1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы развития творческого мышления

Приемы и способы развития творческого мышления (стр. 1 из 4)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарные дисциплины

по дисциплине «Психология и педагогика профессиональной деятельности»

на тему «Приемы и способы развития творческого мышления»

Выполнила: студентка 1-го курса заочной фор-

мы обучения факультета таможенного дела,

ТО823ВП группа Н.И. Богдашкина

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ…………………….5

1.1. Методы изучения творческого мышления…………………………9

ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ………………. 11

2.1. Условия творческой деятельности…………………………………11

ГЛАВА 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

3.1. Методы стимулирования проявления творческих способностей. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 24

В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества. А личность является носителем объективно не предопределенного, которая своей волей, фантазией, творчеством и упрямством поддерживает тонкие механизмы самоорганизации бытия и на их базе – возникновение порядка из хаоса.

Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного развития выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Исследование зарубежных психологов и педагогов: Дж. Гилфорда, Е.П. Торранса, Л. Термена, Р. Стернберга, М. Воллаха, а так же отечественных: Даниловой В.Л., Гальперина П.Я., Калмыковой З.И., Богоявленский Д.Б., Пономарева Я.А., Пушкина В.Н., Шадрикова В.Д., Тютюнника В.И., Медника С., Алиевой Е.Г., Гнатько Н.М., Дружинина В.Н., Хозратовой Н.В., в области творческого мышления теоретически обоснованы, однако работа над улучшением этого свойства продолжают развиваться. Большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:

Целью данной работы является изучить понятие творческого мышления, способы творческой деятельности, обобщить отличительные особенности творческой личности.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность:

— легкость — быстрота выполнения текстовых заданий;

— гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

— оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

— точность выполнения заданий.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели
(замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания[7].

Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую».

Д.Б. Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Главную роль в детермининации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

Творческое мышление: развитие креативности

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность — это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Учебники и книги

Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

Творческие игры

Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже. Подробнее…

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи, видео, задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

11 простых методов развития креативного мышления в любом возрасте

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога! Креативное мышление крайне необходимо чтобы генерировать новые идеи и искать варианты решений проблем, если есть ощущение, что возник тупик. В идеале необходимо его начинать развивать в детстве, но существуют методики, благодаря которым вы в любое время сможете приступить к тренировкам независимо от возраста.

Способы и упражнения

1. Нестандартный подход

Учитывая то, что получая опыт, у нас возникает устойчивое мнение о чём-то, которое впоследствии превращается в шаблон. А мышление шаблонами очень ограничивает ваши возможности. Поэтому давайте попробуем от них отойти и поэкспериментируем, посмотрев на обычные вещи совсем под другим углом. Ведь, допустим, при слове «кровать» у вас перед глазами обязательно возникнет предмет, состоящий из четырёх ножек, матраса и, возможно, спинки.

Но, задав себе вопрос «А что, если?» и позволив пофантазировать, не обесценивая себя за возникшие идеи, то вполне можно изобрести новый вид мебели. Обычно дети любят этот метод, мучая взрослых сложными вопросами, на которые, казалось бы, не существует ответов.

В общем, основной момент – формирование творческого мышления напрямую зависит от вашего разрешения себе быть нестандартным, моментами даже глупым и крайне любопытным. Если позволите себе «поиграть» – то удивитесь, насколько порой всё оказывается просто, а сами ограничения существуют только в нашей голове.

Способы, с помощью которых можно «поиграть»:

  • Противоположности. Необходимо привычное, устойчивое свойство предмета заменить полностью противоположным. К примеру, мы привыкли, что у телевизора прямоугольный экран. А что будет, если сделать его круглым? Этот метод открывает новые возможности и позволяет заново «изобрести велосипед».
  • Исчезновение. А что случится, если какая-то вещь перестанет выпускаться в привычном для всех виде? Вот, допустим, консервы продаваться не будут в жестяных банках, как тогда?
  • Искажение. Придумываем совсем новое применение какому-то предмету, или меняем полностью устоявшийся порядок и правила. К примеру, а что, если обучение в университете будет проводиться самими студентами, без включения преподавателей?
  • Фантазирование на тему: «Вот бы было здорово, если бы…». Например, из крана водопровода лился лимонад в определённые часы, или вообще, любой напиток под заказ.

2. «Расслабьтесь»

Когда перед вами стоит сложная задача, вы усиленно размышляете над её решением, но как специально, ни одной хорошей идеи не возникает – лучшим методом будет отвлечение и расслабление. Знаете, что для того, чтобы отдохнуть, необходимо не просто валиться на диван, а сменить одну деятельность на другую, противоположную, так вы не выпадите из рабочего процесса.

Если много приходилось думать, отвлекитесь с помощью физического труда, и, наоборот, в случае противоположной ситуации. Потому что наш мозг, независимо от того, чем мы занимаемся, всегда ищет способы решения проблемы. Замечали, что озарение обычно происходит в такие моменты, когда мы заняты совсем другими делами?

Просто болтаем с подругой, прогуливаемся по парку и тут неожиданно понимаем, что оказывается всё просто и понятно. Это называется пассивная концентрация, и когда кажется, что больше нет ни одной мысли, используйте этот способ. Только ни в коем случае не переключайте фокус внимания на социальные сети, иначе просто потеряете время.

3. Заполнение квадратов

Возьмите лист А4, или в электронном варианте начертите 49 ячеек. После чего подумайте о своей сложной и пока не решаемой ситуации. Допустим, вы хотите накопить денег на машину, но пока никак не выходит. Теперь расслабьтесь и позвольте, чтобы ваше творческое мышление начало предлагать свои варианты подзаработать. То есть, задача состоит в том, чтобы заполнить каждый квадратик идеей.

Даже если она кажется бредовой, позвольте мозговому штурму случится, это очень действенный метод, потому что, если присмотреться, порой в самых несуразных решениях есть «доля разума», именно такие идеи и называют гениальными. Только необходимо ограничить время, это будет стимулировать процесс.

На 49 квадратов вполне достаточно будет 15 минут. Кстати, вы даже сможете периодически отслеживать, насколько меняется скорость вашего мышления по пустым квадратикам, которые не успели заполнить в отведённое время. Подробнее о мозговом штурме, вы можете узнать из статьи по этой ссылке .

4. Утрирование

Попробуйте намеренно придумать самые худшие решения, не стараясь быть правильным и умным. Когда вы дадите себе разрешение думать «не логично» и допускать ошибки, произойдёт чудо – в потоке глупых вариантов обязательно проскользнёт несколько стоящих мыслей. Тогда развитие креативности приобретёт лёгкий и весёлый оттенок, и не будет выглядеть, как серьезный труд.

Вот поставили вы на любимой рубашке пятно, которое не выводится. А что, если взять и всю её испачкать? Тогда ведь пятна не будет видно, а вы таким образом даже умудритесь обновить гардероб без покупки новой вещи.

5. Таблица

Посмотрите внимательно на таблицу, представленную ниже, какое первое слово вы в ней заметили? Теперь придумайте этому слову 5 определений, характеризующих его. Затем подумайте о какой-то сложности, актуальной в данный момент вашей жизни и примените к ней ваши ответы. Например, вернемся к теме «подзаработать денег на машину», вы увидели слово «конь». Он какой? Выносливый, быстрый и т.д.

Со временем можете выбрать на просторах интернета другие варианты таблиц, а ещё лучше – придумайте самостоятельно.

6. Необычное применение

Необходимо придумать минимум 20 сфер применений, причём необычных, какому-либо бытовому предмету. Допустим, ножницы. Через их кольца можно плести браслеты, протянув верёвки, обрезать спагетти во время еды или использовать в качестве украшения причёски… Каждый день практикуйтесь, чтобы расширить границы сознания, и тогда различные решения будут литься потоком.

7. Метод усовершенствования

А эта методика ещё и с пользой. Размышляйте над тем, как усовершенствовать какой-то предмет или процесс. Вот чего бы добавить, чтобы стало ещё лучше и проще? К примеру, в статье про удивительные и реальные истории людей которые круто изменили свою жизнь , мы рассказывали о Шери Шмельцер, женщине, которая придумала украшения для знаменитой обуви Crocks и заработала на этом миллионы.

Поэтому всегда находитесь в поиске вариантов, как изменить хоть какую-то маленькую вещь в этом мире, пусть это будет даже тостер или степлер.

8. Творчество

Для развития креативности подойдут любые существующие типы творчества. Попробуйте нарисовать что-то, даже если совсем не обладаете талантом художника, позвольте руке изображать то, что «показывает» фантазия. Напишите рассказ или стихотворение, чаще отправляйтесь на выставки, в музеи и галереи искусств. Люди разные, и возможно, чьи-то идеи вдохновят на создание чего-то своего, уникального.

9. Непривычные действия

Используйте в быту творческое приспособление, то есть выполнение каких-то действий необычным и непривычным способом. Вроде бы банальная чистка зубов может превратиться в целое приключение, если попробовать весь процесс совершить с помощью одной только руки, к тому же, не ведущей. И тогда на практике появится масса вариантов, как открыть тюбик и придержать щётку, как сложить всё на место и т.д.

10. Аббревиатуры

Придумайте расшифровку любому слову, решив, что это всего лишь аббревиатура. Например, крот – Кропотливый Работяга Организовывает Тропы. Да, придётся «поломать голову», но зато, вы, ко всему прочему пополните свой словарный запас и укрепите память.

11. «Задом наперёд»

Читайте вывески, рекламные лозунги и прочие тексты, которые встречаете в дороге на работу, во время прогулки и прочее «задом наперёд». Пробуйте самостоятельно сделать перевёртыш сначала коротких слов, со временем переходя к более длинным и сложным. И вершиной мастерства будет, когда вы сможете свободно говорить «задом наперёд». Кстати, если подключите к этому процессу близких людей, то станет веселее и проще практиковаться. Да и в общественном месте вы сможете обсудить что-то конфиденциальное, ведь не каждый прохожий обладает таким умением.

12. Курсы

Рекомендую сервис Викиум , там есть отдельный курс по развитию творческого мышления.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Рекомендую к прочтению статью про правое полушарие мозга , там вы также найдёте методы развития творческой части, что и называют креативностью. Успехов вам и вдохновения!

Способы развития творческого мышления

В современном обществе креативность человека и его возможность творчески мыслить высоко оцениваются окружающими. Ведь подобные люди умеют найти нестандартный выход из ситуаций, генерируют сотни идей и могут их реализовывать.

Способность творчески мыслить делает человека успешным, предприимчивым, позволяют ему хорошо зарабатывать на своих идеях. Как достичь такого уровня развития креативного мышления? Многие считают, что креативности научить нельзя, что это врожденная способность. Но это не совсем так, творческое мышление есть в каждом из нас на разной стадии, но кто-то продолжает развивать его, а кто-то оставляет всё на природном начале. Поэтому позвольте предложить вашему вниманию способы развития творческого мышления.

Головоломки

Отличной стимуляцией творческого мышления являются решения различных головоломок. Это не просто задачи, имеющие специальные формулы для решений, головоломки требуют включения умственного потенциала человека. Отличие головоломок от задач заключается в умственной работе, для решения задач нужны знания, для решения головоломок нужно мышление. Как правило, задачи не несут практической пользы в жизни, в то время как головоломки учат искать нестандартные пути решения проблемы, тем самым развивая наше творческое мышление.

Одним из самых популярных видов головоломок являются «головоломки со спичками». Из спичек выкладывается фигура или математический пример, и с помощью перестановки нескольких спичек нужно получить конечный результат. Например, когда 8+6=9+6? У второй шестёрки мы убираем одну спичку и получаем 8+6=9+5, что является верным результатом.

Пользуется популярностью старая головоломка «велосипед». Это небольшая железная фигурка создана в виде лабиринта. Автором считается американец Джон Р. Линн, который впервые продемонстрировал «велосипед» в 1898 году. С тех пор головоломка немного изменилась, но суть осталась прежней — снять кольцо с велосипеда, а затем вернуть его обратно.

«Загадка Эйнштейна» — старая задача, созданная по слухам самим Альбертом Эйнштейном в годы его детства. Смысл её следующий: в пяти домах живут люди разной национальности, дома их покрашены в разные цвета, каждый из людей курит определенный сорт сигарет, у каждого по одному домашнему животному и каждый пьёт свой любимый напиток. После этого даются подсказки по которым нужно определить кто выращивает рыбок.

Сам Альберт считал, что только два процента людей может решить эту задачу в уме, а остальные только с помощью бумаги и ручки. Задача в самом деле становится гораздо легче при решении её в виде таблицы, но тем не менее требует концентрации и повышенного внимания.

Кубик Рубика или «магический кубик» — одна из самых известных механических головоломок. Внешне представляет собой пластмассовый куб, состоящий из пятидесяти четырёх маленьких квадратов, которые могут вращаться в трёх осях. Суть головоломки — собрать кубик так, чтобы все грани были одного цвета.

Упражнения на развитие нестандартного мышления

Для подобных упражнений обычно собираются несколько команд, чтобы дух соперничества стимулировал работу мозга. Командам даются необычные ситуации, которые требуют от них включения креативного мышления. Например, притча про слона и муравья, которые пытались съесть друг друга: сначала слон муравья проглотил, потом муравей слона и так далее. Вопрос состоит в том, каков итоговый результат таких отношений? Проще говоря, кто кого проглотил. Причем необходимо дать конкретный ответ.

Для человека со стандартным мышлением эта задача как минимум кажется глупой, как муравей может проглотить слона? Но если абстрагироваться от внешних факторов и задуматься, то получается, что слон если проглотит муравья, то переварит его. Муравей же, проглотив слона, растянется до неузнаваемых размеров и станет, по сути, просто оболочкой слона. Ваш мозг спокойно воспринял эту информацию? Значит, ваше мышление умеет преодолевать границы и искать решение конкретной проблемы.

Ассоциации

Хорошим способом развития творческого мышления является поиск ассоциаций. Например, откройте любую книгу, закройте глаза и ткните пальцем в два слова. После этого возьмите ручку и чистый лист для записи своих мыслей. Записывайте все ассоциации, которые приходят на ум. Сопоставляйте слова, ищите точки их соприкосновения, анализируйте. Можно даже самому придумать причину связи этих двух слов, просто дайте волю вашей фантазии.

Например, что общего между ручкой и шампунем? Мыльные пузыри! Ведь разбавив водой шампунь, мы можем получить отличный раствор для мыльных пузырей, а часть ручки станет трубкой.

Помните: Креативность заключается в сопоставлении вещей. Человек не открывает чего-то нового, он воспроизводит свой опыт, своё видение окружающего.

Рисунки

С помощью творчества человек активно продвигает свое мышление. Больше рисуйте, переносите на бумагу то, что видите и чувствуете. Есть также упражнение на этот счёт, для него необходимо нарисовать шесть крестиков по горизонтали и вертикали. После этого нужно крестики превратить в зарисовки, чем интереснее и необычнее они будут, тем лучше.

Существует множество тестов, объясняющих значение рисунков, попробуйте анализировать своё творение. Что ваше подсознательное хочет сказать? Ведь познание себя это также развитие мышления, нестандартное понимание вещей.

Буриме

С французского «буриме» переводится как стихотворение на заданные рифмы. То есть человеку даётся рифма, которую нельзя подвергать перестановке и изменять. Необходимо связать её осмысленным текстом. Например, «зима-дома». Можно придумать следующее двустишье:

Опять наступила зима,

Снегом покрылись дома.

Такие стишки хорошо развивают творческое мышление, заставляют поразмыслить над связкой рифм. Иногда, чтобы усложнить задачу даётся несколько рифм и ограничивается время.

«Мозговой штурм» и синектика

Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.

«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий. Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга. По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.

Ловушка идей

Наш мозг устроен так, что решение некоторых вопросов приходит в нашу голову, когда мы смотрим телевизор, едем в машине или пытаемся заснуть. Поэтому всегда держите неподалёку от себя блокнот с ручкой, куда все идеи можно будет зафиксировать. Когда посмотрите фильм, доедете до дома или проснётесь, вы сможете спокойно проанализировать вовремя записанные и поэтому незабытые идеи.

Совет: Купите отдельный блокнот под ваши мысли, так как отдельные листочки можно потерять, а на них могут остаться отличные решения важных проблем.

Развитие творческого мышления процесс увлекательный и долгий, регулярные тренировки позволят вашим идеям всё чаще рождаться на свет. Развитое мышление поможет вам реализоваться в любой специальности, подобные сотрудники высоко ценятся начальством и быстро продвигаются по карьерной лестнице. Не стойте на месте, мысли приходят к думающим людям!

Развитие творческого мышления

Автор: pikacho · Опубликовано 05.05.2016 · Обновлено 01.10.2018

Знаете ли вы, что такое творческое мышление? Это такая категория мышления, которая приводит к абсолютно не типичному решению вопроса (проблемы). Если человек по-новому систематизирует и анализирует стандартную информацию, значит, он мыслит творчески. Чем раньше начинается развитие творческого мышления, тем легче человеку дается усвоение новых знаний.

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.

Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.

Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.

Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

Черты творческого мышления:

5 советов, как развить творческое мышление

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

Автор А. Осборн. Метод был создан в 1938 г., и до сих пор активно используется в промышленности, военно-морском деле.

В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.

Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.

Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.

Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Автор У. Гордон. Метод был основан в 1948 г. Главным принципом является сделать известные вещи неизвестными, изменить стандартный взгляд на обыденные явления.

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

5 упражнений для развития творческого мышления

Подбор слов

Подберите максимально возможное количество существительных, которые отображают суть понятия. Например, свет – жизнь, солнце, рост и т.д.

Поиск похожих признаков

Найдите максимальное количество похожих признаков для совершенно разных понятий:

  • колодец-земля;
  • автомобиль-облако;
  • паровоз-таблетка;
  • коляска-пианино;
  • будильник-дерево.

Предсказания

Придумайте, что может случиться, если:

  • если дождь будет идти, не переставая, 3 суток подряд;
  • домашние питомцы начнут разговаривать с хозяевами;
  • из крана в ванной будет литься яблочный сок;
  • по улице будут ходить сказочные персонажи.

Слова на букву

Назовите максимальное количество вещей на букву К (З, И, О), которые сейчас находятся с вами в одном помещении.

Описание предметов

Остановите свой взгляд на любом предмете в комнате. Например, на столе. Напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этому предмету (большой, деревянный, удобный, серый, гладкий). Теперь напишите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к данному предмету (сладкий, голубой, грустный, живой, игрушечный).

10 заданий на развитие творческого мышления

  1. Опишите свою работу (семью, подругу, любимый сериал) в 100 словах.
  2. Возьмите свой любимый афоризм и на его основе напишите собственное произведение (в стихах или прозе не имеет значения).
  3. Напишите небольшую сказку (8-10 предложений) о пустом графине.
  4. Придумайте 20 причин научиться языку жестов.
  5. Перечислите 5 вещей, на которые вам не жалко потратить последние 1000 рублей.
  6. Дайте инструкцию в письменном виде любимой собаке (попугаю, кошке), как нужно танцевать румбу.
  7. Вы возвращаетесь домой с работы, дверь вашего дома нараспашку. Назовите 20 (включая самых невероятных) причин, почему это произошло.
  8. Напишите меню на день для своего злейшего врага.
  9. В 200 словах опишите идеальное место для отдыха.
  10. Напишите письмо себе в прошлое (например, когда вам было 5 лет) и письмо в будущее (себе, 60 летнему).

Творческое мышление необходимо человеку. Нужно лишь немного времени и желания, чтобы развить это качество.

Как развить креативное мышление?

Умение мыслить вне шаблонов пригодится каждому человеку. Творческий подход поможет как в построении карьеры, так и в личной жизни. Он позволяет подбирать ключи к любой двери, находить нестандартные решения даже в самых трудных ситуациях. Некоторые считают, что креативное мышление – врожденное качество, которое нельзя развить. Но это абсолютно не так. Способность мыслить творчески приобретается с опытом, главное, постоянно развивать свой потенциал.

Что такое креативное мышление?

Креативность – это взять уже известные элементы и соединить их уникальным образом. Она подобна искусству совмещать несовместимое.

Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на детей. Они всегда мыслят образами, активно воображают и много фантазируют. Только потом в процессе обучения и воспитания креативное мышление уходит на 2-ой план или подавляется вовсе. Взамен развивается умение мыслить структурно, логически, в строго ограниченных рамках.

Результатом творческого мышления является образование новых, уникальных мыслей. Логический подход подразумевает усвоение и переработку уже существующих идей.

За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, за творческие способности – правое. Способность мыслить креативно обуславливают следующие психические процессы:

  • восприятие;
  • воображение;
  • память.

Даже если у человека доминирующим является левое полушарие, креативное мышление можно развить, регулярно упражняясь над совершенствованием перечисленных мыслительных процессов.

Стереотипы в мышлении

С накоплением жизненного опыта формируются определенные установки, вырабатываются схемы принятия решений в различных ситуациях. Со временем они все больше укрепляются в сознании, становятся привычными. Человек начинает мыслить и выполнять действия по шаблону, автоматически, затрачивая при этом минимум усилий.

Это позволяет действовать быстро, однако, зачастую является серьезной помехой для того, чтобы разглядеть более эффективные варианты принятия решений, изобрести новые способы выполнения хорошо известных задач. Таким образом, человек ограничивает себя своими же стереотипами мышления, не может увидеть новых открывающихся перед ним горизонтов.

Что нужно для развития креативности?

Регулярность

Если постоянно практиковаться в развитии какого-либо навыка, результат не заставит себя долго ждать. По данным исследований гарвардских ученых творческие успехи на 85% зависят от уровня мастерства. Креативное мышление – это такой же навык. И для его развития рекомендуется упражняться не менее 1-го раза в неделю, но лучше делать это ежедневно.

Подобно укреплению мышц, формирование творческого потенциала потребует времени и усилий. Необходимо, чтобы развитие креативности превратилось в привычку, стало неотъемлемой составляющей жизни.

Целеустремленность

Когда человек чего-то очень сильно хочет, он, как правило, прилагает все усилия, чтобы этого добиться. Иногда это получается с 1-го раза, иногда требуется гораздо больше попыток. Но каждая из них – бесценный опыт в развитии и достижении поставленных целей.

Главное – никогда не сдаваться и ни в коем случае не сомневаться в себе!

Выход из зоны комфорта

В развитии креативного мышления поможет поиск нестандартных решений ежедневных рутинных задач. Можно открывать для себя неизведанные пути, каждый раз возвращаясь домой с работы новым маршрутом. Или выбирать только те кафе, в которых прежде никогда не был. Заказывать те блюда, которые ни разу не пробовал.

Знакомьтесь с необычными людьми, впитывайте интересные идеи. Даже незначительные перемены в привычном образе жизни ведут к переменам в мышлении.

Принятие своей индивидуальности

Идеальных людей не существует, у всех есть сильные и слабые стороны. Креативность основывается на умении выгодно использовать свои преимущества и компенсировать недостатки.

Каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальными способностями. Нужно только их в себе открыть. Важно всегда быть собой, помнить о своих талантах, мечтах и целях, не поддаваться давлению чужих ожиданий.

Творчество

Занятие творчеством станет верным помощником в развитии креативности. Рисование, игра на музыкальных инструментах, сочинение рассказов и стихов, необычный подход к приготовлению блюд – это может быть что угодно. Стоит внедрить творчество в свою жизнь, и новые идеи начнут появляться в голове по принципу снежного кома.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку. Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее.

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление.

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector