3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

СПП с несколькими придаточными примеры

Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми частя­ми раз­ли­ча­ют три вида под­чи­не­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным, парал­лель­ным и после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем.

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть не одна, а несколь­ко при­да­точ­ных частей. Два и более при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по-разному соот­но­сят­ся с друг с дру­гом и обра­зу­ют три основ­ных вида под­чи­не­ния:

  • одно­род­ное;
  • парал­лель­ное (неод­но­род­ное);
  • после­до­ва­тель­ное.

Однородное подчинение придаточных предложений

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в даль­ней­шем СПП, все при­да­точ­ные части могут отно­сить­ся непо­сред­ствен­но ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му его чле­ну. В таком слу­чае ука­зы­ва­ют на одно­род­ное под­чи­не­ние зави­си­мых пред­ло­же­ний. При одно­род­ном под­чи­не­нии ука­жем его основ­ные при­зна­ки:

  • все при­да­точ­ные отно­сят­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му и тому же сло­ву в глав­ном;
  • при­да­точ­ные име­ют оди­на­ко­вое зна­че­ние и отве­ча­ют на один и тот же вопрос, то есть это при­да­точ­ные одно­го типа;
  • свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или бес­со­юз­но;
  • про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей,

Неизвестно, где она жила (1), кто она (2), поче­му был сде­лан рим­ским худож­ни­ком её порт­рет (3) и о чём она так печаль­но заду­ма­лась (4).

Неизвестно (что?). Ко всем при­да­точ­ным частям неза­ви­си­мо от того, что они при­со­еди­не­ны раз­ны­ми союз­ным сло­ва­ми (где, кто, поче­му, о чём), зада­дим один и тот же вопрос: что? В этом СПП наблю­да­ет­ся кас­кад изъ­яс­ни­тель­ных при­да­точ­ных, кото­рые зави­сят от одно­го сло­ва в глав­ной части — ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, выра­жен­но­го пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем. Следовательно, это СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

[ ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Между под­чи­ни­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с пере­чис­ле­ни­ем, как в при­ве­ден­ном при­ме­ре, ста­вят­ся запя­тые, кро­ме двух послед­них под­чи­ни­тель­ных пред­ло­же­ний. Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми упо­треб­лён непо­вто­ря­ю­щий­ся соеди­ни­тель­ный или раз­де­ли­тель­ный союз (и, или, либо), то запя­тая не ста­вит­ся, напри­мер:

Мы пони­ма­ли, что уже поздно_ и что надо торо­пить­ся домой.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

Примеры предложений с однородным подчинением придаточных

Я пони­мал, что лежу в посте­ли, что я болен, что я толь­ко что бре­дил (А. Куприн).

Весною ивол­га появ­ля­ет­ся позд­но, когда рощи уже оде­ты лист­вою и все пев­чие пти­цы дав­но при­ле­те­ли (И. Соколов-Микитов).

Тётушка инте­рес­но рас­ска­зы­ва­ла отом, что её пер­вый муж был пер­сид­ским кон­су­лом и что она с ним неко­то­рое вре­мя жила в Тегеране (Ф. Искандер).

С тех пор как разо­де­лись берез­ки и вырос­ли под ними раз­ные тра­вы с колос­ка­ми и шишеч­ка­ми и шей­ка­ми раз­ных цве­тов, мно­го, мно­го воды утек­ло из ручья (М. Пришвин).

Утром бабуш­ка жало­ва­лась, что саду ночью посби­ва­ло все ябло­ки и сло­ма­ло одну ста­рую сли­ву (А. Чехов).

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Придаточные пред­ло­же­ния, кото­рые отно­сят­ся ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию (вре­ме­ни, уступ­ки, при­чи­ны, усло­вия и пр.) или к одно­му из его чле­нов (опре­де­ли­тель­ные, изъ­яс­ни­тель­ные, меры и сте­пе­ни, места, обра­за дей­ствия), могут быть неод­но­род­ны­ми, то есть раз­ны­ми по зна­че­нию и при­над­ле­жать к раз­ным типам, напри­мер:

Когда собра­лись рыба­ки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вече­ру ветер пого­нит лед на пол­день (2) (М. Пришвин).

От глав­но­го пред­ло­же­ния зави­сят два при­да­точ­ных:

  • одно — при­да­точ­ное вре­ме­ни (когда собра­лись рыба­ки);
  • вто­рое — изъ­яс­ни­тель­ное при­да­точ­ное (что к вече­ру ветер пого­нит лёд на пол­день).

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных

Но хотя они всю жизнь были сосе­дя­ми, Уля нико­гда не виде­лась с Анатолием поми­мо шко­лы да ком­со­моль­ских собра­ний, где он часто высту­пал с докла­да­ми (А. Фадеев).

Как толь­ко жара спа­ла, в лесу ста­ло так быст­ро холо­дать и тем­неть, что оста­вать­ся в нём не хоте­лось (И. Тургенев).

Когда у меня в руках новая кни­га, я чув­ствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, гово­ря­щее, чудес­ное (М. Горький).

Река, вдоль кото­рой мы пошли, то и дело кру­то пово­ра­чи­ва­ла, так что поблёс­ки­ва­ю­щее зер­ка­ло её упи­ра­лось вда­ли то в зарос­ли ивня­ка, то в пес­ча­ный обрыв (В. Солоухин).

Когда я всмат­ри­ва­юсь, мне даже чудит­ся, что я начи­наю видеть на сот­ни, на тыся­чи кило­мет­ров вокруг (М. Бубеннов).

Ранней вес­ной, как толь­ко сой­дёт снег, поле, где была посе­я­на ози­мая рожь, покры­ва­ет­ся соч­ной зеле­нью (Л. Леонов).

Предложения с последовательным подчинением

О слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем подроб­но с при­ме­ра­ми идет речь в этой ста­тье.

Примеры предложений с последовательным подчинением

Приведем еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Время наше­го путе­ше­ствия истек­ло, хотя мы успе­ли прой­ти лишь поло­ви­ну того, что заду­ма­ли (В. Солоухин).

Всё доступ­но чело­ве­ку в этой жиз­ни, если толь­ко страст­но желать, так страст­но, что­бы и жиз­ни самой не жал­ко ста­ло при этом (Л. Леонов).

Известен сучок на ство­ле, на кото­рый ста­вишь ногу, когда хочешь залезть на ябло­ню (В. Солоухин).

Если каж­дый чело­век на кус­ке зем­ли сво­ей сде­лал бы всё, что он может, как пре­крас­на была бы зем­ля наша (А. Чехов).

Видеоурок

СПП с несколькими придаточными

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».

Цель: (учащиеся сами формулируют)

познакомить со СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части.

Общеобразовательные: показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных,

Развивающие: формировать умения различать типы придаточных, работать индивидуально;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.

Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.

Форма проведения: урок смешанного типа.

Тип урока: изучение нового материала.

Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов. Видеоролик. 1,5 мин

2. Разминка 2 мин.

— Урок русского языка сегодня необычный. Давайте обратимся к эпиграфу, который записан на доске. (Учитель читает эпиграф) Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли. Н. И. Жинкин.

— Это высказывание ученого – лингвиста Н. И. Жинкина.

Ребята, для понимания смысла эпиграфа мы должны вспомнить, что такое грамматика?

(Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий с фонетикой и лексикой его целостную систему)

— В чем же смысл этого эпиграфа?

(1. Используя элементы грамматики, мы будем мыслить. 2. Такие элементы, как морфология, синтаксис, лексика, словообразование помогут попасть в сферу мысли и изучить что-то новое. 3. С помощью языка мы выражаем мысли, сам язык и элементы, из которого он состоит, помогают нам в этом).

— Предложите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока, в системе с темами, над которыми мы работали прежде.

(1. Мы изучаем сложноподчиненные предложения, возможно, мы будем использовать такой элемент грамматики, как синтаксис. 2. Это сложноподчиненное предложение, может быть, мы продолжим их изучение.)

— Насколько верны ваши гипотезы, мы проверим в конце урока. Но вы близки.

3. Контрольно-подготовительный этап. 4 мин

— Заполнение слепой схемы.

Повторение видов придаточных предложений

Теперь вернемся к эпиграфу урока.

— Попробуйте составить схему этого предложения.

Сколько здесь придаточных предложений ?

Правильно, в этом предложении два придаточных.

— Скажите, а может быть это предложение с несколькими придаточными? (Да.)

— Какие вы молодцы. Это маленькое открытие и будет нашей темой нашего урока. Давайте зафиксируем наше открытие. Запишем дату, классную работу и тему урока. Сегодня мы познакомимся с видами однородным и неоднородным соподчинения и последовательным подчинения.

Деление на группы по темам подчинения: 1,5 мин.

4. Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова. 1 мин.

— Сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, изучим их новые виды (с несколькими придаточными)

— Но прежде, чем мы приступим к изучению таких предложений, мне хочется, чтобы вы определили свои, важные лично для вас цели урока. С помощью каких действий вы могли бы лучше понять и закрепить эту тему?

— Хорошо, в конце урока мы вернемся к вашим целям и посмотрим, удалось ли вам их достичь.

Работа в группах.

Для начала давайте с вами определим критерии для оценивания наших постеров. Записываются на доске.

Исследовательская работа по группам. 10 мин

1 группа самостоятельно изучает последовательное подчинение

2 группа – однородное соподчинение

3 группа – неоднородное соподчинение

Раздаются листы с новым материалом для усвоения. Отобразить этот материал на постере. Защита в классе.

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)

В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному.

Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз:

( Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится , как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)

Параллельное (неоднородное) соподчинение

Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа. Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)

Подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные – последовательно друг другу.

Долго он шел туда , где светился огонек, чтобы обо всем рассказать.

СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: Он сказал, что , если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так.

Фрагмент видеоурока 3 мин

Составления алгоритма определения вида подчинения 2 мин.

— Я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему и хочу дать вам самостоятельную работу. – 3 мин

1. Возвращаясь домой, она вспомнила, как они встретились, как друзья помогли им подружиться.

2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья. (Когда… ), [ ], (которые…).

3.Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть красоту, которая тебя окружает. [ ], (как… ), (как…).

Если Что
Он овладел им уже в достаточной мере

Человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать
Он станет отступать

Если человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать, что овладел им в достаточной мере, он станет отступать.

Обращайте внимание на свой язык
Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности

Обращайте внимание на свой язык, если хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, который стремиться поднять уровень своей культуры и образованности.

Выступление было интересным
Все должно быть интересным для вас
Вы говорите

Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересно для вас.

Работа с учебником 5 мин.

Выписать по два сложных предложения и определить вид подчинения.

1 группа – упр.226

2 группа- упр.228

3 группа – упр.230

Работа над текстом.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

—Определите тип текста. . ( Рассуждение )

—Определите стиль речи. ( Публицистический )

—Определите основную мысль.

— Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

—Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр.

[ , ( с.сл. как ), ( ли), ], ( насколько ). Однородное и последовательное подч.

прид.изъяснительные прид. изъяснит.

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.

6. Рефлексивный этап урока. 5 мин

— Что у вас получилось?

Теперь давайте вернемся к вашим целям. Кто достиг своей цели? Кто еще не достиг?

— И, наконец, подтвердились ли ваши гипотезы относительно эпиграфа и темы нашего урока?

— Вы все хорошо работали, и я хотела бы поставить такие оценки… 3 мин

Лист оценивания учащихся по проделанной работе

СПП с несколькими придаточными: примеры

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП – это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров)». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми — зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства)». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х ), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х ), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными – примеры это подтверждают – напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3» . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая – причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть – изъяснительная, вторая – цели.

Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части – 2-я и 3-я – относятся к одному слову, отвечают на вопрос «что?» и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и, перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы – правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов – а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х , (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными – примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) – когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, «[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 «. Второй вариант: «[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 «. При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет – отсутствует. Вернемся к первому примеру: «[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 «. Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом «то».

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение? Как связаны между собой части предложения? Зачем нужны предложения с разными видами подчинения? Обо всем этом вы узнаете на уроке. Упражнения, тесты и тренажеры нужно выполнить не только для того, чтобы усвоить тему, но и как средство повторения раздела «Сложноподчиненное предложение».

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Основные виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

1. Введение

Сложные предложения с несколькими придаточными бывают двух видов: первый случай – все придаточные прикрепляются непосредственно к главному; второй – когда первое придаточное прикрепляется к главному, а второе придаточное – к первому и т.д.

Придаточные, которые присоединяются к главному, бывают однородные и неоднородные. Однородные придаточные, так же как однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительной или бессоюзной связью (только с помощью интонации).

[Но грустно думать], что (напрасно была нам молодость дана), что (изменяли ей всечасно), что (обманула нас она).

Составим схему предложения. Задаем вопрос от главной части: грустно думать о чем? что напрасно была нам молодость дана. 1-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос ко второму придаточному: грустно думать о чем? что изменяли ей всечасно. 2-е придаточное – изъяснительное. Задаем вопрос к третьему придаточному: грустно думать о чем? что обманула нас она. Мы видим три придаточных одного вида, к которым задается вопрос от одного и того же слова в главном предложении – перед нами предложение с однородным подчинением (или соподчинением – см. учебник М. Разумовской).

Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий. Два придаточных изъяснительных относятся к одному слову в главном и между собой соединяются при помощи сочинительной связи (союз и). Обратите внимание, что опять задается один и тот же вопрос от одного и того же слова в главном.

При однородном подчинении придаточных возможен пропуск союза и союзного слова: Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все. Зададим вопрос от главного: пусто где? где бодрый серп гулял, пусто где? (где) падал колос. Во втором придаточном предложении где опущено, а между собой придаточные места соединены сочинительным союзом и.

Подчинение может быть однородным и параллельным (неоднородным). Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы и / или зависят от разных слов в главной части, но относятся к одному и тому же главному предложению.

Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). Главное предложение: они не насытили бы всей жажды познания. Задаем вопрос: при каком условии? Если бы мне иметь сто жизней – придаточное условия. Еще один вопрос от главного: жажды какой? которая сжигает меня – придаточное определительное. Мы задали разные вопросы к разным придаточным от главного предложения и от слова в главном предложении. Такая связь называется параллельным (неоднородным) подчинением.

Ко второму типу сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся предложения, в которых придаточные образуют как бы цепочку. Вопрос задается от главного к первому придаточному, затем от первого придаточного ко второму и т.д.

Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). Главное предложение – Она пришла в ужас, от него задаем вопрос: пришла в ужас когда? когда узнала – придаточное времени.Первое придаточное называется придаточным первой степени. Задаем вопрос ко второму придаточному. Узнала о чем? что письмо нес отец – придаточное изъяснительное. Такое придаточное (к которому задается вопрос от первого) называется придаточным второй степени. А связь называется последовательное подчинение.

В зависимости от того, сколько будет придаточных, столько степеней и будет. Иногда при последовательном подчинении одно придаточное находится внутри другого придаточного. В этом случае могут оказаться радом два подчинительных союза: что/если, что/когда, что/ так как и др. Эти придаточные надо видеть и различать. О знаках мы поговорим на следующем уроке.

Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки. Главное предложение: Вода обрушилась так страшно. Задаем вопрос: так страшно в какой степени? что им вдогонку уже летели бушующие потоки – придаточное меры и степени. Летели когда? когда солдаты бежали внизу – придаточное времени. Но вопрос уже задаем от придаточного меры и степени. Это случай последовательного подчинения. Важно понимать, что из чего следует.

В сложноподчиненных предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации: Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила. Главное предложение: тот может считать свою молодость бесследно потерянной. Задаем вопросы: какой тот? кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом – придаточное местоименно-определительное. Следующий вопрос: может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? как бы весело она ни прошла – придаточное уступки. Вопрос снова задан от главного предложения – связь между придаточными параллельная (разные вопросы от одного главного к разным придаточным). Тот может считать свою молодость бесследно потерянной несмотря на что? — сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила – придаточное уступки, вопрос задан от того же главного и тот же, что и к предыдущему предложению (однородное подчинение). Таким образом, в этом предложении мы имеем и параллельное, и однородное подчинение.

Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. Писарев писал о чем? что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична – придаточное изъяснительное. Природа до такой степени богата, сильна и эластична в какой степени? что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки – придаточное меры и степени. В этом предложении последовательное подчинение.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский). Добрый человек не тот какой тот? кто умеет делать добро. Добрый человек не тот, а тот какой тот? кто не умеет делать зла. У нас получилось одно главное, в нем придаточное кто умеет делать добро, а после главного еще одно придаточное. Это параллельное подчинение.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле, такие предложения помогают передать сложные связи между фактами, что является целью научной литературы.

Домашнее задание

Вопросы

1.На какие виды делятся сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными?

2. С помощью чего придаточные присоединяются к главным предложениям?

3. Чем объяснить, что сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными используется в основном в научном стиле?

Упражнение 1. Определите вид связи придаточных предложений в сложноподчиненном.

(1) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она (А. Пушкин). (2 ) Дерсу сказал, что это не тучи, а туман и что завтра день будет солнечный и даже жаркий (В. Арсеньев). (3) Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня (В. Брюсов). (4) Она пришла в ужас, когда узнала, что письмо нес отец (Ф. Достоевский). (5) Вода обрушилась так страшно, что, когда солдаты бежали внизу, им вдогонку уже летели бушующие потоки.(6) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.

Упражнение 2. Задайте вопрос от главного к придаточному предложению, определите вид придаточного.

(1) Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все (Ф. Тютчев). (2) Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с честным и полезным трудом, тот может считать свою молодость бесследно потерянной, как бы весело она ни прошла, сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила.(3) Писарев писал, что человеческая природа до такой степени богата, сильна и эластична, что может сохранить свою свежесть и красоту посреди самого гнетущего безобразия окружающей обстановки. (4) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский).

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

Использованные ресурсы Интернет

1. Репетитор по английскому языку в Санкт-Петербурге (Источник).

2. Подготовка к олимпиаде по русскому языку (Источник).

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. – М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Северян Т.В.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе — к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с» помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать], (что напрасно была нам молодость дана), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она). (А. Пушкин) — [глагол], (союз что), (союз что), (союз что ).

2) [Дерсу сказал], (что это не тучи, а туман) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял) и (падал колос), [теперь уж пусто всё] (Ф. Тютчев). (где ) и (‘), [‘].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) — (союз если ), [ сущ.], (с.слово которая ).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас‘], (когда узнала), (что письмо нёс отец) (Ф. Достоевский) — [ ], (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором ), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное — придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные — придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное — придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные — придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

•1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение — это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что — причину, если — условие, однако — противопоставление и т. д.

В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие — к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожекторавокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) — [ ], [ ].

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] (М. Горький) -[], [],[].

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров)

2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов)

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) — []:[].

2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]. (А. Пушкин) — []:[].

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что. ; глядит (и видит, что). ).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) — [],[].

2) [Чин следовал ему][он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) — [ ] — [ ].

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра][выйти невозможно] (И. Тургенев) — [ ] ^ТТ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector