В этом случае у детей не наблюдается явно выраженного поведенческого расстройства, однако ребенок с таким диагнозом не слушает собеседника, не реагирует на замечания, не может сосредоточиться и выполнить задание, быстро забывает смысл услышанного.

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Синдром дефицита внимания (СДВГ):
симптомы и коррекция

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности — это где возбуждение всегда преобладает над торможением.

Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины — это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность — воспитание по типу «кумир семьи».

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.

Признаки импульсивности:

  • чрезвычайно говорлив;
  • не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
  • отвлекает других детей на занятиях;
  • трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
  • испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
  • часто меняется настроение, задиристый.

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, — чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный — это сочетание гиперактивности с нарушением внимания — встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный — преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный — доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.

Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок — явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.

У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.

У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.

У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.

У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.

К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 — особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное — чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» — это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии — это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

По сути это психоневрологическое расстройство, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.

Синдром дефицита внимания у детей проявляется в неусидчивости и импульсивности

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли.

Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах.

Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться.

Детям с СДВГ обычно трудно дается учеба

В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.
  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.
  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным.

Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни.

Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии

Для коррекции поведения ребенка с СДВГ нужно посещать психотерапевта

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение.

Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания

Поведение ребенка часто заставляет родителей волноваться. Но речь идет не об обыкновенной распущенности или непослушании, как кажется на первый взгляд посторонним людям. В некоторых случаях все гораздо сложнее и серьезнее. Такие поведенческие особенности могут провоцироваться особенным состоянием нервной системы. В медицине она называется синдромом гиперактивности и обычно идет в паре с дефицитом внимания. Укороченная форма ? СДВГ.

Что это значит?

Буквально, приставка «гипер» означает «чрезмерно». Ребенку сложно играть одними и теми ж игрушками не просто долгое время, а даже несколько минут. Малыш не может оставаться на месте больше 10 секунд.

При этом дефицит ? это недостаточный уровень концентрации внимания и способности сосредоточиваться у ребенка, что сказывается на постоянном возбуждении, быстрой смене объекта заинтересованности.

Сейчас каждый родитель, прочитавший значение терминов, подумает: «Мой ребенок очень непоседлив, все время задает вопросы, никак не усидит на месте. Может, с ним что-то не так и нужно немедленно обращаться к врачам?».

Определение гиперактивности

На самом деле, дети должны быть в постоянном движении, ведь они познают мир и себя в нем. Но иногда малышу сложно выполнять поставленные задачи, вовремя успокоиться и даже просто остановиться. И вот здесь необходимо задуматься о причинах.

Является ли отклонение от нормы проблемой?

Прежде всего, подчеркнем, что слово «норма» используем условно. Оно подразумевает комплекс закрепленных навыков типичного поведения. Однако любые отклонения от прописанных параметров не следует воспринимать, как конец света. Родителям очень важно не отчаиваться, а понять ситуацию и помочь ребенку.

Главное задание ? своевременно выявить особенность малыша, не упустить момент и научится правильно руководить ситуацией.

Раннее выявление синдрома гиперактивности

Как показывает практика, до школьного возраста особенности ребенка устанавливаются редко, хотя симптомы присутствуют практически с рождения, так как закладываются генетически. На специфику больше внимания обращают уже педагоги. А некие проявления заметны даже до 3-х лет, в частности:

  • ребенок до года в период бодрствования без остановки движет руками и ногами;
  • малышу сложно играть с одной игрушкой даже незначительный период времени;
  • малыш чрезвычайно эмоциональный, легко впадает в истерику, ему сложно успокоиться, остановиться плакать, орать и т.д.;
  • кажется, что вовсе не реагирует на замечания.

На что родителям обратить внимание

Психологические нарушения, связанные с недостаточным уровнем внимания и гиперактивностью, включают три категории:

  1. Непосредственная невнимательность.
  2. Усиленная активность.
  3. Необычная импульсивность.

Каждая категория имеет ряд поведенческих особенностей. Проблемы преимущественно выявляются комплексно. Поэтому важно понимать, что нельзя ориентироваться только ?а одно какое-то условие. Для того чтоб установить диагноз, необходимо совпадения, как минимум, в трех позициях.

Конкретные признаки проблем со вниманием

На синдром дефицита внимания у детей указывают такие обстоятельства:

  • сложности с акцентированием на деталях, отдельных предметах, картинках;
  • трудности с ведением игровой деятельности;
  • элементарные задания так и остаются не выполненными, например, «Принеси!», «Расскажи!», «Сделай через полчаса» и т.д.;
  • нежелание прикладывать любые усилия и выполнять обязанности;
  • плохая самоорганизация в повседневной жизни: ребенок постоянно опаздывает, не успевает что-нибудь сделать, теряет свои вещи;
  • при групповом разговоре или беседе кажется, что он совсем не слушает;
  • долгий процесс запоминания, но мгновенное отвлечение на посторонние предметы;
  • быстрое переключение на иной род занятий;
  • утрата интереса к предыдущим хобби, к увлечениям.

Условия гиперактивности

Существуют допустимое количество признаков для определения нормального развития ребенка, но оно не должно превышать трех характеристик из указанных:

  • движения могут быть непрерывными, суетливыми: ерзание на кресле, помахивание руками, ногами, складывание пальцев;
  • гиперактивным детям тяжело короткое время быть неподвижными. Исключением не является и официальная обстановка, например, во время обеда или учебы;

    Гиперактивность имеет разные проявления

Определение импульсивности

Даже одна из названных ниже характеристика является стимулом для беспокойства:

  • ребенок преждевременно отвечает на вопросы;
  • не способен ждать своей очереди в играх или других ситуациях;
  • вмешивается в чужие разговоры.

Другие характеристики

Нарушения наблюдаются не только в психологических особенностях, но также и в медицинских, физиологических, эмоциональных. Ближе к 5-ти годам у ребенка могут проявляться симптомы такого характера:

  • общее состояние эмоциональной сферы: постоянная тревога, заикание, сложность четко и правильно сформулировать речь, отсутствие спокойного сна и отдыха;
  • нарушение двигательных функций: тики моторные и вокальные. Ребенок непроизвольно издает звуки, делает махи руками или ногами;
  • физиологические условия и сопутствующие медицинские заболевания: постоянные аллергические реакции, расстройства кишечника и мочеиспускания, эпилептические проявления.

Причины гиперактивности

Что делать?

После установления диагноза гиперактивности и синдрома дефицита внимания родители заходят в тупик и задаются вопросом: «Что теперь будет? Как себя вести? Как помочь и правильно лечить ребенка?».

Действительно, проблема требует повышенного внимания и немалых усилий со стороны, как близких родственников, воспитателей, педагогов, так и всего окружения малыша. Поэтому нужно запастись терпением и квалифицированно подходить к воспитанию.

Изменения в мозгу у гиперактивного ребенка

Современная медицина использует много вариантов управления диагнозом. Но все они должны применяться в комплексе. По мере важности среди них выделяются:

  1. Психологическая домашняя помощь ребенку.
  2. Лечение медикаментозными препаратами и народными средствами.
  3. Питание и диета.

Поведенческая терапия

Устранение гипертактивности у ребенка, прежде всего, предвидит создание особенной атмосферы в семье. Только близкие люди могут действительно помочь малышу, научить его контролировать себя. Если специфические педагогические навыки в родственников отсутствуют, можно обратиться за рекомендациями к квалифицированному психологу.

Советы родителям — что делать

Для улучшения поведения психологи советуют:

  1. Создавать комфортную атмосферу в семье. Ребенок не должен слышать оскорбления, ругательства.
  2. Эмоциональное перенапряжение малыша плохо сказывается на его психологическом состоянии. Поэтому он должен всегда ощущать любовь и внимание родителей.
  3. Находить позитивные стороны учебы, всеми способами помогать своему чаду вести себя хорошо дома, в детском саду, а затем и в школе.
  4. При малейшем ощущении усталости малышу необходимо давать возможность отдохнуть, расслабиться, а потом снова можно приступать к занятиям или учебе.
  5. Рассказать о проблеме воспитателям, школьному психологу и учителям. Совместно они посодействуют дальнейшей адаптации в обществе.

Как лечить синдром дефицита внимания у детей

Лечением ребенка занимаются психологи и невропатологи. Они назначают препараты, способные повысить или изменить функционирование соответственных участков головного мозга. Важно только найти действительно компетентного специалиста и довериться ему.

Обычно назначаются такие лекарственные средства:

  1. Витамины и микроэлементы являются обязательными препаратами для коррекционной терапии. Они назначаются с учетом нехватки необходимых ребенку веществ. Позитивный эффект продемонстрировали витамины группы В (в частности, В6, В12), С (аскорбиновая кислота) кальций, магний, лецитин.
  2. Стимуляторы деятельности центральной нервной системы при необходимости назначаются непосредственно специалистом. Они улучшают восприятие ребенка и способствуют передачи сигналов в мозгу.
  3. Антидепрессанты в некоторых случаях помогают ребенку справиться с беспокойством, невниманием, неусидчивостью. Применяются ежедневно определенное количество времени только под присмотром врача.

Перед применением какого-либо средства можно проконсультироваться в другого специалиста или прочитать отзывы.

Вопросы питания и диеты

Детям с диагнозом СДВГ советуют придерживаться особенной диеты. Поскольку медики считают, что некоторые продукты и напитки обостряют состояние маленьких пациентов.

Правильный рацион — основа лечения СДВГ

В частности, общие рекомендации включают такие советы:

  • Почти полностью исключить потребление сахара и сладостей;
  • Избегать искусственных ароматизаторов, подсластителей, красителей и неестественных жиросодержащих ингредиентов (сладкое, выпечка, колбасы и др.);
  • Употреблять больше цельнозерновых продуктов и отрубей;
  • Потреблять в пищу максимально естественные продукты, блюда домашнего приготовления;
  • Разнообразить ребенку овощное и фруктовое меню, наполнить его капустой разных сортов, морковью, яблоками, цитрусовыми, абрикосами, орехами и т.д. Вся пища должна быть красивой и полезной, без вредных синтетических добавок.

Основные рекомендации родителям

Дети имеют сильную эмоциональную связь со своими родителями. Поэтому корректное поведение самых близких людей и родственников играет важную роль в управлении диагнозом СДВГ.

Придерживайтесь следующих правил:

  1. Никогда не используйте излюбленную родительскую фразу: «У всех дети как дети, а ты…». Этим Вы обижайте своего ребенка, делаете преграду в восприятии иных детей.
  2. Не говорите, что он ленивый и никогда ничего не будет уметь. Таким образом, Вы воспитаете чувство неполноценности и массу комплексов, которые перейдут и на взрослую жизнь.
  3. Хвалите своего малыша за наименьшие старания, говорите, что гордитесь им и он большой умница.
  4. Не ругайте за любой проступок и непослушание. Пытайтесь объяснить, почему это плохо и не стоит так больше делать.
  5. Помогите ребенку планировать день. Для этого Вам самим нужно быть примером во всем. Распорядок дня должен быть постоянным и резко не изменяться.
  6. Много разговаривайте, спрашивайте, о чем ребенок думает и мечтает. Провоцируйте и поддерживайте полноценную беседу, применяйте длинные и полные ответы на вопросы.

    Общение с ребенком — важный фактор устранения СДВГ

Проходит ли проблема со временем

При правильном подходе и лечении проявления гиперактивности и дефицит внимания со временем у ребенка уменьшаются и к подростковому возрасту становятся практически незаметными.

Возможные последствия СДВГ

Однако следует понимать, что полностью исчезнуть диагноз не может. Он перейдет в скрытую форму или трансформируется, изредка напоминая о себе быстрой сменой настроения, депрессией или невозможностью заняться каким-то одним делом. Поэтому главная задача родителей и педагогов — к совершеннолетию научить ребенка самостоятельно контролировать свои эмоции и поведение, использовать усилия воли и целеустремленность.

Помните! Детям с дефицитом внимания и гиперактивностью очень нужно постоянно ощущать любовь и ласку. Они не всегда могут быть внимательны сами, но очень хотят, чтобы другие люди с пониманием и внимательностью относились к ним.

Терпение, поддержка и старательность смогут изменить отношение к особенным и по-своему уникальным членам общества!

СДВГ-симптомы у детей: что означает диагноз?

Когда взрослые слышат о гиперактивности, то представляют ребенка, у которого «внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». Но это не единственно возможная картина.

Если проявляются СДВГ-симптомы у детей, то возникают трудности в обучении, поведенческие проблемы. Иные родители успокаиваются, мол, это болезнь и нашей вины здесь нет. Расслабляться нельзя, надо лечить, правильно организовать жизнь ребенка и его взаимодействие с окружением. Тогда гиперактивность обернется на пользу, сформируется умение концентрировать внимание.

1. Что означает диагноз СДВ/СДВГ у детей?

Гиперактивный ребенок — шаловливый, озорной, непослушный. Люди старшего возраста могут сказать«шебутной», «разбалованный», «шкодливый». Такой проказник из школы обычно возвращается с плохими отметками в дневнике и записками с одним и тем же содержанием «Плохо вел себя на уроке, не слушал объяснение учителя!».

Для детей с СДВГ симптомы заключаются вне способности долго удерживать на чем-либо внимание и чрезмерной подвижности. Ошибаясь, ребенок не замечает своих оплошностей, не вслушивается в замечания и объяснения. Порой совершает множество ненужных движений, вертится, резко встает. Нарушения поведения особенно бросаются в глаза, когда другие ребята в это время увлечены ролевой игрой или учебными занятиями.

Взрослые спешат навешивать на подвижного, импульсивного дошкольника или младшего школьника ярлык «СДВГ». Одни возмущаются этим диагнозом, другие начинают искать несуществующие симптомы у своего ребенка. Только лечащий врач правильно диагностирует заболевание, основываясь на многочисленных критериях.

2. Признаки СДВ/СДВГ у детей

Между гиперактивным ребенком, который не может усидеть на месте и говорит без остановки, и тихим мечтателем, рассеянно уставившимся в пространство, есть нечто общее. Это невнимательность, одна из характеристик СДВ/СДВГ. Признаки заболевания зависят от проявления и сочетания трех основных характеристик.

  1. Невнимательность
    Ребенок часто отвлекается, с трудом концентрирует свое внимание на выполнении задания. Возникают проблемы с запоминанием инструкций, соблюдением правил. Самый первый признак, отмечаемый еще в дошкольном возрасте, — ребенок не смотрит в глаза, не вслушивается в обращенные к нему слова. Если это школьник, то за ним закрепляется прозвище «рассеянный с улицы Бассейной».
  2. Гиперактивность
    Взрослым кажется, что нетерпеливости и суетливости таких детей нет предела, будто внутри у них заведенная пружина. Избыточная общительность начинает проявляться очень рано. Такой ребенок без страха подходит к взрослым и детям, бесцеремонно вмешивается в игру. Неспособность усидеть на одном месте, желание сорваться со своего стула и куда-то идти, бежать — тоже характерные признаки гиперактивности.
  3. Импульсивность
    «Здесь и сейчас» — таков девиз ребенка с диагнозом СДВГ. Нетерпеливость может быть чертой характера, сформированной при неправильном воспитании. Однако, у гиперактивных детей она принимает угрожающие размеры. Ребенок на занятиях в детском саду и на уроке в школе постоянно перебивает взрослых, выкрикивает фразы, не может дождаться своей очереди в общей беседе. Развивается полная зависимость от сиюминутных желаний, отсутствует умение вникать в доводы за и против.

Опытные педагоги и родители со стажем утверждают, что многие дети бывают невнимательными, импульсивными и чрезмерно активными. Но синдром дефицита внимания и гиперактивности не появляется вследствие недостатков в воспитании, хотя их роль тоже нельзя отрицать. Это заболевание, требующее эффективного лечения и особой организации повседневной жизни детей.

3. Почему возникает СДВГ?

Список причин, которые приводят к расстройству, постоянно дополняется. СДВГ считается полиэтологическим, мультифакторным заболеванием. Вот только некоторые из комплекса причин:

  1. генетическая — передача по наследству предрасположенности к развитию болезни;
  2. злоупотребление алкоголем и курение в период зачатия ребенка и беременности;
  3. инфекции головного мозга в раннем детстве;
  4. недоношенность ребенка;
  5. преждевременные роды;
  6. травмы головного мозга.

СДВГ-симптомы у детей проявляются в необычности поведения по сравнению с другими сверстниками. Возникают отклонения еще до поступления в школу и сохраняются на протяжении длительного периода (не менее 6 месяцев).

4. СДВ/СДВГ- симптомы у детей

Возраст 4 или 5 лет — время, когда большинство детей учатся спокойно сидеть, подчиняться несложным правилам, действовать в игре и на занятиях по инструкции. Ребенок в этом возрасте уже способен сдерживать себя и не говорить все, что приходит в голову. Дети с диагнозом СДВГ в школьные годы перескакивают с темы на тему в разговоре, пропускают необходимые шаги при выполнении задания. Они не могут организовать себя для выполнения домашней работы и делают в основном только то, что им нравится.

После тщательного обследования врачи могут диагностировать преобладание невнимательности, гиперактивности или импульсивности. Обычно встречаются комбинации этих трех характеристик.

Дети с СДВ/СДВГ симптомами:

  • невнимательные, гиперактивные и импульсивные (наиболее распространенная форма);
  • гиперактивные и импульсивные, но умеют концентрировать внимание;
  • невнимательные, но не гиперактивные или импульсивные.

6 симптомов гиперактивности у ребенка:

    1. Сидя на месте, хаотично двигает ногами, извивается телом, барабанит пальцами рук.
    2. Часто покидает свое место в ситуациях, когда взрослый предлагает сидеть тихо.
    3. Перескакивает от одного вида деятельности к другому.
    4. Пытается делать все одновременно.
    5. Слишком много разговаривает.
    6. Вспыльчивый характер.

6 симптомов дефицита внимания у ребенка:

    1. Начинает тяготиться выполнением работы задолго до ее завершения.
    2. Запоминает и следует инструкции с большим трудом.
    3. Часто теряет книги, игрушки или другие предметы.
    4. Делает ошибки по невнимательности.
    5. Не слушает, когда с ним говорят.
    6. Легко отвлекается.

Импульсивность означает проблемы с самоконтролем. Такой ребенок, чаще других детей прерывает разговор, бесцеремонно себя ведет, задает ненужные вопросы в классе. Часто импульсивные ребята постарше делают нетактичные замечания взрослым, оскорбляют сверстников и малышей. Слова «будь терпимее (терпеливее)», «немного подожди своей очереди» для них — пустой звук. При этом импульсивный ребенок может быть угрюмым, слишком эмоционально реагировать на замечания.

7 симптомов импульсивности у ребенка:

    1. Не умеет сдерживать сильные эмоции, впадает в гнев, устраивает истерики.
    2. Выпаливает ответы, не дожидаясь окончания вопроса или вызова к доске.
    3. Пытается угадывать решение, вместо того чтобы подумать над задачей.
    4. Вторгается в чужие разговоры или игры.
    5. Часто прерывает других.
    6. Действует не думая.
    7. Говорит невпопад.

Наличие одного или всех перечисленных выше симптомов гиперактивности, невнимательности, импульсивности не означает, что мальчик или девочка страдает от СДВГ. Есть другие заболевания, расстройства психики, стрессовые жизненные ситуации, вызывающие сходные нарушения поведения.

Избежать ошибки, диагностируя СДВГ-симптомы у детей,— к этому призывает доктор философии, практикующий психолог Константин Шереметьев в предлагаемом видео.

5. Негативные и положительные черты СДВГ-симптомов у детей

Сложности с обучением, развитием речи, письмом возникают у ребенка при заболеваниях щитовидной железы, неврологических расстройствах, эпилепсии, нарушениях сна. Такие же проблемы сопровождают переезд, физическое насилие в семье, смерть близкого человека, развод родителей. Нельзя сбрасывать со счетов психологические расстройства, включая тревожность и депрессию.

Сопутствуют СДВГ симптомам у детей:

  • Нарушения формирования умений и навыков, что негативно отражается на успешности обучения в детском саду и школе.
  • Оппозиция и даже враждебность по отношению к другим детям и взрослым, умышленное непослушание, буйное поведение.
  • Чрезмерная эмоциональность, плаксивость, быстрая утомляемость, появление необъяснимого желания прекратить игру с другими детьми.
  • Нервный тик в виде подергивания мышц лица, длительное сопение, внезапные крики.

Помимо проблем, есть и позитив, заложенный в СДВГ. Активность — это непременное психологическое условие осуществления любой деятельности. Недостаток внимания и усидчивости меньше сказывается, когда дети мотивированы для выполнения игрового или учебного задания, повседневной работы.

6 замечательных качеств детей с СДВГ симптомами:

  1. Фонтанируют идеями, берутся все выполнить. Став взрослыми, пополняют ряды креативно мыслящих людей, востребованных шоуменов, артистов и мастеров на все руки.
  2. Легко отвлекаются, становятся мечтателями и прожектерами, но чаще замечают то, что другие не видят.
  3. Рассматривают много вариантов и альтернативных решений благодаря гибкости мышления.
  4. Энергия и драйв, стремление к успеху — характерные черты гиперактивного ребенка.
  5. Интересуются многими вещами, становятся незаурядными собеседниками.
  6. Проявляют завидный энтузиазм, с ними редко бывает скучно!

6. Как вести себя родителям и педагогам?

Симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности могут вызвать много проблем, если не лечить заболевание. Дети, не контролирующие себя, нередко испытывают трудности в школе, попадают в неприятные истории. Сложности в общении, разочарования приводят к низкой самооценке, депрессии.

Надо постепенно формировать приемлемую модель поведения дома и в школе, работать над социальной адаптацией. Говоря простым языком, облегчить ребенку жизнь в мире людей. Ориентироваться следует на рекомендации педиатров, неврологов и профессиональных психологов.

Вместе с врачами родители составляют индивидуальный план лечения. Лекарства используют, но одновременно с поведенческой терапией, поддержкой дома и в школе. Варианты помощи заключаются в соблюдении сбалансированной диеты, физической активности, изменение обстановки с тем, чтобы минимизировать отвлекающие факторы.

Вот эти вещества, которые стимулируют СДВГ-симптомы у детей:

  • Красный очаровательный (E129).
  • Апельсиновый желтый (Е110).
  • Хинолиновый желтый (Е104).
  • Пунцовый или понсо (Е124).
  • Тартразин (Е102).
  • Кармазин (Е122).

В предлагаемом видеоролике автор книг о гиперактивности детей, врач-невролог, профессор Л.С. Чутко рассказывает о современных подходах к диагностике и лечению СДВГ, характеризует лекарственные препараты и дает рекомендации родителям.

Разрушительному влиянию СДВ/СДВГ взрослые могут противопоставить системность, четкое взаимодействие, стимулирование правильного поведения. Ребенок также нуждается в родительской любви и уважении, поддержке и ободрении. Правильное поведение самих родителей снизит «градус» напряженности в семье, повысит шансы гиперактивного ребенка на успешную учебу и профессиональную карьеру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector