0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальное дефектологическое образование что сдавать

Специальное дефектологическое образование: профили, нюансы и перспективы

Дефектологи — специалисты, которые занимаются обучением, воспитанием и социализацией детей с отклонениями в развитии, проблемами со здоровьем, эмоциональными нарушениями. Также они могут работать со взрослыми — в частности, с людьми, которые потеряли зрение или слух, столкнулись с нарушениями речи после болезни или травмы.

Это очень востребованная профессия, но она подходит немногим — именно поэтому важно внимательно изучить ее особенности, прежде чем получать специальность.

Профили специального дефектологического образования

Вы можете пройти обучение по общей программе и получить квалификацию «педагог-дефектолог». Но можно выбрать и более узкий профиль:

  • Логопед изучает и исправляет нарушения речи, а при ее отсутствии — стимулирует развитие. Чаще всего он трудится в сфере дошкольной дефектологии, но также может работать со школьниками и даже со взрослыми, у которых появились нарушения речи из-за травм, инсульта и пр.
  • Сурдопедагог занимается обучением слабослышащих, глухих и глухонемых детей. Также он работает со взрослыми, потерявшими слух. В список обязанностей этого специалиста может входить обучение жестовому языку, помощь в развитии остаточного слуха и в адаптации слабослышащих и глухих людей в обществе.
  • Тифлопедагог работает со слабовидящими и слепыми людьми, специализируется на компенсации, коррекции, восстановлении функций зрения.
  • Олигофренопедагог обучает и помогает в адаптации и воспитании детей с ДЦП, аутизмом, задержкой психического и умственного развития. Также он работает со взрослыми людьми с интеллектуальными и психологическими нарушениями.

Программы по теме

Чтобы работать по этим профилям, необязательно 5 лет учиться в вузе на соответствующем факультете. Если у вас есть педагогическое или психологическое образование, вы можете получить профессию дефектолога и на курсах профессиональной переподготовки. В этом случае обучение продлится около полугода.

Какими качествами и навыками должен обладать дефектолог?

  • Тактичность. Нужно уметь правильно общаться не только с детьми, но также с их родителями.
  • Внимательность. Важную роль может сыграть даже минимальный сдвиг в обучении и развитии особого ребенка — и его нужно вовремя заметить.
  • Способность работать с большим объемом информации. Дефектологу нужно изучать не только педагогику, но также психологию и медицину, знакомиться с новыми исследованиями и методиками.
  • Целеустремленность и настойчивость. На достижение значительного прогресса могут уйти месяцы работы, но дефектолог не должен опускать руки.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение анализировать. Дефектолог отслеживает результаты каждого этапа обучения, чтобы своевременно корректировать подход.
  • Коммуникабельность.
  • Энергичность и оптимизм. Конечно, дефектолог должен быть осторожен в прогнозах — но это не значит что нужно отказываться от позитивного отношения к ситуации. Если специалист настроен негативно, уверен, что обучение не даст результатов, ребенок может это почувствовать — и тогда прогресса будет труднее добиться.

Где учат на дефектолога?

Классическое образование по этой специальности можно получить в вузе или колледже. В учебных заведениях открыты как общие направления (коррекционная педагогика), так и узкоспециализированные (логопедия, тифло- и сурдопедагогика и пр.) Если вы планируете окончить специалитет, магистратуру или бакалавриат по этой специальности, узнайте, где отучиться на дефектолога в вашем городе.

Если вы уже окончили вуз или колледж и получили профессию психолога или педагога, необязательно снова тратить несколько лет на обучение. В АНО «НИИДПО» есть программы специального дефектологического образования: курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Благодаря им вы сможете получить новую профессию (дефектолог) или более узкую специальность — например, стать логопедом или сурдопедагогом. Обучение проходит полностью дистанционно*, диплом о переподготовке или удостоверение о повышении квалификации вам вышлют почтой.

Чтобы начать учебу, не нужно никуда ехать, сдавать тесты или проходить экзамены. Для вашего удобства мы детально описали процесс поступления на сайте.

Перспективы: куда пойти работать?

После прохождения курсов переподготовки на учителя-дефектолога можно устроиться на работу в школу. Обучение дошкольной дефектологии даст вам возможность поработать в государственном или частном детском саду.

Дефектологи нужны в спецшколах и коррекционных классах, интернатах и детских домах, медицинских, научно-практических и реабилитационных центрах, школах скорочтения и развития речи и пр.

Многие специалисты, особенно логопеды, успешно ведут частную практику и занимаются с детьми в индивидуальном порядке. Если у дефектолога появляется много клиентов, со временем он может открыть собственный центр или частный детский сад для особых детей и развивать бизнес.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Как получить профессию логопеда

«Все профессии нужны, все профессии важны», гласит известная поговорка, и логопед – не исключение.

Высшие учебные заведения выпускают достаточное количество подготовленных специалистов этой сферы, однако перенасыщения данной профессией нет. Это связано с тем, что становится всё больше детей, нуждающихся в корректировке речи и профессия логопед очень востребована сейчас.

Какие качества необходимы

Логопед – достаточно интересная работа, требующая усидчивости. Процесс корректировки речи – длительный, невозможно добиться значительных успехов за короткий срок. К тому же, представители этой профессии часто работают с совсем маленькими детьми, которых нужно уметь занять.

Хороший логопед одновременно должен сочетать несколько профессиональных характеристик. Он должен быть:

  • отличным психологом – к каждому ученику нужен свой подход;
  • терпеливым учителем – ни у одного человека не получится идеально выговорить проблемный звук в первые несколько занятий;
  • опытным врачом – чтобы решить проблему, нужно распознать, что именно требует корректировки или лечения.

Помимо этого, профессия обязывает вести документацию. У хорошего специалиста всегда много клиентов и к каждому применяется своя методика, прогресс которой нужно внимательно отслеживать и записывать – поэтому такой человек должен иметь хотя бы базовые сведения о самоорганизации.

Какие предметы необходимы для поступления

Как стать логопедом? Чтобы поступить в один из медицинский ВУЗов (примеры которых – ниже), вам необходимо сдать следующие предметы:

  • русский язык;
  • биология (самый важный предмет – профильный);
  • обществознание, математика или литература (что сдавать – зависит от конкретного ВУЗа, однако большинство студентов сдавало обществознание).

Поскольку биология считается основным предметом при поступлении, именно количество баллов по сданному экзамену решает, сможет ли человек претендовать на бюджетное место.

Важный нюанс! При поступлении вы должны предъявить не только стандартный набор медицинских справок, но и особую – от дефектолога (логопеда).

Не забудьте о собеседовании. Это обязательный этап, именно во время него вы продемонстрируете, насколько заинтересованы учиться именно на этом факультете. Не пренебрегайте подготовкой: заранее заготовьте основные тезисы, на которых построите грамотную устную речь.

Где учиться

Думая, как стать логопедом, многие решают отправиться на обычные курсы. Однако они не дадут вам права официально заниматься этим видом деятельности. Лучше всего поступить в какой-то именитый ВУЗ на дефектологический факультет, отучиться, а затем иметь местом работы престижное медицинское учреждение.

Можно рассматривать курс, если у вас уже есть педагогическое образование. Вы просто доучите необходимые дисциплины на курсах (лучше всего выбирать курсы от лучших ВУЗов страны). Обратите внимание на факультеты, занимающиеся переподготовкой специалистов. Есть курсы, которые длятся всего 1000 часов (если вы не хотите терять несколько лет на заочном обучении).

В Москве факультеты дефектологии есть на базе МПГУ и МГГУ им. Шолохова, в Санкт-Петербурге – на базе факультетов университета им. Герцена, института Валленберга, ЛГУ им. Пушкина.

Учтите, что нельзя получить специальность «Логопед» с помощью учебы в колледже. Если вы решили уйти после 9 класса, то направляйтесь в обычный педагогический колледж, после которого вы сможете поступить на выбранную ВУЗовскую специальность и получить профессию логопеда.

Какие предметы изучаются

Логопедия объединяет сразу несколько аспектов личности. Вы частично ознакомились с характеристиками, необходимыми для того, чтобы овладеть профессией, в блоке «Какие качества необходимы». Но дефектологический факультет предполагает обширную программу, позволяющую развить эти навыки, чтобы успешно овладеть этой профессией.

Будущие логопеды знакомятся со следующими дисциплинами:

  • основы педагогического образования – потому что логопед обязан уметь контактировать с детьми;
  • основы психологии, причем не только детской, но и взрослой;
  • анатомия и медицина.

Более точную программу подготовки можно прочитать на сайте конкретного ВУЗа. Некоторые предметы могут меняться.

Где можно работать

Многие считают, что логопед может работать только в детском саду или поликлиниках. Однако это вовсе не так: существует множество мест, куда можно податься с таким дипломом и огромным желанием помогать людям.

Итак, самое распространённое место работы, конечно же, любое детское учреждение, где сотрудничают с детьми дошкольного возраста и их родителями. В детском саду логопед часто работает не только с отдельными малышами, но и со всей группой, иногда контролирует даже несколько. На его плечах лежит и проверка правильности исполнения должностных обязанностей прочих воспитателей.

Хороший логопед может податься в специализированные центры помощи детям с нарушениями речи. Обычно такие учреждения объединяют усилия сразу нескольких специалистов; например, нарушения речи нередко замечаются у детей с отклонениями, поэтому в таких центрах с ребятами занимается не только логопед, но и прикрепленный психолог.

В детских поликлиниках логопеды принимают детей в возрастном диапазоне от 2 до 14 лет.

Если вы чувствуете, что пора заняться делом основательно и профессионально, вы можете открыть собственный медицинский кабинет. Для этого необходимо зарегистрироваться как ИП (индивидуальный предприниматель) или как организация. Однако такой подход влечет за собой множество трат. Особенно это заметно на первых порах, когда вас ещё никто не знает, а за аренду помещения нужно платить. Обязательные расходы включают в себя налоги и рекламу.

Из-за этого немалое количество логопедов ведут приемы у себя на дому. Естественно, это нелегально. Альтернативный вариант – заключение договора с медицинский учреждением.

Например, несколько часов вы работаете с группами детей, а остальное рабочее время уделяете коммерческой деятельности. Точные условия зависят от клиники и популярности конкретного логопеда, ведь из-за известного специалиста в учреждение могут приходить новые клиенты, что выгодно для его руководства.

Логопед – это профессия для усидчивых, внимающих людей, тонко чувствующих своих клиентов. По большей части вам придется работать с детьми, но приготовьтесь и к более взрослым пациентам. Логопед обязан уделять внимание не только профильному предмету (дефектологии), но и изучать педагогику, психологию, анатомию и медицину, поэтому специальность логопеда в любом ВУЗе включает в себя изучение вышеперечисленных предметов.

Чтобы поступить в педагогический ВУЗ, необходимо сдать несколько экзаменов, среди которых – русский и биология (обязательно). Третий предмет выбирается ВУЗом, обычно это обществознание, литература или математика.

Специальное дефектологическое образование что сдавать

АБИТУРИЕНТУ

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология»)

Паспорт образовательной программы

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология»)

Обучение ведется на русском языке

1. Биология (минимальный балл: 40)

2. Математика (профильный уровень) (минимальный балл: 39)

3. Русский язык (минимальный балл: 40)

Поступающие на базе среднего профессионального образования или высшего образования имеют право сдавать вступительные испытания, проводимые университетом самостоятельно

Места за счет ассигнований федерального бюджета – 15 (очная форма обучения), 20 (заочная форма обучения)

Места по договорам об оказании платных образовательных услуг – 15 (очная форма обучения), 30 (заочная форма обучения)

Места за счет ассигнований федерального бюджета – 69,48

Места по договорам об оказании платных образовательных услуг – 48,11

Очная форма обучения — 4 года

Заочная форма обучения — 4.5 года

Программа направлена на подготовку высококвалифицированных педагогов-дефектологов для работы с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития, обладающих современными научными знаниями и владеющих эффективными технологиями решения фундаментальных и прикладных задач дошкольной дефектологии в условиях изменчивой инновационной среды системы образования, подготовленных к профессиональной деятельности и продолжению профессионального образования.

В связи с увеличением числа лиц с различными отклонениями в психофизическом развитии и расширением сети специальных учреждений для них, выпускники направления «Специальное (дефектологическое) образование» являются чрезвычайно востребованными. Большинство наших выпускников работают логопедами, а также учителями-дефектологами в детских садах разного вида (общеразвивающего, компенсирующего, коррекционного), в школах, медицинских учреждениях и частных детских садах, центрах развития ребенка.

Смолярчук Инесса Викторовна – кандидат психологических наук, доцент. Сфера профессиональных интересов: инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Андреева Алена Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент. Сфера профессиональных интересов: психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушениями, психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, работа с семьей ребенка с ОВЗ.

Боровцова Лариса Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент. Сфера профессиональных интересов: разработка научных представлений о различных формах речевых нарушений, создание эффективных методик их преодоления.

Исаева Светлана Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент. Сфера профессиональных интересов: психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха, расширение познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышение эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе.

Мелехова Виола Михайловна – кандидат психологических наук, доцент. Сфера профессиональных интересов: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: реабилитация лиц с ОВЗ.

Милованова Надежда Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент. Сфера профессиональных интересов: психолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра; психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ.

Можейко Анна Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий территориальной ПМПК г. Тамбова.

Васильева Людмила Ивановна – заведующий МБДОУ «Детский сад № 28 Золотой петушок» г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Аленушка» г. Тамбова.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» Тамбовской обл., п. Строитель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Звоночек» г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Малютка» г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Золотой петушок» г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 г. Тамбова.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 «Пчелка» г. Тамбова.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Непоседы» Тамбовской обл.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56 «Гусельки» г. Тамбова.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 «Заинька» г. Тамбова.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» г. Котовска.

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад №71 «Незабудка» г. Тамбова.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Тамбов;

Центр адаптации с психолого-логопедическим сопровождением ООО «Почемучка»;

ТОГБУ «Центр психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования»;

МБДОУ «Детский сад №5 «Аленушка»;

МБОУ СОШ г. Котовска Тамбовской обл.;

МБДОУ Платоновский детский сад;

Семейный клуб «Солнечный Ветер» г. Тамбов;

Центр развития «Солнечный лучик» г. Тамбов;

Центр детского развития Планета Знаний г. Тамбов

Хочется выразить слова благодарности педагогам кафедры за те знания и практический опыт, которые нам дали за время обучения в ВУЗе. Приятно осознавать, что не только в процессе обучения, но и после окончания его, можно получить ценный практический совет от преподавателей, взаимодействовать с ними уже на профессиональном уровне.

Важным было то, что обучение специальности заключалось не только в получении теоретических знаний, но и в том, что мы довольно часто выходили за пределы университета: в МБДОУ, интернаты, Центры, где мне удалось получить уникальный опыт и овладеть азами будущей профессии.

Специальное (дефектологическое) образование (бакалавриат)

Паспорт направления

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

Получаемая квалификация: бакалавр

Поступление 2020

Профили: Начальное образование

Вступительные испытания

Русский язык

Минимальный балл: 40

Биология

Минимальный балл: 40

Обществознание

Минимальный балл: 42

Проходные баллы прошлых лет

Количество мест для приёма в 2020 году, сроки и стоимость обучения

* стоимость указана по состоянию на 2019 год; стоимость для поступающих в 2020 году будет объявлена позднее

Информационные материалы

Будущие профессии

  • Дефектолог
  • Логопед

Интересные предметы

  • Общая психология
  • Педагогика
  • Специальная педагогика
  • Специальная психология
  • Логопедическая ритмика
  • Логопсихология
  • Логопедические технологии
  • Основы речевой культуры дефектолога
  • Медико-биологические основы дефектологии
  • Формы логопедической работы
  • Методика развития речи дошкольников (специальная)
  • Методика обучения изобразительной деятельности
  • Этнопедагогика в логопедической деятельности
  • Психология семьи и семейных отношений

База практик/стажировок

  • ГБОУ СОШ № 654 имени А.Д. Фридмана (дошкольное подразделение «Семицветик»)
  • ГБОУ Гимназия №1530 «Школа Ломоносова»
  • ООО «Центр развития ребенка «Росток»»
  • ГБОУ г. Москвы «Школа № 1321 «Ковчег»
  • ООО «ЦР «Детский Университет»»
  • ГБОУ «Школа № 2116 «Зябликово»
  • ООО «ЦР «Детский Университет»»
  • полный список баз практик

Медицинская справка

Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) проходят поступающие на обучение по направлениям подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
14 августа 2013 г. № 697 , поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра в соответствии с перечнем врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований, установленным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – приказ Минздравсоцразвития России). Медицинская справка признается действительной, если она получена не ранее года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний.

В случае не представления поступающим либо недействительности медицинской справки, отсутствия в ней полностью или частично сведений о проведении медицинского осмотра, соответствующего требованиям, установленным приказом Минздравсоцразвития России, университет обеспечивает прохождение поступающим медицинского осмотра полностью или в недостающей части в порядке, установленном указанным приказом. Информация о времени и месте прохождения медицинского осмотра размещается на официальном сайте.

В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздравсоцразвития России, Университет обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в организации и последующей профессиональной деятельности.

Методическое сопровождение образовательной программы

Информация, касающаяся учебного процесса, размещена в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации.

Специальное дефектологическое образование что сдавать

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Описание деятельности

Среди множества профессий, необходимых для полноценного существования и развития общества, особое место занимает профессия дефектолога, призванная оказывать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Подготовка людей к активной и самостоятельной жизни в обществе, их социализация напрямую связана с профессиональной деятельностью дефектолога. Дефектолог – так традиционно называют педагогов «особых» детей, а также помощников взрослых, испытывающих в силу проблем со здоровьем трудности приспособления к жизни. «Особые» дети – это такие же смышленые и жизнерадостные ребята, но требующие большего внимания, индивидуальных занятий, направленных на компенсацию имеющихся трудностей обучения и развития. Вот с такой группой детей занимаются дефектологи. Логопед (нейродефектолог) – специалист по преодолению нарушений речи у детей и взрослых, востребованный во все времена, поскольку умение правильно и красиво говорить является залогом полноценного личностного развития человека. В современном обществе за помощью к логопеду обращается огромное количество людей всех возрастных групп: от самых маленьких, которые только учатся говорить, до взрослых состоявшихся людей, речевой дефект которых мешает их карьерному росту или не позволяет заниматься любимым делом.

Важные учебные предметы

  • Логопедия.
  • Логопедические технологии.
  • Специальная психология и специальная педагогика.
  • Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и ЗПР.
  • Психопатология.
  • Невропатология.
  • Возрастная анатомия и физиология.
  • Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения.
  • Нейрофизиология.
  • Психолого-педагогическая диагностика и др.

Профессиональная деятельность

Логопед, дефектолог в логопедических кабинетах поликлинических служб, стационарах для лечения нарушений речи и других высших психических функций, центрах патологии речи и нейрореабилитации, дошкольных и школьных образовательных учреждениях, центрах психолого-медико-педагогического сопровождения, а также в социальных учреждениях и службах; специалист по технике речи в студиях актерского мастерства, учебных центрах средств массовой информации; специалист в области коррекции речи в центрах адаптации для людей, имеющих проблемы речи, коммуникации, слуха, зрения, двигательной сферы; специалист в области коррекции речи и других психических функций для индивидуальной подготовки детей к обучению в школе и последующего сопровождения.

Сроки обучения:

Сроки обучения зависят от вашего базового образования.
На базе среднего общего (СОО) и начального профессионального (НПО) образования — полный срок обучения 5 лет.
На базе среднего профессионального (СПО) и высшего (ВО) образования — возможно ускоренное обучение.

Вступительные испытания:

  • Собеседование по естественным наукам о человеке и ортокоммуникации
    Минимальный балл — 60
  • Биология
    Минимальный балл — 40
  • Русский язык
    Минимальный балл — 40

На базе среднего общего образования сдается ЕГЭ по указанным дисциплинам.
На базе среднего профессионального, высшего, начально-профессионального (со средним общим) образования — сдаются тестирования по указанным дисциплинам.

Стоимость за 2018/19 учебный год:

Оплатить обучение Вы можете за месяц, семестр или год. Через Интернет по банковской карте или переводом через банк.

Каждый студент, обучающийся на контрактной основе, знает, что вовремя проведенная оплата – гарантия дальнейшей учебы.

По вопросам, связанным с договорами и оплатой обучения, Вам ответят специалисты сектора платных услуг .

Специальное (дефектологическое) образование. Дефектолог: где и кем работает

В высших учебных заведениях поступающим предлагается широкий перечень направлений подготовки. Одна из специальностей, которую можно увидеть в некоторых университетах, академиях и институтах, – это «Специальное (дефектологическое) образование». Люди, отучившиеся на этом направлении, считаются уникальными и востребованными специалистами в современном мире. В каких вузах предлагается это направление подготовки? Кем работают выпускники, освоившие образовательную программу и получившие дипломы?

Дефектологическое образование: сущность направления

Дети и взрослые с ограниченными возможностями нуждаются в квалифицированной помощи специалистов. Ее оказывают подготовленные педагоги-дефектологи. Такую профессию получают люди после завершения обучения в вузах по направлению «Дефектологическое образование».

Во время учебы каждый студент изучает немало дисциплин. В их число входит и «Педагогика», и «Психология», и «Медико-биологические основы дефектологии», и «Клиника интеллектуальных нарушений», и т. д. В результате освоения программы человек может заниматься коррекционно-педагогической и консультативно-диагностической деятельностью:

  • корректировать нарушения развития;
  • разрабатывать индивидуальные образовательно-коррекционные программы;
  • изучать особенности психофизического развития и потребности лиц с ограниченными возможностями;
  • давать рекомендации лицам с ограниченными возможностями, членам их семей.

Профили специального (дефектологического) образования

Поступая на направление «Дефектологическое образование», абитуриенты, как правило, делают выбор между профилями. Их количество зависит от вуза. К примеру, поступающим на бакалавриат могут предлагаться следующие профили:

  • «Специальная психология»;
  • «Логопедия»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Олигофренопедагогика».

Для получения более глубоких знаний во многих вузах по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» создана магистратура. Программы подготовки встречаются следующие:

  • «Инклюзивное образование»;
  • «Педагогическое и психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
  • «Логопедия (образование лиц, имеющих нарушение речи)»;
  • «Инновационные технологии в дефектологическом образовании».

Актуальность специальности в современном мире

Университеты, академии и институты, имеющие специальность «Дефектологическое образование», приглашают студентов на обучение. Члены приемных комиссий, преподаватели говорят об ее актуальности, ведь в настоящее время является довольно острой проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 9–11 % лиц из числа детской популяции нуждаются в помощи педагогов-дефектологов. Помощь также необходима некоторым взрослым.

Люди, отучившиеся на направлении «Дефектологическое специальное образование», занимаются развитием, воспитанием и обучением детей с различными проблемами развития, относящимися как к психологической сфере, так и к физической. Направления работы специалистов нацелены на лиц с приобретенными и врожденными нарушениями зрения, слуха, патологиями речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями.

Наличие необходимых личностных качеств

Направление подготовки «Дефектологическое образование» интересное, но оно подходит далеко не всем людям. При выборе этой специальности следует учитывать, что дефектолог должен обладать определенными личностными качествами. Этот специалист должен быть:

  • инициативным;
  • энергичным;
  • доброжелательным;
  • тактичным;
  • уверенным в успешных результатах своей деятельности, применяемой коррекционной программы.

Будущий специалист должен быть оптимистично настроен. Оптимизм у уже работающих людей проявляется в социально активном отношении к субъекту, имеющему ограниченные возможности, к обществу, в которое будут включаться воспитанники, к самому себе.

Получение образования в РНУ

Практически в каждом городе есть вуз, в котором имеется направление «Дефектологическое образование». В Москве их функционирует несколько. Одно из учебных заведений – Российский новый университет (РНУ). Это автономная некоммерческая образовательная организация, существующая с 1991 года.

«Дефектологическое образование» в университете предлагает факультет психологии и педагогики. При поступлении каждому абитуриенту предоставляется возможность выбрать наиболее удобную для себя форму обучения. На дневном отделении занятия проводятся 5 дней в неделю. Пары начинаются в вузе в 9 часов. На заочной форме в Российском новом университете студенты самостоятельно осваивают образовательную программу. Занятия в вузе проводятся 2 раза в год во время сессий, продолжительность которых составляет около 20 дней.

Обучение в МПСУ

Из числа вузов, осуществляющих подготовку педагогов-дефектологов, можно еще привести в пример Московский психолого-социальный университет (МПСУ). Эта образовательная организация тоже является автономным некоммерческим учреждением. Свою деятельность вуз ведет с 1995 года.

Московский психолого-социальный университет, называвшийся ранее институтом, реализует огромное количество современных образовательных программ. Среди них имеется «Дефектологическое образование» на бакалавриате. Предлагается очная, очно-заочная и заочная форма обучения. Магистерские программы для этого направления в вузе не предусмотрены.

Будущее выпускников

Людям, отучившимся по направлению «Дефектологическое (специальное) образование» в вузах и получившим дипломы, можно работать в различных организациях:

  • в образовательных учреждениях всех видов и уровней;
  • в специальных (коррекционных) дошкольных, школьных и медицинских учреждениях;
  • в центрах по оказанию психолого-медико-педагогической и социальной помощи населению;
  • в учреждениях социальной защиты;
  • в благотворительных и общественных организациях по работе с людьми, которые имеют ограниченные возможности.

Выпускников в будущем ждет нелегкая работа. Им при работе с конкретным человеком нужно будет оказать помощь не только ему, но и его близким. Приведем пример. Итак, педагог-дефектолог занимается с ребенком в соответствии с разработанной коррекционной программой. В квалифицированной помощи нуждается и он, и его родители, близкие родственники, ведь семья играет важную роль в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Сущность оказания помощи родителям заключается в консультировании по вопросам развития, обучения, социализации и интеграции ребенка в общество. Таким образом, работа будет трудной, но при этом интересной, поэтому специальность «Дефектологическое (специальное) образование» заслуживает внимания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector