3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Согласование и утверждение планов эвакуации

ВСЁ О ПЛАНАХ ЭВАКУАЦИИ: ТРЕБОВАНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, УТВЕРЖДЕНИЕ

План эвакуации от 1290 руб. от 1 шт.

Всё о планах эвакуации: требования, размещение, согласование, утверждение

Штрафи за нарушение ПБ

В этом разделе мы постарались собрать полезную информацию по планам эвакуации при пожаре. Вы узнаете, какого размера следует выбирать план эвакуации, какое количество планов эвакуации необходимо на этаж и где нужно их размещать, а также требуется ли согласовывать планы эвакуации с пожарными.

Какого размера следует выбирать план эвакуации?

(400*600мм) Этажные планы изготавливаются для этажа в целом.

(400*600мм) Секционные планы следует разрабатывать:

— если площадь этажа более 1000 кв.м.;

— при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

— при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

— при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

(300*400мм) Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов, групп детского сада, классов школы и т.п.).

Штрафы за нарушение пожарной безопасности.

Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ) (в том числе за отсутствие или неверно оформленные планы эвакуации).

Какое количество планов эвакуации требуется на этаж?

В ГОСТ Р 12.2.143-2009 нет определённых норм по количеству планов на единицу площади.
Рекомендуется использовать количество планов эвакуации на этаже не меньше количества эвакуационных выходов с этажа.

Как указывать направления движения на плане?

В п.6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 предельно доступно сказано, что в графической части плана эвакуации следует указывать места размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности. Необходимости в применении эвакуационных знаков нет («Направление к эвакуационному выходу направо (Е03)» или «Направление к эвакуационному выходу налево (Е04)» — это именно эвакуационный знак согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001). Согласно же п. 6.2.5 и 6.2.6 того же ГОСТа пути эвакуации следует обозначать сплошной или пунктирной линией зеленого цвета с указанием направления движения. В том, как указать само направление движения развеивает табл. 3 ГОСТ 28130, где очевидным и наглядным образом изображена простая стрелка.

Как часто проводить учебные тренировки по эвакуации людей при пожаре?

Согласно п.3.6 правил пожарной безопасности города Москвы, отработка инструкций и планов пожарной эвакуации должны проводиться:

— в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) — не реже одного раза в полугодие:
— на объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) — не реже одного раза в квартал;
— в школах и детских дошкольных учреждениях — не реже одного раза в месяц.

Где нужно размещять планы пожарной эвакуации?

Место размещения самого плана эвакуации следует выбирать в 2-4 метрах от эвакуационных выходов, на стенах помещений в соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.
Целесообразно размещять в местах общего пользования – лифтовые холлы, зоны рецепции, где люди имеют возможность в процессе ожидания, ознакомиться с ними.
Также будет рациональным размещение над шкафами с пожарными кранами и огнетушителями.

Требуется ли лицензия на изготовление планов по ГОСТу?

Нет, не требуется.

Для разработки планов эвакуации каких-либо разрешительных документов МЧС России не требуется, что подтверждает письмо от 11 марта 2014 г. N 19-1-13-969.

Требуется ли согласовывать планы эвакуации с пожарными?

Нет, не требуется.

Ранее прописывалось такое требование, но в последней редакции ГОСТ Р 12.2.143-2009 (Изм.№1 от 01.09.2012г), это требование исключено.

Кто должен утверждать план эвакуации?

Планы эвакуации утверждаются руководителем организации (п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

Требуется ли ставить печать на план эвакуации?

Нет. Достаточно подписи руководителя организации.

Как часто стоит менять планы эвакуации при пожаре.

Планы следует перерабатывать в случае изменения информации, содержащейся в графической, либо текстовой части документа.

Кто подписывает план эвакуации?

Разработать эвакуационный чертеж может любой сотрудник компании, обладающий соответствующими знаниями. Но это не значит, что бумагу сразу можно повесить на стену и начинать использовать. Предварительно документ нужно согласовать. Разберемся, кто утверждает план эвакуации при пожаре в организации. И как это происходит.

Что собой представляет план эвакуации и для каких помещений необходима его разработка: требования ГОСТ

Эвакуационный проект – это официальный документ. На нем прорисованы все эвакуационные пути. Данный документ помогает посетителям и сотрудникам компании сориентироваться в случае задымления и выйти наружу.

Служба пожарного контроля обязывает иметь план эвакуации на каждом предприятии. Вне зависимости от его вида деятельности. Это говорится в ГОСТ Р 12.2.143-2009. На эвакуационной табличке должна отражаться следующая информация:

  • заголовок;
  • фактический адрес фирмы;
  • № этажа;
  • графическое изображение;
  • текстовое пояснение;
  • отдельно выделенный блок с расшифровкой значков;
  • наименование организации, отвечавшей за разработку бумаги;
  • маркировка ГОСТ.

Кем утверждается план эвакуации?

Утверждение плана эвакуации – прямая обязанность руководителя организации. Но предварительно необходимо пройти процедуру согласования. За это отвечает федеральный орган Государственной пожарной службы.

Исходя из законодательства РФ, согласование планов эвакуации и его утверждение – сфера ответственности самой организации. Но в случае чрезвычайной ситуации все шишки полетят на руководителя. Именно поэтому он согласует его с местным отделением МЧС. При пожаре служба обязательно спросит утвердительные документы. Поэтому лучше перестраховаться.

Описание плана эвакуации при пожаре

Эвакуационный чертеж состоит из графической и текстовой частей. На нем отражается следующая информация:

  • наименование бумаги;
  • номер этажа;
  • схематическое изображение территории, с указанием эвакуационных выходов;
  • кратчайшие пути до выходов;
  • расшифровка используемых значков.

В каждой организации разработана инструкция, определяющая действия персонала. На лицевой стороне документа также прописывается адрес учреждения и наименование фирмы. Бумага вывешивается на стене в соответствии с местом, указанным на самом плане эвакуации.

Порядок размещения на объектах

Согласно действующим нормам размещения, чертеж должен вывешиваться на видном для людей месте. Это может быть зона ресепшена, холл лифта или зоны ожидания. Все места должны быть хорошо освещены. Табличка вывешивается на высоте не более 1,8 метров от уровня пола.

Количество эвакуационных чертежей для каждого объекта определяется отдельно. На маршруте к путям выхода должно быть не меньше одной таблички. Дополнительно их можно снабдить светящимися указателями.

Какие штрафы предусмотрены за отсутствие планов?

Ответственность за нарушение требований пожарной лежит на:

  • собственниках имущества;
  • руководителях органов местного самоуправления;
  • руководителях федеральных органов исполнительной власти;
  • уполномоченных лицах, например, арендаторах или ответственных сотрудниках.

Если соответствующими органами выявлен факт нарушения, МЧС выписывает штраф. Граждане штрафуются на 1000-1500 рублей, должностные лица на 6000-15000 рублей, юридические на 150000-200000 рублей.

Образец плана

Изготовление и применение планов эвакуации может осуществляться в люминесцентном исполнении. При этом фирма самостоятельно выбирает материал. Готовый чертеж ламинируется или помещается в защитную рамку.

Размер бумаги должен быть:

  • 600х400 мм – для размещения на этажах;
  • 400х300 мм – при размещении в локальных помещениях.

Шрифт не менее 3-х мм, а условные знаки до 15 мм. Это позволяет обеспечить видимость чертежа. При соблюдении стандартов посетители и сотрудники организации смогут быстро сориентироваться в схеме и направиться к ближайшим эвакуационным путям.

Согласование и утверждение планов эвакуации

В этом разделе мы постарались собрать полезную информацию по планам эвакуации при пожаре. Вы узнаете, какого размера следует выбирать план эвакуации, какое количество планов эвакуации необходимо на этаж и где нужно их размещать, а также требуется ли согласовывать планы эвакуации с пожарными.

  • Какого размера следует выбирать план эвакуации?

(400*600мм) Этажные планы изготавливаются для этажа в целом.

(400*600мм) Секционные планы следует разрабатывать:

— если площадь этажа более 1000 кв.м.;

— при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

— при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

— при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

(300*400мм) Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов, групп детского сада, классов школы и т.п.).

  • Штрафы за нарушение пожарной безопасности.

Административная ответственность за нарушения требования пожарной безопасности предусматриваются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ) (в том числе за отсутствие или неверно оформленные планы эвакуации). Скачать

  • Какое количество планов эвакуации требуется на этаж?

В ГОСТ Р 12.2.143-2009 нет определённых норм по количеству планов на единицу площади.
Рекомендуется использовать количество планов эвакуации на этаже не меньше количества эвакуационных выходов с этажа.

  • Как указывать направления движения на плане?

В п.6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 предельно доступно сказано, что в графической части плана эвакуации следует указывать места размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасности. Необходимости в применении эвакуационных знаков нет («Направление к эвакуационному выходу направо (Е03)» или «Направление к эвакуационному выходу налево (Е04)» — это именно эвакуационный знак согласно ГОСТ Р 12.4.026-2001). Согласно же п. 6.2.5 и 6.2.6 того же ГОСТа пути эвакуации следует обозначать сплошной или пунктирной линией зеленого цвета с указанием направления движения. В том, как указать само направление движения развеивает табл. 3 ГОСТ 28130, где очевидным и наглядным образом изображена простая стрелка.

  • Как часто проводить учебные тренировки по эвакуации людей при пожаре?

Согласно п.3.6 правил пожарной безопасности города Москвы, отработка инструкций и планов пожарной эвакуации должны проводиться:

— в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) — не реже одного раза в полугодие:
— на объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) — не реже одного раза в квартал;
— в школах и детских дошкольных учреждениях — не реже одного раза в месяц.

  • Где нужно размещять планы пожарной эвакуации?

Место размещения самого плана эвакуации следует выбирать в 2-4 метрах от эвакуационных выходов, на стенах помещений в соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.
Целесообразно размещять в местах общего пользования – лифтовые холлы, зоны рецепции, где люди имеют возможность в процессе ожидания, ознакомиться с ними.
Также будет рациональным размещение над шкафами с пожарными кранами и огнетушителями.

  • Требуется ли лицензия на изготовление планов по ГОСТу?

Нет, не требуется.

Для разработки планов эвакуации каких-либо разрешительных документов МЧС России не требуется, что подтверждает письмо от 11 марта 2014 г. N 19-1-13-969.

  • Требуется ли согласовывать планы эвакуации с пожарными?

Нет, не требуется.

Ранее прописывалось такое требование, но в последней редакции ГОСТ Р 12.2.143-2009 (Изм.№1 от 01.09.2012г), это требование исключено.

  • Кто должен утверждать план эвакуации?

Планы эвакуации утверждаются руководителем организации (п. 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009).

  • Требуется ли ставить печать на план эвакуации?

Нет. Достаточно подписи руководителя организации.

  • Как часто стоит менять планы эвакуации при пожаре.

Планы следует перерабатывать в случае изменения информации, содержащейся в графической, либо текстовой части документа.

Согласование и утверждение планов эвакуации

Материал перенесён в архив.

Материал перенесён в архив, так как потерял свою актуальность.

Во-первых, с 2012 года в силу вступило Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1489-ст с 01.09.2012 в котором п. 4.5.1 изменён и более не требует согласовывать планы эвакуации (скачать>>).

Во-вторых, возможные сомнения разъясняет Письмо МЧС России от 11.03.2014 N 19-1-13-969 «Об изготовлении и применении планов эвакуации».

Проблема согласования планов эвакуации.

На многих форумах можно познакомиться с длинными перепалками между специалистами и не очень относительно того, требуется ли или не требуется согласовывать планы пожарной эвакуации и если да, то с кем. К всеобщему недоумению регламент этой процедуры до сих пор остаётся никому не известен. Я собрал воедино информацию по этому поводу из всех известных мне нормативных документов и постарался доходчиво её изложить. Итак, по порядку:

Нужно ли согласовывать план пожарной эвакуации?

Пожалуй, это самый простой вопрос — согласно п.4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143- 2009 согласовывать однозначно нужно: «Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. ». Дальше ситуация усугубляется.

С кем согласовываются планы пожарной эвакуации?

Ответ на это вопрос крайне запутан и порождает только новые вопросы. Итак, если напрямую исходить из того же пункта, того же ГОСТа, то согласовывать нужно с территориальным подразделением, исполнительной власти в области пожарной безопасности. При том, внимательно читая этот пункт, можно совершенно ясно обнаружить, что заниматься этим должен никто иной как федеральный орган всё той же исполнительной власти в области пожарной безопасности: «. согласовываются с территориальным подразделением федеральным органом. » Что представляет собой абсолютную бессмыслицу. В результате, ситуация выглядит как бы так: план эвакуации при пожаре разрабатывает, допустим, сам хозяин помещения, или сторонняя фирма, а согласовывает уже некий федеральный орган с каким-то территориальным подразделением. Абсурд. Однако если слепо следовать букве закона в буквальном смысле, а именно воспринимать текст согласно грамматике Русского языка, получается, что план эвакуации при пожаре, может разрабатывать кто угодно, а уж забота согласовывать и согласовать целиком и полностью лежит на плечах территориальных подразделений и органах исполнительной власти в области пожарной безопасности. Поэтому особенно уверенные в себе руководители, способные забить баки любому представителю исполнительной власти в области пожарной безопасности, могут уже остановиться и больше не изучать данный вопрос, потому что он ведёт в тупик, а на замечания со стороны надзорных органов ссылаться на п.4.5.1 и грамматику Русского языка.

Если же вы не столь законопослушный гражданин и к тому же ещё и инициативный, то, возможно, вы подумаете, что в ГОСТе просто допущена опечатка и истолкуете этот пункт так: «Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности. » Я, например, склонен полагать, что так оно и должно было быть по замыслу авторов. Но, к нашему общему унынию, простую мысль эту они так и не смогли донести до читателя.

Что представляет собой Территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности?

Такое понятие, как «Территориальные подразделения федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности» вообще встречается только в ГОСТ Р 12.2.143-2009 всего один раз, не раскрывается и поэтому придётся углубиться в терминологию.

В соответствии с п.3 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» чёрным по белому написано, что «МЧС определяется как федеральный орган исполнительной власти. в области. обеспечения пожарной безопасности» (То же самое написано в п.1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое утверждается данным Указом). В п.2 упомянутого Указа № 868 изложена в общих чертах структура МЧС куда входит так называемая Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы. В свою очередь, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» эта самая служба осуществляет свою деятельность через различные органы управления, подразделения и учреждения — всего 9 видов, в частности, через органы государственного пожарного надзора (п.п.3).

В принципе, с населением и организациями напрямую взаимодействуют только органы ГПН именно в силу своей надзорной деятельности (п.1 Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре»), поэтому резонно предположить, что обращаться следует именно к ним, как к представителям федеральных органов исполнительной власти.

В главе I «Общие положения» Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральный государственный пожарный надзор определяется так — это «деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, . направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее — обязательные требования). ». То есть, одними из федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности являются органы Государственного пожарного надзора МЧС, которые осуществляют контроль за соблюдением требований установленных законодательством. В частности, требований ГОСТа, что нам и нужно.

В п.3 приказа МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности» приводится конкретная структура органов Государственного пожарного надзора. В данном перечне не встречается прямое упоминание Территориальных подразделений, которые так нужны, но, по всей видимости, исходя из смысла термина, имеется ввиду минимальная территориальная единица ГПН, а именно — «Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице: главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей; государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору» (п.3.4 того же регламента). При том в качестве разъяснения, к данному пункту существует приложение № 1 с наглядной схемой иерархии, в которой почему-то отдельной, обособленной минимальной единицей территориального органа ГПН выделены ОГПН (РОГПН) районов г. Москвы.

Итак, пренебрегая буквой закона, а следуя здравой логике и только что полученными знаниями, которые мы почерпнули из нормативных документов, получается, что Территориальными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности вполне могут считаться Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН и их инспектора как непосредственные представители. Тогда планы эвакуации следует согласовывать с инспектором ГПН, за которым закреплён объект, как с минимальной территориальной единицей исполнительной власти. Но это не так.

Во-первых, если изучить упомянутый выше приказ N 517 полностью, и подробно познакомится с обязанностями инспекторов (п.8.4.), то можно убедиться, что эта процедура находится не в их полномочиях. В России, конечно, в юриспруденции действует принцип — что не запрещено, то разрешено. Но в данном случае факт согласования планов эвакуации инспектором ГПН будет расцениваться как превышение должностных полномочий.

И возникает неразрешимое противоречие — когда ГОСТ требует то, что не допускает приказ Министерства ЧС. Если учитывать, что ГОСТ утверждён Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в системе стандартов безопасности труда, то резонно предположить, что он не может определять обязанности каких-либо представителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

То есть, на основании требований этих двух документов согласовывать планы эвакуации при пожаре должны (или хотя бы могли бы) инспекторы ГПН, но это не в их компетенции. В итоге, раз процедура согласования не регламентирована, то и делать этого не нужно, ввиду того, что законным образом это сделать невозможно. Данная мысль подтверждается также на официальном портале МЧС созданного в рамках Федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» в разделе Полезное/В помощь малому бизнесу/Вопросы-ответы для объектов малого и среднего бизнеса ближе к концу страницы:

«Вопрос. Необходимо ли согласовывать планы эвакуации при: пожаре с органами государственного пожарного надзора?

Ответ. Планы эвакуации людей при пожаре согласованию с органами государственного пожарного надзора не подлежат».

В результате остаётся непонятным, с кем необходимо согласовывать пожарные планы эвакуации. Ясно только одно, с инспекторами ГПН их согласовывать нельзя. И здесь мы могли бы остановиться удовлетворившись тем, что планы эвакуации при пожаре согласовывать не нужно ввиду того, что отсутствует регламент и налицо правовое противоречие.

Но, к сожалению, существует уже упомянутое Постановление Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» с Положением о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы. И поэтому только что разобранный вопрос встаёт повторно:

Что представляет собой Территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности? (версия № 2)

Согласно п.3 упомянутого Постановления № 385 Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность через целую батарею различных органов управления, подразделений и учреждений. В этой веренице, кроме органов ГПН также упоминаются «Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения)» (п. п.8). В результате, мы формально находим то самое Территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти. Остаётся непонятным почему именно с ним, так как есть ещё и объектовые подразделения, например на крупных заводах и специальные войсковые подразделения и пр. Но, по формальным признакам Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах являются искомым понятием. Нужно только уточнить, какие именно учреждения входят в состав этих подразделений по профилактике и тушению пожаров и каков регламент взаимодействия с этими учреждениями. Собственно, второе даже важнее.

В п.4. того же Постановления № 385 сказано так: «Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и учреждений федеральной противопожарной службы определяются положениями (уставами) о них». Устав — это внутренний документ, он нас не может интересовать. Нам нужно искать некое положение или регламент которые определяли бы как нам должно согласовывать план эвакуации при пожаре.

К глубокому нашему сожалению, нет ни одного документа, который бы регламентировал отношения организаций и должностных лиц с Территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в лице Подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах. И уж тем более не узнать каким образом и с кем конкретно нужно согласовывать план пожарной эвакуации. (По крайней мере на момент написание этой статьи, 27.06.2012, я не смог отыскать документа, который бы хоть как-то разъяснял это. Если я заблуждаюсь, то буду весьма признателен тому, кто опровергнет меня.) В результате, вместо того, чтобы ответить на один вопрос мы поставили перед собой сразу два новых вопроса:

С кем именно и как именно согласовываются планы пожарной эвакуации?

Увы, ответов на эти вопросы не существует и в итоге мы пришли к тому, с чего начали.

Практика согласования планов эвакуации людей при пожаре:

В каждом регионе ситуация совершенно своя. Где-то органы ГПН не стесняются и превышая должностные полномочия вовсю согласовывают планы эвакуации людей при пожаре. Иногда даже на платной основе. В некоторых регионах особенно инициативные группы согласовывают планы эвакуации с начальниками пожарных частей. По большому счёту, это справедливо, поскольку тушением пожаров занимаются именно они и именно им как нельзя кстати быть в курсе эвакуационных путей предприятия. В этом усматривается какой-то дух взаимодействия и сотрудничества и даже меры по профилактике пожаротушения.

В некоторых регионах всем противопожарным службам строго настрого запрещено согласовывать планы эвакуации.

В Санкт-Петербурге отношение инспекторов ГПН к несогласованным планам эвакуации в большинстве своём лояльное. Относятся с пониманием и проверяют только их наличие. Ну что скажешь — северная столица, культурные образованные люди можно только испытать гордость за них.

План эвакуации людей при пожаре: требования и описание

Зачастую планировки различных зданий, а особенно общественных комплексов – торговых центров, больниц (поликлиник), гостиниц (санаториев), административных учреждений настолько сложны и запутаны, что заблудиться в них не представляет особого труда. Привычные всем планы эвакуации предназначены быть путеводной нитью, для того чтобы найти дорогу не только при нормальных условиях; но и во время возникшего пожара, что повышает их ценность многократно.

Основное назначение таких документов, вывешенных на видных местах в фойе, вестибюлях, коридорах и переходах зданий/сооружений – это ознакомление посетителей, покупателей, пациентов со всеми эвакуационными путями/выходами, кратчайшим направлением из той точки пространства, где они находятся до глотка свежего воздуха на улице/территории предприятия/организации.

Кроме того, на планах эвакуации в обязательном порядке указываются места размещения/расположения подручных устройств для борьбы с огнем – порошковых, хладоновых, углекислотных или воздушно-пенных огнетушителей, пожарных шкафов, щитов, кранов, ручных пожарных извещателей, устройств ручного пуска стационарных систем пожаротушения, СОУЭ, дымоудаления; а также дополнительно – средств оказания первой помощи, защиты органов дыхания/зрения, связи: аптечек, респираторов, противогазов, самоспасателей, стационарных телефонов.

Наличие планов эвакуации людей при пожаре – это требование ППР-2012 о том, что руководители предприятий/организаций должны обеспечить ими все подведомственные здания/сооружения, кроме многоквартирных домов, с постоянным нахождением/проживанием – от 50 человек или больше 10 постоянных рабочих мест на этаже.

Описание

Каждый грамотно составленный, правильно изготовленный образец такого важного документа эффективно помогает не только посетителям любых общественных зданий, спортивных, развлекательных сооружений, но и служит для поддержания, организации должного уровня безопасности, соблюдения противопожарного режима на предприятии, в т.ч. при проведении инструктажей по ПБ, обучении ПТМ.

План эвакуации (ПЭ) согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 – неотъемлемая составная часть ФЭС, в которой указываются эвакуационные, аварийные пути, выходы, определяется порядок/алгоритм действий при любом ЧП, в т.ч. пожаре.

План эвакуации, который выглядит как таблица, определенного формата для данного вида помещения, этажа/части здания, состоит из следующих обязательных элементов:

  • Заголовка с названием.
  • Адреса здания/сооружения, корпуса/строения с указанием этажа/отметки, точного места размещения ПЭ.
  • Графической части.
  • Текстовой пояснительной части.
  • Блока с расшифровкой обозначений/символов.
  • Названия специализированной организации, разработчика/изготовителя – в левом нижнем углу документа.
  • Обозначения по ГОСТ о фотолюминесцентных свойствах материалов, использованных при изготовлении – в правом нижнем углу.

ПЭ используется для следующих целей:

  • Регламентирует действия дежурного персонала, работников/сотрудников; всех категорий посетителей/проживающих в зданиях/сооружениях.
  • Способствует проведению эффективной, максимально оперативной эвакуации людей из зон поражения, очагов пожара, задымления по маршрутам наименьшей протяженности, минуя тупики и опасные места.
  • Нахождения/обнаружения мест установки противопожарного оборудования, устройств оповещения, подачи сигнала тревоги, запуска инженерных систем водопровода, пожаротушения, дымоудаления.
  • Используется при проведении систематического инструктажа о правилах, мерах ПБ, условиях соблюдения противопожарного режима в здания/сооружениях организации/предприятия.
  • Напоминает о порядке первоочередных действий, предпринимаемых при обнаружении очага пожара дежурным персоналом, членами ДПД.
  • Используется пожарными при разведке, локализации/ликвидации очагов пожара.

Требования

План эвакуации обязателен при наличии на объекте количества человек – от 50 посетителей, сотрудников/работников, что фактически говорит о том, что они должны быть практически на каждом защищаемом объекте общественного назначения за исключением, разве что небольших киосков/магазинов, мастерских, парикмахерских, других предприятий сферы услуг.

Хотя интернет полон «мудрых» советов о том, что ничего не стоит самому лицу, ответственному за ПБ, или художнику/рекламному отделу на крупном предприятии «нарисовать» ПЭ стоит осознать следующее:

  • Действительно, непосредственное изготовление, включающее в себя разработку и печать, т.ч. с помощью программных продуктов, не включено в перечень лицензируемых работ/услуг в сфере ПБ, отнесенных к компетенции МЧС.
  • В то же время монтажные работы, техническое обслуживание, необходимый ремонт ФЭС и их элементов, в т.ч. ПЭ; что подразумевает, например, внесение корректировок/исправлений, вызванных перепланировкой помещений, изменением их функционального назначения – это поле официально разрешенной деятельности только для специализированных предприятий, компаний, обладающих соответствующей лицензией МЧС.

Именно эти организации после разработки ПЭ, что подразумевает не только наличие поэтажных планов зданий/сооружений, но и необходимой нормативно-технической базы, знаний и опыта, после утверждения руководителем компании-заказчика, изготавливают их на листах из фотолюминесцентных материалов. Инспектору ГПН, на практике, бывает достаточно лишь взглянуть на развешанные планы эвакуации, чтобы понять кто и на каком профессиональном уровне их выполнил, и сделать соответствующие выводы.

Лайфхак МЧС: план эвакуации

Правильно выполненный план эвакуации по ГОСТ состоит из двух частей:

  • Графической. Этажные или секционные ПЭ (при площади этажа больше 1 тыс. кв. м.) – размером 400 х 600 мм с планировкой зданий, различных сооружений и других объектов с указанием лестниц/лестничных клеток, эвакуационных/аварийных выходов, путей, ведущих к ним; схемы расстановки/размещения первичных/стационарных устройств/установок пожаротушения, спасательных и медицинских средств, аппаратов связи, а также места размещения ПЭ для точного ориентирования людей, находящихся возле него.
  • Локальные ПЭ – размером 300 х 400 мм для помещений, предназначенных для постоянного размещения/пребывания людей – гостиничных номеров, комнат в общежитиях, больничных палат.
  • Цвет фона – белый, допустимы желтоватые оттенки.
  • Графические обозначения по ГОСТ Р 12.4.026-2015 – не меньше 8 мм высотой в едином масштабе. Основные/дополнительные маршруты эвакуации обозначены соответственно зеленой сплошной/пунктирной линией толщиной от 2 мм; первичные средства пожаротушения – красным, шрифт пояснительной части/расшифровки – черным цветом. Знаки/символы допустимо обозначать цифрами, буквами, цифробуквенными обозначениями.

  • На этажном ПЭ обязательно указывается его номер.
  • Готовые изделия – ПЭ с использованием фотолюминесцентных материалов должны иметь стойкость к прямому солнечному воздействию, возможному перепаду температуры воздуха в помещениях.
  • Текстовой. В ней излагаются все возможные на объекте способы информирования людей/оповещения о возникновении ЧП – пожара, аварии, связанных с появлением открытого огня, задымления, загазованности; алгоритм эвакуации из помещений этажа/секции; порядок вызова пожарных подразделений, медпомощи, газовой службы; включения ручным пуском систем/установок АУПТ, СОУЭ, дымоудаления, принудительного притока воздуха; обязанности, действия дежурного персонала учреждений/организаций, способы отключения электроснабжения, технологического оборудования – аппаратов/установок; машин/механизмов. Фактически текстовая часть – это инструкция по применению плана, необходимых действиях при возникновении любого ЧП на объекте для которого и разрабатывается документ.
  • Смысловые значения условных изображений, знаков/символов должны быть расшифрованы в тестовой части плана эвакуации.

Кроме того, не стоит забывать, что на предприятии, в организации/учреждении необходим еще и журнал учета практических тренировок по эвакуации персонала, которые согласно п. 12 ППР-2012 с изменениями на 2017 год обязательно проводятся раз в полгода.

Порядок размещения на объектах

Планы эвакуации, как элемент ФЭС, вывешиваются на стенах/колоннах в коридорах, переходах, при входах в здание/сооружение, помещение в тех местах, что указаны в графической части документа, при этом:

  • ПЭ размещаются на видном месте у эвакуационных выходов на высоте 1,8 м, должны быть хорошо освещены.
  • Количество планов эвакуации на этаже определяется для каждого объекта с учетом того, что на каждом основном/запасном маршруте должно быть вывешено не меньше одного экземпляра, ориентирующего людей по направлению к выходам; чему также способствуют указатели движения, световые табло «Выход» в составе установок/систем АПС, СОУЭ, ФЭС.
  • Общие (сводные) ПЭ, скомпонованные из поэтажных/секционных, хранятся у ответственного за ПБ здания/сооружения должностного лица, в помещении диспетчерской/посте охраны.

Образец

Посмотреть образцы готовых изделий, можно в специализированных организациях (предприятиях), изготавливающих их на основании лицензии МЧС.

На довольно частый вопрос от собственников (руководителей, арендаторов объектов) о необходимости согласования плана с МЧС России, ответ – нет не требуется.

Раньше такое требование существовало, но потом было отменено. Достаточно утверждения руководителя предприятия/организации, несущего административную ответственность за необходимость изготовления с учетом существующей планировки объекта, внесение изменений при необходимости, проведение практических тренировок по эвакуации персонала – отработки плана эвакуации в действии.

Другой вопрос. На какой срок разрабатывается план эвакуации на объектах ? Должен ли перерабатываться каждый год или не требует переработки если нет перепланировок, то можно план использовать хоть 20 лет?

Ответ. Если нет перепланировок и все находится на своих местах, а также разработанный план соответствует действующим ГОСТам, то можно его не переделывать и даже смена руководства организации для этого не повод, чтобы не думал об этом инспектор ГПН.

Скачать инструкцию по действиям персонала можно по указанной ниже ссылке

План эвакуации при пожаре. Требования 2019 года.

В данной статье описаны требования к форматам планов эвакуации, местам размещения, эвакуационным выходам и тому кто должен разрабатывать. По ценам на планы эвакуации перейдите на эту страницу. Также в этой статье мы рассказали какие именно знаки безопасности должны быть на плане, что нужно указывать на самом плане и из какого материала он должен быть изготовлен.

Для описания требований к планам эвакуации 2018 года будут использованы краткие выжимки из следующих норм пожарной безопасности:

  • ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 июля 2009 г. N 260-ст) (с изменениями и дополнениями)
  • ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2016 г. N 614-ст)»
  • Постановление Правительства от 25.04.2012 г. №390 с изменениями (Правила противопожарной безопасности в Российской Федерации)
  • Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности».

Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации (далее — ППР РФ) план эвакуации разрабатывает собственник / руководитель организации и обязан выполнить следующее:

п.6. В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны. п.7. На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.

А кто имеет право разрабатывать план эвакуации? Согласно тех же ППР РФ:

п.4.5.1 Планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении.

В этом же пункте описано, где вешать планы эвакуации:

п.4.5.1 .

Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах в соответствии с местом расположения, указанном на плане.

Как эксперты в этой области, добавим, что планы эвакуации размещают возле эвакуационных выходов. Это может быть лестница, выход на улицу и прочие выходы, которые соответствуют требованиям статьи 89 Технического регламента о пожарной безопасности:

ст.89: .

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

1) из помещений первого этажа наружу:

в) через вестибюль (фойе);

г) через лестничную клетку;

д) через коридор и вестибюль (фойе);

е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку;

2) из помещений любого этажа, кроме первого:

а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;

г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа;

3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи . Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений .

Эвакуационными выходами считаются также:

1) выходы из подвалов через общие лестничные клетки в тамбур с обособленным выходом наружу, отделенным от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, расположенной между лестничными маршами от пола подвала до промежуточной площадки лестничных маршей между первым и вторым этажами;

2) выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1 — В4, Г и Д в помещения категорий В1 — В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5;

3) выходы из фойе, гардеробных, курительных и санитарных помещений, размещенных в подвальных или цокольных этажах зданий классов Ф2, Ф3 и Ф4, в вестибюль первого этажа по отдельным лестницам 2-го типа;

4) выходы из помещений непосредственно на лестницу 2-го типа, в коридор или холл (фойе, вестибюль), ведущие на такую лестницу, при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности;

5) распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта.

Теперь мы знаем куда вешать планы эвакуации и кто должен разрабатывать схемы эвакуации при пожаре. Теперь разберемся с размерами планов эвакуации. Их 2 вида. Часто размер планов эвакуации сравнивают с форматами А2 и А3. Но в ГОСТ Р 12.2.143-2009 регламентированы размеры 600х400 мм и 300х400 мм.

п.6.2.4 Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

600х400 мм — для этажных и секционных планов эвакуации;

400х300 мм — для локальных планов эвакуации.

Так как здания бывают разные и этажи имеют разную планировку, при разработке макетов один этаж делят на несколько частей. Во-первых, схема эвакуации становится более информативной. Во-вторых, для людей вздании важно указать один, два ближайших эвакуационных выхода. Чтобы классифицировать разные типы таких фотолюминесцентных планов эвакуации, ГОСТом определены названия:

п. 6.2.1 Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).

Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:

— если площадь этажа более 1000 м2;

— при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

— при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

— при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, сооружению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.

Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

План эвакуации должен быть актуальным. Если вы сделалаи перепланировку, то эти изменения обязательно отразите на схеме эвакуации. При пожаре люди должны ориентироваться по актуальному плану эвакуации. Это также регламентировано пунктом ГОСТ Р 12.2.143-2009:

п.6.2.2 При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортного средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector