3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Современные проблемы науки и образования

современные проблемы науки и образования
статья на тему

современные проблемы науки и образования

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Современные проблемы науки и образования».

Вопросы по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»

  1. Что такое «наука», каковы её признаки.

Наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке и/или логическом доказательстве.

Наука не только вырабатывает знания, но и использует эти знания для дальнейшего познания

Основными признаками науки являются, во-первых, непосредственная цель науки-описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, т.е. теоретическое отражение действительности; во-вторых, стремление получить новое, истинное знание, в-третьих, научное знание имеет системный характер; в-четвертых, объекты науки невозможно свести к реальных объектов, они имеют идеальный характер; в-пятых, наука имеет собственный язык и средства познания, поэтому научная деятельность предполагает специальную подготовку субъекта познавательных.

  1. Охарактеризуйте основные особенности классического этапа развития науки.

Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

  1. Охарактеризуйте основные особенности неклассического этапа развития науки.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира.

  1. Охарактеризуйте основные особенности постнеклассического этапа развития науки.

Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX — начало XXI в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

  1. Охарактеризуйте проблему демаркации, какие существуют виды ненаучного знания?

Проблема Демаркации – это проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики.

К видам ненаучного знания относятся: обыденно-практическое, мифологическое, образно-художественное, игровое, иррациональное (мистика, магия. гадания и проч.), религия, морально-этические представления, традиция.

  1. Охарактеризуйте различия гуманитарных и естественных наук.

Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы:

  • Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична);
  • Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой процесс элемент искусственности, естественник лишь наблюдает (описывает) реальность);
  • Образы – термины и числа (гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная – на язык терминов и чисел);
  • Объяснение – понимание (у гуманитариев явления личностны (Я так понимаю), у естественников безличностны (Есть, так как есть));
  • Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее в вещах, гуманитарии ищут в них неповторимость, уникальность);
  • Отношение к ценностям (у естественников ценность истинна как объективная повторяемость (диктатура фактов), у гуманитариев преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть);
  • Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной);
  • Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);
  • Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);
  • Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);
  • Устойчивость — подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно);
  • Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);
  • Историчность – не историчность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно).
  1. Какие обстоятельства ограничивают возможности науки?

Импринтинг в психологии — это практически неизгладимые образы, впечатления, совокупность убеждений, не основанные на логике, которые закладываются в моменты так называемой импринтной уязвимости и свойственны не только животным, механизм импринтинга действуют также и на людей.

Паттерн – это устойчивый и развивающийся за счет поступления новых сведений комплекс информации, постоянно присутствующий в разуме индивида.

Паутина анализа. Другим обстоятельством, препятствующим познанию истины, является несовершенство самой структуры и самих методов познания.

  1. Какие тенденции в развитии современного мира можно выделить?

Современные тенденции развития можно охарактеризовать двумя словами – глобализация и ускорение.

  1. Какое влияние на образование оказывают процессы, происходящие в современном мире?

Говоря о современных образовательных стратегиях, можно выделить наиболее значимые стратегии современного образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация образовательного пространства.

  1. Какие основные этапы можно выделить в развитии российского образования, начиная от рубежа 19-20 веков?

Середина XIX — XX вв. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего.

Рубеж XX в. — реформаторская педагогика.

В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, экспериментальной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательного процесса.

  1. Какие позитивные и негативные явления характерны для каждого из этапов?

В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

Позитивные тенденции в развитии системы образования:

  • гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
  • вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др. );
  • разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;
  • дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;
  • переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;
  • разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;
  • использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

Негативные тенденции в образовании:

  • отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся;
  • авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;
  • унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ;
  • бюрократизм и формализм в системе образования;
  • недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы;
  • продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса;
  • кризис воспитания.
  1. Какие явления, присутствующие в российском образовании сегодня, препятствуют его развитию?

Одной из важнейших проблем российского образования, создающей препятствия полноценной реализации гражданами конституционного права на образование является его хроническое недофинансирование. В сложившейся ситуации преподаватели имеют совершенно неадекватный уровень гарантированной оплаты труда, что противоречит ратифицированным нашей страной международным актам. По всей видимости, при сохранении прежних параметров, отток преподавательских кадров продолжится, а процесс их обновления замедлится еще больше. Следствием этого будет дальнейшее снижение качества получаемого образования.

Ещё одной важной проблемой, создающей определённые трудности в реализации права на образование в РФ, является коррупция.

Другой важнейшей проблемой, связанной с возможностью реализации человеком и гражданином права на образование, является проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями.

Проблема общедоступности и бесплатности образования в России.

Потеря истинного смысла понятий «духовность», «нравственность» в рамках образовательной системы, разрушение традиционной системы ценностей (патриотизм высмеян, воспитание целомудрия заменилось сексуальным воспитанием, семейные ценности изменены, в средствах массовой информации пропагандируется образ вольной жизни подростка, основанный на непослушании своим родителям) привело к практическому отсутствию духовного воспитания и образования в государственном масштабе.

  1. Чем объяснить хроническую проблемность российского (и не только российского) образования?

Ситуация, которая сложилась в нашей образовательной системе за последние два десятилетия и наблюдается сейчас (несмотря на то, что происходят некие позитивные сдвиги), приводит к отсутствию уже упомянутого целеполагания. Либеральная идеология направлена на индивида, смысл жизни которого сводится к растительному существованию.

Проблема заключается в том, что при нынешней рыночной системе ни одна реформа либерально толка, подвязанная под стандарты Запада, не может быть реализована в принципе. Потому что Россия и рынок в его западном варианте вещи несовместные. Речь должна идти первоначально о реформе всей общественно-экономической системы России, возвращению страны на естественный путь развития, который так или иначе связан с социалистическими вариантами, адекватными новым международным реальностям. Только при таком варианте можно решить все проблемы в России, в том числе и образовательную проблему.

Необходимо усвоить и такую банальную вещь: есть некоторые стратегические сферы (транспорт, энергетика, стратегическое сырье), и среди них сфера образования, которая даже в развитых капиталистических странах не отдается на откуп рынку. Эти отрасли слишком связаны с национальными интересами и безопасностью государства. Они никогда и нигде не решались на уровне частного бизнеса, каким бы мощным он ни был. Передача этих отраслей в руки бизнеса означает неизбежное крушение государства. Об этом свидетельствует и опыт последних лет в России.

  1. Каковы реальные перспективы преодоления проблем российского образования?

Не смотря ни на что, основания для определенного оптимизма все же имеются. Его вселяют и прямо-таки ударные темпы компьютеризации, и увеличивающиеся поставки спортивного оборудования, и введение в перспективе новых стандартов в школы.

При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени.

  1. Какое влияние на ситуацию в современных учебных заведениях России способен оказать грамотный менеджмент?

Современный менеджер мыслит по-новому, его деятельность основывается на новых подходах. Ведь организации и их подразделения добиваются успеха не сами по себе, а под управлением менеджеров.

Каждый день менеджеры разрешают сложные проблемы, стремятся к улучшению ситуации в своих компаниях и добиваются удивительных для общественности результатов. Основное условие успеха любой организации опытные высококвалифицированные менеджеры.

Современные проблемы науки и образования

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Современные проблемы науки и образования».

Образование – одна из важнейших сфер общественной жизни. От его конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, структурой построения образовательных учреждений сильнейшим образом зависит будущее народа и само направление его духовного и интеллектуального развития.

О проблемах в современном образовании можно говорить долго, я постараюсь остановиться на самых значимых.

Одной из основных проблем является проблема ценностей. В последнее время все более очевидной становится снижение значимости нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, именно поэтому оно должно стать социальным институтом, который вернет веру в нравственные ценности.

Несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики также является проблемой развития системы образования в России.

Следующей проблемой в образовании является проблема целей. От того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности для него приоритетны и особенно значимы, зависит, в каком направлении будет строиться и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания, формирующее (проектное) и свободное. Свободное целеполагание для многих является более прогрессивным по отношению к первому подходу с точки зрения гуманности и признания общечеловеческих ценностей, в то же время возникает вопрос по поводу практической реализации данной идеи в массовой школе в связи с некоторыми особенностями современного состояния общества.

Стандарты нового поколения содержат замечательные идеи о необходимости формирования и развития метапредметных умений учащихся, в то же время не содержат описания технологических процедур осуществления и реализации новых целей образования.

Особенности личности педагога, выросшего и получившего образование, профессиональные навыки в обществе с другими системами измерений и точками отсчета, идущими в разрез с новыми требованиями времени, с иным мировоззрением.

Средний возраст педагога в современной российской школе составляет 40 лет и старше. Этот возрастной период не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров. Речь идет о психологических барьерах, включающих личные представления о норме своей деятельности, мнения значимых в профессиональном и непрофессиональном плане людей, особенности мышления человека, ориентация не на продуктивность, а на критику своих и чужих действий и идей.

Необходимо кардинально решать проблему поддержания престижа профессии учителя и преподавателя. В этих целях следует обеспечить все без исключения учебные заведения современными учебниками и методическими пособиями по обновленным технологиям обучения, необходимой компьютерной техникой; повсеместно провести повышение квалификации и в случае необходимости переподготовку педагогического состава на базе обновленных государственных образовательных стандартов, образовательных программ и учебных планов; усилить мотивацию к участию

в преобразованиях; создать разнообразные гибкие привлекательные условия для притока в систему образования нового поколения педагогических кадров, которому не сопутствовала бы инерционность, слабая реакция на внешние сигналы о необходимости смены действующих технологий образования;

разработать и внедрить эффективные механизмы ротации управленческих кадров, профессионального и карьерного роста в системе образования.

Нужно, чтобы новое поколение учителей и преподавателей с желанием шли на работу в сферу образования, видя в ней перспективу совершенствования профессионального мастерства, применения в своей практике достижений российской и мировой науки и техники, получения в зависимости от

результатов своего труда и педагогического коллектива морального и материального удовлетворения.

Необходимо в этих целях внимательно следить также за выделением и использованием соответствующей материально-технической базы учреждений системы образования, в полной мере обеспечивающей

эффективное применение новых технологий обучения. Все это будет способствовать созданию оптимальных, демократических условий смены поколений учителей и преподавателей.

Никак нельзя умолчать о такой проблеме как бюрократизация системы образования, за кипой бумаг и отчетов порой не удается рассмотреть человека, а уж, сколько это отнимает времени.

В начале реформ в стране состояние образования подверглось резкой критике. Общеизвестными фактами было то, что управление образованием носило недемократический, бюрократический характер, преобладал командный стиль руководства, неспособность оперативно решать возникающие проблемы, гипертрофия администрирования и инспекторского контроля. Отсутствовала сама потребность в обратной связи (постановка цели – контроль результата).

Характерными чертами системы образования и системы управления образованием были: неготовность к работе с потребителями образовательных услуг как с клиентами; довольно высокая самооценка при низком уровне

притязаний; слабая самокритика; позиция управленца как пользователя, а не как конструктора системы управления; неравномерное распределение полномочий и ответственности; отчуждение системы управления от

потребностей людей; отсутствие опыта и механизма партнерских отношений с представителями разных сфер социальной жизни; жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры системы управления образованием; отсутствие обратной связи с выпускниками и вследствие этого снижение скорости реакции на динамично изменяющиеся потребности рынка труда; несогласованность работы “в команде” управленцев; смещение системы управления со своим объектом управления, как следствие — отсутствие анализа собственной управленческой деятельности и анализа проблем функционирования управляемых объектов.

Поскольку реформа в области образования ведет к процессу разрушения прежней единообразной системы учебных заведений, происходит дифференциация содержания образования. Другими словами, существенно

изменился объект управления, должно измениться и управление им. Оно принимает другое качество, принимает образ менеджмента.

По своей природе деятельность менеджера образования многофункциональна. Он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, психолога, хозяйственника, общественного деятеля. Задачей

менеджера является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса. Управление образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным

педагогическим содержанием. Следовательно, деятельность менеджера в образовании по своему содержанию является управленческо-педагогической. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом

труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда — информация, а орудием труда — слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности,

воспитанности и развития объекта (второго субъекта менеджмента) — учащихся.

Педагог для эффективного управления должен владеть различными техниками и тренингами по работе с коллективом и передаче образования через коллектив. Эти техники призваны сформировать такие человеческие качества на основе современных знаний и умений, которые бы позволили личности решать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать интересы и права свои и других людей. Кроме того, что учитель обладает всеми вышеперечисленными умениями, он еще и профессионал,

отлично знающий свой предмет. Если знаешь, о чем говорить, а также как говорить на уроке, то действительно можно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.

Современные проблемы науки и образования в России

Дата публикации: 04.11.2013 2013-11-04

Статья просмотрена: 4593 раза

Библиографическое описание:

Бурко Р. А., Тимофеева С. В. Современные проблемы науки и образования в России // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 745-747. — URL https://moluch.ru/archive/58/8219/ (дата обращения: 13.11.2019).

Образование — это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний и умений или по их совершенствованию. Цитируя знаменитого французского писателя Дени Дидро, можно отметить, что «Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает осознавать, что не рожден для рабства». Интеллект — вот что отличает нас от других существ. Умение анализировать и делать выводы, накапливать все больше и больше знаний об окружающем мире, открывать неизведанное и радоваться каждому открытию делает нашу жизнь по-настоящему интересной, ведь еще Марк Тулий Цицерон говорил «Жить — значит мыслить». Но ведь только с помощью образования люди развивают свои интеллектуальные способности. Образование как социальный институт зародилось еще в древности, что способствовало развитию общества. Но что делать, если сегодня мы все чаще встречаемся с проблемами, связанными с современным образованием и наукой именно в нашей стране≤

Проблемы современного образования можно перечислять очень долго: тут и слабое материально- техническое оснащение, отсутствие необходимой квалификации у преподавательского состава, неактуальность образования и его оторванность от практики. Рассмотрим подробнее проблемы непосредственно школьников и студентов.

Существует два вида причин упадка образования в стране. Первая- это личная. Школьникам малоинтересно читать учебники, делать домашнее задание, уже не говоря о самообразовании. Все это из-за появления массы отвлекающих факторов, таких как компьютеры, проведение досуга за телевизором, поиск интересного времяпровождения на улице в компании друзей. Существуют и более серьезные факторы, это употребление алкоголя, наркотиков детьми и школьниками. Все это существовало и раньше, но сегодня эти занятия получают более широкий резонанс. По мнению восьмидесяти процентов школьников, знания, полученные ими в школе, не представляют собой никакой ценности и не пригодятся в жизни. Большинство учеников считают, что стать бизнесменом и организовать собственное дело вполне возможно и без получения определенного образования. Но ведь очевидно, что нельзя управлять людьми, если сам не можешь управиться с собой, например заставить себя вместо бесполезной траты времени у компьютера или телевизора прочитать книгу. Что можно предложить для решения данной проблемы≤ Во-первых, необходимо внушить каждому ученику идею о необходимости получения образования, представить образование не как ежедневные мучения, а как вклад в свою будущую жизнь. Во- вторых, каждый преподаватель должен поставить перед собой задачу — заинтересовать своих учеников. Хороший способ решения этой задачи — проведение занятий в форме беседы, диалога с учениками и даже в форме игры. Просмотр документальных фильмов на уроке истории, походы в театр на уроке литературы и посещение музеев на уроках изобразительного искусства- хороший способ донести детям знания из книг и учебников в другой более современной и интересной форме. Всё это поможет школьникам взглянуть на образование с новой стороны.

Второй вид причин — конституционный или государственный. Главной проблемой является не соответствие статьи «о правах и свободах гражданина РФ» и закона «об образовании», где сказано, что каждый учащийся должен достигнуть определенного образовательного уровня в независимости от способностей и желания, что никак не соответствует выше упомянутой статье. Самое главное- это то, что за невыполнение конституционных требований о получении среднего образования никакой ответственности не предусмотрено. Именно этим дефектом в Конституции пользуются обучающиеся при поступлении в школу, учась в меру своего желания. Школьники сами решают, учиться им или нет, у многих проявляется отсутствие страха «недополучения» знаний. Решить эту проблему, на мой взгляд, можно лишь пересмотрев конституционные правила, путем добавления в нее пункта об административной ответственности за не достижение общегосударственных образовательных стандартов.

Не менее проблематичной является ситуация с современным финансированием, как высшего, так и среднего образования. Финансирование общеобразовательных учебных заведений осуществляется на заранее запланированное количество учеников. То есть, если часть учащихся пропускают учебные занятия, то деньги, выделяемые на их обучение становятся ненужными и, по закону, должны быть возвращены, что приводит к уменьшению бюджета школы, сокращению преподавательского состава, снижению образовательного уровня учеников и т. д. Поэтому во многих учебных заведениях существует практика обязательного внесения денежных средств в фонд школы, попечительский совет, на ремонт школы. Стоит заметить, что обычно такого типа взносы представляют собой немалые суммы денежных средств, которые не все родители себе могут позволить. Один из способов решения данной проблемы- создание комиссии, которая будет следить за общим уровнем посещаемости занятий в школах,а также проверять реальные знания и способности учеников, чтобы избежать денежных вложений родителей с целью повышения оценки своего ребенка.

Невозможно не затронуть проблемы высшего образования в России. Современное высшее образование претерпело серьезные изменения за последние 20 лет. Практически оно ушло в свободное плавание. ВУЗам пришлось решать множество проблем, которые до этого за них решало государство. Большинство этих проблем требовало крупных денежных вливаний, которые и привели к высокой степени коммерциализации российского образования, начиная от платных пересдач сессии, заканчивая внебюджетным обучением. Всё это произошло из-за того, что ВУЗам нужны были деньги, так как финансовые поступления от государства уменьшались, то оставался один выход- брать деньги у абитуриентов и студентов. Для привлечения большего числа абитуриентов в ВУЗ, нужно было сделать высшее образование более доступным, что и произошло. Сейчас высшее образование может получить любой желающий, не смотря на результаты ЕГЭ и оценки в школьном аттестате. Разница только в том, за счет каких средств оплачивается обучение- средств государственного бюджета или за счет своих собственных. Решение о сокращении «бюджетных мест» в ВУЗах было принято государством в 2009 году. Правительство считает, что наше государство уже чрезмерно обеспечено студентами, закончивших 1 или даже 2 ВУЗа. Но ведь хорошо образованных людей никогда не бывает много и разумнее было бы стремиться к увеличению их числа.

Не менее серьезные проблемы современного высшего образования- это профессорско-преподавательский состав, материально- техническое оснащение, и, конечно, сами студенты.

Что касается профессорско-преподавательского состава, то их старение- бич современных университетов. Процесс «воспроизводства» идет медленнее темпов увеличения численности студентов. Это приводит к тому, что ВУЗам приходится брать на работу все большее количество преподавателей с сомнительной квалификацией. Это же послужило причиной тому, что многие преподаватели совмещают работу в двух, трех, а порой и в четырех ВУЗах. По данным ГОСКОМСТАТА с 1993 по 2008 гг. количество преподавателей государственный и муниципальных ВУЗов увеличилось приблизительно на 40 %, в то время, как рост числа студентов составил около 144 %. Очевидно, что рост числе студентов значительно опережает рост числа преподавателей. Основные требования к профессорско-преподавательскому составу любого ВУЗа — это хорошая психолого-педагогическая подготовка, наличие опыта научно- исследовательской работы и опыта практической работы в области своей дисциплины. К сожалению, данным требованиям не соответствует большой процент преподавателей. Один из способов изменения этой ситуации- обязательное проведение различных тренингов, научных конференций для повышения квалификации преподавательского состава. Для более эффективного результата необходимо, на мой взгляд, сделать написание научных работ, статей, проведение собственных исследований обязательной нормой для каждого преподавателя. Государство, в свою очередь, должно стимулировать и повышать активность профессорско-преподавательского состава путем не только материального стимулирования, но и предоставления грантов.

Обязательно и повышение контроля за деятельностью преподавателей. Выявить компетентность того или иного преподавателя не составит особого труда. Например, проведение контрольных срезов знаний для студентов даст объективную оценку уровня полученных знаний студентами и работы самого преподавателя в течение семестра. Конечно, результаты таких срезов не должны отличаться от результатов экзаменационной сессии студентов. Подобные действия также помогут снизить уровень коррупции в высших учебных заведениях.

Не стоит забывать, что ВУЗ — символ прогресса. Современный университет должен быть оснащен совершенным новым техническим оборудованием. Это касается не только обустройством научных лабораторий, но и обычных аудиторий. Речь идет не только о наличии в университетах компьютерных классов или мультимедийного оборудования, но и о проведении онлайн-конференций с учеными и профессорами из разных уголков страны или мира.

Не стоит обходить стороной и самих студентов. Бывший министр Образования Фурсенко отметил, что только 15–20 % студентов приходят в ВУЗ за получением знаний. С ним трудно не согласиться. Большинство студентов считают, что главное — во время закрыть сессию, а посещение лекций в течение семестра необязательно. Это является причиной низких оценок по результатам экзаменационных работ, а главное, эта тенденция увеличивает рост низко квалифицированных специалистов. Я считаю, что нужно принять меры для поддержания дисциплины и авторитета преподавателей. Во-первых, установить лимит на количество пропущенных лекций и семинаров без уважительной причины. Если посещаемость низкая, то необходимо ставить вопрос об отчислении. Во- вторых, сдавать сессию только в установленные сроки, и в-третьих, обязательное соблюдение элементарных правил поведения в обществе. Оскорбление преподавателя, появление студента в нетрезвом виде, вульгарное поведение должны привести к отчислению. Эти меры не являются суровыми и жестокими, они лишь напомнят студентам о статусе учебного заведения, в котором они получают образование.

Естественно, что проблемы современного образования в России на этом не заканчиваются. Большое количество реформ, подражание Европейской системе образования не только не приносят положительных результатов, но и усугубляют и без того неблагоприятную ситуацию в российской системе образования. Сегодня образование в России — это полигон опасных, едких испытаний и экспериментов, которые влекут за собой более глобальные проблемы. Не стоит забывать, что образовательная система любой страны — эта одна из составляющих её успешного будущего и благосостояния людей.

Журнал ВАК Современные проблемы науки и образования (РИНЦ)

ВНИМАНИЕ. Сообщаем, что журнал готовится к реорганизации с августа 2015 года, поэтому на сайте журнала подготовлена новая информация о регламенте работы журнала.
До 31 июля 2015 года журнал принимает статьи согласно нижеприведенной информации.

При тщательном соблюдении всех правил для авторов и использовании сервиса Личного портфеля автора — срок публикации до 14 дней по всем указанным ниже направлениям наук!

Возможна срочная публикация — 3 суток! ВАЖНО — правильное оформление личного портфеля автора — см. правила для авторов. Согласование возможности проведения срочной экспертизы по e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» включен в редакцию ВАК РФ Перечня ведущих рецензируемых научных журналов от 17 июня 2011 года (http://vak.ed.gov.ru).

ВНИМАНИЕ! Для обеспечения корректного (в соответствии с требованиями ВАК) цитирования публикаций диссертантов в авторефератах своих диссертационных работ следует использовать единый формат оформления пристатейных библиографических ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008 «Библиографическая ссылка»). Электронный ресурс не может иметь номеров страниц.

Пример библиографической ссылки на статью в электронном журнале в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 2008:
Любарский М.С., Жуков В.В., Мустафаев Н.Р., Смагин М.А. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГЕМО- И ЛИМФОЦИРКУЛЯЦИИ В БЛИЖАЙШЕМ ПОСЛЕОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ У БОЛЬНЫХ
С ТРОФИЧЕСКИМИ ЯЗВАМИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ НА ФОНЕ ПОСТТРОМБОТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 1 (Электронный журнал)
URL: http://www.science-education.ru/95-4569 (дата обращения: 01.07.2011).

Официальный сайт журнала — http://www.science-education.ru
Журнал издается с 2005 г.

Журнал публикует научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера по:

  • Биологические науки
  • Ветеринарные науки
  • Географические науки
  • Геолого-минералогические науки
  • Искусствоведение
  • Исторические науки
  • Культурология
  • Медицинские науки
  • Педагогические науки
  • Политические науки
  • Психологические науки
  • Сельскохозяйственные науки
  • Социологические науки
  • Технические науки
  • Фармацевтические науки
  • Физико-математические науки
  • Филологические науки
  • Философские науки
  • Химические науки
  • Экономические науки
  • Юридические науки

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство — Эл.№ ФС77-34132
Журнал зарегистрирован в федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-технический центр «Информрегистр», № государственной регистрации 0421100037, РЕГИСТРАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО № 466 ОТ 06 сентября 2011 г.
Журнал является сетевым продолжающимся электронным изданием.
Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN (ISSN — 1817-6321)
Журнал является реферируемым, прошел экспертизу у ведущих специалистов ВИНИТИ РАН, информация о нем размещается в Реферативном журнале (РЖ) и базах данных ВИНИТИ РАН и Ulrich’s Periodical Directory (США)

Импакт — фактор РИНЦ (двухлетний) = 0,536 (по состоянию на 1.05.2015 г.)
Импакт — фактор РИНЦ (пятилетний) = 0,435

Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ)

Евгений Георгиевич Анимица
Главный советник при ректорате УрГЭУ, д.геогр.н., профессор
Академик МАН ВШ, Заслуженный деятель науки РФ

тел.: (343) 221-26-48; (343) 221-27-20

Дворядкина Елена Борисовна
Проректор по научной работе
д-р экономических наук, профессор

тел.: (343)221-26-49, (343)221-27-48

Проблемы современного образования и науки. Пути решения проблем на государственном уровне

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный государственный аппарат. Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная система образования долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее актуальные проблемы образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и качество образования. Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача – практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам – это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали высшее образование в РФ. Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений – только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а научная деятельность не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не решают проблемы современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Современные проблемы науки и образования

Все о современных проблемах науки и образования. Данная разработка использовалась при обучении по специальности Менеджмент в образовании.

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы науки и образования»

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования

«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»

Контрольная работа по дисциплине

«Современные проблемы науки и образования»

Выполнил слушатель 17 группы

программы профессиональной переподготовки

Зачетная работа по теме: «Проблемы Российского образования и пути их решения»

Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания общества нелегкий, и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают сложности, которые необходимо преодолеть. Нелегко создать здоровую систему образования. В современном образовании есть много чего не было когда-то, и тем не менее, сложно сказать, что данная система является идеальной.

В первую очередь, в образование пытаются внедрить новые понятия, методы и т.д., часто они заимствованы с Запада, и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту, и отсутствия эффективности в обучении. Еще одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике, и сразу в масштабных размерах. Это приводит часто к нежелательным последствиям.

Один большой недостаток образования заключается в том, что образование требует много средств, а значит, снижаются шансы, чтобы каждый мог учиться, потому что у него недостаточно для этого денег. Сложная программа обучения еще один недостаток современного образования. Несмотря на то, что современные дети более продвинутые, им все равно приходиться достаточно сложно выучить сложный материал, который иногда оказывается сложным для самих родителей.

Сложности предоставляет и система оценка знаний путем тестирования и проведения контрольных. Несмотря на современные способы проверки и оценки знаний, результаты являются не объективными. Неправильно требовать хороших результатов при сдаче экзаменов, в то время, как над самим процессом обучения не ведется четкий и серьезный контроль.

На тему проблемы в современном образовании можно говорить много, и даже сложно понять, кто в этом виноват. Возможно, виноваты мы сами, потому что для нас создаются условия, чтобы мы могли учиться и получать знания, но мы не ценим это соответственно. Вероятно, нам просто не хватает мотивации, потому, что мы не видим итоговое практическое применение своих знаний.

Сегодня в мире существует много проблем, но нужно начинать их решать именно с воспитания и образования, но мало кто точно знает все основные проблемы современного образования и пути их решения, так как часто люди заняты не тем чем нужно. Если не решить данную проблему, то нет смысла начинать решать другие проблемы, так как все они вернуться обратно. Ум человека, его мысли и чувства – это самое важное и часто на это влияет наша система образования.

Оценивание каждого человека по отдельности

Самая главная ошибка и проблема современного образования, это оценивание каждого ученика по отдельности и по одинаковым критериям. Мы не роботы, мы люди, у кого-то развита лучше память, логическое мышление, а у кого-то творческое. Нельзя одного человека называть отличником, а другого умственно отсталым ребенком. Даже учитесь сегодня, не может быть точно уверенным в правильном ответе, так как знания устарели и нужны новые ответы на вопросы.

Чтобы проблемы современного образования исчезли, нужно сделать общее оценивание всего класса. Тогда каждый ученик не будет эгоистически работать на свою собственную оценку, а начнет помогать соседу по парте и всему классу улучшить поведения и знания в том или ином предмете. Когда будет одна оценка для всего класса, дети начнут учиться работать в группе и вместе обучаться новым знаниям и ответам.

Запрет споров и нескольких вариантов ответов

Также существует еще много проблем современного образования, но есть одна ужасная проблема, которую нужно срочно решить. Каждый преподаватель, каким бы он профессором или ученым не был, не может сегодня точно сказать правильный ответ. Нельзя запрещать детям, спорить с учителем, так как каждый ребенок может найти быстрее новый и свежий ответ на вопрос, чем учитесь.

Также проблемы современного образования, нужно решать сегодня и разрешить каждому ученику спорить с учителем и опровергать его мнение, если тот знает более точный и правильный ответ. Когда учитель говорит об одном устаревшем ответе как о правильном, каждый ученик, может встать и сказать, что учитель неправ и доказать свою точку зрения и правильный ответ. Нельзя как сегодня подчиняться только лишь мнению учителя, так как ни один умный человек не может сегодня быть уверен в точности своего ответа. Мир меняется, и новые ответы приходят ежедневно.

Сегодня ученику не обязательно сидеть в классе с другими детьми, особенно если он себя не комфортно с ними чувствует и не может обучаться в шуме и неправильном поведении некоторых учеников. Чтобы проблемы современного образования исчезли, нужно придумать новые пути их решения и не использовать устаревшие методы еще 18-19 веков.

Сегодня чтобы обучение стало быстрее, проще и лучше, нужно решить все основные проблемы современного образования, начать также нужно с разрешения дистанционного образования. Каждому ученику можно разрешить обучаться дома через компьютер и Интернет. Сегодня есть возможность учителю создавать свою комнату для видео связи с учениками, давать им задания и проверять работу через Интернет, сидя у себя дома. Тогда каждый ученик будет творчески подходить к тому или иному вопросу и сам искать нужные ответы и доказывать их.

Сегодня каждый ученик на контрольной работе и при любом вопросе учителя за партой все равно заходит в Интернет, чтобы увидеть там точный ответ. Так зачем же это скрывать, тратить деньги на образование, строительство учебных заведений, если любой учитель, может обучать своих учеников сидя дома, а не на работе.

Точно также, как и ученики, которым будет комфортнее себя чувствовать в привычной их обстановке, в спокойствии и тишине. Вот так нужно решать наши проблемы современного образования, а иначе ничего в нашем мире не измениться в лучшую сторону, используя устаревшие методы, способы и знания, которые некуда применить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector