Снова двойка Откуда берутся двоечники
Снова двойка! (Откуда берутся двоечники?)
Откуда берутся «хронические» двоечники и как с ними бороться? — вот вопрос, который волнует и учителей, и родителей не самых успешных учеников.
Ведь одно дело — «разовая» двойка… А что делать, если ребёнок постоянно их приносит из школы одну за другой? И почему только одни дети хорошо учатся сами по себе, а другие, сколько с ним над уроками не сиди, в классе чуть ли не на последнем месте по успеваемости?
Вопреки распространённому мнению, поведение ученика на его успеваемость почти не влияет. То есть даже самый тихий и послушный, внимательно слушающий учителя ребёнок может совсем не понимать предмет. И наоборот, хулиганистый, буквально стоящий на голове ученик – учиться если не на «пять», то на твёрдую четвёрку.
Одной из причин плохой успеваемости по какому-либо предмету может быть отсутствие у ребёнка склонности к нему.
Обычно дети довольно чётко делятся на гуманитариев и технарей, соответственно, двойки у таких детей бывают либо по математике (физике, информатике), либо по русскому языку (литературе, истории).
Можно ли сделать что-то в таком случае? Путём упорного труда и сидения над учебниками и решебниками – да, можно добиться четвёрки. Но научить будущего писателя отлично считать, а гениального программиста – писать стихи вряд ли получится, да и надо ли?
К тому же дети, крайне успешные в какой-то одной области, обычно и к оценкам по другим предметам относятся внимательно, стараясь двоек не допускать. Так что в этом случае проблема неуспеваемости ребром не встанет.
Бывает, что двойки – результат «запущенности» предмета.
Например, ребёнок много проболел (или, скажем честно, провалял дурака), а теперь не может понять, о чём идёт речь на уроке, да и дома самостоятельно изучить упущенный материал не в состоянии.
В этом случае родителям можно просто позаниматься с ребёнком, попросить о дополнительных занятиях учителя или нанять на время репетитора. Подтянувшись с их помощью, ученик сможет учиться самостоятельно, и проблема плохих оценок решится.
Иногда в плохих оценках ребёнка виновна тяжёлая психологическая обстановка в семье. Родители могут конфликтовать между собой или находится в конфронтации с ребёнком, в связи с чем ребёнок будет противиться обучению, а иногда и просто не иметь времени и должного настроя, чтобы подготовить уроки.
Отягощённому личными или семейными проблемами ребёнку также одиноко и тоскливо, как и взрослому, и он точно также испытывает апатию и нежелание что-либо делать, тем более делать старательно.
Более слабый ученик в таком случае просто махнёт на учёбу рукой, решив, что всё плохо и бесполезно куда-то рваться.
Более способный и ответственный ребёнок будет переживать из-за невозможности полноценно готовиться к урокам, постоянно проверять и перепроверять свои знания, «зависать» на одном и том же вопросе из-за излишней нервозности и ощущения нестабильности, и в итоге также уйдёт в школу за двойкой.
В таком случае помочь может только доверительная беседа с ребёнком, попытка установить с ним контакт, ободрить, успокоить. В крайнем случае, нелишней будет и помощь семейного психолога.
Но большинство хронических двоечников плохо учатся не по вышеназванным причинам, а из-за рассеянного внимания.
Причём, рассеянное внимание – не результат непослушания, а генетическая, физиологическая особенность ребёнка.
Таким детям обычно очень трудно сконцентрироваться на приготовлении домашнего задания, они всеми силами оттягивают этот процесс, а когда приходит время садиться за уроки – буквально засыпают за столом с открытыми глазами, вяло реагируют на вопросы родителей, медленно пишут, читают и рассуждают. В итоге домашнюю работу за ребёнка приходится делать самим родителям – иначе он вообще ничего не успеет.
На уроке рассеянный малыш обычно не успевает записать всё, что диктует учитель, не сразу понимает суть заданий, часто и с охотой отвлекается на посторонние дела – и, как следствие, отстаёт и ничего не понимает.
Чем помочь такому ребёнку?
Во-первых, обратиться к врачам с целью проверить слух, зрение, психику, посоветоваться с учителями и школьным психологом, ведь учиться иногда мешают банальные болезни и недомогания.Во-вторых, если есть возможность – перевести ребёнка в коррекционный класс. Многие родители яро сопротивляются такой перспективе, боясь, что обучение в таком классе «непрестижно». Но подумайте, Вашему ребёнку нужен индивидуальный подход, дополнительные разъяснения, гибкие методы обучения и оценки.
Разве возможно всё это получить в классе, где кроме вашего ребёнка 30 человек, причём они успевают больше Вашего ребёнка и «гонят» учителя вперёд. А отстающий ученик за бортом исследований и открытий грустно хлопает глазами, пытаясь хоть что-то успеть…
В коррекционном классе облегчённая программа, но она позволит ребёнку закончить школу, освоив хотя бы азы наук, научиться грамотно писать и бегло читать, связно излагать свои мысли.
В-третьих, несмотря на кажущуюся бесперспективность этого занятия – всегда делайте с ребёнком уроки, направляйте его, подбадривайте и направляйте.
Не требуйте от него головокружительных достижений, не ставьте в пример соседских детей – ребёнок только излишне будет переживать, что ему всё равно никогда не достичь таких результатов, а от таких мыслей у любого руки опустятся.
Хвалите ребёнка даже за маленькие достижения и успехи. Учите его не столько обязательно понимать и успевать всё, сколько ставить перед собой цель и достигать её, не пасуя перед трудностями.
Не всегда даже отличники добиваются в жизни каких-то особых высот. Среди успешных людей много и отличников, и бывших двоечников. Немало зависит от везения, старательности, основательности и ответственности. А ещё – от веры в себя, которая появляется, в том числе, и благодаря нашей семье.
Любите ребёнка вне зависимости от того, какие оценки он приносит из школы, помогайте ему преодолевать трудности, и пусть Ваши старания отразятся не в дневнике, а в судьбе ребёнка.
Откуда берутся двоечники, знаменитые двоечники — конспект выступления
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Откуда берутся двоечники?
Петрова Т. Е. – педагог-психолог
Еще в прошлом веке психолог Выгодский заметил: «Наш ребенок – сильный ребенок. Он бы многое сделал. Но его трагедия в том, что он прежде всего не хочет». А ведь это и есть главная беда современности – наши дети не знают, чего хотят.
Другой российский педагог, Евгений Шулешко, добавил: «Если бы люди занимались не отметками, а жизненными отношениями детей – они были бы педагогами».
Слайд Давайте вспомним знаменитую картину советского художника Решетникова «Опять двойка»? Классика жанра: соцреализм, 1952 год. Двоечник пришел из школы домой и единственный, кто счастлив его видеть – пес. Мать, сестра-отличница и даже маленький брат – недовольны и вопрошают: откуда ты такой взялся в нашей образцово-показательной?
И впрямь, откуда берутся двоечники, и почему родители страдают из-за оценок больше самих детей?
Вот, что пишут психологи:
Психолог Алексей Данилов:
– Дети, которые плохо учились в школе, нередко достигают успеха в жизни. Одно из правил везения двоечников – «фильтр уроков». Они прекрасно знают предметы, которые их интересуют и полностью игнорируют те, которые не вызывают в них энтузиазма. Так они становятся отличными специалистами в узкой области, даже не пытаясь загрузить мозги лишними сведениями из учебной программы. Такие двоечники интуитивно выбирают «свой» вуз и становятся в нем лучшими студентами.
Директор Подмосковной гимназии Наталия Рындина:
– Как правило, отличники ставят перед собой слишком конкретную задачу. Их поддерживают учителя, родители, друзья. Они уверены в успехе, и не готовы терпеть поражение. Двоечники готовы ко всему, а перспектива успеха невероятно их окрыляет. Поэтому они строят свои планы после школы во многих направлениях и создают «запасные аэродромы». Кроме того, среди них часто встречаются неординарные личности
В доказательство этому вспомним известных людей, которые не имели дипломов об окончании вузов или колледжей, а некоторые были неуспевающими учениками и в школе.
Знаменитые двоечники
Теперь все знают Томаса Эдисона как успешного предпринимателя и изобретателя. Но когда-то он не проявлял способности ни к одной науке и считался круглым двоечником.
Впоследствии ученый провел множество опытов и усовершенствовал телеграф, телефон, сделал один из коммерчески успешных вариантов лампы накаливания.
Самый известный двоечник всех времен – Альберт Эйнштейн. Кто бы мог поверить, что человек, получивший Нобелевскую премию по физике, когда- то не успевал в школе
Вопреки расхожему мнению – у мальчика никогда не было проблем с точными науками. В школе Эйнштейну плохо давались языки. Дело в том, что будущий гений страдал дислексией – не мог в достаточной мере овладеть чтением и письмом. Такая особенность часто встречается не только у детей с проблемами развития, но у одаренных детей. Как раз таким и был Эйнштейн.
Чарльз Дарвин , основоположник эволюционного учения, в школе успевал весьма посредственно.
По настоянию отца-врача он стал студентом-медиком, но успеха на этом поприще не достиг. Детское увлечение Дарвина — собирание жуков — со временем принесло ему мировую известность.
Билл Гейтс , основатель компании Microsoft и один из богатейших людей планеты, в школьные годы тоже не отличался прилежанием.
Он не преуспевал в грамматике и других, по его мнению, скучных предметах.
Позже Билл Гейтс признался, что был буквально помешан на компьютерах, прогуливал уроки, мог оставаться в компьютерном классе буквально до ночи.
Его мать, устав от бесконечных вызовов к директору, заключила с непутевым сыночком весьма непедагогичное соглашение — каждую хорошую оценку она стала поощрять деньгами.
Как знать, может быть именно это — увлеченность интересным делом и осознание того, что старание должно быть оплачено — и сделали Билла Гейтса самым известным предпринимателем века.
Людвиг ван Бетховен . Композитор, чье имя живет в веках, не осилил даже деление и умножение, а с орфографией вообще была беда. Впрочем, великий двоечник достаточно хорошо выучил нотную грамоту, чтобы написать свои гениальные произведения, причем будучи глухим!
Его профиль с бакенбардами знают даже иностранцы, стихи поэта удивительны, их учат в школах, университетах, да и просто по вечерам читают с удовольствием, однако маленький Саша Пушкин в школе учился очень слабо. После окончания Лицея он был предпоследним в классе по успеваемости. К счастью, он нашел свое истинное призвание.
Антон Чехов . Его пьесы ставят в лучших театрах. Будущий классик в школе учился отвратительно, оставался на второй год, хватал двойки. Даже по русской литературе и языку оставался безнадежным троечником. Только в старших классах Антон Павлович взялся за ум и начал интересоваться литературой, медициной, а позднее и писать.
Дмитрий Менделеев . Интересовался исключительно точными науками, а вот зачем ему языки, биология, литература не понимал. В школе учился на двойки и тройки, всячески критиковал систему образования. Забавно, но его таблица элементов висит в каждом кабинете химии в учреждениях, которые так не любил Менделеев.
Константин Циолковский . Мало того, что «отец космонавтики» плохо слышал, так еще и примерным поведением не отличался. Он часто попадал за проделки в карцер, его исключали из школы, оставляли на второй год. Впрочем, в старшем возрасте Циолковский без труда сдал экзамены, получив звание учителя.
Почему успех в жизни не всегда связан с успеваемостью в школе?
СЛАЙд Успешность ребенка в жизни далеко не всегда связана с успеваемостью, и часто зависит от личных качеств человека. Необычный ход мыслей, умение делать выбор и приспосабливаться к новой обстановке – все это личные качества и они, к сожалению, не всегда вписываются в контекст учебы.
СЛАЙд Ребенок может быть гениальным спорщиком, но это никак не поможет ему в решении контрольной. Зато со временем это качество проявится в работе, когда он станет красноречивым специалистом по продажам, и сможет кому угодно «впарить» снег даже зимой.
СЛАЙд Все люди очень отличаются и по способу усвоения информации. Кто-то легко запоминает на слух, кто-то воспринимает только зрительные образы, кому-то необходимо попробовать, потрогать и если нужно, то и понюхать.
А итог таков. Дети по природе все способны и одарены. Вопрос в том, как мы будем подходить к их воспитанию и обучению. И сможем ли мы найти верный путь для ребенка.
Двоечниками не рождаются, ими становятся.
Откуда берутся двоечники? (Сага о СДВГ)
Сижу в кресле у парикмахера. Разговариваем за жизнь. Вдруг мастер произносит фразу типа: «Сын-оболтус и лентяй, все нервы вымотал, учиться не хочет» и далее в таком духе. Опаньки, думаю, так это же моя тема в искусстве! Уши навострила, не побоявшись ножниц. «А ну-ка, — говорю, — поподробнее с этого места». У мамы наболело, она на меня всё и вывалила. А я слушатель благодарный.
Далее следует клиническая картина, известная каждому второму родителю. Сын — шестиклассник учится из-под палки. За ним глаз да глаз и тотальный контроль требуется. Тогда он что-то делает и на человека похож бывает. Чуть хватку ослабишь, человека не узнать, куда что девается, двойка на двойке сидит и двойкой погоняет. Да ещё не слушается, огрызается. Знакомо? Знаю, что знакомо.
Следующая фраза мамы: «Вот как подумаю, что приду с работы и надо уроки с ним делать, так тошно становится.» Уроки с пацаном делают всей семьёй. У каждого взрослого своя зона ответственности по предметам. Взять на себя программу целиком никому здоровье не позволяет. Мало того. Бабушка любит, чтобы всё идеально в тетрадках было (что невозможно для этого мальчишки). В любви к идеальному получает сердечные приступы, так как её желания и возможности внука сильно расходятся. При этом в ходе «просвещения» оба друг на друга орут. Потом приходит мама с работы. Концерт продолжается. При этом маме жалко и сына, и бабушку. Мама между двух огней. Выбор невозможен, хоть из дома беги. Мама в глубоком внутреннем конфликте. Давление зашкаливает. Однажды вечером маме вызвали скорую. На вопрос доктора, что случилось, был ответ: «Не поверите, уроки с сыном делали». И самое неприятное — у мальчика после таких «занятий» может полить кровь из носа. Вот кому это надо.
Поскольку много лет варюсь среди детей, знаю, откуда у проблемы ноги растут. Задаю естественный (для меня) вопрос: «У невролога были?» Оказывается, когда-то давно были. «Что поставил?» «Гиперактивность». Что и требовалось доказать. Опыт не пропьёшь.
Дорогие родители, ни один ребёнок не стремится быть двоечником. Ни один ребёнок не стремится довести вас до нервного срыва и сердечного приступа нарочно. Ни один ребёнок не думает: «Вот я щас как затуплю специально с этой задачкой! Полюбуюсь, как предки задёргаются». Ребёнок не виноват. Виноват диагноз — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) . Ещё его называют — гиперкинетическое расстройство . Не очень-то любят его ставить наши неврологи, поскольку лечить его в нашей стране толком никто не может. Но если вашему ребёнку всё же в карте написали «СДВГ», значит, диагноз явный и безошибочный: просто на лице написан.
СДВГ страдают около 15-20% детей (но, ещё раз говорю, не всем диагноз ставят). Это процент «двоечников». Подавляющее большинство — мальчики. В 2004 году психиатры мира признали СДВГ проблемой № 1 в сфере охраны детского психического здоровья. Это функциональное расстройство деятельности головного мозга. Имеет смысл задавать вопросы неврологу, когда вашему ребёнку стукнуло 4-5-6 лет, не раньше. Но самые явные проявления СДВГ вылезают, когда ребёнок идёт в школу, в первом классе и в самые первые же дни.
— гипертонус матки во время беременности мамы и отсюда гипоксия плода (мозг ребёнка страдает от нехватки кислорода);
— приём антибиотиков беременной мамой или младенцем;
— курение матери во время беременности;
— низкий вес при рождении;
— незрелость плода (преждевременные роды);
— недостатки раннего развития (ребёнок не ползал в своё время или мало ползал);
— неспособность долго фокусировать внимание на чём-то одном;
— «витание в облаках»;
— «я ему сто раз повторяю, а он не слышит»;
— повышенная двигательная активность: ребёнок на месте не сидит, всё время куда-то несётся и скачет;
— инстинкт самосохранения отсутствует: лезет везде, набивает синяки и шишки, даже переломы случаются;
— импульсивность: нетерпеливость, рот не закрывается, ребёнок всё время шумит и галдит;
— не слушается, всё время протестует;
— во время урока ходит по классу, не слушает учителя;
— отсутствует критичность: его легко «научить плохому»;
— агрессивно-импульсивное поведение: может ударить, поддаётся на провокации, не просчитывает последствия.
Знакомо? Думаю, ещё как! Если не узнали своего ребёнка, узнали ребёнка кого-то из своих знакомых и родственников.
Тема обширная. Как с этим жить и справляться ребёнку и его родителям — в следующей статье.
Откуда берутся двоечники? (Сага о СДВГ)
Сижу в кресле у парикмахера. Разговариваем за жизнь. Вдруг мастер произносит фразу типа: «Сын-оболтус и лентяй, все нервы вымотал, учиться не хочет» и далее в таком духе. Опаньки, думаю, так это же моя тема в искусстве! Уши навострила, не побоявшись ножниц. «А ну-ка, — говорю, — поподробнее с этого места». У мамы наболело, она на меня всё и вывалила. А я слушатель благодарный.
Далее следует клиническая картина, известная каждому второму родителю. Сын — шестиклассник учится из-под палки. За ним глаз да глаз и тотальный контроль требуется. Тогда он что-то делает и на человека похож бывает. Чуть хватку ослабишь, человека не узнать, куда что девается, двойка на двойке сидит и двойкой погоняет. Да ещё не слушается, огрызается. Знакомо? Знаю, что знакомо.
Следующая фраза мамы: «Вот как подумаю, что приду с работы и надо уроки с ним делать, так тошно становится.» Уроки с пацаном делают всей семьёй. У каждого взрослого своя зона ответственности по предметам. Взять на себя программу целиком никому здоровье не позволяет. Мало того. Бабушка любит, чтобы всё идеально в тетрадках было (что невозможно для этого мальчишки). В любви к идеальному получает сердечные приступы, так как её желания и возможности внука сильно расходятся. При этом в ходе «просвещения» оба друг на друга орут. Потом приходит мама с работы. Концерт продолжается. При этом маме жалко и сына, и бабушку. Мама между двух огней. Выбор невозможен, хоть из дома беги. Мама в глубоком внутреннем конфликте. Давление зашкаливает. Однажды вечером маме вызвали скорую. На вопрос доктора, что случилось, был ответ: «Не поверите, уроки с сыном делали». И самое неприятное — у мальчика после таких «занятий» может полить кровь из носа. Вот кому это надо.
Поскольку много лет варюсь среди детей, знаю, откуда у проблемы ноги растут. Задаю естественный (для меня) вопрос: «У невролога были?» Оказывается, когда-то давно были. «Что поставил?» «Гиперактивность». Что и требовалось доказать. Опыт не пропьёшь.
Дорогие родители, ни один ребёнок не стремится быть двоечником. Ни один ребёнок не стремится довести вас до нервного срыва и сердечного приступа нарочно. Ни один ребёнок не думает: «Вот я щас как затуплю специально с этой задачкой! Полюбуюсь, как предки задёргаются». Ребёнок не виноват. Виноват диагноз — СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) . Ещё его называют — гиперкинетическое расстройство . Не очень-то любят его ставить наши неврологи, поскольку лечить его в нашей стране толком никто не может. Но если вашему ребёнку всё же в карте написали «СДВГ», значит, диагноз явный и безошибочный: просто на лице написан.
СДВГ страдают около 15-20% детей (но, ещё раз говорю, не всем диагноз ставят). Это процент «двоечников». Подавляющее большинство — мальчики. В 2004 году психиатры мира признали СДВГ проблемой № 1 в сфере охраны детского психического здоровья. Это функциональное расстройство деятельности головного мозга. Имеет смысл задавать вопросы неврологу, когда вашему ребёнку стукнуло 4-5-6 лет, не раньше. Но самые явные проявления СДВГ вылезают, когда ребёнок идёт в школу, в первом классе и в самые первые же дни.
— гипертонус матки во время беременности мамы и отсюда гипоксия плода (мозг ребёнка страдает от нехватки кислорода);
— приём антибиотиков беременной мамой или младенцем;
— курение матери во время беременности;
— низкий вес при рождении;
— незрелость плода (преждевременные роды);
— недостатки раннего развития (ребёнок не ползал в своё время или мало ползал);
— неспособность долго фокусировать внимание на чём-то одном;
— «витание в облаках»;
— «я ему сто раз повторяю, а он не слышит»;
— повышенная двигательная активность: ребёнок на месте не сидит, всё время куда-то несётся и скачет;
— инстинкт самосохранения отсутствует: лезет везде, набивает синяки и шишки, даже переломы случаются;
— импульсивность: нетерпеливость, рот не закрывается, ребёнок всё время шумит и галдит;
— не слушается, всё время протестует;
— во время урока ходит по классу, не слушает учителя;
— отсутствует критичность: его легко «научить плохому»;
— агрессивно-импульсивное поведение: может ударить, поддаётся на провокации, не просчитывает последствия.
Знакомо? Думаю, ещё как! Если не узнали своего ребёнка, узнали ребёнка кого-то из своих знакомых и родственников.
Тема обширная. Как с этим жить и справляться ребёнку и его родителям — в следующей статье.
8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками
Двойка – это всегда неприятно. Этой оценкой наказывают за невыполненные уроки, ею можно напугать даже самых «неприступных» учеников. Но, оказывается, эти страшилки не для ребят, выбравших путь «сознательного двоечника». Кто ими становится и как найти на них управу, «Летидору» объясняет психолог-педагог Ольга Юткина.
Ольга Юрьевна Юткина, психолог, руководитель Содружества Педагогов Раннего Развития
«Тройка» или «двойка» – какая разница!
Такое случается, когда родители ждут от детей исключительно победы: для них есть только одна оценка – «пятерка». А приносить домой только хорошие оценки у школьника пока не получается. В итоге ребенку становится все равно, что он получит – «двойку» или «тройку», ведь результат всегда один и тот же: родители расстраиваются. А для того чтобы влепили «два», даже и стараться не нужно.
К более высоким успехам ребенка приведет его усердие. А стараться он начнет только тогда, когда осознает, что даже один лишний балл – это уже маленькая победа.
Кто бы меня похвалил
В возрасте 4-7 лет дети особенно нуждаются в одобрительном отношении взрослых даже за незначительные достижения. Если не поддерживать малыша в его малых успехах, в будущем у него не будет потенциала идти к более высоким успехам.
В младшей школе дети учатся отнюдь не для того, чтобы «быть образованными», а потому что рассчитывают на похвалу за свои старания от счастливых мам и пап. Отсутствие похвалы и поощрений способны перечеркнуть любое рвение к учебе. Эмоциональное «Какой же ты молодец!» в сотни раз эффективнее строгого «Ты должен!».
Учитель не похож на лидера
Если педагог в глазах ребенка не выглядит авторитетным человеком, у своего школьника вы не обнаружите ни интереса к знаниям, ни стимула к учебе. Ребенок не способен настроиться на урок, не может запомнить материал, да и вообще не считает нужным воспринимать информацию на уроке всерьез.
В этом случае родителям нужно найти и подчеркнуть в учителе максимальное количество достойных качеств, которые оценит и сам ребенок. Маленький секрет: на младшеклассника хорошо подействует сходство с любимым героем из фильма.
Двоечником быть круто
Подростки могут решить, что в старших классах девочки обращают больше внимания на «плохих» мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь в сложном подростковом возрасте многие школьницы приписывают отрицательным персонажам особенную силу и привлекательность. А «скатиться до двоек» в учебе – это самое простое, что можно сделать, чтобы сразу стать «плохишом» и «лидером».
Здесь помогут хорошие примеры из жизни и активные занятия спортом: продемонстрируйте ребенку, что для мужчины на самом деле значит «быть крутым».
Назло родителям
Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».
Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».
Я требую внимания!
Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».
Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.
Переоценка возможностей
Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.
Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.
«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»
Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.
Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.
Снова двойка Откуда берутся двоечники
Сегодня иметь гениального ребенка становится необходимым атрибутом семейного престижа, так же как и иметь дорогую машину или загородный дом. Уже с 5 лет родители стараются отдать детей в подготовительные курсы для подготовки его к школе, старательно учат с ним иностранные языки, записывают в школу танца, музыки и т.д.
Далеко не всем детям под силу освоить такую программу обучения. И если ребенок не желает учиться и отстает от своих сверстников, то уже начиная с этого возраста, родители начинают ему твердить: «Будешь плохо учиться, вырастишь и станешь дворником». Стараясь формировать стремление к получению хороших оценок в школе учителя тоже не раз пугают нерадивых учеников перспективой непристижной профессии слесаря, дворника, уборщицы и т.д. Ничего нет страшнее для психики маленького ребенка, чем заниженная самооценка.
Ошибка родителей в воспитании ребенка, не отличающегося хорошими оценками в школе, заключаются в том, что они желают его вписать в те стандарты, которые соответствует их представлениям о хорошем ученике. Между тем у каждого ребенка есть перспективы и его способности к обучению часто решающего значения не имеют.
Будущее ребенка зависит от отношений его с родителями, от того насколько они его любят и общаются с ним. К сожалению, в современных семьях родители заняты зарабатыванием денег и мало общаются с детьми. Чтобы ребенок был успешным человеком во взрослой жизни необходимо систематически рассказывать ему о жизни, передавать свой опыт и научить его преодолевать трудности.
Согласно статистике, двоечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Многие из тех, кто учился в школе и в вузе на «отлично», трудно приспосабливаются в жизни. Они плохо переносят любые изменения, стараются не отклонятся от общепринятых рамок и требований. А успех требует креативного и творческого подхода к делу, для достижения его необходимо уметь рисковать. Двоечники относятся к проблемам жизни легко, так же, как и к учебе. Им легче приспосабливаться, они легче общаются, менее критичны по отношению к себе и к окружающим. Вечное стремление к идеалу отличников, желание быть всегда и во всем первым, часто доставляет им сложности в детстве и в последующей взрослой жизни.
Конечно, не каждому двоечнику суждено стать отличником в жизни. Однако примеров этого множество. Так знаменитый глава «Майкрософта» Билл Гейтс был самым обычным двоечником в школе. Только когда в школе появился первый компьютер, у юного Гейтса пробудились дремавшие в нем способности. Маленький Исаак Ньютон учился хуже всех в школе, особенно тяжело давались ему математика с физикой. Только когда его побил приятель, Ньютон решил победить его в знаниях, и уже через несколько месяцев стал первым в классе.
Альберт Эйнштейн — лауреат Нобелевской премии и создатель теории относительности, учился очень средне. Его родители не питали никаких иллюзий на его счет, и надеялись только на то, чтобы он окончил школу и устроился хоть на какую-то работу. Чарльз Дарвин, доказавший всему миру, что труд сделал из обезьяны человека, в школе шокировал всех безразличным отношением к учебе. Он был любителем поспать за партой и прослыл «тупицей» среди сверстников.
В списке гениальных двоечников очень много знаменитостей и успешных бизнесменов. Причина того, что двоечники достигают успехов в жизни в том, что у многих детей уровень интеллекта невысок, но у них высокий уровень творческого мышления. Они почти всегда плохо учатся в школе, с трудом приспосабливаются к школьным требованиям и не имеют интереса к школьным предметам. Но их привлекает что-то одно, в чем им нет равных. Именно в этом вчерашний двоечник и достигает успеха.
Конечно то, что многие двоечники добиваются больших успехов в жизни, не говорит о том, что все дети должны плохо учиться и родителям необходимо махнуть рукой на образование своего ребенка. Просто перестаньте ругать, а тем более наказывать физически его за плохие отметки и возлюбите своего ребенка вместе с его колами и двойками. Не давайте учителям и сверстникам постоянно напоминать ему о том, что он самый плохой в классе.
Попросите учителей чаще отмечать его хорошие работы и старайтесь развивать стимул для получения лучших результатов. Всегда разговаривайте с ребенком в доброжелательном тоне, помогайте ему делать уроки. Но не забивайте все его время решением домашнего задания и не делайте сами уроки за него. Всячески старайтесь повысить самооценку ребенка, для этого хвалите его за небольшие успехи и никогда не сравнивайте его с другими учениками, которые преуспевают в учебе.
Родители не должны делать трагедию из того, что ребенок получил очередную двойку. Научитесь контролировать свои эмоции и вместо того, чтобы сказать: « Ну, вот опять! От чего же ты у меня такой глупый!», спокойным голосом спросите: «Как же так получилось? Ты же у меня такой умный!». Это поможет поддержать его самооценку и дать ему понять, что вы во всем его поддерживаете. Нельзя жалеть ребенка, утешать и просить его не расстраиваться. Не говорите ему: «Ну, подумаешь, ерунда какая, исправишься в другой раз». Такие слова гасят его энергию и лишают стимула к достижению успехов. Главное, в воспитании не отбить у ребенка стремления к творчеству, желания самореализовываться. А двойки – это вовсе не трагедия. Ведь без них было бы просто скучно учиться.
Для ознакомления рекомендуем тематичные статьи на нашем сайте: