0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы купирования симптомов СДВ

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Как и в вопросах диагностики, здесь тоже нет единого мнения. СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Лечение СДВГ у взрослых

Руководство по поиску эффективного лечения

Вы взрослый человек и боретесь с СДВГ? Существует много безопасных и эффективных методов лечения. При этом лечение не обязательно означает таблетки или кабинеты врачей. Любые действия, которые вы предпринимаете для управления своими симптомами, считаются лечением. И даже если вы решили обратиться за профессиональной помощью, в конечном счете, ответственность за результат несете только вы. Вам вовсе не обязательно ждать диагноза или полагаться на профессионалов. Вы уже сейчас можете сделать многое, чтобы помочь себе — и вы можете начать сегодня.

Что рекомендуем предпринять

  • Регулярно и с высокой интенсивностью выполнять физические упражнения — и не сидеть больше часа.
  • Проводить время, наслаждаясь природой.
  • Узнать, как рацион, богатый жирами омега-3, поможет регулировать СДВГ.
  • Спать от 7 до 9 часов каждую ночь.
  • Изучать новые методы релаксации и практиковать их ежедневно.
  • Стараться каждый день лично общаться с друзьями и семьей.
  • Узнавать больше про СДВГ, читая соответствующие статьи.

    Препараты — это инструмент, а не лечение СДВГ у взрослых

    Когда вы думаете о лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ранее известного как СДВ, вам сразу же хочется взяться за Риталин? Многие люди приравнивают лечение СДВГ к медикаментозному лечению. Но важно понимать, что лекарства помогают не всем, и даже когда они действительно работают, они не решают всех проблем и не устраняют симптомы полностью.

    На самом деле, хотя медикаментозное лечение часто улучшает внимание и его концентрацию, оно, как правило, очень мало помогает справиться с симптомами дезорганизации, неэффективного управления временем, забывчивости и откладывания всего до лучших време — те самые проблемы, которые присутствуют у большинства взрослых с СДВГ.

    Что нужно знать о медикаментозном лечении СДВГ

  • Лекарства против СДВГ более эффективны в сочетании с другими методами лечения. Вы получите гораздо больше эффекта от лекарств, если помимо них воспользуетесь другими методами лечения, ориентированным на эмоциональные и поведенческие проблемы, а также развивающие новые навыки их преодоления.
  • Все по-разному реагируют на лекарства от СДВГ. Некоторые люди испытывают резкое улучшение, в то время как другие — лишь небольшое облегчение. Побочные эффекты также отличаются, и для некоторых они намного превосходят преимущества. Поскольку каждый человек реагирует по-разному, поиск правильного лекарства и дозировки занимает время.
  • Прием лекарств следует всегда тщательно контролировать. Лекарственное лечение СДВГ — это нечто большее, чем «принял таблетку и забыл об этом» Вам и вашему врачу необходимо будет контролировать побочные эффекты, следить за тем, как вы себя чувствуете и в соответствии с этим корректировать дозировку. Когда лечение СДВГ не подвергается тщательному контролю, оно менее эффективно и более рискованно.
  • Если вы решите принимать лекарства против СДВГ, это не означает, что таблетки всегда будут сопровождать вашу жизнь. Хотя прекращать прием лекарств, а потом снова возобновлять — не безопасно, вы можете спокойно решить прекратить лечение СДВГ лекарствами, если дела идут не очень хорошо. Если вы хотите прекратить прием лекарств, не забудьте сообщить врачу о ваших планах и поработать с ним, чтобы постепенно завершить прием лекарства.

    Регулярные физические упражнения — мощное средство лечения СДВГ

    Регулярное выполнение упражнений — одним из самых простых и эффективных способов уменьшить симптомы СДВГ у взрослых и улучшить концентрацию внимания, мотивацию, память и настроение.

    Физическая активность сразу же повышает уровень дофамина в мозге, норэпинефрина и серотонина — все это влияет на внимание. Таким образом, упражнения и такие лекарства против СДВГ, как Риталин и Аддералл, работают аналогичным образом. Но в отличие от таблеток, упражнения не требуют рецепта и не имеют побочных эффектов.

  • Постарайтесь как можно больше тренироваться. Вам не обязательно ходить в спортзал. Для результата достаточно 30-минутной прогулки быстрым шагом четыре раза в неделю. Тридцать минут активности каждый день — еще лучше.
  • Выберите приятную активность, и вы быстрее привыкнете. Выберите такие занятия, которые задействуют ваши сильные физические стороны, или нечто, что вы находите сложным, но веселым. Командный спорт, возможно, станет хорошим выбором, потому что социальный элемент делает его интересным.
  • Выбирайтесь на природу. Исследования показывают, что проведение времени на природе уменьшает симптомы СДВГ. Удвойте преимущества, комбинируя время на природе с физическими упражнениями. Попробуйте походы, бег по трассе или прогулку в местном парке или живописном районе.

    Важность сна в лечении СДВГ

    Многие взрослые с СДВГ сталкиваются с проблемами со сном. Наиболее распространенные проблемы:

  • Проблемы с засыпанием по ночам — часто из-за того, что не отпускают мысли.
  • Беспокойный сон. Вы можете метаться и ворочаться всю ночь, разбрасывать одеяло и просыпаться при малейшем шуме.
  • Трудность пробуждения по утрам. Пробуждение — ежедневная борьба. Вы можете не слышать звук будильника и чувствовать себя невыспавшимся и раздраженным в течение нескольких часов после пробуждения.

    Плохое качество сна ухудшает симптомы СДВГ, поэтому стабильный режим сна — необходим. Улучшение качества сна сыграет большую роль для концентрации внимания и настроения.

    Советы по улучшению сна

  • Установите, когда идти спать, и придерживайтесь его. Также вставайте в одно и то же время каждое утро, в том числе и в выходные, и если вы сильно устали.
  • Удостоверьтесь, что в спальне темно, и выключите всю электронику (даже тусклый свет от цифровых часов или сотовый телефон могут нарушить сон).
  • Избегайте употребление кофеина поздно вечером или рассмотрите вопрос полного отказа от него.
  • Устройте тихий час или два перед сном Постарайтесь отключить все экраны (телевизор, компьютер, смартфон и т. д.) как минимум за час до сна.
  • Если лекарства, которые вы принимаете в вечернее время, оказывают тонизирующий эффект, поговорите с врачом о том, возможно ли принимать меньшие дозы или принимать таблетки рано утром.

    Правильное питание поможет регулировать симптомы СДВГ

    Когда дело доходит до рациона, управление СДВГ больше зависит от того, как вы едите, а не что вы едите. Большинство проблем с питанием у взрослых с СДВГ — результат импульсивности и плохого планирования. Ваша цель — помнить о своих предпочтениях в еде. Это означает планирование и посещение магазина для здорового питания, планирование времени приема пищи, приготовление пищи до того, как вы почувствуете голод, и хранение здоровых и легких закусок под рукой, чтобы вам не пришлось бежать к торговому автомату или ужинать в Бургер Кинге.

  • Планируйте регулярное питание или перекусы каждые три часа. Многие люди с СДВГ едят беспорядочно: часто обходятся без еды в течение нескольких часов, а затем набрасываются на все, что есть вокруг. Это негативно влияет на симптомы СДВГ и эмоциональное и физическое здоровье.
  • Убедитесь, что вы получаете достаточное количество цинка, железа и магния из рациона. Рассмотрите возможность ежедневного приема мультивитаминов, если вы не уверены.
  • Постарайтесь включать немного белка и сложных углеводов при каждом приеме пищи или перекусе. Эти продукты помогут вам чувствовать себя более бдительным и быть менее гиперактивным. Они также обеспечат вас устойчивым и прочным запасом энергии.
  • Добавить больше омега-3 жирных кислот в свой рацион. Все большее число исследований показывают, что омега-3 улучшают концентрацию внимания у людей с СДВГ. Омега-3 содержится в лососе, тунце, сардинах, некоторых яйцах и молочных продуктах. Добавки рыбьего жира — простой способ увеличить потребление жирных кислот.

    Выбор добавок рыбьего жира

    Существует два типа омега-з кислот в рыбьем жире — ЭПК (эйкозапентаеновая кислота) и ДГК (дококсагексеновая кислота; этот тип важен для функционирования мозга) Добавки различаются по соотношению этих кислот. Для облегчения симптомов СДВГ вам лучше выбирать те добавки, в которых ДГК по крайней мере в 2-3 раза превышает количество ЭПК.

    Методы релаксации для лечения СДВГ у взрослых
    Многие симптомы СДВГ смягчаются с помощью таких методов релаксации, как медитация и йога. При регулярной практике эти успокаивающие методы работают на усиление внимания и сосредоточенности и уменьшение импульсивности, беспокойства и депрессии.

    Медитация — это форма сосредоточенного созерцания, которая расслабляет ум и тело и фокусирует мысли. Исследования показывают, что медитация увеличивает активность в префронтальной коре — части мозга, ответственной за внимание, планирование и контроль над импульсами.

    В некотором смысле медитация противоположна СДВГ. Цель медитации — научить себя сосредотачивать свое внимание на достижении цели. Таким образом, это — тренировка внимания, которая поможет вам понять и решить проблемы.

    Йога и подобные ей практики, такие как тай цзы, сочетают физические упражнения и медитацию. Вы учитесь глубокому дыханию и другим методам расслабления, которые помогают стать фокусированным и осведомленным о внутренних процессах. Удерживая различные позы в течение длительного времени, вы развиваете равновесие. Когда вы чувствуете себя подавленным или несобранным, обратитесь к йоге, чтобы взбодриться и вернуть себе душевное равновесие.

    Психотерапия для взрослых с СДВГ научит новым навыкам преодоления трудностей

    Лечение СДВГ также включает обращение за помощью извне. Специалисты, прошедшие подготовку по СДВГ, помогут вам освоить новые навыки, чтобы справиться с симптомами и изменить привычки, которые вызывают проблемы.

    Некоторые методы лечения сосредоточены на управлении стрессом и гневом или контроле импульсивного поведения, в то время как другие учат лучше обращаться со временем и деньгами и совершенствовать свои организационные навыки.

    Виды психотерапии для взрослых с СДВГ

  • Личная психотерапия. Взрослые с СДВГ часто борются с проблемами, связанными с многолетними формами неуспеваемости, неудач, академических трудностей, частыми сменами работы и конфликтными отношениями. Индивидуальная психотерапия поможет вам справиться с этим «эмоциональным багажом», в том числе низкой самооценкой, чувствами смущения и стыда, которые вы, возможно, испытали в детстве и подростковом возрасте, а также обидой на критику, которую вы получаете от близких вам людей.
  • Супружеская и семейная психотерапия. Семейная психотерапия направлена на решение проблем, которые СДВГ порождают в отношениях и семейной жизни: конфликты из-за проблем с деньгами, забытые обязательства и семейные обязанности, импульсивные решения. Психотерапия поможет вам и вашим близким исследовать эти проблемы и сосредоточиться на конструктивных способах борьбы с ними и общении друг с другом. Психотерапия также способствует улучшению отношений за счет образовывания вашего партнера или членов семьи о том, что такое СДВГ.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия стимулирует к выявлению и изменению негативных убеждений и паттернов поведения, которые вызывают проблемы. Поскольку многие люди с СДВГ деморализованы из-за многолетней борьбы и неудовлетворенных ожиданий, одна из основных целей когнитивно-поведенческой психотерапии — превращение этой негативной перспективы в более обнадеживающий, реалистичный взгляд. Когнитивно-поведенческая психотерапия также фокусируется на практических проблемах, которые часто возникают при СДВГ, таких как дезорганизованность, проблемы с производительностью труда и неэффективное управление временем.

    Коучинг и профессионалы в сфере организованности для взрослых с СДВГ

    В дополнение к врачам и психотерапевтам, есть ряд других специалистов, которые помогут преодолеть проблемы СДВГ.

    Поведенческий коучинг для взрослых с СДВГ

    Коучинг — это нетрадиционная форма психотерапии, но она может быть ценной частью лечения СДВГ. В отличие от традиционных психотерапевтов, которые помогают людям преодолевать эмоциональные проблемы, коучи сосредоточиваются исключительно на практических решениях проблем повседневной жизни. Поведенческие тренеры учат стратегиям организации дома и рабочей среды, структурированию дня, определению приоритетных задач и управлению своими деньгами. Коучи могут прийти к вам домой или поговорить с вами по телефону, а не встречаться с в офисе. Часто отношения между клиентом и коучем долгосрочны.

    Профессионалы в сфере организованности для взрослых с СДВГ

    Профессионал в сфере организованности может быть очень полезным, если у вас возникли трудности с организацией времени и пространства. Организаторы помогут уменьшить беспорядок, лучше развить организационные навыки и научиться эффективно управлять своим временем. Профессиональный организатор приходит к вам домой или на работу, смотрит, как вы организовываете (или не организовываете) пространство, а затем предлагает изменения. Помимо того, что вам помогают организовывать ваши документы и оплачивать счета, у «профессионального организатора» есть рекомендации в отношении способов улучшения памяти и планирования, систем хранения и другие полезные советы. Профессиональный организатор также помогает с тайм-менеджментом: вашими задачами, списком дел и календарем.

    Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

    Стоит это осознать уже в самом начале, чтобы сформировать правильное отношение, а затем проявлять терпение в стремлении к цели, которой является минимизация симптомов и улучшение качества жизни ребенка. Лечение СДВГ включает в себя фармакологические и психотерапевтические методы.

    Симптомы СДВГ

    Некоторые дети будут постоянно неспокойны, вертлявы, даже не осознавая этого. Другие будут смотреть в пространство в неподвижности или постоянно витать в облаках, что затрудняет учебу в школе или установление дружбы с другими детьми.

    Чтобы убедиться, что ребенок действительно страдает от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

    • постоянно движется, ерзает, осуществляет быстрые, ненужные движения, дергается?
    • бегает, ходит, скачет вверх, даже если все вокруг него сидят?
    • испытывает проблемы при ожидании своей очереди?
    • любое занятие ему быстро наскучивает и приносит лишь несколько мгновений удовольствия?
    • постоянно о чем-то думает, у вас складывается впечатление, что он живет в другом мире?
    • говорит, когда другие пытаются что-то сказать?
    • делает, прежде чем успеет подумать?
    • его постоянно отвлекает то, что происходит вокруг?
    • имеет постоянные проблемы с работой на уроках и дома?

    Если на большинство из этих вопросов Вы ответили «да», лучше обратитесь с ребенком к врачу. Только специалист может точно диагностировать СДВГ . Список тревожных действий ребенка, возьмите с собой на прием.

    Кто занимается лечением СДВГ

    Ребенок с синдромом СДВГ должен быть, прежде всего, под опекой врача-психиатра. Это, однако, не единственный человек, который занимается лечением этого заболевания. В группу терапии должны также входить психолог и педагог. Как вы можете видеть, дети с СДВГ требуют комплексного лечения. И это еще не полный список людей, от которых нужна помощь для получения эффективной терапии.

    Методы лечения СДВГ

    Причины дефицита внимания с гиперактивностью весьма сложны. В настоящее время не имеется достаточных медицинских знаний, чтобы точно указать их. Известно, что на появление симптомов СДВГ влияет генетическая предрасположенность, а также появление специфических внешних факторов.

    Однако, до сих пор не разработаны формы лечения, которые ведут к полному излечению синдрома гиперактивности. Большинство детей нуждаются в помощи, лечении и поддержке всю жизнь, хотя многие из них «перерастают», по крайней мере, часть симптомов.

    Все терапевтические воздействия, в том числе фармакологические, могут привести только к уменьшению выраженности симптомов гиперактивности, но не в состоянии «вылечить» СДВГ .

    Психопросвещение

    Понимание со стороны семьи и самого ребенок необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащий уход на дому и в школе. Это является условием эффективной помощи, а для ребенка шансом на полноценную жизнь, несмотря на переживания неблагоприятных симптомов.

    Из-за частой встречаемости у таких детей других расстройств (например, школьных трудностей, таких, как дислексия, дискалькулия) и нарушений поведения, требуется проведение терапевтической работы, ориентированный на эти области.

    Кроме перечисленных выше методов помощи ребенку с гиперактивностью используются также вспомогательные методы, такие как, например: набирающая все большую популярность БОС-терапия (биологическая обратная связь), тренировка замены агрессии, сенсорная интеграция, терапия Вероники Шерборн, образовательная кинезиология Деннисона или метод хорошего старта.

    Терапия БОС – биологическая обратная связь

    Терапия БОС позволяет изменить активность мозговых волн при помощи так называемой биологической обратной связи, то есть использования информации о параметрах функции органа.

    Человек участвующий в тренировках БОС имеет прикрепленные к голове электроды, и его задачей является участие в видео-игре только при помощи активности мозга. Это позволяет укрепить волны определенных частот и затормозить другие. Благодаря тренингу одного из диапазонов волн можно благотворно повлиять на концентрацию внимания, с которой так часто имеют трудности люди с СДВГ .

    Тренировка замены агрессии

    Тренировка замены агрессии (англ. Agression Replacement Training) состоит из трех модулей: тренировка просоциальных навыков , тренировка контроля злости и тренировка моральной оценки. Цель этих вмешательств – заменить агрессивное поведение полезными социальными навыками.

    Сенсорная интеграция, терапия Вероники Шерборн, образовательная кинезиология Деннисона – это методы, использующие движение. В сенсорной интеграции предполагается, что конкретные упражнения, в которых участвует ребенок, ведут к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

    Двигательная терапия Вероники Шерборн это простые упражнения, ведущие к познанию своего тела, помогающие установить контакт с другим человеком, определить пространство вокруг себя. Они проводятся в форме игр, упражнений, например, песни, стихи, групповые упражнения.

    Образовательная кинезиология Деннисона, иногда называемая «гимнастика мозга», – это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Несмотря на популярность тренировки Деннисона, она не имеет научных оснований.

    Как вы видите, есть много видов терапии для детей с гиперактивностью и их семей. О необходимости и форме терапии всегда должен принимать решение врач-психиатр или психолог. Однако, несмотря на участие в терапевтических занятиях, наибольшее значение имеет адаптация семейной среды и школьных потребностей ребенка к трудностям, вытекающим из симптомов СДВГ .

    Поведенческая терапия СДВГ

    Среди основных методов работы с гиперактивным ребенком используется поведенческая терапия. Она основано на усилении желаемого поведения (например, удержании внимания на задаче в течение определенного времени) и искоренение нежелательного поведения (например, агрессии).

    Этот метод требует применения «наград» и «наказаний» (не физических!). Наградой может быть, например, похвала, наказанием, игнорирование ребенка. Важно уточнить, какое поведение является желательным, а какое недопустимым, определить четких последствия и обеспечить соблюдение введенных ранее правил.

    В поведенческой терапии неотъемлемую роль играют родители, потому что именно они проводят большую часть времени с ребенком. Она определяет некоторые простые правила поведения с ребенком в повседневной жизни.

    Эти правила включают в себя:

    • ясные наставления, то есть прямые указания, что ребенок должен делать, а чего не делать, например: «садись», «не стой»;
    • создание системы правил и последствий их несоблюдения, а также частое напоминание о сложившейся политике;
    • оказание одобрения и признание успехов ребенка – позитивное укрепление;
    • поддержание зрительного контакта во время разговора;
    • применение системы поощрений за положительное поведение.

    Медикаментозное лечение СДВГ

    Также важно, что эффект применения препаратов виден не сразу. Надо ждать несколько недель. Бывают ситуации, что подбор правильного препарата затягивается на длительное время. Это связано с различие реакций на данный препарат у разных пациентов. Чтобы терапия препаратами была эффективной, необходимо использовать ее регулярно и, в соответствующих дозах.

    Для лечения дефицита внимания с гиперактивностью применяются различные лекарственные препараты: психостимулирующие лекарства (в основном производные амфетамина), трициклические антидепрессанты, атомоксетин, клонидин, нейролептики (в небольших дозах). Эти препараты не являются нейтральными и несут риск побочных эффектов.

    Эффективность фармакотерапии при лечении СДВГ

    Стоит знать, в какой степени препараты могут помочь в лечении. Вы не можете ожидать, что они снимут все проблемы, связанные с СДВГ . Однако, в некоторых случаях они являются неотъемлемым элементом лечения.

    Что можно в таком случае ожидать от фармакотерапии

    Есть несколько направлений действия препаратов от СДВГ :

    • помогают успокоить симптомы гиперактивности;
    • помогают ребенку концентрироваться во время учебы, помогают удерживать внимание на выполняемой работе;
    • уменьшают разногласия с окружающей средой – информация, поступающая к ребенку извне, то, что говорят ему другие лица, становится для него более доступной и понятной;
    • способствуют тому, что ребенок в состоянии с собой совладать.

    Однако, нужно помнить, что существуют некоторые ограничения на эффективность фармакотерапии. Вы не можете ожидать, что лекарства заменят правильный подход в воспитании и обучении.

    Как следует из наблюдений, создание надлежащих условий для функционирования ребенка со стороны родителей и учителей, является основой правильного развития и снижения симптомов.

    Конечно, как уже говорилось ранее, лекарства повысят концентрацию во время уроков и выполнения домашних заданий, но вы не можете ожидать, что средний ученик вдруг окажется среди лучших. Лекарства могут в какой-то степени затормозить импульсивность ребенка.

    Однако, если ребенок характеризуется высоким уровнем агрессии, несмотря на систематическое введение препаратов в правильной дозе, то следует подумать над другими ее источниками (например, неправильные отношения в семье, физическое насилие).

    Одной из наиболее сложных проблем, сопровождающих СДВГ является дислексия и дисграфия. К сожалению, в случае этих нарушений, медикаментозное лечение не дает результатов.

    Естественные способы лечения СДВГ

    Из года в год все больше и больше детей и взрослых получают диагноз синдрома психомоторной гиперактивности. Лечение такого нарушения является дорогостоящим и может вызвать побочные эффекты.

    Поэтому стоит знать, естественное способы лечения СДВГ .

    Диета и лечение СДВГ

    Введение специальной диеты является одним из альтернативных методов лечения дефицита внимания с гиперактивностью. Диеты, применяемые для лечения СДВГ , предполагают самое естественное питание. Они основаны на устранении одних веществ в рационе ребенка и расширении содержания других.

    Большую популярность приобретает диета доктора Бенджамина Фиенгольда, основанная на теории связи синдром дефицита внимания с гиперактивностью с нетерпимостью к хлебным продуктам. Эта диета предполагает избегание употребления пищевых красителей и консервантов, а также их природных аналогов.

    Здесь также объективные исследования не подтвердили эффективность этого метода. У людей с СДВГ рекомендуется диета, ограничивающая потребление фосфатов – так называемая диета.

    Все эти диеты требуют много жертв со стороны ребенка и повышенной ответственности со стороны родителей. Могут быть также источником конфликтов. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать, чтобы затраты на внедрение пищевого режима были соразмерны прибыли.

    Любые изменения в рационе следует, однако, проводить с осторожностью и всегда после консультации с врачом. И, прежде всего, надо помнить, что они не являются панацеей.

    Поддержка ребенка с СДВГ дома

    Существуют некоторые общие правила, которые родители должны соблюдать:

    • проявлять понимание и принятие ребенка: негативные эмоции могут еще более усугубить симптомы;
    • подчеркивание правильного поведения ребенка;
    • строгое соблюдение норм и правил;
    • установление обязанностей ребенка соразмерным его возможностям.

    Поддержка ребенка с СДВГ в школе

    Школа – это вторая средой, в которой ребенок проводит больше всего времени, поэтому учителя должны иметь подготовку в области опеки детей с СДВГ . Общие правила поведения с ребенком в школе похожи на тех, которые были перечислены в теме семьи.

    Однако, существуют дополнительные условия, выполнение которых может помочь справиться с проблемой:

    • создание надлежащих условий во время уроков – важно, чтобы в зале, где проводятся занятия, было сокращено число предметов и цветов, которые могут отвлекать;
    • ребенок должен сидеть рядом с учителем, так ему гораздо легче сосредоточить на себе внимание ученика;
    • разделение труда – действия, которые ребенок должен делать, не должны быть слишком длинными;
    • необходимо делить работу на несколько этапов;
    • представление плана урока в начале занятия;
    • представление детям дидактических методов, которые помогают усвоению информации;
    • интересное проведение уроков, включающие работу в группах и т.д.

    Чтобы сказать наверняка, что для ребенка имеет важное значение, обратитесь к педиатру или спросите мнение школьного психолога. После продолжительной беседы о поведении ребенка и ситуации в доме и в школе, может оказаться, что симптомы вызваны другими факторами, а не болезнью.

    Иногда это проблемы дома (развод, частые ссоры родителей, смерть в семье) или в школе несут ответственность за такое поведение ребенка.

    СДВГ или синдром дефицита внимания у взрослых людей

    1. Основные понятия 2. Причины 3. Клинические проявления 4. Лечение

    Одна из форм постепенного количественного нарастания расстройств отдельных психических функций, чаще всего проявляющихся в изменении поведения, носит название синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В большинстве случаев данный диагноз ассоциируется именно с детьми. Однако расстройством могут страдать и взрослые люди. По данным статистики распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди лиц старше 18 лет достигает 6-7%.

    Основные понятия

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности является комплексной пограничной проблемой, находящейся на стыке медицины, психологии и педагогики. Сама патология заключается в хроническом расстройстве поведения, манифестируемом в детском возрасте. Нескорректированные вовремя симптомы расстройства дают о себе знать во взрослом состоянии не менее чем у 60% пациентов.

    Конкретные клинические проявления болезни достаточно разнообразны. В этой связи изначально синдром дефицита внимания и гиперактивности имел целый ряд синонимов, отражающих преимущественную клинику или патогенез заболевания – «дефицит нравственного контроля», «минимальная мозговая дисфункция», «хронический гиперкинетический мозговой синдром», «легкая дисфункция мозга» и другие. Однако ни один из них полностью не отражал сути заболевания. Термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» был введен в 1980 году и оказался наиболее приемлемым для описания поведенческих расстройств. Наряду с ним были выделены «синдром дефицита внимания без гиперактивности» и «синдром резидуального типа», диагностируемый у лиц, страдавших СДВГ в более раннем возрасте.

    СДВГ – это полиэтиологическое заболевание, проявляющееся нарушениями поведения, которые манифестируют у детей старше 5 лет и сопровождаются снижением внимания и гиперактивностью. Потенциально подобные изменения провоцируют проблемы с обучением и работой, снижение качества жизни, социальную дезадаптацию человека.

    Причины

    В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

    В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

    Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.

    Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.

    Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

    • пищевой аллергией;
    • нарушениями обмена глюкозы;
    • патологией щитовидной железы;
    • гельминтозами;
    • болезнями бронхо-легочной системы.

    Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

    Клинические проявления

    Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

    Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

    Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

    • эмоциональная лабильность;
    • неспособность завершить планируемое действие;
    • вспыльчивость;
    • плохая стрессоустойчивость;
    • импульсивность.

    Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

    Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

    Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству. При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны. Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

    При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

    Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда. При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации.

    Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре.

    У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

    Лечение

    Вне зависимости в каком возрасте был диагностирован СДВГ, он требует коррекции. Раннее выявление расстройства и адекватная терапия существенно улучшают результаты лечения. В комплекс мероприятий, направленных на устранение клинических проявлений СДВГ входят:

    • когнитивная поведенческая терапия;
    • физиопроцедуры;
    • лечебная физкультура;
    • воздействие на сопутствующую патологию;
    • участие в программах лечения зависимостей (при наличии);
    • медикаментозное лечение (нейропротекторы, вегетокорректоры, антидепрессанты и так далее).

    Ведущее значение в плане лечения отводится психотерапии, самоконтролю и социальной адаптации пациента. Борьба с невнимательностью, гиперактивностью и рассеянностью внимания с использованием лекарств необоснованна в виду отсутствия органической природы поражения. Медикаментозные средства может назначить исключительно лечащий врач. Их целесообразность оправдана только при неэффективности нейропсихологической коррекции и при наличии коморбидной патологии, требующей назначение лекарственных препаратов.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, несмотря на традиционную ассоциацию с детским возрастом, встречается и среди взрослого населения, являясь серьезной медико-социальной проблемой. Лицам с данным расстройством сложнее устроиться на работу, адаптироваться в новом коллективе, занять высокую должность, завести друзей, создать семью. Значительная распространенность заболевания, вариабельность клинических проявлений и выраженность нарушений поведения диктуют необходимость ранней диагностики и комплексного лечения патологии. Несмотря на актуальность вопросов, связанных с диагностикой и лечением СДВГ у взрослых, единого стандарта ведения подобных пациентов до сих пор не существует. Индивидуальный подход к лицам, страдающим расстройствами поведения, позволяет существенно улучшить эффективность проводимой терапии, улучшить качество жизни больного и адаптировать его к окружающей действительности.

    ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ?

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое представляет собой трудность концентрации внимания и восприятия информации, импульсивность и гиперактивность. СДВГ влияет на результат обучения и академические показатели, так как данный синдром затрудняет внимание, память и другие когнитивные способности.

    В России о СДВГ принято говорить именно как о детском заболевании, однако СДВГ может быть и у взрослых людей, ведь по данным исследований всего 30% детей перерастают данный синдром.

    Существует гипотеза, что так называемый СДВГ – это комплекс различных неврологических расстройств, требующих особого подхода и лечения.

    По данным статистики США 5% детей и 2,5% взрослых имеют СДВГ, в Британии 3,6% детей был поставлен данный диагноз.

    Уже пятое десятилетие ученые ставят под сомнение существование СДВГ, ведь далеко не все, кому поставлен данный диагноз, имеют достаточно полный набор симптомов, свойственный СДВГ. Доктор психиатрии, практикующий детский психиатр Фрэнк Джон Ниниваджи, работающий в Медицинской Школе при Йельском Университете, уверен, что СДВГ в чистом виде встречается довольно редко. В 90% случаев пациенты с ранее диагностированным СДВГ имеют одно или несколько других психических расстройств.

    Верный диагноз – верное лечение

    Возможность лечения СДВГ также является предметом многочисленных споров, ведь на данный момент нет единого эффективного метода лечения данного синдрома. Медикаментозное лечение СДВГ имеет ряд побочных эффектов, среди которых увеличение или уменьшение массы тела, повышение уровня холестерина в крови, замедление роста, бессонница, повышение давления, резкие изменения настроения.

    Доктор Ф.Д. Ниниваджи настаивает на том, что прежде, чем пациенту будет прописано то или иное лечение, необходимо разделить компоненты СДВГ по степени их выраженности, определить, какой из признаков (будь то дефицит внимания или памяти, гиперактивность или импульсивность) преобладает.

    Часто диагноз СДВГ ставится без учета важных проблем в жизни ребенка, будь то эмоциональные, семейные или школьные трудности. СДВГ может быть лишь симптомом другой, более важной проблемы, как то эмоциональное или физическое насилие в семье или неприятие в кругу сверстников.

    Именно эмоциональные и поведенческие проблемы в детском возрасте определяют поведенческий уровень самопрезентации взрослого человека. Понимание основных эмоциональных и поведенческих проблем ребенка позволяет подобрать правильный подход в преодолении этих трудностей под руководством психиатра. Родители также играют важную роль в этом процессе, ведь без их участия позитивных изменений может и не состояться.

    Как отмечалось выше, в 90% случае так называемому СДВГ сопутствуют другие расстройства психики, например, оппозиционно-вызывающее расстройство (негативное, девиантное или враждебное поведение против лиц, наделенных властью), посттравматический синдром, умственная недостаточность (IQ от 70 до 85), затруднения адаптации, неспособность к обучению, тревожное расстройство, психологическое выгорание и многие другие.

    Как правило, эти сопутствующие расстройства требуют особого внимания, ведь они являются «подводными камнями» СДВГ. Чаще всего это хронические проблемы, затрудняющие благополучное сосуществование ребенка с членами его семьи, учителями и сверстниками.

    Только подробное клиническое обследование может выявить подобные хронические расстройства и предотвратить неверную постановку диагноза, некорректное медикаментозное лечение, грозящее побочными эффектами, ухудшающими состояние.

    Лечение СДВГ включает в себя три компонента:

    Социально-психологическая поведенческая терапия

    1. Коррекционное обучение при СДВГ прежде всего направленно на повышение концентрации внимания, улучшение памяти и развитие навыков обучения. Это ключевой момент при лечении СДВГ, так как дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности требуют особого подхода в обучении.

    2. Психотерапия с детьми и взрослыми позволяет им понять собственные чувства, эмоции, развить коммуникативные навыки, так необходимые для успешной групповой деятельности и академических показателей. Если ребенок постоянно чувствует себя не успешным, это неизбежно ведет к деморализации и агрессии, направленной на самого себя или вовне. Задача психотерапевта – научить ребенка справляться с собственными негативными эмоциями. Ключевым моментом работы с ребенком с диагностированным СДВГ является эмпатическое восприятие эмоциональной жизни ребенка и его семьи. Именно активное слушание и эмпатия психотерапевта позволяют сфокусироваться на личности ребенка, а не на его диагнозе, что позволяет понять сущность проблемы и найти эффективные способы решения.

    Когнитивная деятельность – это ряд когнитивных способностей, важнейшими функциями которой являются способность к целенаправленной деятельности и эпизодическая память (т.е. кратковременная память). Нейропсихологи отмечают, что затруднения процессов подвижного интеллекта (т.е. способности мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта) и кристаллизовавшегося интеллекта (т.е. накопленного опыта и способности использовать усвоенные знания и навыки) заметно снижают способность к обучению и достижению результата. Как правило, данное затруднение можно выявить при стандартном тесте IQ. Способность к обучению, воспроизведению информации и затруднения рабочей памяти также препятствуют обучению и достижению успеха, однако данные затруднения легче поддаются корректировке и могут быть компенсированы в будущем.

    3. Медикаментозное лечение – лишь один из компонентов лечения СДВГ. Стоит понимать, что медикаменты не повышают интеллект и когнитивные способности, а лишь позволяют системам мозга работать более эффективно. Разумеется, это лишь частичная поддержка, не способная стать единственным средством лечения. Именно сочетание медикаментозного лечения, психологической коррекции и индивидуального подхода к обучению ребенка позволяет добиться наилучшего результата.

    СДВГ: как отличить непоседу от гиперактивного ребенка

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из самых частых психических заболеваний у детей. Приблизительно 5% белорусских детей страдают им. Мальчики в 3 раза больше подвержены СДВГ, чем девочки. Значит, почти в каждом школьном классе есть хотя бы один ребенок, у которого есть симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

    10 месяцев назад , 01.02.2019

    Немного теории

    СДВГ появляется в большинстве случаев в детстве. Симптомы этого заболевания могут проявляться у человека вплоть до взрослого возраста. А иногда они и вовсе не уходят. Дети с этим синдромом с трудом могут концентрировать внимание, они проявляют чрезмерную активность и импульсивность. Их трудно удержать на месте, потому что они неусидчивы. СДВГ у детей возникает из-за незрелости мозга и недостатка дофамина.

    СДВГ зачастую диагностируется у ребенка в достаточно раннем возрасте. В некоторых случаях первые симптомы могут выдать себя в 3 года. Есть несколько видов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. У некоторой части детей нарушено внимание. Они забывают многую информацию, их легко отвлечь, они неорганизованны. У других детей можно заметить импульсивность и гиперактивность. Эти дети не могут ни минуты посидеть на одном месте, они находятся в постоянном движении. Может быть и такое, когда у ребенка наблюдается и нарушенное внимание и гиперактивность.

    Нормальная и ненормальная активность

    Не стоит путать обычного непоседу с ребенком, у которого СДВГ. Многие родители напрочь отказываются верить такому диагнозу: «Мой ребенок здоров, он просто очень любознательный и немного шустрый».

    Отличить шустрость от гиперактивности не так-то просто, если вы не врач. Но если активность ребенка мешает ему безопасно и спокойно жить, не дает ему обучаться новому без вреда для самого себя, то это является ненормальной активностью ребенка. Это может быть поводом обратиться к врачу.

    Нормальным считается, когда дети разглядывают предметы, тянут их в рот, чтобы попробовать на вкус, осваивают новое пространство. Но когда ребенок непрерывно хлопает дверью, прыгает на одном месте, трясется, дрыгает ногой – это не норма. Более того, дети с более тяжелыми формами СДВГ могут на протяжении долгого времени не прекращать монотонные движения, даже во сне.

    Когда ребенок становится годовалым, он начинает активно познавать мир. У гиперактивного ребенка это получается бессмысленно, хаотично и, более того, разрушительно. Взял, бросил, побежал, упал, закричал, заплакал, ударился, побежал дальше – и это нескончаемый круговорот. Больной ребенок не ищет в предметах и явлениях какой-либо смысл. Он просто пытается получить массу новых ощущений, которые зачастую бывают опасны для него самого.

    Многие выходки гиперактивных детей могут стать критическими и довести до госпитализации. Есть много случаев, когда дети забирались на шкафы и прыгали с них на землю, трогали горячий утюг, бросались под машины. Ребенок с дефицитом внимания не осознает того, что может случиться что-то страшное и непоправимое, у него отсутствует внутреннее чувство самосохранения. Он любыми способами пытается получить новые, неизведанные эмоции.

    Проблем добавляется, когда ребенок учится говорить. Рот у него открывается с утра вместе с глазами и не закрывается до позднего вечера. Ребенок говорит обо всем, что видит. Завести беседу он может с каждым, даже с незнакомым для него человеком. Разговоры гиперактивных детей столь же бессвязны и бессмысленны, как и вся остальная активность. Они пытаются говорить обо всем сразу. Их мысли с огромной скоростью переходят от предмета к предмету. Такие дети не умеют слушать, они перебивают, непрерывно поют, говорят слова, в которых нет никакого смысла. Больной ребенок может надоедать рассказами про героев из мультиков, выкрикивать рекламные фразы или слоганы.

    Для родителей воспитание гиперактивного ребенка становится ужасом. Вся радость, которую должен приносить ребенок, улетучивается. Потому что родители перестают нормально спать, есть, они постоянно наблюдают за ребенком, чтобы не случилось чего-нибудь плохого. Впоследствии родители становятся изнеможенными, уставшими и нервными.

    Профилактика

    Предвидеть и предотвратить СДВГ практически невозможно. Но можно соблюдать некоторые правила, которые помогут снизить риск появления этого заболевания.

    1. Еще до того, как ребенок родился, будущей матери нужно тщательно следить за своим здоровьем. Не нужно забывать про рациональное питание и системные осмотры у врача-гинеколога. Нужно сказать, что у детей, матери которых имели вредные привычки, такие как употребление алкоголя и курение, риск СДВГ выше в целых 2 раза.
    2. Нужно приучить ребенка к четкому распорядку дня. Это нужно, чтобы дисциплинировать ребенка и систематизировать его поведение. Можно, например, повесить расписание дня на видное место, которое находится на уровне глаз ребенка. Если вы планируете какие-либо отклонения от вашего расписания, то нужно рассказать ребенку, какие.
    3. Необходимо управлять поведением вашего чада. Первым, что нужно сделать – это выстроить с ребенком положительные отношения. Эти отношения должны быть основаны на добре, радости, взаимопонимании и взаимопомощи. Этого можно достичь, проводя с ребенком определенное время. Это время должно быть «особенным» и для ребенка и для родителей. В этот временной промежуток ребенок должен сам решать, чем он хочет заниматься: гулять, рисовать, читать. Задача родителей – дать ребенку максимум положительных и добрых эмоций от любого времяпровождения.

    Затем, когда ребенок привык к хорошему поведению, родителям обязательно нужно его хвалить, чтобы это стало его мотивацией и дальше делать добрые дела.

    1. Многие родители задаются вопросом, можно ли наказывать ребенка с СДВГ. Многие врачи говорят, что можно. Но, когда вы наказываете своего ребенка, ему нужно четко объяснить, за что. Ребенок должен понимать, что за каждый негативный поступок его может ожидать наказание, после чего у него отпадет желание делать вред.

    Диагностика

    Для того, чтобы определить СДВГ, проводятся несколько видов диагностик: психологическая, клиническая и нейрофизиологическая.

    Психологическое тестирование оказывает существенную помощь в диагностике этого заболевания. Если данное тестирование не дает точного ответа, тогда врач может назначить неврологические исследования (МРТ, ЭЭГ и так далее). К выбору клиники для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей родителям нужно относиться очень серьезно. Поскольку на сегодняшний день есть куча проблем с диагностикой этого заболевания.

    Лечение

    В разных странах разные методы лечения этого заболевания. Например, на Западе, в том числе в Беларуси и России для снижения гиперактивности ребенка применяются антипсихотические препараты. Но есть доказательства того, что данные препараты уменьшают количество мозговой ткани. К сожалению, не только это является побочным эффектом этих препаратов. Они могут вызывать увеличение веса человека, повышение давления, холестерина, также могут стать причиной появления сахарного диабета.

    В США для того, чтобы купировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью обычно прописывают стимуляторы. Многие врачи не рекомендуют их применение, так как считают их небезопасными. Но есть медицинские агентства, которые уверяют общественность в том, что стимуляторы абсолютно безвредны и очень эффективны.

    В Великобритании антипсихотики могут прописывать не только специалисты узкого направления, но и обычные педиатры.

    Для того чтобы назначить столь серьезное лечение маленькому ребенку, его нужно досконально обследовать. Иногда удается снизить симптомы СДВГ, улучшив метаболизм мозга и повысив тонус коры.

    Мы часто можем видеть рекламу поливитаминов, которая якобы может помочь от невнимательности и несобранности. Выпил витаминку – и ваш ребенок здоров, собран и сосредоточен. Но зачастую это является всего лишь коммерческим ходом.

    Есть исследования, которые говорят о том, что рыбий жир в некоторой степени поможет ребенку с СДВГ. Это действительно может быть правдой, поскольку рыбий жир содержит жирные кислоты и омега-3. Эти элементы являются очень полезными, а также не имеют побочных эффектов.

    Существует французское исследование, в котором приняло участие 40 детей с выявленными симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Эти ребята ровно восемь недель принимали витамин В6 вместе с магнием. По окончанию исследования у детей улучшилось внимание, снизилась агрессия и гиперактивность. Была набрана также контрольная группа, которая принимала плацебо. У данной группы изменений выявлено не было. По истечению 8 недель дети из экспериментальной группы перестали принимать препараты и все симптомы СДВГ у них вернулись.

    Мифы

    1. «Чтобы поставить диагноз, врачу стоит всего лишь осмотреть ребенка». За один осмотр это заболевание не выявишь. Нужно достаточно длительное наблюдение, которое может длиться вплоть до нескольких месяцев.
    2. «Эту болезнь можно вылечить с помощью таблеток». Лечение СДВГ должно быть комплексным. Да, медикаменты – это одна из частей лечения. Но чтобы результат лечения был качественным, нужно привлекать специалистов: педагогов, психологов, логопедов и так далее.
    3. «Этот синдром пройдет с возрастом». Возможно, некоторые симптомы этого психического расстройства человек сможет «перерасти», но дефицит внимания, рассеянность, импульсивность могут остаться с ним на долгие годы. Поэтому, уже будучи взрослыми, люди с этим синдромом больше чем все остальные подвержены попаданию в несчастные случаи, ДТП, они могут конфликтовать со сверстниками по поводу и без него.
    4. «СДВГ генетически обусловлен». Верно только от части. Здесь большую роль играет не наследственность, а предрасположенность. Это заболевание не является генетическим. Ученые четырех стран (Колумбии, Германии, США и Голландии) предположили, что СДВГ более, чем на 80% зависит от наследственности. Они выбрали более чем из тридцати генов три, которые могли являться переносчиками. Но вскоре ученые опровергли свою гипотезу, потому что исследование показало, что синдром развивается в большей степени из-за среды обитания человека, а генетика к этому не имеет никакого отношения.
    5. «Во времена наших прабабушек такого диагноза не было». Это неверное суждение. Это расстройство было выявлено еще во времена Гиппократа. Но широкое распространение в нашей стране и странах ближнего зарубежья оно получило только в конце 90-х.
    6. «Дети с СДВГ не больны, их просто плохо воспитали». Воспитание не имеет никакого влияния на детей с гиперактивностью и недостатком внимания. СДВГ – это медицински обоснованная болезнь.
    7. «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью злые и агрессивные». Они только себя так ведут, но они с трудом выносят свои неудачи в общении со сверстниками, провалы в играх. Они ругаются, грубят, перебивают, не могут дождаться, когда придет их очередь. Но это не из-за того, что они хотят напакостить. Это обусловлено несовершенством их эмоциональной сферы.
    8. «Дети с гиперактивностью никогда не устают». Если наблюдать за таким ребенком, то действительно так можно подумать. Но это происходит из-за того, что некоторые участки коры головного мозга ребенка сильно перевозбуждены. Возможно, сам ребенок очень хочет остановиться, но не может, выматывая окончательно свой организм.
    9. «Ребенок с СДВГ всегда будет отстающим в школе». Не всегда. Если школьная программа выстроена правильно, учителя умеют находить подход к таким детям, то у этих ребят есть все шансы проявить себя с лучшей стороны. Потому что интеллект у таких детей может быть очень высоким.
    10. «Ребенок с СДВГ может успеть сделать множество дел одновременно». Это вряд ли. Дети с СДВГ могут начать целую кучу дел, но ни одно из них не закончить. Потому что они не могут сфокусировать внимание на чем-то одном. Они хватаются за все сразу, а потом не знают, что с этим делать.
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector