0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальность Клиническая психология специалитет

Специальность «Клиническая психология» (специалитет)

Степень: Преподаватель психологии

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология — профильный предмет, по выбору вуза
  • Иностранный язык — по выбору вуза

Содержание

Психологическое образование – одно из самых востребованных у нас в стране и в мире. Данное направление является более близким к медицинским, чем к социально-психологическим наукам. Оно позволяет проследить, как меняется психическая деятельность человека под воздействием различных отклонений и аномалий. Деятельность клинического психолога направлена не только на преодоление ярко выраженных заболеваний, но и различных ситуаций.

Экзамены при поступлении

Наиболее важным и решающим для абитуриента станет профильный экзамен по биологии. Помимо нее придется сдавать русский язык и (на выбор) математику либо иностранный язык. Студенты, желающие овладеть специализацией, должны иметь от 31 до 71 и выше баллов по ЕГЭ в зависимости от выбранного вуза.

Краткое описание специальности

На первых курсах будут преподаваться предметы, нужные всем без исключения специалистам-психологам. На втором и третьем придется окончательно определиться со специализацией для того, чтобы пройти нужный курс обучения.

Вузы готовят профессиональных психологов с упором:

  • на проблемы семьи и детей;
  • реабилитацию и пенитенциарную работу в исправительных и лечебных заведениях;
  • диагностику и психологическую терапию;
  • работу с людьми в чрезвычайных ситуациях.

Выпускники ориентированы именно на практическую работу с людьми.

Крупные вузы в столице

В Москве представлено около полутора десятков учебных заведений, куда можно подавать документы для получения специальности «Клиническая психология».

Среди учебных заведений популярны и дают хорошую базу:

  • Московский городской педуниверситет;
  • Российский национальный исследовательский медуниверситет им. Н.И. Пирогова Минздрава РФ;
  • Первый государственный Московский медуниверситет им. И.М. Сеченова Минздрава РФ;
  • Московский университет госуправления;
  • Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова.

Сроки и формы обучения

После окончания 11 класса на очной форме студентам придется учиться 5,5-6 лет (в зависимости от заведения), на заочном отделении – на год дольше. Есть варианты вечернего или дистанционного обучения.

Предметы, изучаемые студентами

Дисциплины, необходимые учащимся для полноценного овладения специальностью, можно условно разделать на несколько блоков. Среди них важное место занимает практический блок, который научит применять свои знания в условиях, приближенных к реальной деятельности в медицинских, образовательных, рекреационных и других заведениях.

Студенты получат знания по таким предметам:

  • общеобразовательные предметы, необходимые студенту независимо от направления обучения (социология, этика, культура, история и т.д.);
  • различные направления психологии (общая, социальная, организационная, возрастная, педагогическая, конфликтология и другие);
  • психодиагностика, психотерапия;
  • коррекционная, развивающая психология;
  • психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
  • основы психологического консультирования;
  • блок практикумов.

Получаемые знания и навыки

Выпускники научатся работать не только непосредственно с людьми совершенно разных возрастов, которым нужны консультации и терапия, но и разрабатывать методические указания, программы обследований и коррекции, писать рекомендации.

Перечень умений, важных для клинического психолога, очень обширен:

  • проведение психодиагностики на выявление отклонений и особенностей личности;
  • составление программ работы, разработка рекомендаций по лечению и восстановлению;
  • осуществление коррекции внутреннего состояния взрослых и детей, а также их межличностного и внутрисемейного взаимного непонимания;
  • оказание психологической помощи заключенным, людям из групп риска, родителям, чьи дети оказались в непростой ситуации;
  • помощь подопечным в налаживании социальных связей;
  • проведение консультаций для разных социальных и профессиональных групп – родителей, медицинского персонала, подследственных и заключенных;
  • оказание психологической помощи в условиях ЧП;
  • проведение исследований в рамках различных экспертиз (судебно-медицинской, военно-психологической и т.д.);
  • делать анализ результатов проведенных исследований и экспертиз, выдавать заключения.

Кем работать

Спектр сфер деятельности, в которых будет полезен выпускник этой специализации, чрезвычайно широк. Навыки психолога пригодятся в сфере обучения, дефектологии, реабилитации, для решения семейных проблем, преодоления конфликтов в коллективе.

Выпускникам стоит задуматься о работе по таким направлениям:

  • валеолог (специалист по физическому и духовному здоровью);
  • социальный, семейный и даже спортивный психолог;
  • педагог по коррекции или реабилитации, специалист-дефектолог, патопсихолог;
  • конфликтолог;
  • инспектор в органах по социальной защите;
  • нейропсихолог и множество других направлений.

Начальная зарплата психолога в процессе первого года-двух работы может составить всего 15-20 тыс. рублей (например, столько будет зарабатывать психолог в детском саду). Заработок повышается с опытом, а в частных центрах и консультационных кабинетах он больше, чем в государственных структурах. Валеолог сможет рассчитывать на сумму, аналогичную зарплате медработника, а специалист с 5-летним опытом вряд ли станет работать за сумму, меньшую 30 тыс. рублей. Зарплата консультирующего психолога может составлять 20-50 тыс. рублей.

Продолжение обучения по специальности

Программа дает навыки для плодотворной самостоятельной работы по специальности. Однако, при желании совершенствовать свои деловые качества, повысить уровень знаний, можно поступать в магистратуру или аспирантуру по этому или другому психологическому направлению. Магистратура будет обязательна тем, кто нацелен на научную или преподавательскую деятельность в будущем или хочет работать за рубежом, где ценится уровень магистра.

Специальность Клиническая психология специалитет

Руководитель — заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии, профессор, доктор психологических наук, Тхостов Александр Шамилевич.

Клиническая психология – одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся направлений современной психологии. Вместе с тем, клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессиональной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

В нашей стране клиническая психология сформировалась в последние три десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику. Прежде всего, это признанные всем мировым психологическим сообществом такие области психологии как нейропсихология и патопсихология, а также сформировавшиеся несколько позже – психология телесности (психосоматика), психология аномального онтогенеза, психологическая коррекция, психология здоровья. В зарождении и становлении нейро- и патопсихологии решающую роль сыграли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладатели многих международных наград, основатели нашей кафедры – Александр Романович Лурия и Блюма Вульфовна Зейгарник.

Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья. Наряду с этим клинические психологи решают многообразные практические задачи в разных сферах жизни (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению). В центре внимания клинической психологии – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими современных комплексных мер профилактики и преодоления не только заболеваний, но и различных состояний дезадаптации человека.

Социальная значимость клинической психологии выражается и в том, что в Психологических ассоциациях различных стран мира около 60% составляют клинические психологи. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой (пока единственной) области психологии в качестве отдельной самостоятельной специальности.

Осваивая фундаментальные общепсихологические и клинико-психологические дисциплины, студенты знакомятся с прикладными предметами, посвященными специальным аспектам будущей профессии. Особое внимание уделяется обучению различным диагностическим методикам и приемам психологического воздействия. Важным элементом подготовки являются специальные практикумы, которые проводятся непосредственно на базе разных медицинских и образовательных учреждений (Центр психического здоровья, НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, Клиника нервных болезней, НИИ психиатрии, Детская психиатрическая больница № 6 г. Москвы, педиатрические учреждения, школы, центры коррекционного обучения и др.). Студенты только нашей специальности обучаются навыкам применения диагностических и психокоррекционных методик в реальной ситуации общения с больными, вырабатывают навыки индивидуальной и групповой работы, как с больными, так и со здоровыми людьми.

Междисциплинарный характер основ нашей специальности на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин (клинической медицины, анатомии, физиологии, психофармакологии, генетики, высшей математики и т.д.) позволяет студентам приобретать солидную теоретическую базу для дальнейшего профессионального роста. Фундаментальный характер образования мы стремимся сочетать с солидной практической подготовкой студентов. Дипломные работы выпускников представляют собой, как правило, полноценные исследования с серьезной проработкой теоретических основ и решением значимых четких задач научно-практического характера.

В рамках специальности «Клиническая психология» осуществляется подготовка студентов по таким специализациям как:

  • нейропсихология;
  • патопсихология;
  • психосоматика и психология телесности;
  • психология аномального развития;
  • психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинические психологи могут выполнять самые различные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и др.

В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.

Клинические психологи активно включаются в решение круга задач охраны психического здоровья подрастающего поколения, работая в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.

Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

Преподаватели и сотрудники отделения клинической психологии, в структуру которого входят кафедра нейро- и патопсихологии, лаборатория нейропсихологии нашего факультета, филиал кафедры в Центре психического здоровья РАМН, стараются сегодня реализовать в своей работе традиции педагогической и научной деятельности, заложенные основателями клинической психологии.

Дисциплины специальности «Клиническая психология»:

  • Патопсихология
  • Нейропсихология
  • Психиатрия
  • Неврология
  • Основы психосоматики
  • Психология аномального развития
  • Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
  • Психология реабилитации и восстановления ВПФ
  • Нейропсихология детского возраста
  • Проективные методы клинической психологии
  • Клиническая психология в экспертной практике
  • Психология телесности
  • Психология отклоняющегося поведения
  • Психофармакотерапия
  • Учение о неврозах
  • Личностные расстройства
  • Профилактика наркоманий и алкоголизма
  • Базовые теории и методы психотерапии
  • Методы диагностики развития в норме и патологии
  • Клиника внутренних болезней
  • Методологические проблемы клинической психологии

Обязательные спецпрактикумы:

  • Практикум по патопсихологии
  • Практикум по нейропсихологии
  • Практикум по психологической коррекции и психотерапии
  • Практикум по коррекционно-развивающему и восстановительному обучению
  • Практикум по психосоматике
  • Практикум по детской клинической психологии

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский

37.05.01 Клиническая психология

Специалитет

Направление: Клиническая психология

Профиль: Клинико-психологическая помощь ребенку и семье

Получаемая квалификация: Специалист. Клинический психолог

Область профессиональной деятельности:

в здравоохранении: охрана и укрепление здоровья населения через предупреждение и преодоление соматических и нервно-психических болезней, восстановление здоровья и социально-трудовая реабилитация и адаптация больных, диагностика болезней и патологических состояний, психокоррекционные и психотерапевтические формы влияния на личность, участие в решении различных экспертных вопросов.

в сфере образования: профессиональное обучение и психологическое сопровождение образовательного процесса детей и взрослых

социальная сфера: экспертная деятельность и организация коррекционно-развивающей и реабилитационной помощи лицам с ограниченными возможностями;

психологическое сопровождение профессиональной деятельности: подбор и расстановка кадров, профилактика эмоционального выгорания сотрудников и представителей самых различных профессий (от воспитателей детских садов до летчиков-космонавтов);

в сфере организации и оказания экстренной помощи населению в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

правоохранительная и правозащитная сфера: психологическая экспертиза в практике юриспруденции и криминалистики, профилактика отклоняющегося поведения, социальная реабилитация

Наиболее важные профессиональные компетенции направления:

– умение выявлять и анализировать информацию о потребностях

пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)

помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-

– умением самостоятельно проводить обследование психических

функций, состояний, свойств личности и интеллекта, а также

психологических проблем, конфликтов, уровня и способов адаптации,

личностных ресурсов и межличностных отношений в соответствии с

психодиагностическими задачами и этико-деонтологическими нормами,

обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением

информационных технологий), интерпретировать результаты

– владение необходимыми технологиями клинико-психологических вмешательств – индивидуальной, групповой и семейной психотерапии и консультирования

– умение квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебной, военной, медико-социальной, медико-педагогической), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя

– способность и готовность к применению основных технологий диагностики, психопрофилактики, реабилитации, психотерапии и психологической коррекции аномалий психического развития у детей, подростков и юношей

– способность и готовность к применению современных процедур

и технологий диагностической, психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей, консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих отклонений у детей и подростков с целью их коррекции

Варианты трудоустройства выпускников:

здравоохранение — все типы лечебных и лечебно-профилактических учреждений (психиатрические и соматические клиники и больницы различной специализации, медицинские, реабилитационные, оздоровительные и психологические центры) и частная практика в центрах семейного консультирования и психотерапии

образование — детские дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, университеты, институты, детские санатории-профилактории, интернаты для детей с задержкой и недоразвитием психики, центры коррекционной и лечебной педагогики, службы охраны семьи и детства

органы социальной защиты населения — центры занятости, службы по подбору кадров, учреждения социальной помощи населению, службы планирования семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, службы помощи в кризисных состояниях

органы правопорядка и правозащиты — экспертные службы, отделы по отбору, адаптации кадрового состава, рекреационные и реабилитационные подразделения

производственные и коммерческие предприятия различных форм собственности, кадровые службы, обучающие и тренинговые подразделения

Срок обучения: 5 лет 6 месяцев

Форма обучения: очно

Вид конкурса: бюджет/договор

Вступительные испытания: Биология, Русский язык, Математика

Клинический психолог: плюсы и минусы профессии

Журналы «Forbes» и «Деньги» внесли в список перспективных профессий XXI века такую специальность, как клинический психолог. Данная специализация относится как к области медицины, так и к психологии. За рубежом она уже успела завоевать популярность, а в России такая тенденция только зарождается. Выпускники школ, подходящие серьезно к выбору будущей профессии и изучая подобные списки и рейтинги, стали задаваться вопросом: «Клинический психолог: кто это, чем он занимается?». Ответ на поставленный вопрос раскрыт ниже в статье.

Общие сведения

Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.

На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований. Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны. Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.

Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:

  • Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
  • Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
  • Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:

  • Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
  • Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
  • Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
  • Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
  • Возможность открытия собственного дела.

Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:

  • Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
  • В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
  • Эмоциональная напряженность;
  • Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.

Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:

  1. Вирусоносительство.
  2. Нервно-психические заболевания.
  3. Хронические мигрени.
  4. Нарушения речи, зрения и слуха.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Проблемы с памятью и вниманием.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений. Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

  • Гуманитарный склад ума;
  • Аналитическое мышление;
  • Широкий кругозор;
  • Умение находить подход к человеку;
  • Склонность к работе с массивами информации;
  • Наличие лексического навыка;
  • Логические способности;
  • Умение концентрировать внимание;
  • Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Место работы

Благодаря обширным знаниям, которые специалисты получают во время обучения в ВУЗе, клинический психолог имеет большой выбор для трудовой деятельности, и не только в области психологии.

Итак, данный профиль подразумевает как возможность заниматься частной практикой и проводить консультирование, так и найти применение своим знаниям в следующих заведениях:

  • Детских или взрослых больницах;
  • Поликлиниках, при пcиxo-нeвpoлoгичecкиx диспансерах;
  • Хосписах;
  • Лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями;
  • Различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями;
  • Домах престарелых;
  • Интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии;
  • Реабилитационных центрах

Обучение

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный центр «Аристек»;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Клиническая психология

Профиль подготовки (специализация) – это углубленное изучение узкого поля деятельности в рамках одной специальности. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

В дипломе профиль (специализация) обучения не указывается, а вот в приложении к диплому после наименования направления подготовки в графе «специализация», в случае ее наличия, прописывают профиль специальных дисциплин.

Студенты дополнительно изучают эмоциональные нарушения и их коррекцию в дошкольном, подростковом и юношеском возрасте, способы клинико-психологической диагностики аномалий развития, психологию семьи, психологическую помощь семьям, имеющим проблемного ребёнка, диагностику и коррекцию аномалий поведения в период подросткового кризиса. Выпускники данного профиля – семейные, детские, подростковые психологи — осуществляют прием семей, где есть дети с нарушениями развития личности, консультируют их, создают для них развивающие, коррекционно-оздоровительные и обучающие программы.

Студенты дополнительно изучают психологию агрессии, патологию социального познания, психологию межгрупповой враждебности, психологию права, психологию конфликтов, психологию социальных меньшинств и субкультур, возрастные проблемы социальной адаптации, психологическую экспертизу, психологическое сопровождение и реабилитацию инвалидов, психологию предубеждений. Выпускник, освоивший данный курс, специализируется на оказании психологической помощи заключенным и лицам, освободившимся с мест лишения свободы. Последним он помогает адаптироваться к социальной среде. Также социальные психологи разрабатывают программы реабилитации и психологической помощи инвалидам и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Студенты дополнительно изучают клиническую нейропсихологию, детскую нейропсихологию, патологии памяти, личность и нарушения общения.Окончив вуз, специалист сможет выявлять синдромы и поражения мозга, препятствующие нормальному обучению ребёнка в школе, разрабатывать коррекционно-развивающие программы для обучения детей с различными отклонениями в центральной нервной системе.

Студенты дополнительно изучают криминальную психологию, виктимологию (криминологическое учение о жертве преступления), нейропсихологическую диагностику во врачебной экспертизе, клиническую психологию сексуальных расстройств, диагностику и экспертизу аффективных расстройств, особенности самосознания при личностных расстройствах и многое другое. Выпускники–патопсихологи диагностируют нарушения в мышлении, разрабатывают программы коррекции психического состояния пациентов и их адаптации в окружающем мире. Криминальные психологи и эксперты помогают сотрудникам правоохранительных органов и судов, проводят судебно-психологические экспертизы.

Студенты дополнительно изучают психологию семьи, особенности психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребёнка, особенности работы с кризисными состояниями, культурные и этнические особенности переживания в экстремальных ситуациях, особенности оказания экстренной психологической помощи.Выпускник данного профиля готов оказывать экстренную психологическую помощь в экстремальных и кризисных ситуациях, разрабатывать и осуществлять программы работы с детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий, проводить консультации для семей с проблемными детьми.

Студенты дополнительно изучают спортивную психологию, личностные расстройства, клинику внутренних болезней, клинико-психологические аспекты проблемы стресса, стресс-менеджмент в спорте, спецкурсы по психологии кризисных ситуаций в спорте высших достижений, психологическую саморегуляцию в спорте, психологию тренера спортивной команды. Будущие спортивные психологи решают внутрикомандные конфликты, помогают тренеру и спортсменам избежать эмоционального выгорания, решают личные проблемы игроков, настраивают их на игру и т.д.

  • Составлять программы диагностического обследования человека, семьи или группы людей
  • Выявлять лица с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации
  • Проводить диагностику психического состояния личности, его психологических проблем, конфликтов, уровня развития нравственного и правового создания, межличностных отношений, способов адаптации
  • Составлять развёрнутое психологическое заключение и рекомендации
  • Разрабатывать программы психологического вмешательства, учитывая психологическое состояние пациента и задачи профилактики, лечения, реабилитации и развития (образовательные, оздоровительные или коррекционно-развивающие программы)
  • Корректировать нервно-психическое состояние взрослых и несовершеннолетних
  • Оказывать психологическую помощь осужденным, в том числе несовершеннолетним преступникам
  • Оказывать психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
  • Наблюдать за ходом коррекционно-развивающих мероприятий, оценивать их результаты и эффективность
  • Работать с несовершеннолетними, доставленными в отделения органов внутренних дел
  • Восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими заключенными общественные связи и отношения
  • Проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов
  • Заниматься нормализацией и корректировкой детско-родительских отношений
  • Консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии
  • Консультировать медицинский персонал или сотрудников других организации по вопросам общения с пациентами, по созданию психологически комфортной атмосферы
  • Проводить психологические исследования в рамках судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной экспертизы
  • Анализировать результаты проведенных исследований и формулировать экспертное заключение в соответствии с нормативно-правовыми документами
  • Подготавливать и проводить презентации программ здоровья по профилактике курения, о психологических услугах в области здоровья, программы раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости, СПИДа, школьного насилия)

Учебная и клиническо-производственная практики студентов в зависимости от профиля обучения могут проходить в центрах психологического сопровождения в ЧС, психотерапевтических отделениях психиатрических, неврологических и соматических больниц, санаториях, психотерапевтических кабинетах поликлиник, службах социальной помощи населению, кризисных центрах, центрах медицины катастроф, службах МЧС России, службах «телефона доверия», центрах реабилитации и помощи жертвам насилия, бригадах экстренной психологической помощи. Также базами практик выступают центры нейрохирургии, неврологии и реабилитации, консультативные медико-психолого-педагогические центры помощи детям и трудным подростками, психологические службы в школе, коррекционные школы и классы, детские комнаты милиции, детские и подростковые центры наркологии, спортивные центры для детей с ОВЗ, комиссии по медико-социальной, военно-врачебной, судебно-психолого-психиатрической экспертизе, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, спецшколы и училища, инспекции по ПДН, следственные изоляторы, исправительные учреждения.

Специальность КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Образовательная деятельность по программам второго (последующего) высшего образования реализуется в РГГУ при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

Образовательные программы второго высшего образования разрабатываются в РГГУ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами соответствующих направлений подготовки (специальностей).

Очная

3. Русский язык (письменно)

По вопросам 2-го высшего образования:

телефон: +7 495 250 6781; каб.214, 6к.
e-mail: ucheb.admin@rggu.ru

Ускоренные образовательные программы второго высшего образования предназначены и могут быть интересны тем, кто нацелен на получение новых знаний, новой квалификации, кто хотел бы продолжить свой профессиональный рост или начать новую карьеру.

Область профессиональной деятельности специалистов – клинических психологов включает:
• научно-исследовательскую и практическую,
• психодиагностическую и консультативно-психотерапевтическую,
• экспертную,
• преподавательскую,
• психолого-просветительскую,
• организационно-управленческую,
• проектно-инновационную

деятельность в сфере клинической психологии, направленную на решение комплексных задач психологической диагностики, экспертизы и психологической помощи гражданам в учреждениях:
♦ здравоохранения и образования,
♦ культуры, спорта и социальной помощи населению,
♦ общественных и хозяйственных организациях,
♦ административных и правоохранительных органах,
♦ научно-исследовательских и консалтинговых организациях,
а также в сфере частной практики – предоставление психологических услуг или продукции физическим лицам и организациям.

В компетенцию клинического психолога входит деятельность по проведению комплексной психолого-педагогической, медико-психологической, трудовой, судебной экспертизы в правоохранительных органах и других учреждениях соответствующих направлений деятельности.

В медицинских, медико-психологических и коррекционных центрах и учреждениях клинический психолог может осуществлять все виды профессиональной деятельности: исследовательскую, диагностическую, коррекционную, реабилитационную, экспертную и консультативную.

В социальных и социально-психологических центрах, центрах профориентации клинический психолог может работать психодиагностом, реабилитологом, а также психологом-консультантом осуществляющим деятельность по гармонизации взаимоотношений личности в различных системах социума, работать психологом-консультантом службы телефона доверия.

В сфере образования специалист в области клинической психологии может вести преподавательскую деятельность проводит различные виды работы в рамках профессиональной компетенции по оптимизации и улучшению межгруппового и межличностного взаимодействия, способствует охране психологического здоровья и содействует развитию личности.

Клинический психолог может работать в области пренатальной психологии и решать вопросы по сопровождению материнства и детства.

Специалист в области клинической психологии может занимать руководящие должности в рамках его компетенции, также решать вопросы в области профессионального подбора кадров, оценке их психологического здоровья, адаптации новых сотрудников, по изучению причин различного изменения кадрового состава, изучению уровня эмоционального напряжения в коллективах, проведению мероприятий по улучшению взаимодействия внутри коллектива, особенно в сферах, связанных особыми условиями труда (повышенная опасность, работа в экстремальных ситуациях, в системах быстрого реагирования, работа, связанная с повышенной ответственностью или временным дефицитом, с высоким уровнем физического и эмоционального напряжения и т.д.).

Клинический психолог компетентен решать профессиональные задачи в области физкультуры и спорта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector