1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сплел лапоть съешь пепел

Сплел лапоть съешь пепел

Елена Геннадьевна Филякова

Старцы и предсказатели Оптиной пустыни

Молитва святых оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня каяться, молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить и любить всех.

Старцы и предсказатели Оптиной пустыни

Древний город Козельск, известный с далекого 1146 года, отметился в русской истории как надежный заслон южных границ молодого Московского государства от опустошительных набегов крымских татар. За отчаянное сопротивление он был стерт войсками Батыя с лица земли. Но восстановлен жителями. Недалеко от него на высоком берегу реки Жиздры, окруженный густым сосновым бором, стоит легендарный монастырь, ставший в XIX веке духовным центром России и школой русского старчества – Козельская Введенская Оптина пустынь.

Хотя достоверные источники относят возникновение монастыря только к концу XVI века, в местных преданиях звучит другое. Легенда, больше похожая на приключенческую повесть, приписывает основание местного монастыря… отчаянному и грозному предводителю разбойников, хозяйничавших в густых козельских лесах в первой половине XV века. Звали лихого атамана Опта, а в напарниках у него ходил жестокий Кудеяр, личность легендарная и скорее фольклорная, известная по историческим песням. Очевидно, места эти непростые, потому что со временем разбойник Опта искренне раскаялся в своих злодеяниях, постригся в монахи под именем Макария и основал две пустыни – два уединенных монастыря. «Благоразумный разбойник» закончил свой путь в Козельской Оптиной пустыне, где при нем были заведены и свято соблюдались три завета: строгая иноческая жизнь, сохранение нищеты и необходимость всегда и во всем «проводить правду без какого-либо лицеприятия». (С именем Опты предание связывает и Болховский Оптин Троицкий монастырь, находящийся в семидесяти верстах от Козельска, до середины XIX века носивший официальное название «Макарьева Оптина».)

Официальная история Оптиной пустыни начинается с козельских писцовых книг за 1628–1631 годы. В них монастырь зовется «государевым богомольем», в котором «церковь Введения Пречистыя Богородицы древяна» и «шесть келий, а в них старцы – черной священник Феодорит с братнею». И до начала XIX века витиеватое повествование истории Оптиной пустыни мало чем отличается от истории других русских монастырей, знавших периоды забвения, разорения и возрождения.

Событием стала закладка в 1689 году первой каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на средства местных благотворителей. Среди жертвователей монастыря – члены царской фамилии и именитые бояре. Но правление первого русского императора обескровило обитель.

Петр I, которому требовались немалые деньги на вооружение армии, обложил монастыри оброком, и небольшие монастыри и пустыньки, вроде Оптиной, были закрыты, поскольку не могли платить пошлину. Братия из Оптиной пустыни в 1724 году была переведена в Преображенский монастырь города Белева Тульской губернии.

Так бы и зарасти травой забвения Оптиной пустыни, как многим другим обителям, но в 1725 году, после смерти Петра I, влиятельный оптинский благотворитель, стольник Андрей Петрович Шепелев, подает в Святейший Синод прошение о восстановлении монастыря. Ходатайство поддержала новая императрица Екатерина I, повелев Синоду восстановить Оптину пустынь на прежнем основании. Восстанавливать обитель вернулись двенадцать оптинских монахов.

«На прежнем основании», по сути, означало – «ни с чем». Монастырь не имел ни земельных, ни рыбных угодий и влачил полунищенское существование. Конечно, как могли, помогали окрестные бояре, но этого было недостаточно.

Тяжелое, порой безысходное существование продолжалось до конца XVIII века. Тогда митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) посетил проездом Оптину пустынь и был очарован красотой природы, окружавшей монастырь. После чего были приняты меры для восстановления в Оптиной общежительской жизни. Настоятелем Оптиной пустыни митрополит назначил опытного иеромонаха Песношского монастыря Авраамия.

Настоятель Авраамий вошел в историю Оптиной пустыни как основоположник будущего процветания обители. За двадцать лет он капитально обустроил монастырь. Появились каменные строения вместо ветхих деревянных. Справа от Введенского собора выросли новый каменный собор во имя Казанской Божьей Матери и стройная трехъярусная колокольня с примыкающими к ней флигелями для монашеских келий. Была выстроена больница с храмом при ней, разведен фруктовый сад. Но, пожалуй, главное – ведомая опытным рулевым, Оптина встала на путь духовного движения за возрождение подлинного православного предания, у истоков которого стоял знаменитый Паисий Величковский.

Великий старец, восстановивший непрерывность духовной преемственности христианской традиции, возродивший представление о монашеском пути как о непрерывном подвиге самоотречения и жертвенной любви не только к Богу, но и к людям, созданным по его «образу и подобию», заслуживает отдельного рассказа в этой книге.

Будущий старец родился 21 декабря 1722 года в семье потомственных священнослужителей. Его назвали Петром в честь митрополита Киевского Петра. Он рано начал готовиться к монастырской жизни, с юных лет установив для себя три правила: ближнего своего не осуждать, хотя бы ты собственными глазами видел его согрешающим; ни к кому не питать ненависти; от всего сердца прощать обиды. И долгие годы искал духовного наставника. Безрезультатно.

В те годы для жаждущих духовного опыта все дороги вели на Афон, который на протяжении многих веков оставался высшей школой монашества, хранителем православия и чистой веры. Здесь начинал свой монашеский подвиг основатель монашества на Руси преподобный Антоний Печерский. Здесь бережно хранилась молитвенная традиция. Но общий кризис православия в век Просвещения, приведший к обмирщению и глубокому упадку монашества, полузабывшего свои истоки и цели, коснулся и Афона. Многое из богатой традиции было утрачено. Но остались библиотеки с неисчерпаемыми духовными богатствами, накопленными предыдущими поколениями. К ним и обратился молодой подвижник, смирившийся со своим одиночеством. В древних рукописях, славянских и греческих, в святоотеческих преданиях он отыскал оборванную цепь духовной традиции, уходящей вглубь христианских веков, и проследил, изучил ее как книжник. «Оставшись, как овца без пастыря, я начал скитаться там и сям, стремясь найти своей душе пользу, покой и вразумление, и не находил. Не отыскав желаемого душе моей руководства, я поселился на некоторое время в уединенной келии и, положившись на волю Божию, стал читать понемногу отеческие книги. Читая эти книги, я как в зеркале увидел, с чего именно мне надлежало начинать мое бедное монашество, я понял, какой великой благодати Божией я был лишен…»

На его счастье в 1750 году Афон посетил молдавский схимонах Василий, от которого будущий старец услышал чеканное определение монашеской жизни: «Все монашеское жительство разделяется на три вида: первый – общество; второй – именуемый царским, или средним, путем. Когда, поселившись вдвоем или втроем, имеют общее имущество, общую пищу и одежду, общий труд и рукоделие, общую заботу о средствах к существованию и, отвергая во всем свою волю, повинуются друг другу в страхе Божием и любви. Третий вид – уединенное отшельничество, пригодное только для совершенных и святых мужей». Схимонах Василий постриг подвижника в мантию с именем Паисий и отсоветовал ему следовать путем одиночества.

Сплел лапоть съешь пепел

«Душу спасти – не лапоть сплести» — так в своих духовных беседах часто поучал преподобный Лев Оптинский, искреннее считая, что труд по спасению собственной души является самым тяжким на нашей земле. С этой народной мудростью нельзя не согласиться, ведь даже человек глубоко религиозный или только что воцерковившийся в большинстве своем просто не в состоянии в течении своей жизни неукоснительно соблюдать все заповеди, жить по Святому Евангелию, а его жизнь подобна пешеходному переходу, где откровенные греховные отрезки жизни сменяются периодами относительной безоблачной жизни, где практически нет места греху. Даже люди, активно посещающие храмы, которые участвуют в таинствах Исповеди и Святого Причастия, с трудом способны бороться со своими греховными страстями и привычками, а что говорить о тех из нас, кто ни разу не был в церкви, не участвовал в святых таинствах. Для того чтобы знать по какому пути спасения идти, человеку нужен опытный руководитель, духовный наставник, живой пример добродетельной жизни, но к великому сожалению в современное время таких подвижников благочестия становится все меньше и меньше. Еще святые отцы древности говорили, что в последние времена христиане будут черпать знания о спасении своей души не через общение с высокодуховными личностями, которых будет мало, а через чтение духовных книг. Может быть, действительно, в современное время старчество оскудело, но об уже почивших праведниках, которые стали для нас примером святой жизни, мы можем всегда прочитать в книжных изданиях, а эта книга относится именно к такой категории духовной литературы.

Не планировал приобретать эту книгу, но все же приобрел: заслуга в этом иллюстраторов, которые смогли сделать такую яркую и запоминающуюся обложку, на которой изображены старцы Илий Ноздрин, Иоанн Крестьянкин и Иоанн Шанхайский. Подозревал, что не открою для себя что-то новое из жизни праведников двадцатого века, но на мое удивление в книге много полезных и душеспасительных материалов, которые редко встречаются в других духовных изданиях. Несмотря на малый объем и формат книги, авторы умудрились поделить ее на три части, где главную роль играет первая глава. В ней описаны короткие эпизоды и примеры из жизни старцев, буквально один или несколько, которые раскрывают всю святость того или иного подвижника благочестия двадцатого века. Конечно, по этим коротеньким рассказам просто невозможно сделать вывод о личности праведника, но, по крайней мере, можно узнать о его существовании, если вы не знали, а также познакомиться с теми духовными дарованиями, которыми он обладал. Вторая часть книги является дополнением первой, посвящена рассказам о старцах, о которых не шла речь в первой части, но и в дополнение к такому материалу авторы-составители добавили рассказы из жизни обычных людей, сталкивающихся с промыслом Божьим в их жизни, с чудесами, происходящими с ними, о которых очень интересно читать и в качестве примера милости Божьей, и в качестве назидания и примера упования на Божью помощь. Наконец, в третьей части вы сможете прочитать духовные наставления и советы наших старцев либо в виде отдельных цитат, либо в виде отрывков из проповедей, которые непосредственным образом учат нас благочестивому поведению в жизни, которое и способствует спасению человеческой души. В целом, считают эту книгу достойным изданием о русском старчестве, которое будет полезно прочитать каждому православному христианину, любящему читать духовную литературу.

Мне кажется, эта маленькая книжица принесет больше духовной пользы православному читателю, чем многотомные издания богословского характера, так как она доступна для понимания каждому христианину. Особенно я порекомендовал бы прочитать эту книгу новоначальным христианам, которые только знакомятся с таким понятием как «православное старчество», потому что они узнают о праведниках двадцатого века много интересной и полезной информации. Оценка книги 10/10.

Всегда рады вам помочь
Мы на связи каждый день с 9:00 до 21:00 по московскому времени

Бесплатный телефон: 8 800 200 84 85
(бесплатный звонок из любого города России)

Мы отправляем заказы каждый день. Утром и вечером.

Если закажете до 11:00 в будни — отправим в этот же день. Если после — то в ближайший рабочий день.

Стоимость курьерской доставки — в среднем 190 р., самовывоза — 90 р., Почты России — 200 руб. в среднем. Мы автоматически рассчитаем точную сумму доставки, когда вы наберете товаров в корзину.

Почти в каждом крупном городе есть самовывоз и курьер. Для всех остальных городов и населенных пунктов есть Почта России. Заказы приходят быстро, в среднем за 2–7 дней. Даже Почта России работает быстро.

Принимаем карты, электронные кошельки, наличные. Можно оплатить при получении.

Упаковываем в водонепроницаемую пленку и твердый картон. Если захотите вернуть любые товары — примем обратно. Вернем деньги или вышлем замену.

Магия пепла

Пепел — то, что остается после того, как огонь уничтожил все остальное. Согласно представлению во многих древних культурах, содержит в концентрированной форме силы сожженного, а с другой стороны, является также символом бренности всего земного. В качестве очищенного и охлажденного остатка после пожара пепел представляется также олицетворением смерти, распадающейся в пыль материи.
В ритуалах, связанных со смертью и возрождением, в частности, у народов, не имеющих письменности, участники действа посыпаются пеплом, чтобы придать им «одухотворенный» внешний вид. Пепел подчеркивает здесь «обряд прохождения» .

Как символ смерти, очищения и одолевающих мыслей о преходящей земной жизни он известен в культурной области Средиземноморья.

Выражения «посыпать голову пеплом», «садиться в пепел» или «кататься в нем» означало у египтян и греков траур (аналогично у арабов и иудеев).


С другой стороны, пеплу приписывалась очищающая сила жертвенных животных (вероятно, из наблюдения, что зольная щелочь очищает). Пепел древнегреческого законодателя Солона был рассыпан над островом Саламис, чтобы на длительное время привязать его к Афинам.
В то же время пепел «ведьм» часто высыпался в сточную воду, чтобы последовательно уничтожать любой след их земного существования и не допускать повторного видения духа.
Пепел — не только символ смирения и покорности («посыпать голову пеплом, каяться»), печали и раскаяния («крест из пепла» на лбу верующего католика в среду на первой неделе Великого поста), но и надежды на новую жизнь: Феникс очищается огнем и возрождается из пепла. Согласно учениям розенкрейцеров, можно восстановить первоначальный вид сгоревшего цветка из этой пылевидной материи.

С древнейших времен пеплу приписывались многочисленные чудодейственные свойства. Кроме того, у всех народов он считался источником плодородия.
Пепел и золу часто использовали в заклинаниях и гаданиях, так как верили, что они сохраняют некоторые свойства магии огня, от которого произошли.

Во многих странах на золе в прошлом гадали, стараясь определить, не умрет ли кто из домочадцев в течение года. Перед тем как семья удалится на покой, на очаг просеивали золу и оставляли до утра, чтобы посмотреть, не появились ли на ней следы ног домового. Если таковых не находилось, все было в порядке, но если след был виден, это означало смерть не позднее чем через двенадцать месяцев того человека, чей размер стопы совпадал со следом. А если следы ведут в обратном направлении, в семье следует ждать прибавления.
Кое-где постель умершего человека сжигали на открытом месте, а пепел оставляли нетронутым на всю ночь, чтобы поутру также увидеть или не увидеть следы, по которым определяли, кому предстоит умереть следующим. В данном случае временных ограничений не устанавливалось, и до исполнения пророчества могли пройти годы.

Если английский парень, ни в кого еще не влюбленный, желал узнать, на ком он впоследствии женится, он рассыпал золу вдоль какой-нибудь тихой аллеи в канун Дня всех святых (Хэллоуин). Первая девушка, которая проходила по ней, и считалась его будущей женой.

Пепел из священных костров, возжигаемых в Иванов день (летнее солнцестояние), способствует плодородию, а также обладает защитными свойствами, и его разбрасывали по полям ради будущего урожая.
Во многих европейских странах зерна, приготовленные для посадки, смешивают с золой пасхальных костров. Кроме того, каждый из собравшихся вокруг такого костра уносил с собой горсточку пепла для защиты своего дома. Принято было также насыпать золу в обувь, ибо это предохраняло от горя и неудач.
Еще зола считается залогом удачи: во Франции верят, что, если ее рассыпать по дому, в него никогда не ударит молния.

В Германии пепел костров подмешивали в питье скоту, чтобы улучшить его привес. Русские и французские крестьяне в первое воскресенье Великого Поста жгли костры и рассеивали пепел по полям, и даже сыпали в гнезда домашней птицы, чтобы она лучше неслась.

Пепел священных костров в Европе был оберегом от грозы, его считали талисманом от бесов и демонов. В Шотландии пепел, рассыпанный по земле, должен был сохранять ее от порчи, насылаемой ведьмами.

У некоторых племен североамериканских индейцев существовал обычай через год после похорон выкапывать кости умерших соотечественников, сжигать их и развеивать пепел по ветру. Аборигены считали, что этот пепел превращается в дождь, освежающий и оплодотворяющий земли рода.

Южноамериканские индейцы каждый год приносили в жертву своим злакам человека. Предпочтение отдавалось невысоким и коренастым мужчинам. Намеченную жертву уводили в поле и убивали среди колосьев пшеницы. После того как кровь убитого свертывалась под жарким солнцем, ее сжигали вместе с лобной костью, мозгом и некоторыми частями тела, а пепел рассыпали по земле, чтобы оплодотворить ее. Считалась ,что это еще и хорошая защита для будущего урожая.


Индейцы острова Ванкувер верили, что, если перед боем натереть лица воинов пеплом ос, они станут такими же яростными, как осы. У них же бытовало поверье, что пепел мух, принятый внутрь, сделает женщину такой же плодовитой.
Чтобы грудной ребенок не кричал, его окатывали водой, положив туда золы из трех печей: избяной, горничной и банной.

* * *
Помимо пепла и золы магическими свойствами наши предки наделяли и уголь. Уголь, считали они, является символом огня и, следовательно, приносит счастье и защищает. Его в качестве одного из даров на счастье до сего дня приносит в дом первый новогодний гость — важная фигура в Шотландии. Если человека, который исполнил бы эту роль, не находят, то глава семейства сам должен принести немного угля утром Нового года прежде всех прочих дел. Его нужно внести через переднюю дверь и непременно снаружи — просто из погреба на кухню или в гостиную недостаточно. Поэтому часто заготавливают загодя кучку угля прямо у входной двери. Подобающим образом исполненный обряд приносит в семейство благополучие на весь наступивший год.


Обычно считается хорошей приметой найти кусочек угля на дороге. На него надо поплевать, перебросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь назад. В этом случае загаданное желание обязательно исполнится. Если же вы оставите без внимания лежащий на земле уголек, то оставите на дороге и свое счастье.
До недавнего времени в некоторых странах случайно найденные или подаренные кусочки угля носили на себе в качестве талисманов. Солдаты часто брали с собой кусочек угля, чтобы выжить в бою, а грабители – «на дело», чтобы их не поймали. Так, еще в конце ХIХ века сыщики Скотланд-Ярда утверждали, что это суеверие было широко распространено среди взломщиков…

***Давайте вспомним наш любимый ритуал на Новый год . Когда бьют куранты мы сжигаем бумажку с нашим желанием и пепел запиваем игристым напитком . Думаю, что напиток тут не играет важную роль)

***Излюбленный ритуал молодых девушек -это когда они пишут имя возлюбленного на сигарету и выкуривают ее до конца . Совпадение или нет , но молодой человек в скором времени дает о себе знать .

***Возьмите лист бумаги и опишите на нем свои стремления и желания касающийся вашего возлюбленного . Затем сожгите эту бумагу, соберите весь оставшийся после этого пепел и добавьте небольшую его часть в питье или в еду тому, о ком были ваши желания . Если у вас нет возможности это сделать, насыпьте немного полученного пепла в его левый ботинок. Если же и это невозможно, то высыпьте весь пепел там, где ваш благодетель обычно проводит время.

***Чтобы защитить свое жилище от нечистой силы, сожгите веточку полыни, а пепел рассыпьте в каждом углу дома приговаривая слова заговора : Вон из дома, из углов, из щелей, через двери, через окна уходи скорей!

***Если вы хотите помириться с человеком после ссоры, сожгите в пламени зеленой свечи листок с написанными на нем вашими именами, а пепел рассыпьте перед домом того человека.

***Напишите на чистом листке бумаги следующие слова: «Встану я до восхода солнца, выйду из дома и пойду в темные леса, да в болота. А в тех болотах стоит баня черная, да живет в ней бабка-сводница. И есть у нее печка каменная, а в печке той чаша медная, а в чаше все кипит да пригорает, горит да присыхает. Так бы и раба Божья (имя любимой) обо мне сердцем, душой и телом кипела, горела, да присыхала. Слово мое крепкое да твердое. Аминь». Зажгите церковную свечу. Затем подожгите от нее записку с заговором и бросьте в какую-нибудь емкость (чашу, миску). Когда бумага полностью сгорит – подвиньте чашу к себе и разотрите пепел между ладоней, при этом следует нашептывать слова заговора, ранее написанного на бумаге.

*** При гаданиях на пепле : «Ты ляг, зола, полем ровным, расскажи про мою будущность».
Или если вы просите исполнения своего желания, тогда тихонечко прошепчите: «Из дерева дрова, из дров костер, из костра зола, из золы мое желание!»
А если же вы хотите встретить своего единственного, тогда во время гадания громко произнесите: «Взвейся, пепел, в небо высокое, принеси с собой сокола далекого!»
Как гадать :
Сначала мы попробуем просто совместить гадание по огню (например, по березовым поленьям) и гадание по пеплу. Загадайте какое-нибудь желание, касающееся вашей личной жизни, разложите костер и погадайте по пламени. И только после этого обратите внимание на пепел, разлетающийся от костра. Если он поднимается вверх вместе с дымом, это говорит о том, что вы вскоре встретите своего избранника, о котором так долго мечтали. И даже больше — вам суждена долгая и счастливая совместная жизнь.
Ну а если пепел разлетается от костра в разные стороны, то это значит, что вас ждут многочисленные любовные романы, состояние влюбленности будет вашим вечным спутником, но и разочарований вам тоже не избегнуть. Сердечные раны заживают долго и мучительно…
Предсказание судьбы по пеплу более сложный, поскольку вам нужно собрать пепел, оставшийся от костра, в глиняную посудину. Затем, сконцентрировавшись, громко произнести свой вопрос, который касается вашего любимого. Теперь как следует встряхните посудину с пеплом, резко переверните ее и высыпьте ее содержимое на белый лист бумаги. Теперь смотрите… Если пепел рассыпался ровным слоем по всему листу бумаги, значит, ваш любимый будет человеком с широкой душой и добрым сердцем. А если пепел лег толстым слоем, то это свидетельствует о том, что это человек очень серьезный, со своими принципами. Если же слой тонкий, это говорит о легкомыслии, любвеобильности и чрезмерно увлекающейся натуре.Образовавшиеся «пепельные» холмики разной величины предсказывают вам то, что вы встретите не одного, а нескольких людей и для всех найдется место в вашем сердце. А один холмик, наоборот, говорит о том, что вы сделаете неудачный выбор, и из-за этого вся ваша жизнь превратится в постоянную борьбу с самим собой и обстоятельствами.

*** В старину , по пеплу судили о том, богат или беден будет ваш супруг. Для этого в новогоднюю ночь (ровно в полночь) рассыпают пепел. Утром смотрели , если остался на пепле след от сапога – жених богат будет, если след от лаптя, значит беден. А вот если следов не будет вовсе, то куковать вам в девках, во всяком случае, в течение года.

***Защита на дом
Чтобы сохранить мир и покой в семье, защитить их от воздействия магии, поможет еще такое средство. Необходимо собрать немного собачьей или кошачьей шерсти, скатать валиком и бросить ее в пылающий огонь, произнося слова: «Гори ярким огнем, пусть так же горит моя лютая беда». Пепел обязательно нужно выбросить за двери .

***Сонник
Видеть во сне пепел — означает, что того, кто видит этот сон, ждут горькие перемены.
Для крестьянина — это пропавший урожай, для торговца — неудачные сделки.
Пепел снится — к горьким переменам. Возможно, человек, которого вы любите, изменит свое хорошее отношение к вам. Конец дружбы, чувств, любви.
Пепел — может быть знаком духовного очищения.Он также может быть символом смерти и указывать на отсутствие жизненных сил.
Посыпать голову — измените свои планы.
Пепел брать в руки — к печальным событиям.
Стряхивать во сне пепел — к проходящей любви.

Как сплести лапти из бересты. Мастер-класс.

Сегодня мы погрузимся в древние времена, когда обувь не только шилась, но и плелась. Давайте отдадим дань памяти этому древнему ремеслу, научившись плести лапти из бересты. Обувь, сплетенная из лыка, долгое время была единственной защитой ног русского человека. А также способом обогащения. Умельцы, делавшие лапти для своих селений, а также продававшие их в соседние области, неплохо зарабатывали. Ведь обувь нужна всем, от деревенского старосты до юродивых.

лапти из бересты

Туфли, ботинки. сапоги, сандалии… Интернет-энциклопедия показывает свыше 75 видов обуви. Большинство из них. можно купить в магазине, некоторые вышли из моды и производятся в ограниченных количествах, а некоторые являются национальными достояниями. Как, например, лапти.

Возьмите 2 кусочка толстой алюминиевой проволоки или тонких веточек (проволоку использовать удобнее, так как она служит ещё и зажимом). Сложите их крестом, и на этой основе, сплетите коврик из 3 лент бересты.

лапти из бересты

Обратите внимание на номера лент на фотографии. Для того чтобы сделать кончик носка, вам необходимо переплести ленты 1 и 2, а затем 3 и 2.

мастер-класс по изготовлению лаптей

Теперь, вам необходимо переплести все пересекающиеся ленты.

Сделайте еще 2 угла.

изготовление традиционной русской обуви

Для того, чтобы определиться на какую (левую или правую) ногу вы плетете лапоть, решите какая сторона будет низом, а какая верхом.

Урок плетения из бересты

Для того, чтобы получить правый лапоть, сделайте первый угол. С помощью лент 1 и 2, на стороне с 2-мя секциями. С помощью тех же лент сделайте угол на противоположной стороне (с 3-мя секциями). Углы должны находиться симметрично. Теперь переплетайте пересекающиеся полоски

С помощью лент 1 и 2 образуйте кромку, загнув их. Для того. Чтобы кромка получилась прочной проплетите эти ленты под несколько секций. Обратите внимание на 1 ленту. Если она стала слишком короткой, её необходимо удлинить. Запомните её место положения.

Вплетите несколько дополнительных лент и формируйте кромку лаптя.

Вводим в плетение кромки ленту 1.

Теперь загните внутреннюю ленту так, чтобы она стала наружной и ушла в сторону будщей пятки, а ленту 1 загните сделав внутренней.

С помощью лент 1 и 2 (на фото) образуйте угол. Таким образом лента 2 станет участником образования кромки.

русские народные промыслы

На противоположной стороне вплетите дополнительную ленту и, также продолжите кромку.

Сделайте второй угол пятки. Доплетите изделие до законченного вида.

плетение лаптей из бересты

Плетение лаптей из бересты — это сложное ремесло, не для начинающих. Но если у вас получится сплести себе лапти, то вы гордо можете нарицать себя ремесленником. Желаем удачи в этом нелегком деле.

«Посыпать голову пеплом»: значение фразеологизма, история его происхождения, употребление

Как известно, некоторые устойчивые словосочетания содержат в себе информацию о различных народных традициях, которые совершали или же совершают по сегодняшний день. К ним относится выражение «посыпать голову пеплом». В этой статье мы рассмотрим, что же оно означает, как появилось, где, когда и зачем его употребляют в речи и можно ли подобрать к нему синонимичные фразы.

«Посыпать голову пеплом»: значение фразеологизма

Толкование выражения – сильно горевать из-за случившейся беды, потери ценного. Вот что значит «посыпать голову пеплом». Это выражение передает глубокую скорбь при утрате, беде. Например, если произошло какое-то большое горе, будь то смерть близкого человека или другая крупная потеря.

Дословно устойчивые выражения не стоит воспринимать. Чтобы понять их значение, необходимо рассматривать этимологию фразы. С ее помощью выражение приобретает смысл и становится понятным.

История происхождения данного фразеологизма

Чтобы узнать, откуда в нашей речи появилась эта устойчивая фраза, необходимо открыть Библию. В ней мы узнаем о необычной традиции евреев, которую они совершали при смерти или другом большом несчастье своих близких, а также при собственных бедах. В такие моменты они сыпали на свою голову пепел или же землю. Такой ритуал показывал их скорбь и отчаяние. Он был знаковым и содержал в себе глубокий смысл.

Теперь, после ознакомления с этимологией выражения «посыпать голову пеплом», значение фразеологизма кажется нам вполне понятным и объяснимым.

Синонимы устойчивой фразы

Рассматриваемый нами фразеологизм можно заменить различными глаголами и выражениями. Например, употребить вместо него следующие слова и сочетания: горевать, скорбеть, тосковать, впасть в уныние. Или же можно заменить другим устойчивым выражением: «рвать на себе одежду». Его смысл такой же, как у фразы «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма также выражает крайнюю степень отчаяния и скорби. При этом ее происхождение также связано с народной традицией. Только она принадлежит уже не евреям, а древним грекам и славянам. Также ее заимствовали и некоторые другие народы. В знак скорби они рвали на себе одежду.

Как ни странно, но такая архаичная традиция до сих пор соблюдается некоторыми народами. Стоит также отметить, что рвали не только одежду, но и волосы. Это выражало полное отчаяние. Не случайно есть такое выражение, как «рвать на себе волосы». Оно тоже является синонимичным фразеологизмом для рассматриваемой нами фразы.

Употребление выражения

Вряд ли в современной разговорной речи мы можем услышать фразу «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма, даже если и известно кому-то, немногие решатся употребить такое словосочетание. Оно может украсить их речь и с таким же успехом может поставить собеседника в неловкое положение. Скорее этот фразеологизм стоит использовать в СМИ и художественной литературе.

Журналисты и писатели любят вставлять в свои произведения различные устойчивые обороты. Таким образом они оживляют свои работы, делают язык ярче, а описания – более глубокими. В качестве примера можно привести отрывок из повести писателя Юрия Нагибина «Встань и иди». «И то, что после ареста отца меня лишили воскресного рубля, было скорее ритуальным жестом, вроде посыпания пеплом главы, нежели необходимостью». Как мы видим, писатель использовал в своей повести рассматриваемое нами выражение. Таким образом он сумел показать читателям, что жест был ритуальным, то есть он был хоть и не оправдан, но обязателен, словно традиция посыпать голову пеплом, как у древних евреев.

Заключение

Рассмотрев данное выражение, мы узнали его значение, историю происхождения, подобрали ему синонимы и выяснили сферу его применения.

Сплел лапоть съешь пепел

НЕ БЕРИСЬ ЛАПТИ ПЛЕСТИ, НЕ НАДРАВШИ ЛЫКА

В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Обувь эта была очень удобной, легкой, просторной, «дышала», ноги ее не чувствовали. Исключено и мозоли натереть в ней.

Различный материал для изготовления лаптей был всегда под рукой. Обычно лапти плели из лыка * (здесь и далее см. «Словарик к статье» на стр. 86.) липы, вяза, ракиты, вереска (лычники), реже — из коры ивы (ивняки), а также из бересты (берестяники). Иногда их делали из тонких корней (коренники), разбитых ветхих веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосяники) и даже из соломы (соломеники).

Наилучшим является лыко из коры молодых, без единого сучка липок высотой 3-4 метра и диаметром у комля * около 5 сантиметров. Такие деревца обычно растут в чащобе — густо, как камыши. Срубишь их маленьким топориком под корень, надкусишь зубами узенькую ленточку прямо у комля и резким движением оторвешь ее. Образовавшаяся узкая бороздка вдоль дерева позволяет отделить трубку лыка от лутошки * . Из липового лыка лапти наиболее прочные и носимые в любую погоду, из вязового — красивые, но только для сухой погоды, плели их, как правило, для женщин. Из ивового лыка делают сувенирные лапти, для носки они не годятся.

Трубки лык заготавливали весной, в период сокодвижения, в большом количестве, чтобы хватило на год плести лапти для всей семьи. «Не запасшись лыком, ходишь в ошметках». Правда, зимой тоже можно заготовить лыко, если свежесрубленную липку положить в вольный дух хорошо протопленной русской печи, но это было исключением. Пучки трубок лыка хранили в сухом месте, как правило, на лопасах * , под самым коньком, а перед плетением их размачивали в колоде* с водой или в реке и раскатывали в каталки. Из каталок нарезали ленты длиной 2,5-3 метра и шириной, соответствующей размеру обуви. Обычно для женских лаптей 36-38 размеров ширина лент составляла 16-18 миллиметров, для детских — поменьше, для мужских — побольше. Каждую ленту заостряли с концов.

Лычные лапти плели в 5-12 строк (или концов) на колодке кочетыгом (как говорили у нас на Рязанщине), или кочедыком * . Строкой именовалась каждая полоса лыка в лапте. От фразы «не всякое лыко в строку», обозначавшей, что не всякое лыко годится для плетения лаптей, пошла поговорка «всякое лыко в строку» (то есть любая ошибка вменяется в вину). Лапти из пяти концов назывались пятериками, из семи — семериками, из девяти — девятериками.

Расположившись в избе на лавке и перекрестившись на образа в переднем углу, плетухан принимался за дело. Для лаптя-пятерика брал пять концов лыка (для пары — в два раза больше), цыновал их, то есть снимал кору, оставляя чистым луб * . Молодое лыко достаточно было просто поскоблить ножом-экономкой. Само плетение много времени не занимало. На пару лаптей мастеру требовалось часа три-четыре, не более.

Готовые, еще влажные лапти с целью удаления с них волокон и для придания им специфического аромата костра опаливали над огнем. В старину это делали над небольшим костром, разведенным на загнетке * , прямо перед входом в печь, или просто над горящей лучиной. Волокна быстро подсыхали и сгорали.

В нашем селе Кермиси плели в основном лапти-пятерики, редко семерики, но такой маститый плетухан, как дядя Матвей, плел и девятерики. Когда он проходил по селу в своих лаптях, да с белыми онучами * , аккуратно подвязанными оборами * , люди останавливались, любуясь изящной работой плетухана.

Самыми нарядными были лапти из вязового лыка. Недаром в них щеголяли сельские модницы: молодые женщины и девушки. Они надевали лапти на белые шерстяные чулки с черными шерстяными оборами, плетенными в три прядки. Красиво — глаз не отвести!

Для дома плели лапти без оборников * , они были несколько выше (глубже) и назывались по-разному: капцы, какаты, бахилки, коверзни, чуйки, бахоры, ступни, босовики, топыги.

Будничные лапти плели с учетом времени года. В добропорядочной семье они парами висели в сенях на жердочке в постоянной готовности. Так, например, отправляясь на покос, крестьяне надевали лапти редкого плетения, в один-два следа. В весеннюю и осеннюю распутицу к лаптям, особенно к детским, лыками прикрепляли колодки (рис. 1).

Нельзя было обижаться на лапти и зимой. Их укрепляли и утепляли третьим следом, то есть «подковыривали» свитыми из моченца * веревками, пенькой или сыромятной кожей. В мороз женщины носили лапти с толстыми шерстяными чулками, а мужчины — с онучами поверх шерстяных носков, что можно сравнить с валенками.

В нашей местности лапти не различались на правый-левый по внешним признакам, если не считать курочек * на головашке, которые должны смотреть в разные стороны. Это незначительное отличие не мешало заменить один изношенный лапоть другим из такой же пары.

В том случае, когда на обоих лаптях перетиралась, изнашивалась последняя подковырка, ее очищали кочетыгом и подковыривали новыми лыками или веревками.

Старики рассказывали мне, что на Северном Урале можно было увидеть и «непромокаемые» лапти из бересты. Берестяники были выше лодыжки и защищали ноги значительно лучше, чем мелкие лычники. Такие лапти, к примеру, Петр I приказывал воеводам доставлять для строителей Петербурга, ведь город-то строился на болоте.

ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ

А теперь за работу. Будем плести пятерики. Нам понадобятся: колодка (рис. 2) соответствующего размера, нож-косяк, кочетыг (рис. 3), брусок для заточки ножа и, конечно, заготовленные заранее каталки лыка.

Из хорошо размоченного в воде лыка нарезаем десять концов, очищаем их от задиров и неровностей, заостряем с обеих сторон и цынуем.

Лапоть состоит из следующих основных частей: подошвы (плетня) с каймой, головашки с курочками, проушин (ушек, обушников, заушников) и пятки с запятником (рис.4).

Процесс плетения лаптя, как и всякого объекта, начинается с закладки (закладывается дом, закладывается сад. ). Чтобы заложить лапоть-пятерик, надо взять пять концов лыка и разложить их лубяной * стороной вверх на рабочем столе или просто на колене так, чтобы, взаимно переплетаясь серединой длины под углом 90 о , они составили основу будущего лаптя (рис. 5). Заготовку разворачиваем так, чтобы концы располагались от себя 3 x 2 и к себе 2 x 3. (Для второго лаптя заготовку кладем в зеркальном отражении по отношению к заготовке для первого лаптя.) Далее правый из трех верхних концов (на рисунке он под номером 3) перегибаем на себя и переплетаем с двумя соседними концами. Теперь у нас получилось расположение концов от себя 2 x 2, а к себе 3 x 3 (рис. 6). Для образования уголков пятки загибаем под прямым углом крайние из трех концов слева и справа поочередно внутрь и проплетаем их: правый — влево (рис. 7), левый — вправо. В результате образуется пятка с одним курцем * посередине (рис. 8). Перегибаем правые и левые от себя концы (правые — от себя, левые — на себя), переплетаем их с остальными (рис. 9). Так полностью формируется пятка с пятью курцами по кайме. Все концы теперь расположены к себе по пять слева и справа (рис. 10). Для выравнивания каймы пятку надеваем на колодку и поочередно подтягиваем концы.

Продолжаем закладывание лаптя, перегибая концы то слева, то справа и проплетая их с остальными: левые — вправо, правые — влево. Чтобы лапти различались на правый и левый, у первого лаптя правые концы перегибаем на внешнюю, а левые — на внутреннюю сторону подошвы (рис. 11), у второго — наоборот. От этого зависит и расположение курочек на головашке.

После пяти пяточных курцев ведем отсчет их по кайме подошвы. Обычно в подошве — семь-восемь курцев. В процессе закладывания лаптя постоянно подтягиваем концы, уплотняя плетень, и проверяем длину подошвы по колодке. Следим также за тем, чтобы количество концов слева и справа всегда было по пять. Чем плотнее заложишь лапоть, тем более прочным и уковыристым * он получится. Значит, дольше будет носиться. И вид у него будет более благородный.

Когда подошва достигнет нужной длины (на колодке это соответствует углам головашки), начинаем формировать головашку, обратив внимание на то, чтобы с обеих сторон было по пять концов. Закладка головашки в чем-то сходна с закладкой пятки. Третий конец с правой стороны загибаем так, чтобы получился острый угол, и проплетаем через два соседних в левую сторону. Так же проплетаем два других конца с правой стороны. Получился правый уголок головашки (рис. 12). Три его конца смотрят внутрь головашки, два — наружу. Аналогично делаем левый уголок головашки: загибаем под острым углом средний из пяти левых концов, проплетаем его через два соседних конца в правую сторону, затем так же поступаем с двумя другими левыми концами. В результате — три конца левого уголка смотрят внутрь головашки, два — наружу. Переплетаем между собой по три средних конца. У нас опять получилось по пять концов слева и справа (рис. 13).

Надеваем лапоть полностью на колодку, подтягиваем концы, уплотняя головашку. Делаем это с помощью кочетыга.

Далее оформляем кайму головашки. Лапоть кладем на колени головашкой к себе. Левый из пяти правых концов, перегнув от себя, проплетаем вправо через все четыре конца и пропускаем под курцем плетня (рис. 14). Следующий конец также перегибаем от себя, проплетаем вправо теперь уже через три конца и пропускаем под следующим курцем плетня. Третий конец проплетаем через два оставшихся конца и тоже пропускаем под курцем. После этого с правой стороны два конца идут вдоль подошвы, а три смотрят в другую сторону (рис. 15).

Аналогично делаем левую сторону каймы головашки. Но здесь крайний правый конец перегибаем на себя и проплетаем влево через все четыре конца. Так же поступаем с двумя следующими концами. Теперь и с левой стороны концы расположились, как с правой. Подтягиваем их. Лапоть заложен (рис. 16). Начинаем его плести.

По два конца, идущих вдоль подошвы, оставляем на время в покое. В дальнейшем они пойдут на образование и на затяжку проушин.

Три правых и три левых конца, пропущенные под курцами подошвы, смотрят в разные стороны. Проплетаем их по подошве вторым следом (рис. 17). Затем нижний из трех концов, направленных в сторону головашки, выводим к центру головашки и делаем курочку. Для этого отгибаем конец назад, подворачиваем, образуя петлю, и пропускаем под ячейку того же следа, по которому он шел (рис. 18). Изменивший направление конец пускаем на плетение подошвы (рис. 19).

Когда концы доходят до каймы подошвы, подводим каждый под свой курец, перегибаем, как бы повторяя кайму, и пропускаем в другом направлении. При этом не имеет значения, наружу или внутрь направлена лубяная сторона лыка. При плетении третьего следа важно, чтобы лубяная сторона всегда была наружу, так как она прочнее, чем подкорковая. Здесь повороты делаем на уровне вторых ячеек от каймы, не перегибая лыка при изменении направления. Когда концы заканчиваются, надставляем лыки, оставшиеся при заготовке, и плетем дальше. Направление концов и сами клеточки плетения подсказывают, куда надо идти. В результате плетения ступня уплотняется, становится более упругой. Лапти считаются добротными, если сплетены в три следа.

По окончании плетения подошвы оформляем с обеих сторон проушины, для чего поочередно один из двух расположенных вдоль подошвы концов (тот, что крепче и лучше) скручиваем в жгут, вращая внутрь, в сторону колодки (это обязательное условие как для правой, так и для левой проушины). Чтобы скрутка была цилиндрической и не сворачивалась в процессе носки лаптя, вставляем в нее узкую полоску лыка. Частично скрутив левое ушко, обвиваем его вторым концом, затягиваем этот конец, выводим к центру головашки на вторую курочку, затем немного проплетаем по подошве (за счет двух концов, которые образовали курочки, головашка укрепляется на уголках, и этого для прочности ей достаточно, а вот подошва требует плетения не меньше, чем в два следа).

Примерно на середине расстояния от пятки до головашки протыкаем кочетыгом отверстие в кайме и пропускаем через него ушный конец изнутри (прошу обратить на это внимание, потому что, когда будем завязывать узел на самой пятке, данный конец надо продевать уже не изнутри, а снаружи). Продели, скрутили петлей, подтянули, и получилось ушко. Снова скручиваем ушный конец и ведем его в угол пятки. Подтягиваем, продеваем снаружи через отверстие, проделанное кочетыгом в кайме пятки, и завязываем узлом. Получилась левая проушина (рис. 20). Точно так же делаем правую.

После этого скручиваем оба конца проушин в одну сторону (от себя), свиваем их между собой два-три раза, и образуется запятник, или оборник (рис. 21). Концы от запятника пускаем лубяной стороной наружу на плетение подошвы.

Все концы, проплетенные по третьему следу, поворачиваем у края подошвы, пропускаем через две-три клеточки и отрезаем.

Лапоть готов. Снимаем его с колодки, поддев кочетыгом в области запятника. Таким же образом плетем второй лапоть, помня о том, что курочки на его головашке должны смотреть в другую сторону. Сплели? Получилась пара. А у нас в Кермиси говорили: есть обуванье. Остается привязать к лаптям оборы, ноги обернуть летом портянками, зимой онучами, переплести оборы крест-накрест до колена — и в добрый путь, плетуханы! По улице, конечно, не пойдешь, но своих близких в новогоднюю ночь повеселить можно. Если к тому же соответствующим образом одеться. Да еще частушку спеть: «Эх, лапти мои, круты головашки. Кто их плел-ковырял, тому по лобашке».

СЛОВАРИК К СТАТЬЕ Лыко — молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева (под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина).

Комель — нижняя, прилегающая к корню часть дерева, растения, волоса, пера; толстый конец бревна.

Лутоха, лутошка — липка, с которой снята кора, содрано лыко (пословица: «Гол как лутошка, бос как гусь»; загадка: «Кину с блошку, вырастет с лутошку?», ответ: конопля). Лутошками называют также тощие, сухие ноги.

Лопас — сеновал, сенное сушило.

Колода — большое корыто грубой отделки.

Кочедык — плоское изогнутое лапотное шило. В разных местностях его называли по-разному: кочадык, кодочиг, коточик, костыг, кочетыг.

Луб — внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, а также кусок, полоса такой коры, лыко (используется для изготовления веревок, корзин, коробов, плетения рогож и т.п.). Луб хорошо снимается в теплую, сырую, ветреную погоду.

Загнетка, загнет, загнивка — углубление в шестке русской печи, обычно в левой его части, куда сгребаются горячие угли.

Онуча — кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог.

Оборы — особым способом сплетенные веревки, завязки у лаптей.

Оборник — род петли, образованной концами проушин на запятнике лаптя, в которую продевали оборы.

Моченец — лен или конопля, вымоченные для обработки. Сырое конопляное волокно после одной мочки, обмятое и очищенное, использовалось на витье веревок, на подковырку лаптей.

Курочка — декоративный элемент в виде уголка на головашке лаптя.

Лубяная сторона — поверхность лыка, которая примыкает непосредственно к дереву. Гладкая и более прочная в отличие от подкорковой, шероховатой.

Курцы — поперечные лыки, загибаемые по краям плетня. В плетне может быть до десяти курцев.

Уковыристый — плотно, добротно сплетенный лапоть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector